Научная статья на тему 'Круг жизни в свете фольклорной этиологии'

Круг жизни в свете фольклорной этиологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круг жизни в свете фольклорной этиологии»

Ольга Белова

(Москва)

Круг жизни в свете фольклорной этиологии

Этиологические легенды и сказки, повествующие о происхождении мира, человека, природных объектов и культурных реалий, а также о возникновении обычаев, предписаний и социальных институтов, определяющих уклад жизни человеческого общества, представляют собой относительно малоизученный корпус текстов, серьезный научный интерес к которому возник лишь в последние десятилетия. Однако, как показывает богатый материал, представленный в публикациях фольклорных текстов Х1Х-ХХ1 вв. и постоянно фиксируемый в ходе полевых исследований в самых разных регионах славянского мира, этиологический дискурс продолжает бытовать и в современном фольклоре, с одной стороны, сохраняя архаические сюжеты и мотивы, а с другой - отражая реалии нового времени.

Корпус этиологических сюжетов отвечает практически на все вопросы «почему?» относительно происхождения мира и человека, мироустройства в целом и обустройства социального общежития в частности, формирования системы ценностей, нравственных установок и моральных устоев в обществе. Не остается без внимания и сфера жизни человека - от рождения до смерти, при этом сюжеты легенд сосредоточиваются не только на этиологии тех или иных жизненных параметров (физические возможности человека, физиологические трансформации тела и т.п.), но и на объяснении особенностей обрядово-ритуальной системы, оформляющей круг жизни каждого человека.

В данной работе мы попытаемся проанализировать некоторые этиологические сюжеты народной прозы в русле предложенного в этнолингвистическом словаре «Славянские древности» подхода, со-

гласно которому «жизненный путь человека описывается в словаре в двух его главных и взаимосвязанных аспектах - онтологическом, бытийном (возраст, пол) и ритуальном (обряды жизненного цикла), каждый из которых реконструируется через систему мифологических представлений и описывается через семантические категории, лежащие в основе традиционной картины мира. <...> Второй аспект предполагает анализ основных этапов и главных "точек" жизненного пути, их мифологического осмысления и символики, а также важнейших обрядов жизненного цикла во всех их параметрах.. .»И

Базой для нашего исследования стал составленный нами в соавторстве с Г.И. Кабаковой предметно-мотивный указатель русских этиологических сюжетов2: опираясь на этот свод, мы имеем возможность сравнить материал русских легенд с другими традициями (в первую очередь восточнославянскими), выделив при этом общий сюжетно-мотивный корпус и прояснив географию распространения наиболее частотных сюжетов. Как показывает материал, этиологических сюжетов, связанных с кругом жизни человека, не так много, но они составляют определенный костяк, на который опираются и на основе которого развиваются темы, которые так или иначе соотносятся со сферой человеческого. Помимо сюжетов, связанных с так называемой первичной этиологией (происхождение человека, трансформация его телесного облика и физических возможностей, происхождение смерти, определение срока человеческой жизни), в этот корпус входят сюжеты, объясняющие происхождение обрядов и праздников, появление различных социальных институтов, распределение социальных ролей и статусов, то есть явлений и понятий, показывающих «лицо» социума в его развитии.

В текстологическом плане интересно, что этиологические сюжеты, связанные с концепцией «бытия», обусловлены книжно-библейской традицией (апокрифы) и могут отражать инокультурные сюжеты (усвоенные славянским фольклором через памятники книжности или напрямую в результате этнокультурных контактов). В этом плане особо интересен пласт так называемых редких этиологий (которые, возможно, являются результатом заимствований); анализ этих сюжетов может дать ценный материал для изучения, например, славяно-еврейских фольклорных связей3.

Этиологические тексты, посвященные человеку и этапам его жизни, отражают два временных пласта: сюжеты одних легенд относят-

ся к мифологическому времени (сотворение мира и человека в «изначальные» космогонические времена), другие повествуют о времени как бы историческом, в котором происходят изменения в уже сформировавшемся социуме, и трансформации затрагивают уже имеющиеся в наличии обычаи, относящиеся к жизненному циклу человека.

В данной статье мы проанализируем некоторые особенности этиологических тестов, отражающих, с одной стороны, «первичные этиологии», то есть понятие о том, как возникает сфера человеческого (включая самого человека), а с другой - те частные изменения, которые становятся значимыми для «человеческого века» на разных его этапах.

«Первичные этиологии»

В этиологических текстах, рассказывающих о сотворении человека, наиболее важными мотивами, относящимися к теме круга жизни, являются мотивы творения первых людей, человека как наиболее ценного творения, соотношения в человеке духовного и телесного начал.

Легенды о первотворении, отразившие архаические дуалистические представления о причастности к сотворению человека двух практически равноправных начал - доброго и злого, содержат некоторые мотивы, подчеркивающие особый статус человека на фоне всех иных творений.

Так, в русской легенде создание человека приурочено к первому этапу творения, когда земля создается из песка, поднятого дьяволом со дна морского по заданию Бога; при этом подчеркивается, что человек также был создан из той самой доли песка:

Сошлись как-то Бог и дьявол. Бог спрашивает дьявола: «А можешь ли ты сделать чудо? Сотвори мне человека из песку». Сатана взял с середины морского дна горсть песка. Песок рассыпался. Бог взял в троеперстие песка и сделал из него человека, из ребра которого потом создал он Еву. Так был создан первый человек4.

