Научная статья на тему 'Критика чистой абстракции'

Критика чистой абстракции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКТНОЕ / КОНКРЕТНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ФОРМА / ВОЗМОЖНОСТЬ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СВОЙСТВА / СОСТОЯНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / ABSTRACT / CONCRETE / TRANSCENDENTAL MATERIALISM / EXISTENCE / FORM / POSSIBILITY / REALITY / PROPERTIES / STATES / CHANGES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кодола Валерий Григорьевич

Классическая философия рассматривает понятия абстракции и конкретности и как категории логики, и как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое. Данные категории противопоставляются друг другу как некоторое существование предмета «простого» и предмета «сложного» как для их восприятия в ощущении, так и для понимания в мышлении. При этом предполагается наличие некоторого предмета «первоначального» «простого» элемента всего существующего, на основании которого создаются условия для проявления признаков изменения состояний и свойств существования всего существующего и который «дает начало» возникновению, развитию, совершенствованию предметов в данной области существования в возможности и действительности. В данной гипотезе проявляются признаки противоречия между возможностью представления о существовании неопределенно малого «простого» предмета (элемента) и невозможностью представления о существовании неопределенно большого «простого» предмета (элемента). Поэтому как категории логики понятия конкретного и абстрактного носят характер относительного суждения, обеспечивающего объяснение свойств мышления в процессах опытов существа мыслящего. Однако существа мыслящие, существующие в данной области существования в возможности и действительности, способны ощущать и мыслить признаки своего существования в опыте чувственного восприятия и словесного мышления, и для их ограниченных изменений свойств и состояний не могут быть доступны наблюдения и мысли о понятии предмета «чистой абстракции», и все доступные наблюдению и мышлению предметы для них существуют конкретно. Предмет, существующий в данной области, доступной опыту, конкретен; предмет, существующий за пределами опыта, «чисто абстрактен». Для попытки представить понятие о предмете «чистой абстракции» необходимо «выйти» из представления об области конкретного существования предмета в опыте и «взглянуть» на все существующее как бы с «точки зрения» самого всего существующего в «отсутствии» наблюдающего его существа мыслящего. При наличии наблюдающего все наблюдаемое приобретает в его представлениях четко упорядоченное и оформленное конкретное понятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURE ABSTRACTION''S CRITIQUE

Classical philosophy considers the concepts of abstraction and concreteness and as categories of logic, and as an immediately given, sensuously perceived and represented whole. These categories are opposed to each other as some existence of the object of “simple” and the object of “complex” both for their perception in sensation and for understanding in thinking. At the same time it is assumed that there is a certain object of the “original” “simple” element of all that exists, on the basis of which conditions are created for the manifestation of signs of a change in the states and properties of the existence of all that exists, and which “gives rise” to the emergence, development, improvement of objects in a given field of existence in possibility and reality. In this hypothesis signs of contradiction between the possibilities of representing the existence indefinitely small “simple” object (element) and the inability to know about the existence indefinitely large “simple” object (element). Therefore both the categories of the logic of the concept of concrete and abstract have the character of a relative judgment that provides an explanation of the properties of thinking in the processes of experiences of the being of the thinker. However those who think in the given field of existence in the possibility and reality are able to feel and think the signs of their existence in the experience of sensory perception and verbal thinking, and for their limited changes in properties and states, observations and thoughts about the concept of the object of “pure abstraction”, and all objects accessible to o b-servation and thinking for them exist specifically. Object existing in this field, available for experience, is concrete, and object existing outside of experience is “purely abstract”. To attempt to introduce the concept of the object matter of “pure abstraction” is necessary to “get out” of the idea of the existence of a specific space of the object in the experiment and the “look” on all things like a “point of view” of all that exists in the “absence” of his being a thinking observer. In the presence of an observer, everything observed becomes, in his representations, a clearly ordered and formalized concrete concept.

