Научная статья на тему 'Теория медиа как перекресток научных подходов и методов'

Теория медиа как перекресток научных подходов и методов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2654
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МЕДИА / ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ / ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕДИА / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИА / MEDIOLOGY / MEDIA SCIENCE / MEDIA SPHERE / INFORMATION SOCIETY / LANGUAGE AS A COMMUNICATIVE SYSTEM / LINGUISTICS AND JOURNALISM / PRAGMATICS / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вартанова Елена Леонидовна

В статье ставится вопрос о путях построения теории такого феномена, как медиа. Конкретизируется их сложная природа, основные характеристики, описываются наиболее распространенные среди отечественных и зарубежных исследователей подходы к их изучению, рассматривается методология и исследовательский инструментарий, используемый при изучении медиа, формулируются концептуальные подходы к их осмыслению на основе комплексного использования гуманитарных и естественно-научных методов. Автор полагает, что современный научный процесс в области теоретизации медиа нуждается в применении широкого междисциплинарного спектра знаний о медиа как объекта и предмета научного анализа, в том числе в контексте научного познания окружающего мира. Существующие в академическом сообществе традиционные подходы к изучению медиа филологический и междисциплинарный не противоречат ни друг другу, ни изучению медиа во взаимосвязи с окружающим миром с целью дальнейшего развития человеческой цивилизации, поскольку представляют различные проявления базовых принципов науки. Автор постулирует необходимость комплексного и системного изучения медиа с целью формирования теории явления и прогнозов его дальнейшего развития, разработки регуляторных и управленческих решений. Однако для этого непременно необходимо использование всего методологического инструментария, который сегодня доступен ученым. Крайне важно в процессе изучения медиа стремление к переходу на новый уровень их теоретизации, рассматривающий медиа как сложную систему, при анализе которой следует избегать механического переноса терминологии и методов из других областей знания, что приведет как к упрощению, так и к абсолютизации локальных подходов и моделей, каждый из которых освещает конкретные аспекты исследуемого вопроса и лишает медиа целостного рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Theory as a Crossroads of Scientific Approaches and Methods

The paper raises the issue of the ways to build the theory of such a phenomenon as the media. It specifies their complex nature, their main characteristics, describes the approaches to their study that are the most common among Russian and foreign researchers, considers the methodology and the research tools used in media studies, formulates the conceptual ways of understanding them on the basis of a comprehensive use of humanities and natural science approaches. The author believes that the current scientific process in the area of media theorization requires the use of a wide interdisciplinary spectrum of knowledge about the media as an object and subject of scientific analysis, in particular in the context of scientific cognition of the surrounding world. The traditional approaches to media studies existing in the academic community, the philological and interdisciplinary ones, do not contradict either each other or media studies in conjunction with the surrounding world to contribute to further development of human civilization, because they represent different manifestations of basic scientific principles. The author postulates the need for comprehensive and systemic media studies aimed at building the theory of the phenomenon, making the predictions for its future development and working out regulatory and managerial decisions. To do so, however, it is essential to use all the methodological tools available to scholars today. In the process of studying the media, it is vitally important to seek to move to a new level of their theorization, where the media are seen as a complex system, analyzing which one should avoid a mechanical transfer of terminology and methods from other areas of knowledge, which would lead to both simplification and absolutization of local approaches and models, each of which covers particular aspects of the question under study and prevents the media from being viewed as one whole.

Текст научной работы на тему «Теория медиа как перекресток научных подходов и методов»

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176 Вартанова Елена Леонидовна

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор филологических наук, профессор, декан Факультет журналистики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: eva@smi.msu.ru

Elena L. Vartanova

Corresponding Member of RAE, DSc. in Philology, Full Professor, Dean

Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: eva@smi.msu.ru

ТЕОРИЯ МЕДИА КАК ПЕРЕКРЕСТОК НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ

Аннотация. В статье ставится вопрос о путях построения теории такого феномена, как медиа. Конкретизируется их сложная природа, основные характеристики, описываются наиболее распространенные среди отечественных и зарубежных исследователей подходы к их изучению, рассматривается методология и исследовательский инструментарий, используемый при изучении медиа, формулируются концептуальные подходы к их осмыслению на основе комплексного использования гуманитарных и естественно-научных методов.

