Научная статья на тему 'Критическая масса материаловедения'

Критическая масса материаловедения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критическая масса материаловедения»

КРИТИЧЕСКАЯ МАССА МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Одним из важнейших принципов университетского образования остается фундаментальность знаний, зависящая от уровня науки высшей школы. Хотя время от времени приоритеты смещаются, и опять не менее значим для нас принцип социальной справедливости, именно фундаментальное университетское образование определяет его профессиональный уровень [1]. Цивилизованное общество всегда заинтересовано в том, чтобы необходимое число людей сохраняло и развивало достижения науки [2].

Интересный анализ взаимосвязи одной из моделей образования с математической моделью теории горения, используемой скорее в качестве красивой метафоры, проясняет важность понятия критическая масса образования. Если кусок угля довольно долго нагревать до определенной невысокой температуры - уголь не загорится, то есть, если прекратить подачу тепла, не достигнув критической температуры, то тело остынет, однако, перейдя соответствующую температурную грань, оно само начинает гореть и даже давать тепло. Фундаментальность университетского образования обеспечивается в том случае, когда подобного рода «критические значения» знаний удается преодолеть в различных дисциплинах, в том числе и «Материаловедении»[3].

С наступлением нового тысячелетия начинается эра нанотехнологии. Технический прогресс направлен в сторону разработки более мощных, быстрых, компактных и изящных машин. Пределом такого развития можно считать машины, размером с молекулу. Машина, построенная из ковалентно связанных атомов, чрезвычайно прочна, быстра и мала.

По прогнозам ученых, нанотехнологии XXI века произведут такую же революцию в манипулировании материей, какую в XX произвели компьютеры в манипуляции с информацией, а их развитие изменит жизнь человечества больше, чем освоение письменности, паровой машины или электричества.

Для развития материаловедения крайне важна фундаментальная (стержневая) компонента изучаемой дисциплины, так как количественная информация и номенклатура материалов постоянно обновляются и в рамках существующих часов невозможно дать всю эмпирику, которая постоянно прибывает. Только в этом случае специалист XXI будет лабилен и приспособлен к постоянно меняющейся ситуации в современной рыночной экономике. Заучивание без понимания таких сложных университетских курсов, как материаловедение, приводит только к «тлению», в лучшем случае к «горению», но всё равно без «отдачи тепла».

Анализ теоретических работ и образовательной практики показывает, что исследования направляются на повышение системности, фундаментальности и усиление прикладной значимости обучения по общепрофессиональным дисциплинам. Однако на практике недостаточно реализуются проектируемые инструментальные средства с более совершенными дидактическими функциями, которые облегчают восприятие, осознание, анализ и применение знаний, координируют сенсорику и интеллектику, соединяют статические свойства наглядности и динамические свойства ориентировочных основ действий, становятся посредником между изучаемыми объектами и мышлением.

Из исследований по информационной и инженерной психологии известно, что человеческий глаз может воспринять поток информации со скоростью 3-10 млн. бит/с, органы слуха - 20-50 тыс. бит/с. Однако канал связи, по которому семантическая информация поступает в блок сознания (оперативной памяти), обычно пропускает (по данным различных авторов) лишь не более 18-50 бит/с.

Если с физиологической точки зрения такой подход можно считать оправданным, то с педагогической точки зрения это не совсем так. Главное состоит в выборе тех средств, которые в каждой конкретной ситуации полнее и лучше реализуют дидактические функции. Качественно иного уровня усвоения материала можно достичь, когда сами студенты производят познавательные действия со вспомогательными средствами. То есть, хотя учебный процесс стимулируется внешним средством, однако сущест-

венное наращивание знаний происходит благодаря его познавательной деятельности.

Последнее положение часто игнорируется в литературе, и на первый план выдвигается утверждение о необходимости максимально широко использовать зрительный канал, действительно обладающий большей пропускной способностью. С этим положением нельзя полностью согласиться. Следует также учитывать закономерности мышления, что правое полушарие обеспечивает целостное восприятие внешнего мира, а левое преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами.

