Научная статья на тему 'Круглый стол: "“азиатские ценности” и современная политика стран АТР"'

Круглый стол: "“азиатские ценности” и современная политика стран АТР" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол: "“азиатские ценности” и современная политика стран АТР"»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 3

А.Н. Карнеев, А.В. Ломанов, О.В. Новакова, П.Ю. Цветов

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ» И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН АТР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 103917, Москва, Моховая, 11

31 мая 2017 г. в Центре изучения современных проблем ЮВА и АТР ИСАА МГУ состоялось заседание круглого стола на тему: «"Азиатские ценности" и современная политика стран АТР». Были рассмотрены два основных тематических блока - влияние «азиатских ценностей» на внутреннюю политику, включая перспективы демократии, и рост присутствия «азиатских ценностей» во внешней политике стран АТР: последствия для региона и всего мира.

С докладами выступили: А.Н. Карнеев «Внутренняя политика, идеология и традиции Китая (2007-2017 гг.)»; А.В. Ломанов «Традиционная культура и внешняя политика Китая после 2012 г.»; П.Ю. Цветов «Влияние традиций и процессы демократизации в странах ЮВА (XXI в.)»; О.В. Новакова «Воздействие традиций на внутреннюю и внешнюю политику Вьетнама».

А.Н. Карнеев в своем выступлении остановился на некоторых особенностях идейно-политических процессов в современном Китае, которые с яркостью проявились в период правления «четвертого поколения» руководителей КНР во главе с Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао с 2002 по 2012 г. Он подчеркнул, что этот повышенный интерес к традиционным ценностям, изучению конфуцианской классики, включению отдельных элементов классических философских текстов в образовательные программы младшей и средней школы Китая можно расценивать как своего рода феномен. В общественном пространстве этого периода возрождение «конфуцианских» и прочих традиционных ценностей зачастую принимало гротескный характер. Например, это проявлялось в коммерциализированном подходе

Карнеев Андрей Ниязович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Китая ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, зам. директора ИСАА по учебно-методическому объединению (УМО) (e-mail: andrei_karneev@mail.ru).

Ломанов Александр Владимирович - доктор исторических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН (e-mail: a_lomanov@hotmail.com).

Новакова Оксана Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории стран ДВ и ЮВА ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра изучения современных проблем ЮВА и АТР (e-mail: oksana_novakova@mail.ru).

Цветов Петр Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент Дипломатической Академии МИД РФ (e-mail: proviet99@mail.ru).

к изучению философской или исторической классики либо в обращении представителей экономической или политической элиты к разного рода «учителям» и «наставникам», якобы владеющими некими сверхспособностями, основанными на древнем знании.

Докладчик также отметил, что при нынешнем руководстве во главе с Си Цзиньпином, которое пришло к власти в 2012 г., наблюдается определенное сужение пространства для пропаганды традиционных ценностей на фоне серьезных усилий, предпринимаемых верхушкой партии и государства по укреплению легитимности КПК и налаживанию ее более тесных связей с «массами». На первое место вышла необходимость «еще раз подтвердить, что Китай не меняет цвет знамени». Впрочем, обращение к богатой культурной традиции продолжает оставаться частью официально пропагандируемого лозунга «великого возрождения китайской нации».

А.В. Ломаное в своем выступлении сосредоточился на характеристике ценностных измерений внешней политики Китая при власти Си Цзинь-пина, подчеркнув, что нужно обратить внимание на сложность процессов возвращения к китайской традиционной культуре при одновременном укреплении позиций нормативной идеологии социализма с китайской спецификой. Он отметил, что если в предыдущее десятилетие популяризация традиционной культуры происходила вне сферы официальной идеологии, то в настоящее время она превращается в ее составную часть. Со времени провозглашения в 2012 г. на XVIII съезде КПК набора из 12 «сердцевинных ценностных воззрений» и последующей широкомасштабной кампании по их пропаганде, вопрос о характеристике «китайских ценностей» переместился из сферы культурологии в область практической политики. Си Цзиньпин в ходе зарубежных визитов (особенно заметно это было в 2013-2014 гг.) прилагает большие усилия, для того чтобы рассказать иностранцам о ключевых достоинствах китайской традиционной культуры и ее возможном вкладе в будущее развитие мировой цивилизации.

По мнению А.В. Ломанова, внутренние и внешние аспекты пропаганды китайских ценностей обретают тесную взаимосвязь. Это подтверждается тем, что в выступлениях китайского лидера регулярно появляются упоминания об обществе «великого единения» (датун), описанном в древней конфуцианской традиции и ставшем в Китае в новое время синонимом западных идей социализма и коммунизма. На официальном уровне, по мнению докладчика, Китай провозглашает цель создания «сообщества судьбы человечества», способного объединить все страны мира, и эта концепция резонирует с идеалом «великого единения». Во внешнеполитической риторике Пекин использует категории раннего конфуцианства, когда обещает не только заботиться о «выгоде» для Китая, но и следовать «долгу» перед соседями и мировым сообществом даже в тех случаях, когда ради этого нужно будет пожертвовать «выгодой». Провозглашенная в 2013 г. китайская инициатива «одного пояса, одного пути» предполагает не только строительство объектов инфраструктуры и промышленности. Неотъемлемой частью проекта являются осуществление гуманитарной «стыковки людских сердец», разрушение барьеров между цивилизациями. А.В. Ломанов

подчеркнул, что дальнейшие усилия Пекина по реализации этих планов будут способствовать продвижению китайской культурной традиции и китайских ценностей в страны Евразии, в том числе в Россию.

