Развитие территорий. 2022. № 1. С. 51—58. Territory Development. 2022;(1 ):51 —58.
Проблемы развития экономики и управления
Научная статья УДК 332.1
DOI: 10.32324/2412-8945-2022-1-51-58
КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
ИХ РАЗВИТИЕМ
Николай Владимирович Ворошилов
Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Российская Федерация, niks789@yandex.ru
Аннотация. С 2019 г. в России инициированы процессы развития сельских агломераций, поддержка проектов по развитию которых предусмотрена государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Вместе с тем в субъектах Российской Федерации формирование сельских агломераций происходит стихийным путем, без каких-либо конкретных критериев выделения агломераций и определения их состава. В связи с этим целью данной статьи является обоснование критериев выделения сельской агломерации. Апробация данных критериев проведена на материалах Вологодской области. Также предложен механизм (модель) управления формированием и развитием сельских агломераций в системе пространственного развития региона.
Ключевые слова: сельские агломерации, сельские территории, социально-экономическое развитие, механизм управления, критерии, Вологодская область
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-2019.2020.6 «Управление комплексным социально-экономическим развитием северных сельских территорий в контексте реализации государственной политики регионального развития».
Для цитирования: Ворошилов Н. В. Критерии выделения сельских агломераций и механизм управления их развитием // Развитие территорий. 2022. № 1. С. 51—58. DOI: 10.32324/2412-8945-2022-1-51-58.
Problems of economic development and management
Original article
CRITERIA FOR SELECTING RURAL AGGLOMERATIONS AND THE MECHANISM FOR THEIR DEVELOPMENT MANAGEMENT
Nikolay V. Voroshilov
Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation, niks789@yandex.ru
Abstract. Since 2019, the processes of development of rural agglomerations have been initiated in Russia, support for projects for the development of which is provided for by the state program of the Russian Federation "Integrated Development of Rural Territories". At the same time, in the subjects of the Russian Federation, the formation of rural agglomerations occurs spontaneously, without any specific criteria for identifying agglomerations and determining their composition. In this regard, the purpose of this article is to substantiate the criteria for identifying a rural agglomeration. Approbation of these criteria was carried out on the materials of the Vologda region. A mechanism (model) for managing the formation and development of rural agglomerations in the system of spatial development of the region is also proposed.
Keywords: rural agglomerations, rural areas, socio-economic development, management mechanism, criteria, Vologda Oblast
The article was prepared with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation No. MK-2019.2020.6 "Management of the integrated socio-economic development of the northern rural areas in the context of the implementation of the state policy of regional development."
For citation: Voroshilov N. V. Criteria for the allocation of rural agglomerations and the mechanism for managing their development. Territory Development. 2022;(1):51—58. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-2022-1-51-58.
Одной из задач по достижению цели пространственного развития России, обозначенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р), является сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий за счет повышения устойчивости
© Ворошилов Н. В., 2022
системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий.
При этом, согласно данной Стратегии, повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий (учитывая плотность населения, различный характер освоения и использования таких территорий, природные условия, удаленность от крупных городов) планируется путем содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и пред-
принимателей различными видами услуг — отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационной сферы, в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и др.).
В качестве перспективных центров экономического роста Российской Федерации обозначены: 41 крупнейшая и крупная городская агломерация; ряд городов с общей численностью населения менее 500 тыс. человек; города, являющиеся административными центрами субъектов Российской Федерации, и прилегающие к ним муниципальные образования с общей численностью населения менее 500 тыс. человек; перспективные минерально-сырьевые и агропромышленные центры; перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
В свою очередь, малые и средние города, а также крупные сельские населенные пункты и их скопления могут и должны стать ключевыми центрами экономического роста регионального, межмуниципального и муниципального значения, противовесами городским агломерациям, большим и крупным городам.
В развитии сельских территорий России накопилось множество проблем, для решения которых требуется разработка специальных механизмов, обеспечивающих повышение эффективности использования их потенциала, создания стимулов для активизации их развития, в том числе на основе развития взаимодействия с городами и другими населенными пунктами [1]. Одним из таких механизмов может быть формирование сельских агломераций и целенаправленной системы управления их развитием.
