AGE-RELATED PSYCHOLOGY
Научная статья
УДК 159.922.736
Кризисы детского возраста и их преодоление
Юлия Д. Сладкова
Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8714-2161
Аннотация
Опираясь на периодизацию Л. С. Выготского, в статье проводится анализ шести основных кризисов детского возраста (кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет). В данной статье впервые рассмотрены все шесть детских кризисов и даны рекомендации по их благополучному преодолению. Во введении автором раскрыта сущность детских кризисов, они описаны как особые этапы развития ребёнка. В «Теоретическом обосновании» рассмотрены особенности детских кризисов согласно мнению разных авторов, раскрыто определение понятия «кризис». Также в статье выделены факторы возникновения кризисов и формы их протекания. Для каждого возрастного кризиса подробно описаны новообразования и способы положительного преодоления критического периода. Затронуты положительные и отрицательные стороны прохождения кризисов ребёнком. Автором раскрываются три основных взаимосвязанных между собой вида отношений к окружающей действительности - отношение к самому себе, к другим людям и к предметному миру. Подробно раскрывается проблема влияния кризисов детского развития на взаимодействие с окружающими людьми. Раскрыты особенности и стили взаимодействия воспитателя и воспитанника, описаны формы взаимодействия родителей и педагогов с ребёнком. Акцент ставится на взаимодействии ребёнка не только совместно с родителями, но также и с воспитателями и учителями. Автором раскрыты формы взаимодействия воспитателя (педагога) и ребёнка для преодоления кризисных явлений в его развитии.
В разделе «Заключение» раскрывается важность совместной помощи (родителей и педагогов) ребёнку, которая способствует благополучному протеканию трудных периодов развития. Именно комплексная работа родителей, воспитателей/ педагогов способна не оттолкнуть ребёнка, а наоборот, помочь ему в успешном разрешении кризисных ситуаций; для ребёнка такие моменты являются значимыми, а их успешное прохождение будет способствовать развитию эмоциональной устойчивости, открытости и эмпатии.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ключевые слова
Возрастные кризисы, личность ребёнка, комплекс оживления, самостоятельность, эмоциональное общение, значимый взрослый, новообразования, самоопределение, поведенческие проявления, негативизм.
Для цитирования
Сладкова Ю. Д. (2021). Кризисы детского возраста и их преодоление. СевероКавказский психологический вестник, 19(4), 5-16. https://doi.org/10.21702/ ncpb.2021.4.1
UDC 159.922.736
Childhood crises and their overcoming
Julija D. Sladkova
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8714-2161
Abstract
Based on the periodization of L. S. Vygotsky, in the article adduces the six main crises of childhood (the crisis of the newborn, one-year crisis, three-year crisis, seven-year crisis, thirteen-year-old crisis, seventeen-year-old crisis). This article for the first time considers all six children's crises and gives recommendations for successful overcoming. In the introduction, the author reveals the essence of childhood crises, they are described as special stages of child development.
In the Theoretical basis part the features of children's crises are considered according to the opinion of various authors, the definition of the concept of "crisis" is revealed. The article also highlights the factors of crisis and the forms of their course. For each age crisis, neoplasms and ways to positively overcome the critical period are described in detail. The positive and negative aspects of the child's crisis are touched upon. The author reveals three main interrelated types of relations to the surrounding reality - attitude to oneself, to other people and to the subject world. The problem of the impact of child development crises on interaction with others is revealed in detail. The features and styles of interaction between the teacher and the pupil are revealed, the forms of interaction between parents and teachers with the child are described. The emphasis is placed on the interaction of the child not only together with parents, but also with educators and teachers. The author revealed the forms of interaction between the teacher (teacher) and the child to overcome crisis phenomena in his development.
AGE-RELATED PSYCHOLOGY
In the Conclusion part the importance of joint assistance (parents and teachers) to the child, which contributes to the successful course of difficult periods of development. It is the complex work of parents, educators/teachers that can not alienate the child, but on the contrary, help him in the successful resolution of crisis situations; for a child, such moments are significant, and their successful passage will contribute to the development of emotional stability, openness and empathy.
