Научная статья на тему 'КРИЗИСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: НАЧАЛО ТРУДНОСТЕЙ ИЛИ АПОГЕЙ КАТАСТРОФЫ?'

КРИЗИСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: НАЧАЛО ТРУДНОСТЕЙ ИЛИ АПОГЕЙ КАТАСТРОФЫ? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНИЙ КЛАСС / ФЕНОМЕН СООТВЕТСТВИЯ / БРАЧНЫЙ РЫНОК / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуцалюк Михаил Александрович

В статье рассматриваются исторические предпосылки для появления общества потребления и массовой культуры. Анализируется степень сформированности в России общества потребления, а именно: проводится сопоставление зарплатных ожиданий россиян и их реальных доходов, а также долговой нагрузки. Также в статье идентифицированы основные особенности общества потребления в России: ориентация на бренды, демонстративность, рационально-иррациональный характер, смещение гендерных ролей, забота о внешности и потерянность в информации с последующим сравнением этих особенностей с тенденциями в российской семье. Главный вывод статьи заключается в том, что социальные нормы, на которых раньше основывалась семья, переходят на рельсы рыночных отношений. Влияние общества потребления постепенно разрушает институт семьи, что приводит к хроническим телесным недугам, стрессовым расстройствам, возрастанию уровня агрессии и депрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUTSALYUK, M.А. THE DECLINE OF THE INSTITUTION OF THE FAMILY IN THE CONSUMER SOCIETY: IS IT THE BEGINNING OF DIFFICULTIES OR THE APOGEE OF DISASTER?

The author examines the historical prerequisites for the emergence of a consumer society and mass culture. The degree of formation of a consumer society in Russia is analyzed, namely: a comparison of the salary expectations of Russians and their real incomes, as well as their debt burden, is carried out. The author also identifies the main features of the consumer society in Russia: brand orientation, demonstrativeness, rational and irrational character, shifting gender roles, caring about appearance and being lost in information, with subsequent comparison of these features with trends in the Russian family. The main conclusion of the study is that the social norms on which the family was based earlier are moving to the ways of market relations. The influence of the consumer society is gradually destroying the institution of the family, which leads to chronic bodily ailments, stress disorders, an increase in the level of aggression and depression.

Текст научной работы на тему «КРИЗИСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: НАЧАЛО ТРУДНОСТЕЙ ИЛИ АПОГЕЙ КАТАСТРОФЫ?»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 39-44. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 7. P. 39-44.

Научная статья УДК 316.356.2

https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.5

Кризисное положение института семьи в обществе потребления: начало трудностей или апогей катастрофы?

Михаил Александрович Гуцалюк

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, 191892@edu.fa.ru

Аннотация. В статье рассматриваются исторические предпосылки для появления общества потребления и массовой культуры. Анализируется степень сформированности в России общества потребления, а именно: проводится сопоставление зарплатных ожиданий россиян и их реальных доходов, а также долговой нагрузки. Также в статье идентифицированы основные особенности общества потребления в России: ориентация на бренды, демонстративность, рационально-иррациональный характер, смещение гендерных ролей, забота о внешности и потерянность в информации с последующим сравнением этих особенностей с тенденциями в российской семье. Главный вывод статьи заключается в том, что социальные нормы, на которых раньше основывалась семья, переходят на рельсы рыночных отношений. Влияние общества потребления постепенно разрушает институт семьи, что приводит к хроническим телесным недугам, стрессовым расстройствам, возрастанию уровня агрессии и депрессии.

Ключевые слова: общество потребления, институт семьи, индустриализация, массовая культура, средний класс, феномен соответствия, брачный рынок, гендерная роль

Благодарности: статья выполнена под научным руководством Киселёвой Н.И. - кандидата социологических наук, доцента, доцента Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Для цитирования: Гуцалюк М.А. Кризисное положение института семьи в обществе потребления: начало трудностей или апогей катастрофы? // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 39-44. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.5.

Original article

The Decline of the Institution of the Family in the Consumer Society: Is it the Beginning of Difficulties or the Apogee of Disaster?