Мировой и российской практикой, а также исследованиями ученых показана возможность формирования не только городских, но и сельских, а также сельско-городских агломераций (при наличии в их составе малых и средних городов и поселков городского типа). В работе П. Д. Косинского, В. В. Меркурьева, А. В. Харитонова дано следующее определение сельской агломерации — это «форма организации жизнедеятельности нескольких сельских поселений или групп поселений в рамках ограниченной территории, объединенных общими трудовыми, финансовыми, материальными, информационными ресурсами на взаимовыгодном и эффективном их использовании, представляющая собой сложную социально-экономическую систему, имеющую интенсивные внутренние связи» [2, с. 452].
Российскими учеными [2—6] обозначены отдельные специфические особенности развития сельских агломераций:
— ядрами сельских агломераций могут быть один или несколько крупных сел, поселков, а также малых городов, которые характеризуются наличием взаимодействия с другими населенными пунктами, формируя в отдельных случаях ареалы сплошной жилой застройки;
— в зонах влияния средних, больших и крупных городов могут быть и сельские агломерации, что формирует в данном случае смешанные сель-ско-городские агломерационные формы расселения;
— определение состава и границ сельских агломераций возможно как с использованием стандартных географических методов (картографический метод, дешифровка космических снимков, измерение на местности межселенных расстояний), так и социологических (анкетные опросы и интервью жителей, представителей органов местного самоуправления) и методов экономических наук (исследование демографических процессов в агломерации, анализ социально-экономических, инфраструктурных, экологических и градостроительных условий жизнедеятельности населения);
— малые города и поселки городского типа «в совокупности с сельскими системами расселения могут создавать взаимосвязанные системы муниципальных образований, которые должны стать основой активизации хозяйственной деятельности и возрождения села, а также малых городов; такие системы взаимосвязанных городских и сельских поселений могут быть объединены в агломерации с целью решения межмуниципальных задач» [3].
По мнению Н. В. Ивановой, «агломерация предполагает создание новой системы управления территориальным планированием и организации взаимосвязи сетевых структур в агроэко-номическом пространстве с обоснованием возможности межмуниципального сотрудничества между преимущественно сельскими и определенными городскими поселениями, самостоятельными муниципалитетами в форме договорных отношений» [3].
Положительные агломерационные эффекты от формирования и развития агломераций заключаются в повышении эффективности производства и сервисных услуг на основе функциональной специализации; снижении издержек на производство; реализации крупных проектов развития за счет расширения рынков и ресурсов в масштабах агломерации, формирования единого рынка межмуниципального имущества и обеспечения согласованности действий различных экономических субъектов; повышении эффективности затрат муниципальных бюджетов на ЖКХ, транспорт, охрану окружающей среды за счет развития различных форм межмуниципального сотрудничества; росте мобильности рабочей силы; расширении спектра рабочих мест; формировании скоординированных систем предоставления социальных услуг, в том числе на основе формирования единого информационного пространства; повышении связанности и эффективности использования объектов инфраструктуры и др.
Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени в России фактически не проводились детальные, комплексные исследования сельских агломераций, не разрабатывались какие -либо стратегические и программные документы
по их развитию. Одним из первых интересных проектов является инициирование в 2021 г. разработки мастер-плана по развитию сельской агломерации в Сулейман-Стальском районе Республики Дагестан, который призван сформировать «комплексное видение, цели и направления устойчивого развития» и «будет разработан для пяти соседних сел: Касумкент, Орта-Стал, Юха-ри-Стал, Ашага-Стал, Куркент» [7]. Разработкой мастер-плана займется компания ATLAS. Финансирование программы берет на себя Благотворительный фонд «УМУД». В рамках проекта предполагается «комплексный анализ территорий, разработка схем благоустройства, создание регламентов, включающих положения дизайн-кода и объемно-пространственные правила для новой и существующей застройки (в том числе на основе результатов проведенных встреч с жителями сел и бизнес-сообществом)» [7]. «Проект комплексного развития предусматривает пространственное планирование с учетом мнения местных жителей и бизнес-сообщества. Данный мастер-план создаст прозрачные правила развития агломерации, учтет запросы жителей и бизнеса, туристические перспективы, может стать основой для участия в федеральных программах и предложений для инвесторов» [7].
