Научная статья на тему 'Критика Франкфуртского Национального собрания в немецкой политической лирике 1848-1849 гг.'

Критика Франкфуртского Национального собрания в немецкой политической лирике 1848-1849 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Франкфуртское Национальное собрание / Революция 1848-1849 гг. / политическая лирика / Австрийская империя / объединение Германии / Frankfurt National Assembly / Revolution of 1848-1849 / political lyrics / Austrian Empire / unification of Germany

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владислав Игоревич Субботин

Настоящая статья рассматривает поэтические отклики на деятельность Франкфуртского Национального собрания. В качестве источников привлекаются публикации стихов в политически ориентированных газетах и журналах, а также отдельных поэтических сборниках. В центре внимания работы критическая, по преимуществу сатирическая линия оценки деятельности первого парламента в годы революции 1848 — 1849 гг. Работа рассматривает как институциональную критику парламента, так и выпады в сторону отдельных депутатских фракций и заметных политических лидеров Церкви святого Павла, а также неодобрительные оценки принимаемых ими государственных решений. В статье высказывается предположение о заметной роли политической лирики в формировании негативного образа Франкфуртского парламента в глазах общественности, способствовавшего растрате им и без того достаточно скромного политического капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criticism of the Frankfurt National Assembly in German Political Lyrics 1848-1849

This article examines the poetic responses to the activities of the Frankfurt National Assembly. Publications of poetry in politically oriented newspapers and magazines, as well as individual poetry collections, are used as sources. The work focuses on a critical, mostly satirical line of assessment of the activities of the first parliament during the revolution of 1848-1849. The work examines both institutional criticism of parliament and attacks on individual parliamentary factions and prominent political leaders of St. Paul’s Church, as well as disapproving assessments of government decisions they make. The article suggests a significant role of political lyrics in the formation of a negative image of the Frankfurt Parliament in the eyes of the public, which contributed to the embezzlement of its already modest political capital.

Текст научной работы на тему «Критика Франкфуртского Национального собрания в немецкой политической лирике 1848-1849 гг.»

УДК: 94(430)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-57-64

Дата поступления (Submitted) 01.06.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 14.06.2024

Критика Франкфуртского Национального собрания в немецкой политической лирике 1848-1849 гг.

ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ СУББОТИН

аспирант кафедры Новой и Новейшей истории crран Европы и Америки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4 e-mail: vladislavsubbotin98@yandex.ru

Аннотация. Настоящая статья рассматривает поэтические отклики на деятельность Франкфуртского Национального собрания. В качестве источников привлекаются публикации стихов в политически ориентированных газетах и журналах, а также отдельных поэтических сборниках. В центре внимания работы критическая, по преимуществу сатирическая линия оценки деятельности первого парламента в годы революции 1848 - 1849 гг. Работа рассматривает как институциональную критику парламента, так и выпады в сторону отдельных депутатских фракций и заметных политических лидеров Церкви святого Павла, а также неодобрительные оценки принимаемых ими государственных решений. В статье высказывается предположение о заметной роли политической лирики в формировании негативного образа Франкфуртского парламента в глазах общественности, способствовавшего растрате им и без того достаточно скромного политического капитала.

Ключевые слова: Франкфуртское Национальное собрание, Революция 1848-1849 гг., политическая лирика, Австрийская империя, объединение Германии

Criticism of the Frankfurt National Assembly in German Political

Lyrics 1848-1849

VLADISLAV IGOREVICH SUBBOTIN

Postgraduate student; Department of Modern and Contemporary History of European and American Countries, Lomonosov Moscow State University 119192, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27, building 4

e-mail: vladislavsubbotin98@yandex.ru

Abstract. This article examines the poetic responses to the activities of the Frankfurt National Assembly. Publications of poetry in politically oriented newspapers and magazines, as well as individual poetry collections, are used as sources. The work focuses on a critical, mostly satirical line of assessment of the activities of the first parliament during the revolution of 1848-1849. The work examines both institutional criticism of parliament and attacks on individual parliamentary factions and prominent political leaders of St. Paul's Church, as well as disapproving assessments of government decisions they make. The article suggests a significant role of political lyrics in the formation of a negative image of the Frankfurt Parliament in the eyes of the public, which contributed to the embezzlement of its already modest political capital.

Keywords: Frankfurt National Assembly, Revolution of 1848-1849, political lyrics, Austrian Empire, unification of Germany

Революция 1848-1849 гг. - одно из наиболее заметных событий немецкой общественно-политической истории XIX столетия, которое радикально повлияло на последующую судьбу Германских государств. В центре революционных событий оказалось Франкфуртское Национальное собрание - первый немецкий парламент. Оно отразило основные противоречия эпохи: незрелость немецкой общественности, пассивность народных масс, идейную неоднородность участников революции, неразвитость институтов политического представительства и

отсутствие действенных механизмов их функционирования [5,13, 27-29, 36, 37].

Созыв Национального собрания и его деятельность вызвала уже среди современников неоднозначные отклики, подавляющая часть которых носила критически настроенный характер. В то время возникает обширный корпус визуальных и текстовых документов, рефлексирующих над событиями революции. Особый интерес среди них представляют источники сатирического содержания, прежде всего политические карикатуры [18] и лирика.