Mikhail А. Gutsalyuk

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, 191892@edu.fa.ru

Abstract. The author examines the historical prerequisites for the emergence of a consumer society and mass culture. The degree of formation of a consumer society in Russia is analyzed, namely: a comparison of the salary expectations of Russians and their real incomes, as well as their debt burden, is carried out. The author also identifies the main features of the consumer society in Russia: brand orientation, demonstrativeness, rational and irrational character, shifting gender roles, caring about appearance and being lost in information, with subsequent comparison of these features with trends in the Russian family. The main conclusion of the study is that the social norms on which the family was based earlier are moving to the ways of market relations. The influence of the consumer society is gradually destroying the institution of the family, which leads to chronic bodily ailments, stress disorders, an increase in the level of aggression and depression.

Keywords: consumer society, family institution, industrialization, mass culture, middle class, correspondence phenomenon, marriage market, gender role

Acknowledgments: the study was completed under the academic supervision of N.I. Kiseleva, PhD in Social Science, Associate Professor, Associate Professor, Social Science Department, Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Gutsalyuk, М.А. (2022) The Decline of the Institution of the Family in the Consumer Society: is it the Beginning of Difficulties or the Apogee of Disaster? Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 39-44. Available from: doi:10.24158/spp.2022.7.5 (In Russian).

«Если вы спросите людей про рай, они скажут, что это большой супермаркет»

Эрих Фромм

Повседневные практики как культурный код формируют будущее, определяют границы и перспективы его развития. Доминирующим элементом повседневности является совершение по-

© Гуцалюк М.А., 2022

купок: ежедневно посещая магазины, потребитель анализирует товары и их цены, отбирает необходимые, откладывает деньги на дорогостоящие товары или оформляет на них кредит, отлеживает всевозможные скидки и акции. В результате мерилом счастья становится количество совершенных покупок и приобретенных вещей. Социологи констатируют, что это особый этап развития общества, и обозначают его как «общество потребления» - «общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок»1.

Предпосылкой для его появления стала послевоенная индустриализация - процесс перехода от традиционного общества к индустриальному в процессе модернизации и промышленной революции2. В ходе индустриализации сформирована крупная промышленность, созданы электронные средства связи и массовой коммуникации, усиливается урбанизация, производство товаров запускается по системе фордизма. Для стимулирования потребления в товары закладывается износ (физический, моральный, а также «капризы» моды), формируется массовость экономических и социальных процессов: «Массовые формы поселения, массовое производство, массовое обеспечение, массовое образование, массовые развлечения, массовая культура, массовые коммуникации, массовая религиозность и т. п. - все это типичные черты современности» (Штомпка, 2005: 147). В новых условиях личность становится крошечной частью огромного потока и вынуждена для выживания стать конформистом.

Цель работы состоит в изучении влияния феномена «общество потребления» на функционирование института семьи в России и разработке рекомендаций, минимизирующих негативные эффекты и риски выявленного влияния. Эмпирическую базу исследования составил вторичный анализ статистических и социологических данных в сфере экономической активности населения, брачных отношений для выявления зависимости и схожести тенденций развития.

Можно ли говорить о том, что в России сформировалось общество потребления? Со времен Эриха Фромма общество потребления подразумевает значительные и регулярные траты и высокий уровень жизни, при этом в обществе сформирована широкая прослойка среднего класса. Эксперты Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) считают, что москвичу для отнесения к среднему классу необходимо зарабатывать от 121 тыс. рублей, в регионах - от 60 тыс. рублей3. Эта сумма позволяет достигать максимальной экономической активности, включая покупки более качественных товаров и потребление все большего числа благ. Говоря о зарплатных ожиданиях, исследование банка «Открытие» и страховой компании «Росгосстрах Жизнь» показало, что в среднем россияне хотят 100-150 тыс. рублей, жители Москвы -более 150-300 тыс. рублей4. По данным HeadHunter, 69 % россиян своей зарплатой недовольны, в сфере науки и образования таких 81 %5. Опрос ВЦИОМ определил, что каждому третьему россиянину периодически не хватает денег до зарплаты, а 10 % сталкиваются с такой проблемой регулярно6, что объясняет популярность у населения потребительских займов. Если обратиться к объективным данным Росстата, то видно, более половины россиян (53 %) имеют доход менее 27 тысяч рублей, а каждый десятый - менее 10 тысяч рублей в месяц7. Подобное противоречие демонстрирует не только то, что средний класс в России очень мал, но и наличие конфликта между зарплатными ожиданиями и действительностью - такое состояние фрустрации крайне негативно, и средний класс вынужден искать способы преодолеть подобное несоответствие.

