Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
критическое мышление / новая область психологии / обучение когнитивных процессов / цель / план мыслительных операций.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алпысова Жанна Еркиновна, Айдарова Р. Т.

Данная статья рассматривает актуальную тему «Критическое мышление». Сейчас возник кристальный интерес к мыслительным процессам и это новая область психологии, которую стали именовать обучением когнитивным процессом. Какова её основная задача, это найти применение накопленными нами знаниями о процессах и механизмах человеческого мышления, чтобы помочь людям улучшить свои мыслительные способности существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то чтобы мыслить критически и готовность к этому, так как выработка установки на критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления. И очень часто не потому что люди не умеют мыслить критически и допускают ошибки, а потому, что они не хотят этого делать, и это отражается на определении сильных и слабых качеств, то есть здесь мы видим их отношение к своим возможностям. Какие качества помогают человеку, пользующимся критическим мышлением-это готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, поиск компромиссных решений. Еще в 1945 году выдающийся математик Джордж предложил схему решения задач и которая позже легла в основу алгоритма мышления, который включает в себя четыре вопроса, на которые необходимо отвечать всякий раз, когда перед нами стоит задача, требующая применения критического мышления. И самое главное, что необходимо при развитие критического мышления, это цель. То есть вы будете уже способны составить план своих мыслительных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алпысова Жанна Еркиновна, Айдарова Р. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Б01 10.24412/2709-1201-2024-491-495

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

АЛПЫСОВА ЖАННА ЕРКИНОВНА

Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая (КазНПУ им.Абая), Алматы, Казахстан Старший преподаватель кафедры филологии и профессионально-ориентированных языков Магистр педагогических наук

АЙДАРОВА Р. Т.

Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая (КазНПУ им. Абая), Алматы, Казахстан Преподаватель кафедры практического английского языка

Аннотация: Данная статья рассматривает актуальную тему «Критическое мышление». Сейчас возник кристальный интерес к мыслительным процессам и это новая область психологии, которую стали именовать обучением когнитивным процессом. Какова её основная задача, это найти применение накопленными нами знаниями о процессах и механизмах человеческого мышления, чтобы помочь людям улучшить свои мыслительные способности существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то чтобы мыслить критически и готовность к этому, так как выработка установки на критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления. И очень часто не потому что люди не умеют мыслить критически и допускают ошибки, а потому, что они не хотят этого делать, и это отражается на определении сильных и слабых качеств, то есть здесь мы видим их отношение к своим возможностям. Какие качества помогают человеку, пользующимся критическим мышлением-это готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, поиск компромиссных решений.

Еще в 1945 году выдающийся математик Джордж предложил схему решения задач и которая позже легла в основу алгоритма мышления, который включает в себя четыре вопроса, на которые необходимо отвечать всякий раз, когда перед нами стоит задача, требующая применения критического мышления. И самое главное, что необходимо при развитие критического мышления, это цель. То есть вы будете уже способны составить план своих мыслительных операций.

Ключевые слова: критическое мышление, новая область психологии, обучение когнитивных процессов, цель, план мыслительных операций.

Abstract: This article examines the current topic "Critical Thinking". Now there is a crystal interest in thought processes and this is a new field of psychology, which has become known as cognitive learning. What is its main task, is to find an application of our accumulated knowledge about the processes and mechanisms of human thinking to help people improve their thinking abilities an essential component of critical thinking is the development of an attitude to think critically and readiness for this, since the development of an attitude to critical thinking is no less important than the development of thinking skills. And very often, not because people do not know how to think critically and make mistakes, but because they do not want to do it, and this is reflected in the definition of strong and weak students, that is, here we see their attitude to their capabilities. What qualities help a person who uses critical thinking are readiness for planning, flexibility, perseverance, willingness to correct their mistakes, search for compromise solutions.

Back in 1945, the outstanding mathematician George proposed a scheme for solving problems and which later formed the basis of a thinking algorithm, which includes four questions

that must be answered whenever we face a task that requires the use of critical thinking. And the most important thing that is necessary for the development of critical thinking is the goal. That is, you will already be able to make a plan of your mental operations.

Key words: critical thinking, new field of psychology, training of cognitive processes, goal, plan of mental operations.

Возникновение термина «критическое мышление» в области психологии и образования насчитывает немало лет. Была важна способность мыслить, всегда, но в 21 веке, когда мир вступил в период глобальных изменений, когда в постоянно меняющихся условиях требуется умение решать возникающие новые, нестандартные задачи и без навыка мыслить критически сложно обойтись.