Качественный рост подобного рода источников был связан с двумя взаимосвязанными обстоятельствами - заметными ограничениями цензуры в большинстве Германских государств после создания либеральных"мартовских министерств" и последовавшим вслед за этим оживлением рынка печатной продукции. Еще одним немаловажным фактором стало возвращение части политических эмигрантов, приветствовавших политические потрясения и питавших надежды на скорые преобразования [25, S. 80]. В конце 1840-х гг. публикация поэтических сочинений в целом стала одной из наиболее доступных форм политического участия. Лирические сочинения можно было встретить как в виде отдельных публикаций, листовок, брошюр, так и в составе газетных и журнальных номеров [3-4, 6, 8, 19, 22-24, 30, 44] , а также в специально изданных поэтических сборниках.

Хотя в историографии теме революционных стихов 1848 - 1849 гг. уделено немало внимания [34-35, 40, 42-43], существует не так много исследований, в фокусе которых оказывалась бы оценка деятельности Франкфуртского Национального собрания и его депутатов [25, 33], существующий пробел особенно заметен в отечественных работах [1-2]. Созыву Франкфуртского Национального собрания предшествовало краткое существование (31 марта - 4 апреля 1848 г.) так называемого предварительного парламента, постановившего созвать орган общегерманского народного представительства.

Первые политические стихи, связанные непосредственно с Франкфуртским парламентом, появились уже в апреле 1848 года. Стоит отметить, что изначально созыв Национального собрания встретил довольно широкое одобрение. Подобная оптимистическая оценка находит отражение в стихотворении Генриха Вайсмана "Немецкий парламент", рисующем идиллическую картину начавшейся в марте 1848 года революции: "Присоединяйтесь к песне песней, / Свобода пробудилась! / Во всех немецких весях / Священная весна ликует!" [33, S. 353]. Национальное собрание аттестуется поэтом как "народный парламент", а его создание воспринимается как восстановление естественного порядка вещей: "Чуждое право сокрушить / Должен тот, кто немцем зовется. / Народ должен вновь заседать / В немецком парламенте!" [33, S. 353].

Схожим образом о созыве парламента писал другой автор - Готфрид Бойрен, его сочинение напрямую отсылает к знаменитой песне Эрнста Морица Арндта "Немецкое отечество":

Что такое немецкий парламент?

Это полк министров?

Это совет хитроумных дипломатов?

Это штат государственных служащих?

О нет! О нет! О нет! О нет!

Парламент должен быть чем-то иным!

[... ]

Народа твердь -

Вот что такое немецкий парламент! [42, Р. 96] Между тем, в скором времени преобладающим тоном по отношению к Национальному собранию станет скептицизм и недоверие. Герой одного из стихотворений господин Буммельмай-ер, решивший участвовать в выборах в Национальное собрание, сокрушается по поводу своих неуспехов на политическом поприще: «В новый немецкий парламент / Я хотел бы попасть, / Но раз ни один избиратель меня не знает, / Мне счастье никак не улыбнется [42, Р. 45].

На практике, в случае, когда среди местных депутатов не было профессиональных политиков, предпочтения избирателей оказывались на стороне популярных литераторов, ученых и юристов, представителей национального движения, причем их политическая ориентация, по всей видимости, слабо влияла на оказываемую им общественную поддержку [38, S. 90]. Подобная ситуация отчасти объясняет относительную однородность парламентской элиты в обстоятельствах резко фрагментированной политической системы в Германских государствах [37, Р. 56]. Стихотворение "Хроника 1848 года" также пытается умерить ожидания, которые многие немцы питали по отношению к Собранию: «Наш парламент на Майне, / Сейчас вступает в жизнь / Станет ли он прибежищем свободы, / И даст ли ей постоянство?" [42, Р. 96].

Показательно также стихотворение Антона фон фрайхера Поймана "Франкфуртская месса", которое появилось в сентябре 1848 года в газете "Цушауэр", оно высмеивало патетику, свойственную парламентариям. В нем Пойман саркастически сравнивает заседание парламента со священнослужением, обыгрывая тот факт, что местом заседания депутатов оказалась Церковь святого Павла:

В церкви Святого Павла Во Франкфурте на Майне Народы Германии участвуют В святой мессе. Простая трибуна Стала алтарем,

Над которым парит Спаситель: Старый двуглавый орел! [25, Р. 278] Демократически настроенному Генриху Гейне была свойственна еще большая резкость в словесных формулировках. В стихотворении "Михель после марта" он называет Франкфуртский парламент не иначе как "преступной оравой": "Попы, дипломаты (всякий хлам), / Адепты римского права, - / Творила Единенья храм [14, S. 371].

Заметное место в 1848-1849 гг. занимали также стихи известного немецкого писателя и филолога Августа Гофмана фон Фаллерслебена. Находясь в близких отношениях с либеральными деятелями парламента, например, К.Т. Вель-кером, и представляя из себя человека подчер-

кнуто политически активного, он видел свои стихи в качестве практического руководства для своих читателей к действию, "оружием в руках народа" [25, S. 279]. В "Песне о немецких достижениях" он пишет:

Порядочная компашка во Франкфурте на Майне,

Тебе следует уже отправиться в путь! О чем хочешь Ты дальше размышлять, взвешивать каждое дело?

Тебе нельзя больше пятнать свою честь!

Ты долго расстраивала наше единство, Ты разрушала свободу, Основные законы ты опубликовала, До которых нет дела и черту.