Автор полагает, что современный научный процесс в области теоре-тизации медиа нуждается в применении широкого междисциплинарного спектра знаний о медиа как объекта и предмета научного анализа, в том числе в контексте научного познания окружающего мира. Существующие в академическом сообществе традиционные подходы к изучению медиа — филологический и междисциплинарный — не противоречат ни друг другу, ни изучению медиа во взаимосвязи с окружающим миром с целью дальнейшего развития человеческой цивилизации, поскольку представляют различные проявления базовых принципов науки.

Автор постулирует необходимость комплексного и системного изучения медиа с целью формирования теории явления и прогнозов его дальнейшего развития, разработки регуляторных и управленческих решений. Однако для этого непременно необходимо использование всего методологического инструментария, который сегодня доступен ученым.

Крайне важно в процессе изучения медиа стремление к переходу на новый уровень их теоретизации, рассматривающий медиа как сложную систему, при анализе которой следует избегать механического переноса терминологии и методов из других областей знания, что приведет как к упрощению, так и к абсолютизации локальных подходов и моделей, каждый из которых освещает конкретные аспекты исследуемого вопроса и лишает медиа целостного рассмотрения.

© Е. Л. Вартанова, 2018

165

Ключевые слова. Теория медиа, теория журналистики, медиаис-следования, подходы к изучению медиа, методы изучения медиа.

Финансирование. Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01408).

Информация о статье. Дата поступления 19 января 2017 г.; дата принятия к печати 22 января 2018 г.; дата онлайн-размещения 05 февраля 2018 г.

MEDIA THEORY AS A CROSSROADS OF SCIENTIFIC APPROACHES AND METHODS

Abstract. The paper raises the issue of the ways to build the theory of such a phenomenon as the media. It specifies their complex nature, their main characteristics, describes the approaches to their study that are the most common among Russian and foreign researchers, considers the methodology and the research tools used in media studies, formulates the conceptual ways of understanding them on the basis of a comprehensive use of humanities and natural science approaches.

The author believes that the current scientific process in the area of media theorization requires the use of a wide interdisciplinary spectrum of knowledge about the media as an object and subject of scientific analysis, in particular in the context of scientific cognition of the surrounding world. The traditional approaches to media studies existing in the academic community, the philological and interdisciplinary ones, do not contradict either each other or media studies in conjunction with the surrounding world to contribute to further development of human civilization, because they represent different manifestations of basic scientific principles.

The author postulates the need for comprehensive and systemic media studies aimed at building the theory of the phenomenon, making the predictions for its future development and working out regulatory and managerial decisions. To do so, however, it is essential to use all the methodological tools available to scholars today.

In the process of studying the media, it is vitally important to seek to move to a new level of their theorization, where the media are seen as a complex system, analyzing which one should avoid a mechanical transfer of terminology and methods from other areas of knowledge, which would lead to both simplification and absolutization of local approaches and models, each of which covers particular aspects of the question under study and prevents the media from being viewed as one whole.

Keywords. Mediology, media science, media sphere, information society, language as a communicative system, linguistics and journalism, pragmatics, information space.

Funding. The research is supported by the grant of the Russian Science Foundation (project No. 17-18-01408).

Article info. Received January 19, 2017; accepted January 22, 2018; available online February 05, 2018.

Введение

Представленная статья продолжает дискуссию о современном состоянии и перспективах развития теории журналистики и медиа в России, начатую журналом «Вопросы теории и практики журналистики» в 2016 году.

Задача данной статьи состоит в том, чтобы выявить специфику медиа как предмета изучения в контексте общественного развития и академической динамики; сформулировать основные подходы к изучению медиа в России; обозначить проблемные зоны системной теоре-тизации медиа и пути ее развития. В статье предпринимается попытка применения логики процесса изучения окружающего мира с помощью циклической модели и на основе инструментария естественно-научного и социального анализа к логике процесса изучения медиа.

Медиа как объект изучения

Сегодня медиа превратились в важный институт современного общества, среду коммуникации, социальной и индивидуальной жизни множества людей, государственных и общественных структур на национальном и глобальном уровне. Медиа представляют собой крайне сложную систему, переплетение различных структур, неоднородное пространство объектов и субъектов, связанных многосторонними разнонаправленными (взаимоотношениями [1, 2].