В 2019 г. в России понятие сельской агломерации впервые было введено в практику государственного управления. В Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение комплексного развития сельских территорий (приложение 11 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») под сельскими агломерациями понимаются «сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территориях, не превышающей 30 тыс. человек (перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом)». В свою очередь, под сельскими территориями понимаются «сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации); сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя; рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений; рабочие поселки, входящие
в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации)».
В рамках ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий» в 2020 г. планировалось реализовать 88 проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций в субъектах Российской Федерации. В рамках ведомственного проекта «Современный облик сельских территорий» в 2021—2025 гг. планируется реализовать 2 682 проекта комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, способствующих созданию и обновлению на соответствующих территориях социальной и инженерной инфраструктуры, повышению качества жизни населения.
Далее рассмотрим предпосылки и особенности формирования сельских агломераций на материалах конкретного региона (Вологодская область).
Приказом Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области от 15 февраля 2021 г. № 44 «Об определении перечня сельских территорий в целях реализации государственной программы „Комплексное развитие сельских территорий" определен перечень и состав 41 сельской агломерации на территории Вологодской области (Бабаевская, Бабушкинская, Белозерская, Вашкинская, Великоустюг-ская, Верховажская, Вожегодская, Вологодская, Вытегорская, Грязовецкая, Вохтожская, Кадуйская, Кирилловская, Кичменгско-Городецкая, Между-реченская, Никольская, Аргуновская, Нюксен-ская, Сокольская, Сямженская, Тарногская, То-темская, Усть-Кубинская, Устюженская, Харов-ская, Михайловская, Ильинская, Золотавская, Катромская, Семигородняя, Пустораменская, Со-рожинская, Пундужская, Шевницкая, Шапшин-ская, Кумзерская, Азлецкая, Нижнекубенская, Чагодощенская, Череповецкая, Шекснинская агломерации).
Анализ перечня и состава данных агломераций позволяет отметить следующее:
1. В большинстве случаев в состав сельских агломераций вошли все сельские и городские поселения 18 муниципальных районов Вологодской области (Бабушкинский, Белозерский, Вашкин-ский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Кадуйский, Кичменгско-Городец-кий, Междуреченский, Нюксегский, Сямженский, Таргогский, Усть-Кубинский, Устюженский, Ча-годощенский, Череповецкий, Шекснинский). В Сокольском районе в состав агломерации вошли все поселения района за исключением городского поселения г. Сокол. При этом ряд поселений данных районов имеет слабую транспортную и иную связность с другими поселениями района, что вызывает вопросы к обоснованности данного подхода к выделению агломераций.
2. На территории Харовского района выделено 14 агломераций (фактически речь идет об отнесе-
нии к сельской агломерации всех возможных скоплений расположенных недалеко друг от друга населенных пунктов на территории района). Вызывает сомнение наличие каких-либо реальных агломерационных эффектов в таком количестве агломераций на территории одного района. На территории Грязовецкого района выделено 2 агломерации (Грязовецкая и Вохтожская), на территории Никольского района — также 2 агломерации (Никольская и Аргуновская).
3. В Бабаевском, Великоустюгском, Кирилловском районах в состав сельских агломераций вошли отдельные населенные пункты только ряда городских поселений, что также выступает некоторым противоречием с самой природой сельской агломерации. В состав Тотемской агломерации вошли городское поселение «город Тотьма» и часть населенных пунктов Пятовского сельского поселения.
Отсюда можно сделать вывод об отсутствии какого-либо системного подхода и критериев выделения и определения границ сельских агломераций Вологодской области. Также возникает проблема и с механизмом управления развитием таких агломераций, так как выстраивать систему управления можно только в рамках поселений или муниципальных районов или в рамках межмуниципального сотрудничества между поселениями.