Keywords
Age crises, child's personality, recovery complex, independence, emotional communication, significant adult, neoplasms, self-determination, behavioral manifestations, negativism.
For citation
Sladkova Ju. D. (2021). Childhood crises and their overcoming. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), 19(4), 5-16. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2021.4.1
Введение
Проблема влияния кризисов детского возраста на взаимодействие с воспитателем неоднократно рассматривалась в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, А. Геззел и др. Возрастными кризисами можно считать критические, переломные периоды развития, которые служат границами разделения детских возрастов. Причина возникновения кризисов - это неудовлетворение новых потребностей ребёнка. Возникновение противоречий между психическими и физическими способностями ребёнка, а также его способами взаимодействия, ранее сформировавшимися, служат основой развития кризиса. Такие противоречия являются основным компонентом кризиса и часто проходят в острой форме (эмоциональная нестабильность, нарушение поведения и др.). Очень важно, что кризис протекает незаметно, т. е. трудно определить, когда он начался, а когда закончился. В период кризиса ребёнок становится трудновоспитуемым, это проявляется в частых конфликтах с окружающими, с ослаблением интереса к обучению, а также со снижением успеваемости и работоспособности. Но данные противоречия встречаются далеко не у всех детей. У многих из них не встречается ярко выраженная трудновоспитуемость и сниженный интерес к знаниям. В период протекания кризисов временно приостанавливается развитие личности и прогрессивное построение чего-то нового. Поэтому в критические периоды ребёнок, скорее, что-то теряет, чем приобретает что-то новое, причем теряет из ранее приобретенного. Исследования доказывают, что во время возрастных кризисов негативные
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
последствия являются лишь обратной стороной положительных преобразований личности.
Теоретическое обоснование
Большинство исследователей отмечали неравномерность развития детей. Многие зарубежные авторы, такие как З. Фрейд и А. Геззел, рассматривали такие моменты, как болезни развития, в которых столкновение развивающейся личности и окружающей действительности имели негативный результат. Отечественные психологи считали такие изменения важной частью психического развития. Л. С. Выготский считал, что во время кризисов на протяжении определенного времени происходят резкие изменения в личности ребёнка. В достаточно короткий период времени ребёнок меняется в целом (Чернобровкина, 2009).
Хронологические границы кризисов детского развития достаточно условны. Это объясняется тем, что люди различны по своим индивидуальным, психологическим и социокультурным параметрам. Длительность, форма и острота протекания возрастных кризисов у детей различна. А все дело в том, что дети различаются по своим индивидуально-типологическим особенностям, также существуют различные подходы к воспитанию в семье, разное социальное окружение и способы организации обучения в педагогической системе.
Кризис - это переломный период онтогенетического развития. Кризис появляется на стыке двух возрастов. В конце каждого кризиса у ребёнка формируются неудовлетворенные потребности в совокупности с ведущим новообразованием конкретного возраста. Л. С. Выготский указывает на некоторые особенности возрастных кризисов:
1) хронологические границы кризиса условны, неотчётливы. В середине кризиса есть кульминационная точка - это резкое его обострение;
2) во время кризиса проявляется трудновоспитуемость, то есть происходят конфликты с окружающими, пропадает интерес к обучению, появляются серьезные эмоциональные переживания. Но такие острые проявления кризисов встречаются далеко не у всех детей;
3) кризис сопровождается негативным характером развития. Это характеризуется потерей интересов ребёнка, а также прежних форм взаимоотношений.
Возрастные кризисы по Л. С. Выготскому
В своих работах Л. С. Выготский рассматривал развитие детей с точки зрения возрастных ступеней. На них происходит плавное развитие ребёнка посредством кризисных периодов. Так, Л. С. Выготским были выделены шесть кризисов детского развития (кризис новорождённости - до 2 мес., кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, 13 лет и 17 лет) (Выготский, 1982).
