Научная статья на тему 'Кризисы во внешней политики Турции на современном этапе'

Кризисы во внешней политики Турции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
551
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / НАТО / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИНТЕРВЕНЦИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / "ARAB SPRING" / NATO / JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY / RELIGIOUS IDENTITY / MILITARY OPERATIONS / INTERVENTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович

В статье анализируются основные внешнеполитические кризисы и вызовы, перед которыми находится современная Турция. После прихода к власти Партии справедливости и развития была попытка внедрить во внешнюю политику принцип «ноль проблем с соседями». Однако политика неоосманизма привела к ряду конфликтов Турции практически со всеми ее соседями. Отдельные трудности и противоречия возникают в отношениях Анкары с ее западными союзниками. В данный момент руководство Турции неспособно дать адекватные ответы на внешнеполитические кризисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crises in foreign policy of Turkey at the present stage

In article the main foreign policy crises and calls before which there is modern Turkey are analyzed. After coming to power of the Justice and Development Party there was an attempt to introduce in foreign policy the principle "Zero problems with neighbors". However the policy of a neoosmanizm led to a number of the conflicts Turkey practically with all her neighbors. Separate difficulties and contradictions arise in the relations of Ankara with her western allies. At present the leadership of Turkey is not capable to give adequate answers to foreign policy crises.

Текст научной работы на тему «Кризисы во внешней политики Турции на современном этапе»

С.В. Венцель*

младший научный сотрудник Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

Кризисы во внешней политики Турции на современном этапе1

Турецкая Республика на современном этапе столкнулась с рядом внешнеполитических вызовов и кризисов, решение которых дипломатическим ведомством страны до сих пор не найдено. После прихода к власти Партии справедливости и развития главной внешнеполитической доктриной страны стали политика «стратегической глубины» и установление дружественных отношений со всеми соседями - «ноль проблем с соседями». Однако события «арабской весны» изменили взгляд руководства Турции на принцип невмешательства в дела соседних стран. Турецкая элита решила воспользоваться переворотами в близлежащих арабских странах и экспортировать туда модель политического ислама. В некоторых странах, например в Египте, на некоторое время к власти пришли симпатизировавшие Анкаре «Братья-мусульмане» по главе с Мухаммедом Мурси. Однако после утверждения в Каире генерала ас-Сиси, который начал выстраивать сотрудничество с Россией, симпатии Египта к Турции изрядно охладели. Однако в Сирии турецкая внешняя политика подверглась серьезной проверки на прочность: если поддерживаемая турками и иными сторонами сирийская оппозиция изначально одерживала победы над правительственными силами Башара Асада, то после вмешательства России и кооперации усилий Москвы и Тегерана Анкаре пришлось присоединиться к русским и иранцам в деле деэскалации сирийского конфликта. Один из наиболее авторитетных иранских изданий в области международных отношений Iranian Diplomacy назвал несколько лет назад весьма колко внешнюю политику Турции «демонстрацией несостоявшегося величия»2.

Пытаясь восстановить лидерство на просторах бывшей Османской империи с опорой на мусульман-суннитов и тюркоязычные народы, турецкое руководство во главе с Р. Эрдоганом поставило страну в состояние конфронтации практически со всеми своими соседями. Если рассматривать взаимоотношения Афин и Анкары, то они отягощены грузом исторических обид с обеих сторон и разногласиями относительно дели-

* Венцель Сергей Владимирович, e-mail: wenzel.sergei1994@yandex.ru

1 Работа выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № ВнГр-07/2017-22 «Трансконфликтные регионы как феномен геополитической конкуренции: социальные риски и ресурсы адаптации к гуманитарным вызовам».

2 fU. сшЬ^ ^jt^ (Jyb>j [Электронный ресурс]. URL: http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1954263/^t^-,^jt^-^J-^t^-^j^- (дата обращения: 20.09.2018).