П.Ю. Цветов в докладе озвучил анализ проблемы использования универсальных ценностей и их сочетания с традиционными ценностями во внутренней и внешней политике стран, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В подавляющем большинстве стран АСЕАН на уровне конституций и подобных государственных актов, равно как и в совместном документе «АСЕАН 2025: вместе в будущее», подтверждается приверженность этих государств общепринятым нормам либеральной демократии. В большинстве стран даны формальные гарантии гражданских свобод и прав. Вместе с тем реальная практика дает основания констатировать, что в ряде стран существует разрыв с декларируемой приверженностью демократическим принципам. Зачастую это объясняется приматом местных традиций.

Развивая свою мысль, докладчик показал, что во внешней политике стран АСЕАН на первое место поставлены принципы международного общежития, зафиксированные в Уставе ООН и других документах современного международного права - проведение политики мира и добрососедства, уважение суверенитета и территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела других стран. Это созвучно азиатской доктрине «Панча шила», ставшей особенно популярной в 1950-е годы, хотя сегодня ссылки на нее в документах стран АСЕАН встретить трудно.

Создается впечатление, что универсальные принципы политики стран АСЕАН декларируются главным образом в расчете на внешнего потребителя, а именно для либерального Запада. По мнению докладчика, в каждой стране появляется собственная интерпретация этих принципов.

О.В Новакова в своем выступлении остановилась на анализе сложных проблем современности: вызовах XXI в. - транснациональной глобализации, императивах модернизации и связанных с ними относительной открытости Вьетнама и имиджа страны в глазах мирового сообщества. Все это, по ее мнению, определило новую политику КПВ, где присутствуют элементы терпимости и компромисса. С провозглашением политики «обновления» (декабрь 1986 г.) получил право на существование вьетнамский социализм с национальной спецификой. В экономике это был поворот к рыночным отношениям, в идеологии - к традициям и к включению их в политический «багаж» партийного истеблишмента.

Говоря о значении традиций, докладчик отметила, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. их роль во Вьетнаме заметно возросла. По ее мнению, целью обращения к национальным традициям и историческому прошлому является стремление руководства обеспечить стабильность общества, избежать резких перемен в государственной политике. Итоги XII съезда КПВ (январь 2016 г.) подтверждают, что приоритетным направлением остаются сохранение влияния Компартии, а также ее монополия на власть.

Продолжая анализ указанных процессов, докладчик отметила, что использование традиции весьма эффективно помогает смягчать действие

слепых сил рынка, снижать социальные издержки реформ и отвечать на современные вызовы. В идеологии вьетнамских властей проявляется тенденция возвеличивания прошлого, и это отражается в проводимой политике, особенно у той группы в руководстве, которую условно можно назвать «консервативной». Именно эта группа в наибольшей степени, по мнению докладчика, тормозит проведение либеральных рыночных реформ, опасаясь непредсказуемых последствий. Но полный поворот вспять в этой сфере невозможен в силу различных обязательств Ханоя по международным договорам. Однако курс вьетнамского руководства делает все более призрачными ожидания перехода от экономического роста к политической либерализации западного образца.

Состоялась краткое обсуждение докладов. Доцент ИСАА МГУ В.В. Бойцов отметил, что в КНР, как и во многих других странах Восточной Азии, основным вопросом внутренней политики по-прежнему остается земельный вопрос.

Доцент ИСАА МГУ А.М. Дубянский подчеркнул, что уровень развития демократии в Индии идет параллельно с оживлением внутри страны древних индийских традиций, не ущемляя при этом парламентскую демократию Индии. В этом заключается, как считает докладчик, отличие индийской политики от усилий Китая по продвижению своей культуры и ценностей в другие страны.

Профессор Н.Н. Бектимирова (ИСАА МГУ) подвергла сомнению характеристику патронно-клиентельной системы в деревнях современного Китая как «традиционной ценности».

Доцент МГИМО (У) Е.А. Яковлева и доцент ИСАА МГУ И.Н. Липилина, развивая тему различия уровней демократии в странах ЮВА, подчеркнули специфический характер демократии в Лаосе, а также особые отношения двух соседних стран - Вьетнама и Лаоса.

Andrey N. Karneev, Alexander V. Lomanov, Oksana V. Novakova, Peter Yu. Tsvetov

ROUND TABLE "ASIAN VALUES" AND CONTEMPORARY POLITICS IN THE PACIFIC RIM COUNTRIES

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

About the authors: Andrey N. Karneev - Ph.D (History), Deputy Director of the Institute of Asian and African Studies, Moscow State University (e-mail: andrei_karn-eev@mail.ru); Alexander V. Lomanov - D.Sc. (History), RAS Professor, Chief Research Fellow at the Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences (e-mail: a_lomanov@hotmail.com); Oksana V. Novakova - Ph.D (History), Associate Professor at the Department of History of Southeast Asia and Far East, Head of the Center for the study of Contemporary Far East and Southeast Asia, Institute of Asian and African Studies, Moscow State University (e-mail: oksana_novakova@mail.ru); Peter Yu. Tsvetov - Ph.D (History), Associate Professor of the Diplomatic Academy of the MFA of Russia (e-mail: proviet99@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.