Научная статья на тему 'Кризис юридической науки, в том числе криминологии'

Кризис юридической науки, в том числе криминологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис юридической науки, в том числе криминологии»

УДК 343.9.018 ББК 67.51

А. Лепс

КРИЗИС ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ КРИМИНОЛОГИИ

Аннотация: В условиях социально-экономического кризиса в Эстонии 2010 и 2011 годы будут самыми тяжёлыми, поэтому число зарегистрированных преступлений, особенно преступлений против собственности, может увеличиться.

Ключевые слова: Преступность; справедливость; право; диалектическая логика.

A. Leps

JURISPRUDENCE AND CRIMINOLOGY CRISIS

Annotation: In view of the fact that Estonia is experiencing social and economic crisis now, the years 2010-2011 will be the most difficult and the number of registered offences, property offences in particular, may increase.

Key words: criminality; justice; law; dialectical logic.

А. НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

1. Что есть право?

Для того, чтобы исследовать преступность, следует прежде уяснить, какой «вещью», явлением или ценностью является право вообще. У Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) всё является «вещами», часто, вероятно, и человек. Веками в университетах Европы изучалось правоведение, но до сих пор неизвестно, что за «вещь», всё-таки, это право. Кажется каким-то очень странным, но, увы, это так. До тех пор, пока мы не знаем, что представляет из себя право, мы не можем в научном смысле говорить о преступности, как о явлении. Следовательно, мы сегодня можем говорить о преступности, как о форме какого-то другого явления (может быть, других явлений), или, другими словами, о преступности как о видимости. Но пусть сразу будет сказано, что преступность нельзя исследовать через саму преступность (это очень важный постулат!), пускай, что сегодня это делается очень

* Андо Лепс — доктор юридических наук, профессор, Академия Норд, Социально-Гуманитарный Институт, член Римского клуба (Таллинн, Эстонии). E-mail: [email protected]

© А. Лепс, 2010

часто. Докладчик в октябре 2008 года, после Барселонского всемирного криминологического конгресса, направил некоторым ведущим мировым учёным в этой области очень короткое мнение о тех проблемах, о которых ниже вскользь поговорим. Ранее подписавшийся этой статьи выступал по этой теме на международных семинарах с сильным составом участников в Вильнюсе (2007) и Санкт-Петербурге (2008).

2. Право не является каким-то «парящим явлением» над обществом

Следует подчеркнуть, что право не является каким-то «сверхъестественным» или употребляя термин Гегеля «сверхчувственным», например, происходящим от бога явлением. Правда, факультеты правоведения католических университетов во всем мире при «разрешении» указанной проблемы основываются на божественных канонах. У них эта очень сложная проблема проста. Кстати, в католических университетах достаточно солидная профессура, что подтверждается таким обстоятельством, что президентом Всемирной Ассоциации Криминологов (ISC) является профессор Леувенского (Бельгия) католического университета Тони Петерс.1

1 См.: XV Congreso Mundal de la Sociedad Internacional de Criminologia. — Barcelona, del 20 al

25 de Julio de 2008. - С. 17-18.

К этой области относится также т.н. естественное право (абстрактное или идеальное право), которое, образно говоря, обозначает то, что, как будто, право было бы каким-то «парящим явлением» над обществом, которое с обществом никак не связано. Но это не так. Право вытекает из общества и только из общества, и ему свойственно внутреннее явление или материя, ибо всегда следует иметь в виду то, что право не терпит конкуренции, т.е. право является внеконкурентным явлением. Естественно, право - это социальное явление, но почему оно является социальным явлением, это недостаточно известно. Поскольку преступность «вытекает из права», тогда и преступность должна быть социальным явлением. Но почему она является социальным явлением, это, опять же, не известно.

3. Различие права из юридических законов, правовое государство, а также соотношение правоведения и экономики

На факультетах правоведения, в действительности, изучается «неправо», поскольку юридические законы или законодательные акты преобладающе говорят о том, что нельзя делать, как нельзя вести, от чего следует воздерживаться под угрозой наказания. Тяжело понять также термин позитивное право, который в юридической литературе обозначает действующее законодательство.