А в одной белорусской легенде землю со дна моря достает по велению Бога не черт, а ангел, и именно из этой земли сотворены Адам и Ева5.

Народные легенды отражают также идею о том, что человек является наиболее ценным творением Бога и потому (в разрез с каноническим библейским сюжетом) создан прежде всех иных творений:

Сделали их обоих разом, Адама и Еву. Бог жа с зямли их злепил. А тады дау йим разум, дау йим усё, а тыд ж сделал зямлю, что на зямли? Надо людей. А тады - у шесть дней он всё сотворял Господь, у шесть дней. Сперва во их сделал, а у шастым дню звярей сделал, всяких звя-рей. А звери только что яны разумны, но яны... цчеловек над ими... он сказал: «Над вами будет хозяин цчеловек», - зверям. [Людей] з глины будто злепил. Как в церкви: «Взято с зямли, и идешь у зямлю». Но ето так коли по-божжему, то всё равно душа твоя бессмертна, так пишуть.. ,6

Современные фольклорные легенды отражают также идею о том, что мужчина и женщина были сотворены одновременно, из одного материала:

[Кто такие Адам и Ева?] Первобытные люди. Бог же зляпил Еву ти Адама, а ж надо ему и пару. И другую зляпил. Адам етый ел яблоко, вот и у его застряло. Вот у его тут. [Из чего Бог людей слепил?] Из глини, говорять, с какой там7.

С мотивом одновременного творения первой пары людей связан редкий для славянского фольклора мотив повторного творения (или переделки) человека (первый опыт почему-то не удался):

[А из чего Бог человека создал?] Из глины. Ее много же, и он решил попробовать. И он один раз слепил, да ему не понравилось что-то. Так он второй раз лепил. А женщину он решил уж не из глины делать, а из него (из человека). Ну, чтобы она ему подчинялась. И ведь как хорошо им жилось в раю8.

Устная традиция сохранила также сюжет о сотворении первого человека (Адама) из природных стихий, восходящий к книжной традиции (ср. апокрифы о сотворении Адама из восьми различных стихий «От колика части сотвори Бог Адама», «Вопросы, от скольких частей создан был Адам»: Бог берет от земли - тело, от камня - кости, от моря - кровь, от солнца - глаза, от облака - мысли, от света -свет, от ветра - дыхание, от огня - теплоту9). В рассказе, записанном в конце XIX в. в Рязанской губ., говорится о создании Адама из девяти «природных» частей:

Бог сотворил человека Адама из девяти частей: тело - от земли, кость - от камня, кровь - от огня, волосы - от дерева, дыхание - от ветра, зрение - от солнца, мысль - от облака, речь - от моря и душа - от Бога; величиною человек был создан в 15 локот. Когда Бог образовал человека и оставил его без души до другого дня, тогда дьявол пришел к бездушному телу и своими пальцами истыкал его. Пришел Господь с душою и, увидав, что тело Адамово истыкано, сказал: «Зачем ты, дьявол, надругаешься над моим созданием?» - «Это, Господи, я вкладываю в него болезни, чтобы он тебя не забывал...» И вложил Бог душу в тело Адамово10.

Сюжет сохраняется и в современной фольклорной традиции:

[Как человек создан был?] Бог по частям ото всех взял, ну от всего. И от воды чуть-чуть, и от земли, от камней, от травы с деревьями, от солнца что-то. Мне мама про это говорила, а ей про то, кажется, священник. И вот Бог от всех взял и думает: а внутрях-то человека что будет? И душу он уж от себя вложил. Это Бог так Адама создал11.

Тело первочеловека, собранное из природных стихий, в свою очередь может послужить материалом для дальнейшего творения. Так, в одной современной белорусской легенде говорится о разбитом теле некоего великана (статуе), из частей которого «образовался» целый куст деревень:

Некал1 статуя была, ну вот як у нас некал1 Сталш стаяу, статуй паставЫ гшсовую, [ яе разбшь.. <...> Яе узял1 разбЫ, як у пушку усёрна упусцЫ, яна як бухнула. I дзе што нашт, там вёску паставЫ. Вот е Рудковiчы, Грудкав1чы... <...> [Рудковичи] Рую. Пузава некал1 было, у нас Цыцкавiчы, што нашт, Чарапы - чэрап галавы нашт там. Галавачы - галава тожа. Горнаушчына - вродзе ад грудз^ Пузава -пуза. I Зубю ёсь, мы мяжуемся з 1мь Яно разбшася тут недалёка. <...> Гэта дужа дауно была <.. .> можа, пры Кацярыне...12

Отметим, что мотив статуи (в том числе огромной) достаточно устойчив в этиологических легендах:

Шол по земле Господь Бог, а с ним дьявол. Ну, тот, который людей сомущает, и здумал он и Бога сомустить. И так и шли они. Им на путе стречатца куча земли. «Кто, - говорит дьявол, - из нас сильне, ты али я, покажем свою силу». Взял землицы, плюнул на нее, в руках повалял и сделал вроде как статуй, человека обрисовал. «Вот видишь, он на меня находит (похож)», - говорит дьявол Исусу Христу. Ну, подошел Исус

Христос к етой статуе. А она на полу лёжит. Дьявол не мог ее уставить, штоб стояла. Так подошел Исус Христос, взял капочку самую земли на ладонь, на руку-то, маленько слюней спустил, размешал эту грязь, да по губам и помазал этому-то статую. Потом в лицо дунул - дух доспел. Статуй-то и оживел, стал, поднялса и пошол. Дьявол-то улетел. Тело-то в нас дьяволово, от земли, а душа-то Богова. Она завсегда и после смерти уходит к нему обратно на небо13.