Вот плоды немецких магистров, Немецких министров, немецких филистеров! Баранья башка лишь орет и ликует. [15] А в сатирическом журнале "Лейхткугельн" было опубликовано стихотворение "Четыре немецких изобретения", высмеивающее парламент как своеобразный общественно-политический эксперимент - диковинный "духовный экстракт немецкого педантизма" [47, Р. 97].

Устойчивым мотивом в лирике становится тема бесплодности трудов парламента и непрекращающихся дебатов среди депутатов. Примером служит «Песня перед парламентом», включающая традиционный оммаж Э. М. Арндту и акцентирующее внимание на схожей проблеме: «Что может сделать хороший парламент? / Может произносить речи без конца, / Писать законы, не имеющие силы, / Над которыми смеются все страны! [42, Р. 97]

Придерживавшийся левых республиканских взглядов поэт Георг Гервег с самого начала с недоверием отнесся к перспективам Национального собрания. Его критика по большей части сводилась к утверждениям в неспособности парламентариев к реальным политическим действиям. Глубина скепсиса поэта видна в его стихотворении «Нет конца речам». Оно было написано в начале лета 1848 года во время парижской эмиграции Гервега и впервые напечатано 7 июля 1848 года в «Немецкой лондонской газете». В предшествующие месяцы Гервег был непосредственно вовлечен в революционные события, в том числе участвовал в восстании в Бадене. Рефреном звучащие слова "парла-пар-ла-парламент" прозрачно намекают на словоохотливость депутатов и их страсть к бесплодным, по мысли Гервега, обсуждениям. В стихотворении находится место и саркастическим обращениям к конкретным депутатам из Бадена: Д.Ф. Бассерману, К.Т. Велькеру и К. Матти, которых автор обвиняет в отступничестве от революционных идеалов после поражения апрельского выступления Ф. Геккера: "Во Франкфурт на Майне! / Должны там помочь нам, /Республики /За-

душат в утробе, / А Вассерман и Велькер / Сделают народы Германии счастливыми / В Парла - Парла - Парламенте/ Речам нет конца!" [10, S. 261]

Среди непримиримых критиков Франкфуртского Национального собрания числился еще один известный немецкий поэт - Фердинанд Фрейлиграт. Вращавшийся в республиканских кругах, он стал одним из постоянных авторов издававшейся Карлом Марксом "Новой Рейнской газеты". Там 6 июня 1848 года Фрейлиграт опубликовал одно из своих самых известных стихов революционных лет - "Вопреки всему". Поэт отмечает, что после теплых весенних дней, когда началась революция, летом в Германии меняется погода, усиливается реакция, образно соотнесенная с преждевременными признаками зимы [33, S. 367]. Обвинение в преобладании в Парламенте консервативных по своей сути политических сил становится лейтмотивом многих стихов [25].

К началу июня в Национальном собрании формируется несколько партийных группировок, ставших основой для организованной, демократической и плюралистической партийной системы [38, S. 128]. Наиболее силен был политический центр, который составляли умеренные либералы-конституционалисты. Социалистам, как и ультраконсерваторам не нашлось места в парламенте. Правый консервативный блок составляли в основном депутаты из Пруссии, Австрии и Баварии, они выступали в роли защитников существующей политической системы, федералистского варианта конституции и сохранения широкой индивидуальной автономии за каждым Германским государством. Уже на раннем этапе работы собрания стали очевидны нарастающие противоречия между либеральной частью парламента и демократически настроенными депутатами. Двумя главными вопросами, расколовшими их, стала предпочтительная форма правления Германии и проект будущего объединения [36, S. 610-613].

Уже 30 апреля 1848 сатирический журнал "Мюнхенер Панч" публикует стихотворение "Ничего не получается вместе». Его название намекает на трудности, с которыми придется столкнуться новоиспеченному парламенту: «Во Франкфурте все еще голосуют! / Ну, я пойду домой и выпью чаю, / И, если кто-то спросит меня, что со мной не так, / Я скажу: это выборы причиняют боль [42, Р. 96].

Один из авторов - Герман Вальден в стихотворении «Не все в порядке» поэтически изображает расширяющуюся пропасть между либералами и радикалами. Поэт сравнивает события революции 1848 года с локомотивом, которым управляют радикалы-котельные машинисты, либералы выступают в роли пассажиров, а консерваторы представлены сторонними путниками, бросающимися под идущий поезд. Поэт

критикует либералов, нервных и вечно жалующихся, что их сон нарушают, но вместе с этим и настороженно относится к радикальной части парламента: «Вы, кочегары, смотрите, / Чтоб не треснули котлы, - / Иначе надолго покончено будет / С любым движением вперед!" [42, P. 91]

Распространенным мотивом политической сатиры стала готовность парламентариев менять свои политические симпатии. Стихи, опубликованные в "Лейхткугельн", отзываются о политических фракциях, сформировавшихся в Собрании летом 1848 года и подобных депута-тах-"хамелеонах". Бюрократ из стихотворения «Совет печати» постоянно меняет свою политическую позицию, желая угодить всем, кого он встречает. По дороге на работу он изображает из себя «друга народа», с демократами и республиканцами критикует монархию, а перед своим непосредственным начальником демонстрирует ровно противоположное, верноподданническое поведение. В кафе он - либерал, с женщинами - монархист, а в своем политическом клубе - радикал [42, P. 97-98].