В действительности, здесь перепутаны два очень различных термина «право» и «законодательные акты». Здесь одним из наиболее существенных вещей является именно эта - как и почему право «становится» позитивным правом или юридическими законами. До сих пор считается, что право и юридические законы - одно и то же явление. Это ошибочное убеждение. Впрочем, неправо тоже могло бы быть общей дефиницией правонарушений (правонарушения, преступности, виновной деятельности). Как известно, гражданско-правовые нарушения являются, т.н. «собственным делом» членов общества, но в случае преступлений одной из участвующих сторон всегда является государство. Отсюда в срочном порядке можно было бы перейти и к теме правового государс-

тва, поскольку политики любят, особенно эстонские политики, во всевозможных случаях подчеркнуть, что мы живём в правовом государстве. Таким образом хотят оставить впечатление, что всё очень хорошо, что люди живут в среде, которая им никак не угрожает (в Эстонии сегодня 105-150 тысяч безработных ничего не значат?), но в то же время не сообщают, что из себя представляет в действительности это правовое государство. Да будет здесь в виде намека приведено одно утверждение Карла Маркса (1818-1883): «Буржуазным экономистам мерещится только то, что при современной полиции можно лучше производить, чем, например, при кулачном праве. Они забывают только, что и кулачное право есть право и что право сильного в другой форме продолжает существовать также и в их «правовом го-сударстве».2 Таким образом, основу права, прежде всего, следует видеть всегда и непременно в отношениях собственности, особенно в отношениях частной собственности и в экономическом устройстве, отчего у права нет и своей истории, и, таким образом, вероятно, право не является и вечным явлением.3 Насколько «большим» должен быть вес экономики при регулировании правоотношений, это также до сих пор неизвестно. Правда, в царское время и до II мировой войны в Тартуском университете на факультете правоведения изучали и экономику. Только 1 января 1938 года отделение торговых наук факультета правоведения Тартуского университета стало самостоятельным экономическим факультетом.4 Следовательно, на факультете правоведения Тартуского университета в то время правовую науку предпочитали экономической науке, что, в конечном итоге, неправильно. Но такое понятие вещей было свойственно той эпохе. Однако эту точку зрения поддерживают сегодня многие западные правоведы, напротив других западных правоведов, которые защищают точку зрения т.н. постмодернизма. Последние часто отрицают факт современного

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т. 12. — С. 714.

3 Гегель Г. В. Ф. Наука Логики. — СПб., 2002. — С. 408.

4 Leps. Kui Eestit valitsesid juristid. — Tallinn, 2009. — lk. 32.

применения юридических законов, которые могут привести в определенных условиях к анархии. Если смотреть, например, теорию американского юриста Рональда Дворкина, которая на практике сводится к апологетике решений Верховного суда США и предоставлении судьям слишком большой свободы в принятии решений.

4. Справедливость

В Эстонии разжёг страсти термин справедливость. Якобы, наш самый известный на Западе учёный-правовед Ильмар Там-мело (1917-1982) основательно изучил проблему справедливости. Он писал, «что справедливость есть позитивная этическая социальная ценность, по которой нормативно в двусторонних ситуациях каждому дается его доля».5 При этом он отметил, что идея справедливости в таком виде, как она представлена в приведённом определении, непосредственно в теории права не применима. Автор этой статьи спрашивает, почему? Ценность знаний И. Таммело состоит именно в том, что он очень верно заметил, что в справедливости должна быть «вторая сторона». Другой наш учёный-правовед Эдуард Раска (1944-2008), к сожалению, не понял того, о чём писал профессор И. Таммело. Профессор Э. Раска спрашивает, что значит «нормативно двусторонняя ситуация», и что требует раскрытия и словосочетание «его доля».6 Конечно, Э. Раска не понял И. Таммело, поскольку считал, что справедливость, как и право, есть различные «односторонние» явления, ценности или «вещи». Вывод. Поскольку вещи не знают либо знают плохо, тогда не знают и то, что за «вещи» всё-таки эти право и справедливость. Однако ясно то, что право одного человека или группы людей на какую-то вещь или предмет не может быть справедливо в отношении другого человека или другой группы людей. Ещё Платон различал два вида справедливости: справедливость в отношении частных лиц и справедливость в общественном смысле.