Для сравнения приведем болгарскую легенду о сотворении первого человека, записанную в 1983 г.: ангелы под руководством дьявола создают первого человека из земли по шаблону, данному Богом. Бог дает им образец, согласно которому получается громадная фигура высотой 70 метров - «един паметник като другаря Димитров»14. Наделить это произведение душой смог только Господь, потому что «компетентности» ангелов на это не хватило. Но дьявол отказался поклониться этой внушительной фигуре, потому что сам дьявол был создан Богом из огня, а человек (даже в виде величественного монумента) - из земли...

По-прежнему особняком среди славянских этиологических текстов стоит легенда из Галиции о «людях из яиц»: после смерти Ева навечно обречена нести в день столько яиц, сколько людей в этот день умирает на земле. Бог разрезает эти яйца на половинки и бросает на землю. Из одной половинки рождается мальчик, из другой -девочка. Когда они вырастают, они женятся. Но если одна половинка упадет в море, а другая на землю или одну половинку «зьзисть якш зьвир», то человек никогда не находит себе пару15.

Кроме нарративов, опирающихся на библейские рассказы о творении, существуют единичные легенды, которые отражают мифологическую картину мира, не имеющую ничего общего с Библией. Такова версия из Витебской обл., где сотворение рода человеческого происходит без участия Адама:

Выган вялт... Неяк расказана... ат веку была ета. Жывога рябёнка

найшл1 маленькага, [ тады свет завёуся. А хто найшоу, як гэта - не пом-

16

ню .

К числу «первичных этиологий» можно отнести также сюжеты о трансформации тела первых людей, в результате чего они стали подобны людям настоящего времени (легенды о появлении «адамова яблока» (кадыка) на горле у мужчин и грудей у женщин, о наде-

лении первых людей гениталиями, о лишении первых людей хвоста, шерсти, роговой оболочки, покрывавшей тело), сюжеты об утрате некоторых физических возможностей, которыми первые люди обладали (например, умение ходить сразу после рождения, отсутствие у женщин месячных), и об «изначальных» чертах характера (например, хитрость, хвастливость и вертлявость женщины, созданной из хвоста черта или собаки)17. Некоторые из этих сюжетов активно бытуют и в современной фольклорной традиции, что подтверждается неоднократной их фиксацией во время полевых исследований в различных регионах; эти сюжеты могут также встраиваться в контекст лечебно-магических практик18.

Этиология жизненного цикла: жизнь - смерть

Легенды о миротворении, повествуя о создании человека и иных живых существ, обрисовывают «начало начал», создание жизни и ее дальнейшее развитие. Но логично было бы задаться вопросом: сколь длительными предполагались жизненные процессы и как мыслилось их завершение (если мыслилось вообще), а также как решает проблему смерти народная этиология?

Над взаимодействием жизни и смерти как двух взаимообусловленных понятий размышляет фольклорная паремиология, пытаясь объяснить некоторые парадоксы. Так, обращаясь к библейским образам, устная традиция старообрядцев Верхокамья демонстрирует «диалог» жизни и смерти в следующих загадках: «Родился да не умер (Енох, Илья)», «Не родился да умер (Адам)», «Родился да не умер (жена Ноя/Лотова превратилась в соляной столб)»19.

Очевидно, что в фольклорно-мифологической картине мира жизнь и смерть неразрывно связаны, но есть потребность объяснить, как Творец (вечная сущность по определению), создавая человека по своему подобию, уготовил ему невечное существование, предопределив конец всякой земной жизни.

Согласно легендам, записанным у украинцев Верховины, человек изначально был создан для вечной жизни, но потом в мир пришла смерть, и теперь, как бы жизнь ей ни сопротивлялась, смерть все равно одерживает победу; люди стали смертными, когда поддались на провокации мифических «ночниц», которые по наущению смерти

и голода стали внушать им злые помыслы: люди нарушали моральные нормы, бросали на землю хлеб и т.п.; их грешные поступки придали смерти силы, и она, спустившись с высоких гор, где обитала до этого, и вооружившись косой, вышла на свою «жатву»20.

По другой легенде, записанной в конце XIX столетия в Екатери-нославской губ., изначально смерти в мире не было, людской век прерывали страшные псоглавцы, и люди сами попросили Бога послать им вместо этих чудовищ Смерть с косой:

...Було таке времня, шо не було смерть Тод1, за мшто смерта, жили, кажуть, песиголовщ, з одним оком. Було, песиголовщ пшмають чоловжа, за закинуть ёго в яму, тай годують ёго конфетами, та пряниками, поки стане гладкий як свиня <...> в1зьмуть тай ззгдять чоловжа. Стали тод1 люди Бога просить, щоб послав на 1'х лучче смерть. Бог зми-лостився [ послав смерть з косою. Заходилась тод1 смерть бити песи-головщв, { давай 1'х переб1рать, чисто 1'х позводила з свггу21.

