Научная статья на тему 'Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования'

Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JOURNALISTIC EDUCATION / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETIC / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIBERAL VALUES / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / FINANCIAL STREAMS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

В статье анализируется современная система образования, выявляется необходимость перехода от интеллектуального обучения к интегральному, которое рассматривает мир как целостную систему. Авторы отмечают, что на сегодняшнем этапе развития цивилизации медиакартина мира такова: глобальное, повсеместное, насильственное внедрение либеральных ценностей и либеральной идеологии, построенной на трех главнейших китах: рынке, конкуренции, глобализации, отменяющих, в конечном итоге, национальную идентичность, мораль и нравственность. Также рассматривается гибельная сущность общества потребления, выделены его основные черты: милитаризация, наркомания, коррупция, практически созданная мировая элита олигархов, политиков и технократов, контролирующая основные финансовые потоки мира. Эти наисложнейшие проблемы современности, по мнению авторов, не находят должного отражения в концепциях журналистского образования, в содержании лекционных медийных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criticism of liberal ideology as a concept in the paradigm of media education

The authors analyze the modern education system, identify the need for the transition from education to the integral intellectual, which regards the world as a whole system. The authors note that at the present stage of development of civilization media picture of the world is: a global, universal, forcible introduction of liberal values and liberal ideology, built on three main pillars: market, competition, globalization, canceled, eventually, human values, morality, ethics. It is also considered fatal nature of consumer society, highlighted its main features: militarization, drug addiction, corruption, virtually created the worlds elite oligarchs, politicians and technocrats, which controls the main financial flows around the world. These most complex problems of our time are not adequately reflected in the concepts of journalism education, the content of media lecture courses.

Текст научной работы на тему «Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION

УДК 070.11

DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(2).314-323 Головин Юрий Алексеевич

доктор культурологии, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой журналистики, профессор, Московский гуманитарный университет, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, e-mail: ygolovin51@gmail.com

Yuri A. Golovin

Dr in Culturology, PhD in Philol., Professor, Manager by the Department of Journalism, Moscow Humanitarian University, 5 Yunosti Str., 111395, Moscow, Russian Federation, e-mail: ygolovin51@gmail.com

Коханая Ольга Евгеньевна

доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор кафедры журналистики, Московский гуманитарный университет, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, e-mail: kokhanaya@mail.ru

Olga E. Kokhanaya

Dr in Culturology, PhD in Philos., Professor, Department of Journalism, Moscow Humanitarian University, 5 Yunosti Str., 111395, Moscow, Russian Federation, e-mail: kokhanaya@mail.ru

КРИТИКА ЛИБЕРАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ КАК КОНЦЕПТА В ПАРАДИГМЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется современная система образования, выявляется необходимость перехода от интеллектуального обучения к интегральному, которое рассматривает мир как целостную систему. Авторы отмечают, что на сегодняшнем этапе развития цивилизации ме-диакартина мира такова: глобальное, повсеместное, насильственное внедрение либеральных ценностей и либеральной идеологии, построенной на трех главнейших китах: рынке, конкуренции, глобализации, отменяющих, в конечном итоге, национальную идентичность, мораль и нравственность. Также рассматривается гибельная сущность общества потребления, выделены его основные черты: милитаризация, наркомания, коррупция, практически созданная мировая элита олигархов, политиков и технократов, контролирующая основные финансовые потоки мира. Эти наисложнейшие проблемы современности, по мнению авторов, не находят должного отражения в концепциях журналистского образования, в содержании лекционных медийных курсов.

Ключевые слова. Журналистское образование, синергетика, либеральные ценности, финансовые потоки, глобализация.

Информация о статье. Дата поступления 19 февраля 2016 г.; дата принятия к печати 15 марта 2016 г.; дата онлайн-размещения 20 апреля 2016 г.