И возникает требование времени-формирование умения критически мыслить у сегодняшних школьников-это результат нового отношения в обучении.

Давайте найдем определение критическому мышлению. В книге «Психология критического мышления» Дайан Ф. Холперн так определил одно из самых простых, передающих суть идеи: критическое мышление-это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Способность критически мыслить была важна, во все времена, но в XXI веке, когда мир вступил в период глобальных изменений, когда в постоянно изменяющихся условиях требуется умение решать возникающие новые, нестандартные вопросы, без навыка критически мыслить очень сложно обойтись.

Формирование навыков критического мышления у сегодняшних школьников -требование времени, результат новых подходов в обучении, пришедших в наши школы с новыми образовательными стандартами.

Определение критического мышления

Существует несколько определений термина «критическое мышление». В книге «Психология критического мышления» Д. Халперн выделяет одно из самых простых, передающее суть идеи: критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся

контролируемостью, обоснованностью

целенаправленностью - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений (Simon Kaplan, 1989), создание согласованных между собой логических моделей (Stahl Stahl, 1991) и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore Parker, 1994). Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.

Слово «критическое» используемое в определении, предполагает оценочный компонент.

Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда

называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.

Критическое мышление выдают за холодное и лишенное эмоциональности. Это неверный образ. Критическое мышление выдают за холодное и лишенное эмоциональности. Это неверный образ.

Желательное решение какой-либо задачи бывает часто связано с выбором ценностей, проявлением чувств и демонстрацией собственных склонностей. Вдобавок, чтобы добиться хорошего результата, неплохо взглянуть на проблему с точки зрения других людей. Такая смена точки зрения скорее увеличивает эмоциональность, чем уменьшает ее. Кроме того, критическое мышление, всилу своих психологических корней, учитывает связь мышления и чувств. Многие методы психотерапии используют когнитивные процессы - мышление, общение и понимание - в качестве средства, позволяющего повлиять на эмоциональную реакцию людей. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки являются составными частями критического мышления.

Хотя психология занималась изучением процесса мышления в течение почти всего своего более чем столетнего существования в качестве академической дисциплины, когнитивная психология, т. е. отрасль психологии, исследующая природу мышления и знания, в последние 20 лет играет в научной психологии поистине доминирующую роль. Когнитивные психологи ставят перед собой задачу изучить техники и стратегии, которые используются при решении задач, построении рассуждений и принятии решений. Также их интересует, каким образом эти способности зависят от интеллекта. Этот пристальный интерес к мыслительным процессам дал жизнь новой области психологии, которую стали именовать обучением когнитивным процессам. Ее задача - найти применение накопленным нами знаниям о процессах и механизмах человеческого мышления, чтобы помочь людям улучшить свои мыслительные способности.

Установки на критическое мышление и готовность к нему

Нельзя научиться лучше думать, просто читая книги. Существенным компонентом критического мышления является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому.

Те, кто по-настоящему умеет думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить все усилия, которые требуются для планомерной работы, выверенных действий, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Различие между возможностями и действиями

Важно различать, что люди способны сделать и что они реально делают. Такое различие называется различием между возможностями и действиями.

Бессмысленно осваивать навыки критического мышления, если вы не будете ими пользоваться.

Выработка установки на критическое мышление не менее важна, чем развитие навыков мышления. Сирс и Парсонс (Sears Parsons, 1991) определили критическое мышление с этических позиций, стараясь подчеркнуть важность установки на продуктивное мышление. Очень часто ошибки допускаются не потому, что люди не умеют мыслить критически, a потому, что они не хотят этого делать. Одно из основных различий между хорошо и посредственно использующими свои мыслительные возможности людьми, и соответственно, между сильными и слабыми учащимися - их отношение к своим возможностям.

Д. Халперн выделяет следующие качества, свойственные человеку, пользующемуся критическим мышлением:

1. Готовность к планированию. Постоянно упражняясь, каждый может развить в себе привычку планировать.

2. Гибкость. Рокич в своем известном труде (Rokeach, 1960) называет отличительными особенностями «ограниченного ума» отсутствие гибкости (ригидность) и догматизм. Человек с ограниченным умом негативно относится к любым новым идеям, заявляя: «Я и без этого всегда обходился».

