ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 76-77.
УДК 130.1 Ю.В. Малахова
КРИЗИС СМЕНЫ ЭПОХ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ГАРМОНИИ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Системный кризис конца XX - начала XXI в. показывает несостоятельность господствующего в обществе образа мышления и поведения. Общество становится все более дисгармоничным, увеличивается число деструктивных явлений, а духовные потребности, существующие наравне с материальными, технократическая цивилизация удовлетворить не может. Вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется обращение к мировому духовному наследию, способному удовлетворить высшие потребности личности и помочь ей в построении собственного гармоничного бытия, которое является предпосылкой гармонии общества.
Ключевые слова: гармония, духовное наследие, системный кризис, смыслоутрата, духовные потребности.
Ситуация, наблюдаемая в мире, имеет много названий: системный кризис, информационная война, глобализация; но есть название, отражающее процесс наиболее полно, - глобальный кризис идеалов. Под идеалами следует понимать не только ценностные установки, но и образцовую модель жизни, предлагаемую обществом. Идею этого кризиса выразил Ф. Ницше во фразе «Бог умер», а также Ф.М. Достоевский устами Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено» [1, с. 10]. Эти фразы - не призыв к уничтожению ценностей, а констатация факта, описание эпохи.
Знаком того, что общество больше не может жить как раньше, является экологический кризис, который отражает кризиса сознания. Цивилизация, живущая «здесь и сейчас», стремящаяся максимально удовлетворить свои потребности без осмысления последствий, заведомо движется тупиковым путем. Необходимо формирование планетарного мышления, требует развития экологическая этика [2, с. 422-423].
Современный путь развития общества можно назвать технократическим, ибо уровень развития техники и технологии является определяющим в системе распределения власти. Наибольшим могуществом и возможностью влиять на мировую обстановку и отдельные государства обладают страны, имеющие больший технический и технологический потенциал. Кроме прочего, они получают возможность оказывать идеологическое влияние, т. е. внедрять способ мышления и образ жизни, которые поддерживают целую индустрию. Человек становится винтиком в машине. К. Маркс называл этот процесс отчуждением [3], и такой его вид наиболее распространен и опасен, так как рядовой человек не может догадаться о том, что его интересы навязаны извне. Более того, эти догадки ничего не изменят - зона комфорта достигается за счет удовлетворения желаний той же индустрией, которая их навязывает. Именно об этом писал Г. Маркузе в своей работе «Одномерный человек» [4].
В научной литературе появилось понятие «постидеология», предполагающее преодоление «идеологии». Однако Л.В. Жигунина вслед за С. Жи-жеком утверждает, что «современное общество именно выглядит как постидеологическое: фундаментальный уровень идеологии никуда не исчезает и через масс-медиа воспроизводится... <...> ...кодируя потоки желания, в том числе и желание бытия за пределами всякой идеологии» [5].
© Ю.В. Малахова, 2014
Кризис смены эпох и духовное наследие как предпосылка гармонии бытия личности..
77
Технократическое общество может развиваться успешно длительное время, но неизбежно возникновение феномена смыс-лоутраты в обществе. Экзистенциализм вводит понятия «пустота» (Ж.-П. Сартр), «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл).
В обществе растет число социальных и психологических проблем, в частности, самоубийств. По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд в мире умирает один человек в результате суицида. За последние 45 лет их количество в мире возросло на 60 %, большинство суицидов совершается молодыми людьми [6]. Причина - неудовлетворенность, которая остается, даже когда первичные потребности удовлетворены. Ощущая внутренний «разлом», человек осознает необходимость достижения гармонии бытия и невозможность сделать это лишь на основе средств технократической цивилизации.
Определяя с использованием ДИС-тех-нологии гармонию как сбалансированные взаимоотношения между человеком, природой и Богом (см. рис. 1 в [7, с. 40]), мы видим, что в технократии поврежден вектор «Человек - Бог». Нашей задачей является исследование возможностей для восполнения этой связи.
Гармоничная личность, если пользоваться терминологией Маркузе, - это многомерный человек, ибо он не мыслит в одной плоскости, которая поддерживается индустрией, но осознает существование духовных потребностей.
Духовные потребности - это необходимость утверждения смысла бытия. Неосознанные и неудовлетворенные, они замещаются чрезмерным удовлетворением первичных потребностей или их патологизаци-ей (наркомания, алкоголизм и т. д.). А. Мас-лоу определяет наивысший уровень потребностей как потребность в самовыражении. Но духовные потребности можно поставить еще выше, ибо они выходят за рамки социального бытия, затрагивая глубинные основы личности. Это потребность в гармонии (с
собой, природой и Богом), потребность в трансценденции.
«В этой ситуации естественным представляется возвращение к традициям, непреходящую основу которых образует духовное наследие» [8, с. 5]. Обращение к нему, в частности его активное включение в систему образования, может стать шагом в «выздоровлении» человечества. В.И. Разумов отмечает, что причина кризиса не только в переходе к постиндустриальному обществу, но и в смене эпохи, сопоставимой с осевым временем, выявленным К. Ясперсом [8]. Обращение к духовному наследию дает возможность человеку реализовать высшие потребности и выстроить личностное гармоничное бытие, которое является предпосылкой гармонии общества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез «Живой Этики». Барнаул : Изд-во Фонда «Алтай - 21 век», 2012. 512 с.
[2] Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2010. Т. IV. 736 с.
[3] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41-174.
[4] Маркузе Г. Одномерный человек. М. : REFL-book, 1994. 368 с.
[5] Жигунина Л. В. Реклама как генератор фан-тазмов в «дар» от «общества постидеологии» // Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории : матер. Междун. заоч. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22 августа 2012 г.). Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С. 52-55.
[6] Suicide prevention / World Health Organization. URL: http://www.who.int/mental_health/
prevention/suicide/suicideprevent/en/index.html.
[7] Малахова Ю. В. Применение ДИС-технологии к понятию гармонии // Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 39-41.
[8] Разумов В. И. Новая эпоха и духовное наследие // Духовное наследие и современность : матер. Междунар. науч.-теорет. конф. Караганда : Изд-во КарГУ, 2010. С. 5-9.