CRITICISM OF LIBERAL IDEOLOGY AS A CONCEPT IN THE PARADIGM OF MEDIA EDUCATION

Abstract. The authors analyze the modern education system, identify the need for the transition from education to the integral intellectual, which regards the world as a whole system. The authors note that at the present stage of development of civilization media picture of the world is: a global, universal, forcible introduction of liberal values and liberal ideology, built on three main pillars: market, competition, globalization, canceled, eventually, human values, morality, ethics. It is also considered fatal nature of consumer society, highlighted its main features: militarization, drug addiction, corruption, virtually created the world's elite oligarchs, politicians and technocrats, which controls the main financial flows around the world. These most complex problems of our time are not adequately reflected in the concepts of journalism education, the content of media lecture courses.

Keywords. Journalistic education, synergetic, liberal values, financial streams, globalization.

Article info. Received February 19, 2016; accepted March 15, 2016; available online April 20, 2016.

Насколько современные студенты, обучающиеся журналистике, способны проанализировать, критически осмыслить и доступно изложить объективно сложную информацию, получаемую через СМИ и характеризующую актуальную политическую, социокультурную ситуацию, место человека в современном мире? Насколько обучающиеся осваивают академические ценности, академическую культуру как сложное личностное образование [1, с. 10]? Не секрет, что «поколение Интернета, овладевшее сетевым мышлением с его свободой перемещения от файла к файлу и навыками сканирования действительности, скольжения по ней, постепенно утрачивает умение осмысливать полученную информацию» [2, с. 302]. Поэтому в современной системе образования крайне необходим переход от интеллектуального обучения к интегральному, которое рассматривает

мир как целостную систему и подчеркнуто ориентировано не на изучение «конкретных тем, а на более широкий когнитивный контекст, позволяющий разглядеть связь между разными дисциплинами, явлениями и процессами» [2, с. 302]. Известный исследователь в области журналистского образования, профессор М. В. Шкондин считает: «Современная парадигма медийных научных исследований все теснее связывается с синергетикой, открывающей принципы организации и самоорганизации сложных развивающихся систем, и это все активнее отражается на концепциях журналистского образования, на содержании исследуемых дисциплин»[3,с. 109].

Какова же на сегодняшнем этапе развития цивилизации медиакарти-на мира, возникающая и постоянно обогащающаяся в сознании массовой аудитории и, будучи проективной целостностью, способствующая

практической деятельности общества по освоению действительности, обогащению его гносеологических, аксиологических, креативно-дея-тельностных ресурсов?

Ключевое слово первых пятнадцати лет нового века — «терроризм». От самолетов в Нью-Йорке до бойни в Париже. Обычно это связывают с агрессией исламского фундаментализма. Впрочем, есть и те, кто говорит о пассионарном наступлении ислама на «погрязший в разврате» христианский мир. В любом случае, очевидно, произошли тектонические революционные изменения в сознании значительных групп и масс людей, и одна из важнейших причин этого, по нашему мнению, глобальное, повсеместное, насильственное внедрение либеральных ценностей в том виде, в каком их представляют себе на Западе. Очевидно, ключевым словом следующего десятилетия станет «война».

Начало нового века принесло человечеству и новое, достаточно горькое разочарование. Сквозь глазурь либеральной карамели конца двадцатого века неожиданно, сначала робко, потом все настойчивее и, наконец, со всей мощью врезающихся в дома самолетов в Нью-Йорке пробился реальный привкус современной жизни. А он таков: мир, построенный на либеральных ценностях, в зародыше обозначенных еще в Талмуде, пришел к своему логическому концу, что полностью подтвердили трагические события в Париже и война в Сирии. Отменив в угоду всемирному безграничному потреблению всяческую иерархию — сословную, культурную, образовательную, — либеральная идеология, построенная на трех китах: рынке, конкуренции, глобализации, отменила, в конечном итоге, и всякую национальную идентичность, мораль и нравственность,

заведя человечество в тупик. Особенно очевидным это стало после развала СССР, когда капитализм, мгновенно оправившись от страха «потерять все», буквально за какие-то двадцать лет вновь стал таким, каким и должен быть по всей своей «либеральной» сути. То есть абсолютно эгоистичным, безбожным, бескультурным, безнравственным обществом, в котором есть один бог, один смысл, одна иерархия — деньги! Так чем же так страшны деньги, вернее, их культ? В чем состоит гибельная сущность общества потребления, восхваляемого либеральной идеологией, насквозь пронизавшей современную Россию?

