Научная статья на тему 'Критерий достижимости в управлении процессом формирования компетенций обучающихся'

Критерий достижимости в управлении процессом формирования компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ ДОСТИЖИМОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ATTAINABILITY CRITERIA / COMPETENCE / SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Елена Владимировна, Сангаджиева Надежда Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций с позиций их оценки в условиях реализации ФГОС. Показана возможность применения процессного подхода для детализации компетенций при построении учебного плана по дисциплинам. Разработана и обоснована структура критерия достижимости. Особенностью предложенного подхода является учет компетенций показателей личных качеств обучающихся. Приведен пример расчета критерия достижимости по результатам педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Елена Владимировна, Сангаджиева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTAINABILITY CRITERIA IN THE MANAGEMENT PROCESS FORMATION OF THE COMPETENCES WHICH ARE TRAINED

In article problems of forming of competences are examined from positions of their estimation in the conditions of realization of FGOS. The possibility of application of process approach for specification of competences at creation of the curriculum on disciplines is shown. The structure of attainability criterion is worked out and reasonable. Feature of the offered approach is the accounting of competences of indicators of the personal qualities which are trained. The example of calculation of attainability criteria by results of pedagogical experiment in the Military Academy of Strategic Rocket Forces is given.

Текст научной работы на тему «Критерий достижимости в управлении процессом формирования компетенций обучающихся»

УДК 378.146

Борисова Е.В., Сангаджиева Н.А.

КРИТЕРИЙ ДОСТИЖИМОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций с позиций их оценки в условиях реализации ФГОС. Показана возможность применения процессного подхода для, детализации компетенций при построении учебного плана по дисциплинам,. Разработана и обоснована структура критерия достижимости. Особенностью предложенного подхода, является учет компетенций показателей личных качеств обучающихся. Приведен пример расчета критерия достижимости по результатам педагогического эксперимента.

Ключевые слова: критерий, достижимости, компетенции, система информационной поддержки.

Borisova E.V., Sangadjieva N.A.

THE ATTAINABILITY CRITERIA IN THE MANAGEMENT PROCESS FORMATION OF THE COMPETENCES WHICH ARE TRAINED

In article problems of forming of competences are examined from positions of their estimation in the conditions of realization of FGOS. The possibility of application of process approach for specification of competences at creation of the curriculum, on disciplines is shown. The structure of attainability criterion is worked out and reasonable. Feature of the offered approach is the accounting of competences of indicators of the personal qualities which are trained. The example of calculation of attainability criteria by results of pedagogical experiment in the Military Academy of Strategic Rocket Forces is given.

Keywords: attainability criteria, competence, system, of information support.

Переход на новые образовательные результаты в системе высшего образования обусловливает необходимость исследования проблематики подходов к проведению измерений комплексных образовательных достижений курсантов как средств информационного обеспечения процессов оценки и динамики формирования компетенций. Цель работы — на основе проведенного анализа основных характеристик образовательных программ с точки зрения траектории приобретения и развития компетенций — обосновать процедуры интегральной оценки индивидуальных достижений обучающихся и разработать структуру критерия достижимости в процессе их формирования. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа нормативных документов ФГОС ВПО последнего поколения; документов по организа-

ции и внедрению систем управления качеством в высшей школе; литературы по теории информации; учебно-методических комплексов и рабочих программ по направлениям подготовки; научных статей в периодических изданиях, посвященных аналогичным исследовательским проблемам. Методологический потенциал включает интегральный метод оценки сложных объектов и междисциплинарный подход к педагогическим проблемам с позиции теории информации.

Проблема контроля успеваемости, как элемента качества образовательного процесса, всегда занимала важное место в теории и практике обучения. Переход высшей школы на ФГОС, в котором образовательный результат ориентирован на формирование и развитие компетенций, в значительной степени актуализирует

данную проблему. Отсутствие единого подхода в вопросах измерения компетенций значительно затрудняет понимание того, как и что мы измеряем, а также делает неоднозначной интерпретацию результатов учебной деятельности. По количественным оценкам учебных достижений опосредованно можно судить о степени личностного развития обучающихся, которое обеспечивают: полнота и глубина знаний, конкретность и обобщенность ответов, гибкость мышления, системность и систематичность учебной работы, опыт практической и творческой деятельности, адекватность и осознанность в обучении, упорство, собранность, целеустремленность, усидчивость, мотивация, ценностно-смысловое отношение к обучению.

