Научная статья на тему '«КРИЗИС ВЕРЫ», ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

«КРИЗИС ВЕРЫ», ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕДОВЕРИЕ К ЦЕРКВИ / УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА НЕВЕРУЮЩИХ / НАВЯЗЫВАНИЕ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукъянскова Е.А.

В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современном мире в сфере взаимоотношений религиозных организаций (религии в целом) и молодежи. Анализируются причины, которые повлияли на данную ситуацию, среди которых недоверие к религиозным организациям, отвержение религии из-за ее открытого «навязывания», в том числе в образовательных учреждениях, неосознанное принятие веры, выражающееся в крещении в раннем возрасте, а также возникновение новых движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "CRISIS OF FAITH", OR THE INTERACTION OF YOUTH AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS

This article examines the situation that has developed in the modern world in the sphere of relations between religious organizations (religion in general) and youth. The reasons that influenced this situation are analyzed, including distrust of religious organizations, rejection of religion due to its open "imposition", including in educational institutions, unconscious acceptance of faith, expressed in baptism at an early age, as well as the emergence of new movements.

Текст научной работы на тему ««КРИЗИС ВЕРЫ», ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

«КРИЗИС ВЕРЫ», ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕЛИГИОЗНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.А. Лукъянскова, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-76-78

Аннотация. В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современном мире в сфере взаимоотношений религиозных организаций (религии в целом) и молодежи. Анализируются причины, которые повлияли на данную ситуацию, среди которых недоверие к религиозным организациям, отвержение религии из-за ее открытого «навязывания.», в том числе в образовательных учреждениях, неосознанное принятие веры, выражающееся в крещении в раннем возрасте, а также возникновение новых движений.

Ключевые слова: религия, религиозные организации, недоверие к церкви, увеличение числа неверующих, навязывание религии.

В данной статье будет анализироваться ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере взаимодействия религиозных организаций и молодежи. Преимущественно будет рассмотрено взаимодействие молодежи и православных организаций.

Анализируя результаты исследования, стоит серьезно осмыслить усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и православия в частности. Поколение Z, или, как его еще называют, первое полностью цифровое поколение, декларирует заметное увеличение доли неверующих при почти трехкратном сокращении доли относящих себя к православным [1].

Причин, по которым сложилась данная ситуация, несколько. Ниже я рассмотрю каждую из них по отдельности. Абсолютное большинство сторонников православной веры прошли обряд крещения (86%), из которых 66% приняли таинство крещения по решению родителей или родственников, а 20% решили вступить в ряды православных самостоятельно. Причем в первом случае прохождение обряда крещения происходило чаще всего в детском возрасте (средний возраст прохождения обряда крещения составил 4 года, однако чаще всего россияне крестят детей в годовалом возрасте) [2]. Данная тенденция сохраняется и сейчас - крестят еще в детском возрасте. Обряд крещения становится таким же обыденным, как и поход в садик. В

этом я вижу основную проблему, так как считаю, что креститься люди должны в осознанном возрасте, полностью осознавая и принимая ценности религии, возможно, это будет не православие, а принятие другой веры. До осознанного возраста ребенку нужно прививать общекультурные ценности, а также давать правильное воспитание.

Еще одним возможным последствием такого неосознанного крещения является непреемственность религии. Я хочу сказать о том, что люди, которых крестили в детском возрасте, вырастая, не всегда (преимущественно) уже во взрослом возрасте принимают ценности своей религии, или хотя бы получают минимальные знания о религиозных правилах. И вот когда у таких людей рождаются дети, то они могут идти в отрицание и не крестить их совсем, но зачастую они также крестят своих детей в раннем возрасте, потому что «так принято» или на этом настаивают старшие родственники. Особенно актуальна эта точка зрения [необходимости крещения] среди представителей женской аудитории (79%) и людей старшего возраста 60+ (82%) [2].

Подтверждением этой версии являются данные ВЦИОМ, которые показывают то, что причинами нежелания креститься (а в дальнейшем и крестить своих детей) являются «отсутствие веры (29%), интереса

и желания (20%), смысла в этом действии (14%)» [2].

При этом большинство молодежи считают, что можно и быть верующим человеком, но при этом быть не крещенным. Я согласна с этим мнением, так как вера должна быть у человека в голове, а не выражаться только в обряде крещения или другом «условном» обряде приобщения. Можно быть крещенным, а можно быть верующим. Получается, что большинство молодежи просто «крещенные».