В связи с этим считаем целесообразным определить четкие критерии выделения агломераций и на их основе провести корректировку перечня и состава агломераций на территории Вологодской области.
На наш взгляд, под сельской агломерацией следует понимать сельское поселение или городское поселение либо не менее 5 сельских населенных пунктов в составе муниципальных округов, городских округов (не являющихся центром городской агломерации), характеризующихся скоплением нескольких сельских и городских населенных пунктов, наличием социально-экономических, транспортных, производствен-
ных, культурных связей, а также значительной ролью в развитии соответствующего муниципального района, муниципального округа или городского округа.
Предлагаемые критерии выделения сельской агломерации:
1) общая численность населения агломерации, состоящей из сельского поселения (нескольких сельских поселений) или группы сельских населенных пунктов, не должна превышать 30 тыс. человек; для агломераций, имеющих в своем составе городские населенные пункты, — не должна превышать 50 тыс. человек;
2) поселение или сельские и городские населенные пункты не входят в состав городской агломерации (с учетом того, что общая численность населения городской агломерации должна составлять не менее 100 тыс. человек) или в состав городского округа, на территориях которого находится административный центр субъекта Российской Федерации;
3) ядром (центром) агломерации (сельский населенный пункт, город или поселок городского типа), как правило, является административный центр городского или сельского поселения, который в большинстве случаев является также административным центром муниципального района, или административный центр муниципального округа;
4) между всеми населенными пунктами агломерации имеются автомобильные дороги круглогодичного функционирования (расстояние от ядра сельской агломерации до всех населенных пунктов на ее территории не должно превышать 60 км);
5) наличие сплошной жилой застройки или застройки в пределах видимости в границах всей агломерации или большинства населенных пунктов агломерации.
В соответствии с данными критериями перечень и состав агломераций на территории Вологодской области будет выглядеть следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Агломерация Муниципальные образования, входящие в агломерацию (ядро, центр агломерации)
Бабаевская Городское поселение г. Бабаево (г. Бабаево — 11 416 жителей); Бабаевское сельское поселение
Бабушкинская Бабушкинское сельское поселение (с. им. Бабушкина — 3 928 жителей)
Белозерская Городское поселение г. Белозерск (г. Белозерск — 8 464 жителя)
Вашкинская Липиноборское сельское поселение (с. Липин Бор — 3 170 жителей)
Великоустюгская Городское поселение г. Великий Устюг (г. Великий Устюг — 31 078 жителей); Городское поселение пгт. Кузино
Верховажская Верховажское сельское поселение (с. Верховажье — 5 045 жителей)
Вожегодская Вожегодское городское поселение (пгт. Вожега — 6 045 жителей)
Вытегорская Городское поселение г. Вытегра (г. Вытегра — 10 116 жителей)
Грязовецкая Грязовецкое городское поселение (г. Грязовец — 14 797 жителей)
Кадуйская Городское поселение пгт. Кадуй (пгт. Кадуй — 11 166 жителей)
Кирилловская Городское поселение г. Кириллов (г. Кириллов — 7 931 житель)
Кичменгско-Городецкая Городецкое сельское поселение (с. Кичменгский Городок — 5 997 жителей)
Междуреченская Сухонское сельское поселение (с. Шуйское — 2 017 жителей)
Никольская Городское поселение г. Никольск (г. Никольск — 7 960 жителей); Никольское сельское поселение
Предлагаемый перечень и состав сельских агломераций на территории Вологодской области
Proposed list and composition of rural agglomerations in the Vologda Oblast
Окончание табл. 1
Агломерация Муниципальные образования, входящие в агломерацию (ядро, центр агломерации)
