удк 122/129
л.В. Скворцов
доктор философских наук, профессор, руководитель Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН; е-таН: [email protected]
кризис категориального толкования конечных целей цивилизационной эволюции1
В статье представлен концептуальный анализ последствий гносеологического кризиса категорий, определяющих конечные цели эволюции исторических цивилизаций. Универсальные категории вносят нравственный смысл в общественную жизнь и упорядоченность в формы массового поведения. Исторические попытки преодолеть утопический характер категорий в XX в. породили массовые движения и формы государственной политики. В работе показывается, что одним из фактических проявлений категориальных противоречий современной глобальной ситуации является противоречие между концепцией исключительности как категориальной основы самодержавной демократии и концепцией многополярного мира.
Вместе с тем наблюдается процесс создания плюрализма информационного обеспечения свободного манипулирования массовым сознанием. Вместо категориальных построений создаются информационные конструкции, которые используются в информационных войнах. «Погружаясь» в информационный космос, человек начинает свое новое цивилизационное самоформирование и свою новую осмысленную жизнь. Одним из последствий этого процесса становится эрозия коммуникации, разрушение Разума, т. е. человеческой совести и соответствующего ей гармоничного социального порядка. Индивид становится верховным судьей окружающего его цивилизационного мира и исполнителем приговора.
В статье показано, как эрозия исходных религиозных и идеологических истин, рождающая духовную свободу, создает новую ситуацию переоценки смыслов и возможностей перевоплощения. Эта ситуация создает уникальную возможность кардинального изменения катастрофического тренда цивилизационной эволюции, рожденного специфическим типом культуры, которая полагает победителем субъекта, обладающего духовным превосходством.
Ключевые слова: цивилизационное конструирование; истина конечной цели; функция информации; экстремизм; духовная культура; гетеропотия.
1 Исследование проведено при поддержке РФФИ проект № 17-3300025 - ОГН «Гетеротопия: цивилизационный контекст».
L. V. Skvortsov
Doctor of Philosophy, Professor, Director of Centre
for Scientific Information Researches in Humanities,
Institute of Scientific Information on Social Sciences
of the Russian Academy of Sciences; e-mail: [email protected]
CATEGORICAL INTERPRETATION CRISIS OF FINAL AIMS OF HISTORICAL EVOLUTION
In the article is presented analysis of categorical crisis of final ends of historical evolution. Universal categories include moral sense in social life and order in mass behavior. In the twentieth century were born mass movements and state policy which believed that overcame utopic character of universal moral categories. In the Soviet Union it was communism. In Germany it was biological approach to the victory of the superior race. The influence of these categories was destructed by different historical causes. In contemporary global situation there is contradiction between category "exclusiveness", as the basis of "despotic democracy" and "manypolars world".
At the same time instead of categorical contradictions were born artificial information realities. It is the process of construction information pluralism for manipulation of mass consciousness in information wars. In information Universe human being begins new self construction and new life. One of the most important consequences of this process is destruction of human Reason, as understanding of importance harmony of human relations in the world and peaceful communication.
In situation of destruction of human Reason appears the individual thinking about himself as the supreme judge and personality who fulfills the final judgement. It is the moral selffulfilment in reality of moral nothingness of social environment. Erosion of absolute truthes of religion and ideology opens the way for spiritual freedom and for possibilities of change the catastrophic trend of global evolution.
Key words: construction of civilization; the truth of final aim; function of information; extremism; spiritual culture; heterotopia.
Введение
Функции универсальных категорий в становлении исторических цивилизаций заслуживает внимательного анализа, поскольку гносеологический кризис таких категорий порождает панику, ситуацию нигилизма. Их преодоление связано с формированием новых универсальных категорий, которые вносят высокий нравственный смысл в общественную жизнь и делают ее упорядоченной в формах массового поведения. Действие категории схоже с действием религиозных понятий. Так, например, понятие «страшный суд» формирует общую веру в то, что никто не может избежать наказания за нарушение установленных в данной цивилизации нравственных норм, которым
придается сакральный смысл. Понятие формирует характер и цели массового поведения, определяет следствия отклонений от установленных норм.
