Научная статья на тему 'Критерии выделения межфирменной сети из существующего спектра гибридных форм организации бизнеса'

Критерии выделения межфирменной сети из существующего спектра гибридных форм организации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖФИРМЕННАЯ СЕТЬ / INTER-COMPANY NETWORK / "МОДЕЛЬ ТРЁХ МНОЖЕСТВ" / "MODEL OF THREE SETS" / ОТНОШЕНЧЕСКИЙ КОНТРАКТ / RELATIONAL CONTRACT / НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНТРАКЦИЯ / NEOCLASSICAL CONTRACTION / LONG-TERM TARGETING / ДОЛГОСРОЧНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гойхман Р.Л.

В статье предпринята попытка расширить модель «трёх множеств» за счет дополнительных критериев, позволяющих с определённой точностью выделять межфирменные сети из широкого спектра существующих гибридных форм организации бизнеса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гойхман Р.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for separating inter-firm network from the existing range of hybrid forms of business organization

he author attempts to extend the model of "three sets" by means of additional criteria which allow (with a certain accuracy) to single out Inter-firm networks from the wide range of hybrid forms of business organization.

Текст научной работы на тему «Критерии выделения межфирменной сети из существующего спектра гибридных форм организации бизнеса»

Гойхман Р.Л.

аспирант экономического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), ассистент кафедры мировой экономики и бизнеса экономического факультета ННГУ, г. Нижний Новгород goykhman_roman@rambler.ru

межфирменные сети: «белое», но не «черное»

и не «серое»!

критерии выделения межфирменной сети

из существующего спектра гибридных форм

организации бизнеса

_Аннотация

В статье предпринята попытка расширить модель «трёх множеств» за счет дополнительных критериев, позволяющих с определённой точностью выделять межфирменные сети из широкого спектра существующих гибридных форм организации бизнеса.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется глубокой трансформацией природы межфирменных отношений. Очевидно, что традиционные для экономической науки исследования отношений между продавцом и покупателем (рыночная координация), а также между головной компанией и её структурными подразделениями (командно-иерархическая координация) могут быть дополнены сетевыми отношениями долгосрочного характера между юридически автономными контрагентами совместной экономической

деятельности, которые состоят в системе прямых кооперационных взаимосвязей.

Анализ экономической литературы показывает, что в рамках современной научной мысли существует широкий спектр терминов, обозначающий различные типы сетей. Их многовариантность, гетерогенность1 и сложность делают насущной задачу более чёткой концептуализации того, что представляют собой меж-

1 Гетерогенность - степень различия членов некоторой совокупности между собой - прим. ред.

фирменная сетевая кооперация, и каковы критерии, позволяющие выделить сети сотрудничества из существующего многообразия гибридных форм межкорпоративных взаимодействий. Нетривиальность поставленной задачи определяется уже тем, что в рамках существующих концепций не сформировалось ещё единого, универсального подхода к пониманию сущности сетевой кооперации, не определено место данного феномена в парадигме функционирования международных отраслевых рынков.

Базовые принципы межфирменного сетевого сотрудничества

В экономической литературе под межфирменным сетевым сотрудничеством понимается такая форма кооперации и взаимодействия между субъектами экономических отношений, для которой определяющими являются следующие базовые принципы:

1) в сети соглашений участвуют минимум три компании-контрагента;

2) на основе общих договорённостей сетевые партнёры разделяют между собой области ответственности, формируют долгосрочные кооперационные взаимоотношения;

3) наличие единой цели сетевой кооперации, предполагающей объединение комплементарных ресурсов и корневых компетенций партнёров;

4) экономическая и юридическая автономность сторон;

5) наличие единого центра принятия стратегических решений, как

правило, в лице фокальной фирмы (либо сетевого брокера) [5]. Однако простого указания на отношения кооперации, очевидно, недостаточно для того, чтобы выделить производственную сеть из существующего многообразия способов организации корпоративных взаимодействий. Так, например, наличие общей цели и добровольное объединение экономических ресурсов и корневых компетенций отличает целый спектр гибридных форм, которые не могут относиться к межфирменным сетям: совместные предприятия, франчайзинговые соглашения, ассоциации, картели, консорциумы.

Новые критерии

для «модели трёх множеств»

В этой связи, для наиболее адекватного выделения форм, с определённой точностью относящихся к межфирменному сетевому сотрудничеству, автору представляется целесообразным использовать «модель трёх множеств» (3-area model), предложенную К. Римером, М. Гоголеном, Ш. Кляй-

Ключевые слова:

межфирменная сеть, «модель трёх множеств», отношенческий контракт, неоклассическая контракция, долгосрочное целеполагание

Keywords:

inter-company network, «model of three sets», relational contract, neoclassical contraction, long-term targeting

теория бизнеса

са

ном [4]. Всё существующее многообразие форм корпоративной организации авторы предлагают условно разделить на три множества: «белое», «чёрное», «серое». В «белую» область входят все организационные формы, которые, без сомнения, являются сетевыми. В «чёрной» области находятся такие формы корпоративной организации, которые не могут быть отнесены к сетевым структурам. «Серая» область состоит из тех организационных форм, которые по природе своей не являются сетевыми, но демонстрируют с ними сходство с точки зрения управленческих проблем и способов их разрешения (см. табл. на с. 43). Однако, принимая во внимание идею О. Уильямсона о разграничении видов межфирменного сотрудничества на основе контрактной практики, автор считает необходимым расширить «модель трёх множеств», дополнив её двумя критериями:

1) используемый вид контракции;

2) долгосрочное целеполагание (long-term targeting), ориентированное на оптимальное использование комплементарных ресур-сов2.