митации Эгейского моря. Несмотря на то что обе страны являются партнерами по НАТО, они трижды оказывались на пороге войны. Только в 2018 г. произошло два инцидента: 17 января - столкновение турецкого корвета с греческим патрульным судном рядом со спорными островами Имиа; в середине февраля того же года турецкий корабль протаранил греческое патрульное судно и т.д. Помимо инцидентов в море, греческие и турецкие политики постоянно обмениваются словесными выпадами, приводящими к дипломатическим скандалам. В частности, греческий министр обороны П. Камменос во время последнего визита в Армению заявил, что желание Турции стать великой державой приводило часто к военным поражениям. Еще больший негативный отпечаток на современных турецко-греческих отношениях оставили последствия миграционного кризиса в Европе (именно через Турцию в Грецию шел основной поток беженцев) и результаты провалившегося путча турецких военных против Эрдогана (многие турецкие военные получили политическое убежище в Греции). Даже руководители страны не стеснялись в своих высказываниях: во время своего визита в Афины в декабре 2017 г. президент Эрдоган сделал три громких и оскорбительных заявления для греческой дипломатии: во-первых, Греция стала членом НАТО исключительно благодаря поддержке Турции; во-вторых, греческое правительство систематически ущемляет права мусульманского меньшинства во Фракии; в-третьих, необходимо пересмотреть условия Лозаннского мирного договора от 1923 г. касательно прав Греции в Эгейском море. Однако следует подчеркнуть, что антигреческие настроения в Турции и антитурецкие в Греции играют на руку местным политикам для отвлечения внимания избирателей от важных проблем. И политики с обеих сторон понимают, что крупномасштабный конфликт между странами будет губителен. Поэтому попытки эскалации с обеих сторон носят достаточно управляемый характер1.

Карабахский конфликт, переросший из межобщинного конфликта в международный с участием третьих сторон, стал примером противоречий между двумя фундаментальными принципами международного права: с одной стороны, права любого народа на самоопределение; с другой - принципа территориальной целостности государства, изменение границ которого возможно только невооруженными способами по соглашению сторон.

На текущий момент между двумя основными сторонами конфликта -Арменией и Азербайджаном - отсутствуют дипломатические отношения, межгосударственная граница превращена в полностью укрепленную линию. В результате карабахского конфликта возникла Нагорно-Карабахская республика, остающаяся непризнанным государством на настоящее время. В мае 1994 г. вступило в силу соглашение о бессроч-

1 Греко-турецкий кризис разжигают с обеих сторон [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2018/04/25/greko-turetskij-krizis-razzhigayut-s-obeih-storon/ (дата обращения: 20.09.2018).

ном прекращении огня, которое остановило вооруженную фазу конфликта. Следующим этапом стал поиск мирного разрешения конфликта при постоянном нарушении перемирия. Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) С. Маркедонов обозначил этот этап как «динамичный статус-кво»1. С момента начала конфликта Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции для прекращения военных действий, была сформирована переговорная площадка под эгидой ОБСЕ (Минская группа при участии России, Франции и США), продолжались трехсторонние переговоры по линии Россия - Армения - Азербайджан.

Позиции третьих сторон в данном конфликте достаточно интересны. Весьма нетипичным является тот факт, что позиции России и Запада, который здесь представлен Францией и США, практически не расходятся и направлены на реализацию так называемых мадридских принципов. Бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США М. Брай-за в интервью порталу РИА «Новости» подчеркнул, что урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха, наравне с борьбой с терроризмом, является «примером абсолютного сотрудничества России и США»2. Кроме того, роль России в разрешении нагорнокарабахского конфликта принципиально отличается от роли Москвы в вопросе территориальных целостностей Грузии и Украины: здесь обе стороны конфликта (и Армения, и Азербайджан) заинтересованы в посреднической функции РФ и сохраняют с ней хорошие отношений. Армения с Россией связана как минимум двумя евразийскими проектами (ЕАЭС и ОДКБ), Ереван является единственным военным союзником Москвы в стратегически важном регионе - Закавказье. С Азербайджаном Москву связывает ряд вопросов, в частности предотвращение распространения радикального ислама на дагестанском участке границы и урегулирование статуса Каспийского моря с вытекающими оттуда проблемами.