Контроль успеваемости, как элемента качества подготовки курсантов, в системе военного образования принято подразделять на текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию. В практике деятельности военно-учебных заведений организационные формы обучения реализуются в конкретных видах учебных занятий, в зависимости от которых контроль в разной степени может быть направлен на уровень знаний, умений, навыков (ЗУН) и компетенций с учетом личных качеств обучающегося [3]. Определим содержание перечисленных понятий в аспекте их оценивания. Знания — переработанная субъектом деятельности информация, получившая «свое место» в системе представлений человека о себе и окружающем его мире, которая имеет для него ценность. Проявляется элементами «что и почему делать». Умения — усвоенный субъектом деятельности способ контролируемого, успешно выполняемого действия на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Проявляется элементами «как делать». Навыки — способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Про-

является элементами «делает». Личные качества индивида — свойства функциональных систем индивида, реализующих отдельные психические, познавательные и психомоторные функции. Вместе с тем, как отмечено в ряде исследований по педагогике и психологии военного образования, на процесс формирования и развития компетенций оказывают существенное влияние самостоятельность, восприимчивость к новому, системность, память, правильность, выразительность, ясность, точность, уместность, логичность, способность выделять риски, активность, целеустремленность, настойчивость, внутренняя дисциплина, ответственность, толерантность, умение слушать и слышать, умение ориентироваться в аудитории, открытость [4]. Среди личных качеств, с точки зрения информационного обеспечения, можно выделить две группы: наблюдаемые (быстрота реакции, добросовестность, заинтересованность в результате, коммуникативная компетентность, способность к обучению, гибкость мышления, возможность действовать в состоянии неопределенности и брать на себя ответственность за принятые решения, наличие междисциплинарных знаний, творческая самостоятельность, способность к саморазвитию) и измеряемые (исполнительность, аккуратность, грамотность, дисциплинированность, стрессоустойчивость, внимательность) .

Согласно ФГОС, компетенции формируются в нескольких учебных дисциплинах, особенно это характерно для группы общекультурных и профессиональных компетенций. Индивидуальная оценка достижений курсанта основана на учете накапливаемых баллов при выполнении обязательных учебных поручений и степени усвоения пройденного материала по результатам сдачи контрольно-тестовых (проверочных) заданий за весь период формирования компетенций [1]. В соответствии с графиком учебного процесса (допуск к лабораторным занятиям,

выполнение домашнего задания, курсовых работ, самостоятельная подготовка) курсанты в силу своих личных особенностей и развитости коммуникативной компетентности показывают различные личностные результаты.

Система информационного сопровождения процесса формирования компетенций курсантов, являясь частью учебно-воспитательного процесса, предусматривает возможность диагностики, анализа и составления прогноза для оптимизации профессионального развития специалистов. Она обеспечивает управление информационными потоками, интегрированными в учебный процесс, и позволяет контролировать текущее состояние на основе сбора и анализа данных, устанавливать характер изменений значимых показателей, производить интеллектуальный анализ влияющих причин и факторов, формировать рекомендации по повышению качества образовательных процессов. Цель функционирования системы информационного сопровождения состоит в последовательном контроле компетентностных показателей с целью: поддерживать и распространять положительный опыт, а при негативных проявлениях своевременно распознавать и устранять причину этих изменений. Компетенции являются интегральными характеристиками личности, проявляющимися в пересечении всех составляющих: знания, умения, навыки, личные качества. С точки зрения теории множеств, пересечение— это множество, которому принадлежат те и только те элементы, которые одновременно принадлежат всем данным множествам. На этом основании разработана структура критерия достижимости, которую можно представить как среднее геометрическое оценок компонент в следующем виде:

КА — -у Кзи • КуЫ • ^нав • ^лк)

где:

Кзи — баллы, набранные в результате текущего контроля знаний;

Кум — баллы, набранные в результате текущего контроля умений;

К1тв — баллы, набранные в результате текущего контроля навыков;

Клк — баллы, набранные в результате текущего контроля личных качеств.