Перед политиками, законодателями, учеными все острее встает задача понять природу, законы развития, основные характеристики медиа как сложного феномена, найти подходящую теоретическую

методологию и инструментальные методики его анализа, сформулировать концептуальные подходы к его осмыслению. Задача эта еще не решена — ни исследователями за рубежом, где изучение массовой коммуникации, медиа насчитывают более чем столетнюю историю, ни отечественными учеными, для которых медиа в своей целостности стали предметом академического анализа недавно, хотя отдельные их компоненты (журналистика и ее различные аспекты, функционирование средств массовой информации и пропаганды) активно изучались в СССР и постсоветской России уже много десятилетий [3-10].

Лишь на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в фокус внимания попали те аспекты, которые прежде не вызывали значительного интереса российских исследователей — информационно-коммуникационные технологии как основа каналов СМИ, социология аудитории, психология массовой коммуникации и журналистики, ме-диаэкономика и медиаантропология [11-18].

И все же в России до сих пор основным предметом в анализе медиа остается журналистика, которая для многих исследователей часто выступает синонимом более широкого понятия — средства массовой информации (или массмедиа), включающего и такие общие понятия, как сфера производства и распространения журналистских текстов новостного, аналитического или развлекательного характера [19, 20]. Область массовой информации также рассматривается как пространство существования профессиональных журналистских материалов в форме массовых информационных пото-

ков, выполняющих социально значимые функции по формированию ценностной картины мира [21; 22].

Теория журналистики / СМИ в России имеет очевидный нормативный характер [23] и, скорее, ставит перед журналистикой / СМИ определенные задачи на основе теоретических представлений об их миссии, целях и задачах функционирования в обществе, чем нацелена на получение и анализ эмпирических данных для того, чтобы в дальнейшем на их основании выявить общие сущностные характеристики журналистики и СМИ как явления реальности для выработки принципов их эффективного функционирования в конкретных условиях конкретных обществ.

Имеющиеся на современном этапе определенные препятствия развития отечественных исследований, такие, как неунифицированность терминов и несогласованность теоретических подходов [24, 25], на наш взгляд, являются следствием проблемы более общего характера, а именно отсутствия широкого междисциплинарного видения исследований медиа, в том числе в контексте науч -ного познания окружающего мира.

Основные подходы

В настоящее время в отечественной науке можно выделить разные подходы к изучению отдельных явлений, процессов, аспектов медиа. Тем не менее основных два.

Первый — основной, традиционный, гуманитарно-филологический и второй — достаточно новый, набирающий популярность междисциплинарный подход с привлечением методов и терминологии из разных областей естественнонаучного знания. Первый подход, к примеру, ре-

ализуется в научных исследованиях, диссертациях, защищаемых в рамках специальности ВАК 10.01.10 «Журналистика», которая относится к филологическим и политическим наукам.

Основные диссертационные исследования, в которых изучались различные аспекты СМИ и журналистики, защищались в России с 1991 года именно по этим отраслям наук. По данным библиографических указателей диссертаций, в период с 1991 по 2010 гг. было защищено 1194 диссертации на присуждение степени кандидата или доктора наук по специальности 10.01.10 «Журналистика» и 1679 диссертаций на присуждение степени кандидата или доктора наук, выполненных в рамках других специальностей и в соответствии с их паспортом (всего 93 шифра), но содержательно связанных с журналистикой, СМИ и массовой коммуникацией [26, 27].

В течение 18 лет (с 1991 по 2008 гг.) две группы диссертационных исследований демонстрировали устойчивый рост. Количество диссертаций не по специальности «Журналистика», но содержательно связанных с журналистикой, даже превышало количество диссертаций, защищенных непосредственно по специальности 10.01.10. Эта тенденция обозначилась в самом начале постсоветского периода, затем она была прервана на два года (1993 и 1994 гг.) и вновь продолжилась в последующие 14 лет до 2008 г., когда сначала в незначительной степени (разница в 9 диссертаций), а затем с существенной разницей (в 69 диссертаций) прервалась [28]. Очевидно, что в указанные периоды исследования журналистики и медиа

часто переходили границы филологических и политических наук, выходя за признанные Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации дисциплинарные границы.