Во-первых. Эта идеология и построенное на ней общество никак не учитывают интересы большой и с каждым годом все более многочисленной группы людей, не разделяющих либеральные ценности. Они, эти люди, по разным причинам — от религиозных переживаний, научных и художественных погружений, до физических и духовных страданий, — «жаждут» не потребления, возведенного в культ, не мульти-культурализма, в котором исчезает и сама культура, не толерантности, а по сути, терпимости к любым безбожникам, негодяям и извращенцам, а совсем другого: социальной справедливости и нравственного, духовного очищения и развития мира, то есть того, чего по определению не может дать ни один современный либеральный институт. Вся сегодняшняя система, в лице ее апологетов, выдавливает этих, с их точки зрения, «неприбыльных» людей на периферию социальной жизни. Не хочешь (не можешь) вписаться в систему, а с точки зрения либеральной экономики, не приносишь прибыли — иди в бедняки, а то и в бомжи. Общество с катастрофической быстротой

расслаивается, делится и отнюдь не по национальностям, идеологиям и религиям. Даже не по государственным границам. Мир делится на элиту и лузеров, на управляющих финансовыми потоками и нищих. Мир выстраивается под богатых и для богатых.

Активнейшим образом развивается так называемое коммерческое образование, коммерческая медицина, продажное искусство и продажная журналистика (чего изволите?). А вместе с ними растет и бесконечное число торговцев и посредников: менеджеров, пиарщиков, рекламистов, маркетологов. То есть, с точки зрения производства жизненно необходимых, в том числе духовных, благ и ценностей абсолютно бесполезных людей. Это — вместо учителей, врачей, инженеров, писателей, ученых... Деньги становятся все «короче», а специалисты все бесполезней для общества. Сегодня половина работающих людей в так называемых цивилизованных странах, в том числе в России, уже не в состоянии ответить на самый простой вопрос: а что же они все-таки делают, что производят, в чем, кроме продажи всего и вся, состоит их деятельность? А вторую половину трудящихся поставит в тупик следующий простой вопрос: ради чего они это делают, нужно ли это людям, полезно ли им это? Подобный вопрос вот уже почти десять лет мы задаем выпускникам университета — пиарщикам, рекламистам, менеджерам. И не помнится ни одного ответа, в котором прозвучала бы мысль об общественной пользе, о социальной направленности, об исторической значимости их будущего труда. Больше всего их волнует карьера, заработок, успешность, формальная эффективность их деятельности, то есть польза, которую их работа принесет непосредственно им са-

мим. Откровением современного молодого человека стала крылатая фраза, высказанная несколько лет назад нашим студентом Пашей М., ставшим успешным менеджером в области рекламы, о том, что если ты много работаешь на общество, ты не успеваешь делать деньги для себя. Сегодня огромное количество людей работают производителями «денег из воздуха». А масса чиновников, включая самых высокопоставленных, делает обслуживание этого процесса своим бизнесом. И надо сказать, бизнес этот весьма успешен. Не случайно наши студенты сегодня мечтают быть не космонавтами или инженерами, как то было в советское время, и даже не бандитами, как то было в 90-е гг., а чиновниками [4, с. 60-61].

