Научная статья на тему 'Критическая рецепция поэзии В. Т. Шаламова в советской прессе конца 1950-х - начала 1960-х гг'

Критическая рецепция поэзии В. Т. Шаламова в советской прессе конца 1950-х - начала 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Т. ШАЛАМОВ / Л.А. ЛЕВИЦКИЙ / "СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ" / КРИТИЧЕСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / V. SHALAMOV / L. LEVITSKY / SOVIET POETRY / CRITICAL RECEPTION / LITERARY CRITICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пащенко Дарья Олеговна

Автор статьи рассматривает советские рецензии на стихотворения В.Т. Шаламова, опубликованные в конце 1950 начале 1960-х гг. Анализируя эти источники в культурно-политическом контексте указанного периода, исследователь приходит к выводу, что характер рецепции определялся преимущественно политическими условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical reception of V. Shalamov’s poetry in Soviet press reviews of the late 1950s - early 1960s

The research focuses on the reviews of V. Shalamov’s poetry that were published in the 1950s 1960s. Having those sources analyzed in the cultural and political context of the above period the author concludes that the nature of critical reception was determined mainly by political conditions.

Текст научной работы на тему «Критическая рецепция поэзии В. Т. Шаламова в советской прессе конца 1950-х - начала 1960-х гг»

Д.О. Пащенко

Критическая рецепция поэзии В.Т. Шаламова в советской прессе конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Автор статьи рассматривает советские рецензии на стихотворения В.Т. Шаламова, опубликованные в конце 1950 - начале 1960-х гг. Анализируя эти источники в культурно-политическом контексте указанного периода, исследователь приходит к выводу, что характер рецепции определялся преимущественно политическими условиями.

Ключевые слова: В.Т. Шаламов, Л.А. Левицкий, «Советский писатель», критическая рецепция, литературная критика.

С точки зрения современного читателя, место В.Т. Шаламова в литературе однозначно и несомненно: большинству он знаком исключительно как создатель известнейшего образца лагерной прозы - «Колымских рассказов». О поэтических же произведениях Шаламова знают довольно немногие.

Однако в СССР ситуация была обратной. В конце 1950-х гг. на страницах журналов стали появляться стихи Шаламова1, а в первой половине 1960-х гг. издательством «Советский писатель» было выпущено два его поэтических сборника2. Редкий читатель мог тогда предположить, что в эпоху перестройки писательское амплуа Шаламова кардинально изменится. О существовании неких не опубликованных в СССР «Колымских рассказов» можно было догадаться, лишь прочитав письмо Шаламова в «Литературной газете» от 23 февраля 1972 г., где автор выражал протест против публикации этих рассказов в эмигрантской прессе. Их тематика и проблематика, конечно, не раскрывались3.

Поэзия Шаламова привлекла внимание литературных критиков. Но их рецензии почему-то до сих пор не привлекают внимания

© Пащенко Д.О., 2017

современных исследователей. Цель настоящей статьи - восполнить эту лакуну.

* * *

Известно, что Шаламов провел в заключении около 17 лет. Он был осужден на три года в 1929 г., повторно арестован в 1937 г., и срок неоднократно увеличивался4. В 1956 г. Шаламов был реабилитирован и получил разрешение вернуться в Москву, где он решил возобновить профессиональные занятия литературой (еще в 1930-х гг. он работал журналистом и публиковал свою прозу5). Вскоре писателю это удалось: уже в майском номере «Знамени» за 1957 г. была напечатана подборка его стихотворений «Стихи о Севере»6. Посвящены они были преимущественно описанию природы - об обстоятельствах, при которых Шаламов с северными красотами познакомился, там не сообщалось. Спустя три месяца на страницах «Литературной газеты» появился первый отзыв о них7. Он был написан поэтом Ф.П. Фоломиным. Оценка критика была положительной. Единственным недостатком он счел то обстоятельство, что мир лирического героя «мал и тесен». Природа полностью овладела его сознанием, не оставив ни строчки для описания людей, их тяжелого труда в тайге.