Больше всего к исследованию журналистики за пределами специальности 10.01.10 тяготели лингвисты (572 диссертации), историки (246), социологи (154), культурологи (151) и политологи (124). Сильны позиции у литературоведов и педагогов (113 и 86 диссертаций соответственно) [28]. Таким образом, становится очевидно: наметившаяся междисци-плинарность не переходила границы наук об обществе, как и границы филологии.

Второй подход предполагает использование естественно-научных методов, в том числе математики и физики. Такой подход сближает изучение прежде всего СМИ с теорией информации, предлагает математическое моделирование информационных процессов, как на уровне распространения, так и на уровне производства, что активно разрабатывалось такими зарубежными учеными, как Н. Винер, К. Шеннон, Г. Лассуэл на протяжении ХХ века [29; 30; 31]. В отечественных исследованиях СМИ эти подходы встречаются нечасто, хотя в последние несколько лет их использование становится все более заметным [32].

Отдельного внимания заслуживает недавний тренд — заимствование некоторых понятий биологии для описания явлений в области медиа. В их числе «ниша», что особенно широко применяется в описании сегментов медиарынка, широко распространенный сегодня термин «конвергенция», описывающий актуальные процессы на разных уров-

нях — технологическом, экономическом, профессиональном, «вирус», давший название популярному в исследовании рекламы и связей с общественностью термину «медиа-вирус», «экосистема», пришедший через экономику в экономику СМИ [33; 34; 35].

Наряду с разными подходами, используемыми при изучении медиа, используются и разные методы, которые распространены в разных научных областях. Их можно разделить на количественные и качественные. Так, классическим количественным методом, который уже давно применяется для исследования журналистики / СМИ выступает метод контент-анализа. Исследователи справедливо считают, что проведение измеряемого и проверяемого исследования может выявить явное содержание медиакоммуникации: наиболее частые жанровые и стилистические особенности текстов, основные приемы лингвистической аргументации в медиатекстах, ссылочную и референтную базу журналистских текстов и т. п. [15; 36].

Правда, в большинстве контент-исследований необходимо комбинирование методов количественного и качественного контент-анализа, поскольку важной задачей журналистского, как, впрочем, и любого другого медиатекста является передача информации, предполагающая распространение смыслов [22]. В изучении СМИ количественный контент-анализ всегда сопровождается качественным, что позволяет исследователям делать выводы о влиянии содержания СМИ на индивидуальное и общественное мнение, национальную этническую идентичность, ценностные установки людей [22].

В последние десятилетия количественные методы стали шире применяться при изучении таких аспектов деятельности СМИ, как эффекты традиционных СМИ и новых медиа, медиапотребление и поведение аудитории, анализ медиа как отрасли экономики в динамическом состоянии, процессы концентрации в меди-аиндустрии, операционный менеджмент [16; 37; 38; 39; 40; 41].

На пути к формированию

теории медиа

Рассмотренные выше подходы не противоречат друг другу, потому что по сути являются отдельными проявлениями общих принципов науки, направленных на изучение окружающего мира с целью дальнейшего развития человеческой цивилизации [42; 43]. Важно подчеркнуть, что современная наука особое внимание обращает на прогноз, а прогностическая функция, особенно в социальных науках, напрямую связана с развитием общества.

Практически во всех научных дисциплинах — как в тех, которые изучают живую и неживую природу, так и в тех, которые изучают общество, — используются схожие подходы к процессу познания и последующему управлению состоянием объекта исследования — вне зависимости от его природы. Наиболее наглядно этот процесс иллюстрируется классической процедурой процесса наблюдения и управления объектом, часто встречающейся в современной литературе по экологии и теории управления, однако и во многих других областях науки можно выявить сходство с упомянутой исследовательской процедурой.

Основная логика процесса изучения окружающего мира заключается в его цикличности, восходящей по спирали вверх:

• От наблюдения за изучаемым объектом

• К анализу и оценке его фактического состояния

• К дальнейшему формированию прогноза развития

• К формированию на основе этого прогноза оценки дальнейшего состояния

• К выработке управляющего воздействия на исследуемый объект

• И перехода к новому циклу наблюдения с последующими действиями по формирования управления.

