Научная статья на тему 'Кризис идентичности в философии постмодерна (по произведениям Ж. Бодрийяра и Ж. Деррида)'

Кризис идентичности в философии постмодерна (по произведениям Ж. Бодрийяра и Ж. Деррида) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
938
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / кризис идентичности / постмодерн / философия / Ж. Бодрийяр / Ж. Деррида / identity / identity crisis / postmodern philosophy / Jean Baudrillard / Jacques Derrida.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиханова Вероника Левановна

целью статьи является анализ феномена идентичности и причин его кризиса в социокультурных условиях постмодерна. Анализ проводится на примере работ таких ученых, как Ж. Бодрийяр и Ж. Деррида. По итогам исследования автор указывает на основные причины и следствия кризиса идентичности и пытается дать определенный прогноз будущего идентичности с учетом роста влияния на общество информационных технологий и глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the purpose of this article is analysis of the phenomenon of the identity and reasons of it’s crisis in the sociocultural situation and the philosophy of the postmodernism. We will use like as a theoretical sources treatises of Baudrillard and Derrida. In the conclusions, the author shows causes and consequences of the crisis of the identity and attempts to make a forecast for the future in circumstances, in which the globalization and information technologies increase its influence the society.

Текст научной работы на тему «Кризис идентичности в философии постмодерна (по произведениям Ж. Бодрийяра и Ж. Деррида)»

Alihanova V. L.

В. Л. Алиханова

Алиханова Вероника Левановна

Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии (4 курс)

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Ж. БОДРИЙЯРА И Ж. ДЕРРИДА)

Аннотация: целью статьи является анализ феномена идентичности и причин его кризиса в социокультурных условиях постмодерна. Анализ проводится на примере работ таких ученых, как Ж. Бодрийяр и Ж. Деррида. По итогам исследования автор указывает на основные причины и следствия кризиса идентичности и пытается дать определенный прогноз будущего идентичности с учетом роста влияния на общество информационных технологий и глобализации.

Ключевые слова: идентичность, кризис идентичности, постмодерн, философия, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида.

Annotation: the purpose of this article is analysis of the phenomenon of the identity and reasons of it's crisis in the sociocultural situation and the philosophy of the postmodernism. We will use like as a theoretical sources treatises of Baudrillard and Derrida. In the conclusions, the author shows causes and consequences of the crisis of the identity and attempts to make a forecast for the future in circumstances, in which the globalization and information technologies increase its influence the society.

Keywords: identity, identity crisis, postmodern philosophy, Jean Baudrillard, Jacques Derrida.

В условиях поликультурного мира вопросы идентичности, а в особенности культурной идентичности, становятся чрезвычайно актуальными. Характерное для современности расширение сферы сближения, интернационализации образов жизни, находящее выражение в процессе глобализации, проявляется в стирании национального и культурного своеобразия, неповторимости субъекта. Возникает ситуация, характеризующаяся исходной неясностью мотивов существования индивида и нации - кризис идентичности.

Проблему кризиса идентичности поставили перед наукой философы-постмодернисты. Когда мы говорим о постмодернистах, то имеем в виду философию Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, поскольку именно их теории представляются нам наиболее ярко отражающими кризис идентичности. Мы убеждены, что высказанные мыслителями положения применимы для характеристики состояния современного социума.

Причину кризиса идентичности они видели в том, что современный человек не располагает такими условиями, которые обеспечили бы ему целостное развитие и восприятие себя самого, - то есть нарушилась самотождественность личности.

Ж. Бодрийяр сделал основными понятиями своей философии «симу-лякры», «симуляцию» и «гиперреальность». Попытаемся показать, каким образом они связаны с понятием идентичности.

Симулякры - основа для симуляции, а вместе они составляют гиперреальность. Симулякрами Бодрийяр называет определенные знаки и объекты, обособляющиеся по смыслу от того явления, события и т.д., к которому они ранее относились. Такие знаки приобретают самостоятельный смысл и значение, при этом никак не соотносясь с оригиналом. Их широкое употребление объясняется лишь ассоциациями с «подлинниками».

Современная эпоха, по мнению философа, представляет собой эпоху гиперреальности или симулякров, в ней не базис определяет надстройку (в марксистском понимании), а наоборот. «Симуляция - это уже не симуляция территории, референциального сущего, субстанции. Она - порождение моделей реального без оригинала и реальности: гиперреального. Территория больше не предшествует карте и не переживает ее. Отныне карта предшествует территории» [1, с. 5]. Бодрийяр выделяет три порядка симулякров:

1) натуральные симулякры, натуралистические, основанные на образе, имитации и подделке, гармоничные, оптимистичные, и направленные на восстановление или идеальное основание природы по Божественному подобию;

2) продуктивные симулякры, направленные на повышение производительности, основанные на энергии, силе, материализации посредством машины и во всей системе производства;

3) симулякры симуляции, основанные на информации, модели, кибернетической игре - тотальной операциональности, гиперреальности, нацеленной на тотальный контроль [1, с. 159].

В эпоху постмодерна, когда стремительно растет роль информации, преобладают симулякры третьего порядка. Люди, живущие в таком мире, мире симулякров, утрачивают чувство реальности. Создается иллюзия, происходит подмена реальности. Логично было бы предположить, что если человек не способен объективно и верно осознать окружающий мир, то, соответственно, он будет испытывать трудности с самоидентификацией, ведь невозможно определить свое место в мире, который нам не понятен.