Пожалуй, самым ярким литературным памятником, увековечившим политический оппортунизм и насмехающимся над талантом немецких депутатов переключать свои политические симпатии, стала знаменитая сатира Иоганна Германа Детмольда "Господин Пипмайер". Основой ее сюжета стала политическая судьба на первых порах невзрачного Франкфуртского парламентария [7]. Это произведение вдохновило творчество Ф. Дингельштедта, написавшего по его мотивам стихотворение "Пипмайер for ever" [25]. Однако кроме обобщенного образа ветреного бюрократа поэт обращался к известным конкретным примерам из жизни и истории Франкфуртского парламента. Одно из своих стихотворений он посвящает известному депутату Вильгельму Йордану [25], в прошлом ярому демократу и республиканцу, перешедшему в лагерь правых.

Кроме того, мишенью сатиры становились отдельные видные деятели Национального собрания. Излюбленным объектом инвектив был первый президент парламента - Генрих фон Га-герн. Он занимал умеренно либеральные позиции, выступая за утверждение конституционной монархии. Между тем его центристские позиции рождали протест с обоих полюсов парламента. Критике подвергались как стиль его руководства, так и конкретные политические решения.

Неизменной чертой его сатирического образа была склонность к компромиссам, объектом насмешек становится его лавирование между различными фракциями парламента. На одной из карикатур Франкфуртское собрание изображено в виде качелей, состоящих из деревянного топчана и длинной рейки, концы которых подвешены над обрывом и заняты большим количеством парламентариев. На вершине качелей

Гагерн и его заместитель Александр фон Сойрон служат балансирами. Карикатура сопровождается стихотворным текстом, высмеивающем попытки Гагерна и центристов удержать равновесие в парламенте: «Где же тут парламентские обычаи / Сюда еще десяток, ко мне, в центр! / Верно, вам удобнее так раскачиваться взад и вперед, / чем все тщательно обдумывать [18].

Упоминает Гагерна в своем творчестве и Гер-вег. В позднейших изданиях стихотворения "Нет конца речам" он добавляет строфу, посвященную ему, создавая комический эффект за счёт созвучия его фамилии и гусиного крика. Своеобразной визуальной рифмой к этому стихотворению может послужить анонимная карикатура "Гусиный крик горя и страха". На ней за столом председателя Собрания - Гагерн, слева от не-го-временно исполняющий обязанности секретаря Фридрих Зигмунд Юхо, а вокруг депутаты, занятые подготовкой законопроектов, вокруг которых сложены кучи гусиных перьев. На карикатуре помещено следующее двустишие: "Много разглагольствований, много бумагомарания! / Перья, чернила, бумага вокруг! [33, S. 378]

Заметное место среди сатирических стихов занимает критика "патриархов" немецкого национально-патриотического движения, получивших депутатские места во Франкфурте. Яркий пример - уже упомянутое стихотворение Гейне "Михель после марта" (в переводе В.В. Левика): "Я видел героев минувших лет, / Арндта, папашу Яна. / Они из могил выходили на свет, / Чтоб драться за кайзера рьяно [14, S. 371]. В глазах симпатизирующего демократам и республиканской форме правления поэта старые немецкие патриоты, сродни достигшим почтенного возраста поэта и галлофоба Э.М. Арндта и основателя немецкого гимнастического движения Фридриха Людвига Яна, выглядели пережитками прошлого, едва ли способными привести Германию к свободе и единству, они наряду с юными буршами "безусыми любителями рома" только коллективно вгоняют народ, представленный в аллегорической фигуре немецкого Михеля, в сон [14, S. 372].

Сильно реже объектами критики становились лидеры левых фракций Ф. Геккер [21] и Р. Блюм [40]. Напротив, в стихах 1848-1849 гг. их участие в революционных событиях зачастую героизируются [42, Р. 102].

К примеру, интерес вызывает стихотворение Ф. Фрейлиграта "Блюм", написанное 16 ноября 1848 года по случаю его похорон. Полная натуралистических деталей поэтическая эпитафия превращается в революционный призыв к народному бунту и отмщению жертв революции: "Почему вы не возьметесь за мечи, певцы и богомольцы? / Почему не трубите в трубы ... Чтобы прокричать о последнем дне в уши палачей и подлецов? [25, S. 278] Тем не менее, встречаются и сатирические стихи, часть из которых связана

с оценкой событий, последовавших за уходом Геккера из фракции крайних радикалов из состава Парламента. Геккер и его сторонники покинули его в качестве протеста против его политики и нежелания продолжать радикальные политические преобразования.

В конце концов Геккер организовал в Констанце временное правительство и собрал добровольческую армию (порядка шести тысяч солдат) для утверждения революционной республики в Бадене. Порядка 30 тысяч солдат федеральной армии из Гессена, Нассау, Бадена и Вюртемберга разбил революционные войска под Кандерном 20 апреля 1848 года, Геккер бежал в Швейцарию.

Стихотворение «Хроника 1848 года» подводит итог под этими политическими процессами: Франкфуртский предпарламент, Желает добиться многого, Геккер скоро с ним порывает, Приходит во всеоружии, Чтобы установить республику, Но он явился слишком рано, Его ударяют по затылку, И он бросается наутек [42, Р. 96]. Критика парламента и его депутатов подпи-тывалась политически неоднозначными решениями Национального собрания. На протяжении своего недолгого существования парламент столкнулся с необходимостью решить ряд фундаментальных вопросов: организовать временные органы исполнительной власти в условиях революционного времени, разработать проект немецкой конституции, обсудить планы по объединению Германии, разрешить возникший обострившийся шлезвиг-гольштейнский конфликт.