Текст научной работы на тему «Критика чистой абстракции»

УДК 01

КОДОЛА Валерий Григорьевич Международная академии проблем человека в авиации и космонавтике Московская область, Россия vkodola@mail.ru

КРИТИКА ЧИСТОЙ АБСТРАКЦИИ

Классическая философия рассматривает понятия абстракции и конкретности и как категории логики, и как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое. Данные категории противопоставляются друг другу как некоторое существование предмета «простого» и предмета «сложного» как для их восприятия в ощущении, так и для понимания в мышлении. При этом предполагается наличие некоторого предмета «первоначального» «простого» элемента всего существующего, на основании которого создаются условия для проявления признаков изменения состояний и свойств существования всего существующего и который «дает начало» возникновению, развитию, совершенствованию предметов в данной области существования в возможности и действительности. В данной гипотезе проявляются признаки противоречия между возможностью представления о ссуще-ствовании неопределенно малого «простого» предмета (элемента) и невозможностью представления о существовании неопределенно большого «простого» предмета (элемента). Поэтому как категории логики понятия конкретного и абстрактного носят характер относительного суждения, обеспечивающего объяснение свойств мышления в процессах опытов существа мыслящего. Однако существа мыслящие, существующие в данной области ссуще-ствования в возможности и действительности, способны ощущать и мыслить признаки своего существования в опыте чувственного восприятия и словесного мышления, и для их ограниченных изменений свойств и состояний не могут быть доступны наблюдения и мысли о понятии предмета «чистой абстракции», и все доступные наблюдению и мышлению предметы для них существуют конкретно. Предмет, существующий в данной области, доступной опыту, конкретен; предмет, существующий за пределами опыта, «чисто абстрактен». Для попытки представить понятие о предмете «чистой абстракции» необходимо «выйти» из представления об области конкретного существования предмета в опыте и «взглянуть» на все существующее как бы с «точки зрения» самого всего существующего в «отсутствии» наблюдающего его существа мыслящего. При наличии наблюдающего все наблюдаемое приобретает в его представлениях четко упорядоченное и оформленное конкретное понятие.

Ключевые слова: абстрактное, конкретное, трансцендентальный материализм, существование, форма, возможность, действительность, свойства, состояния, изменения

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-150-155

Valery G. KODOLA International Academy of Human Problems in Aviation and Cosmonautics Moscow Region, Russia vkodola@mail.ru

PURE ABSTRACTION'S CRITIQUE

Classical philosophy considers the concepts of abstraction and concreteness and as categories of logic, and as an immediately given, sensuously perceived and represented whole. These categories are opposed to each other as some existence of the object of "simple" and the object of "complex" both for their perception in sensation and for understanding in thinking. At the same time it is assumed that there is a certain object of the "original" "simple" element of all that exists, on the basis of which conditions are created for the manifestation of signs of a change in the states and properties of the existence of all that exists, and which "gives rise" to the emergence, development, improvement of objects in a given field of existence in possibility and reality. In this hypothesis signs of contradiction between the possibilities of representing the existence indefinitely small "simple" object (element) and the inability to know about the existence indefinitely large "simple" object (element). Therefore both the categories of the logic of the concept of concrete and abstract have the character of a relative judgment that provides an explanation of the properties of thinking in the processes of experiences of the being of the thinker. However those who think in the given field of existence in the possibility and reality are able to feel and think the signs of their existence in the experience of sensory perception and verbal thinking, and for their limited changes in properties and states, observations and thoughts about the concept of the object of "pure abstraction", and all objects accessible to o b-servation and thinking for them exist specifically. Object existing in this field, available for experience, is concrete, and object existing outside of experience is "purely abstract". To attempt to introduce the concept of the object matter of "pure abstraction" is necessary to "get out" of the idea of the existence of a specific space of the object in the experiment and the "look" on all things like a "point of view" of all that exists in the "absence" of his being a thinking observer. In the presence of an observer, everything observed becomes, in his representations, a clearly ordered and formalized concrete concept.

Keywords: abstract, concrete, transcendental materialism, existence, form, possibility, reality, properties, states, changes

Судя по доступным источникам [2, с. 95] [3, с. 56-73] [6, с. 9-11] [11, с. 307, 309] [14, с. 25], то, чему нельзя сформулировать конкретного определения в понятиях существа мыслящего, древние философы определяли понятием абстракции. К абстрактному относили то, представляемое существующим, к признакам существования которого нельзя