Такой консервативный подход препятствует восприятию свежих идей. В противовес этому гибкая позиция включает в себя готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе, менять свою точку зрения. Человек с открытым умом способен подождать с вынесением иначе, менять свою точку зрения. Человек с открытым умом способен подождать с вынесением суждения, собирает больше информации и стремится прояснить для себя сложные вопросы.

Это не означает, что все варианты одинаково хороши или что неограниченность важнее, чем здравый смысл. Это означает лишь, что критически мыслящий человек готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена.

1. Настойчивость. Барон (Baron, 1987) в прекрасном эссе, посвященном значению установок, подчеркнул, что настойчивость крайне важна для достижения успехов в учебе. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума. Некоторые люди при виде задачи, кажущейся им трудной, не делают ни малейшей попытки ее решить. Они терпят поражение уже на старте. Другие приступают к решению, но так и не доводят дело до конца. Мышление - это напряженный труд, который требует от человека терпения и настойчивости. Он может утомить вас не меньше, чем труд физический, но способен принести даже большее удовлетворение. Специалисты обнаружили, сравнивая тех учеников, у которых были проблемы с математикой, и тех, кто показывал хорошие результаты, что успехи одних и неудачи других были прямым следствием различия в установках. Учащиеся неудачники полагали, что, если им не удается решить залачу менее чем за 10 минут, она им не пол силу. В отличие от них, хорошо успевавшие ученики, работая над сложными задачами, проявляли больше упорства.

1. Готовность исправлять свои ошибки. Все мы время от времени ошибаемся. Думающие люди, вместо того чтобы попытаться оправдать свои ошибки, умеют их признавать и тем самым учатся на них. Прислушиваясь к мнению окружающих, они стремятся понять, в чем неправы, и найти причины ошибки. Такие люди могут признать свои стратегии действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые и совершенствуя свое мышление.

2. Осознание. Психологи называют это качество метапознанием, или мета-когнитивным мониторингом. Оно подразумевает наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели. Критически мыслящие люди развивают привычку к самоосознанию собственного мыслительного процесса.

1. Поиск компромиссных решений. Групповые формы деятельности являются преобладающими в современном мире. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство. Без этого даже самые светлые головы не смогут воплотить свои мысли в конкретные дела. Главная трудность в выработке установки на критическое мышление заключается в том, что люди часто не осознают, когда действуют импульсивно или мыслят ригидно.

Алгоритм мышления

Алгоритм включает в себя четыре вопроса, на которые необходимо отвечать всякий раз, когда перед вами стоит задача, требующая применения критического мышления. Этот алгоритм должен послужить в качестве руководства, направляющего процесс мышления.

Хотя при решении всех этих задач алгоритм и критического мышления. Этот алгоритм должен послужить в качестве руководства, направляющего процесс мышления.

Хотя при решении всех этих задач алгоритм и остается одним и тем же, конкретные средства и приемы будут меняться в зависимости от характера задачи. В основе предлагаемого алгоритма лежит схема решения задач, предложенная в 1945 г. выдающимся математиком Джорджем Полья.

Следующие вопросы служат для упорядочения процесса мышления.

1. Какова цель? Четко обозначенная цель помогает направить процесс мышления в нужную сторону.

2. Что известно? Это отправной пункт

направленного мышления. Хотя это может казаться очевидным, но, когда вы станете пользоваться данным алгоритмом в реальных ситуациях, вы поймете, что приходится неоднократно возвращаться к известному.

Некоторая информация окажется достоверной, другая же может вызывать сомнения или быть неполной.

Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

1. Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? Как только вы получили представление о том, где вы находитесь (наличная информация) и в каком направлении вам следует двигаться (цель), вы уже способны составить план своих мыслительных операций. Точно так же, как и представление о том, где вы находитесь (наличная информация) и в каком направлении вам следует двигаться (цель), вы уже способны составить план своих мыслительных операций. Точно так же, как и при решении различных типов умственных задач, вам придется воспользоваться различными навыками и приемами мышления (логических выводах, анализе аргументов, проверке гипотез, принятии решений, оценке вероятности событий).

2. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении задания является, пожалуй, решающим фактором успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Д. Халперн «Психология критического мышления».

2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. -

3. 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с. : ил. - (Работаем по новым стандартам).

4. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. - 2-е изд., -Санкт-Петербург :

5. КАРО, 2018 - 144 с. - (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.