Вопрос об исполнительной власти после продолжительной дискуссии разрешился 24 июня 1848 года, когда Г. Гагерн предложил назначать временным правителем Германии (имперским наместником) австрийского эрцгерцога Иоганна [42, Р. 104]. Делегаты утвердили это предложение 29 июня 1848 года. Иоганн должен был стать правителем формально независимым от Национального собрания, но сформировать кабинет, ответственным перед парламентом. 13 июля 1848 года Иоганн Австрийский назначил первое немецкое правительство, одобренное большинством депутатов [32, S. 613-614].

Отклики на избрание императорского регента появлялись в немалом количестве. Разброс мнений касательно его кандидатуры был достаточно широк. Встречались как явные сторонники Иоганна, так и его яростные противники. Среди приветствовавших избрание эрцгерцога в качестве имперского наместника был Ф. Дин-гельштедт, написавший панегирическое стихотворение по этому поводу, австрийский поэт Ана-стазиус Грюн, Отто Прехтлер, Роберт Хамерлинг [25, S. 91].

Несмотря на ряд позитивных оценок в от-

ношении кандидатуры Иоганна Австрийского в скором времени в стихах возобладала ироническая манера. Панегирические интонации Дингельштедта спародирует Г. Геверг в стихотворении "Присяга на верность". Оно появилось впервые 15 августа 1848 и рисует приезд Иоганна как явление лжепророка, которого "нетрезвая толпа" принимает за "спасителя" и "мессию", "заклинателя стихий, обещающего мир": Колокола, звоните! Пушки, гремите! / Всякое благословение приходит свыше. / Трубите, поэты, в трубы! / Потому что принцев принято восхвалять [10, S. 263-264].

Еще один характерный пример - стихотворение Г. Гейне «Ганс Безземельный". В нем в сатирической манере обыгрывается подготовка отъезда Иоганна во Франкфурт и приводятся его рассуждения о немецком народе, который, как полагает Ганс, будет предан ему "верностью пуделя": «Они предлагают мне царский престол, / Любовь их не знает уступки. / Портрет мой носят они на груди / И украшают им трубки [...] / Вы, немцы, простой и великий народ. / Ваш нрав глуповатый мне дорог» [14, S. 238-239].

Поэт также высмеивает простоту Иоганна и отсутствие у него политического опыта, сомневаясь, что подобный человек сможет стать достойным правителем: «Не дипломат я. / В политике мне, / Пожалуй, не разобраться. / Ведь я

- охотник, природы сын» [14, S. 240].

В уже ранее упоминавшейся «Присяге на верность", стихотворении, написанном в Париже 9 августа 1848 года, Г. Гервег осуждает немцев, которые еще в марте сражались на баррикадах против злоупотреблений монархии, а в августе уже чествуют Иоганна как своего спасителя. Очевидна также антиавстрийская направленность его сочинения. Поведение Империи Габсбургов в отношении остальных Германских государств поэт сравнивает со стремлением паука заручиться доверием мух: "И на ее паучью нить мы нанизываем венок единства. / Тридцать четыре прекрасных жемчужины нашего немецкого отечества" [10, S. 132].

Широкий резонанс среди поэтов получила также ратификация 16 сентября 1848 года Франкфуртским Национальным собранием перемирия с Данией, ставшее первым шагом на пути к разрешению обострившегося шлезвиг-гольштей-ского конфликта. Перемирие в Мальме вызвало шквал критики в сторону депутатского корпуса. Часть немецких авторов напрямую обвиняет в военных неудачах Франкфуртское национальное собрание. В газете "Рейхстагсцайтунг", которую издавал Р. Блюм, появились следующие строки

- с протестом против примирения: "Семьдесят пять бюрократов - Слова красивы - Поступков нету" [42, Р. 371]. С подобных позиций в своем стихотворении выступает Э. Гейбель: «Спроси себя, о Германия, какой мир может принести / столь презренное перемирие?» [9, S. 293]. Поэ-

ма «Шлезвиг-гольштейнский добровольческий корпус» тоже сопоставляет прусские военные победы с унизительными условиями перемирия: «Они победоносно пробились к Бельту / И очистили поле боя от датчан, / Они победоносно пробились к Ютландии, / Потеряно было вдоволь жизней героев» [42, Р. 156]. Последняя строфа проецирует судьбу Пруссии на всю Германию и критикует прусскую готовность уступить европейским державам в ущерб национальным интересам немцев: «О, Германия, ты большой ребенок! / Твои опекуны Англия и Россия, / С твоих башен развевается / Черно-красно-золотое знамя, будто в насмешку!» [42, Р. 156].

Одним из широко распространенных сюжетов поэтической сатиры стало также приглашение прусского короля Фридриха Вильгельма IV в марте 1848 года на престол Германии и его отказ от короны. В начале 1849 г. А. Грюн написал несколько стихотворений, выражающих его разочарование развитием революционных событий. Он был разочарован выбором парламента в пользу малогерманского пути объединения Германии. Стихотворение "Немецкая имперская корона. 1848-1849" метафоризирует Франкфурт в виде кузни, где ковалось "кольцо немецкого единства", однако "грозный огонь" революции породил вместо "могучего венца" "безвластную коронку", с которой ничего не остается делать, кроме как заново переплавить [12, S. 73-75]. Схожие интонации встречаются в лирике Ф. Гриль-парцера, считавшего истинным объединителем Германии Австрию и опасавшегося чрезмерного усиления Пруссии [11, S. 331].

