УДК 111.6
КРИЗИС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
А.В. Исаев
Рассматривается проблема кризиса здоровьесбережения в современном обществе и причины его возникновения. Констатируется расхождение между установкой на поддержание здоровья как социокультурной нормой и ухудшением реального состояния здоровья российского населения. В качестве возможной причины такого расхождения устанавливается дефицит личностного смысла здоровья и ценности жизни среди населения.
Ключевые слова: здоровьесбережение, ценность жизни, ценность здоровья, личностный смысл, состояние здоровья населения.
Здоровье населения традиционно является одной из важнейших стратегических целей государства вне зависимости от его политического устройства. Так, еще Платон в диалоге «Государство» - первой теории устроения идеального общества - достаточно жестко указывал, что только здоровые граждане имеют право на полноценную позицию в обществе, а цель всего государства -создание наилучших условий для своего воспроизводства. Философ предлагает систему селекции, с помощью которого идеальное государство сможет добиться максимально здорового потомства. Анализируя взгляды Платона, известный отечественный специалист в области греческой античности А. Н. Ча-нышев пишет: «... отношения между полами строго подчинены государственной пользе и имеют своей единственной целью получение наилучшего потомства» [1, с. 274].
Очевидно, что уже в античности формируется представление о тесной взаимосвязи политики государства в отношении здоровья населения и перспективой успешного развития этого государства как такового. Соответственно здоровье населения рассматривается как стратегический ресурс государства наравне с устойчивой экономической системой и развитым военным комплексом. Как отмечает исследователь В. А. Пономаренко: «Здоровье как политический фактор представляет собой сплав потребности каждого человека с конституционным интересом государства: сделать свой народ нравственно и физически здоровым, счастливым и достойным в цивилизованном мире» [2, с. 185].
В данном контексте здоровье населения определяется как «совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально -экономического развития» [3, с. 8]. Сложный вопрос философского характера об антропологических свойствах здоровья в такой социальной проекции, как правило не возникает. Возможно, это недостаток существующих на сегодняшний день здо-ровьесберегающих технологий, однако, примем за аксиому именно такой подход и попытаемся в его плоскости осмыслить проблемы здоровья.
В современной ситуации интенсивных научно-технических преобразований, происходящих практически во всех сферах жизни, в ситуации резкого увеличения (по сравнению с недавним прошлым) технических устройств и Интернета в повседневной деятельности, вообще небывалое ускорение темпа жизни требуют особо внимательного отношения к здоровью индивида. Исходя из этого, становится понятным, почему такую исключительную социальную значимость имеет грамотная и работающая политика здоровьесбережения в государстве.
Понятие «здоровьесбережения» появилось в исследовательском пространстве недавно и поэтому существует достаточно большое количество его интерпретаций. Так, Т. С. Андрианова определяет понятие «здоровьесбереже-ние» с точки зрения реализации государственной политики как систему мер, «...направленных на улучшение здоровья людей различных возрастных групп» [4, с. 248]. Другие авторы трактуют это понятие в тесной связи с личностным восприятием человека своего здоровья: «Под здоровьесбережением мы понимаем систему действий, направленных на улучшение собственного здоровья и (или) здоровья социального окружения. Оно является индивидуальным проявлением отношения человека к своему здоровью, соответствующей ценностной ориентацией индивида в соответствии с тем местом, котором он отводит своему здоровью в системе ценностей и ценностных ориентацию» [5, с. 672].
Важным в этом контексте является факт детерминации здоровья социокультурной формой общества. «Здоровье, - пишет известный ученый В. М. Розин, - не является естественным феноменом, это социальный артефакт» [6, с. 47]. Соответственно норма или эталон здорового человека в обществе варьируется в зависимости от аксиологической матрицы данного общества. Нынешняя аксиологическая матрица имеет достаточно четкие ориентиры, которые видны из нормативных оснований эталона здоровьесбережения. Обобщая идеи современных отечественных исследователей, работающих над этим эталоном, можно заключить, что существующая программа сбережения здоровья:
- способствует продлению жизни;
- способствует профилактике заболеваний;
-обеспечивает большую работоспособность и конкурентоспособность работника;
- формирует мотивацию к ведению здорового образа жизни у школьников и студентов;
- способствует улучшению ментального здоровья.
Из этих тезисов следует, что осознание здоровья как ценности направлено, прежде всего, на укрепление социально полноценной личности. Данные мотивационные установки, предложенные современными исследователями, несмотря на свой очевидный позитив, в целом носят достаточно утилитарный (а значит, ограниченный) характер. В данной системе ценностных ориентиров здоровье и тело служат неким инструментом, обеспечивающим беспроблем-
ное и продолжительное существование в физическом плане. Очевидно, что здесь выпадает такой важный факт, как духовная ценность здоровья. В результате забота о своем здоровье в современном обществе проявляется в двух полярно различных формах: либо чрезмерное внимание к своему физическому состоянию, продиктованное нарциссизмом и геронтофобией; либо нигилизм и пренебрежение к своему здоровью. Оба проявления, несмотря на их противоположность, в основе имеют один исток. Это утрата обществом истинного понимания ценности здоровья и жизни.