Значение компонент критерия достижимости рассчитывается по аналогичной формуле. Заметим, что в приведенной формуле не учитывается весовой коэффициент отдельного элемента множества как показатель его значимости в процессе формирования конкретной компетенции. Сущность критерия достижимости весовые коэффициенты не изменяют, а вопрос их определения и обоснования выходит за рамки данной статьи. В случае, если хотя бы одна компонента имеет нулевое значение, то и критерий достижимости уровня сформированное™ компетенции, с очевидностью, принимает нулевое значение. Предельное значение критерия равно единице (или 100 %), чем ближе полученное значение к единице, тем лучше сформирована данная компетенция конкретного курсанта в учебной дисциплине (модуле). Электронный журнал, являющийся частью системы информационной поддержки учебного процесса, содержит результаты каждого опроса и сопутствующих измеряемых личностных качеств. С заданной периодичностью рассчитывается критерий достижимости в рамках изучаемых дисциплин для каждого обучающегося. Результаты сохраняются в информационной системе сопровождения учебного процесса по кафедрам, с детализацией по предметам и преподавателям. Если учебный процесс предусматривает модульный принцип изучения дисциплин, то критерий достижимости рассчитывается по каждому модулю. При регламентировании образовательного процесса посредством зачетных единиц можно рекомендовать три измерения те-

Таблица 1 - Показатели и уровиевые характеристики для оценки проявления личностных

качеств (фрагмент)

Пороговые значения Описание уровневых характеристик

Показатель: Индивидуальная работа

0,12 Ограниченные проявления знаний и умений, которые применяются в контролируемой преподавателем среде

0,37 Достаточные общеобразовательные знания, но ограниченный практический опыт, требующий коррекции со стороны преподавателя

0,67 Значительные практические и теоретические знания и способность применять их в четко определенных границах с минимальной поддержкой преподавателя

0,87 Грамотное и самостоятельное применение знаний для обоснования аргументов, вынесения суждений

1 Системное освоение специализированной области способность к анализу, оценке и синтезу новых идей в контексте исследований

Показатель: Аккуратность с позиции документирования задания,

0,12 Не соблюдение норм оформления документа

0,37 Отдельные нарушения при оформлении документа (например, отсутствие содержания, сквозной нумерации, подписей рисунков, названий таблиц и т. д.)

0,67 Незначительные нарушения в оформлении документа

0,87 Соблюдение норм оформления текста, заданных образцом, присутствуют незначительные ошибки, неточности

1 Соблюдение норм и правил оформления текста и графики в полном объеме

кущего контроля в рамках одной зачетной единицы [2].

Электронные оценочные бланки или журнал должны позволять фиксировать достигнутый (измеренный) уровень по каждому элементу критерия. Анализ заполненных бланков позволяет отмечать динамику, основные пробелы и успехи в освоении того или иного раздела (модуля) дисциплины, включая показатели предыдущего измерения. С целью стандартизации оценочных процедур по компоненте крите-

Для военных специалистов исполнительность является особо важным профессиональным качеством, поэтому оценивание данного показателя осуществляется следующим порядком:

— существенное нарушение установленных сроков выполнения работы даже при па-

рия «личные качества» предложена квинтиль-пая шкала, пороговые значения которой определяются логистической функцией: 0,12; 0,37; 0,67; 0,87; 1. В таблице 1 (фрагмент) приведены показатель, и уровиевые характеристики, рекомендуемые для пороговой оценки проявлений личностных качеств в процессе формирования компетенций курсантов (индивидуальная работа, групповая работа, профессиональная грамотность, осознанная интеллектуальная деятельность, аккуратность с позиции документирования заданий).

личии уважительной причины оценивается в 0 баллов;

— нарушение установленных сроков — 0,4 балла;

— выполнение установленных сроков — 1 балл;

- досрочное выполнение задач — 1,2 балла.