Гофман фон Фаллерслебен, напротив, комически обыгрывает поиски Франкфуртским парламентом претендента на роль Германского императора. В стихотворении «Поиски императора» императорская власть представляется в качестве рычага давления на германских князей, не желающих принимать конституцию. Комически описано и решение Фридриха Вильгельма IV, который "отказался от короны, но пригласил франкфуртцев на пир". В финале поэт отмечает, что "ни один немецкий князь не желает становиться Германским императором", иронически ссылаясь на 28 статью разработанной Парламентом конституции, защищающей право каждого немца на свободу выбора профессии [15, S. 6-7]. Схожие мотивы прослеживаются и в другом стихотворении поэта "Спасительный поступок", где парламентарии телеграфируют Фридриху Вильгельму, а когда тот просит время на обдумывание их предложения, депутаты приезжают в Берлин, но их без паспортов и разрешения на въезд не пропускает в столицу прусский генерал Ф. Г. Врангель [16, S. 5].

В качестве выразительных визуальных воплощений политического поражения Франкфуртского национального собрания можно привести две карикатуры, опубликованные в газете

«Буммельмайер». Первая карикатура изображает отъезд парламентской делегации из Франкфурта в мае 1849 г. Бывшее Национальное собрание предстает в виде поджавшего хвост пуделя, а карикатуре сопутствует стихотворный отрывок: "Теперь то вы не поете, / Господа депутаты!" [33, 386]

Вторая карикатура «Заключительное заседание в Церкви св. Павла», изображает полицейскую облаву на парламент. Она отсылает к судьбе Национального собрания после отказа Фридрих Вильгельма IV от имперской короны, за которым в июне 1849 г. последовал силовой разгон остатков депутатского корпуса прусскими войсками. Рядом с изображением соседствует переделанный текст известной австрийской народной песни «Ах, мой милый Августин!»: «Ах, мой милый Августин, / Все пропало! / Правых нет, и левых нет!» [33, 389]

В целом можно сказать, что критика Франкфуртского Национального собрания велась на нескольких уровнях. Парламент критиковался как политический институт, не способный принимать конструктивные решения в условиях политической нестабильности. Под прицелом сатиры оказываются отдельные парламентские группировки, как центристы, стремящиеся удержать равновесие в условиях поляризации депутатского корпуса, так и консерваторы, в глазах многих политических поэтов ставшие силой реакции, стремившейся перечеркнуть достижения революции. Встречаются также нападки на отдельных членов парламента - наиболее видных публичных деятелей или одиозных по своему поведению депутатов. Наконец, критике подвергались также конкретные политические решения парламента, связанные с перспективами развития Германии.

Газеты и журналы, освещавшие общественно-политическую обстановку в Германии, закономерно стали инструментами соперничества и взаимной дискредитации различных партийных фракций. Складывается впечатление, что доминирование сатирического жанра в публичном пространстве прессы препятствовал формированию положительного образа парламентариев. А перекрестная критика и повышенная пейора-тивность политической поэзии заслоняла позитивные оценки их деятельности и подтачивали авторитет Франкфуртского национального собрания в целом.

В политических реалиях, когда Франкфуртский парламент не смог стать ареной широкого народного представительства, не сумел выработать оптимальный проект национальной конституции, в условиях неразвитости эффективных механизмов его взаимодействия с исполнительной властью Германских государств, а также фактического отсутствия финансовой и военной самостоятельности парламента и слабой социальной опоры, широкая критика со сторо-

ны авторитетных авторов и популярных газет и журналов могла стать одним из факторов окон-

Литература и источники

чательной потери Национальным собранием его политической субъектности в июне 1849 года.

1. Шиллер Ф.П. Очерки по истории немецкой революционной поэзии XIX века. М., 1933.

2. Шиллер Ф.П. Поэзия германской революции 1848 г. М., 1934.

3. Allgemeine Zeitung. Hrsg. von Stegmann K. E., Kolb G., Braun O. Augsburg, 1830-1871.

4. Blätter für literarische Unterhaltung, Leipzig, Hrsg. von Brockhaus F.A. 1830-1871.

5. Botzenhart M. Deutscher Parlamentarismus in der Revolutionszeit 1848-1850. Droste Verlag, Düsseldorf 1977.

6. Der Komet. Ein Unterhaltungsblatt für die gebildete Lesewelt. Hrsg. von Karl Herloßsohn, Altenburg 1830-1848.

7. Detmold J. H. Thaten und Meinungen des Herrn Piepmeyer: Abgeordneten zur constituirenden Nationalversammlung zu Frankfurt am Mayn. Frankfurt am Main: C. Jügel,1849.

8. Fliegende Blätter. Hrsg. von Schreiber J.F. München,1845-1871.

9. Geibel E. Werke, Bd. 1, Leipzig, 1918.

10. Giel V. Georg Herwegh. Gedichte 1835-1848. Bielefeld 2006.

11. Grillparzer F. Sämtliche Werke. Band 1, München [1960-1965].

12. Grün A. Gesammelte Werke, Band 1-4, Band 2, Berlin 1907, S. 73-75.

13. Grünefeld H.C. Die Revolution marschiert. Bd. 2. Kampflieder der Unterdrückten und Verfolgten 1806-1930. Manheim.

14. Heine H. Werke und Briefe in zehn Bänden. Band 2, Berlin und Weimar,1972.

15. Hoffmann von Fallersleben A. H. Drei deutsche Sommerlieder. Hoff, 1849.

16. Hoffmann von Fallersleben A.H. Zwei neue Lieder aus der kaiserlosen Zeit. Braunschweig 1849.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Hoffmann von Fallersleben A.H. Zwölf Zeitlieder, Neue zeitgemäßere Ausgabe. Braunschweig 1849.

