Научная статья на тему 'Критерии выбора параметров подшипниковых опор электродвигателей-маховиков'

Критерии выбора параметров подшипниковых опор электродвигателей-маховиков Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-МАХОВИК / ШАРИКОПОДШИПНИКОВЫЕ ОПОРЫ / BALL-BEARING SUPPORTS / ВИБРОХАРАКТЕРИСТИКИ / REACTION WHEEL / VIBRATION CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гладышев Ю.Г., Гладышев Г.Н., Лянзбург В.П.

Рассматриваются критерии выбора параметров подшипниковых опор исходя из ограничений, предъявляемых требованиями технического задания к электродвигателю-маховику в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR SELECTION OF PARAMETERS SUPPORTS BALL-BEARINGS SUPPORTS REACTION WHEEL

Discusses criteria for selecting the parameters of ball-bearings supports on limitations imposed complex feature specification of reaction wheel.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора параметров подшипниковых опор электродвигателей-маховиков»

Малые космические аппараты: производство, эксплуатация и управление

УДК 621.822.6

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ-МАХОВИКОВ

Ю. Г. Гладышев, Г. Н. Гладышев, В. П. Лянзбург

ОАО «Научно-производственный центр «Полюс» Россия, 634050, г. Томск, просп. Кирова, 56, в. E-mail: POLUS@ONLINE.TOMSK.NET

Рассматриваются критерии выбора параметров подшипниковых опор исходя из ограничений, предъявляемых требованиями технического задания к электродвигателю-маховику в целом.

Ключевые слова: электродвигатель-маховик, шарикоподшипниковые опоры, виброхарактеристики.

CRITERIA FOR SELECTION OF PARAMETERS SUPPORTS BALL-BEARINGS SUPPORTS REACTION WHEEL

Yu. G. Gladyshev, G. N. Gladyshev, V. P. Lyanzburg

Joint-stock company "Research and production center "Polyus" 56v, Kirov prosp., Tomsk, 634050, Russia. E-mail: POLUS@ONLINE.TOMSK.NET

Discusses criteria for selecting the parameters of ball-bearings supports on limitations imposed complex feature specification of reaction wheel.

Keywords: reaction wheel, ball-bearing supports, vibration characteristics.

В преобладающем большинстве электродвигателей-маховиков (ЭДМ) отечественного и зарубежного производства роторы-маховики вращаются в двух шарикоподшипниковых опорах. Эти опоры, не являясь дублированными элементами ЭДМ, должны с требуемой надежностью обеспечивать заданные техническим заданием следующие характеристики:

- жесткое взаимное расположение вращающегося ротора-маховика относительно корпуса;

- вибро- и ударопрочность подшипникового узла;

- минимальное отклонение углового положения вектора кинетического момента Н от номинального положения посадочной плоскости;

- минимальные моменты трогания и сопротивления вращению ротора-маховика;

- минимальную виброактивность конструкции ЭДМ;

- длительный ресурс работы (не менее 105 ч) при минимальных массогабаритных показателях.

Приведенные характеристики ЭДМ одновременно являются критериями выбора параметров шарикоподшипниковых опор, определяющими выбор и увязку параметров этих опор на стадии разработки конструкции ЭДМ.

Удовлетворение указанным критериям - результат итерационного процесса, выполняемого по следующей схеме: электромагнитный расчет электродвигателя с определением угловой скорости; ю - предварительное конструирование ротора-маховика и шарикоподшипниковых опор - определение нагрузок на шарикоподшипниковые опоры F1; F2 - выбор типоразмера шарикоподшипников - определение положения вектора Н - определение собственных частот ротора-маховика - расчет ресурса опор.

К параметрам шарикоподшипниковых опор относят: типоразмер шарикоподшипника и его класс точ-

ности, предельно допустимую частоту вращения, грузоподъемность, расстояние между шарикоподшипниками, материал вала и подшипникового стакана, предварительный натяг и жесткость опор, виброактивность.

Типоразмеры шарикоподшипников при заданном значении кинетического момента Н выбираются по максимальной расчетной нагрузке на одну из опор (1 или 2), в соответствии с рисунком, и допустимой по техническим условиям грузоподъемности шарикоподшипника. Нагрузки определяются для наземных условий, поскольку в условиях невесомости они снижаются вследствие исчезновения сил тяготения.