5 Tammelo I. Oiglus ja hool. - Tartu, 2001, 2006. -С. 279.

6 RaskaE. Oiguse apoloogia. Sissejuhatus regulatsiooni sotsioloogiasse. - Tartu, 2004. - C. 47-48.

5. Если бы не было права, тогда не было бы и юридических законов, следовательно, и преступлений и преступности

Но прежде, чем мы перейдём к преступности, надо коротко разобрать «неправо» (правонарушение), в т.ч. виновное деяние. Например, часть 1 статьи 3 Пенитенциарного кодекса определяет виновное деяние как наказуемое деяние (это не самое лучшее решение), предусмотренное настоящим Кодексом или иным законом. Часть 2 той же статьи говорит, что виновные деяния - это преступления и проступки. Часть 3 статьи 3 определяет преступление следующим образом: «Преступлением признается виновное деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, за совершение которого для физического лица в качестве основного наказания предусмотрено денежное взыскание или тюремное заключение, а для юридического лица - денежное взыскание или принудительное прекращение». Часть же 4 статьи 3 определяет проступок следующим образом: «Проступком признается виновное деяние, предусмотренное настоящим Кодексом или иным законом, за совершение которого в качестве основного наказания предусмотрен штраф или арест». Это формальная трактовка или понятие виновного деяния, т.е. преступления и проступка, которое нас ни на шаг не продвигает вперёд в научном смысле. Но Пенитенциарный кодекс и не должен раскрывать материальное содержание виновного деяния, хоть он и мог бы это сделать, ибо иначе может остаться впечатление, зачем вообще нужен этот Пенитенциарный кодекс. Правда, уголовно-правовая догма этим не занимается, и поэтому вся проблема остаётся висеть в воздухе. «Закон же пришел, чтобы умножилось преступление», - писал апостол Павел (Апостол Павел. Рим. 5, 20). Совершенно же ясно, что если бы не существовало юридических законов, не существовало бы и виновных деяний, и преступлений, и проступков. Но это совершенно не означает то, что эти деяния или бездействия поэтому остались бы несуществующими.

Тут учёных должно было бы интересовать именно материальное определение виновного деяния (преступления и проступка), т.е., что является содержанием

виновного деяния, преступления и проступка. До тех пор, пока мы не уяснили себе материальное содержание виновного деяния (преступления и проступка), мы не можем, к сожалению, исследовать и виновную деятельность в научном смысле, именно то, на каких явлениях основана (обусловлена) виновная деятельность, что особенно необходимо в аспекте предотвращения виновных деяний, в том числе преступлений и проступков.

У нас в Эстонии не говорится о виновной деятельности, а только о преступности. Поскольку уголовная статистика - явление, относящееся к сфере управления Министерства юстиции, и они там изучают, почему-то, в основном, преступность, тогда и подписавшийся исходит из этого, хотя это не совсем правильно и точно. В действительности Министерство юстиции должно бы изучать всё-таки виновную деятельность, как это делали в Эстонии до II мировой войны.

Сегодня складывают вместе преступления, совершённые на какой-то территории за определённый промежуток времени, в результате чего и получали совершенно новое явление - преступность, которая рассматривается динамически, изучается её структура, сравнивается с количеством населения и т. д. Конечно, у таких «справок» есть определённое оперативное значение в повседневной работе учреждений, относящихся к правоохранительным службам. Но таким «справкам» часто пытаются дать научную ценность, хотя дело далеко от науки. На такой «научной» основе во всём мире пишется бесконечное число «специальных» докладов и книг.

