УДК 334.012.44
КРОССКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО БИЗНЕС СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
Э. Б. Калмурзаева, А. К. Эркинбаева Научный руководитель - Е. В. Сумина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: akbema99@mail.ru
Подробно рассматривается бизнес-культура Китая, которую Россия должна хорошо знать для поддержания дальнейшего международного и экономического сотрудничества на должном уровне. Национальные особенности оказывают влияние на методы ведения бизнеса, а следовательно, и на экономику стран, и международное сотрудничество, так и на авиационную сферу, которая непосредственно связана с экономикой государств. Отмечены аспекты, с помощью которых мы видим различия в национальных традициях, которые, в свою очередь, отражаются на бизнес-культуре.
Ключевые слова: Китай, Россия, сотрудничество, международный бизнес, бизнес-культура, национальные особенности и ценности, традиции.
CROSSCULTURAL CONDITIONS OF INTERNATIONAL AND ECONOMIC BUSINESS COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA
E. B. Kalmurzaeva, A. K. Erkinbaeva Scientific supervisor - E. V. Sumina
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: akbema99@mail.ru
The article discusses in detail the business culture of China, which Russia must know well to maintain further international and economic cooperation at the proper level. National characteristics have an impact on business practices, and therefore on the economy of countries, and international cooperation, as well as on the aviation sector, which is directly related to the economy of States. There are aspects by which we see differences in national traditions, which, in turn, are reflected in the business culture.
Keywords: China, Russia, cooperation, international business, business culture, national characteristics and values, traditions.
На современном этапе развития международного бизнеса и активного взаимодействия стран в различных сферах в условиях интеграции и глобализации национальные традиции по-прежнему занимают важное место в деловых культурах разных стран. Это особенно важно, если вы являетесь менеджером международной компании, где необходимо знать специфику межкультурных коммуникаций и учитывать особенности деловой культуры. Ведь национальные особенности влияют на менталитет и тип мышления каждого отдельного жителя страны, а значит, и на методы ведения бизнеса тоже. Качество международных коммуникаций влияет на доходы, прибыль и долю рынка. Кроме того, это явление оказывает
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
существенное влияние на экономику государств, на сотрудничество между ними, на мировую экономику, а следовательно, и на авиационный сектор, поэтому результаты этой работы могут быть использованы в вышеуказанных областях [1].
Китай - одна из древнейших цивилизаций с тысячелетней историей. По мнению китайских ученых, его возраст может составлять пять тысяч лет. Китайская культура имеет свою собственную уникальность и оказывает значительное влияние на стиль ведения бизнеса в Китае. Китайские переговорщики часто воспринимаются как неэффективные, непрямые в своих заявлениях и даже нечестные. Такие особенности имеют глубокое культурное происхождение. Однако те, кто знает, как ориентироваться в них, могут развивать процветающие, взаимовыгодные и долгосрочные деловые отношения [2].
Деловую культуру можно рассматривать с разных точек зрения, и многие авторы классифицируют ее по-разному. Таким образом, различные подходы к классификации деловой культуры даны культурологами Льюисом Р., Хофстеде г., Холлом Э.
Существуют различные методологические подходы к изучению бизнес- культур в разных странах. Основываясь на приведенных выше классификациях по мнению культурологов, Китай можно классифицировать как реактивный тип деловой культуры по мнению Льюиса, который отмечает, что китайцы являются интровертами и предпочитают слушать, прежде чем делать [3]. Исходя из классификации Хофстеда, можно видеть, что Китай, как и многие восточные страны, принадлежит к коллективной культуре, обладающей большой дистанцией власти, а также с признаками мужественности культуры [4]. Холл относит Китай к разряду высока контекстных культур, которые в силу традиции и исторического развития мало меняются со временем, поэтому при взаимодействии с окружающим миром один и тот же стимул всегда вызывает одинаковую реакцию.
После личного общения со многими китайцами в Китае они говорят, что доверяют только двум вещам: себе (и своей семье) и банковскому счету (деньгам).
Статусы и принятие решений. В Китае решение часто принимает самый уважаемый человек, который обычно является самым старым.
Пунктуальность, темп деловой жизни и переговоров. Китайцы любят порядок и оперативность. Их с детства учат дисциплине и уважению друг к другу.
В рабочих отношениях улыбка очень важна. Часто из-за разных культур мы можем понимать одни и те же вещи иначе, чем китайцы. Необходимо тщательно обсуждать, уточнять и фиксировать договоренности, чтобы обезопасить себя в будущем.