Намерения Фоломина не вполне ясны, потому как неизвестна степень его осведомленности в биографии Шаламова. Можно предположить, что критик сознательно игнорирует трагические события в жизни поэта, как бы выносит за скобки его лагерный опыт и ждет от бывшего заключенного не только описания природы, но и лицемерного восхваления труда тех, кто в том или ином качестве работал на Колыме. Впрочем, можно предположить и то, что Фо-ломин вовсе не догадывался, как Шаламов оказался на Севере. Но есть и третий вариант: быть может, рецензент был знаком с историей Шаламова и, высказывая формальный упрек, намекал автору на то, что догадывается о происхождении его стихотворений. Однако такого рода намек был бы понятен только автору и осведомленным критикам, но не читателю.

В 1961 г. в издательстве «Советский писатель» вышел первый поэтический сборник Шаламова, получивший название «Огниво»8. На небольшую книгу стихов обратили внимание несколько критиков.

Положительно отреагировали на сборник поэт Б.А. Слуцкий9 и литературный секретарь К.Г. Паустовского Л.А. Левицкий. Оба были возмущены несправедливо малым тиражом и отсутствием должного внимания критики к произведениям поэта. Однако у рецензии Левицкого есть важное отличие: он первым дал читателю

ясно понять, что Шаламов - знаток северных широт - трудился в тех краях вовсе не в качестве геолога. В отличие от Фоломина, слова которого можно интерпретировать по-разному, Левицкий заявляет прямо: «Горько, что почти двадцать лет Варлам Тихонович Шаламов был насильственно оторван от литературной работы»10. Разумеется, Левицкий не уточнял, каким именно образом Шала-мов был оторван от творчества, однако его намек весьма прозрачен.

Следующая рецензия на «Огниво» появилась в апреле 1964 г. в журнале «Знамя». Ее автор, писатель В.А. Приходько, пришел к такому заключению: «Пейзажная лирика приоткрывает нам характеры людей - старожилов Севера: старателей, каюров, картографов, сборщиков лекарственных трав. За стихами Варлама Ша-ламова стоит многообразная жизнь сурового северного края...»11. Замечание, касающееся «многообразной жизни» Севера, весьма любопытно. Дело в том, что критик состоял с автором в перепис-ке12, поэтому, вероятно, знал, что именно привело Шаламова на Север. Однако упоминаний об этом в рецензии не было.

В том же 1962 г. советские читатели смогли ознакомиться с рецензией критика П. Володина. Финальная строка его отзыва с позиции современного читателя могла бы показаться злой иронией: «Стихи Варлама Шаламова делают близким далекий и прекрасный уголок нашей земли»13. Вряд ли сам Шаламов пожелал бы, чтобы «прекрасный уголок» стал ближе к советскому читателю. Что же касается критика, он либо игнорировал сведения об источнике литературного материала, либо позволил себе саркастическое заявление. Ведь, как мы видели, в 1961 г. Левицкий мог открыто заявить, что Шаламов был «насильственно оторван от литературной работы». Видимо, информация об авторе распространялась среди критиков.

В начале 1964 г. вышел второй поэтический сборник Шаламова - «Шелест листьев». Первой о книге написала поэтесса В.М. Инбер14. Более всего ее внимание привлекло стихотворение «Виктору Гюго»: прочитав строки о том, как лирический герой произведения «смотрел "Эрнани" в снежной Вологде», поэтесса вспомнила «злую участь поэта», которая и привела его, как она решила, в ту самую «снежную Вологду».