было представить никакой акциденции, что, по их мнению, существует без акциденций (атом, идея, энтелехия). В «классической» философии представлялись определения абстрактного и конкретного как категории методологии мышления, в которой «простые» понятия определялись абстракцией, а «сложные» - конкретностью [1, с. 5] [4, с. 256-260, 262,263,266,269-271] [5, с. 29-38] [7, с. 274-275] [8, с. 172-210] [9, с. 27-28, 37-38, 43, 52-54, 65-68, 73-75, 82-87, 92.] [10, с. 260-290] [12] [13, с. 6-14] [15]. При этом как в древней, так и в современной философии развивалось противоречие, связанное с попытками дать конкретные определения абстрактным понятиям материи и сознания, бытия и мышления. Данные понятия являются «творениями» существа мыслящего, для определения которого стали использовать эти понятия в качестве основных первых его акциденций: бытия как материального существования и мышления как осознания этого существования. Поэтому понятия «абстракции» и «конкретности» стали олицетворять признаки «простых» и «сложных» предметов осознания (познания) существа мыслящего, для наблюдения которых выбирался путь «от простого к сложному». Однако все, что может быть наблюдаемо как существующее в данной области существования, в представлениях существа мыслящего имеет определенный конкретный смысл упорядоченного и сформулированного понятия. Само существование существа мыслящего есть опыт наблюдения, восприятия и осмысления признаков своего существования в данной области существования в действительности и возможности. Все, данное существу мыслящему в наблюдении и осмыслении, имеет признаки изменения конкретных состояний и свойств всего существующего, а представления о «простых» и «сложных» предметах имеет характер «относительного», потому что то, что ранее представлялось «простым», теперь может быть представлено как «сложное», и наоборот. Понятие «материи» имеет конкретное воплощение во всем, что ощущается и мыслится существом мыслящим, понятие «сознания» конкретизуется в творениях существа мыслящего. Только то существующее, признаки существования которого недоступны для наблюдения и осознания в опыте существа мыслящего, может быть представлено в понятии «чистой абстракции».

Не имея возможности наблюдать и мыслить признаки изменения состояний и свойств всего того, что существует вне опыта существ мыслящих, будем называть это существующее, не ощущаемое и не мыслимое, «чистой абстракцией». Рассматривая все наблюдаемое и мыслимое как существующее в опыте, будем утверждать, что понятия «материи» и «сознания» для существа мыслящего не являются абстракцией, а наблюдаются и мыслятся как конкретные предметы и представления. Эти понятия воплощены во всех признаках существования существа мыслящего как единство простых и сложных представлений об изменениях состояний и свойств своего существования и существования всех других предметов данной области существования в возможности и действительности. Непрерывно повторяющееся «запоминание» и «вспоминание» признаков изменения состояний и свойств всего существующего создают условия для наблюдения и осмысления этих изменений в виде упорядоченных и оформленных конкретных предметов, существующих в данной области существования в действительности как в «физической» форме существования и в возможности как в «интеллектуальной» форме существования. При этом наблюдаемость признаков изменений состояний и свойств предмета существующего требует существования предмета наблюдающего, признаки изменений состояний и свойств которого будут взаимодействовать с признаками изменений состояний и свойств предмета наблюдаемого.

Предмет «чистой абстракции» проявляет признаки изменений состояний и свойств своего существования только в отсутствии опыта их наблюдения и поэтому не может быть определяемым в понятиях предмета существа мыслящего. Предмет «чистой абстракции» существует без определения своих акциденций. В опыте наблюдения существа мыслящего признаки изменений состояний и свойств предмета «чистой абстракции» перевоплощаются в признаки изменений состояний и свойств конкретных предметов, обладающих определенной формой, содержанием и понятием. Причем признаки изменений состояний и свойств предмета «чистой абстракции» не могут быть представлены ни формой, ни числом, ни цветом, ни проницаемостью. В опыте наблюдения существа мыс-

лящего предмет «чистой абстракции» представляется определенным в понятиях линий, точек и их численного количества. Две линии, исходящие из одной точки, определяются понятием об угле. Три линии, сходящиеся попарно в точке, представляются понятием о треугольнике, которое дает определение понятию о фигуре. Осмысление наблюдаемого признака «чисто абстрактного» неопределенно малого изменения состояний и свойств существующего за неопределенно малый период существования создает условия для «чисто конкретного» его представления в оформленном виде в словесных символах как dx / dt Кроме того, признаки физической формы изменений состояний и свойств существования могут проявляться в виде механических, электрических, атомных, квантовых, химических, биологических форм признаков изменений состояний и свойств предметов, существующих в данной области существования в действительности. А признаки интеллектуальной формы изменений состояний и свойств существования могут проявляться в виде мыслей о закономерных изменениях состояний и свойств предметов, существующих в данной области существования в возможности. При этом неопределенно малое изменение свойств существования происходят при неопределенно малых изменениях состояний существования из состояния в возможности в состояние в действительности, и наоборот, за неопределенно малый период их существования.

