Научная статья на тему 'КРИЗИС РОМАНТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»'

КРИЗИС РОМАНТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готика / готический роман / Мэри Шелли / Мильтон / Франкенштейн / «Потерянный рай» / теология / философия / Возвышенное / английский романтизм / романтическое воображение. / gothic / gothic novel / Mary Shelley / Milton / Frankenstein / Paradise Lost / theology / philosophy / Sublime / English romanticism / romantic imagination

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колосова Екатерина Игоревна

Период расцвета и упадка ранней британской готической литературы (1764–1833) был временем значительных религиозных изменений, хотя господствующая англиканская церковь продолжала диктовать нравственные нормы, которые регламентировали как общественную, так и частную жизнь. Рубеж XVIII–XIX вв. в целом был богат на интеллектуальные дискуссии и религиозные споры, которые нельзя сводить к проблеме антикатолицизма или обсуждению концепции естественной теологии. В обзоре рассматриваются преимущества «теологического метода» в исследованиях готической литературы на примере романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Свойственный писателям-романтикам поиск трансцендентного в Возвышенном благодаря возможностям готического нарратива обретает в этом знаменитом романе особую тональность, а жанровое и стилистическое разнообразие встраивает его в традицию нравственно-богословских исканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The crisis of romantic ideology: interaction of gothic literature and theology, a case study of Frankenstein; or, The Modern Prometheus by M. Shelley

The rise and fall of early British Gothic literature (1764–1833) was a time of significant religious change, even as the dominant Church of England continued to dictate moral standards that governed both public and private life. The nineteenth century as a whole was rich in intellectual discussions and religious debates that were not limited solely to the problem of anti-Catholicism or the discussion of the concept of natural theology. This review examines the advantages of the “theological method” of studying Gothic literature on the example of M. Shelley’s novel Frankenstein; or, the Modern Prometheus (1818). The search for the transcendent in the Sublime, characteristic of romantic writers, acquires a special tone in this famous novel, thanks to the possibilities of the Gothic narrative, genre and stylistic diversity builds it into the tradition of moral and theological quests.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС РОМАНТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»»

ЛИТЕРАТУРА XIX в.

Зарубежная литература

УДК 821.111 DOI: 10.31249/Ш/2023.03.06

КОЛОСОВА Е.И.1 КРИЗИС РОМАНТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»2

Аннотация. Период расцвета и упадка ранней британской готической литературы (1764-1833) был временем значительных религиозных изменений, хотя господствующая англиканская церковь продолжала диктовать нравственные нормы, которые регламентировали как общественную, так и частную жизнь. Рубеж XVШ-XIX вв. в целом был богат на интеллектуальные дискуссии и религиозные споры, которые нельзя сводить к проблеме антикатолицизма или обсуждению концепции естественной теологии. В обзоре рассматриваются преимущества «теологического метода» в исследованиях готической литературы на примере романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Свойственный писателям-романтикам поиск трансцендентного в Возвышенном благодаря возможностям готического нарратива обретает в этом знаменитом романе особую тональность, а жанровое и стилистическое разнообразие встраивает его в традицию нравственно-богословских исканий.

1 Колосова Екатерина Игоревна - младший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН.

2 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-01727), https://rscf.ru/project/23-28-01727

90

Ключевые слова: готика; готический роман; Мэри Шелли; Мильтон; Франкенштейн; «Потерянный рай»; теология; философия; Возвышенное; английский романтизм; романтическое воображение.

Для цитирования: Колосова Е.И. Кризис романтической идеологии: взаимодействие готической литературы и теологии на примере романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. - 2023. - № 3. - С. 90-102. DOI: 10.31249/lit/2023.03.06

KOLOSOVA E.I.1 The crisis of romantic ideology: interaction of gothic literature and theology, a case study of Frankenstein; or, The Modern Prometheus by M. Shelley2

Abstract. The rise and fall of early British Gothic literature (1764-1833) was a time of significant religious change, even as the dominant Church of England continued to dictate moral standards that governed both public and private life. The nineteenth century as a whole was rich in intellectual discussions and religious debates that were not limited solely to the problem of anti-Catholicism or the discussion of the concept of natural theology. This review examines the advantages of the "theological method" of studying Gothic literature on the example ofM. Shelley's novel Frankenstein; or, the Modern Prometheus (1818). The search for the transcendent in the Sublime, characteristic of romantic writers, acquires a special tone in this famous novel, thanks to the possibilities of the Gothic narrative, genre and stylistic diversity builds it into the tradition of moral and theological quests.