Важно отметить, что вне зависимости от объекта изучения в данные этапы цикла должен входить весь научный инструментарий — как естественно-научного, так и социального анализа.

Переходя к исследованию медиа, которые по сути своей есть социальное, иными словами антропогенное, явление, можно предположить, что к ним вполне применимы общие подходы изучения окружающего мира, природных, антропогенных и при-родно-антропогенных систем [например, 44], в том числе мониторинга и прогнозирования (рис.1).

Исходя из общенаучных подходов, можно утверждать, что комплексное и системное изучение медиа с целью формирования их теории и прогнозов дальнейшего развития, разработки регуляторных и управленческих решений требует непременного использования всего методологического инструментария, который сегодня применяется в разных научных дисциплинах.

Идентификация предмета изучения

Анализ и оценка результатов наблюдения

Формулирование направлений

развития и выработка управленческих решений

Прогнозирование развития и оценка прогнозного состояния

ч-

Рис. 1. Логика процесса изучения медиа

Так, к прогнозу состояния и развития медиа (информационная политика, медиаполитика) возможно применять в том числе методы и математического, и физического моделирования, а для оценки фактического состояния, к примеру, отрасли СМИ, для анализа журналистских и медиатекстов, приемов и методов работы журналистов, поведения аудитории как потребителя СМИ, — качественные и количественные методы гуманитарных наук.

Именно такой синергетический подход к изучению медиа сможет способствовать решению дискутируемой сегодня масштабной задачи — создания единой теоретико-концептуальной базы медиаисследований.

Заключение

Формулирование основных положений теории медиа крайне сложный процесс. Причин этому не-

сколько. В их числе наиболее значимые:

Сам объект изучения — медиа — имеет синтетический характер, формируясь из явлений, институтов, процессов разного порядка и генезиса — таких как каналы, контент, аудитория, технологические платформы, микро- и макроуровни, национальные и глобальные аспекты, общественная и индивидуальная природа, творческий и индустриальный характер создания продукта и т. д.;

Предметом исследований выступают зачастую разные явления всего окружающего мира и экосистемы медиа в частности — от психологии личности до общественной природы журналистики, от технологических основ массовой коммуникации до лингвистических особенностей текста.

Следовательно, и научный инструментарий обязан быть синтетическим, как, впрочем, и сама теория

должна носить синтетический характер. Именно по этой причине при изучении медиа необходимы различные подходы — от философских до естественно-научных.

На сегодняшнем уровне состояния исследований медиа нужны и важны все подходы, причем их нужно развивать комплексно. Отдельно следует подчеркнуть: было бы ошибкой отрицать применение количественных методов, подходов естественно-научных дисциплин. Но в этом процессе надо стремиться к

переходу на новый уровень,посколь-ку современные медиа — сложная система, при анализе которой следует избегать как упрощения, механического переноса терминологии и методов из других областей знания, так и абсолютизации отдельных подходов и моделей, каждый из которых освещает только отдельные аспекты исследуемого объекта — медиа.

Словом, главная задача современного этапа формирования теории медиа — не конкуренция, а синергия подходов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. McQuails D. Mass Communication Theory / D. McQuails. — London : Sage. — 6th ed, 2010. — 632 p.

2. Шкондин М. В. Информационный потенциал общества и концепты целостности медиасистемы / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 4. — С. 335-348.

3. Бережной А. Ф. Ленинская журналистика: некоторые вопросы теории и факты истории. Статьи / А. Ф. Бережной. — Л. : Лениздат, 1989. — 198 с.

4. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества / В. М. Горохов. — М. : Мысль, 1975. — 190 с.

5. Гуревич П. С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования / П. С. Гуревич. — М. : Политиздат, 1978. — 159 с.

6. Введение в теорию журналистики : учеб. пособие / С. М. Гуревич [и др.]. — М. : Высшая школа, 1980. — 287 с.

7. Буржуазные теории журналистики: Критический анализ / под ред. Я. Н. Засурско-го. — М. : Мысль, 1980. — 253 с.

8. Засурский Я. Н. Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме) / под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 207 с.

9. Проблемы теории печати / под ред. В. Д. Пельта. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 204 с.