«Первичным» свойством всего существующего может быть «стремление» быть наблюдаемым в определенной области существования в возможности и действительности, в которой могут создаваться условия для проявления признаков предмета существа мыслящего, способного наблюдать все существующее в данной области существования в возможности и действительности в виде предметов и явлений взаимодействия изменений их состояний и свойств. «Чистая абстракция» не имеет признаков упорядоченного и оформленного существования, поэтому может иметь неопределенно большое множество родов, видов и форм признаков своего существования. Ограниченные определенной областью существования конкретные формы существующего, доступные для наблюдения существа мыслящего, могут иметь определенное множество родов и видов признаков изменений состояний и свойств конкретных предметов. Одномоментно может существовать неопределенно большое множество областей существования в возможности и действительности, однако для наблюдения конкретных видов рода существ мыслящих могут быть доступны признаки изменений состояний и свойств существования только той области существования, в которой проявляются признаки изменений состояний и свойств их существования в возможности и действительности.

Прекращение проявления признаков существования предмета создает условия для проявления признаков существования другого предмета. Форма проявления признаков существования предмета имеет характер относительного. Изменения состояний и свойств существующего в виде конкретного предмета может иметь характер абсолютного только в период проявления признаков предмета существа мыслящего, существующего в данной области существования в возможности и действительности. Изменения характера форм существования может создать условия для «перевоплощения» форм признаков данной области существования в новые формы признаков изменений состояний и свойств существования, и при этом они могут превращаться в некоторые неупорядоченные формы, близкие по свойствам и состояниям к «чистой абстракции».

Признаки существования «чистой абстракции» не воспринимаются в ощущениях и не мыслятся в мышлении существа мыслящего. «Конкретность существования» проявляется как опредмеченная в ощущениях и мыслях существа мыслящего «чистая абстракция», поэтому предмет может быть определен как конкретность существующего в данной области существования в возможности и действительности (во «Вселенной»), признаки изменений состояний и свойств которой взаимодействуют с признаками изменений состояний и свойств неопределенно большого множества других предметов данной области существования. При этом признаки изменений состояний и свойств физической формы существования предмета взаимодействуют с признаками изменений состояний и свойств физической формы существования существа мыслящего в виде его ощущений как существующие в действительности, а признаки изменений состояний и свойств ин-

теллектуальной формы существования предмета взаимодействуют с такими же признаками интеллектуальной формы существования существа мыслящего в виде его мыслей как существующие в возможности. Причем в ощущениях и мыслях существа мыслящего признаки изменений состояний и свойств взаимодействующего с ним предмета в физической и интеллектуальной формах проявляются одномоментно. Понятие о «чистой абстракции» относится к трансцендентальной области существования всего существующего, и признаки ее существования не могут быть доступны наблюдению, а понятие о «конкретности» относится к данной области существования всего в ней существующего и является наблюдаемой в опыте взаимодействия существа мыслящего с физической и интеллектуальной формами существования в ней неопределенно большого множества предметов. Признаки акта взаимодействия изменений состояний и свойств единичного предмета или множества предметов с признаками изменений состояний и свойств существа мыслящего в виде чувств и мыслей определяем как явление данной области существования в действительности. Всякое «ощущаемое» и «мыслимое» существование конкретно, потому что ощущать и мыслить свое существование и существование других предметов данной области существования в возможности и действительности существо мыслящее может только как существующее в «конкретном месте» и в «конкретное время» существования.