AGE-RELATED PSYCHOLOGY
По Л. С. Выготскому существуют периоды стабильного и кризисного развития. В периоды стабильного развития небольшие изменения накапливаются до известного предела, после чего обнаруживаются. Что же касается периодов кризисного развития, то в это время происходят бурные, резкие изменения личности ребёнка, которые носят переходный характер. Содержание любого кризиса проявляется в перестройке потребностной сферы ребёнка, его пробуждений, а также в изменении внутренних переживаний. В зависимости от среды, в которой проходит кризис, он может принимать различное направление развития. В общих чертах кризис в большей степени проявляется во внутренних изменениях ребёнка, лишь незначительно при этом затрагивая его внешние проявления (Выготский, 1982).
Некоторыми авторами выделяются три основных вида отношений ребёнка к окружающей действительности - отношение к предметному миру; к другим людям и к самому себе. Из этих трех видов отношений центральной образующей личности выступает отношение к другим людям (Леонтьев, 1997), так как через других мы становимся самим собой. Лишь во время взаимодействия людей возможно формирование личности. А через связь с другими людьми возможно возникновение различных чувств, ценностных ориентаций, отношений к миру в целом, и наконец, они являются главным условием познания бытия.
Отношение к предметному миру у ребёнка проявляется посредством двух видов связей - с человеком через предметы и с предметами через человека (Леонтьев, 1997). Изначально отношение к окружающим людям и к предметному миру для ребёнка слиты между собой, но со временем происходит их разделение. Они отделяются друг от друга, но являются взаимосвязанными линиями развития.
Самой первой чертой личности выступает отношение к самому себе, выражая своё «Я» (Леонтьев, 1997). Только через отношение к себе самому невозможно познать своё «Я», оно должно быть связано с отношением к окружающим людям. Лишь посредством отношения других людей человек может прийти к осознанию самого себя, отношение к себе определено отношением другого.
Три вышеописанные отношения не отделены друг от друга, они взаимосвязаны и именно благодаря их взаимному пересечению возникает настоящее становление личности (Леонтьев, 1997). Такой процесс на разных этапах развития может проявляться по-разному (Бершедова, 2010).
Характеристика кризисов развития и особенности влияния родителей и педагогов
Кризис новорождённости является первым кризисом периодизации Л. С. Выготского, он протекает между внутриутробным и внеутробным
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
развитием малыша. Возрастные границы данного кризиса колеблются от рождения до двух месяцев.
Центральным новообразованием данного кризиса является комплекс оживления. Он представляет собой эмоционально-двигательную реакцию ребёнка при появлении взрослого. Такая реакция возникает к концу первого месяца жизни ребёнка и представляет собой появление улыбки у малыша при виде значимого взрослого, гуканье, плач, крик, также ребёнок начинает отзываться на голос, может наблюдать за какими-либо действиями на расстоянии (Хилько, Ткачева, 2010). Ученые заметили, что комплекс оживления возникает у детей раньше в том случае, когда родители не только удовлетворяют жизненно важные потребности ребёнка (еда, сон), но также и проявляют свою любовь, общаются с ним и уделяют много времени (Ермолаева, 2003). Так, становится ясно, что для успешного преодоления кризиса новорожденности необходимо появление комплекса оживления, который представляет собой ответную реакцию ребёнка (улыбку) на появление значимого взрослого. Для благополучного прохождения комплекса оживления родители должны уделять ребенку много времени, общаться с ним, играть, проявлять заботу и любовь.