Ситуацию усугубляет навязывание образцов успешной жизни через массовую культуру и СМИ. В этих условиях личность в обществе стремится обладать определенными благами не столько потому, что они являются средством удовлетворения основных потребностей, столько потому, что они имеют свою собственную ценность, независимо от уровня предполагаемой полезности: «Так, то, что человек должен одеться, вытекает из естественной потребности, но то,

1 Социологический словарь. Общество потребления [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии. URL: 1^://д^о.теМС^оааЮБЩЕСТВО_ПОТРЕБЛЕНИЯ (дата обращения: 09.07.2022).

2 Советская историческая энциклопедия. Индустриализация [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии. URL: https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (дата обращения: 09.07.2022).

3 Активность в России стоит от 60 тыс. руб. [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/19/5b27bf829a794710796bbfe5 (дата обращения: 09.07.2022).

4 Москвичи хотят до Р300 тыс. в месяц. В России проанализировали зарплаты [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5f893d6a9a79478d90db3835 (Дата обращения: 09.07.2022).

5 Кто доволен своей зарплатой? [Электронный ресурс] // HeadHunter. URL: https://hh.ru/article/27614 (дата обращения: 09.07.2022).

6 Заработная плата: хватает ли до дня Х? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zarabotnaya-plata-khvataet-li-do-dnya-kh (дата обращения: 09.07.2022).

7 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности и субъектам Российской Федерации (годовые данные) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/t3.htm (дата обращения: 09.07.2022).

что он должен одеться в костюмы известной фирмы, уже культурная потребность, а то, что нужно иметь в платяном шкафу более десятка костюмов, которые человек вообще не носит, представляет собой культурную фетишизацию самого обладания» (Штомпка, 2005: 161). Личность в обществе потребления расценивает вещи не как предмет пользы, а как способ получения удовольствия. При этом формируется новый тип взаимоотношений: не человека с человеком, а человека с вещью. В новых отношениях нет риска эмоциональных конфликтов, вероятности быть отвергнутым, вещи становятся универсальным средством решения любых проблем, так как не способны ни вступать в споры, ни приносить душевную боль: «Что бы магазины ни рекламировали, демонстрировали и продавали, они излечивают все реальные и мнимые жизненные невзгоды -как те, которые уже доставляют нам неприятности, так и те, встречи с которыми мы только опасаемся» (Бауман, 2015: 34). Действительно, современный человек во многих стрессовых ситуациях получает успокоение не от родных и близких, а от шопинга в супермаркете. Именно такое поведение закрепляет трансформацию ценностей, снижает необходимость разрешать жизненные и коммуникативные цели. Теперь, чтобы понравиться окружающим, нет необходимости изменять в себе те или иные качества, индустрия предлагает изменить свою внешность: купить модный костюм, сделать модную прическу, посмотреть кино, которое смотрят миллионы. При этом с увеличением числа проводимых пластических операций также увеличивается число женщин, недовольных своей внешностью, что порождает повторное обращение к врачам. Таким образом, трансформация ценностей, отказ от индивидуальности в пользу массовости и значимости вещей, изменение норм потребления способны в стране, где выражена диспропорция по доходам, сформировать общество потребления.

По данным Центробанка, с 2005 года рост потребительских расходов россиян стал превышать доходы населения1. К 2020 году при денежных доходах на душу населения 25 025 рублей абсолютная часть (80 %) уходит на потребительские расходы - 20 558 рублей2. Это подтверждается данным компании Visa: по их оценкам, 30 % дохода россиян расходуются на спонтанные, неосознанные покупки, которые часто можно назвать бессмысленными3.

В целом основные особенности потребительского поведения россиян можно представить следующей схемой (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Потребительское потребление россиян

1 Макроэкономическая статистика [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/ (дата обращения: 09.07.2022).

2 Уровень жизни населения в 2020 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 09.07.2022).

3 Более 30 % расходов россиян приходится на неосознанные траты [Электронный ресурс] // Клерк.Ру. URL: https://www.klerk.ru/bank/articles/459480/ (дата обращения: 09.07.2022).