Рынок, иерархия и сеть (гибрид), как утверждают представители институционального направления экономической теории, различаются с позиции используемых видов контрактной практики, лежащих в основе взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В то время как рынок базирует-

2 Комплементарные ресурсы - взаимно дополняющие друг друга и составляющие некоторое единство - прим. ред.

ся на классической контракции, иерархия - на отношенческой, стержневым для межфирменных сетей выступает неоклассический контракт, ограниченный определённым временным интервалом, но заключенный на длительный период. Однако как утверждает ряд экспертов, вследствие интенсивной межфирменной кооперации, сети могут основываться и на отношенческих контрактах, которые, однажды стабилизировав межкорпоративные связи, тем не менее, не могут гарантировать отсутствие межфирменных противоречий, в случае неоклассической контракции разрешаемых при посредничестве третьей стороны - сетевого брокера (2, с. 52].

Комплеметарные ресурсы и корневые компетенции

Стоит отметить, что ключевым признаком межфирменной сети является исполнение длительного имплицитного (неявного, социального, подразумеваемого) отно-шенческого контракта. Именно этот контракт является наиболее важным для взаимодействующих сторон, вследствие чего, участники сети толерантно3 относятся к нарушениям эксплицитных (явных, обязывающих) неоклассических договоров со стороны своих контрагентов.

Более того, как утверждает У. Пауэлл, кооперационные отношения предприятий в рамках сетей сотрудничества, обусловленные повторяющимся характером взаимодействий их участников, дают

3 Толерантно - то есть снисходительно, терпимо - прим. ред.

Таблица

Модель трёх множеств

Атрибуты «Чёрная» область (рыночные трансакции) «Белая» область «Чёрная» область (иерархическая координация)

Механизм координации Цена Гибридный механизм, высокая степень предсказуемости и доверия Власть

Степень формализации отношений Неформализованные, ведение переговоров Частично формализо-ваные Формализованные

Предотвращение конфликтов Формальные контракты Баланс интересов, система внутренних норм и правил Контроль

Длительность взаимоотношений Разовые, либо краткосрочные Среднесрочные (с тенденцией перехода в долгосрочные) Долгосрочные

Угрозы Высокая вероятность оппортунистического поведения Конфликт целей Неэффективность

Делегирование правомочий участников Независимость Взаимозависимость Зависимость от координирующего центра

Степень интеграции Несвязанные трансакции Специализированные активы, взаимная адаптация «Классическая» интеграция

«Серая» область Единичные проекты, совместная работа на электронных площадках Франчайзинг, совместные предприятия, внутренняя виртуализация фирм

основания трактовать разовые нарушения контрактных обязательств в качестве определённой нормы межфирменных взаимоотношений, в рамках которых текущие потери от нарушений с успехом компенсируются в ходе будущего сотрудничества (3). Данной точки зрения придерживаются С. Авдашева и её коллеги, которые указывают на то, что при устойчивом взаимодействии компаний, обладание комплеметарными ресурсами и корневыми компетенциями, ориентированными на совместное использование, создаёт для сетевых партнёров мощные стимулы, которые поддерживают

и укрепляют межфирменные отношения (1, с.31]. В этой связи, для участников сетей чаще всего оказывается свойственным поведение, связанное с долгосрочным целе-полаганием (long-term targeting). Широкое многообразие существующих гибридных форм организации бизнеса в мировом хозяйстве многократно усложняет проблему идентификации межфирменных сетей, которые в настоящее время всё более интенсивно интегрируются в международный воспроизводственный процесс, доказывая свою повышенную эффективность. Рассмотренная модель «трёх множеств» в тандеме с дополнитель-

теория бизнеса

.. .для участников сетей чаще всего оказывается свойственным поведение, связанное с долгосрочным целеполаганием

ными критериями позволяет, по убеждению автора, однозначно распознавать сетевую межфирменную кооперацию на современных международных отраслевых рынках.

Литература

1. Авдашева С.Б., Балюкевич В.П., Горбачев А.В. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках / С.Б. Авдашева, В.П. Балюкевич, А.В. Горбачев и др. - М.: ТЕИС, 2000. - 302 с. - 1000 экз.

2. Picot A., Reichwald R., Wigand

R.T. Die grenzenlose Unternehmung: Information, Organisation und Management; Lehrbuch zur Unternehmen-sfbrung im Informationszeitalter. 5 aktualisierte Auf. - Wiesbaden: Gabler, 2003. - 579 S.

3. Powell W. W. Neither Market nor Hierarchy: Network Forms of Organization, in: Cummings, L.L. and B. Shaw (eds.) Research in Organizational Behavior. Vol. 12. Greenwich, CT: JAI Press, 1990. - P. 295-336

4. Riemer K., Gogolin M., Klein S. Introduction to Organizational Networks: Emergence, motives, classification and types. Teaching note. - Institut fbr Wirtschaftsinformatik, Universitgt Mbnster, 2005. - 43 S.

5. Sydow J., Windeler A. bber Netzwerke, virtuelle Integration und Interorganisationsbeziehungen // in: Sydow J., Windeler A. Managment interorganisationaler Beziehungen, Opladen, 1994. - P. 1-21

Goikhman R.L.

Post-graduate student, Department of Economics, Nizhni-Novgorod State University (NNSU) named after N.I. Lobachevsky, Assistant, Chair of World Economy and Business, Department of Economics, NNSU, Nizhni Novgorod

Inter-firm networks: «white» but not «black» and not «grey»!

Criteria for separating inter-firm network from the existing range of hybrid forms of business organization

_Abstract

The author attempts to extend the model of "three sets" by means of additional criteria which allow (with a certain accuracy) to single out inter-firm networks from the wide range of hybrid forms of business organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.