Исследователь А. Ф. Ковалевская так характеризует современный кризис здравоохранения: «Актуальность проблемы здоровья современного человека следует и из того эмпирического факта, что сейчас в структуре заболеваемости и смертности, на первое место вышла патология, обусловленная нездоровым образом жизни, прежде всего, хроническими неинфекционными заболеваниями. Основная причина таких заболеваний коренится в дезадаптации человека, когда нарушается его приспосабливаемость к усложняющейся социальной жизни, предъявляющей к индивиду постоянно возрастающие требования, а также в убыстряющемся темпе цивилизационных изменений» [7, с. 3].
Иными словами, в современной идеологии здоровьесбережения отсутствует смысловой механизм, которым смог бы перевести заявляемые нормативные установки в практическую плоскость. «Необходим переход от самодостаточности знаний в области человеческих ценностей к соответствующему этим ценностям образу жизни» [8, с. 258]. Дело в том, что мода на здоровый образ жизни и повсеместное тиражирование образа «здорового человека», построенного лишь на практических и утилитарных принципах, имеет поверхностный и зачастую коммерционалистский характер.
При этом человек, как правило, воспринимает подобную «гонку» за здоровьем в качестве важнейшего и чуть ли не единственного личностного смысла. Как отмечает исследователь С. И. Железнякова: «Средства массовой информации, произведения массовой культуры демонстрируют нам образцы поведения успешного человека, одной из характерных черт которого является нацеленность на заботу о себе, о своем физическом здоровье. Здоровье, помимо прочего, рассматривается массовым сознанием как атрибутивная характеристика человека успешного во всех сферах» [9, с. 134].
Действительно, сегодня интерес к здоровью во многом вызван по большей части утилитарной мотивацией иметь «хорошее тело», что не имеет никакого отношения к духовным аспектам человеческого бытия. Причем речь здесь идет не о высокодуховных проявлениях личности, но об элементарных метафизических концептуализациях человеческого в человеке. Это связано с непониманием здоровья как духовного ресурса человека, а не только как инструмента для жизни, который выгодно содержать в хорошем и рабочем состоянии.
В данном контексте представляют интерес мысли французского философа Жиля Липовецки. В программной работе «Эра пустоты» он определяет чрезмерное внимание к своему телу и здоровью, свойственное сегодняшней
европейской ментальности, как «нарциссическое». Это свидетельствует о том, что тяга к заботе о здоровье населения имеет крайне поверхностный характер, с явными признаками «фетишизма красивого тела». Философ таким образом характеризует эту гипертрофированную заботу о своем теле, присущую современному человеку: «...это свойственное нарциссам обожание собственного тела, ежедневно проявляемое в тысяче мелочей: переживания, связанные с возрастом и появлением морщин, заботы о здоровье, о «фигуре», о гигиене, ритуалы контроля (check-up) и ухода за собой.; ставшие культом посещения солярия и терапевтических кабинетов (злоупотребление услугами врачей и фармацевтов). Его <тело - А. И.> следует почитать, то есть неизменно следить за его надлежащим функционированием, противиться его одряхлению, бороться с признаками его деградации, постоянно стараясь обновлять его. «физическое» уродство стало чем-то мерзким» [10, с. 94 - 95].
В словах французского философа очень точно угадывается образ современного среднестатистического обывателя, который следует коммерциализированной идее «красоты и здоровья» тела.
Парадокс данной ситуации в том, что эмпирические данные, полученные в ходе исследований, говорят о тенденции к ухудшению реального здоровья населения и деградации его образа жизни. Г. А. Лобачев называет в качестве основных проблем здоровья сегодня «дефицит активности и физкультуры... эмоциональное перенапряжение. отсутствие финансовых возможностей для посещения специализированных спортивных центров» [11, с. 231]. Проблематична также и демографическая ситуация: «Бесплодна каждая пятая российская семья, увеличивается процент рождения детей с генетическими дефектами, все чаще у подрастающего поколения отмечается децелерация, высок уровень заболеваемости и инвалидизации детей школьного возраста, широко распространены в детской и юношеской среде наркомания, алкоголизм, табакокурение, бродяжничество. Все это свидетельствует о кризисе детства в стране» [12, с. 174].