Но откуда же появилась в мире смерть? Видимо, и ее нужно было создать, чтобы человеческий век замкнулся в круг (первое рождение, первая жизнь, первая смерть). Легенды логично связывают появление смерти с первым человеком Адамом и с его потомками:

Когда Адам, после его изгнания из рая, примирился с Богом, то дьявол задумал отомстить ему. У Адама родилась дочь. Дьявол стал внушать ей оказывать неповиновение к родителям. Адам проклял дочь и хотел умо рить ее голодом: он не давал ей есть и не давал земли, от которой она могла бы кормиться. Она так похудела, что остались одни кости, но умереть ей дьявол не дал, пока она сама всех не переморит. Умрет смерть только тогда, когда не останется на земле ни одного человека. От ней и дьявола народилось много смертей, которые есть не что иное, как ее дочери22.

В этой новгородской легенде содержатся оригинальный мотив проклятой дочери Адама, ставшей смертью, а также редкий для славянской традиции мотив множественности смертей. Приведем для сравнения свидетельство из Полесья о том, что раньше было три смерти, а теперь осталась людям лишь одна смерть - «телесная»: «Кались было три смерти: духовная, телесная и вечная. Вечную и духовную Бог атнял, а телесная адна асталась»23.

В одной смоленской легенде говорится о существовании «неправильной» и «правильной» смерти. Первая не оправдала доверия Бога, пропустив в рай «окаянного» (дьявола), за что была изгнана

и родила от дьявола трех дочерей; вместо отступницы Бог сотворил «правильную», «верную» смерть, которая и до сего дня забирает человеческие жизни24.

Считается, что смерть приходит к каждому в свой час и избежать его невозможно. Однако бывают ситуации, когда со смертью можно договориться, отсрочив таким образом свой последний час25. Об этом - история «Как мужик смерть прогнал», записанная на смолен-ско-витебском пограничье:

[ВСР:] Ну, а я, что я вам расскажу. Про Лександру [смеется]. Как ён смерть прогнал [смеется]. <...> Значить, жил у Поймишша такий Лек-сандра. Я его знаю <...>. На войну его не брали. Потому что ён уже был стар. И вот однажды спить он, уже война окончилась, и вот это всё -хомуты чинить, обротья, бабы ж пахали всё, му... мужиков не было. Погибли все. Одны бабы осталися. <.. .> Ну и вот, этот Лександра, говорит, ляжу. Вроде бы не сплю. Вроде бы и дверь не открывалася. Открыл глаза - гляжу, стоит такая красивая девка передо мной, волосы чёрные такие.

[ЕСС одновременно:] Чёрные.

[ВСР:] Голубая косынка, говорит, так один конец туда закинут. Да. Стоить. Я говорю: «Что ты вот это. стоишь? Что ты пришла?» А ёна говорить:

- А ты не знаешь, кто я?

- Знаю, ты смерть. Так а чево ты ко мне пришла?

- А я пришла за тобой.

А ён говорить ей:

- А ты ж вот подумай, ты мене заберешь - ты осиротишь усю деревню. Всю деревню осиротишь. Бабы останутся ни с чем, ни одного мужика больше нету в деревне, только я. И останутся бабы ни с чем. Как оны поедут на поле? То хомут порвался, то оброть порвалась, то то, то сё. Да. И что ты больше Лександру нигде не найдешь? - на ея. - Пошла б как ты знаешь куды? - и на три буквы. Всё. И не смей ко мне пока приходить. Не смей. Иди, Лександров по свету сколько хошь, найдешь ты Лександру. Говорить, повернулась она, как хлопнула дверям. Как заходила ёна в дом, ёна. и он не чуял, а как ужо выходила, гърить, как хлопнула дверям, так у окошке вывалилась шибинка. Там после войны хатки такие были. Вывалилась шибинка стеклянная, упала. И я это всё слышу, но я, гърит, не встал. Долежал до утра, развиднело, всё. Всё закрыто, всё на крючках. И хата, и коридор. Так.

[ЕСС:] И смерть ушла.

[ВСР:] Смерть ушла, но шибинка ляжит на полу. Вы. вылезши всё равно. Выпала шибина. Вот. Вот эта не сказка, это было наяву, это наяву было. Сам рассказывал человек. И говорить, я вроде бы не спал. Просто лежал так. Вдруг, говорю, гляжу, стоит передо мной женшши-на. [А как он не испугался ее?] Нет, не. Знаешь, говорит, иди-ка ты вон туда-сюда. [И долго он прожил после этого?] Года три-четыре прожил, наверное.

[ЕСС:] Умер, только мы не знаем. Я уже забыла когда.

[ВСР:] Года три-четыре прожил он после этого. [Это он сам рассказывал?] Это ён сам рассказывал нам, усем, мы ж тут усе в деревне жили возле его. [Как она выглядела?] Вот ён и говорит - красивая, молодая, чёрная женшшина, волосы длинные, косынка голубая. Шарф. Так вот, закинут сюды, на плячо. [А одежда?] Ну, одежда я не знаю, не сказал ён, какая. [Как он узнал, что это смерть?] А ён говорить: «Что ты стоишь, глядишь на мене?» А ёна говорить: «Что, ты не знаешь, кто я?» А ёна... а ён говорить: «Знаю, ты - смерть. Только смерть бывает некрасивая, страшная, а ты красивая», - на ея. «Но ты мене не забирай, знаешь что, иди-ка ты вон туда и туда». [А почему она красивая была?] Была красивая. Молодая и красивая26.