18. Karikaturen zum Vormärz und zur Revolution 1848 - 1849. // Landesarchiv Baden-Württemberg Generallandesarchiv Karlsruhe [Electronic resource]. URL: https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/BO6RYHKPQQVIJZAT56OHR MVGYCSHXSF0?query=affiliate_fct_role_normdata%3A%28%22http%3A%2F%2Fd-nb.info%2Fgnd%2F118689150_1_ affiliate fct subject%22%29&isThumbnailFiltered=false&viewType=list&rows=20&offset=20&hitNumber=11 (accessed 29.04.2024)

19. Kladderadatsch. Hrsg. von Hofmann H.A. Bohn, 1848-1871.

20. Kölnischer Zeitung, Hrsg. von DuMont Schauberg. Köln,1830-1871.

21. Kühlmann W. "Mit Herz und Kopf" (F. Hecker). Lied und Liedpublizistik im Umkreis der Badischen Revolution. / Literarisches Leben in Baden zwischen 1800 und 1850. Freiburg, 2010. S. 785-805.

22. Leipziger Charivari. Hrsg. von Oettinger E. M., Leipzig, 1842-1849.

23. Leuchtkugeln: Randbemerkungen zur Geschichte der Gegenwart, Hrsg. von Ringler A., Roller E. München, 1847/48 -1851.

24. Literarische Zeitung Hrsg. von Büchner K. Berlin, 1834-1849.

25. Literatur im Umfeld der Frankfurter Paulskirche 1848/49 / Hrsg. Seidel R. Bielefeld 2013.

26. Literaturblatt. Hrsg. von Menzel W., Stuttgart, 1830-1849.

27. Mann B. Das Ende der Deutschen Nationalversammlung im Jahre 1849. // Historische Zeitschrift. Band 214, Heft 2, April 1972, S. 265-309.

28. Mick G. Die Paulskirche. Streiten für Recht und Gerechtigkeit. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1997.

29. Müller F.L. Die Revolution von 1848/1849. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 2002.

30. Nationalzeitung. Hrsg. von Wolff B. Berlin, 1848-1871.

31. Neue preußische Zeitung. Hrsg. von Wagener H., Beutner T. Berlin,1848-1871.

32. Nipperdey T. Germany from Napoleon to Bismarck 1800-1866. Dublin: Gill and Macmillan, 1996.

33. Otto U. Die historisch-politischen Lieder und Karikaturen des Vormärz und der Revolution von 1848/1849. Köln : Pahl-Rugenstein, 1982.

34. Peter E. Die politische Lyrik in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts: ein Überblick // Praesent, 2006. S. 25-34.

35. Poetisierung - Politisierung. Deutschlandbilder in der Literatur bis 1848/ Hrsg. Gössmann W. Roth. K.H. Paderborn, 1994.

36. Ribhegge W. Das Parlament als Nation, die Frankfurter Nationalversammlung 1848/49. Droste, Düsseldorf 1998.

37. Sheenan J. J. German Liberalism in the Nineteenth Century, Chicago 1978.

38. Siemann W. Die deutsche Revolution von 1848/49. Neue Historische Bibliothek, edition suhrkamp 266. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985.

39. Stein P. Politisches Bewußtsein und künstlerischer Gestaltungswille in der politischen Lyrik 1780-1848. Hamburg, 1971.

40. Steinitz W. Deutsche Volkslieder demokratischen Charakters aus sechs Jahrhunderten, Bd. 2. Berlin, 1962.

41. Telegraph für Deutschland. Hrsg. von Gutzkow K. Hamburg, 1838-1843.

42. Vanchena L.A. Political Poetry in Periodicals and the Shaping of German National Consciousness in the Nineteenth Century. New York, 2000.

43. Wild R. Politische Lyrik im Vormärz // Revolution 1848/49: Ereignis, Rekonstruktion, Diskurs / Hrsg. von Gudrun Loster-Schneider. St. Ingbert, 1999. S. 197-236.

44. Zeitung für die elegante Welt. Hrsg. von Müller M. Leipzig, 1830-1859. References

1. Shiller F.P. Ocherki po istorii nemeckoj revoljucionnoj pojezii XIX veka. [Essays on the history of German revolutionary poetry of the 19th century.] M., 1933.

2. Shiller F.P. Pojezija germanskoj revoljucii 1848 g. [Poetry of the German Revolution of 1848] M., 1934.

3. Allgemeine Zeitung. Hrsg. von Stegmann K. E., Kolb G., Braun O. Augsburg, 1830-1871.

4. Blätter für literarische Unterhaltung, Leipzig, Hrsg. von Brockhaus F.A. 1830-1871.

5. Botzenhart M. Deutscher Parlamentarismus in der Revolutionszeit 1848-1850. Droste Verlag, Düsseldorf 1977.

6. Der Komet. Ein Unterhaltungsblatt für die gebildete Lesewelt. Hrsg. von Karl Herloßsohn, Altenburg 1830-1848.

7. Detmold J. H. Thaten und Meinungen des Herrn Piepmeyer: Abgeordneten zur constituirenden Nationalversammlung zu Frankfurt am Mayn. Frankfurt am Main: C. Jügel,1849.