Специфическую функцию выполняет категория свободы, которая определяет истину человеческого поведения, основанного не на вере, а на выборе разума самого человека. Эта категория рисует конечную цель цивилизационной эволюции как свободу всех, состояние, отличное от свободы одного и свободы некоторых, т. е. от монархической и олигархической форм правления, предполагающих наличие диктата и насилия, т. е. ограничения свободы. Свобода всех, однако, таит угрозу хаоса и распространения форм криминального поведения. Не значит ли это, что свобода всех - это утопия?
Существует историческая попытка преодолеть утопический характер универсальных цивилизационных категорий путем обращения к цивилизационным реалиям жизни и превращения их в смысловое определение процесса исторического становления [Харари 2018, с. 30].
Такой была в Советском Союзе категория коммунизма как конечной цели цивилизационной эволюции, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе высших достижений технического и научного прогресса, обеспечивающего преодоление социальных противоречий, а вместе с тем равенство и братство масс людей, реализующих себя в многообразии форм творческой деятельности.
Цивилизационным антиподом этой категории стал биологический подход к толкованию глобального цивилизационного процесса как реального соперничества различных рас. Высшая раса - раса господ.
Кризис этих категорий по своему содержанию был совершенно различен, но остается фактом, что их влияние было подорвано реальными историческими причинами.
Возникает вопрос, означает ли кризис этих категорий их окончательное концептуальное преодоление, а значит, и невозможность их исторического ренессанса? Считается, что на этот вопрос у нас сегодня нет исчерпывающего ответа.
Категориальные противоречия современной глобальной ситуации
Смыслы категорий, рожденных историческими эпохами, вновь оживают, если они начинают восприниматься как указание на путь
того национального самовозвышения, который ведет к спасению в условиях грядущей жесточайшей борьбы за выживание [Меньшиков 2017, с. 84].
Одним из очевидных фактических проявлений категориальных противоречий современной глобальной ситуации является противоречие между концепцией исключительности как категориальной основы самодержавной демократии, определившей себя на роль мирового жандарма, и концепцией многополярного мира [Скворцов 2018, с. 118-126].
Концепция самодержавной демократии допускает, помимо Организации Объединенных Наций, Совета безопасности ООН использование различных санкций для практического различения наций и государств как «достойных» и «недостойных», как «изгоев», «ревизионистов» и «врагов», неспособных и лишенных права определять правильный цивилизационный путь. По сути, это различение наций, опирающееся на категориальный аппарат, создающий концептуальную базу неорасистской иерархии в современном глобальном мире.
Создание информационных конструкций, которые превращаются в обвинительный материал, направленный против врага в необъявленной информационной войне, сегодня становится системой, охватывающей политику, безопасность, спорт и культуру. Создается иллюзия, что универсальные категории для формирования массового сознания сегодня не нужны [Тайсон 2019, с. 233]. Речь идет о создании механизма информационного обеспечения свободного манипулирования массовым сознанием, для которого не нужны универсалии Разума, без которых общая адекватная мораль и общее право невозможны. Возникает вопрос: почему информационное манипулирование массовым сознанием может восприниматься как истина?
Теоретическая мысль находит ответ на этот вопрос.
Фред Адамс, сотрудник кафедры лингвистики и когнитивной науки университета штата Делавер (США), считает информацию естественно возникающим продуктом, который существует независимо от ума, создается и передается в соответствии с регулярностью происходящих событий [цит. по: Скворцов 2018, с. 58]. Информационный поток - это подлинная реальность, определяющая характер и динамику поведения людей. Их можно искусственно сделать счастливыми и несчастными в реалиях информационного универсума.
Почему это становится возможным?
Это становится возможным в силу «четвертой революции», концепцию которой предложил Лучиано Флориди. Если аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество изменяют явления природы и технологию материального производства, то в результате «четвертой революции» изменяется не природа и технология производства, а когнитологический образ человека как партнера взаимодействия. Меняется понимание сущности самого человека.