Keywords: gothic; gothic novel; Mary Shelley; Milton; Frankenstein; Paradise Lost; theology; philosophy; Sublime; English romanticism; romantic imagination.

To cite this article: Kolosova Ekaterina I. "The crisis of romantic ideology: interaction of gothic literature and theology, a case study of Frankenstein;

1 Kolosova, Ekaterina Igorevna - Junior Researcher of the Department of Literary Studies, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, e-mail: kolosova@inion.ru

2 The research was funded by the Russian Science Foundation (project N 23-28-01727).

or, The Modern Prometheus by M. Shelley". Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 7: Literary Studies, no. 3, 2023, pp. 90-102. DOI: 10.31249/lit/2023.03.06 (In Russian)

Готический роман в восприятии широкой аудитории нередко ассоциируется с развлекательной литературой, однако, как отмечает Д. Хогл во введении к «Кембриджскому путеводителю по готической литературе», «этот тип художественной литературы оказался гибким и восприимчивым, поскольку с самого начала возник в результате смешения жанров, стилей и противоречивых культурных тенденций» [Hogle, 2002, p. 2]. Поэтому неудивительно, что готический роман использовался писателями для выражения разнообразных мнений - политического, социального, идеологического характера.

Связь сверхъестественного - основы готического жанра - с серьезными вопросами, волнующими человека, отмечалась уже в эпоху создания готических романов. Знаменитый английский историк литературы XVIII в. Т. Уортон (Thomas Warton, 1728-1790) в «Замечаниях к "Королеве фей" Спенсера» (Observations on the Faerie Queene of Spenser, 1754) предложил рассматривать категорию сверхъестественного в художественной литературе как аллегорию социальных проблем [Warton, 1754, p. 39-40], и эта идея позднее была подхвачена Р. Хердом (1720-1808) в его «Письмах о рыцарстве и рыцарских романах» (Letters on Chivalry and Romance, 1762). Однако, как показывают современные исследования, сверхъестественный компонент готических романов далеко не всегда связан с социально-политическими проблемами. М. Найт и Э. Мейсон в совместном исследовании [Knight, Mason, 2007] прослеживают трансформацию религиозных взглядов в романтической литературе и доказывают, что теологические дискуссии XIX в. позволяют лучше понять творчество писателей-романтиков. Также они отмечают, что большая часть английской литературы в той или иной степени отражает религиозные верования, свойственные обществу на определенном историческом этапе [Knight, Mason, 2007, с. 8-9].

Во многих случаях готические романы функционируют как особое художественное пространство, где, во-первых, развертывается процесс познания истины (в том числе и религиозной), а во-вторых, происходит столкновение с явлениями, которые потенци-

ально не имеют рационального объяснения. В этом отношении немаловажную роль играет взаимосвязь аффекта страха с Возвышенным - самой двусмысленной эстетической категорией, которую англо-ирландский философ и парламентарий Э. Берк (17291797) проанализировал в своем «Философском исследовании происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном» (A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful, 1757). Он полагал, что чувства опасности или неопределенности - в том числе и те, которые человеческий разум порождает иррационально, - могут стать источником ужаса и, следовательно, Возвышенного: «...все, что ужасно на вид, также и возвышенно» [Burke, 1757, p. 53]. Берк заключил, что Возвышенное может возникнуть вследствие преодоления общепринятых привычных эстетических принципов. В XX в. эту идею развил итальянский историк литературы и искусства М. Прац в «Романтической агонии» [Praz, 1933]. Размышляя над «глубоким волнением нового типа», которое возникает из чувства прекрасного в сочетании с удовольствием и болью, исследователь сравнил его с образом ужасной, но притягательной Медузы [Praz, 1933, p. 45]. Этот же тип переживания анализирует и американский литературовед С. Монк в труде «Возвышенное: исследование критических теорий в Англии XVIII века» [Monk, 1960]: он приходит к выводу, что «готический роман существует едва ли не для того, чтобы вызывать приятный ужас» [Monk, 1960, p. 90].