Сходный сюжет был записан у старообрядцев Верхокамья:

Одна женщина говорит: пришла старуха и говорит, ты скоро помрешь. И та просила: у меня робята не выращены и внучата много, так померла в другой деревне другая женщина. Вот ей смерть приходила, а как выглядела - не знаю я. Смерть ей отсрочила27.

С сюжетом о появлении смерти тесно связан и сюжет о первых похоронах; при этом этиологические легенды объясняют, не только как люди научились хоронить мертвых, но и обращают внимание на некоторые особенности погребального обряда.

Легенда, записанная в начале XX столетия в Сибири, воспроизводит книжно-апокрифические мотивы о погребении первого покойника (Авеля), восходящие к «Толковой Палее» (птицы показывают Адаму и Еве, как похоронить Авеля), и о «рукописании Адама»

(Адам отдает сатане мертвых людей в обмен на право возделывать

28

землю) :

Первые люди - Адам и Ева - были безгрешны и бессмертны и жили в раю, или в прекрасном саду. Но они недолго пробыли в этом блаженном состоянии, они согрешили и преступили заповедь Божью тем, что скушали по яблочку с запрещенного древа в раю. За это Бог изгнал лю-

дей из рая, и люди сделались смертными. У Адама было много детей -сыновей и дочерей: старшего сына звали Каин, а второго Авель. Как звали остальных сыновей и дочерей Адама, то неизвестно. Каин пас скот и занимался охотой; он мало жил дома, все больше бродил по лесам и болотам и перегонял свои стада с одного места на другое. Авель же жил при доме своего отца и занимался хлебопашеством.

Однажды Каин и Авель стали приносить Богу жертву: Каин заколол барана, а Авель принес плодов. Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял. Позавидовал Каин своему брату Авелю и убил его. И вот в семье первого человека появился первый покойник. И не знают люди, что же делать с покойником и куда его девать. Люди еще не умели рыть могилы и зарывать покойников в землю.

Задумались Адам и Ева и вдруг увидели: прилетели две птички и стали между собою драться; одна птичка забила другую насмерть, и мертвая птичка покатилась на землю. Тогда живая птичка лапками вырыла в земле ямку, затащила туда мертвую птичку и лапками же стала загребать землю и засыпать убитую, и так ее погребла, и сама улетела. Тут только Адам и Ева сообразили, что надо делать с их покойником, и научились зарывать мертвых в землю.

Взял Адам заступ и начал рыть в земле могилу для сына своего Авеля. Вдруг явился Сатана и сказал Адаму: «Зачем ты копаешь землю? Земля моя!» Адам ответил Сатане: «Нет, земля не твоя, а моя, мне Бог ее благословил и повелел мне охранять ее и возделывать».

Заспорили Адам с Сатаной и долго спорили, наконец Сатана и говорит Адаму: «Ну, давай с тобой любовно сойдемся и миром поделимся: все живые люди будут твои, а мертвые люди будут мои». Адам думает: «Какой толк в мертвом теле? Пускай Сатана берет мертвых людей, а мне оставит живых, из-за мертвых людей не стоит ссориться и спорить с Сатаной». И согласился Адам на предложение Сатаны и принял раздел. Сатана опять говорит: «Давай мне твое рукописание в том, что ты принял такой раздел». И Адам дал Сатане свое рукописание.

С этого времени пошло так, что все люди - и праведные, и грешные - после их смерти попадали в ад во власть Сатаны. Лишь Иисус Христос после своей крестной смерти, сойдя в ад, там разодрал рукописание Адама и вывел праведные души из ада в рай29.

Другой рассказ, зафиксированный на русско-белорусском погра-ничье, объясняет обычай сажать на могилах деревья, связывая его с погребением Адама, который заснул смертным сном; через пять дней Бог дает зерно, его кладут Адаму в рот, из зерна вырастает дуб, корни которого находятся на поверхности, а при попытке обкопать

их земля превращается в камень; с тех пор повелось, что мертвых надо закапывать в землю и сажать на могилах деревья30.

Итак, человеческая жизнь неминуемо должна прийти к концу. Вечная жизнь, согласно народному мировоззрению, скорее нежеланная аномалия, чем привилегия: так, отказывается от воскрешения

31 32

Адам , а «вечным жителем» становится проклятый дочерью отец .

«О людях нынешних»: этиология жизненных этапов и обрядов жизненного цикла

Жизнь человека, согласно фольклорной этиологии, оформляется всего несколькими сюжетами, заостряющими внимание на особо значимых, философских вопросах бытия: каков срок человеческой жизни,33 почему люди не знают времени своей смерти,34 почему перестали убивать стариков, а стали их уважать и почитать?35 - но именно эти сюжеты до настоящего времен оказываются востребованы устной традицией, не теряя своей актуальности.

