Научная статья на тему 'КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НЕНАСИЛИЕ / БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агиткина А.К., Живоглядова В.С.

В статье рассматривается, как изменение ценностных ориентаций жизнедеятельности человека может повлиять на решение глобальных проблем человечества. Авторами через раскрытие сущности кризиса техногенной цивилизации показана важность принципиальных изменений во взаимоотношениях человека и природы в сторону осознания человечеством собственной ответственности за судьбы планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF THE TECHNOGENIC CIVILIZATION AND FORMATION OF NEW VALUABLE ORIENTATIONS OF ACTIVITY OF THE PERSON

In article is considered as change of valuable orientations of activity of the person can influence the solution of global problems of mankind. Authors through disclosure of essence of crisis of a technogenic civilization have shown importance of basic changes in relationship of the person and the nature towards awareness by mankind of own responsibility for destinies of the planet.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 140.8

Агиткина А.К. студент 2 курса факультет «Гуманитарный» Живоглядова В. С. студент 2 курса факультет «Гуманитарный» научный руководитель: Волков М.П., доктор философских наук профессор Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье рассматривается, как изменение ценностных ориентации жизнедеятельности человека может повлиять на решение глобальных проблем человечества. Авторами через раскрытие сущности кризиса техногенной цивилизации показана важность принципиальных изменении во взаимоотношениях человека и природы в сторону осознания человечеством собственной ответственности за судьбы планеты.

Ключевые слова: техногенная цивилизация, ценностные ориентации, коэволюция, ненасилие, благоговение перед жизнью, ответственность, саморазвивающиеся системы.

Аgitkina А.К. student

second-year, the Humanities Faculty Zhivoglyadova VS.

student

second-year, the Humanities Faculty Scientific supervisor: Volkov M P.

Doctor of philosophical science, Professor

Ulyanovsk State Technical University Russia, Ulyanovsk CRISIS OF THE TECHNOGENIC CIVILIZATION AND FORMATION OF NEW VALUABLE ORIENTATIONS OF ACTIVITY OF

THE PERSON

Abstract. In article is considered as change of valuable orientations of activity of the person can influence the solution of global problems of mankind. Authors through disclosure of essence of crisis of a technogenic civilization have shown importance of basic changes in relationship of the person and the nature towards awareness by mankind of own responsibility for destinies of the planet.

Key words: technogenic civilization, valuable orientations, koevolyution, non-violence, awe of life, responsibility, spontaneous systems.

Техногенная цивилизация - это совокупность обществ, ориентированных на технический прогресс и социальные изменения на его основе. В основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит идея преобразования мира и подчинения человеком природы. Внешний мир - это арена деятельности человека, источник удовлетворения его потребностей.

Но уже во второй половине XX в. возникла ситуация, когда человечество потеряло возможность реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами и попало во власть этих обстоятельств. Человечество столкнулось с рядом глобальных проблем. Это и проблема выживания человечества в условиях стремительного развития военной техники, и экологический кризис, и проблема сохранения человека как биосоциального существа в условиях растущих процессов отчуждения. Непредвиденные социальные факторы начинают формировать структуры, меняющие и ухудшающие жизнь человека. Так, появившиеся широкие возможности для манипуляции сознанием, при которых человек теряет способность рационально мыслить, угрожают потере личности человека. Или возникший парадокс одиночества человека при одновременной глобализации мира, когда мы можем, благодаря интернету, узнать, что твориться практически в любой точке земного шара, но при этом мы можем не знать своих соседей по лестничной клетке.

Таким образом, абсолютизация только научно-технической стороны жизнедеятельности людей, вера в ее безграничные возможности в конце XX в. постепенно привели к пониманию того, что данный путь развития ведет в тупик, лишает перспектив. В этом состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.