Следующим кризисом считается период младенчества (1 год). На данном этапе формируется эмоциональное общение малыша со взрослым - это и есть новый тип деятельности данного возрастного этапа. Предметом такой деятельности является другой человек, посредством которого происходит общение. Вся активность ребёнка в данный период сосредоточена именно на общении со взрослым, поэтому такое общение должно быть эмоционально-положительным (Реан, 2002). Малыш еще в данном возрасте не умеет общаться со сверстниками, поэтому в семье он должен чувствовать себя комфортно. Родителям необходимо чаще общаться с ребёнком, уделять ему время, поддерживать, ребёнок должен научиться взаимодействовать в коллективе и понять, что он всегда может положиться на значимых взрослых. Также нужно стараться понять просьбы своего ребёнка. Нужно понять его и правильно объяснить, почему нельзя что-либо делать и какие могут быть последствия. Ребёнок должен проявлять самостоятельность. Необходимо разрешать ребёнку делать что-то самому, возможно немного помогая ему при этом. Обязательно хвалить малыша даже при малейшем успехе. И самое главное, ребёнка необходимо воспитывать с любовью. Нельзя кричать, ругать и бить, можно просто доступно объяснить и заинтересовать ребёнка (Ефимкина, 1995).
Центральным новообразованием в период кризиса 3-х лет является «система Я», выражающаяся в настойчивом требовании ребёнка «Я сам!». Данный кризис характеризуется множеством поведенческий проявлений, которые имеют название «семизвездие кризиса трех лет». В него входят 7 основных
AGE-RELATED PSYCHOLOGY
симптомов данного периода: негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, деспотизм, обесценивание (Ломтева, 2005; Таирова, 2015). В данный период решающее значение для преодоления кризиса имеют не только взрослые, но и воспитатели, так как ребёнок уже ходит в детский сад. Важным условием на данном этапе развития является формирование у ребёнка умений осознанно подчинять свои действия установленным правилам, а также развитие навыков действовать согласно словесной инструкции взрослого. Саморегуляция формируется только в конце дошкольного возраста, поэтому сначала необходим внешний контроль. Он может осуществляться со стороны взрослых (педагогов и родителей), а также со стороны сверстников. Дошкольникам проще контролировать сначала друг друга, после уже формируется непосредственный контроль (Slot, Mulder, Verhagen, Leseman, 2017).
Очень важно для родителей проводить с ребёнком достаточно много времени, он должен почувствовать, что родители понимают его. Нельзя уделять много внимания плохим поступкам малыша, также необходимо исключить принятие ребёнком вседозволенности. Малыш не должен думать, что с помощью капризов и истерик он может получить все, что хочет. Важно научиться отделять реальные проблемные ситуации от попыток ребёнка манипулировать взрослыми. Еще одним важным условием для успешного преодоления кризиса является организация деятельности ребёнка. Воспитатель должен таким образом планировать деятельность малыша, чтобы он был постоянно чем-то занят, при этом нельзя насильно заставлять что-либо делать, нужно вызвать у ребёнка интерес к определенной деятельности (Абросимова, 2005).
Переход от дошкольного возраста к младшему школьному характеризуется проявлением кризиса семи лет. Во время данного кризиса происходит перестройка всей личности ребёнка, его самосознания, а также перестройка взаимоотношений с окружающими. В 7 лет дети начинают ходить в школу, поэтому главной задачей для успешного прохождения кризиса является готовность к обучению (Выготский, 2000). Некоторые учёные считают, что для здорового развития и обучения важно формирование у детей саморегуляции. Она же служит показательным фактором готовности к обучению. В широком смысле саморегуляцией считается способность контролировать свои эмоции, поведение и мыслительные процессы. Развитие можно рассматривать как возрастающую способность к саморегуляции, не столько в особенностях индивидуального поведения, сколько в способности ребёнка действовать более независимо в личном и социальном контекстах (Bredekamp, 2004). Кроме того, для благополучной адаптации ребёнка и успешной саморегуляции важно учитывать некоторые условия. Такими условиями являются эмоции, социальное понимание и внутреннее познание ребёнка во взаимодействии; факторы в классе, например, отношение между педагогом и ребёнком,
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
социально-эмоциональный климат в коллективе; а также в более широком смысле школа, окружение и семья. Важно взаимодействие данных компонентов и их успешное освоение. (во!Ьеск, 2002). На данном этапе развития детей огромная ответственность возлагается как на родителей, так и на учителей. Родители, конечно же, должны обеспечить в семье спокойную, доброжелательную атмосферу. Развивать интеллект ребёнка, читать с ним рассказы, стихотворения, играть в развивающие игры. Учителю важно в данный период определить уровень развития интеллекта ребёнка (Кравцова, 1991). Если малыш не может выполнить то, что нужно сделать на уроке, не перегружайте его. Пусть он сделает это немного позже, зато результат будет лучше. Таким образом, залогом благополучного преодоления кризиса 7 лет является забота и поддержка детей со стороны как родителей, так и учителя.