Не менее важны для осмысления устройства социума сюжеты, посвященные этиологии обрядности и жизненного уклада, демонстрирующие переход от хаоса к космосу, от мифологического времени к времени историческому. Так, согласно легенде из Ловешкого края (Болгария), первые люди на свете были «дикие» - у них не было ни церквей, ни обрядов: крестин, венчания, отпевания. Когда они умирали, то превращались в вампиров и волколаков (оборотней), как и положено грешникам и нечестивцам36.

Оказывается, что некоторые особенности обрядов жизненного цикла обусловлены непосредственно первотворением. В болгарской легенде мотив сотворения мужчины из земли и женщины из левого ребра служит объяснением этиологии обрядов: человека хоронят в землю, а при венчании жена стоит слева от мужа37. По гуцульским поверьям, в доме, где находится мать с новорожденным младенцем, для их безопасности всегда должен гореть свет, потому что когда-то, чтобы завладеть родом людским, «бвда» или «сотона» (черт, сатана) в темноте подменила первенца Адама и Евы своим детенышем. Дабы не повторилась столь страшная ошибка, и ввели обычай никогда не гасить свет там, где находится некрещеный младенец, чтобы он не стал добычей нечистой силы: «Ввд цего чьису, докив шьи дитина

ни ршьина (не крещена. - О.Б.), то вже люде в'одно сьвпъи сьвггло тай ни держьи довго нершьиного»38. Таким образом, народная легенда не только включает апокрифический мотив в контекст актуальных верований, но и предлагает своеобразную этиологию обряда, который якобы коренится в глубокой библейской древности.

Народная этиология постулирует обязательность основных обрядов жизненного цикла, апеллируя к авторитету Библии. Так, по мнению старообрядцев Верхокамья, законный брак обязателен, а рождение вне брака - вещь предосудительная:

А ведь вот жениться обязательно надо, замуж надо - Мария, вот ведь она, обручали ее ведь с Иосифом, она родить-то надо ей стало, так ведь обручили-то ево, потом она как обрушная уже родила, за то ведь и девицам-то и нельзя рожать39.

Отсутствие на протяжении жизни у некоторых людей пары народная традиция также объясняет прецедентом начальных времен. По украинской легенде, у Адама и Евы было семь сыновей и восемь дочерей, которые женились между собой, что в начале света не считалось грехом. От той сестры, что не имела пары и рожала детей от всех братьев, произошли впоследствии одинокие девушки-матери («девчата без пары»)40.

Что касается общественного уклада (гендерное неравенство, подчиненное положение женщины и отсутствие у нее прав), то и для этой области находятся соответствующие этиологические сюжеты.

Женщины подчиняются мужчинам, потому что Ева была создана после Адама, и не из глины, а «из человека»; потому что однажды негостеприимная хозяйка побила Христа и апостолов Петра и Павла, остановившихся у нее на ночлег41 (по этой же причине на свете не стало «бабского права»42). Женщины носят фартук и обязаны мужьям ноги мыть, потому что когда-то сам Христос «заткнул полотенце за пояс, как фартук, и каждому апостолу омыл ноги и вытер поло-тенцем»43. Женщина лишена досуга за то, что не показала дорогу Богу (страннику) или неучтиво ответила ему; а у мужчины, который доброжелательно обошелся со странником, всегда есть свободное

44

время .

Большинство рассмотренных в этой публикации этиологических сюжетов и мотивов принадлежит к корпусу общеевропейских, что является свидетельством того, как во многом сходно смотрят разные

народы на жизненный путь человека и на все то, что ему на этом пути встречается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 Толстая С.М. Mир и человек в словаре «Славянские древности» // Навстречу Третьему Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сборник научных статей / Сост. и отв. ред. Н.Е. Котельникова. M., 2013. С. 140-141.

2 См.: У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой, Г.И. Кабаковой (далее - УИM). M., 2014 (указатель см. с. 480-520).

3 Таковы, например, сюжеты о «роговом теле» (тело первых людей было покрыто твердой оболочкой или шерстью; после грехопадения оболочка исчезла, а у людей в качестве напоминания о первичном теле остались ногти на руках и ногах, называемые иногда адамовым телом, и волосы на некоторых частях тела) или о сотворении первого человека с хвостом, из которого впоследствии была сотворена женщина. См.: «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой (далее - НБ). M., 2004. С. 227-229; 239-242, 243-244; Каспина М.М. «Сюжеты об Aдаме и Еве в свете исторической поэтики» (http://www.ruthenia.ru/folklore/caspina2.htm); Volodina T. Les legends anthropogoniques des Biélorusses dans le context des representations populares // Contes et légends étiologiques dans l'espace européene / Sous la direction de Galina Kabakova. Paris: Flies France, 2013. P. 187-188.

4 Mатериалы Переславль-Залесской экспедиции БМ. и ЮЖ. Соколовых, 1924 г. См.: УИM. С. 230, M 358 (по международной классификации сюжетов относится к типу ATU 773 «Соперничество Бога и дьявола»).

5 Клинцовский уезд, см.: Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 4: Сказки космогонические и культурные. Витебск, 1891. С. 154.

6 A.C Богова, 1929 г.р., д. Холмы Велижского р-на Смоленской обл., зап. Н.В. Петров, Н.С. Петрова, 2013 г. (yHM. С. 229, M 356).

7 A.M. Версина, 1932 г.р., д. Будница Велижского р-на Смоленской обл., зап. О.В. Белова, AÍ. Mороз, ВА. Комарова, 2013 г. (yHM. С. 231, tts 362).