Нюксенская Нюксенское сельское поселение (с. Нюксеница — 4 075 жителей)
Сокольская Городское поселение г. Сокол (г. Сокол — 36 067 жителей); Пригородное сельское поселение
Сямженская Сямженское сельское поселение (с. Сямжа — 4 040 жителей)
Тарногская Тарногское сельское поселение (ст. Тарногский Городок — 5 190 жителей)
Тотемская Городское поселение г. Тотьма (г. Тотьма — 6 952 жителя); Пятовское сельское поселение
Усть-Кубинская Устьянское сельское поселение (с. Устье — 3 783 жителя)
Устюженская Городское поселение г. Устюжна (г. Устюжна — 8 284 жителя); Устюженское сельское поселение
Харовская Городское поселение г. Харовск (г. Харовск — 8 650); Харовское сельское поселение
Чагодощенская Городское поселение пгт. Чагода (пгт. Чагода — 5 777 жителей)
Шекснинская Городское поселение пгт. Шексна (пгт. Шексна — 18 488 жителей)
Динамика численности населения сельских агломераций на территории Вологодской области свидетельствует о том, что сельские агломерации концентрируют в себе большую часть населения муниципальных районов (от 43 % в Бабушкин-ском до 80 % в Сокольском) (табл. 2). При этом за 10 лет на территории данных агломераций численность населения сократилась заметно меньше (в Верховажской, Сямженской и Тотемской агломерациях даже отмечался рост численности насе-
ления), чем в целом в соответствующих районах. Во многом данные процессы обусловлены миграционным оттоком населения большинства поселений районов в одно центральное поселение района (в котором расположен административный центр района), а также более высоким уровнем жизни населения и уровнем развития здравоохранения, что заметно влияет на параметры естественного воспроизводства населения.
Таблица 2
Динамика численности населения сельских агломераций Вологодской области
Dynamics of the population of rural agglomerations of the Vologda Oblast
Численность населения агломерации Динамика численности Доля агломерации
Агломерация на конец года, человек населения района, в общей
2020 г. к 2010 г., % в который входит численности
2010 г. 2020 г. агломерация, за 2010—2020 гг., % населения района, %
Бабаевская 13 239 12 481 94,3 86,5 66,2
Бабушкинская 4 985 4 724 94,8 84,2 42,7
Белозерская 10 093 8 890 88,1 82,0 63,3
Вашкинская 4 209 3 682 87,5 79,6 57,7
Великоустюгская 33 155 32 247 97,3 91,4 61,0
Верховажская 5 537 5 581 100,8 91,1 44,3
Вожегодская 7 316 6 644 90,8 84,7 47,2
Вытегорская 10 479 10 116 96,5 86,7 43,2
Грязовецкая 15 747 14 988 95,2 88,9 47,3
Кадуйская 11 386 11 166 98,1 96,7 67,6
Кирилловская 8 239 7 883 95,7 91,3 54,8
Кичменгско-Городецкая 10 661 9 476 88,9 81,5 63,3
Междуреченская 3 625 3 128 86,3 85,6 60,3
Никольская 11 542 9 988 86,5 86,1 52,0
Нюксенская 6 087 5 569 91,5 85,6 67,2
Сокольская 39 793 37 768 94,9 92,2 80,0
Сямженская 3 909 4 040 103,4 88,2 51,6
Тарногская 8 295 7 735 93,2 86,2 70,2
Тотемская 15 040 15 296 101,7 91,7 69,9
Усть-Кубинская 5 221 4 785 91,6 92,6 64,3
Устюженская 11 488 10 118 88,1 86,3 63,0
Харовская 11 367 9 800 86,2 84,1 73,8
Чагодощенская 6 887 5 777 83,9 82,7 50,7
Шекснинская 20 891 18 488 88,5 99,7 55,9
Примечание. Здесь и в табл. 3 рассчитано по: [8].
Рассматривая роль сельских агломераций в развитии соответствующих муниципальных районов Вологодской области, следует отметить, что они занимают небольшую площадь территории района (не более 20 %, за исключением Кич-менгско-Городецкого, Междуреченского, Нюк-сенского и Усть-Кубинского районов). При этом в них проживает от 43 до 80 % населения района,
в подавляющем большинстве агломераций сконцентрировано более 50 % от общего объема инвестиций, суммарных доходов бюджетов всех поселений, ввода в действие жилах домов, заметна и более высокая плотность уличной дорожной сети (в ряде агломераций в 10 и более раз больше, чем в среднем по муниципальному району) (табл. 3).