Подростковый кризис - это переходный период от детства к взрослости. Главной особенностью данного периода являются новые потребности ребёнка, удовлетворить которые становится довольно трудно. Одной из причин подросткового кризиса является переоценка своих возможностей, которая определяется большим стремлением ребёнка к самостоятельности и независимости. Подросток в это время хочет добиться автономии и уйти от опеки со стороны родителей. Так, он предпочитает родителям друзей. Он думает, что родители не понимают его и делают все не так, а друзья всегда готовы выслушать, понять и помочь. Важное условие в действии родителей - нельзя обострять конфликты с детьми. Для сближения с ребёнком нужно интересоваться его увлечениями, постараться найти что-то общее и тем самым наладить общение. Еще одним обязательным условием является то, что нельзя своего ребёнка сравнивать с другими детьми. Находите плюсы в деятельности подростка, хвалите его, поощряйте и поддерживайте во всех начинаниях (Выготский, 2003; Егорова, 2013).
И последний кризис в периодизации Л. С. Выготского - это юношеский кризис. Он приходится примерно на 17 лет. В данный период ребёнок оказывается на стыке с реальной взрослой жизнью и новыми трудностями. Большинство детей нацелены на продолжении обучения, остальные же склонны к поиску работы. Из-за того, что ребёнку необходимо выбирать будущую профессию, поступать в высшее учебное заведение или искать работу, резко возрастает эмоциональное напряжение. Согласно результатам исследования Ьеопоуа Е., можно заметить, что для успешного преодоления данного кризиса детям юношеского возраста необходимо обладать высоким уровнем самостоятельности и умело использовать свои психологические и образовательные ресурсы. Дети же с низким уровнем самостоятельности чаще всего имеют трудности в обучении и частое негативное эмоциональное состояние (1_еопоуа, 2019). Несомненно, в положительном прохождении кризиса огромную роль
AGE-RELATED PSYCHOLOGY
играет семья. Поддержка, забота и понимание - вот главные ориентиры в данный период. Но также важное значение оказывает и школа. Именно там ребёнок получает первоначальные знания и представления о профессиях и старается сделать выбор. Важным достижением личности в этот период является самоопределение. Так, ребёнок должен решить сам, кем он станет и куда пойдет, а вот посоветовать, деликатно подсказать - это дело родителей и учителей. Таким образом, кризис юности помогает ребёнку приспособиться к реальной жизни, выявить свои взгляды на жизнь и будущую профессию. Положительное, позитивное преодоление кризиса проявляется несколькими факторами (Малкина-Пых, 2005):
1. завершением формирования личности;
2. адекватной оценкой самого себя, а также интересом к жизни;
3. постепенным исчезновением страха;
4. появлением индивидуального мнения и мировоззрения;
5. изменением внутренней позиции личности (появляется удовлетворение собой и своими поступками);
6. формированием собственного жизненного пути.
Обсуждение результатов
Таким образом, на различных возрастных этапах изменения могут происходить по-разному - медленно и плавно или быстро и резко. Стабильные периоды - это наибольшая часть детства, они длятся дольше, по несколько лет. Новообразования, которые формируются в этот период, надёжно закрепляются в структуре личности ребёнка. Но также в развитии ребёнка существуют и кризисные моменты. Такие переломные моменты длятся не долго, примерно по несколько месяцев. Они способны внести кардинальные изменения в развитие ребёнка. В данный период формирование личности носит бурный и катастрофический характер. Л. С. Выготский уделял особое внимание не столько стабильным, сколько кризисным периодам в развитии детей. Он считал, что детское развитие представляет собой чередование стабильным и переломных периодов.