10. Шерковин Ю. А. Философский энциклопедический словарь / Ю. А. Шерковин. — М. : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.

11. Национальные модели информационного общества / под ред. Е. Л. Вартанова, Н. В. Ткачева. — М. : ИКАР, 2004. — 405 с.

12. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 335 с.

13. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов / Л. М. Землянова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 416 с.

14. Антропология медиа: теория и практика / под ред. В. К. Мальковой, В. А. Тишко-ва. — М. : ИЭА РАН, 2016. — 302 с.

15. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — СПб. : Питер, 2003. — 400 с.

16. Фомичева И. Д. Социология СМИ : учеб. пособие / И. Д Фомичева. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 335 с.

17. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н. Н. Богомолова. — М. : Аспект Пресс, 2008. — 191 с.

19. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М. : Аспект Пресс, 2011. — 351 с.

20. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение / С. Г. Корконосенко. — М. : Логос, 2010. — 242 с.

21. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 240 с.

22. Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. — М. : Икар, 2000. — 228 с.

23. Корконосенко С. Г. Нормативные теории журналистики / С. Г Корконосенко // Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. — 272 с.

24. Корконосенко С. Г Теория журналистики: от схематизма к реализму / С. Г Корконосенко // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 4. — C. 536545. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(4).

25. Дунас Д. В. Академический медиадискурс: актуальные тенденции развития в России / Д. В. Дунас // Медиа альманах. — 2016. — № 2 (73). — С. 12-21.

26. Фещенко Л. Г Журналистика и массмедиа: библиографический указатель диссертаций: 1990-2010 / Л. Г. Фещенко. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. — 531 с.

27. Фещенко Л. Г. Журналистика. Библиографический указатель диссертаций: 1990-2010 / Л. Г Фещенко. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.

28. Дунас Д. В. Национальное своеобразие российской школы исследований СМИ: теоретическая направленность диссертаций в период 1991-2010 гг. / Д. В. Дунас // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2016. — № 1. — C. 103-119.

29. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. — М. : Советское радио, 1968. — 344 с.

30. Shannon C. A таШета^са! theory of соттитса^оп / C. A Shannon // Bell System Тес1тюа1 Journal. — 1948. — Vol. 27, iss. 3. — P. 379-423.

31. Lasswell H. The Strudure and Fundion of ^тт^^^ in Sodety / H. Lasswell // The ^тт^^^ of Ideas / Ed. L. Bryson. — New York : Institute for Religious and Sodal Studies, 1948.

32. Суходолов А. П. Конструирование СМИ как гомеостатической системы средствами автоматики: базовые понятия, структура, компоненты / А. П. Суходолов, И. А. Кузнецова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 4. — C. 437464. — DOI : 10.17150/2308-6203.2017.6(4).

33. Медиасистема России // под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2015. — 384 с..

34. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. — М. : Ультра. Культура, 2003. — 368 с.

35. Digital Media Worlds. The New E^^noniy of Media // Eds. : G. De Prato, E. Sanz, J. P. Sirnon. — London : Palgrave MaariiNan, 2004. — 221 p.

36. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М. М. Назаров. — М. : ЛИБРОКОМ, 2010. — 354 с.

37. Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 с.

38. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е. Л. Вартанова [и др.]. — М. : МедиаМир, 2017. — 160 с.

39. Вартанов С. А. Динамика развития медиаиндустрии России в 2000-2014 гг.: общие тренды и взаимосвязь с макроэкономическими показателями [Электронный ресурс] / С. А. Вартанов // Медиаскоп. — 2015. — № 3. — Режим доступа: http://www. mediascope.ru/1831.

40. Смирнов С. С. Показатели уровня концентрации в медиаиндустрии России: проблемы измерения / С. С. Смирнов // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2015. — № 3. — С. 66-79.

41. Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массме-диа: процессный подход / А. В. Вырковский. — М. : МедиаМир, 2016. — 384 с.

42. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. — М. : Гарда-рики, 2006. — 384 с.

43. Свитич Л. Г. Журнализм в контексте современных научных парадигм / Л. Г. Сви-тич // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — С. 9-21.

44. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Изра-эль. — Л. : Гидрометеоиздат, 1979. — 375 с.