Во-вторых. Либеральному, рыночному обществу не нужны личности — нужны исполнители и потребители. Этот вопрос решается еще на уровне образования, которое является лакмусовой бумажкой. Именно по отношению к образованию либералы узнают «своих». В «цивилизованном» мире образование становится все более коммерческим, капитализированным и профилированным. Конечно, надо понимать, что современным хозяевам жизни не нужен широко образованный, мыслящий, сомневающийся человек с гуманитарной подготовкой, аналитическим складом мышления, с ясными представлениями о совести, морали, человеческом достоинстве [5, с. 12]. Он не нужен системе потребления. Чем качественнее образование, прежде всего гуманитарное, чем выше нравственные начала в человеке [6, с. 30], тем он меньше покупает всякой разрекламированной ерунды, тем он губительнее для системы потребления, он почти бесполезен для рынка, а значит и для тех, кто эти

рынки в конечном итоге контролирует. В данном случае они, как очень богатые и влиятельные собственники и топ-менеджеры, чье личное благополучие напрямую зависит от рынка, осознано или неосознанно (это не так уж и важно) выполняют роль санитаров на своих конкретных местах. Не секрет ведь, что за каждым серьезным банком, компанией, торговой сетью, производством даже простого майонеза стоит крупный, зачастую очень крупный, чиновник. Понятно, что он и является заинтересованным охранником и апологетом системы по производству потребления.

Очевидно, что все эти современные реформы в образовании: приобщение к Болонскому процессу, ЕГЭ, ФГОС ВПО и ФГОС ВО, разного рода оптимизации и автономизации, и прочая, прочая — на самом деле, обыкновенная капитализация образования, а через нее — и это уже идеология — попытка создания идеального потребителя. Это у Пифагора в математической школе прежде всего учили музыке и высокой поэзии Гомера и Гесиода. Это у Бога вначале было слово. У либералов профессиональный компьютерщик и пронырливый менеджер важнее любого Платона и Достоевского. Идеально, если индивид вообще не будет знать, кто это такие [7, с. 104]. Неплохо, если он забудет о своей национальности, вероисповедании и вообще о своих родителях [8, с. 75; 9, с. 108]. Он, по задумке либеральных идеологов и логике самого процесса, не должен сомневаться, думать, размышлять [10, с. 6—7]. Он должен стремиться получать как можно больше денег, а затем приобретать как можно больше «престижного» товара, и, тем самым, перебираться на все более высокую ступень потребительской лестницы тщеславия. Об этом кричат все «ящики» мира, для

этого работает гигантская рекламная индустрия — она и воспитывает. Может потому из всех образовательных программ, в том числе по журналистике, напрочь исчезло понятие воспитание?

Отсюда самый бесполезный, а значит, опасный для рынка человек — это святой, человек с минимальными материальными запросами и неистощимой верой в Бога. А самый желанный, в идеале, должен быть абсолютно развращен и извращен. Его-то, идеального потребителя, и выращивает сегодня современное образование. Под его любые фантазии рынок обязательно подстроится и настроится. Любые дома, машины, яхты, самолеты. Можно в реликтовом лесу, можно в парке, в заповеднике. Любые развлечения! Секс с девочками, с мальчиками, с детьми — пожалуйста! Девок самолетами в какой-нибудь очередной Куршавель — на здоровье! Хочется покруче — вот тебе ночные гонки на крутых машинах, вот тебе кровавые шоу, не компьютерные, не игрушечные — настоящие! Хочешь забыться — наркотики на любой вкус и возраст. А вот тебе и специальная медицина «для богатеньких»: здесь и секретные и далеко не безобидные лаборатории, клиники, больницы. А в них и стволовые клетки, и искусственные органы, и только что изъятые у живых людей — вне очереди. И, конечно же, самые передовые технологии, препараты и аппараты. Осатанев от денег и власти, некоторые хозяева жизни и вовсе возомнили себя богами! А боги, понятное дело, должны жить вечно.