В своей периодизации Л. С. Выготский выделяет шесть кризисов в развитии ребёнка - кризис новорождённости, кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет, подростковый кризис и юношеский. Каждый критический период детства сопровождается центральным новообразованиями, которое является значимым для развития в следующем возрастном периоде.
Успешным преодолением кризиса новорожденности считается появление комплекса оживления (ответной реакции ребёнка на значимого взрослого). Для кризиса одного года жизни значимым является приобретение своеобразной детской речи. Центральное новообразование данного периода - потребность
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
в общении со взрослыми. В период кризиса трёх лет главным считается появление самостоятельности ребёнка, его отделение от взрослого. Дошкольник начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего своё мнение, желания, которые могут совпадать или не совпадать с мнением взрослых. Во время кризиса семи лет у ребёнка появляется новая социальная роль -школьник, меняется его самосознание, он постепенно лишается детской непосредственности. Изменения также затрагивают и поведение ребёнка, в его действиях появляется смысловая составляющая. Подростковый кризис носит название переходного, так как ребёнок начинает противопоставлять себя взрослым. Вследствие притязаний подростка на взрослость формируется внутренний конфликт. Его проявление носит различный характер, подростки начинают достигать взрослость всевозможными способами. Это может быть курение, наркотики; кто-то, наоборот, начинает усердно заниматься спортом; другое стремятся узнать как можно больше, появляется интеллектуальная активность; но есть и те, кто обретает социальную зрелость, начинают ухаживать и заботиться о близких. Кризис юношеского возраста выражается в личностном и профессиональном самоопределении. На данном этапе юноши и девушки определяются с будущей профессиональной деятельностью и дальнейшей жизненной ориентацией путём многократных проб и ошибок.
Заключение
Подводя итоги, важно помнить, что кризис - это переломный период онтогенетического развития человека. Согласно периодизации Л. С. Выготского, существует шесть возрастных кризисов (2 месяца, 1 год, 3 года, 7 лет, 14 лет, 17 лет). У каждого кризиса есть свои границы, особенности, характеристики и формы протекания. Для успешного преодоления таких переломных этапов в жизни ребёнка важна роль родителей и педагогов. От каждого требуется максимум внимания, заботы и доверия к детям. Также важным условием успешного преодоления каждого кризиса является знание причин и форм его проявления. Именно из этих знаний будут вытекать пути и способы работы с детьми. Но, конечно, самым главным способом благополучного протекания кризисов является любовь, забота, понимание и поддержка детей.
Литература
Абросимова, Н. (2005). Возраст строптивости. О кризисе трех лет. Мама
и малыш, (10), 52-54. Бершедова, Л. И. (2010). Личностные новообразования критических периодов
детства. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 12 (83). Выготский, Л. С. (1982). Собрание сочинений. В 6 т. - Т. 1. - М.: Педагогика. Выготский, Л. С. (2000). Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс.
AGE-RELATED PSYCHOLOGY
Выготский, Л. С. (2003). Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия - М.: Изд. Центр «Академия».
Егорова, У. Г. (2013). Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста: коммуникативный аспект. Вестник университета, (22), 221-227.
Ермолаева, М. В. (2003). Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», (Серия «Библиотека психолога»).
Ефимкина, Р. П. (1995). Детская психология: методические указания - М. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ.
Кравцова, Е. Е. (1991). Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика.
Леонтьев, А. Н. (1997). Деятельность. Сознание. Личность. М.
Ломтева, Т. А. (2005). Возраст упрямства, или о кризисе трех лет. Мама и малыш, (10), 13-15.
Малкина-Пых, И. Г. (2005). Возрастные кризисы взрослости. - М.: Изд-во Эксмо.
Реан, А. А. (2002). Психология человека от рождения до смерти. М.
Таирова, Л. Р. (2015). Раннее детство: кризис и его преодоление. Вестник Пензенского государственного университета, (4 (12)), 50-54.