6. Метод диалектической логики

Где ошибка, что дела таковы, каковы они есть? Подписавшийся убеждён в том, что ошибку следует искать в методах, которые используются при изучении преступности. Каждый учёный или исследователь «изобретает» свой метод, с помощью которого он старается решить одну или другую проблему, в действительности же возникают совершенно новые проблемы, как это неизменно случается при эмпирических рассмотрениях. К сожалению, не хочется признавать то,

что в истории человечества были только некоторые единичные личности - учёные (если желаете - гении), которые сумели выработать научный метод, который непременно следует использовать и при исследовании преступности. Эти люди, прежде всего, Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-332 до н.э.) и Гегель.

Название этого метода - диалектическая логика, которая при помощи философских категорий или принципов отражает наиболее общие и значительные свойства явлений действительности и познания. Платон - тот человек, который, разбирая метод познания идей, и называет впервые этот метод «диалектикой». В выработке философских категорий большие заслуги у Аристотеля. Гегель, который рассматривал категории в их диалектическом развитии, говорил со скромностью, свойственной великому учёному, что он развил категории относительно мало, поскольку Аристотель уже сделал эту работу. Аристотель исследовал 10 категорий, среди них - бытие и сущность, являющиеся основой всех других категорий, качество и количество, и другие категории. Гегель утверждает, что «логика есть самая трудная наука».7 Увы, так оно и есть. К. Маркс, который, очевидно, лучше всех из представителей «Эпохи Нового времени» понял диалектическую логику Гегеля и развивал её дальше, утверждал именно касающееся правоведения

- в отношении «защиты приобретённых предметов» следующее, «что каждая форма производства порождает свойственные ей правовые отношения, формы правления и т.д. Грубость и отсутствие понимания в том и заключается, что органически между собой связанные явления ставятся в случайные взаимоотношения и в чисто рассудочную связь».8 В действительности, К. Маркс мысль своего второго предложения «позаимствовал» у Гегеля.9

Так называемая «Большая логика» Гегеля (бытие, сущность и действительность, рассматривающая объективную логику и

7 Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. - Москва-Ленинград, 1930.

- С. 39.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. - С. 714.

9 См.: Гегель. Наука Логики. Т. 2. - Москва, 1971.

- С. 173.

учение о мышлении, разбирающая субъективную логику)10 является сверхтрудным орешком для каждого учёного, но, не понимая этого (может быть, понимая отчасти), нет и большого смысла, по меньшей мере, заниматься общественными науками или социальными науками, в том числе и правовыми науками. По Гегелю, на уровне бытия всё конкретно, и на уровне сущности - относительно или вероятностно. Это важный факт!

По нашему мнению, крупнейшим современным специалистом в этих научных областях был петербургский учёный - правовед Лев Иванович Спиридонов (1929-1999).11 У нас достаточно часто любят говорить в одной либо другой общественной науке о т. н. «системной разработке», но до сути дела, т. е. «до системной разработки» никто, практически, не добрался. Но, с другой стороны, нельзя обвинять в глупости предшествующих нам учёных. В первой части своей «Энциклопедии философских наук» или т. н. «Малой Логике» Гегель писал следующее: «Развитие логической идеи оказывается прогрессивным движением, т. е. мышление, поднимаясь от абстрактного к конкретному, в истории философии встречавшиеся ранее системы более абстрактные»12 и, следовательно, вместе с тем и наиболее бедные системы, и менее соответствуют действительности. Итак, преступление, как одно из основополагающих понятий правовой науки, особенно уголовного права, вопреки распространённому мнению, в действительности совершенно абстрактное явление.

7. Наказание

Несколько слов о наказании. Действующий у нас Пенитенциарный (Наказа-тельный) кодекс вслед за Наказательным кодексом Германии называет наказание

10 См.: Гегель. Наука Логики. - СПб., 2002.

11 См.: Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Издательство Ленинградского университета.

- 1973; он же: Социология уголовного права. - М., 1986; он же: Теория государства и права. - СПб., 1995; он же: Избранные произведения. - СПб., 2002.

12 Гегель. Энциклопедия философских наук.

Часть первая. Логика. - Москва-Ленинград, 1930.

- С. 147.

более важным, чем преступление, поскольку заглавие Уголовного кодекса - Наказа-тельный кодекс.

