Научная статья на тему 'Кризис смены эпох и духовное наследие как предпосылка гармонии бытия личности и общества'

Кризис смены эпох и духовное наследие как предпосылка гармонии бытия личности и общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / СМЫСЛОУТРАТА / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / HARMONY / SPIRITUAL HERITAGE / SYSTEM CRISIS / LOSS OF MEANING / SPIRITUAL NEEDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малахова Ю. В.

Системный кризис конца XX начала XXI в. показывает несостоятельность господствующего в обществе образа мышления и поведения. Общество становится всЁ более дисгармоничным, увеличивается число деструктивных явлений, а духовные потребности, существующие наравне с материальными, технократическая цивилизация удовлетворить не может. Вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется обращение к мировому духовному наследию, способному удовлетворить высшие потребности личности и помочь ей в построении собственного гармоничного бытия, которое является предпосылкой гармонии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The epochal crisis and the spiritual heritage as a precondition for harmonious being of a personality and a society

The system crisis at the end of XX beginning of XXI century showed a failure of the ruling social mindset and behavior. The society is becoming more disharmonious, the number of destructive phenomena is growing. The technocratic civilization can’t satisfy spiritual needs, which exist equally with material needs. The way out of the situation is to turn to the spiritual heritage of the world, which is able to satisfy the highest needs of the person and to help her in building their harmonious being, which is a prerequisite for social harmony.

Текст научной работы на тему «Кризис смены эпох и духовное наследие как предпосылка гармонии бытия личности и общества»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 76-77.

УДК 130.1 Ю.В. Малахова

КРИЗИС СМЕНЫ ЭПОХ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ГАРМОНИИ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Системный кризис конца XX - начала XXI в. показывает несостоятельность господствующего в обществе образа мышления и поведения. Общество становится все более дисгармоничным, увеличивается число деструктивных явлений, а духовные потребности, существующие наравне с материальными, технократическая цивилизация удовлетворить не может. Вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется обращение к мировому духовному наследию, способному удовлетворить высшие потребности личности и помочь ей в построении собственного гармоничного бытия, которое является предпосылкой гармонии общества.

Ключевые слова: гармония, духовное наследие, системный кризис, смыслоутрата, духовные потребности.

Ситуация, наблюдаемая в мире, имеет много названий: системный кризис, информационная война, глобализация; но есть название, отражающее процесс наиболее полно, - глобальный кризис идеалов. Под идеалами следует понимать не только ценностные установки, но и образцовую модель жизни, предлагаемую обществом. Идею этого кризиса выразил Ф. Ницше во фразе «Бог умер», а также Ф.М. Достоевский устами Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено» [1, с. 10]. Эти фразы - не призыв к уничтожению ценностей, а констатация факта, описание эпохи.

Знаком того, что общество больше не может жить как раньше, является экологический кризис, который отражает кризиса сознания. Цивилизация, живущая «здесь и сейчас», стремящаяся максимально удовлетворить свои потребности без осмысления последствий, заведомо движется тупиковым путем. Необходимо формирование планетарного мышления, требует развития экологическая этика [2, с. 422-423].

Современный путь развития общества можно назвать технократическим, ибо уровень развития техники и технологии является определяющим в системе распределения власти. Наибольшим могуществом и возможностью влиять на мировую обстановку и отдельные государства обладают страны, имеющие больший технический и технологический потенциал. Кроме прочего, они получают возможность оказывать идеологическое влияние, т. е. внедрять способ мышления и образ жизни, которые поддерживают целую индустрию. Человек становится винтиком в машине. К. Маркс называл этот процесс отчуждением [3], и такой его вид наиболее распространен и опасен, так как рядовой человек не может догадаться о том, что его интересы навязаны извне. Более того, эти догадки ничего не изменят - зона комфорта достигается за счет удовлетворения желаний той же индустрией, которая их навязывает. Именно об этом писал Г. Маркузе в своей работе «Одномерный человек» [4].

В научной литературе появилось понятие «постидеология», предполагающее преодоление «идеологии». Однако Л.В. Жигунина вслед за С. Жи-жеком утверждает, что «современное общество именно выглядит как постидеологическое: фундаментальный уровень идеологии никуда не исчезает и через масс-медиа воспроизводится... <...> ...кодируя потоки желания, в том числе и желание бытия за пределами всякой идеологии» [5].

© Ю.В. Малахова, 2014

Кризис смены эпох и духовное наследие как предпосылка гармонии бытия личности..

77

Технократическое общество может развиваться успешно длительное время, но неизбежно возникновение феномена смыс-лоутраты в обществе. Экзистенциализм вводит понятия «пустота» (Ж.-П. Сартр), «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл).

В обществе растет число социальных и психологических проблем, в частности, самоубийств. По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд в мире умирает один человек в результате суицида. За последние 45 лет их количество в мире возросло на 60 %, большинство суицидов совершается молодыми людьми [6]. Причина - неудовлетворенность, которая остается, даже когда первичные потребности удовлетворены. Ощущая внутренний «разлом», человек осознает необходимость достижения гармонии бытия и невозможность сделать это лишь на основе средств технократической цивилизации.

Определяя с использованием ДИС-тех-нологии гармонию как сбалансированные взаимоотношения между человеком, природой и Богом (см. рис. 1 в [7, с. 40]), мы видим, что в технократии поврежден вектор «Человек - Бог». Нашей задачей является исследование возможностей для восполнения этой связи.

Гармоничная личность, если пользоваться терминологией Маркузе, - это многомерный человек, ибо он не мыслит в одной плоскости, которая поддерживается индустрией, но осознает существование духовных потребностей.

Духовные потребности - это необходимость утверждения смысла бытия. Неосознанные и неудовлетворенные, они замещаются чрезмерным удовлетворением первичных потребностей или их патологизаци-ей (наркомания, алкоголизм и т. д.). А. Мас-лоу определяет наивысший уровень потребностей как потребность в самовыражении. Но духовные потребности можно поставить еще выше, ибо они выходят за рамки социального бытия, затрагивая глубинные основы личности. Это потребность в гармонии (с

собой, природой и Богом), потребность в трансценденции.

«В этой ситуации естественным представляется возвращение к традициям, непреходящую основу которых образует духовное наследие» [8, с. 5]. Обращение к нему, в частности его активное включение в систему образования, может стать шагом в «выздоровлении» человечества. В.И. Разумов отмечает, что причина кризиса не только в переходе к постиндустриальному обществу, но и в смене эпохи, сопоставимой с осевым временем, выявленным К. Ясперсом [8]. Обращение к духовному наследию дает возможность человеку реализовать высшие потребности и выстроить личностное гармоничное бытие, которое является предпосылкой гармонии общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез «Живой Этики». Барнаул : Изд-во Фонда «Алтай - 21 век», 2012. 512 с.

[2] Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2010. Т. IV. 736 с.

[3] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41-174.

[4] Маркузе Г. Одномерный человек. М. : REFL-book, 1994. 368 с.

[5] Жигунина Л. В. Реклама как генератор фан-тазмов в «дар» от «общества постидеологии» // Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории : матер. Междун. заоч. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22 августа 2012 г.). Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С. 52-55.

[6] Suicide prevention / World Health Organization. URL: http://www.who.int/mental_health/

prevention/suicide/suicideprevent/en/index.html.

[7] Малахова Ю. В. Применение ДИС-технологии к понятию гармонии // Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 39-41.

[8] Разумов В. И. Новая эпоха и духовное наследие // Духовное наследие и современность : матер. Междунар. науч.-теорет. конф. Караганда : Изд-во КарГУ, 2010. С. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.