Таблица 3
Роль сельских агломераций на территории Вологодской области в развитии соответствующих муниципальных районов по итогам 2020 г., %
The role of rural agglomerations in the Vologda Oblast in the development of the respective municipal
districts in 2020, %
Агломерация Доля агломерации в общей численности населения района Доля площади территории агломерации в общей площади района Доля агломерации в общем объеме инвестиций в основной капитал (без субъектов МП) Доля агломерации в суммарном объеме доходов местного бюджета всех поселений района Доля агломерации в общем объеме ввода в действие жилых домов в районе Длина улиц, проездов, набережных в расчете на 1 000 км2 территории, км
По агломерации В среднем по району
Бабаевская 66,2 19,8 10,9 61,8 86,1 69,4 39,7
Бабушкинская 42,7 19,3 83,0 30,4 62,3 44,2 37,4
Белозерская 63,3 0,3 98,8 67,6 0,1 5 099,5 57,2
Вашкинская 57,7 5,3 99,8 34,8 79,2 398,0 65,4
Великоустюгская 61,0 0,5 82,4 42,3 27,5 3 666,1 93,7
Верховажская 44,3 2,1 62,3 17,7 49,7 604,0 61,1
Вожегодская 47,2 9,6 78,8 41,6 44,6 112,0 49,3
Вытегорская 43,2 0,1 49,7 47,7 81,0 5 156,8 36,0
Грязовецкая 47,3 0,6 20,9 31,6 47,6 1 977,0 84,2
Кадуйская 67,6 2,1 17,1 68,0 47,8 1 411,9 113,3
Кирилловская 54,8 2,2 48,6 49,2 24,4 780,6 86,2
Кичменгско-Городецкая 63,3 34,8 77,7 48,9 76,3 102,5 89,4
Междуреченская 60,3 36,3 53,2 48,2 78,1 107,6 60,3
Никольская 52,0 20,9 50,3 48,3 39,2 95,8 57,5
Нюксенская 67,2 57,8 10,5 49,4 98,2 69,9 65,4
Сокольская 80,0 12,9 92,9 85,1 64,3 401,0 105,7
Сямженская 51,6 2,1 12,9 34,9 68,8 434,5 38,3
Тарногская 70,2 27,2 47,3 40,2 97,4 177,2 67,7
Тотемская 69,9 25,3 79,6 76,9 96,4 52,1 32,2
Усть-Кубинская 64,3 43,8 100,0 43,1 56,5 43,1 40,5
Устюженская 63,0 23,6 90,3 72,1 44,5 226,4 117,5
Харовская 73,8 0,5 96,0 62,1 — 160,4 79,8
Чагодощенская 50,7 9,7 15,0 66,2 43,2 290,7 86,3
Шекснинская 55,9 0,6 12,5 55,4 14,7 3 187,5 173,3
Проведенный выше анализ свидетельствует о наличии сельских агломерационных процессов в муниципальных районах Вологодской области, выражающихся в значительной концентрации населения, производственной деятельности в одном центральном поселении района. Безусловно, это имеет и свои как позитивные (диверсификация видов деятельности в агломерации, концентрация различного рода ресурсов, что ведет к снижению издержек), так и негативные последствия (значительное сокращение численности населения периферийных территорий, не всегда обоснованный рост цен на недвижимость в ядре агломерации и др.).
Соответственно, для регулирования процессов сельского агломерирования (в направлении сохранения комплексного развития всей территории района и формирования на основе агломераций реальных центров экономического роста межмуниципального и муниципального значения) необходимо выработать механизм управления формированием и развитием сельских агломераций (рисунок).
Для начала осуществления целенаправленного управления процессами формирования и развития сельской агломерации необходимо реали-
зовать следующие мероприятия для каждой агломерации (данные мероприятия практически в таком же виде актуальны и для формирования системы управления городскими агломерациями, которая рассматривалась в предыдущих публикациях автора данной статьи [например, 9]).