Кроме традиционной проверки знаний через тесты, письменные задания, контрольные работы, экспресс-опросы и расширенные опросы, ориентированные на знания и понимание, педагогу становятся нужны и другие методы и подходы в оценивании. Методы, ориентированные на компетенции, должны показать уровень «делания», то есть компетентности в определенной области, например, профессиональной комму-

никации [5]. Продемонстрируем на примере проведенного педагогического эксперимента в ВА РВСН имени Петра Великого элементы контроля формирования компетенций курсантов с расчетом критерия достижимости. В процессе изучения специальной дисциплины учебного плана в ходе выполнения курсантами лабораторного практикума получены оценочные значения по компонентам критерия достижимости (см. формулу 1), данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Покомпонентные измерения формируемой профессиональной компетенции

(фрагмент)

Обучающийся КЗИ К К ^нав К КА

Курсант 1 0,57 0,71 0,68 0,67 0,66

Курсант 2 0,47 0,47 0,47 0,47 0,47

Курсант 3 0,5 0,47 0,37 1 0,54

Курсант 4 0,8 0,7 0,82 0,87 0,79

Курсант 5 0,37 0,37 0,37 1 0,47

Следует отметить, что если критерий принимает значение ниже установленного уровня (менее 0,5), то это означает, что на данном образовательном этапе компетенция не сформировалась; такая ситуация служит сигналом для курсанта и преподавателя о необходимости корректировки и приложении дополнительных усилий. Детализация критерия достижимости на составляющие компоненты позволяет выявить наиболее слабые места курсантов и целенаправленно реализовать педагогические воздействия, Например, у двух курсантов значение критерия достижимости КА =0,47, но у одного все компоненты 0,47, а у второго значение критерия сформировалось преимущественно за счет личных качеств, получивших оценку — 1 при уровнях остальных компонентов — 0,37. Выявленные проблемные элементы из состава критерия достижимости позволяют индивидуализировать образовательный процесс, более эффективно реализуя «субъект-субъектную» парадигму. Отметим некоторые процедуры в систе-

ме управления формированием компетенций: определение тенденций изменения в уровнях компетенций; анализ влияющих факторов и рекомендации о воздействующих мероприятиях; получение информации о достигнутых уровнях компетенций. Организация сопровождения процесса формирования компетенций курсантов с поэтапным расчетом критерия достижимости позволяет осуществлять коррекцию обучения и адаптации, индивидуального личностного и профессионального развития, позволяет разрабатывать планы индивидуальной профессионализации специалистов, корректировать процесс формирования и сохранения воинских коллективов, способствует обеспечению слаженности учебно-воспитательной работы подразделений. Необходимо заметить, что реализация процедур сопровождения процессов формирования компетенций предполагает ряд организационных и методических трудностей, к которым можно отнести:

одноразовые, но значительные временные затраты и персональные усилия кафедр и преподавателей на разработку унифицированных критериев и требований для компетентностной оценки учебных достижений;

рациональная организация деятельности профессорско-преподавательского состава в вопросах учета индивидуальных показателей обучающихся по различным видам образовательной деятельности;

адекватное функционирование информационной системы сопровождения в рамках общей системы контроля качества образо-

вательных процессов вуза.

Проведенный анализ источников, теоретические исследования и расчеты отражают как само наличие проблемы, так и возможные пути ее разрешения. Сформулирована и обоснована гипотеза, что при проведении контрольно-проверочных мероприятий по систематической оценке индивидуальных достижений обучающихся следует придерживаться модульного принципа сбора данных, выраженных в интегральном показателе — критерии достижимости, что вполне соответствует современным тенденциям организации образовательного процесса в вузе.

Литература

1. Борисова Е.В. Квалиметрия компетенций: методологические подходы и методы: Монография. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 152 с.

2. Борисова Е.В., Галочкин А.Н. Об оценке частоты опросов в процедурах мониторинга компетентностных достижений обучающихся / / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — Изд-во: Пензенский государственный университет, № 2(34), 201 Г, С. 164-174.

3. Военная дидактика: Учебник / под общей редакцией В.Г. Михайловского. 2-е изд., пере-

раб.. —М.:ИД «Куприянова». 2010.^503 с.

4. Дробот И.С., Усатенко О.В. Акмеологическое сопровождение профессионализации военнослужащих: Учебное пособие / под общ. ред. В.Б. Титова. М.: В А РВСН имени Петра Великого. 2012. — 210 с.

5. Сангаджиева H.A. Подход к оценке коммуникативной компетенции в интерактивной игре // Журнал «Инновационная наука». — Уфа: Изд-во «Аэтерна», № 8-1 (8), 201 Г, С. 142147.

Рецензент: доктор педагогических наук Иванова И.О.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.