REFERENCES

1. McQuails D. Mass Communication Theory. 6th ed. London, Sage, 2010. 632 p.

2. Shkondin M. V. Information potential of the society and concepts of the integrity of the media system. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Issues of theory and practice of journalism, 2015. V. 4, no. 4, pp. 335-348. (In Russian).

3. Berezhnoi A. F. Leninskaia zhurnalistika: nekotorye voprosy teorii i fakty istorii. Stati [Leninist journalism: some questions of theory and facts of history. Articles]. Leningrad, Leniz-dat Publ., 1989. 198 p.

4. Gorokhov V. M. Zakonomernosti publitcisticheskogo tvorchestva [Regularities of publicists creativity]. Moscow, Mysl Publ., 1975. 190 p.

5. Gurevich P. S. Burzhuaznaia propaganda v poiskakh teoreticheskogo obosnovaniia [Bourgeois propaganda in search of a theoretical basis]. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 159 p.

6. Gurevich S. M., Ibragimov A.-Kh.-G., Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriiu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism: textbook allowance]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1980. 287 p.

7. Zasurskii la. N. (ed.). Burzhuaznye teorii zhurnalistiki: Kriticheskii analiz [Bourgeois Theories of Journalism: A Critical Analysis. Moscow, Mysl Publ., 1980. 253 p.

8. Zasurskii la. N. (ed.). Osnovnye poniatiia teorii zhurnalistiki (novye podkhody k probleme) [Basic concepts of the theory of journalism (new approaches to the problem). Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1993. 207 p.

9. Pelt V. D. (ed.). Problemy teorii pechati [Problems of the theory of press]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1973. 204 p.

10. Sherkovin lu. A. Filosofskii entciklopedicheskii slovar [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Sovetskaia entciklopediia Publ., 1983. 840 p.

11. Vartanova E. L., Tkacheva N. V. (eds). Natcionalnye modeli informatcionnogo ob-shchestva [National models of the information society] Moscow, IKAR Publ., 2004. 405 p.

12. Vartanova E. L. Mediaekonomika zarubezhnykh stran [Media economics of foreign countries]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2003. 335 p.

13. Zemlianova L. M. Kommunikativistika i sredstva informatcii. Anglo-russkii tolkovyi slovar kontceptcii i terminov [Communicativistics and mass media. English-Russian dictionary of concepts and terms]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2004. 416 p.

14. Malkova V. K., Tishkov V. A. (eds). Antropologiia media: teoriia i praktika [Anthropology of Media: Theory and]. Moscow, IEA RAN Publ., 2016. 302 p.

15. Fedotova L. N. Sotciologiia massovoi kommunikatcii [Sociology of Mass Communication]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 400 p.

16. Fomicheva I. D. Sotciologiia SMI [Sociology of Mass]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2007. 335 p.

17. Pronina E. E. Psikhologiia zhurnalistskogo tvorchestva [Psychology of journalistic creativity]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2003. 320 p.

18. Bogomolova N. N. Sotcialnaia psikhologiia massovoi kommunikatcii [Social psychology of mass communication]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2008. 191 p.

19. Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriiu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2011. 351 p.

20. Korkonosenko S. G. Teoriia zhurnalistiki: modelirovanie i primenenie [Theory of Journalism: Modeling and Application]. Moscow, Logos Publ., 2010. 242 p.

21. Lazutina G. V. Osnovy tvorcheskoi deiatelnosti zhurnalista [Basics of creative activity of a journalist]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 240 p.

22. Svitich L. G. Fenomen zhurnalizma [The phenomenon of journalism]. Moscow, Ikar Publ., 2000. 228 p.

23. Korkonosenko S. G. Normativnye teorii zhurnalistiki. In Korkonosenko S. G. (ed.). Teorii zhurnalistiki v Rossii: zarozhdenie i razvitie [Normative Theories of Journalism. Journal of Theory in Russia: Origin and Development]. Saint Petersburg State University Publ., 2014. 272 p.

24. Korkonosenko S. G. Theory of journalism: from schematism to realism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Issues of theory and practice of journalism, 2016, vol. 5, no 4, pp. 536-545. DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(4). (In Russian).