В-третьих. Никогда, ни при каких обстоятельствах в системе общества потребления не будет искоренено производство оружия, а значит, и сама война. Не исчезнут такие пороки, как наркомания и пе-

дофилия. А главное — тотальная коррупция, т. е. повсеместное наглое разворовывание бюджетных денег.

Можно предположить, что наркомания пока не захлестнула Россию окончательно только потому, что у нас, так уж повелось, для самых крутых, для тех, кто у власти, есть более выгодный бизнес — распределение бюджета. Как только там, если такое, конечно, возможно в России, более или менее установится порядок, то эти дядечки, оторванные от распила, тут же переключатся на наркотики и малолетних наложников. Впрочем, некоторые из них уже сегодня успешно совмещают «эти бизнесы».

— А как же Запад? — возразят профессиональные хитрецы и оболваненные ими потребители. Запад живет ровно по тем же законам. Вот, к примеру, что пишет об английском образовании (помним, что именно образование — лакмусовая бумажка либерализма) профессор Оксфордского университета г-н Терри Иглтон в своей статье «Медленная смерть университета»: «В центре развала английского образования оказались припертые к стене гуманитарии... Жадные до денег, британские университеты позволяют сегодня студентам, никак не проявившим себя в бакалавриате, поступать в магистратуру, а иностранные студенты (платящие втридорога) могут оказаться в докторантуре, не владея уверенно английским языком. Вузы давят на преподавателей, чтобы те не ставили плохих оценок, ведь это риск потерять деньги. Научные заслуги зависят от того, сколько денег вы способны заработать, в то время как хорошее образование приравнивается к трудоустройству.» [11]. И там же вывод: «Обучение молодых людей, как и защиту от серийных убийц, следует рассматривать в качестве социальной ответственности,

а не как повод для получения прибыли». Не правда ли, похоже! Просто по российской традиции и в связи со скоропостижным обогащением, которое случилось в России в 90-е годы прошлого века, все у нас еще более явно и открыто. А тупик, он и там тупик. Из него не выбраться, исповедуя либеральную идеологию. Его не удастся «заговорить» никакими вдохновенными фразами с экранов телевизоров о победном шествии по миру демократии. Это шествует рынок, это в каждую семью — от горных Балкан до Аравийской пустыни — стучится развращенное и извращенное представление о смысле и ценности человеческой жизни, это в каждый дом стучится неминуемая война. И если с Востока и Африки от нее бегут в Европу, то куда потом побежит сама Европа, когда придут уже не беженцы, а воины?!

В-четвертых. Под завораживающий шелест слов о демократии, свободе и равенстве создается и уже практически создана никому не подконтрольная мировая элита олигархов, политиков и технократов. И она, эта элита, как раковая опухоль, постепенно заглатывает мир. Сегодня, по данным ЮНЕСКО, около десяти миллионов самых богатых людей на Земле (а это всего около 0,15 % населения) владеют почти половиной финансовых потоков мира, в то время как более полутора миллиардов людей (более 22 % населения Земли), среди которых почти полмиллиарда детей, голодают. Суммарный военный бюджет так называемых цивилизованных стран, а армии, понятное дело, защищают как раз интересы именно этих 10 миллионов, в разы превышают все затраты мира на образование, здравоохранение, культуру, экологию. Не отстает и Россия. По некоторым данным 1 % населения страны

владеет сегодня более чем 70 % ее богатств1.

Либеральная идеология, активно внедряемая ими и принявшая за долгие столетия, еще со времен разрушения Храма будущим императором Рима, совершенные формы и формулировки (не случайно так трудно противостоять ей логически), есть лишь способ выживания небольшой группы людей (в данном случае, мировой элиты), объединенной одной целью (выживание) в условиях враждебно настроенного к ней остального мира. А как по-другому может быть настроен мир к тем, кто под звонкие лозунги либеральных ценностей обирает его, да еще и подталкивает в пропасть, по своей генетической жадности даже не осознавая, что эта пропасть для всех?