8 Кировская обл., см.: Ветхозаветные легенды старообрядцев Кировской области. Публикация A.E. Ванякиной // Живая старина. 2002. M 3. С. 8.

9 О различных версиях апокрифа см.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 12-14; ТихонравовН.С. Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т. 2. С. 443-444, 448-449; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. XI-XII века. M., 1999. С. 92-99.

10 УИM. С. 230-231, M 360. В другом рассказе из Вологодской губ. говорится, что волосы Господь взял от травы, кости - от камня, тело - от земли (Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998. С. 102). Об индоевропейских па-

раллелях мотива создания первочеловека из стихий см.: Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Труды по знаковым системам. V. Тарту, 1971. С. 9-62.

11 Кировская обл., см.: Ветхозаветные легенды старообрядцев Кировской области. Публикация А.Е. Ванякиной // Живая старина. 2002. № 3. С. 8.

12 Клецкий р-н Минской обл., см.: Традыцыйная мастацкая культура бела-русау / 1дэя i агул. рэдагаванне Т.Б. Варфаламеевай (далее - ТМКБ). Т. 5. Кн. 2: Цэнтральная Беларусь. Мшск, 2011. С. 465.

13 Приангарье, см.: УИМ. С. 229-230, № 357 (по международной классификации сюжетов относится к типу ATU 773 «Соперничество Бога и дьявола»). Мотив горсточки земли, взятой Творцом в ладонь, восходит к книжным источникам («Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Златоструй»), подробнее см.: УИМ. С. 419. Мотив нарисованного человека зафиксирован также на Русском Севере (Каргополье), в Поволжье (Нижегородская обл.), см.: УИМ. С. 233-234, 419. Известен он и в белорусской традиции: «А тада Адама i Еву нашсау Сьвятой Дух. Так i завялюь людз^ ета што мы жывём. А то некатарыя гавораць з абезь-ян! Адам i Ева нашсаны на пяску, паднялюя людзi i пайшлк I сколька лет жывём» (Шумилинский р-н Витебской обл., см.: ТМКБ. Т. 2: Вщебскае Падзвшне. Мшск, 2004. С. 758).

14 Юго-Западные Родопы; Архив Института фольклора Болгарской академии наук (София). АИФ 192(II). С. 190.

15 Яворский Ю.А. Памятники галицко-русской народной словесности. Киев, 1915. Вып. 1. С. 3. Возможно, в этой легенде отразился архаический мотив андро-гинного существа (ср. еврейские легенды о двуполом Адаме и белорусский рассказ об изначально связанных между собой Адаме и Еве). Ср. также еврейские легенды о Лилит, первой жене Адама, от связи с похотливыми демонами рожавшей каждый день более сотни демонов; поскольку Лилит опасна для новорожденных младенцев, Бог наказал ее тем, что сто рожденных ею демонических младенцев умирали ежедневно (подробнее см.: НБ. С. 247).

16 Шумилинский р-н Витебской обл., см.: ТМКБ. Т. 2: Вщебскае Падзвшне. Мшск, 2004. С. 758.

17 Подробнее см.: НБ. С. 228, 231, 239-245, 248-251; УИМ. С. 232-233, 235238, 243-244; Volodina T. Les legends anthropogoniques des Biélorusses dans le context des representations populares; Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 4. С. 3; Народные этиологические рассказы в современных записях / Публикация В.В. Запорожец // Живая старина. 2014. № 2. С. 24. Обращает на себя внимание «обратный» этиологический мотив, зафиксированный в польской традиции: люди покрываются шерстью после изгнания из рая (Zowczak M. Biblia ludowa: inter-pretacje w%tkow biblijnych w kulturze ludowej.Wroclaw, 2000. S. 83).

18 См., например, легенды об утрате рогового тела, записанные в 2013 г. в Смоленской обл. (Легенды Велижского района Смоленской области / Пре-дисл., публ. и примеч. О.В. Беловой // Живая старина. 2014. № 2. С. 20). О магических практиках белорусского Поднепровья, для которых значимым является мотив «адамова тела» или «адамовой кожи», см.: Volodina T. Les legends anthro-

pogoniques des Biélorusses dans le context des representations populares. P. 187-188. Во время полевого сезона 2014 г. в восточных районах Могилёвской и Витебской областей Белоруссии были зафиксированы новые варианты сюжетов о том, почему дети не ходят сразу после рождения (материалы готовятся к публикации).

19 Материалы к истории старообрядчества Верхокамья. По итогам комплексных археографических экспедиций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Сб. документов (далее - МИСВ) / Отв. ред. В.П. Богданов, В.П. Пуш-ков. М., 2013. С. 202.

20 Легенди та перекази Мiжгiрщини / Упоряд. I. Хланта. Ужгород, 2010. С. 51-53.

21 Драгоманов М. Малоросские народные предания и рассказы. Киев, 1876. С. 2.

22 Новгородская губ., см.: УИМ. С. 245, № 389 (по международной классификации сюжетов относится к типу ATU 934H «Происхождение смерти»).

23 Полесский архив Института славяноведения РАН; с. Грабовка Гомельского р-на Гомельской обл., зап. 1982 г.