Период подъема и упадка ранней британской готики (17641833) был временем значительных религиозных перемен. На фоне господства англиканской церкви, которая на тот момент все еще регламентировала как общественную, так и частную жизнь, стало распространяться евангелическое христианство, что неизбежно приводило к религиозным спорам и конфликтам. Эти дискуссии привели к отмене в 1828 г. «Акта о корпорациях» (1661) и «Акта о проверке» (1673), которые обязывали государственных служащих принимать причастие в англиканском храме и декларировать несогласие с католическим учением о пресуществлении. Кроме того, на британскую религиозную атмосферу оказал влияние антиклерикальный дискурс Французской революции.

Исследователи готической литературы нередко игнорируют важность и разнообразие такого религиозного фона. В лучшем

случае британскую готику, в частности раннюю, рассматривают в контексте процесса секуляризации, освобождения интеллектуальной жизни от давления со стороны церкви. С этой точки зрения готическая литература представляется инструментом просветительской философии, в которой недооценивается религиозный опыт, а «католическим суевериям» противопоставлен протестантский «провиденциальный деизм» [Hoeveler, 2010, p. 3]. Такой подход к готической литературе представлен в книге Р. Гери «Сверхъестественное в готической литературе: ужасы, вера и литературные изменения» [Geary, 1992]: исследователь показывает, как готические авторы в трактовке сверхъестественного балансируют между рационализирующим, «античудесным» религиозным нарративом и концепцией «нуминозного ужаса» [Geary, 1992, p. 8] - иначе говоря, страха и одновременно тяготения к тому, что выходит за пределы эмпирического опыта и заставляет ощутить связь с сакральным.

Надо отметить, что в английском литературоведении первой половины XX в. существовал «теологический метод» в изучении готической литературы: М. Саммерс [Summers, 1938], Дж.М.С. Томп-кинс [Tompkins, 1932], Д. Варма [Varma, 1957] искали и находили в готических романах репрезентацию распространенных в те времена религиозных суеверий или отражение философских размышлений о божественной природе человека, духовном совершенстве, бессмертии и т.д. Однако их подход к готическим текстам несколько ограничен и представляет собой целостное, но исключительно богословское истолкование тех или иных произведений. Между тем готический роман не следует воспринимать, по выражению Д. Гринэвея, как «замаскированную Библию» [Greenaway, 2021, p. 2], ведь нередко этот жанр противопоставляет религиозному мышлению суеверия и мистицизм, представляя собой «тео-логос или разговоры о Боге в провокационном, вызывающем и враждебном [вероучению] виде» [Greenaway, 2021, p. 3].

Гринэвей считает необходимым «создать пространство, в котором изучение готической литературы и богословские идеи могут находиться в продуктивном диалоге» [Greenaway, 2021, p. 3]. Он подчеркивает, что для достижения этой цели в каждом конкретном случае необходимо реализовать обширную исследовательскую программу: сперва провести историческое исследование теологических дискуссий, проходивших во времена создания ка-