1. Подписание соглашения между органами местного самоуправления муниципального района (муниципального округа) и поселений, входящих в агломерацию, о создании и совместном развитии сельской агломерации, где будут определены цели, задачи, направления, механизмы развития агломерации, роль органов местного самоуправления в управлении развитием агломерации.
2. Формирование Координационного совета по развитию агломерации, в который войдут представители органов местного самоуправления муниципального района (муниципального округа), поселений агломерации, представители местного бизнеса, общественности (члены общественных советов района, округа, руководители ТОСов, старосты населенных пунктов и иные активные граждане), а также, возможно, представители заинтересованных научных и образовательных учреждений.
Внешние факторы и ресурсы развития регионов и муниципальных образований
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
Социально-экономическая политика, проводимая в стране:
налогово-бюджетная, денежно-кредитная, региональная, экономическая, инвестиционная, социальная и др.
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
Социально-экономическая политика, проводимая в субъекте Российской Федерации
V Национальные проекты Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (в том числе госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий»)
Внешние и внутренние ресурсы, факторы развития агломерации в целом и входящих в ее состав муниципальных образований
Роль, положение агломерации в развитии муниципальных районов и городских округов и региона в целом
Субъекты управления развитием сельской агломерации (Координационный совет по развитию сельской агломерации, органы местного самоуправления, население, бизнес)
Механизм развития сельской агломерации
Формы: стратегии развития поселений, стратегия (концепция) развития агломерации, муниципальные программы
Методы: административные, экономические, правовые, организационные, информационные и др.
Инструменты (институты) саморазвития:
— территориальное общественное самоуправление;
— инициативное бюджетирование;
— муниципальные (межмуниципальные, внутриагломе-рационные) проекты;
— муниципально-частное партнерство;
— межмуниципальное сотрудничество
Достижение цели, задач, реализация направлений развития сельской агломерации
Результаты развития сельской агломерации: улучшение показателей социально-экономического развития муниципалитетов агломерации, обеспечение ее роли как межмуниципального обслуживающего центра и точки роста для других территорий муниципального района, городского округа
Механизм (модель) управления формированием и развитием сельских агломераций в системе пространственного развития региона
Mechanism (model) for managing the formation and development of rural agglomerations in the system of spatial development of the region
3. Разработка стратегии (концепции) развития агломерации, стратегий развития соответствующих поселений агломерации.
4. Разработка плана мероприятий (на долгосрочный период, с разбивкой по годам, и детального плана на текущий год), в том числе по участию поселений в государственных программах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, национальных проектах, в возможности привлечения внебюджетных средств.
5. Проработка конкретных направлений, механизмов и мероприятий межмуниципального сотрудничества в рамках развития агломерации.
6. Разработка и реализация проектов (в том числе межмуниципальных) по развитию агломе-
рации (в том числе проектов комплексного развития сельских агломераций, которые можно заявить для получения финансирования в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»).
Реализация данного организационно-управленческого механизма, а также мероприятий по формированию системы управления развитием сельских агломераций позволят использовать положительные агломерационные эффекты для активизации развития сельских территорий и повышения их роли в пространственном развитии страны.
Список источников
1. Ворошилов Н. В. К вопросу об оценке социально-экономического потенциала сельских территорий // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 1. С. 91—109. DOI: 10.15838^^2021.1.73.7
2. Косинский П. Д., Меркурьев В. В., Харитонов А. В. Агломерация как инструмент устойчивого развития сельских территорий региона // Фундам. исслед. 2017. № 9. С. 450—454.
3. Иванова Н. В. Агломерации и кластеры как сетевые структуры устойчивого роста региональной экономики // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 5. С. 111—116.
4. Харитонов А. В. Предпосылки и условия формирования сельских агломераций в Кемеровской области // Вестн. Алтайской акад. экономики и права. 2019. № 5. Ч. 3. С. 179—188.
5. Ямилов Р. М. Сельскохозяйственные агломерационные процессы: ответ на глобальные вызовы // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2018. № 2 (26). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/selskokhozyaystvennye-aglomeratsion/ (дата обращения: 10.11.2021).