Хилько, М. Е., Ткачева М. С. (2010). Возрастная психология: Конспект лекций. М.
Чернобровкина, С. В. (2009). Взаимосвязь детско-родительских отношений с личностными особенностями ребёнка в период кризиса семи лет. Вестник Омского университета. Серия «Психология», (2), 61-67.
Bredekamp, S. (2004). Play and school readiness. In E. F. Zigler, D. G. Singer, & S. J. Bishop-Josef (Eds.), Children's play: The roots of reading. Washington, DC: Zero to Three/ National Center for Infants, Toddlers and Families, 159-174.
Golbeck, S.L. (2002). Instructional Models for Early Childhood Education. ERIC Digest. ERIC Clearinghouse on Elementary and Early Childhood Education Champaign IL.
Leonova, E. (2019). Overcoming normative educational crises: the human agency factor // Psychology in Russia, (3), 121-136.
Slot, P. L., Mulder, H., Verhagen, J., Leseman, P. P. M. (2017). Preschoolers' cognitive and emotional self-regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant and Child Development. Vol. 26, Issue 6.
References
Abrosimova, N. (2005). The age of obstinacy. About the crisis of three years. Mom and Baby, (10), 52-54.
Bershedova, L. I. (2010). Personality neoplasms of critical periods of childhood. Questions of journalism, pedagogy, linguistics. 12 (83).
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Bredekamp, S. (2004). Ready for games and school. In the book by E. F. Ziegler, D. G. Singer and S. J. Bishop-Joseph (eds.) "Children's Play: the Roots of Reading". Washington, DC: From zero to three / National Center for Infants, Toddlers and Families, 159-174.
Chernobrovkina, S. V. (2009). The relationship of child-parent relations with the personal characteristics of the child during the crisis of seven years. Bulletin of Omsk University. Psychology Series, (2), 61-67.
Efimkina, R. P. (1995). Child psychology: methodological guidelines - M. Novosibirsk: Scientific and Educational Center of Psychology of NSU.
Egorova, U. G. (2013). Psychological readiness of parents to the crisis of adolescence: a communicative aspect. Bulletin of the University, (22), 221-227.
Ermolaeva, M. V. (2003). Psychology of development: A methodological guide for students of correspondence and distance learning.- 2nd ed.- Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing House of NGO "MODEK", (Series "Library of a psychologist").
Golbeck, S.L. (2002). Educational models for preschool education. ERIC Digest. ERIC's Information Center for Elementary and Preschool Education in Champaign, Illinois.
Khilko, M. E., Tkacheva M. S. (2010). Age psychology: Lecture notes. M.
Kravtsova, E. E. (1991). Psychological problems of children's readiness to study at school. - M.: Pedagogy.
Leonova, E. (2019). Overcoming regulatory educational crises: the factor of the human factor // Psychology in Russia, (3), 121-136.
Leontiev, A. N. (1997). Activity. Conscience. Personality. M.
Lomteva, T. A. (2005). The age of stubbornness, or about the crisis of three years. Mom and Baby, (10), 13-15.
Malkina-Pykh, I. G. (2005). Age crises of adulthood. - M.: Eksmo Publishing House.
Rean, A. A. (2002). Human psychology from birth to death. m.
Slot, P. L., Mulder, H., Verhagen, J., Leseman, P. P. M. (2017). Cognitive and emotional self-regulation of preschoolers in pretend play: the relationship with executive functions and the quality of play. Development of infants and children. Volume 26, Issue 6.
Tairova, L. R. (2015). Early childhood: crisis and its overcoming. Bulletin of the Penza State University, (4 (12)), 50-54.
Vygotsky, L. S. (1982). Collected works. In 6 vols. - Vol. 1. - M.: Pedagogy.
Vygotsky, L. S. (2000). Psychology. - M.: Publishing house EKSMO-Press.
Vygotsky, L. S. (2003). Age and pedagogical psychology: textbook - M.: Publishing Center "Academy".