Исламская Республика Иран не является стороной конфликта, однако ее интересы связаны с минимизацией риска открытого вооруженного противостояния в регионе и недопущением внерегиональных игроков туда. Поэтому Тегеран всегда критически воспринимал идею размещения миротворцев даже под эгидой ООН в зоне Нагорного Карабаха. Возможные военные действия могли бы также дестабилизировать ситуацию в Иране, поскольку там проживает крупное азербайджанское меньшинство в регионе под условным названием Южный Азербайджан. Использование военного метода по принципу хорватской спецоперации против Республики Сербская Краина является неприемлемым для Тегерана. Именно эту операцию в качестве успешного примера часто приво-

1 Нагорнокарабахский конфликт: на перекрестке внешнеполитических интересов [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nagorno-karabakhskiy-konflikt-na-perekrestke-vneshnepolitich (дата обращения: 20.09.2018).

2 Нагорный Карабах стал примером сотрудничества США и России, считает эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20171117/1508998080.html (дата обращения: 20.09.2018).

дят как в Баку в отношении Степанакерта, так и в Киеве в отношении Донецка и Луганска.

Турецкая Республика занимает исключительно проазербайджан-скую позицию, что укладывается в принцип «одна нация - два государства». Еще в апреле 1993 г. на фоне эскалации конфликта турецкие власти закрыли сухопутный участок границы с Арменией. В то же время полномочный представитель Турции в ООН М. Акшин ясно обозначил позицию Анкары о готовности принять все меры по защите Азербайджана. Помимо прямой военной помощи, Турция оказывала помощь Баку и на дипломатическом фронте, используя международные платформы. В частности, на саммитах Совета сотрудничества тюркоязычных государств Анкара неоднократно представляла политику Армении в Нагорном Карабахе в качестве «оккупации с элементами этнических чисток и геноцида». На площадках Организации исламского сотрудничества (ОИС) Анкара и Баку неоднократно призывали к проявлению мусульманской солидарности в данном вопросе: в частности, на парламентской ассамблее ОИС события 1992 г. в Ходжалы были признаны «геноцидом азербайджанского народа». Однако эффективность резолюций ОИС достаточно низкая. Кроме того, другая крупная исламская страна региона -Иран - достаточно скептически относится к попыткам Баку использовать «мусульманскую карту». Поскольку Тегеран постоянно обвиняет Баку в достаточно тесных связях с Израилем. Также Анкара и Баку совместно инициировали ряд региональных проектов энергетического и логистического характера, цель которых состояла в усилении региональной изоляции Армении.

Стоит подчеркнуть, что в 2008-2010 гг. Анкара и Ереван сделали попытку нормализовать двусторонние отношения, намеренно отделив от этого контекста проблему Нагорного Карабаха. В 2009 г. турецкое руководство подписало протокол о восстановлении дипломатических отношений с Арменией и планировало снять турецкое экономическое эмбарго с этой страны. Предполагалось, что улучшение отношений с Ереваном позволит Турции принять прямое участие в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе и повысить собственный международный престиж. Кроме того, турецкое руководство полагало, что путем нормализации отношений с Ереваном можно будет снизить накал страстей вокруг требования к Турции признать события 1915 г. в Османской империи актом геноцида в отношении армянского меньшинства.

Однако Баку выразил категорическое недовольство, поэтому, будучи премьер-министром на тот момент, Эрдоган приостановил переговоры с Арменией. Бывший турецкий дипломат С. Ульген полагает, что Азербайджан для давления на Эрдогана использовал сильные националистические и пантюркистские чувства внутри Турции1. Впоследствии

1 Азербайджан в политике Турции [Электронный ресурс]. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/turkey-grows-closer-to-azervaijan-2012-03-22-143806136/666106.html (дата обращения: 20.09.2018).

перед Анкарой не раз стояла дилемма - как нормализовать контакты с Арменией, не испортив отношения с Азербайджаном? Ответ турецкой дипломатией не найден до сих пор. Политолог Университета Бахчеше-кир (Стамбул) Ч. Актар отметил, что тогда Турция фактически полностью передала свою политику в отношении Армении в руки Баку1.