Китайцы всегда предпочитают личные встречи с партнерами, а не общение по Интернету или телефону. Китайская культура рассматривает общение как неотъемлемую часть построения и поддержания деловых отношений, и китайцы стараются проявлять уважение к каждому из гостей. Они могут воспринимать пристальный, прямой взгляд как попытку запугать или даже признак прямой враждебности [5].
Прикосновение. Китай-это культура низкого контакта, почти не соприкасающаяся во время деловых переговоров.
Для китайского народа цвета и цифры также играют важную роль во всем. Несмотря на влияние Запада на китайское общество, традиционные ценности продолжают существовать. Счастливый цвет для китайцев - "красный", счастливые числа - 8 и 9, а несчастливое число - 4.
Подарки в бизнесе. Почти все иностранцы, которые приезжают впервые вести переговоры с китайцами, замечают невероятную страсть китайцев к обмену подарками в знак уважения и успеха в совместном бизнесе. Подарок должен быть функциональным.
Главными ценностями китайского народа в обществе и в отношениях с деловыми партнерами являются наличие связей и хорошие отношения с людьми, желательно теми, кто занимает высокое положение в обществе. Все встречи с деловыми партнерами китайцы устраивают блестяще, и прежде всего для того, чтобы наладить "Гуаньси", то есть хорошие
отношения и связи. Трудность ведения любой предпринимательской деятельности в Китае иностранцами заключается именно в том, что они не имеют реального "Гуаньси" в китайском обществе, не принадлежат ни к одному китайскому клану. Конечно, можно со временем наладить связи, но в любом случае иностранец никогда не будет равен китайцу в своем « Гуаньси», а потому всегда будет проигрывать ему.
«Китайцы часто называют русских бизнесменов «букаопу» (кит. «не попадающий в ноты»). Все-таки мы по своему менталитету гораздо ближе к Западу, чем к Востоку», -говорит Алексей Никитин, глава российского представительства компании UGL Consulting, которая помогает выстроить связи между российскими и китайскими предпринимателями. С ним соглашается Михаил Белоусов, партнер китайской компании Market Entry Atelier: «Китай для большинства российских предпринимателей до сих пор terra incognita, и большинство людей имеют минимальное и очень смутное представление о нем» [6].
В китайском обществе очень важно сохранить свое "лицо", то есть сохранить свой социальный статус среди окружающих, что позволяет добиться успеха в жизни, карьере и самоуважении. На китайскую деловую культуру также оказали влияние религиозные и философские учения, особенно конфуцианство, которое позволяет китайцам уважать старших, формировать иерархическую систему в китайских компаниях, быть спокойными и бережливыми. Китайцам свойственна сдержанность, а именно сдержанность отрицательных эмоций, которые они считают неприличным демонстрировать всем подряд. Поскольку китайцы очень боятся "потерять лицо", они могут воспринимать многие негативные моменты с улыбкой, поэтому выражают вежливость и свое уважение к собеседнику. Китайский этикет впитал в себя многие правила этикета, присущие Западу. Но благодаря этому исследованию нам удалось четко проследить тот факт, что, несмотря на существующие преобразования, древние традиции остаются чрезвычайно важными для китайской культуры, как и прежде, похвала старших, подчинение их мнению и воле, а также вежливость не теряют своего значения.
Теперь, когда Китай стал полностью открытым для внешнего мира, деловой этикет приобретает все большее значение, особенно в контексте международных отношений. Предпринимаются попытки преподавать европейские стандарты, что необходимо для лучшей интеграции в мировое сообщество. Однако, несмотря на влияние западных тенденций и глобализационных процессов на Китай, китайская деловая культура сохраняет все ценности, которые были присущи китайскому обществу на протяжении многих лет, именно поэтому ее изучение так важно.
Библиографические ссылки
1. Сорокина К. П., Сумина Е. В. Коммуникационная политика предприятия в международной среде, Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (09-13 апреля 2018 г., Красноярск) : в 3 т. Т. 3; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. -Красноярск, 2018. - Режим доступа: https://apak.sibsau.ru/page/materials, С. 471-473Market Research of China http://www.euromonitor.com/china
2. Льюис P. Столкновение культур. Путеводитель для всех, кто делает бизнес за границей.-М.,2013. С.28
3. Герта Хофстеде. Четыре параметра культуры.
4. Буяров Д.В. Современный Китай Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология.М.,2011.С.197
5. Интернет ресурс: https://www.rbc.ru/own_business/30/10/2017/59f340069a794759a2fe9808
6. Маслов A.A. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители. М.2013.С.103
© Калмурзаева Э. Б., Эркинбаева А. К., 2020