Пожилые люди как еще одна незащищенная группа граждан также в большинстве своем находятся в неблагополучной для полноценного здоровья ситуации. Это подтверждается новейшими данными Федеральной службы государственной статистики, которая сообщает, что «естественная убыль населения выросла за первые пять месяцев 2017 года почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года» [13]. Данные факты говорят о том, что главная ценность программы здоровьесбережения для пожилых людей - нацеленность на долголетие и продление жизни - не воплощается в реальной жизни.
Исследователи З. Ж. Арстангалиева, Е. В. Чернышкова, С. В. Андриянов еще более проблематизируют вопрос физического и социального самочувствия современных пожилых людей в России. Ученые констатируют парадоксальную и неутешительную тенденцию: «В современном обществе с распространением утилитаристского подхода к телесности, в рамках которого значима только молодость и связанные с ней атрибуты, пожилые люди
рассматриваются как кризисная группа, в отношении которой действую практики исключения» [5, с. 671]. Очевидно, что в обществе сегодня отсутствует конкретная программа сбережения здоровья пожилых людей и ценностного отношения к старости. Утилитаристское и поверхностное отношение к здоровью, таким образом, в полной мере транслируется на социальное самочувствие пожилых людей.
С одной стороны, происходит утрата традиционно уважительного отношения к старости как к самоценной возрастной группе; можно наблюдать маргинализацию пожилого поколения, старость табуируется и воспринимается с позиции исключительно утраты физической силы и эстетической привлекательности. Современный российский ученый Н. Н. Ростова, диагностируя высокий уровень геронтофобии в обществе, делает вывод о геронтофобии как симптоме духовного опустошения поколения и «утраты структурирующего начала человеческого существа» [14, с. 271].
С другой стороны, в России, Европе и США уже на протяжении десятилетий можно наблюдать снижение рождаемости и соответственно увеличение количества пожилых людей. Как говорят последние данные статистики, продемонстрированные в Социальном бюллетене за 2016 год, число пожилого населения России в период с 2006 - 2015 годы неуклонно растет и является «.опережающим рост всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилось на 2 %, то пожилого населения - на 20 %» [15, с. 5]. Иными словами, пожилые люди, как социальная группа увеличиваются в своем количестве, а внимание к ним с точки зрения сбережения здоровья уменьшается.
Таким образом, перед современным обществом сегодня остро стоит з а-дача по сокращению разрыва между здоровым образом жизни как идеей и практической реализацией программы комплексного сбережения здоровья как ценности. Существующие многочисленные программы здоровьесбережения, увы, не приносят ощутимых результатов.
Мы полагаем, что одной из причин такого резкого расхождения между эталоном здорового человека и здорового образа жизни в обществе и реальным самочувствием индивида и его мотивацией вести здоровый образ жизни является нехватка этического ресурса в идеологии здорового образа жизни, который мог бы служить источником зарождения как личностного, так и социального смысла здоровья человека и механизмов его реального воплощения на практике. Отсутствие такого веского духовного основания идеологии сбережения здоровья не позволяет укорениться ценностям здорового образа жизни как личностным целям и ценностям индивида: «Россияне адекватно представляют себе основные угрозы и риски саморазрушительного поведения, пренебрежения ценностями здорового образа жизни. С другой стороны, эти ценности пока не утверждены как базовые, мотивационные, имеют слабо укорененный характер» [16, с. 135].
Более фундаментальной причиной столь резкой утраты восприятия здоровья как ценности является всеобщая потеря ценности самой жизни, ко-
торая, в свою очередь, является одним из главных симптомов экзистенциального кризиса жизни. Утрата понимания жизни как ценности и жизни как тайны (свойственной христианскому миропониманию) проявляется в массовом распространении таких явлений, как аборты, эвтаназия, движение за легализацию определенных наркотических веществ, искусственное оплодотворение, идеи трансгуманизма, рост самоубийств, увлечение вредными привычками, толерантность к девиантным формам поведения. Причина этих явлений - в утрате традиционного понимания жизни и здоровья как ценности, неприкосновенного и сакрального дара.
Еще в 1895 году американский кардинал Джозеф Луис Бернадин в своем выступлении «Устойчивая этика жизни и системы здравоохранения» говорил такие слова относительно ситуации в современном обществе: «Охрана, защита и взращивание человеческой жизни включает в себя весь спектр жизни, от концепции смерти, не говоря о таких вопросах, как генетика, аборты, смертная казнь, современные войны и лечение смертельно больных. Тот факт, что мы сталкиваемся с вызовами в каждой из этих областей, демонстрирует необходимость устойчивой этики жизни. Предпосылкой для устойчивой этики жизни является «уважение к жизни» - отношение или атмосфера в обществе. Когда человеческая жизнь воспринимается «дешево» и легко «растрачиваемой», в конце концов ничто больше не является сакральным и все жизни подвержены опасности» [17, с. 51]. Кардинал, таким образом, призывал к созданию новой этики жизни, которая должна быть призвана реанимировать утраченную ценность и неприкосновенность жизни.