После «четырехдневной войны» в апреле 2016 г. и нормализации отношений с Россией после сбитого самолета Анкара будет проявлять осторожность в силу ряда факторов. Во-первых, нормализация отношений с Москвой не позволит Анкаре использовать чересчур воинственную риторику. Во-вторых, Анкара может усилить военный потенциал на границе с Арменией, однако принимать прямое военное участие не будет. Не только в силу существования ОДКБ и членства Армении в данной организации. Но и в силу того, что Турция по-прежнему проводит собственную сирийскую кампанию, и для нее ключевой задачей на данный момент является ослабление курдского фактора в Сирии. Также Турция сохраняет собственное военное присутствие на севере Ирака. В-третьих, Турция принимает участие в реализации ряда стратегически важных региональных проектов, поэтому эскалация конфликта в Нагорном Карабахе могла бы на этих проектах негативно сказаться. Речь идет, в частности, об обеспечении бесперебойной работы нового газопровода TANAP, который позволит в дальнейшем снабжать через Турцию Европу каспийским газом из Азербайджана. Тем самым Турция на шаг ближе к одной из своих региональных целей - замкнуть на себе все газо-и нефтепроводы региона и превратиться в крупный энергетический хаб.

Особое место в современной внешней политике Турции занимает сирийский конфликт. Поддержав с начала гражданской войны многочисленные военизированные группировки оппозиции, Эрдоган не учел того факта, что постепенно Турция стала криминальным коридором для переброски джихадистов в Сирию и Ирак со всего мира и транспортировки и поставок оружия в зоны конфликта. Параллельно боевики ИГ и «Джеб-хат ан-Нусры» (группировки, запрещенные в РФ) поставляли на турецкий рынок контрабандную нефть и нефтепродукты из оккупированных террористами районов Сирии и Ирака, торговали с турками наркотиками, украденными музейными артефактами и т.д. Связи турецкого руководства с террористами из ИГ стали очевидными для всего мира. Важную роль в нефтяных поставках ИГ в Турцию играет сын президента Б. Эрдоган. Согласно словам министра информации Сирии О. аз-Зоуби, транспортная фирма Б. Эрдогана BMZ торгует поступаемой из ИГ нефтью, зарабатывая на этом миллионы. Когда в конце 2015 г. турецкие военные сбили российский самолет близ турецко-сирийской границы, появились версии, что это было сделано для защиты бизнеса Б. Эрдогана. Поскольку российские ВКС наносили целенаправленные удары по

1 Азербайджан в политике Турции [Электронный ресурс]. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/turkey-grows-closer-to-azervaijan-2012-03-22-143806136/666106.html (дата обращения: 20.09.2018).

колоннам грузовых цистерн с нефтью ИГ, предназначавшейся для перепродажи через фирму Б. Эрдогана1.

Однако односторонняя политика Турции на сирийском направлении привела к обострению отношений со многими крупными геополитических игроками. С Вашингтоном противоречия складываются вокруг поддержки Пентагоном и поставок оружия курдским формированиям -«Отрядам народной самообороны». Также США отдают предпочтение сотрудничеству с лагерем арабских стран, которые рассматривают в качестве главного внешнеполитического приоритета борьбу с распространением политического ислама - движением «Братья-мусульмане», которое поддерживается турецко-катарским альянсом. Турция в качестве одной из главных целей в Сирии ставит предотвращение образования на севере Сирии автономного курдского политического образования. Чтобы ликвидировать военное сотрудничество сирийских курдов (которые Пентагон рассматривает в качестве наиболее боеспособной военной силы против ИГ), Турция неоднократно предлагала Вашингтону вступить наряду с Сирийской свободной армией в противостояние с ИГ, но с одним условием - «Отряды народной самообороны» не будут допущены к военным операциям. Российский эксперт в области международных отношений Д. Голубев оценил в 2017 г. такой сценарий как нереалистичный в силу двух причин2:

- во-первых, турецким ВС для передислокации придется пройти контролируемые курдами земли. Также потребуется создать безопасный коридор для связи турецкой вооруженной группировки с базами снабжения в самой Турции, а учитывая враждебность сирийских курдов к Турции, это будет весьма затруднительно;

- во-вторых, турецкие ВС и курируемые ими ССА не самым лучшим образом проявили себя в битве при г. Эль-Баб в рамках операции «Щит Евфрата».