Признаки изменения состояний и свойств предметов проявляют «стремление» к взаимодействию с признаками изменений состояний и свойств других предметов данной области существования в возможности и действительности. Причем это взаимодействие происходит одномоментно в интеллектуальной и физической форме их существования, что создает условия для «представления» о форме их образа и содержании закономерностей изменения их свойств и состояний. При этом форма и содержание конкретных предметов проявляются для существа мыслящего в форме «конкретного» предмета, а в его отсутствии для самого существующего в форме «чистой абстракции». Признаки существования предметов становятся «конкретными» благодаря основным свойствам всего существующего, к которым отнесем свойство «запоминания» изменений состояний и свойств существования в действительности и «вспоминания» изменений состояний и свойств существования в возможности. Данные свойства могут быть конкретизированы в гипотезе о том, что при «запоминании» изменений свойств в состоянии существования в действительности может происходить «поглощение» признаков существования, а при «вспоминании» изменений свойств в состоянии существования в возможности может происходить испускание «новых» признаков существования. Поэтому основным «интеллектуальным» свойством всего существующего может быть «стремление» к перевоплощению существования в неупорядоченной «чистой абстракции» в существование в оформленной «конкретности».

Можно представить, что закон «чистой абстракции» будет формулироваться относительно данной области существования в возможности и действительности для всего в ней существующего, названного нами «чистой абстракцией», за неопределенно большой период существования изменений состояний и свойств предметов этой Вселенной, представляемый существами мыслящими периодом в «миллиарды лет», для самого всего существующего проявляет признаки своего существования как «одно мгновение». «Продуктом» трансцендентальной философии не может быть «чистое знание» о «чистой абстракции», в качестве такого «продукта» может быть «чистое незнание», в основе которого формулируются «суждения» и «образы» априорной фантазии в мышлении существа мыслящего. Таким образом, первая максима трансцендентальной философии проявляется как акт созерцания мыслимых признаков «чистой абстракции», а ее путем является отвлечение от признаков изменений состояний и свойств в области существования предметов данной области, доступных для ощущений и мыслей существа мыслящего, и «выход» за область опыта его существования.

Изложенное мнение о понятии «чистой абстракции» имеет трансцендентальный характер и в опыте не может быть подвергнуто ни умозрительному доказательству, ни практическому опровержению. При этом практическое значение изложенных взглядов

состоит в том, что в них неопровержимо утверждается факт того, что существование всего существующего не зависит от наличия или отсутствия его наблюдающего во всякой области проявления признаков существования как существующего в возможности, так и существующего в действительности. Таким образом, необходимо рассматривать тот факт, что изменения свойств всего существующего существовало в развитии и будет существовать в развитии в неопределенно большом множестве циклов перевоплощения своих свойств из состояния существования в возможности в состояние существования в действительности, и наоборот, для «достижения целей» совершенствования признаков своего существования до воплощения в предметы наблюдающие эти признаки в других наблюдаемых ими предметах в неопределенно большом множестве областей возможного и действительного существования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

I. Апрелева В.А. Философия: Учеб. пос. - Курган: Пайдейя, 2006. - 633 с.

2 . Аристотель Сочинения в 4 т. Т. 1 / ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.

3. Бруно Д. О бесконечности, вселенной и мирах. / ред. В. Вандек, пер. с итальянского А. Рубина. - М.: ОГИЗ, 1936. - 259 с.

4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997. - 495 с. (Философия на пороге нового тысячелетия).

5. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Г 27 Наука логики. В 3 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1971. - 248 с.

6. Дао. Гармония мира. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 864 с. (Серия «Антология мысли»).

7. Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). - М., 2002. - 321 с.

8. Ильенков Э.В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике. Диалектика и логика. Формы мышления. - М., 1962. - С. 172-210.

9. «Квантовый кот вселенной / Эрвин Шредингер»: Алгоритм. - М., 2017. - 94 с. / http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=25553973

10. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. - М.: Территория будущего, 2005. - 304 с.

II. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 / общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; авт. вступ. статьи А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - 860 [2] с.

12. Розен Гидеон. Абстрактные объекты // Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей / под ред. Д.Б. Волкова, В.В. Васильева, М.О. Кедровой. URL = <http:/ / philosophy.ru/ abstract_objects/>

13. Файер М. Абсолютный минимум. - СПб.: Питер, 2015. - 246 с.

14. Чжуан-цзы. Путь полноты свойств. - М.: ЭКСМО, 2005. - 432 с.

15. Швырёв В.С., Рузавин Г.И. Абстрактное и конкретное. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 05.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7161

REFERENCES

1. Apreleva V.A. Philosophy: Studies. POS. Kurgan: Paideia, 2006. 633 p.

2. Aristotle Works: in 4 t. T. 1. ed. by V. F. Asmus. M.: Thought, 1976. 550 p.

3. Bruno D. O beskonechnosti, vselennoj i mirah. red. V. Vandek, per. s ital'yanskogo A. Rubina. [On infinity, the universe and the worlds. ed Vantec, translated from Italian by A. Rubin.] Moscow: ogiz, 1936. 259 p.