Правое полушарие развертывает и формирует пространства возможных объектов и их признаков, а левое находит в них место конкретным воспринимаемым объектам и признакам (Л. Витгенштейн, В.В. Иванов и др.). Если предположить, что эти функции выполняются не только при эмпирическом мышлении, но и при теоретическом - на моделях-заместителях, то представление и анализ знаний на естественном языке должны поддерживаться адекватными инструментами, так как преобладание вербальной формы представления информации затрудняет участие правого полушария в познавательной деятельности. Но так как традиционные наглядные пособия и иллюстрации не поддерживают процессы переработки информации, следовательно, инновационные средства должны задействовать оба полушария головного мозга. Экспериментально подтверждено положение о том, что лучшее запоминание достигается при совместном и одновременном использовании слухового и зрительного каналов в практике обучения.

Педагогическая функция дидактических инструментов заключается в том, чтобы сформировать адекватный образ изучаемого фрагмента действительности и расширить чувственный опыт. Но главное - в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений, установить связи и отношения между частями целого, а также внешней средой, подвести к надлежащим научным обобщениям.

Мы предлагаем функцию ориентировочных основ учебных действий и вербального контекста моделирования возложить на когнитивные карты. Совместное и последовательное применение орудийного, многомерного и деятельного подходов служит методологической основой создания когнитивных карт - дидактических многомерных инструментов нового поколения, как средство для формирования познавательных системных навыков студентов технического вуза.

Формирование системности мышления студента-заочника осуществляется благодаря навыку программирования операций анализа и синтеза, а также опоры внешнего и внутреннего планов на учебные и технологические модели, необходимые при проектировании и моделировании знаний, экспликации и визуализации проблемных ситуаций, поиске их решений.

Объективным условием для систематизации знаний студента является логическая структура учебного предмета, инструментально разработанного преподавателем.

«Когнитивная карта» - это ментальная репрезентация человека о пространственной организации окружающей среды, субъективная картина, имеющая пространственные координаты, схематичное отображение причинно-следственных связей в объекте исследования, призванная обозначить характер и структуру проблемной ситуации. Основываясь на принципе преемственности научного знания, дидактические многомерные инструменты общего среднего образования являются базисом когнитивных карт.

Спроектированный в соответствии с целями и содержанием обучения на основе когнитивных карт, авторский дидактический комплекс по дисциплине «Материаловедение» [4]. Познавательный потенциал комплекса реализуется при помощи дидактического обеспечения функций эмпирического и теоретического мышления в каждой компоненте учебной деятельности:

• Содержательной: заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы: дедуктивно-логический каркас завершенных блоков многомерного информационного пространства, представленных графически;

• Мотивационной: опыт, эрудиция и убеждения студента, установка на восприятие наглядного представления связей и отношений в структуре предмета, логика построения содержания закладывают основу для степени осознания потребностей, понимания целей и задач учебной деятельности;

• Ориентировочной: когнитивные карты соединяют статические свойства наглядности и динамические свойства ориентировочных основ действия, направляют мыслительную деятельность человека в процессе восприятия информации, анализа и применения знаний;

• Исполнительной: фрактально (повторение ограниченного числа операций) смоделированный учебный материал стимулирует последовательный процесс поэлементного формирования умений осуществлять мыслительную деятельность человека в процессе

восприятия, при этом осмысленность и обобщенность достигается пониманием сущности предметов;

Одна из главных методических проблем преподавания дисциплины «Материаловедения» заключается в том, что необходимо наглядно, корректно и достаточно просто показать фундаментальное единство и специфику различий в структуре и свойствах материалов через рассмотрение следующей логической цепочки: состав - тип связи - структура (строение) - свойство материала. Как эта проблема решается, при помощи когнитивных карт покажем на примере (рис.1) из авторского дидактического комплекса [5].

Термической обработкой пользовались с древнейших времен. Только в 1868 г. великий русский металлург Дмитрий Константинович Чернов обнаружил, что сталь при нагреве претерпевает при определенных температурах структурные изменения. Охлаждение аустенита с требуемой скоростью - это этап термообработки, который является важным моментом, так как при этом формируется окончательная структура, которая определяет свойства конструкции детали.

Обработка металлов и сплавов, заключающаяся в их нагреве, выдержке при высоких температурах и охлаждении в режимах, необходимых для получения желаемого внутреннего строения и рационального сочетания свойств, называется термической обработкой.