Общество потребления - это особый миропорядок, который не только подчиняет себе экономическую арену, но и переводит на экономический язык все остальные сферы деятельности людей: образование, науку, медицину, религию, спорт и семью. Все эти сферы приобретают свойства товара: ставятся на поток, оцениваются, продаются, покупаются и потребляются, чтобы в будущем потреблять еще больше. Особенно кризисные метаморфозы испытывает на себе семья как один из важнейших институтов первичной социализации личности, формирующий модели поведения и ценности на всю жизнь.

Особенности потребительского поведения россиян сопоставимы с основными тенденциями трансформации института семьи. В соответствии с феноменом соответствия, люди склонны выбирать себе в партнеры в основном тех, кто соответствует им по уровню привлекательности. Об этом свидетельствуют проведенные Бернардом Марстейном исследования (Murstein, 1986). Однако нередки случаи, когда один из супругов менее привлекателен, он обычно компенсирует этот недостаток каким-либо достоинством. Каждый из партнеров приносит на социальный рынок свои «активы», и значимость обоих «активов» создает основу для равноправного союза. Брачные объявления и есть демонстрация подобных «активов». Даже в социальных сетях распространены такие статусы, как «в активном поиске», «все сложно», «занят», что можно легко понять как «продается», «продается, если предложат цену выше» и «уже продано» соответственно. Как сказал Эрих Фромм: «Нередко любовь - не что иное, как взаимовыгодная сделка, заключенная двумя людьми». Мужчины в основном предлагают богатство и статус, а взамен ждут от женщин молодость и физическую привлекательность; женщины поступают противоположным образом. Другими словами, индивидуальные характеристики каждого партнера принимаются за товар на рынке брачных отношений. В этом можно увидеть заботу о внешности и ориентацию на бренды.

Важную роль для понимания необходимости института семьи играют мотивы вступления в брак, с которого начинается семья. Так, по мнению Е.В. Волченковой, следует применять следующую классификацию мотивов: любовь, общность интересов, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, случайность, а также материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у него жилплощади и др. (Волченкова, 2014: 33-35). Причем спустя 2-3 года совместной жизни супруги, принявшие такое решение не вследствие первых двух мотивов, преимущественно характеризуют состояние своего брака как плохое. В этом и проявляется рационально-иррациональный характер принятия решения о вступлении в брак.

Стоит отметить и другую характеристику состояния института семьи: число разводов. Согласно данным Росстата, из всех браков, заключенных в 2020 году, 65 % закончились разводом; 30 лет назад это число составляло 40 %; 70 лет назад - 4 %. Примерно 38 % пар хватает до 4 лет совместной жизни, чтобы принять решение о разводе. Примерно в 42 % случаев развод обусловлен неподготовленностью супругов к семейной жизни с избранником или избранницей. Но это не является проблемой: через 2-3 года будет создан еще один серийный брак. Как и неудачно выбранный предмет обихода, партнера тоже можно заменить, и, может, с новым избранным повезет больше, но отношение останется прежним - сказывается влияние общества потребления. Прежде всего потому, что в таком обществе покупки человека становятся сильно индивидуализированными, как и он сам, и чем выше уровень жизни, тем ниже прочность семьи. Косвенно это говорит о потерянности в информации людей, решивших вступить в брак.

Третьей особенностью российской семьи является смещение гендерных ролей, где семья переходит от традиционно-патриархальной модели к эгалитарной. Это связано с тем, что женщины наравне с мужчинами получают высшее образование и занимаются трудовой деятельностью. В такой модели, когда работает каждый из супругов - а таких в России большинство (62 %) (Черкашина, 2019: 26) - возникает, помимо семейного, личный бюджет, позволяющий направлять средства на личное потребление. Также набирает популярность модель отсутствия семейного бюджета вообще, когда каждый из супругов тратит только свой доход только на себя.

На основании даже трех тенденций можно утверждать, что обществу потребления семья не нужна, она только создает преграды для его гегемонии. Люди без семьи меньше откладывают, больше тратят, на них легче влиять с помощью рекламы. И число одиночек действительно растет - они не приемлют связывать себя узами брака, считая жизнь в одиночку более легкой. Это подтверждается тенденциями развития российской семьи: нуклеаризация, распад межпоколенных связей, низкая рождаемость и распространенность социального сиротства.