кого-либо готического романа, затем установить, как эти религиозные идеи интерпретируются его автором и почему именно так, после чего выявить способы их художественной репрезентации. Возможности такого подхода демонстрируются в трудах С. Гилберт, С. Губар [Gilbert, Gubar, 1984] и С. Марсден [Marsden, 2014] на примере творчества сестер Бронте. Марсден, размышляя о «Грозовом перевале» (Wuthering Heights, 1847) Э. Бронте, констатирует, что «сложность и двусмысленность религиозного дискурса не всегда признавалась [исследователями]» [Marsden, 2014, p. 2l], хотя на восприятие романа современниками влияли религиозные нормы, которым сестры Бронте сопротивлялись, временами вообще выходя за их границы. Гилберт и Губар отказались от противопоставления веры и скептицизма, которое присутствует в работе Марсден. В ходе своего исследования они доказали, что к обвинению Ш. Бронте в антихристианских настроениях привело не только новаторство романа «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 1847), который казался некоторым современникам вульгарным, а в целом отказ писательницы от общепринятых социальных норм [Gilbert, Gubar, 1984, p. 338]. Несмотря на то что в сознании XIX в. социальные нормы и христианская этика были практически тождественны друг другу, отношение к Ш. Бронте формировалось, по мысли исследователей, под воздействием идей, выходящих далеко за рамки ортодоксальной доктрины того времени.

Проблема теодицеи и дух борьбы в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Один из важнейших текстов готического канона «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли [Bloom, 1985] исследовался в самых разнообразных перспективах, однако теологическим аспектам романа до сих пор уделялось недостаточно внимания. Некоторые исследователи даже утверждали, что «вселенная "Франкенштейна"» лишена Бога и теистических понятий «добра» и «зла» [Oates, 1984, p. 550]. В том, что касается идейной стороны романа, исследователей, как правило, интересовал социально-политический фон произведения [Baldick, 1990] или физическая природа созданного Виктором Франкенштейном монстра [Halberstam, 1995]. Между тем одной из основных волновавших

М. Шелли проблем были «теологические последствия творческого акта» [Knight, 2009, p. 9]. Свойственные романтикам заинтересованность трансцендентным и стремление обнаружить в нем источник творческого вдохновения реализуются в творчестве писательницы иначе: в своем романе она наглядно демонстрирует, к каким катастрофическим последствиям могут привести неконтролируемые индивидуальная воля и воображение, находящие выражение в творческом акте.

В издании 1818 г. роман предваряется цитатой из десятой книги «Потерянного рая» Джона Мильтона:

Просил ли я, чтоб Ты меня, Господь, Из персти Человеком сотворил? Молил я разве, чтоб меня из тьмы Извлек и в дивном поселил Саду?1

В связи с этим Л. Шоуэт замечает, что «литературный прародитель Шелли Джон Мильтон волнует автора "Франкенштейна" не меньше, чем ее генетический предок»2 [Shohet, 2018, p. 158]. Значимость Мильтона для Шелли, конечно, уже отмечалась в литературоведении, например, некоторые исследователи предлагали воспринимать «Франкенштейна» как «переосмысливание заложенного в "Потерянном рае" женоненавистничества» [Gilbert, Gubar, 1984, p. 222]. Мильтон действительно был фигурой, которой женщины-писательницы - в частности М. Шелли - противопоставляли себя в своем творчестве [Lamb, 1992]. Вместе с тем отсылки к «Потерянному раю» в романе обладают куда более серьезным философским зарядом, тем печальнее, что, как заметил Дж. Гринэвей, исследователи уделяли недостаточно внимания богословскому влиянию поэмы Мильтона на творчество Шелли [Greenaway, 2021, p. 26].

Вынесенная в эпиграф цитата напрямую связана с образом мышления созданного Виктором существа. Безымянное создание неоднократно использует мильтоновский и библейский язык:

1 Здесь и далее цитаты из «Потерянного рая» приводятся в переводе А. Штейнберга.

2 Отец писательницы - политический философ У. Годвин, посвящение которому в издании 1818 г. следует за эпиграфом.

96

«Я должен был бы быть твоим Адамом, а стал падшим ангелом, которого ты безвинно отлучил от всякой радости»1 [Шелли, 2010, с. 71] или «Все, кроме меня, вкушали покой и радость; и только я, подобно Сатане, носил в себе ад...» [Шелли, 20l0, с. 92] и т.д., поэтому невозможно игнорировать «глубину богословского языка... на протяжении всего романа» [Greenaway, 2021, p. 26].