Противоречия сохраняются у турок и с другим внешнеполитическим игроком - Ираном. Несмотря на зоны сотрудничества (Турция является одним из главных потребителей иранской нефти, кроме того, Иран использовал турецкие финансовые структуры для обхода западных санкций), в отношениях между Тегераном и Анкарой сохраняется напряженность сразу по нескольким направлениям: сирийскому - Анкара поддерживает суннитские отряды, а Тегеран - шиитские; йеменскому -также поддержка противоборствующих сторон, установка радаров НАТО в Турции (эти радары должны были следить за ракетной активностью Ирана) и т.д. Временно снизить накал страстей вокруг только путем во-

1 Ist Erdogans Sohn der Ölminister des IS? [Электронный ресурс]. URL:

https://www.handelsblatt.com/politik/intemational/russland-versus-tuerkei-ist-erdogans-sohn-der-oelminister-des-is/12680606.html?ticket=ST-9453107-irdUUepFeFYnToyG6nVb-ap2 (дата обращения: 20.09.2018).

влечения обеих сторон в астанинский процесс и работу по созданию зон деэскалации в Сирии1.

В рамках урегулирования сирийского конфликта 17 сентября 2018 г. состоялась встреча Р. Эрдогана и В. Путина, которая стала самой длительной с начала нормализации российско-турецких отношений. Результатом встречи стала договоренность о том, что Анкара берет на себя единоличную ответственность за деэскалацию в Идлибе. Такой поворот событий ставит руководство Турции в неудобное положение, поскольку ранее работу по прекращению огня в зонах деэскалации проводили все три стороны (Иран, Россия, Турция). Причем турки должны будут обуздать и террористические группы, количество которых в данной сирийской провинции продолжает расти. Турецкий эксперт К. Хас полагал, что радикально настроенные силы в Идлибе могут быть передислоцированы турками в регион Восточного Евфрата для борьбы с курдскими боевыми отрядами. Однако г-н Хас сомневался в способности Турции решить проблему создания демилитаризованной зоны к середине октября в силу нескольких причин:

- во-первых, уже длительное время Анкара неспособна размежевать оппозиционные и террористические группы в зоне своей ответственности в Идлибе;

- во-вторых, Турция может быть ослаблена в силу углубляющегося турецко-американского кризиса. Здесь большой комплекс проблем: и ожидаемые санкции по экспорту иранской нефти (50 % потребляемой Турцией нефти идет из Ирана), и проблемы с закупкой Анкарой американских истребителей F-35 (Конгресс США желает наказать Турцию за приобретение российских комплексов С-400), и продолжающееся дело «Реза Зарраба», в котором один из крупнейших банков Турции - На1к-Ьапк - обвиняется американским судом в оказании содействия Ирану в обходе международных санкций, и отказ Вашингтона экстрадировать в Турцию проповедника и лидера движения «Хизмет» Ф. Гюлена, и содержание под домашним арестом в Турции американского пастора Э. Бран-сона2.

Взаимоотношения Турции с ее западными партнерами на данный момент находятся в кризисном состоянии. Роль своеобразного детонатора в отношения Анкары, с одной стороны, и Брюсселя и Вашингтона -с другой, сыграл контракт о закупках российских зенитных ракетных систем С-400. Изначально Вашингтон достаточно спокойно отнесся к данной закупке и не стал шантажировать Анкару угрозой отказа от поставок американских истребителей пятого поколения F-35. Американские военные эксперты прекрасно понимали, что турецкий прием обращения к

1 Хопёрская Л.Л. «Исламское государство 2.0»: нарастающая угроза на евразийском пространстве // Caucasian Science Bridge. 2018. № 1. С. 49-63.

2 Договоренности в Сочи. Все ли учтено могучим Эрдоганом? [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dogovorennosti-v-sochi-vse-li-uchteno-moguchim-erdoganom/ (дата обращения: 20.09.2018).

альтернативным поставщикам вооружений всегда использовался для получения преференций у США. Однако американцы не изменили своих условий поставки истребителей. В то же время Россия предложила двухступенчатый план: изначально обычная закупка вооружений, а потом совместное производство. Обвинения и упреки со стороны партнеров по НАТО Турция отвергала. Основным обвинением была невозможность интегрировать С-400 в единую систему управления НАТО. В августе 2018 г. турецко-американские отношения подверглись еще одному кризису, когда президент США Д. Трамп одобрил увеличение в два раза ввозных пошлин на турецкие алюминий и сталь и, как результат, турецкая лира упала по отношению к американскому доллару на 40 %. Такой ход спровоцировал рост антиамериканских настроений в Турции, что будет делать внешнюю политику Анкары в отношении западных партнеров еще более агрессивной. В то же время сохраняется охлаждение в отношениях между Турцией и европейскими партнерами. Еще в ноябре 2016 г. Европарламент принял решение о приостановке переговоров о вступлении Турции в ЕС, причем это решение было поддержано ведущими странами Европы. Накалились отношения с Германией и Францией опять же в силу отхода Турции от западных либеральных ценностей, многочисленных арестов представителей турецких СМИ и оппозиции и т.д. В итоге в начале октября 2018 г. президент Турции Эрдоган предложил провести общенациональный референдум по вопросу вступления страны в ЕС1.