Замечание это интересно по двум причинам. Во-первых, Инбер допускает явную фактографическую ошибку. В «снежной Вологде» Шаламов родился, а не находился в заключении. Поэтому речь в стихотворении идет о теплых детских воспоминаниях, а не об ужасах лагеря. Эту неточность статьи отмечал и сам Шаламов в письме к Я.Д. Гродзенскому15. Во-вторых, важно, что критик

ассоциирует упоминание о северном городе с тем фактом, что на Север Шаламова привел злой рок. О том же, что Шаламов и родился на Севере, критик или не помнит, или не знает, т. е. к моменту появления этой статьи в памяти Инбер имя Шаламова уже было связано с лагерной темой.

Следующая статья, так же посвященная второму шаламовско-му сборнику, стала, пожалуй, наиболее откровенной из всех рецензий 1950-1960-х гг. Ее автором снова выступил Л.А. Левицкий, который теперь не намекает, но прямо говорит: «Арестованный по клеветническому доносу в 1937 году, он провел долгое время в лагере и ссылке»16.

Тот факт, что сказано это было именно в «Новом мире» в 1964 г., вряд ли был случайностью. Всем хорошо известно знаковое литературное событие, произошедшее двумя годами ранее: на страницах журнала была напечатана повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Видимо, до Солженицына высказывания о том, что Шаламов также находился в заключении, могли быть слишком рискованны, причем не только для критика, но и для самого поэта Шаламова.

На этом открытые упоминания о лагерном опыте Шаламова заканчиваются. В последующих «доперестроечных» рецензиях о лагерном прошлом Шаламова не говорилось17. Когда же табу на такие заявления было снято, изменилась не только официальная биография Шаламова, но и его литературный статус: из советского поэта он превратился в прозаика-нонконформиста.

Примечания

См., например: Шаламов В.Т. Стихи о Севере // Знамя. 1957. № 5. С. 117-119; Он же. Ода ковриге хлеба; Шесть часов утра; Ветер в бухте; Сосны срубленные; Память // Москва. 1958. № 3. С. 133-134.

Шаламов В.Т. Огниво. М.: Советский писатель, 1961; Он же. Шелест листьев. М.: Сов. писатель, 1964.

См. подробнее: Бит-Юнан Ю.Г., Пащенко Д.О. Протестное письмо в литературной газете как форма управления советским литературным процессом // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 8 (17). С. 9-21. Есипов В.В. Шаламов. М.: Мол. гвардия, 2012. С. 340-341. См., например: Шаламов В.Т. Ганс // Ленинградская правда. 1935. 24 дек. С. 4; Он же. Три смерти доктора Аустино // Октябрь. 1936. № 1. С. 127-129. Шаламов В.Т. Стихи о Севере // Знамя. 1957. № 5. С. 117-119.

2

3

7 Фоломин Ф.П. Голоса природы // Литературная газета. 1957. 3 авг.

8 Шаламов В.Т. Огниво. М.: Сов. писатель, 1961. Слуцкий Б.А. Огниво высекает огонь // Литературная газета. 1961. 5 окт. Левицкий Л.А. Рец. на кн.: Шаламов В.Т. Огниво. М.: Сов. писатель, 1961 // Новый мир. 1961. № 12. С. 239.

Приходько В.А. Характер мужественный и цельный // Знамя. 1962. № 4. С. 221. Приходько В.А. Варлам Шаламов: пророк, а не мастер // Московская правда. 2001. 14 сент.

Володин П. Обновление // В мире книг. 1962. № 7. С. 33. Инбер В.М. Вторая встреча с поэтом // Литературная газета. 1964. 23 июня. См.: В.Т. Шаламов Я. Д. Гродзенскому 2 июля 1964 г. // Гродзенский С.Я. Воспоминания об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове. М.: Проспект, 2016. С. 97.

Левицкий Л.А. Судьба, не ремесло... // Новый мир. 1964. № 8. С. 261. См., например: Нагаев Д. В поэтическом измерении // Литературная газета. 1965. 18 дек.; Красухин Г.Г. Человек и природа // Сибирские огни. 1969. № 1. С. 181-183; Ростовцева И.И. Стиха невозмутима мера // Москва. 1973. № 9. С. 218-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.