В итоге «четвертой революции» человек получает для себя искусственного «спутника жизни», постоянного выгодного партнера в виде компьютера, робота, смартфона и т. д., без которых он уже не мыслит свое полноценное существование. Вместе с тем человек в информационных сетях создает свой искусственный дубликат. Возникает качественно новая структура коммуникаций, которая не зависит от онтологии объективной истины, нравственных и правовых универсалий. Поскольку эта форма коммуникации приобретает всё более массовый характер, она оказывает воздействие на изменение характера социальной психологии и социального поведения [Скворцов 2018, с. 216-230]. Человек начинает видеть себя центром информационного универсума, в котором осуществляется «истина» его субъективного интереса в информационной реальности. Погружаясь в информационный космос, человек как бы заново начинает свое цивилизационное самоформирование и свою новую жизнь. Характер информации начинает играть определяющую детерминирующую роль [Скворцов 2016, с. 248-283].
Не случайным был вопрос, который задавал Лучиано Флориди и на который обратил особое внимание Фред Адамс: может ли информация быть натурализованной? Положительный ответ на этот вопрос означает, что информация может действовать на человека независимо от его сознания. Соответственно, она будет действовать так, как действует информация в естественных событиях. Коль скоро информация превращается в естественный продукт, она начинает играть определенную роль в толковании человеком мира. Это роль того моста, на котором рождается эгоцентрическая «истина» субъект-объектной реальности. Созданная информационная реальность сближает и даже идентифицирует активность человека с естественным процессом, ограничивая его способность самостоятельного анализа и принятия решений.
Профессионально организованный таким образом вброс информации может заставить людей вести себя так, как себя ведут антилопы. Фред Адамс приводил пример с деревьями, которые используют информацию относительно сокращения количества получаемого солнечного света для прекращения роста и сброса листвы. Информационное влияние здесь происходит при отсутствии фактора контролирующего сознания. Еще более яркий пример - это поедание антилопой куду верхушек акации. Это поедание вызывает значительное увеличение выхода фенольных соединений, танина, который разносится ветром и отталкивает антилоп от кустов акаций. Акация остается такой, какой она была, т. е. съедобной. Но активный выход танина заставляет антилоп считать, что она перестала быть съедобной. Здесь мы имеем дело с объективной реальностью (выход танина), которая вводит в заблуждение. Таким образом, раскрывается информационный механизм манипулирования поведением.
Этот механизм все более активно используется в современных информационных противостояниях и влечет за собой разрушение Разума, свободу его умозаключений.
Чем политически опасно разрушение Разума?
В разрушении разума находятся корни феномена экстремизма. Экстремизм - это не теоретическая нетерпимость вообще и применение насилия вообще, а такая нетерпимость и такие применения насилия, которые выходят за пределы универсалий Разума, т.е. человеческой совести и соответствующего ей легитимного порядка. Человек утрачивает качество homo sapiens [Марсель 2018, с. 71]. Индивид превращается в скрытый цивилизационный вулкан, извержение которого обнаруживает ту нравственную лаву, которая крушит на своем пути мораль и право. Происходит десакрализация общих социальных истин. Смещение структур истины цивилизационного поведения из ареалов сакральной и интеллигибельной сфер в реакции сознания индивида имеет свои неожиданные последствия. Индивид становится верховным судьей окружающего его цивилизационного мира и исполнителем приговора. В окружающем его мире он видит явления, которые, вызывая константное раздражение и накапливаясь с годами, детерминирует нелегитимные экстремальные формы его мышления и поведения [Скворцов 2016, с. 164-204]. Так возникают индивиды-
экстремалы, поведение которых не укладывается в традиционные рамки и ставит в тупик тех, кто пытается дать осмысленное объяснение их поведения. Это объяснение обычно принимает стандартные формы: либо индивид страдает психическим расстройством, либо он принадлежит к преступному экстремистскому политическому движению. Вместе с тем очевидно, что в различных формах поведения экстремалов общим является готовность использовать любые, самые крайние средства, для достижения успеха в индивидуальной самореализации.