Бодрийяр считал, что единственное средство, которое способно исправить эту ситуацию на уровне общества и сохранить реальность, - это смерть, а смерть, как известно, означает полную утрату идентичности. Философ имел в виду, что человек, столкнувшись со смертью, начинает обострённо воспринимать реальность. Это приводит его в чувство, заставляет понять, что те знаки, которыми он себя окружает, - лишь симуляция,

2017

9

и они фактически не имеют никакого значения. «Речь идет уже ни об имитации, ни о дублировании, ни даже о пародии. Речь идет о субституции, подмене реального знаками реального» [1, с. 5].

Бодрийяр делает сферу повседневности отправным пунктом своих рассуждений. И тогда он заключает следующее: потребление, являясь новой сферой общественно-производственной рационализации, одновременно предстает как утрата смыслов, игра знаков. Люди заменяются знаками, то есть субъект становится человеком-объектом, выполняющим определенные функции. Человек утрачивает идентичность, на ее смену приходит лишь набор социальных ролей, который может никак не характеризовать его личность.

Знаковое потребление охватывает всю жизнь людей, начиная с потребления конкретных вещей и заканчивая потреблением окружающей среды, в том числе и культуры. Все это входит в жизнь в виде симулякров и превращает её в симуляцию.

Культура входит в процесс потребления. «И во всех случаях феномены, попавшие в сферу потребления, приобретают свойства потребляемой вещи: они служат знаками престижа и средствами иерархии, они испытывают на себе цикл моды, короче, они представляют собой не науку, а знак науки, не культуру, а знак культуры» [2, с. 201]. Культура, став объектом потребления масс, приобретает иное содержание. Она начинает «производиться», как все остальные блага, она становится продуктом. Соответственно, если меняется характер культуры, если стираются ее традиционные черты и границы, то становится все труднее осознать свою принадлежность к ней, что делает культурную идентичность практически невозможной. Поэтому критицизм Бодрийяра завершается не призывом к новым общественным силам, а надеждой на катастрофу, на внешнее вмешательство в гиперреальность, которое сможет разрешить мир знаков и символов.

Ж. Деррида, французский философ-постструктуралист, создатель де-конструктивизма, не выделял идентичность как самостоятельную проблему в своих трудах, однако она занимала его. В частности, в работе «Монолинг-визм другого или протез первоначала» Деррида затрагивает проблему самоидентичности в языке. Он считал, что различие - не менее значимая характеристика реальности, чем идентичность. Ученый опровергает связь между языком и культурой, считая каждый язык автономным образованием, то есть он не усматривает связи идентичности и языка. «Конечно, для классического языковеда язык является системой, чья целостность всегда переутверждается. Но эта целостность не сводима ни к какой другой», -пишет Деррида [3, с. 65]. Орлова Э. А., доктор философских наук, профессор, директор Института социальной и культурной антропологии ГАСК, в своей статье «Концепции идентичности в социально-научном знании» писала об этом так: «Метод деконструкции, разработанный Деррида, становится основой для новых трактовок идентичности, где радикальному со-

мнению подверглись рационализм и самотождественность субъекта в их классическом понимании. Именно в этом контексте становится актуальным обращение к проблеме идентичности в многообразном и динамичном современном мире» [4, c. 87].

Корнем наблюдаемого кризиса служит чрезмерная открытость индивида окружающему миру и другим людям. Однако без контактов с миром человек не может осознать собственную уникальность. Постмодернисты считают, что на данном этапе развития человек, открывшись другому, обнаруживает лишь пустоту, взамен некого содержания, на которое он рассчитывал. Человека нет, а на его место приходит лишь социальная роль. Таким образом, индивидуальное замещается социальным. В результате возникает конфликт между обществом и личностью. Образуется оппозиция между собой и «другим». Человек уже занят не установлением связи с окружающими, а обозначением дистанции между «своим» и «чужим», либо подражанием социальной роли «другого», что приводит к «поглощению» одного другим. В результате происходит торжество безличного, каждый человек стремиться навесить на себя как можно больше «ярлыков», которые не несут никакого духовного содержания.

Собственно, кризис идентичности стимулировал развитие такого направления современной философии как after-postmodernism, которое стремится разрешить эту проблему. В рамках этого направления исследователи пытаются опровергнуть тезис о невозвратной «смерти субъекта» и разрабатывают теорию о «воскрешении субъекта», то есть реабилитируют его. В этом философском направлении вырабатываются новые стратегии преодоления кризиса идентичности (стратегия программного неоклассицизма, коммуникационная стратегия современного постмодернизма). Появление этой философии дает надежду на поиск новых путей выхода из кризиса идентичности.

Таким образом, современная культура переживает глобальный кризис идентичности, проявляющийся в распадении на субъект и объект, индивидуальное и социальное, внутреннее и внешнее. Причинами такого рода явлений можно назвать господство общественных отношений, построенных на принципах потребления, и, как следствие, утрату ценности личности и насаждение новой системой ценностных установок, характерных для культуры потребления.

Можно предположить, что под влиянием информационных технологий и глобализации будет происходить симулякризация социокультурного пространства, и, в частности, такого его феномена, как идентичность. Подобному положению дел сопутствует напряженная политическая ситуация в мире, которая усугубляет сложившийся кризис. Вместе с тем, с альтернативной точки зрения, постмодерн - некий переходный этап, а субъект будет «воскрешен» и найдутся пути разрешения рассматриваемой проблемы. Для этого и было создано выше упомянутое направление after-postmodernism.

2017

11

Литература:

1. Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 207 с.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 201 с.

3. Философский язык Жака Деррида. Пер. Н.С. Автономовой (с комментариями). М.: РОССПЭН, 2011. 509 с.

4. Орлова Э. А. Концепции идентичности, идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории: научный альманах. Т.4. Человек в поисках идентичности /Под ред. Ю. М. Резника, М.В. Тлоста-новой. М., 2010. С. 87-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.