Итак, следствие - наказание важнее, чем причина - преступление? Не знаю, является ли именно это наиболее подходящим названием, но так решили. В действительности Пенитенциарный (Наказатель-ный) кодекс - это перевод Strafgesetzbuch а (Наказательного кодекса) Германии 1975 года и Code Penal а (Уголовного кодекса) Франции 1994 года (исходя из позиции некоторых учёных-правоведов - плохой перевод). Эстонцы же сами ничего не умеют делать?! Что же касается наказания, то под наказанием обычно подразумевается месть виновному, перевоспитание виновного лица, исправление виновного, чтобы он в дальнейшем не совершал виновных деяний, а в отношении тюремного заключения - также то, что пока он изолирован от общества, он, как правило, не может совершить новых преступлений. Все указанные дефиниции ни в коем случае не ошибочные, но они, «собранные вместе», не дают того явления, которое Гегель называет «нечто», что, кстати, и есть содержание наказания.13

Смертная казнь, естественно, месть. Смертную казнь во многих странах отменили только представительные органы, парламенты различных государств. Население повсюду было против отмены смертной казни... Но Гегель говорит: «народ ничего не знает.»

8. Соотношение общества и государства

Много путаницы порождает осмысление соотношения общества и государства. На факультетах правоведения изучается такая дисциплина, как теория государства и права. Сегодня эта дисциплина у нас называется государственным правом. Названия (заглавия) обоих курсов, по мнению докладчика, не совсем точны. Право и вытекающие из права правоотношения, всё-таки, явления, проистекающие из общества, т. е. явления, вытекающие из общественных отношений. Право «перерастает или становится» позитивным правом, то

13 См.: Гегель. Наука Логики. - С. 420-425.

есть, юридическими законами (законодательством), что является уже вотчиной государства, поскольку юридические законы должны быть обеспечены государственной «силой» (принуждением). Для этого же вообще государство и нужно, чтобы обуздать членов общества с эгоистическими взглядами и поведением, что является неизбежным при существовании частной собственности. Итак, потребности членов общества «порождают государство». Как происходят эти «переходы», и что это за «конкретные потребности членов общества», этого, к сожалению, сегодня наука не знает. И ей это и узнать тяжело, поскольку повсеместно ошибочно полагают, что право и юридические законы - это одно и то же явление.

9. С чего начинать научное исследование в правоведении?

Каждое начало тяжело, ибо проблема действительно сложна. То, что первое в науке, в истории тоже первое. Философию нельзя начинать с «я» и с «населения», поскольку отсутствует объективное движение, пускай это и кажется, вроде, правильным - начать с реального и конкретного. Гегель начинает свою философию права с самого абстрактного явления

- владения,14 о чём К. Маркс говорит, что Гегель правильно начинает исследование права (философию права) с владения, как простейшего правоотношения субъекта.15 Следовательно, владение, как непосредственно «единичный факт», есть прямое непосредственное приобретение предметов природы индивидом или их коллек-тивом.16 Гегель говорит, что правда бытия, а также небытия состоит в единстве как одного, так и другого, и это единство есть становление, т.е. создание какого-то нового явления. Другими словами, это значит то, что философская категория «бытие» предполагает в себе логически, а не во времени, какое-либо другое явление. Итак, категория «бытие» или «нечто», в данном

14 См.: Гегель. Философия права. - М., 1990.

- С.99.

15 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. - С. 725.

16 См.: Спиридонов Л. И. Социальное развитие и право. - С. 46.

случае владение, предполагает в себе противоречие.