Решение глобальных проблем кроется в принципиальных изменениях во взаимоотношениях человека и природы. Одним из путей этого является процесс совместного развития биосферы и человеческого общества, то есть коэволюция. Концепция коэволюции природы и общества должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей естественной биосферы, избежав двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения перед ней. Согласно принципам коэволюции, человечество, чтобы жить дальше, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Для обеспечения этого процесса человечество должно сформировать у себя экологическое сознание и осознание собственной ответственности за судьбы планеты. Для чего необходимо изменение ценностных ориентаций и предпочтений.

Человечеством начинает осознаваться идея того, что наше время - это время поисков мирного сотрудничества и сожительства между людьми, путей мирного диалога между культурами, народами и природой. Возрастает роль поиска согласия при решении конфликтных проблем; снижения

напряженности и агрессивности как внутри личности, так и в межличностных отношениях. Все это постепенно формирует в качестве основной стратегии жизни общества идеалы ненасилия и приоритета общечеловеческих ценностей. Это достигается через естественное вовлечение людей в новые жизненные обстоятельства, в которых эти ценности окажутся им реально близкими и нужными. Причем стратегия ненасилия - это не какая-то мечта, а необходимое условие выживания человечества.

Одну из фундаментальных ценностных ориентаций жизнедеятельности человека еще в начале XX в. предложил немецкий философ Альберт Швейцер. Дилемму цивилизации и милосердной любви к человеку он решил, создав этическое учение, основополагающим принципом которого является благоговение перед жизнью. Это глубинное нравственное чувство, основанное на ответственности человека за все живое, на его уважении жизни как таковой. Человек нравственен тогда, когда повинуется внутреннему убеждению помочь любой жизни, которой может помочь, и удерживается от причинения живому какого-либо вреда. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветочка, не раздавит насекомое. Человек, в котором пробуждается чувство благоговения перед любой жизнью, ведет борьбу против зла, заложенного в человеке не с помощью суда людей, а с помощью собственного суда над собой. Борьба с самим собой и собственная правдивость - вот те средства, с помощью которых такой человек воздействует на других. Благоговение перед жизнью никогда не позволит успокоиться. Все, что нам дано хорошего в жизни, мы не должны считать само собой разумеющимся. Мы должны отплатить за это, отдав силы своей жизни ради другой жизни. Поэтому стремление людей утвердить себя в качестве нравственных, мыслящих личностей, руководствующихся принципом любви ко всему живому, дает человечеству новый шанс.

Ответственность как ценностная ориентация человеческой жизнедеятельности определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответственности и ее реальным поведением. Ответственность активизирует социальное поведение человека, поскольку вступление человека в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разнообразных ситуациях социального взаимодействия и строить оптимальную стратегию поведения.

Предпосылки для роста новых мировоззренческих ориентаций обнаруживаются в сфере самого научно-технического прогресса - сердца техногенной цивилизации. Это сложные, саморазвивающиеся системы, в которые включен сам человек. Развитие этих систем сопровождается прохождением через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации),

когда достаточно небольшое энергетическое «воздействие-укол» может привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, изменяющих уже сложившиеся. Человек включается в эту систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. При этом перед человеком возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Поэтому важно знать и не использовать стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.

Эти новые тенденции закладывают основы другого, отличного от техногенного, развития. Уже можно зафиксировать начало изменений глубинных ценностей техногенной культуры. Их исследование в философии является проявлением ее способности не только анализировать мировоззренческие сдвиги в прошлом, но и активно рассматривать вопросы формирования новых ценностных ориентаций будущего.

Использованные источники:

1. Гусейнов, А.А. Альберт Швейцер: благоговение перед жизнью // Великие моралисты / А.А.Гусейнов. - М.: «Республика», 2008. - С.343-380.

2. Рубенис, А.А. Техника и нравственность // Этическая мысль. 1991 / - М.: «Республика», 1992. - С.38-53.

3. Степин, В.С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. 1991 / В.С.Степин. - М.: «Республика», 1992. -С.182-199.

4. Степин, В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -1994. - № 6. - С. 34-51.

5. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева / А.Швейцер. - М.: «Прогресс», 1990. -С.328-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.