Глава американского Совета по международным отношениям Р. Хаас назвал кризис в американо-турецких отношениях структурным, при этом западным структурам необходимо пересмотреть свою политику в отношении Турции2. Американский эксперт дает два важных совета:

- во-первых, политику Турции необходимо подвергать критике только тогда, когда это действительно обосновано. В то же время НАТО должно снизить свою зависимость от доступа к базе ВВС в Инджирлике, отказать Турции в доступе к передовой военной технике (собственно отказать в поставках истребителей пятого поколения F-35, которые, кстати, состоят на службе израильских ВВС), а также пересмотреть свою политику в отношении базирования ядерного оружия в Турции. Возможно, последнее связано с совместным российско-турецким проектом АЭС «Аккую»;

- во-вторых, западные политики должны дождаться того момента, пока эпоха Эрдогана подойдет к своему концу. И тогда западные страны должны предложить Анкаре большую сделку, обратной стороной которой станут возврат Турции к ценностям западной демократии и отказ от

1 Сериков А.В., Венцель С.В. Современные геополитические перспективы Турции в Европейском союзе // Caucasian Science Bridge. 2018. № 1. С. 12-24.

2 Запад так и не смог найти правильный подход к Турции [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/105481 (дата обращения: 20.09.2018).

сотрудничества с Россией, Ираном и иными игроками, которые вызывают неудовольствие на Западе.

Конфликты и кризисы, сопровождающие Турцию на внешнеполитическом направлении, фактически являются результатом внутренних противоречий и споров элиты и общества о специфике турецкого государства и возможностей для его развития. Неоосманская риторика Эрдогана потребовала крупных внешнеполитических акций. Однако нельзя сказать, что вышеописанные конфликты и кризисы являются исключительно новым для турецкой внешней политики. Турецко-греческие противоречия и споры армян и турок являются наследием прошлого. Сирия достаточно долгое время рассматривалась Турцией как возможность для восстановления своего былого величия и влияния. Стремление Турции закрепить статус великой региональной державы напоминает политику ряда постколониальных европейских держав в отношении своих бывших колоний. В то же время отношения Турции с Западом уже давно не содержат антисоветского интегратора. И кризисы в их отношениях только усугубятся.

Венцель С.В. Кризисы во внешней политики Турции на современном этапе. В статье анализируются основные внешнеполитические кризисы и вызовы, перед которыми находится современная Турция. После прихода к власти Партии справедливости и развития была попытка внедрить во внешнюю политику принцип «ноль проблем с соседями». Однако политика неоосманизма привела к ряду конфликтов Турции практически со всеми ее соседями. Отдельные трудности и противоречия возникают в отношениях Анкары с ее западными союзниками. В данный момент руководство Турции неспособно дать адекватные ответы на внешнеполитические кризисы.

Ключевые слова: международные отношения, «арабская весна», НАТО, Партия справедливости и развития, религиозная идентичность, военные операции, интервенция.

Ventsel S.V. Crises in foreign policy of Turkey at the present stage.

In article the main foreign policy crises and calls before which there is modern Turkey are analyzed. After coming to power of the Justice and Development Party there was an attempt to introduce in foreign policy the principle "Zero problems with neighbors". However the policy of a neoosmanizm led to a number of the conflicts Turkey practically with all her neighbors. Separate difficulties and contradictions arise in the relations of Ankara with her western

allies. At present the leadership of Turkey is not capable to give adequate answers to foreign policy crises.

Keywords: international relations, "Arab spring", NATO, Justice and Development Party, religious identity, military operations, intervention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.