А разрекламированная история с якобы «равными возможностями» для всех в условиях якобы свободного рынка и честной конкуренции — это сказка для массовой аудитории. В реальности ситуация выглядит так, как если бы в компанию безногих пришел совершенно здоровый двуногий негодяй и на основании того, что мы все люди, а значит, все равны, предложил бы распределять блага в зависимости от того, кто быстрее бегает.

В-пятых. В либеральной системе координат на продажу выставляется все: душа, тело, мысли, идеи. И не может быть по-другому, если мерилом успешности человека является его кошелек, а в основе любого действа — прибыль. Вот, к примеру, популярная сегодня тема секс-меньшинств. О чем трубят либералы по всему миру? Об отсутствии равных прав, об уголовном преследо-

1 Трансграничные потоки капитала. URL : http://www.webeconomy.ru/index. php?page=cat&newsid=1574&type=news.

вании по сексуальному признаку, о моральных переживаниях геев и лесбиянок в неправовых, с их точки зрения, государствах. Вроде речь идет о защите чьих-то прав и интересов. Но на самом деле, при этом цинично и настойчиво рекламируется образ жизни секс-меньшинств: их одежда, символика, их машины и дома, их род деятельности и их тусовки. При этом почти ничего не говорится о том, что именно в их среде наибольшее количество самоубийств, психических и венерических заболеваний, что абсолютно никем не просчитана глубина и опасность психологической травмы детей и подростков, втянутых в этот процесс, что лоббируют его извращенцы всех мастей. Это физиологическое нарушение встречается лишь у двух процентов родившихся людей, и они до недавнего времени практически никак не влияли на общее демографическое состояние в мире, тем более — на его морально-этическое состояние. Не влияли, пока не пришло понимание, что секс-меньшинства — это, прежде всего, благодатнейший электорат и богатейший рынок. Под беспрецедентным давлением торговцев и извращенцев два процента превращаются во все двадцать. Практически на них зиждется и процветает чуть ли не половина индустрии моды, чуть ли ни весь шоу-бизнес, а с ним и его рыночный придаток — «гламур». Они на виду — в сети и на телеэкране, уже практически выбирают мэров крупнейших городов. И соответственно, в головах подростков уже взращивается мысль, что в интеллигентной, «красивой» среде художников, музыкантов, политиков это естественно, это модно, это чуть ли не единственный способ сделать карьеру!

Беда ведь не в том, что некоторые люди в принципе могут быть продаж-

ными, а в том, что в сегодняшнем либеральном обществе они стоят в очереди, чтобы продаться. Конечно, остались еще преданные профессии учителя и врачи. Остались еще редкие писатели и философы, истинные ученые и журналисты. Говорят, даже есть честные чиновники. Но и этих последних активно выдавливают, как и всех неравнодушных, имеющих свое мнение и. не умеющих делать деньги, не умеющих писать гладкие и все более бесконечные отчеты, сквозь которые некогда прорваться ни к ученикам, ни к больным, ни к лабораторным приборам. А кто приходит вместо них? Так называемые успешные менеджеры, как правило, ничего не понимающие в том деле, на которое поставлены. Зато абсолютно четко исполняющие основной закон либеральной идеологии: хозяину нужна прибыль! И не важно, каким путем она достигается.

Им даже невдомек, что мир, в котором нормальный, здоровый мужчина — не вор, не карьерист, не негодяй, — если он не в состоянии обеспечить свою семью, не может быть уравновешенным и безопасным. Рано или поздно этот мужчина

и сотни ему подобных возьмутся за оружие. Достаточно появиться внятному харизматичному лидеру с простой и ясной идеей.