24 Смоленская губ., см.: УИМ. С. 245-246, № 390 (по международной классификации сюжетов относится к типу ATU 934H «Происхождение смерти»).

25 Ср. мотив «человек заключает смерть в замкнутое пространство» (НБ. С. 151-152).

26 В.С. Ритарёва (ВСР), 1935 г.р., род. в д. Большая Сертея, живет в д. Селезни; Е.С. Садкова (ЕСС), 1928 г.р., род. в д. Поймище, живет в д. Селезни Ве-лижского р-на Смоленской обл., зап. О.В. Белова, А.Б. Мороз, В.А. Комарова, Н.В. Петров, Н.С. Петрова, 2013 г.

27 МИСВ. С. 200.

28 Подробнее об этих мотивах см.: Белова О.В. «Рукописание Адама» в книжной и устной традиции славян. К вопросу о трансформации мотивов // Славянский альманах - 2008. М., 2009. С. 241-252.

29 УИМ. С. 246-247, № 391.

30 Клинцовский уезд, см.: Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 4. С. 155. Возможно, на формирование сюжета оказали влияние апокриф о крестном древе и иконография «древа Ессеева».

31 Ровенская обл., см.: НБ. С. 182, № 388; Брестская обл., см.: ТМКБ. Т. 4. Кн. 2: Брэсцкае Палессе. Мшск, 2009. С. 380.

32 Согласно западноукраинской легенде, еврей прогнал Христа от своей хаты, за что Христос обрек его на скитания; в поисках утешения он пошел на могилу дочери Ести, а она встала из гроба с упреками: «Невiрниj тату! Невiрниj есть богу!» - и прогнала его от своей могилы; так он и ходит по земле и стареет и молодеет вместе с месяцем (Залищики, см.: Житте и слово. 1894. № 5. С. 180). Вариант широко известного в Европе сюжета (по международной классификации сюжетов относится к типу ATU 777 «Вечный жид»).

33 Животные отдают человеку свои «лишние» годы, человек живет дольше остальных существ (по международной классификации сюжетов относится

к типу АТи 173 «Пересмотр продолжительности человеческой жизни и жизни животных), см.: Кабакова Г. «Век человеческий» или славянские параллели одной эзоповой басни // За)едничко у словенском фолклору / Уредник Л. Раден-ковиЬ. Београд, 2012. С. 63-75 (Балканолошки институт Српске Академще Наука и Уметности. Посебна изда&а 117). Сюжет продолжает активно бытовать в устной традиции, пусть даже в сокращенных версиях, когда в перечне «дарителей» остаются, например, лишь конь и обезьяна (А.К. Ващенко, 1943 г.р., д. Вилы Лепельского р-на Витебской обл., зап. О.В. Белова, Н.В. Петров, 2014 г.).

34 Бог скрывает от людей знание о сроке смерти, когда видит, что люди не заботятся о будущем (по международной классификации сюжетов относится к типам АТИ 934Н «Происхождение смерти», СУС 793* «Почему люди перестали знать время своей смерти?»), см.: Толстая С.М. Почему люди не знают срока своей смерти? // ЕШпоН^ШБЙса $1ауюа. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого. М., 2013. С. 253-266. Сюжет продолжает активно бытовать в устной традиции, из недавних записей см., например: Легенды Велижского района Смоленской области. С. 22; новые записи 2014 г. из Витебской обл. готовятся к публикации.

35 Обычай убивать стариков по достижении определенного возраста отменен благодаря мудрому совету старика, который спасает людей от бедствий (по международной классификации сюжетов относится к типам АТИ 981 «Мудрость спрятанного старика спасает королевство», СУС 981 «Почему перестали убивать стариков»), см.: Раденкович Л. Убиение стариков // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2012. Т. 5. С. 339341; РаденковиЬ Л. Словенска преда&а о убща&у стараца у контексту култу-ре // Зборник Матице српске з славистику. Нови Сад, 2003. К&. 63. С. 217-236.

36 Ловешки край. Материална и духовна култура. София, 1999. С. 290-291.

37 Санданско; Архив Института фольклора Болгарской академии наук (София). АИФ 198(11). С. 194, зап. В. Кузманова, 1981 г.

38 Шухевич В. Гуцульщина. Льв1в, 1908. Ч. 5. С. 13.

39 Смилянская Е.Б. «Три дороги есть: одна в ад в муку, другая в огонь, а третья в рай.»: Повествования о вере и спасении старообрядцев Верхокамья // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России ХХ-ХХ1 вв. К изучению биографического и религиозного нарратива / Под. ред. Е.Б. Смилянской. М., 2012. С. 117.

40 Житте и слово. 1894. № 5. С. 179-180. Ср. легенду из Подолии, согласно которой после потопа остается в живых семья: старик-отец, 12 сыновей и 13 дочерей, одной их которых не хватает пары - от нее «шшли той, що люблят чужих чоловтв» (Казки та оповщання з Подшля. В записах 1850-1860-х рр. Вип. 1-11 / Упоряд. Микола Левченко. Кш'в, 1928. С. 64).

41 УИМ. С. 231, № 363; С. 234, № 367; С. 276-279, № 439; С. 279-280, № 440.

42 УИМ. С. 280-283, № 441.

43 Краснодарский край, см.: УИМ. С. 318-319, № 477.

44 НБ. С. 102-105; УИМ. С. 275-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.