Противоречие же порождает движение, имеет импульс и деятельность, которое становится каким-то другим явлением.17 В какую же форму собственности «переходит» владение - снова очень сложная проблема. В качестве пометки на полях да будет сказано, что в условиях капиталистических производственных отношений взаимоотношения членов общества, как правило, раскрываются через частную собственность. Исследователь Гегеля Куно Фишер писал, что философия (логика) Гегеля по своему характеру как знание, как воля к получению нового знания и разрешение проблем, вытекающих из этого нового знания.18 Л. И. Спиридонов отмечает в связи с категорией философского начала или «бытия», при изучении права владение, почему в ходе дальнейшего теоретического анализа сверхсложным является то обстоятельство, чтобы учёный не потерял исследоваемого целого. Неосторожный же анализ (утративший образ целого как свою исходную предпосылку и цель) всегда рискует разрознить предмет на такие составные части, которые для этого целого совершенно неспецифичны и из которых поэтому снова собрать целое невозможно, так же как невозможно, разрезав тело на куски, снова склеить их в живое тело.19

Здесь следует отметить, к сожалению, что философы, учёные-экономисты и представители других отраслей науки развивали правоведение больше, чем это делали сами правоведы. Основной недостаток юристов, предположительно, состоит обычно в незнании философии либо в её плохом знании.

10. Мысли о сегодняшнем правоведении как науке?

За несколько лет до своей смерти Л.И. Спиридонов, которого автор этой статьи

17 См.: Гегель. Наука Логики. Т. 1. - Москва, 1970. - С. 31.

18 См: Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. - Москва-Ленинград, 1933. - С. 340.

19 См: Спиридонов Л.И. Социальное развитие и

право. - С. 45.

знал 25 лет, сказал, что он хочет ещё написать последнюю книгу, заглавием которой стало бы «Философия права». Профессор Л. И. Спиридонов несколько раз говорил, что у него уже готова первая фраза этой книги: «Всё, что сегодня считается в юриспруденции наукой, таковой на самом деле не является».20

11. Бессистемное рассмотрение

Подписавшийся весьма вскользь проанализировал здесь некоторые соединённые с правоведением понятия и термины, с которыми связано исследование преступности. Автор этой статьи сделал это бессистемно, что не свойственно научному приближению к делу. Подписавшийся не представил разобранными в докладе понятия, трактующие действительность в форме перехода из одного в другое, что должно бы течь, как вода в реке, а сделал это так, как это свойственно нашей сегодняшней науке.

Очевидно, пришло время, когда следует по-настоящему научно начинать говорить о явлениях действительности - о сущности права и неправа, позитивного права и юридических законов (законодательства), преступления и наказания, виновной деятельности (преступности) и невиновной деятельности (непреступности). Чувствуется, что прошло время «высосанных из пальца» трудных и довольно часто ничего не говорящих дефиниций. Жалко студентов правоведческих факультетов, которые должны «вдалбливать в голову» всевозможные дефиниции, которые часто не понимает и сам преподаватель. Приведу смешной пример из второй половины 1950-х годов, когда один преподаватель факультета правоведения Тартуского Государственного университета «платёжным поручением» назвал такой документ, который носит заглавие «платёжное поручение». А если механическая память студента тоже не особенно похвальна, тогда у него возникают трудности в усвоении дисциплин, изучаемых на факультетах правоведения.

20 Спиридонов Л.И. Избранные произведения.

- С. 31.

Б. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРЕСТУПНОСТИ В ЭСТОНИИ В 1904-2009 ГГ.

1. Некоторые вводные замечания

Мир, общество, «гражданское общество» - как любил говорить Гегель, и даже государство - упорядочены. В основе их эволюции лежат универсальные законы. Однако в каждой стране они действуют по-разному, преломляясь через призму уникального национального своеобразия и неповторимого исторического опыта разных народов. Надо иметь в виду, что каждая эпоха есть продолжение предыдущей даже тогда, когда последующий этап является, казалось бы, лишь радикальным отрицанием предшествовавших общественных форм. Завтрашний день правонарушений (преступности) неизбежно связан со вчерашним днем.21

Разумеется, что каждому производственному отношению (форме), т. е. отношению между людьми в процессе общественного производства и через их отношения к средствам производства, т. е. отношения собственности, характерны свои правовые отношения и властвования, что в свою очередь, влияет на структуру, динамику и уровень преступности. Поэтому на криминальную статистику оказывают влияние новые законодательные акты, в том числе уголовные законодательные акты (Уголовные кодексы) и вносимые в них изменения.