Как всякое фазовое превращение, превращение аустенита в перлит (А0,8%с ^ П(Ф002%С + Ц 6,67%с)) идет путем возникновения зародышевых центров и их роста, причем ведущей фазой является цементит: вблизи пластин цементита появляются обедненные по углероду участки аустенита, которые превращаются в феррит. Таким образом, поочередного возникновения цементита и образование из обедненных участков феррита и происходит превращение аустенита в перлит.

Продуктом превращения является феррито-карбидная смесь пластинчатого строения различной степени дисперсности (пластинки феррита и цементита различной толщины, размеры которых указаны на шкале карты) в зависимости от степени переохлаждения, чем выше скорость охлаждения, тем больше степень переохлаждения его. Чем ниже температура распада аустенита, тем дисперснее смесь и тем выше ее твердость.

При малых степенях переохлаждения образуется довольно грубая смесь, называемая перлитом (НВ=190). При большем переохлаждении феррито-карбидная смесь более тонкая и называется сорбитом (НВ=250). При еще большем переохлаждении возникает настолько мелкая феррито-карбидная смесь, что ее строение не

различимо в оптический микроскоп. Смесь эта называется троо-ститом (НВ=375).

Когнитивная карта “Структурные превращения аустенита в стали У8 при ее охлажден ии с различными скоростями”

1,00

0,60

0,30

3 0,25

2

% 0,1

Аустенит

Охлаждение с печью со скоростью менее

Сорбит

0,10

Рис. 1

Если аустенит переохладить ниже мартенситной точки, когда диффузия атомов углерода невозможна, то происходит бездиффузи-онное превращение: А0,8% ^ М0,8% Мартенсит является перенасыщенным раствором углерода Fea. Особенности межатомного взаимодействия в мартенсите, сочетающие металлическую и ковалентную связи в его кристаллической решетке, являются основной причиной, предопределяющей его очень высокую твердость и хрупкость.

Представленная когнитивная карта позволяет наглядно представить зависимость между скоростью охлаждения аустенита, которая определяется средой охлаждения, структурой и проанализировать механические свойства материала. Так решается одна из главных методических проблем преподавания дисциплины «Материаловедения» - наглядно, корректно и достаточно просто показать фундаментальное единство и специфику различий в структуре и свойствах материалов.

По словам Аристотеля, логика лишь инструмент, придающий науке форму. Если студент ставит цель понять, то сложная техническая информация должна подвергаться в его мышлении преобра-

зованию: анализу, синтезу, сравнению, обобщению с помощью когнитивных карт.

Найти каждому материалу оптимальное применение - это задача исследователей и практиков, выполнение ее возможно, если сделать науку не только познающей, но и понимающей. На что похож фуллерен и чем уникальна нанотрубка, как создать автомобили на экологически чистых топливных ячейках, самоочищающиеся покрытия - вопросы, ответы на которые предстоит решить специалистам в XXI веке. Знание - это сила в буквальном смысле слова, это научный, экономический и военный потенциал государства.

Приведенный пример показывает, что пока возникает стремление преодолеть «критические значения» знаний для того, чтобы «горение» было с «отдачей тепла», пока работает творческая мысль, всегда будет поиск методов представления критической массы дисциплины, использование технологий, ориентированных на приоритетное развитие человеческой личности, прежде всего, ее способности к саморазвитию и самореализации.

Решение этой проблемы мы предлагаем в виде авторского дидактического комплекса, инструментально проработанного учебного материала дисциплины «Материаловедение» в виде когнитивных карт [5]. Освоение нового - многомерного - способа (инструмента) мыслительных действий во внешнем и внутреннем планах с помощью когнитивных карт позволяет снять противоречие между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащённости преподавателя и студента дидактическими инструментами.

Роль инновационного средства как «виртуального собеседника» в том, чтобы помогать «сгущать» и прояснять информацию, формулировать вопросы и генерировать нестандартные идеи, а значит, заставлять мыслить самостоятельно.

1. Еровенко В., Михайлова Н. Рационализм в современном познании // Высшее образование в России № 6, 2000.

2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997.

3. Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов. -Москва : Металлургия, 1977.

4. Мозберг Р.К. Материаловедение. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1991.

5. Посягина Т.А., Мамцев А.Н., Штейнберг В.Э. Педагогический паспорт авторского дидактического комплекса по дисциплине «Материаловедение» г. Мелеуз, филиал МГУТУ, 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.