Общество потребления не создало ничего принципиально нового, оно лишь возвело и ранее существовавший в человеке эгоизм на вершину, сделав его тоталитарным и бесконтрольным, и назвало это социальной нормой. Эту норму можно считать еще не до конца окрепшей, но уже достаточно прочной, ведь все меньшее число людей задумывается о ее существовании. Особенно страдает от этого семья. Семья как основная единица общества выполняет также пси-

хологическую функцию, поддерживая ментальное здоровье своих членов и предоставляя чувство причастности к социальной группе. Это эволюционно соответствует устройству нашего мозга. Несоответствие природного устройства мозга и современного образа жизни порождает противоречия между биологическим и социальным, в результате человек страдает от хронических болезней, стрессовых расстройств, от возрастания агрессии, депрессии (сегодня она становится для человечества болезнью номер один, как официально признала ВОЗ)1. Общество потребления - не единственный феномен, угрожающий нормальному функционированию института семьи, также можно выделить алкоголизацию, неудовлетворительное финансовое положение, домашнее насилие, недостаточно урегулированное законом.

Обозначенные феномены института семьи свидетельствуют о существенных трансформациях, изменивших не только её численность и состав, но и характер внутрисемейных взаимоотношений. С одной стороны, о подобных кризисах утверждали на всех этапах исторического развития общества, однако институт семьи всегда успешно адаптировался к новым условиям. С другой стороны, нынешний кризис принципиально отличается от предыдущих, поскольку имеет под собой базу постмодернизма, главная черта которого - стремление человека к нетривиальному опыту, в том числе отказ от социальных норм, ограничивающих личную свободу. Таким образом, в современных условиях сохранение института семьи от дальнейшего разрушения возможно через усиление выполнения ряда функций: социальных и психологических.

Проанализировав степень проникновения общества потребления в современную семью, представляется возможным выделить ряд практических рекомендаций в рамках проводимой государством политики, которые будут иметь скорее превентивный характер и могут считаться своевременными, учитывая не такую распространенность идеологии общества потребления в России по сравнению со странами Запада. Так как масштаб поднятой проблемы относится к макроуровню и имеет системный характер, рекомендации стоит предлагать сразу во всех сферах: духовной, социальной и политической.

Целесообразно транслировать через СМИ и институт образования благоприятный образ современной семьи, которая не поглощает полностью личную свободу, а способствует полноценному развитию личности как в профессиональном, карьерном, экономическом плане (для подавляющего большинства россиян жизнь в собственной квартире возможна только при льготной ипотеке, выдаваемой молодой семье), так и в социально-психологическом (ни один другой социальный институт не аккумулирует подобную потенциальную глубину связи между людьми). Также достижению цели может способствовать развитие центров планирования семьи и психологического консультирования молодоженов и вступивших в брак, обучающих приёмам социально-психологической поддержки. Этим могут заниматься также общественные организации.

Таким образом, необходимо сформировать образ современной семьи как института поддержки, помогающего разрешить существующие конфликты и нивелировать внешние риски и угрозы. Именно такой образ, а не определенная модель семьи, уменьшит количество скептически настроенных россиян.

Список источников:

Бауман З. Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим. М., 2015. 162 с.

Волченкова Е.В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №2 (34). C. 31-36.

Черкашина Т.Ю. Личные доходы супругов в структуре бюджетов российских семей в 1990-2010-е гг. // Экономическая социология. 2019. T. 20. № 2. С. 14-50.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. 664 с.

Murstein, B.I. Paths to Marriage. CA, 1986.

References:

Bauman, Z. (2015) Does the Richness of the Few Benefit Us All? Moscow: Izd. Instituta Gaydara. (In Russian)

Cherkashina, T.Yu. (2019) Personal Income of Spouses in Russian Families' Budgets in the 1990-2010s. Journal of Economic Sociology. (2). 14-50. (In Russian)

Murstein, B.I. (1986) Paths to Marriage. CA: Newbury park.

Shtompka, P. (2005) Sotsiologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. Moscow: Logos. (In Russian)

Volchenkova, E.V. (2014) Classification and Characteristics of Motives for Marriage. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. (2). 31-36. (In Russian)

1 Психическое здоровье подростков [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 09.07.2022).

Информация об авторе М.А. Гуцалюк - студент 3 курса, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1146912.

Information about the author М.А. Gutsalyuk - Third-year student, Faculty of Social Sciences and Mass Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1146912.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.