Р. Райан считает, что более целесообразно рассматривать романтическую литературу как «акты мильтоновского присутствия в религиозной культуре того времени [т.е. культуры XIX в.]» [Ryan, 1997, p. 5]. М. Шелли, как и представители «озерной школы» или «лондонские» романтики (Дж.Г. Байрон, Д. Китс и тд.), стремилась преобразовать институционализированную религиозность и руководствовались в этом не религиозным скептицизмом, а верой. Поэтому предложенная в романе Шелли теология, не будучи ортодоксальной, представляет собой цельную философско-богословскую концепцию. Философ и теолог Д. Браун в книге «Традиция и воображение» [Brown, 1999] указывает на то, что в исторической ретроспективе ортодоксальное богословие всегда подвергалось творческому переосмыслению вне рамок доктрины, и это является не игнорированием теологических проблем, а их более современной и актуальной интерпретацией в стремительно изменяющихся исторических обстоятельствах. Швейцарский протестантский теолог, профессор Университета Цюриха Э. Бруннер также напоминает, что полученное богословом откровение никогда не бывает статичным - оно всегда подвергается определенным интерпретациям [Brunner, 2003].

Гринэвей подчеркнул, что Шелли не ограничивается проблематикой «Потерянного рая», а обращается также к главной теме «Книги Иова», связывая судьбу безымянного монстра с религиозно-философской проблемой теодицеи и вопросом о целеполагании и справедливости Творца. Поскольку роман Шелли представляет целую палитру различных жанровых форм, есть риск не заметить того, что Шелли использует именно «язык теологии», когда хочет подчеркнуть особый характер отношений между Виктором и его созданием [Greenaway, 2021, p. 28]. По ходу развития сюжета Франкенштейн постепенно начинает видеть в своем творении де-

1 Здесь и далее: пер. З.Е. Александровой.

97

моническую сущность, дьявола. Наиболее отчетливо это прослеживается в десятой главе романа, например: «Ненавистное чудовище! Дьявол во плоти! Муки ада недостаточны, чтобы искупить твои злодеяния. Проклятый! И ты еще упрекаешь меня за то, что я тебя создал? Так подойди же ко мне, и я погашу искру жизни, которую зажег так необдуманно» [Шелли, 2010, с. 70]; или: «Я - твое создание и готов покорно служить своему господину, если и ты выполнишь свой долг передо мною. О Франкенштейн, неужели ты будешь справедлив ко всем, исключая лишь меня одного, который более всех имеет право на твою справедливость и даже ласку?» [Шелли, 2010, с. 71].

Вместе с тем сочетание различных форм повествования (письма, дневники, журналы, личные свидетельства) чрезвычайно важно для понимания выстроенной М. Шелли религиозно-философской системы. Особенности повествования в «Франкенштейне» имеют значение не только в контексте происхождения романа и проблемы литературного реализма [Watt, 1987], но и в связи с фундаментальной теологической проблемой - противоречием между «теологической достоверностью и средствами выразительности» [Greenaway, 2021, p. 28], используемыми в теологии -метафорой и аналогией. Основные положения христианского богословия постулируются религиозной верой как единственно верное объяснение того, что поддается эмпирической проверке. Тем не менее за историей человечества, судьбой Иисуса Христа или христианским видением будущего и пр. есть нечто, что не подлежит полноценному описанию и определению без религиозной веры, которая, в свою очередь, выражается с помощью определенного набора символов. Именно символическая сфера с ее основными инструментами - метафорой и аналогией - при их преобразовании в нарративную форму порождает сюжеты, которые требуют интеллектуального усилия для расшифровки. Но это и представляет опасность, поскольку здесь мы выходим из относительно безопасной зоны выявления результатов эмпирического исследования и попадаем в спекулятивную область поиска универсальной интерпретации, где вынуждены постоянно прибегать к образному языку и при этом не способны оценить достоверность полученных результатов.