Кроме того, надо постоянно иметь в виду, что правовед - член общества, современник своей эпохи, участник политической борьбы, эанимающий в ней те или иные философские, экономические, правовые, политические и другие взгляды, должен в первую очередь быть против себя и против науки честным!22

Автор этой статьи является сторонником традиционного метода исследования преступности.

2. Преступность

Преступления против жизни, здоровья и имущества людей, как одна из форм

21 Спиридонов Л.И. Теория государства и права.

- СПб., 1995. - С. 291-291.

22 Там же.

противоправной деятельности, является отражением основы совместного общественного сосуществования и условиий жизни членов общества. Обзор изменений количества зарегистрированных преступлений в правоохранительных органах Эстонии в период с 1904 по 2009 годы (данные в 1939-1944 годах отсутствуют) даёт схема 1. Приведённая на схеме кривая преступности показывает, прежде всего, преступления, совершённые наёмными работниками и безработными (обычно это представители средних и бедных слоёв общества). С другой стороны, статистика зачастую не отражает преступления (экономические преступления, коррупция и т. п.), совершаемые работодателями, государственными чиновниками и работниками местных самоуправлений (обычно более обеспеченных слоёв общества).23

Анализ динамики преступлений, зарегистрированных правоохранительными учреждениями Эстонии, показывает, что в конце существования Российской империи уровень преступности в Эстонии был почти в два раза ниже, чем в начальные годы независимости (1919-1923), в «каноническое» советское время, например 1950-1980 годы, число зарегистрированных преступлений в Эстонской ССР было в 5 раз меньше, чем в период 1919-1938, а без проступков (см. на схеме нижнюю линию) в 7 раз меньше, чем в период восстановления независимости Эстонии, и в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 раз меньше по сравнению с зарегистрированными преступлениями начала XXI века (2000-2009). В 2001 году было зарегистрировано самое большое количество преступлений за всю историю Эстонии

- 58497.24

Эту особенность, т. е. большое количество преступлений, нельзя объяснить возможностью искажений (этот недостаток свойственен в каждом обществе) зарегистрированных преступлений в милиции в советское время, поскольку в то время в обществе, исходя из политики нивелирования, была относительно маленькая разница в доходах и почти отсутствовала безработица. Также работа милиции не была хуже полиции во время независимости, и раскрытию преступлений также благоприятствовала открытость человека перед государством.

В советское время преступность всё-таки росла, особенно в 1981-1991 годах, но так как это не соответствовало социалистической идеологии, согласно которой развитие социализма должно было сопровождаться уменьшением количества преступлений, данные о наличии преступности были засекречены.25

Восстановление независимости, наряду со свободой принесло многочисленные проблемы: экономические трудности, резкое имущественное расслоение общества и безработицу. На этом социальном фоне произошел взрывной рост преступнос-

Схема 1. Преступления, зарегистрированные в правоохранительных учреждениях в 1904—2009 гг.

23 Leps A. Kuritegevus. Eesti Entsuklopeedia, 11 kd, - Tallinn, 2002. - lk. 42-44; База данных Министерства юстиции Эстонии, 2010.

24 Leps A. Crime in Estonia in the Period from 1904 to 2007. The fifth year as European Union Member States: Topical Problems in Management of Economics and Law. - Riga, 2009. - P. 329-333.

25 Лепс А. Преступность в Эстонии в период с 1904 по 2007 гг. (краткий статистический обзор) // Российский криминологический взгляд. - 2008. - № 2. - С. 181.

ти, и у государства возникли сложности с обеспечением безопасности населения. Однако, начиная с 2003 года, отмечается некоторое снижение показателей зарегистрированных преступлений, и в основном за счёт имущественных преступлений. Обязательно надо сказать, что преступность является в основном всё-таки преступностью против собственности. В Эстонии в 2009 году было зарегистрировано 48359 преступлений, что на 16 % меньше, чем в 2003 году и на 5 % меньше, чем в 2008 году. На 26 % стало меньше виновных деяний против безопасности дорожного движения, на 20 % - разбоев, насильственных преступлений - на 19 %, убийств - на 9 % и мошенничеств - на 1 %. Число краж стало больше на 6 %.26 Следовательно, преступность уменьшается, когда число безработных постоянно увеличивается. Вероятно, социально-экономический кризис каким-то образом дисциплинирует общество.27 А с точки зрения безработицы самыми опасными следует считать уличные беспорядки, которые могут выйти из-под контроля.