Конструирование информационной иерархии фактов в соответствии с успехом самореализации перемещает истину в такую точку бытия, из которой противостоящая самореализации окружающая реальность представляется ничтожной. Неистинная, ничтожная в своей сущности реальность предназначается для устранения, в том числе и путем информационной переформатизации бытия [Скворцов 2018, с. 113-145].
В 90-е гг. минувшего столетия мы столкнулись с уникальным проявлением морального экстремизма. Субъект готов принять в качестве истины свою любую сущность, любые воззрения, если такое принятие служит достижению его эгоцентрических целей. Человек обнаруживает, что он может создавать свой внутренний образ в соответствии со своим свободным выбором, т.е. быть «всем» и «ничем», создать свой образ, полагая его идеальным для себя, соответствующим своим внутренним убеждениям. Он может менять свои убеждения в зависимости от изменения жизненной ситуации, т.е. быть мировоззренческим хамелеоном. Так, например, в 1990-е гг. написание новых собственных автобиографий приобрело публичный характер. Это явление можно рассматривать как изменение человеком своего социального пространства и времени в виртуальной реальности информационного универсума. Человек присваивает себе социальный статус, взятый из исторической реальности прошлого времени. Бывший советский человек становится дворянином, графом или кем-то еще, получает имитации государственных наград того времени и подтверждающие документы. Тем самым происходит изменение внутреннего мира человека, самопонимания, выливающегося в соответствующие формы внешнего поведения. Экстремизм изменения внутренней сущности человека становится противоречивой нормой.
Для ее понимания необходимо осмысление гносеологической ситуации как она сложилась в современной философии. Эту ситуацию концептуально описал М. Хайдеггер. Скрещивание процессов превращения мира в картину и человека в субъект, определяющее для существа Нового времени, бросает свет и на коренной процесс новоевропейской истории: чем шире и радикальнее человек распоряжается покоренным миром, чем субъективнее, т. е. наступательнее выдвигает себя субъект, тем неудержимее наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке, в антропологию [Хайдеггер 1993, с. 51].
Заключение
Антропология в информационном ее толковании открывает перед человеком нахождение основания истины бытия в своей субъективности, поскольку она соединяет в себе и картину мира, и волю субъекта. Это означает, что представление о сакральных и научных истинах, диктующих субъекту истину его поведения, теряет свою силу. Эрозия исходных религиозных и идеологических истин, рождающая духовную свободу человека, и отсутствие конечных абсолютных истин в научном знании создают качественно новую ситуацию переоценки смыслов и возможностей перевоплощения [Скворцов 2011, с. 311-425].
Вместе с тем можно признать, что позитивный характер перевоплощения обретает свою легитимность, если субъект признает необходимость и обретает способность принятия лестницы духовного восхождения. Чем выше поднимется субъект по лестнице духовного восхождения, тем большим правом он обладает влиять на универсальный смысл поведения других субъектов современного мира [Скворцов 2016, с. 86-92]. Это специфический характер перевоплощения циви-лизационного субъекта, который определяется уровнем нравственной культуры. Это специфический тип культуры, которая полагает победителем субъекта, обладающего духовным превосходством. Очевидно, что если осуществится переход глобальных отношений в сферу борьбы за духовное превосходство, то это может привести к кардинальному изменению катастрофического тренда цивилизационной эволюции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Марсель Г. Люди против человеческого. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2018. 208 с.
Меньшиков М. О. Письма к ближним // Феномен революции в России: Истоки и уроки. Страницы документальной истории. М., 2017. С. 80-84. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание. М. : МБА, 2011. 440 с.
Скворцов Л. Цивилизационные размышления. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. 384 с. Скворцов Л. Цивилизационные опасности: Философская интерпретация.
М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2018. 384 с. Тайсон Н. Астрофизика с космической скоростью, или великие тайны вселенной для тех, кому некогда. М. : АСТ, 2019. 240 с. Фуко М. Археология знания. Киев : Ника-центр, 1996. 208 с. Харари Ю. Homo Deus. Краткая история будущего. М. : Синдбад, 2018. 496 с. ХайдеггерМ. Время и бытие. М. : Республика, 1923. 447 с.