25. Dunas D. V. Academic Media Discourse: Current Trends of Development in Russia. Media almanakh = Media Almanac, 2016, no 2 (73), pp. 12-21. (In Russian).

26. Feshchenko L. G. Zhurnalistika i massmedia: bibliograficheskii ukazatel dissertatcii: 1990-2010 [Journalism and mass media: bibliographic index dissertations: 1990-2010]. Saint Petersburg State University Publ., 2011. 531 p.

27. Feshchenko L. G. Zhurnalistika. Bibliograficheskii ukazatel dissertatcii: 1990-2010 [Journalism. Bibliographic index dissertations: 1990-2010]. Saint Petersburg State University Publ., 2011.

28. Dunas D. V. National peculiarity of the Russian school of media studies: theoretical orientation of dissertations in the period of 1991-2010. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10, Zhurnalistika. = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2016, no. 1, pp. 103-119. (In Russian).

29. Viner N. Kibernetika ili upravlenie i sviaz vzhivotnom i mashine [Cybernetics or control and communication in an animal and a machine]. Moscow, Sovetskoe radio Publ., 1968. 344 p.

30. Shannon C. A mathematical theory of communication. Bell System Technical Journal, 1948, vol. 27, iss. 3, pp. 379-423.

31. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society. In L. Bryson (ed.) The Communication of Ideas. New York, Institute for Religious and Social Studies, 1948.

32. Sukhodolov A. P., Kuznetcova I. A. Designing the media as a homeostatic system by means of automation: basic concepts, structure, components. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Issues of theory and practice of journalism, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 437-464. DOI: 10.17150 / 2308-6203.2017.6 (4). (In Russian).

33. Vartanova E. L. (ed.). Mediasistema Rossii. [Mediasystem of Russia]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015. 384 p.

34. Rashkoff D. Mediavirus! Kakpop-kultura taino vozdeistvuet na vashe soznanie [Mediavirus! How Pop Culture Secretly Affects Your Consciousness]. Moscow, Ultra. Kultura Publ., 2003. 368 p.

35. Prato De G., Sanz E., Simon J. P. (eds). Digital Media Worlds. The New Economy of Media. London, Palgrave Macmillan, 2004. 221 p.

36. Nazarov M. M. Massovaia kommunikatciia i obshchestvo. Vvedenie v teoriiu i issle-dovaniia [Mass communication and society. Introduction to theory and research]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2010. 354 p.

37. Lukina M. M. (ed.). Internet-SMI: Teoriia i praktika [Internet Media: Theory and Practice]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 348 p.

38. Vartanova E. L., Vyrkovskii A. V., Makeenko M. I., Smirnov S. S. Industriia rossiiskikh media: tcifrovoe budushchee [The Russian media industry: the digital future]. Moscow, Medi-aMir Publ., 2017. 160 p.

39. Vartanov S. A. Dynamics of development of the media industry of Russia in 20002014: general trends and interrelation with macroeconomic indicators. Mediaskop = Media-scope, 2015, no. 3. Avaiable at: http://www.mediascope.ru/1831. (In Russian).

40. Smirnov S. S. Indicators of the level of concentration in the media industry of Russia: measurement problems. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10, Zhurnalistika. = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2015, no. 3, pp. 66-79. (In Russian).

41. Vyrkovskii A. V. Redaktcionnyi menedzhment vpechatnykh i onlainovykh massmedia: protcessnyi podkhod [Editorial management in print and online media: a process approach]. Moscow, MediaMir Publ., 2016. 384 p.

42. Stepin V. S. Filosofiia nauki. Obshchie problemy [Philosophy of Science. Common problems]. Moscow, Gardariki Publ., 2006. 384 p.

43. Svitich L. G. Journalism in the Context of Modern Scientific Paradigms. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Issues of theory and practice of journalism, 2012, no. 2, pp. 9-21. (In Russian).

44. Izrael Iu. A. Ekologiia i kontrol sostoianiia prirodnoi sredy [Ecology and control of the state of the environment]. Leningrad, Gidrometeoizdat Publ., 1979. 375 p.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Вартанова E. Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов / E. Л. Вартанова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 165-176. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176.

FOR CITATION

Vartanova E. L. Media Theory as a Crossroads of Scientific Approaches and Methods. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 165-176. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.