4. Gajdenko P.P. Proryv k transcendentnomu: Novaya ontologiya XX veka. (Filosofiya na poroge no-vogo tysyacheletiya). [Breakthrough to the transcendent: a New ontology of the XX century. (Philosophy on the threshold of the new Millennium)]. M.:Republic, 1997. 495 p.

5. Gegel' Georg Vil'gel'm Fridrih. G 27 Nauka logiki. V 3 t. T. 2. [Hegel Georg Wilhelm Friedrich. G 27 science of logic. In 3 vol. 2.]. M.: Thought, 1971. 248 p.

6. Dao. Garmoniya mira. (Seriya: Antologiya mysli) [The harmony of the world. (Series: anthology of thought).]. M.: EKSMO-Press; Kharkiv: Folio, 1999. 864 p.

7. Zinov'ev A.A. Voskhozhdenie ot abstraktnogo k konkretnomu (na materiale «Kapitala» K. Marksa). [Ascent from the abstract to the concrete (by the material of K. Marx's capital). ]. M., 2002. 321 p.

8. Il'enkov E.V. Ponimanie abstraktnogo i konkretnogo v dialektike i formal'noj logike. Dialektika i logika. Formy myshleniya. [Ilyenkov, E. V. Understanding of abstract and concrete in dialectics and formal logic. Dialectics and logic. Form of thinking]. M., 1962. PP. 172-210.

9. Kvantovyj kot vselennoj. EHrvin SHredinger: Algoritm. [Quantum cat of the universe. Erwin schrödinger: an Algorithm]. M., 2017. P. 94. Available at:

http://www.litres.ru/ pages/biblio_book/?art=25553973

10. Mach, E. Analiz oshchushchenij i otnoshenie fizicheskogo k psihicheskomu. [Analysis of sensations and the relation of the physical to the mental]. M.: Territoriya budushchego, 2005. 304 p.

11. Platon. Sobranie sochinenij v 4 t.: T. 1. obshch. red. A.F. Loseva i dr.; avt. vstup. stat'i A.F. Losev; primech. A.A. Taho-Godi; per. s drevnegrech. [Collected works in 4 volumes: vol. 1. the General editorship of A. F. Losev, etc.; ed. Intro. article Notes: A. A. Takho-godi; transl. from ancient Greek]. M.: Thought, 1990. 860 p.

12. Rosen Gideon. Abstraktnye ob"ekty. Stehnfordskaya filosofskaya ehnciklopediya: perevody iz-brannyh statej. pod red. D.B. Volkova, V.V. Vasil'eva, M.O. Kedrovoj. [Abstract objectsro the Stanford encyclopedia of philosophy: translations of selected articles. edited by D. B. Volkov, V. V. Vasi-liev, M. O. Kedrovoj. Available at: URL: <http://philosophy.ru/abstract_objects/>

13. Fire M. Absolyutnyj minimum. [Absolute minimum]. SPb.: Peter, 2015. 246 p.

14. Chzhuan-czy. Put' polnoty svojstv. [Chuang-Tzu. Property completeness path]. M.: EKSMO, 2005. 432 p.

15. Shvyrev V. S., Ruzavin G. I. Abstraktnoe i konkretnoe. Gumanitarnaya ehnciklopediya [Abstract and concrete. Humanitarian encyclopedia]. Center for humanitarian technologies, 2002 2018 (last edition: 05.08.2018). Available at: URL: https://gtmarket.ru/concepts/7161

Информация об авторе:

Кодола Валерий Григорьевич, доктор педагогических наук, академик Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике,

Московская область, Россия vkodola@mail.ru

Получена: 05.08.2018

Для цитирования: Кодола В.Г. Критика чистой абстракции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 4 -2 . с.150-155.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-150-155.

Information about the author:

Valéry G. Kodola, Doctor of Pedagogical Sciences, Academician of the International Academy of Human Problems in Aviation and Cosmonautics, Moscow Region, Russia vkodola@mail.ru

Received: 05.08.2018

For citation: Kodola V.G. Pure abstraction's critique. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. No. 4 -2. Pp. 150-155. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-150-155. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.