F,

Fi

L

А

Опора 2

Центр масс ротора-маховика

А,

Опора 1

F=mg

Схема действия сил в шарикоподшипниковой опоре

Рассмотрим вариант, когда F1 > F2 при l > (Ь - Г). Значение F1 является суммой статических и динамических сил:

= ^ + ^ + ^ , (1)

где F1в, F1д, F1с - нагрузка от веса ротора-маховика, его статической неуравновешенности, динамической неуравновешенности соответственно.

Значения нагрузок F1в, F1с, F1д определяются по выражениям

l

Решетневскуе чтения. 2013

FlB =

Flc =

Fia =

Hgl

r 2oL Нш1

T2L'

Haelc

7TLr

(2)

(3)

(4)

где g - ускорение свободного падения; I - расстояние от опоры до центра тяжести ротора-маховика; Ь -расстояние между опорами, которое обусловлено осевыми габаритами активных частей электродвигателя и датчика положения ротора-маховика и уточняется исходя из двух ограничений: допустимого по техническому заданию отклонения вектора Н от его номинального положения и допустимого по нормативным документам подшипниковой промышленности перекоса внутреннего кольца шарикоподшипника по отношению к наружному (в обоих случаях Ь связано с суммарными зазорами в опорах тангенциальной зависимостью); е - удельный остаточный дисбаланс ротора-маховика (определяется по ГОСТ 12327-79 исходя из принятого класса точности его балансировки и массы); с - расстояние между плоскостями балансировки, которое выбирается из конструктивных соображений (при конструировании ЭДМ должно быть обеспечено максимально возможное по технологическим и конструктивным ограничениям расстояние); г - расстояние от оси вращения ротора-маховика до сосредоточенных масс его узлов (например, для обода г = 0,5(Лн + Л2), где Лн и Лв - наружный и внутренний радиусы обода соответственно); ю - угловая скорость ротора-маховика.

Подставив выражения (2), (3), (4) в выражение (1), получим

= Н (£ + юе (1 + -

1 г Ь {ю I Ь

Запас допустимой грузоподъемности шарикоподшипников по отношению к ^ должен быть не менее 2,0.

Отечественная подшипниковая промышленность выпускает приборные шарикоподшипники в основном класса точности 4 и реже - более высокого класса точности 2. Поскольку качество шарикоподшипника влияет на его виброхарактеристики, то их отбор проводится по уровню виброскорости на специализированном вибродиагностическом стенде, например М0в-11-МС500. Тем самым обеспечивается установка в ЭДМ только шарикоподшипников с гарантированным качеством.

Для выполнения требований технического задания по моментам трогания и сопротивления вращению ротора-маховика выполняется прикатка шарикоподшипников в составе ЭДМ.

Для распределения нагрузки на все тела качения, их надежного контакта с дорожками качения выполняется предварительный натяг, который влияет на виброактивность всей конструкции ЭДМ, поскольку увеличивает осевую жесткость шарикоподшипниковой опоры. Осевая жесткость Со связана с собственной резонансной частотой /с ЭДМ соотношением

/с =

М

где М - приведенная масса ротора-маховика ЭДМ.

В конструкции одного из ЭДМ, в шарикоподшипниковых опорах ротора-маховика были применены радиально-упорные шарикоподшипники 4-76702ЮТ с предварительным натягом F = 50 Н, на частоте вращения n = 5 800 об/мин возник резонанс. При увеличении предварительного натяга до F = 70 Н удалось (при сохранении заданного техническим заданием момента трогания):

- уменьшить амплитуду колебаний в среднем в 2,4 раза;

- снизить в среднем в 2 раза общий уровень виброхарактеристики во всем диапазоне частот;

- вывести резонансный пик из рабочей зоны (±6 000 об/мин).

Однако подходить к увеличению значения предварительного натяга в шарикоподшипниках с целью улучшения виброхарактеристик ЭДМ необходимо осторожно, поскольку увеличению предварительного натяга препятствуют жесткие ограничения на моменты трогания, сопротивления вращению и энергопотребление.

Расчет ресурса шарикоподшипников проводится по статическим и динамическим нагрузкам согласно ГОСТ 12387-79, ГОСТ 18854-94 и ГОСТ 18855-94 для наземных условий и условий невесомости.

При выявлении несоответствия по одному или нескольким критериям проводится уточнение конструкции и принимается компромиссное решение с осуществлением следующего шага итерации.

Применение рассмотренных критериев выбора параметров шарикоподшипниковых опор позволяет разрабатывать конструкции ЭДМ, надежно работающие при штатной эксплуатации.

© Гладышев Ю. Г., Гладышев Г. Н., Лянзбург В. П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.