Верующие люди могут иметь нежелание креститься и по причине того, какой имидж сейчас имеет РПЦ. Смешанные чувства вызывают ситуации, когда депутаты-коррупционеры вызывают священников, чтобы освятить свой новый кабинет, или сами священники имеют огромные автопарки иномарок, но при этом продолжают собирать (а иногда и требовать!) пожертвования с пенсионеров, посещающих церковь. Именно такие ситуации оказывают негативное воздействие, при чем не только на молодежь, но и на представителей всех возрастов. РПЦ становится в глазах граждан еще одним звеном в коррупционных схемах, а не местом душевного спокойствия и моральной помощи.

Еще одной причиной негативного отношения к религии становится ее открытое навязывание в школах, родственниками, и в других общественных организациях, не являющимися религиозными. Подростки, находясь в относительно нестабильном состоянии, в состоянии поиска, в школах сталкиваются с навязыванием религии в виде предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно, что этот курс планировался как ознакомление с основами всех религий, так как Россия -многонациональная страна. Фактически же, происходит навязывание одной религии, зачастую православия, и даже школьники, учащиеся в начальных классах, уже начинают дома жаловаться на нежелание посещать данные уроки.

Данный факт представители РПЦ оправдывают склонностью подростков «к отрицанию и переосмыслению религиозного мировоззрения большинства. Многие и вовсе еще не определились, и им проще

отказаться от принадлежности к какому либо учению, чем его демонстрировать». Хотя, по моему мнению, необходимость пересмотреть формы религиозной пропаганды в школах уже становится очевидной. Безусловно, в цитате выше есть и современная действительность, относительно демонстрации своей веры, но связана она не с отрицанием религии, а с нежеланием «связываться» с РПЦ как религиозной организацией.

Возвращаясь к предмету «Основы религиозных культур и светской этики», хочется еще раз сказать о необходимости преподавания в школах именно этики и культуры поведения в обществе. К сожалению, именно этого так не хватает современной молодежи. Причиной этому является отчасти и невоспитанность их родителей, и их неучастие в воспитании своих детей. Это ярко прослеживается в региональных городах, где уровень культуры достаточно большой части людей близится к нулю.

Следующей причиной, которую бы я выделила, является возникновение новых движений - не религиозных, но направленных на веру человека. Вера во Вселенную, в судьбу, в исполнения желаний и в астрологию и т.д. Смещается фокус внимания с традиционных религий и вероисповеданий. Перечисленные выше движения не являются религиозными, но они становятся центральными в понятии «веры» у молодежи. Весьма популярной является книга «Транссерфинг реальности», автора Вадима Зеланда. В целом это организовало эзотерическое учение, созданное в 2004 году на основе одноимённой серии книг. Описывается как учение о технике, способной концентрировать энергию мыслей для претворения желаемого варианта развития событий.

Уход в эти движения также снижает процент верующих, и исповедующих традиционные религии. Это можно оправдать и добровольным характером (можно читать, а можно и нет), отсутствием открытого навязывания, и сосредоточенностью на личности без необходимости навязывать свою точку зрения окружающим как делает это РПЦ или наши бабушки-дедушки.

Заключение. Описывая взаимодействие ки, также навязывающие религию. Внеш-молодежи с РПЦ, или православием в це- ним фактором является и наличие других лом, нельзя отрицать негативное влияние движений, привлекающих молодежь, при самой же РПЦ (навязывание и негативный этом не требующих общественной огласки имидж) на число верующих среди моло- или институционального «закрепления» дежи. Помимо РПЦ влияют и родственни- (по сравнению с обрядом крещения).

Библиографический список

1. Молодежь отвергает "охранку скреп" (Милена Фаустова): сайт НГ-Религии. - Режим доступа: https://www.ng.ru/facts/2019-08-20/12_470_skrepa.html. - Дата обращения: 30.05.2021 г.

2. Православная вера и таинство крещения: сайт ВЦИОМ. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pravoslavnaya-vera-i-tainstvo-kreshheniya. - Дата обращения: 30.05.2021 г.

THE "CRISIS OF FAITH", OR THE INTERACTION OF YOUTH AND RELIGIOUS

ORGANIZATIONS

E.A. Lukyanskova, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article examines the situation that has developed in the modern world in the sphere of relations between religious organizations (religion in general) and youth. The reasons that influenced this situation are analyzed, including distrust of religious organizations, rejection of religion due to its open "imposition", including in educational institutions, unconscious acceptance of faith, expressed in baptism at an early age, as well as the emergence of new movements.

Keywords: religion, religious organizations, distrust of the church, increase in the number of non-believers, imposition of religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.