8. Fliegende Blätter. Hrsg. von Schreiber J.F. München,1845-1871.

9. Geibel E. Werke, Bd. 1, Leipzig, 1918.

10. Giel V. Georg Herwegh. Gedichte 1835-1848. Bielefeld 2006.

11. Grillparzer F. Sämtliche Werke. Band 1, München [1960-1965].

12. Grün A. Gesammelte Werke, Band 1-4, Band 2, Berlin 1907, S. 73-75.

13. Grünefeld H.C. Die Revolution marschiert. Bd. 2. Kampflieder der Unterdrückten und Verfolgten 1806-1930. Manheim.

14. Heine H. Werke und Briefe in zehn Bänden. Band 2, Berlin und Weimar,1972.

15. Hoffmann von Fallersleben A. H. Drei deutsche Sommerlieder. Hoff, 1849.

16. Hoffmann von Fallersleben A.H. Zwei neue Lieder aus der kaiserlosen Zeit. Braunschweig 1849.

17. Hoffmann von Fallersleben A.H. Zwölf Zeitlieder, Neue zeitgemäßere Ausgabe. Braunschweig 1849.

18. Karikaturen zum Vormärz und zur Revolution 1848 - 1849. // Landesarchiv Baden-Württemberg Generallandesarchiv Karlsruhe [Electronic resource]. URL: https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/BO6RYHKPQQVIJZAT56OHRMVGYCSHXSFO?query=af-filiate_fct_role_normdata%3A%28%22http%3A%2F%2Fd-nb.info%2Fgnd%2F118689150_1_affiliate_fct_subject%22%29&isThumbnail-Filtered=false&viewType=list&rows=20&offset=20&hitNumber=11 (accessed 29.04.2024)

19. Kladderadatsch. Hrsg. von Hofmann H.A. Bohn, 1848-1871.

20. Kölnischer Zeitung, Hrsg. von DuMont Schauberg. Köln,1830-1871.

21. Kühlmann W. "Mit Herz und Kopf" (F. Hecker). Lied und Liedpublizistik im Umkreis der Badischen Revolution. / Literarisches Leben in Baden zwischen 1800 und 1850. Freiburg, 2010. S. 785-805.

22. Leipziger Charivari. Hrsg. von Oettinger E. M., Leipzig, 1842-1849.

23. Leuchtkugeln: Randbemerkungen zur Geschichte der Gegenwart, Hrsg. von Ringler A., Roller E. München, 1847/48 -1851.

24. Literarische Zeitung Hrsg. von Büchner K. Berlin, 1834-1849.

25. Literatur im Umfeld der Frankfurter Paulskirche 1848/49 / Hrsg. Seidel R. Bielefeld 2013.

26. Literaturblatt. Hrsg. von Menzel W., Stuttgart, 1830-1849.

27. Mann B. Das Ende der Deutschen Nationalversammlung im Jahre 1849. // Historische Zeitschrift. Band 214, Heft 2, April 1972, S. 265-309.

28. Mick G. Die Paulskirche. Streiten für Recht und Gerechtigkeit. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1997.

29. Müller F.L. Die Revolution von 1848/1849. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 2002.

30. Nationalzeitung. Hrsg. von Wolff B. Berlin, 1848-1871.

31. Neue preußische Zeitung. Hrsg. von Wagener H., Beutner T. Berlin,1848-1871.

32. Nipperdey T. Germany from Napoleon to Bismarck 1800-1866. Dublin: Gill and Macmillan, 1996.

33. Otto U. Die historisch-politischen Lieder und Karikaturen des Vormärz und der Revolution von 1848/1849. Köln : Pahl-Rugenstein, 1982.

34. Peter E. Die politische Lyrik in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts: ein Überblick // Praesent, 2006. S. 25-34.

35. Poetisierung - Politisierung. Deutschlandbilder in der Literatur bis 1848/ Hrsg. Gössmann W. Roth. K.H. Paderborn, 1994.

36. Ribhegge W. Das Parlament als Nation, die Frankfurter Nationalversammlung 1848/49. Droste, Düsseldorf 1998.

37. Sheenan J. J. German Liberalism in the Nineteenth Century, Chicago 1978.

38. Siemann W. Die deutsche Revolution von 1848/49. Neue Historische Bibliothek, edition suhrkamp 266. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985.

39. Stein P. Politisches Bewußtsein und künstlerischer Gestaltungswille in der politischen Lyrik 1780-1848. Hamburg, 1971.

40. Steinitz W. Deutsche Volkslieder demokratischen Charakters aus sechs Jahrhunderten, Bd. 2. Berlin, 1962.

41. Telegraph für Deutschland. Hrsg. von Gutzkow K. Hamburg, 1838-1843.

42. Vanchena L.A. Political Poetry in Periodicals and the Shaping of German National Consciousness in the Nineteenth Century. New York, 2000.

43. Wild R. Politische Lyrik im Vormärz // Revolution 1848/49: Ereignis, Rekonstruktion, Diskurs / Hrsg. von Gudrun Loster-Schneider. St. Ingbert, 1999. S. 197-236.

44. Zeitung für die elegante Welt. Hrsg. von Müller M. Leipzig, 1830-1859.

© «Клио», 2024 © Субботин В.И., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.