Со времени кардинала Бернадина этическая ситуация в сфере жизни и здоровья продолжает оставаться на том же уровне. Современный отечественный ученый И. Р. Камалиева в своем диссертационном исследовании 2013 года делает вывод о разрыве современных медицинских и телесных практик с базовыми этическими ценностями: «достижения современной медицины и мораль современного общества нарушают традиционную зависимость врачебной этики от общечеловеческих ценностей, одной из наиболее значимых их которых является здоровье» [18, с. 4].
Итак, рассмотрев специфику содержания понятия «здорвьесбережение» и ценностные основания, на которых построена программа здоровьесбереже-ния в современном российском обществе, становится ясным, что основными чертами существующей этики сбережения здоровья является утилитаризм, то есть восприятие здоровья как эффективного инструмента, продлевающего молодость и работоспособность. Как таковые, эти ценности имеют позитивный характер, но без значимой духовной основы они не могут выступить в качестве продуктивного ресурса здоровьесбережения.
Можно заключить, что существующие программы здоровьесбережения не имеют эффективного воздействия на население России, поскольку ценности сбережения здоровья и жизни не являются значимыми для индивидов. В этом контексте важной становится стратегическая переориентация существующих методов здоровьесбережения. В основании новых подходов должен
быть, прежде всего, анализ значимых нравственно-антропологических факторов, поскольку их недооценка приводит к потере духовной и метафизической ценности жизни. Это, в свою очередь, сказывается на ухудшении физического компонента здоровья.
Список литературы
1. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. шк, 1981. 374 с.
2. Пономаренко В. А. Здоровьесбережение как ответ на вызов времени // Мир психологии. 2010. №2, С. 182-194.
3. Галкин И. А. Муниципальные целевые программы: эффективность их реализации в регионах // Актуал. пробл. социал.-гуманитар. и науч.-техн. знания. 2017. №1 (10). С. 7-10.
4. Андрианова Т. С. Здоровьесберегающее поведение // Образование и наука без границ: социал.-гуманитар. науки. 2017. №7. С. 248 - 252.
5. Андрианов С. В., Арстангалиева З. Ж., Чернышкова Е. В. Здоро-вьесбережение пожилых людей как проблема социологии медицины (обзор) // Сарат. науч.-мед. журн. 2014. Т. 10. №4. С. 670 - 674.
6. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. С. 34-61.
7. Ковалевская А. Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2007. 23 с.
8. Рыбина И. Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» // Ученые зап. Орлов. гос. ун-та. Сер.: «Гуманитарные и социальные науки». 2015. №3. С. 258- 262.
9. Железнякова С. И. Философия здорового образа жизни: от моды к устойчивым общественным практикам // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. №5. С. 133-141.
10. Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб: Владимир Даль, 2001. 336 с.
11. Лобачев Г. А. Пути оздоровления нации: основные способы повышения уровня и продолжительности жизни населения // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. №4. С. 230-235.
12. Малярчук Н. Н. Концептуальные подходы к понятию «культура здоровья» // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Социал.-эконом. и правовые исслед. 2006. №1. С. 171-175.
13. Естественная убыль населения России выросла почти втрое // Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/621587/2017-07-19/estestvennaia-ubyl-naseleniia-rossii-vyrosla-pochti-vtroe (дата обращения: 20.07.2017).
14. Ростова Н. Н. Геронтофобия как антропологический диагноз // Философия хозяйства. 2011. № 6. С. 271-275.
15. Социальный бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. 2016. 43 с.
16. Железнякова С. И. Философия здорового образа жизни: от моды к устойчивым общественным практикам // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. №5. С. 133-141.
17. Consistent Ethics of Life. Ed. by Bernardin, J. C. Loyola University at Chicago, 1988. 258 p.
18. Камалиева И. Р. Социально-философский анализ современных проблем врачебной этики: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2013. 21 с.
Исаев Андрей Викторович, канд. мед. наук, доц., isaevandrew@,mail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет.
THE CRISIS OF HEALTH PRESERVATION IN THE CONTEMPRORARY RUSSIAN SOCIETY
A.V. Isaev
The article considers the problem of health preservation in the contemporary society and the causes of its emergence. It is stated that there is a discrepancy between the setting on the maintaining of health as a social and cultural norm and the worsening of the real health condition of the Russian population. The lack of a personal meaning of health and value of life among the population is considered as a possible cause of that discrepancy.
Key words: health preservation, value of life, value of health, personal meaning, health condition of the population.
Isaev Andrey Victorovich, candidate of medical sciences, docent, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State University.