Помните? Земля — крестьянам! Хлеб — голодным! Мир — народам! Под эти простые и понятные лозунги большевики совершили самую кровавую в истории человечества революцию. Сотни тысяч молодых рабочих и крестьян взялись за оружие и пошли громить старый несправедливый мир. И, согласитесь, у них были на то основания: лживые политики и вороватые чиновники, продажные судьи и глумливые попы, жестокие и развращенные буржуи и помещики. Немереная показная роскошь, с одной стороны, и абсолютная нищета — с другой. А еще война, кровь. И, главное, нигде не добьешься справедливости.

На сегодняшний день эти наисложнейшие темы и проблемы современности не находят должного отражения в концепциях журналистского образования, в содержании медийных курсов [12, с. 110]. Кто и на каких идеалах воспитывает новое поколение журналистских кадров — насущный вопрос нашего времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корконосенко С. Г. Академические ценности в преподавании журналистики / С. Г. Кор-коносенко // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. УМО: Северо-Запад : бюл. № 11 / под ред. Л. Г. Фещенко. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. — С. 10-17.

2. Сметанина С. И. Инновационные методики в системе образования и эстетический опыт / С. И Сметанина // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. За-сурский. — М. : МедиаМир : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. — С. 301-303.

3. Шкондин М. В. Современные парадигмы медийных исследований и концепции журналистского образования / М. В. Шкондин // Высшее образование для XXI века : XII Междунар. науч. конф. Москва, 3-5 декабря 2015 г. : докл. и материалы / отв. ред. О. Е. Коханая. — М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015. — С. 109-111.

4. Головин Ю. А. Глобализация: гарантированное благополучие или обязательная нищета / Ю. А. Головин // Вузы культуры и искусств в едином образовательном пространстве: новый «шёлковый путь» к культуре без границ : Междунар. симпозиум. Республика Корея, 18-24 мая 2009 г. : сб. ст. — Ёнгволь, 2009. — С. 59-66.

5. Тулупов В. В. О профессиональной модели журналиста / В. В. Тулупов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. УМО: Северо-Запад : бюл. № 10 / под ред. Л. Г. Фещенко. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. — С. 12-15.

6. Коханая О. Е. Театры юного зрителя как фактор формирования нового типа личности / О. Е. Коханая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 4. — С. 29-35.

7. Смеюха В. В. Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа / В. В Смеюха // Высшее образование для XXI века : XII Междунар. науч. конф. Москва, 3-5 декабря 2015 г. : докл. и материалы / отв. ред. О. Е. Коханая. — М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015. — С. 101-106.

8. Коханая О. В. Особенности освещения православной тематики в медийной среде / О. Е. Коханая // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2014. — № 1 (26). — С.75-79.

9. Шилина А. Г. Миротворческая миссия (масс)медиалингвистики в контексте информационно-психологической войны // Высшее образование для XXI века : XII Междунар. науч. конф. Москва, 3-5 декабря 2015 г. : докл. и материалы / отв. ред. О. Е. Коханая. — М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015. — С. 106-109.

10. Артемов В. Л. Некоторые особенности преподавания журналистики в современной России / В. Л. Артемов // Высшее образование для XXI века : XII Междунар. науч. конф. Москва, 3-5 декабря 2015 г. : докл. и материалы / отв. ред. О. Е. Коханая. — М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015. — С. 6-11.

11. Иглтон Терри. Медленная смерть университета [Электронный ресурс] / Терри Иг-лтон. — Режим доступа : http://scepsis.net/news/support.htmlFleft.

12. Шкондин М. В. Медиасистема: аспекты синергетического анализа / М. В. Шкон-дин, И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 4. — С. 456-461. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(4).456-461.

REFERENCES

1. Korkonosenko S. G. Academic values in teaching of journalism. In Feshchenko L. G. (ed.). Sredstva massovoi informatsii v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya. UMO: Severo-Zapad: byulleten' №11 [The media in the modern world. Petersburg's Reading. EMA: North West: Newsletter № 11]. Saint Petersburg State University, School of Journalism and Mass Communications Publ., 2014, pp. 10-17. (In Russian).