Преступность в Эстонии на 10 тыс. населения в 2003-2009 годах уменьшалась такими же темпами, как уменьшалась численность населения. В 2009 году самым криминогенным стал город Таллинн и Ида-Вирумааский уезд.

Автор этой статьи был одним из первых

в 1991 году, кто начал сравнивать уровень преступности между разными странами мира (95 стран мира, которые опубликовали свои данные о преступности), где измерителем вершины «пирамида преступности» был самый тяжкий вид преступлений

- убийство. Хотя и этот способ имеет некоторые недостатки, он является самым надежным методом для сравнения уровня преступности между разными странами и этим методом можно успешно пользоваться даже в историческом плане. Схема 2 почти точно показывает правильность этого метода (ср. схемы 1 и 2),28 откуда видно, что в т. н. «каноническое» советское время было совершено довольно мало убийств.29

Наблюдается интенсивный рост убийств в 1990-1998 годах (т. н. переходный период). Например, в 1992 году было зарегистрировано рекордное количество убийств - 239. Это было время т. н. классического «разбойного капитализма», когда некоторая часть населения стала богатой (возникал класс собственников!) преступным путём. В то же время юридические законы «молчали», как в старом Риме во время войн. Правда, в последние годы число убийств намного уменьшилось.

Раскрываемость преступлений несколько упала в 2009 году - до 48,5 % (в 2008 г. - 52,3 %, в 2007 г. - 46,8 %, в 2006 г.

- 46,8 %).30

Схема 2. Убийства, зарегистрированные в правоохранительных учреждениях в 1904-2009 гг.

26 База данных Министетства Юстиции Эстонии, 2010.

27 Лепс А. Экономический кризис и преступность // Право (юридический журнал для всех).

- № 1(1). - 2009. - С. 20.

криминология

28 Все схемы оформлены магистром права Г.Н. Бибиковой.

29 Leps A. Kuritegvus Eestis. Tartu Ulikool. Eesti Akadeemiline Oigusteaduse Selts. - Tartu, 1991. - lk. 158164.

30 База данных Министерства юстиции Эстонии, 2009 и 2010.

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Схема 3. Количество преступлений, зарегистрированных и раскрытых в 1920-2009 гг.

3. Заключённые в тюремных учреждениях

В советское время количество лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, было значительно большим, что связано с более длительными сроками заключения, а также с мнением о том, что место заключения перевоспитывает преступника. Если в 1921-1935 годах среднее количество заключённых составляло 3270 и в 1966-1991 - 4 800, то в 1992-2009 -2147.31

По состоянию на 11 января 2010 года численность заключённых -составляла 3510, из них осуждённых 2731, подследственных и подсудимых - 777. В числе осуждённых женщин было 190 (5,4 %), несовершеннолетних 33 (0,9 %) и пожиз-

ненное тюремное заключение отбывало 36 (1,0 %) человека.

Эстонцев среди заключённых - 43 % (от общего населения - 69 %), русских -50 % (от общего населения - 26 %) и представителей других национальностей - 7 % (от общего населения - 5 %). Лиц, находящихся под уголовным надзором, было 8434 человека.32

4. Заключение

По-видимому, в состоянии социально-экономического кризиса в Эстонии 2010 и 2011 годы будут самыми тяжёлыми, поэтому число зарегистрированных преступлений, особенно преступлений против собственности, может увеличиться.

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

1900 1920 1940 1960 1980 2000 2020

Схема 4. Численность заключённых в тюремных учреждениях Эстонии в 1921-2009 гг. (на конец года) (на 10 000 населения)

31 Leps A. Crime in Estonian the Period from 1904 32 База данных Министерства юстиции Эсто-

to 2007. - pp. 342-344. нии, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.