Применительно к роману Шелли отметим, что именно «нереалистические» романные формы, такие как готика, «тяготеют к тайне, к реальности... которая ускользает от эмпирического исследования и разрушает рациональные концепции» [Fiddes, 1991, p. 11]. Обстоятельства, в которые попадает Виктор Франкенштейн, выходят за рамки правдоподобия, поэтому все произошедшее он может охватить разумом лишь ретроспективно, в диалоге с английским ученым Уолтоном, подобравшим Виктора во время экспедиции на Северный полюс, истощенного погоней за собственным чудовищным созданием. Под конец жизни Виктор описывает свою «борьбу» как нечто предопределенное: «Что ж, возвращайтесь; а я не вернусь. Вы можете отказаться от своей задачи. Моя поручена мне небесами; и я отказываться не смею. Я слаб, но духи, помогающие мне в моем отмщении, придадут мне достаточно сил» [Шелли, 2010, с. 147]. Иными словами, масштаб событий и роль Виктора в них придает смысл его существованию, несмотря на весь ужас и иррациональность происходящего.

Таким образом, жанрово-стилистическое разнообразие романа способствует выражению нравственно-богословских исканий М. Шелли, а его полифонизм говорит об отсутствии единственно правильной точки зрения на устройство мира. Кроме того, разнообразие точек зрения и идеологических позиций во «Франкенштейне» позволяет провести еще одну параллель с «Потерянным раем» - поэма Мильтона тоже создает пространство для «многоголосия, которое лежит в основе всякого творения» [Knight, 2009, p. 13]. Сосуществование различных точек зрения героев в гармонической форме до некоторой степени соответствует представлению Мильтона о сотворении мира. Его Бог, Адам и Ева являются участниками непрекращающейся созидательной «симфонии», однако в концепции поэта Бог выступает в роли «тирана» - Творца, который допускает лишь один возможный сценарий развития [Lewis, 2005, p. 92].

Между тем, если следовать романтической логике, центральное место в мироздании должен занимать человек с его творческим потенциалом и индивидуальностью. Увлечение Виктора Франкенштейна метафизикой и естественными науками в конечном счете приводит его к сотворению жизни из неживой материи, что уподобляет его Богу и одновременно превращает его самого в

носителя романтической идеологии. Однако М. Шелли не спешит признавать заслуги Франкенштейна. Гринэвей, опираясь на концепцию Августина о происхождении зла, справедливо заметил, что в романе сурово критикуется романтическое мировоззрение в целом [Greenaway, 2021, p. 48], поскольку писательница наглядно демонстрирует, в какой мере индивидуализм и романтическое воображение враждебны материальному миру. Как отметил англокатолический богослов и профессор Ноттингемского университета Д. Милбэнк, «традиционно, в греческой, христианской и иудейской мысли злу отказывали в какой-либо положительной опоре в бытии» - оно было «лишением самого бытия» [Milbank, 2003, p. 1]. Но «Франкенштейн» выходит за рамки этого традиционного взгляда. Безымянный монстр является частью объективной реальности, а фигура Виктора Франкенштейна становится воплощением универсального зла всей романтической философии, которую переосмысливает М. Шелли.

Список литературы

1. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. - Москва : Ладомир, 2010. - 664 с.

2. BaldickC. In Frankenstein's shadow : myth, monstrosity and nineteenth-century writing [В тени Франкенштейна: миф, чудовищность и письменность девятнадцатого века]. - Oxford : Clarendon Paperbacks, 1990. - 224 p.

3. Bloom H. Mary Shelley [Мэри Шелли]. - London : Modern critical voices, 1985. -216 p.

4. Burke E. A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful [Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного]. - London : R. and J. Dodsley, 1757. - 328 p.

5. Brown D. Tradition and imagination : revelation and change [Традиция и воображение: откровение и изменение]. - Oxford : Oxford univ. press, 1999. - 410 p.

6. Brunner E. Natural theology : comprising nature and grace [Естественная теология : сочетая природу и святость]. - London : Wipf & Stock, 2003. - 128 p.

7. Fiddes P. Freedom and limit : a dialogue between literature and Christian doctrine [Свобода и предел: диалог между литературой и христианским учением]. -London : Palgrave, 1991. - 269 p.

8. Geary R. The supernatural in gothic fiction : horror, belief, and literary change [Сверхъестественное в готической литературе: ужасы, вера и литературные изменения]. - Lampeter : The Edwin Mellen Press, 1992. - 151 p.