2. Smetanina S. I. Innovative methods in education and the aesthetic experience. In Varta-nova E. L., Zasurskii Ya. N. (eds). Zhurnalistika v 2014 godu. SMI kak faktor obshchestvennogo dialoga [Journalism in 2014. Media as a factor of social dialogue]. Moscow, MediaMir Publ., Faculty of Journalism Lomonosov Moscow State University Publ., 2015, pp. 301-303. (In Russian).

3. Shkondin M. V. Modern media research paradigm and the concept of journalism education. In Kokhanaya O. E. (ed.). Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Materialy XII Mezh-dunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 3—5 dekabrya 2015 g. [Higher Education for the XXI century. Materials of the 12th International Research Conference. Moscow, 2015, December 3-5]. Moscow University for the Humanities Publ., 2015, pp. 109-111. (In Russian).

4. Golovin Yu. A. Globalization: guaranteed prosperity or poverty mandatory. Vuzy kul'tury i iskusstv v edinom obrazovatel'nom prostranstve: novyi «shelkovyi put'» k kul'ture bez granits. Mezhdunarodnyi simpozium. Respublika Koreya, 18—24 maya 2009 g. [Universities of Culture and Arts in uniform educational space: the new «Silk Road» to a culture without borders. International symposium-mind. The Republic of Korea, 18-24 May 2009]. Yongvol', 2009, pp. 59-66. (In Russian).

5. Tulupov V. V. On the professional model of the journalist. In Feshchenko L. G. (ed.). Sredstva massovoi informatsii v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya. UMO: Severo-Zapad: byulleten' №11 [The media in the modern world. Petersburg read. EMA: North West: Newsletter № 11]. Saint Petersburg State University, School of Journalism and Mass Communications Publ., 2014, pp. 12-15. (In Russian).

6. Kokhanaya O. E. Theatre for Young People as a factor in the formation of a new type of personality. The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts = Vestnik Moskovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014, no. 4, pp. 29-35. (In Russian).

7. Tulupov V. V. Opportunities for development of educational processes from reading books to communicate in social media. In Kokhanaya O. E. (ed.). Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Materialy XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 3—5 dekabrya 2015 g. [Higher Education for the XXI century. Materials of the 12th International Research Conference]. Moscow, 2015, December 3-5. Moscow University for the Humanities Publ., 2015, pp. 101-106. (In Russian).

8. Kokhanaya O. E. Features of lighting of Orthodox subjects in the media environment. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya = Works of Rostov State Transport University, 2014, no. 1 (26), pp.75-79. (In Russian).

9. Shilina A. G. The peacekeeping mission (mass) media linguistics in the context of information-psychological war. In Kokhanaya O. E. (ed.). Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Materialy XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 3—5 dekabrya 2015 g. [Higher Education for the XXI century. Materials of the 12th International Research Conference. Moscow, 2015, December 3-5. Moscow University for the Humanities Publ., 2015, pp. 106-109. (In Russian).

10. Artemov V. L. Some features of teaching journalism in modern Russia. In Kokhanaya O. E. (ed.). Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Materialy XIIMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 3—5 dekabrya 2015 g. [Higher Education for the XXI century. Materials of the 12th International Research Conference. Moscow, 2015, December 3-5. Moscow University for the Humanities Publ., 2015, pp. 6-11. (In Russian).

11. Eagleton Terry. Medlennaya smert' universiteta [The Slow Death of the University]. Available at: http://scepsis.net/news/support.htmlFleft. (In Russian).

12. Shkondin M. V., Demina I. N. Media system: aspects of synergetic analysis. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 4, pp. 456-461. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(4).456-461. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Головин Ю. А. Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобра-зования / Ю. А. Головин, О. Е. Коханая // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 314-323. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(2).314-323.

REFERENCE TO ARTICLE

Golovin Yu. A., Kokhanaya O. E. Criticism of liberal ideology as a concept in the paradigm of media education. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 314-323. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).314-323. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.