6. Шемякина М. В., Яковлева С. И. Выявление и анализ сельских агломераций. URL: https://docplayer.com/ 89001833-Vy-yavlen-i-e-i-analiz-selskih-aglom-era-ciy.html (дата обращения: 10.11.2021).
7. В Дагестане разработают первый в России мастер-план сельской агломерации. URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/253949171 (дата обращения: 10.11.2021).
8. База данных показателей муниципальных образований // Федер. служба гос. статистики Рос. Федерации : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ykmb3eKg/munst.htm (дата обращения: 10.11.2021).
9. Ворошилов Н. В. Подходы к оценке развитости агломераций на территории России // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 40—54. DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.2.
References
1. Voroshilov N.V. K voprosu ob otsenke sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala sel'skikh territorii [On the issue of assessing the socio-economic potential of rural areas], Ekon. i sots. peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2021. Vol. 14, no. 1, pp. 91—109. DOI: 10.15838/esc.2021.1.73.7.
2. Kosinskii P.D., Merkur'ev V.V., Kharitonov A.V. Aglomeratsiya kak instrument ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii regiona [Agglomeration as a tool for sustainable development of rural areas in the region], Fundamentalnye Issledo-vaniy, 2017, no. 9, pp. 450—454.
3. Ivanova N.V. Aglomeratsii i klastery kak setevye struktury ustoichivogo rosta regional'noi ekonomiki [Agglomerations and clusters as network structures for sustainable growth of the regional economy], Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2014, no. 5, pp. 111—116.
4. Kharitonov A.V. Predposylki i usloviya formirovaniya sel'skikh aglomeratsii v Kemerovskoi oblasti [Background and conditions for the formation of rural agglomerations in the Kemerovo region], Vestnik Altai. akad. ekonomiki iprava, 2019, no. 5. Part 3, pp. 179—188.
5. Yamilov R.M. Sel'skokhozyaistvennye aglomeratsionnye protsessy: otvet na global'nye vyzovy [Agricultural agglomeration processes: response to global challenges], Aekonomika: ekonomika i sel'skoe khozyaistvo, 2018, no. 2 (26). Available at: http://aeconomy.ru/science/economy/selskokhozyaystvennye-aglomeratsion/ (accessed: 10.11.2021).
6. Shemyakina M.V., Yakovleva S.I. Vyyavlenie i analiz sel'skikh aglomeratsii [Identification and analysis of rural agglomerations]. Available at: https://docplayer.com/89001833-Vy-yavlen-i-e-i-analiz-selskih-aglom-era-ciy.html (accessed: 10.11.2021).
7. V Dagestane razrabotayut pervyi v Rossii master-plan sel'skoi aglomeratsii [Russia's first master plan for a rural agglomeration will be developed in Dagestan]. Available at: https://news.myseldon.com/ru/news/index/253949171 (accessed: 10.11.2021).
8. Baza dannykh pokazatelei munitsipal'nykh obrazovanii [Database of indicators of municipalities], Feder. sluzhba gos. statistiki Ros. Federatsii:[sait]. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ykmb3eKg/munst.htm (accessed: 10.11.2021).
9. Voroshilov N.V. Podkhody k otsenke razvitosti aglomeratsii na territorii Rossii [Approaches to assessing the development of the agglomeration in Russia], Problemy razvitiya territorii, 2019, № 4 (102), pp. 40—54. DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.2.
Информация об авторе
Ворошилов Николай Владимирович — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора исследования проблем эффективности управления социально-экономическими системами отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах, Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Российская Федерация. E-mail: niks789@yandex.ru
Information about the author
Nikolay V. Voroshilov — Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher of the Sector of Research of Problems of Efficiency of Management of Socio-Economic Systems of the Department of Problems of Socio-Economic Development and Management in Territorial Systems, Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation. E-mail: niks789@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена носле рецензирования 27.01.2022; принята к публикации 15.02.2022.
The article was submitted 10.11.2021; approved after reviewing 27.01.2022; accepted for publication 15.02.2022.