9. Gilbert S., Gubar S. The madwoman in the attic : the woman writer and the nineteenth-century literary imagination [Сумасшедшая на чердаке: писательница и

художественное воображение девятнадцатого века]. - London : Yale univ. press, 1984. - 768 p.

10. Greenaway J. Theology, horror and fiction : a reading of the gothic nineteenth century [Теология, ужасы и художественная литература: изучение готики девятнадцатого века]. - New York : Bloomsbury Academic, 2021. - 224 p.

11. Halberstam J. Skin shows : gothic horror and the technology of monsters [Кожа покажет: готический ужас и устройство монстров]. - London : Duke univ. press, 1995. - 232 p.

12. HoevelerD. Gothic riffs : secularizing the uncanny in the European imaginary, 1780-1820 [Готические риффы: секуляризация жуткого в европейском воображаемом, 1780-1820 гг.]. - Columbus : The Ohio State univ. press, 2010. -289 p.

13. Hogle J. The Cambridge companion to gothic fiction [Кембриджский путеводитель по готической литературе]. - Cambridge : Cambridge univ. press, 2002. -327 p.

14. KnightM. An introduction to religion and literature [Введение в религию и литературу]. - London : Continuum Books, 2009. - 176 p.

15. KnightM., Mason E. Nineteenth-century religion and literature : an introduction [Религия и литература девятнадцатого века: введение]. - Oxford : Oxford univ. press, 2007. - 245 p.

16. Lewis C.S. A preface to Paradise Lost [Предисловие к «Потерянному раю»]. -London : Atlantic Publishers & Distributors, 2005. - 152 p.

17. Marsden S. Emily Bronte and the religious imagination [Эмили Бронте и религиозное воображение]. - London : Bloomsbury Academic, 2014. - 192 p.

18. MilbankJ. Being reconciled : ontology and pardon [Примирение: онтология и прощение]. - London : Routledge, 2003. - 256 p.

19. MonkS. The sublime : a study of critical theories in XVIII-century England [Возвышенное: исследование критических теорий в Англии XVIII века]. - Michigan : Michigan univ. press, 1960. - 250 p.

20. Oates J.C. Frankenstein's fallen angel [Падший ангел Франкенштейна] // Critical Inquiry. - 1984. - Vol. 10, N 3. - P. 543-554.

21. PrazM. The romantic agony [Романтическая агония]. - Oxford : Oxford univ. Press, 1933. - 506 p.

22. Ryan R. The romantic reformation : religious politics in English literature, 17891824 [Романтическая реформация: религиозная политика в английской литературе, 1789-1824 гг.]. - Cambridge : Cambridge univ. press, 1997. - 292 p.

23. ShohetL. Reading Milton in Mary Shelley's Frankenstein [Читая Мильтона во «Франкенштейне» Мэри Шелли] // Milton Studies. - 2018. - Vol. 60, N 1/2. -P. 157-182.

24. SummersM. The gothic quest - a history of the gothic novel [Готический квест -история готического романа]. - London : The Fortune press, 1938. - 443 p.

25. Tompkins J.M.S. The popular novel in England, 1770-1800 [Роман для широкой публики в Англии, 1770-1800 гг.]. - London : Constable & Co, 1932. - xi, 388 p.

26. Varma D. The gothic flame, being a history of the gothic novel in England : its origins, efflorescence, disintegration, and residuary influences [Готическое пламя как история готического романа в Англии: его происхождение, расцвет, распад и отголоски]. - London : Barker, 1957. - 264 p.

27. Warton T. Observations on the "Faerie Queene" of Spencer [Замечания к «Королеве фей» Спенсера]. - London : R. and J. Dodsley, 1754. - 322 p.

28. Lamb J. Mary Shelley's Frankenstein and Milton's monstrous myth [«Франкенштейн» Мэри Шелли и миф о чудовище Мильтона] // Nineteenth-century literature. - 1992. - N 47(3). - P. 303-319.

29. Watt I. The rise of the novel [Расцвет романа]. - London : The Hogarth Press, 1987. - 339 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.