Научная статья на тему 'Кинематика ротора электродвигателя-маховика в электромагнитных опорах'

Кинематика ротора электродвигателя-маховика в электромагнитных опорах Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТРОЙСТВО АРРЕТИРОВАНИЯ / СТРАХОВОЧНЫЕ ОПОРЫ / МАГНИТНЫЙ ПОДВЕС / MAGNETIC BEARING / ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-МАХОВИК / LAUNCH-LOCK APPARATUS / EMERGENCY BEARINGS / REACTION WHEEL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Поляков М.В., Гладышев Г.Н., Лянзбург В.П.

Рассмотрено геометрическое проектирование устройства арретирования и страховочных опор ротора двигателя-маховика с электромагнитными подшипниками. Определены зоны допустимых перемещений ротора и связанные с ними требуемые зазоры в страховочных опорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROTOR KINEMATICS OFMAGNETIC BEARING REACTION WHEEL

The paper presents the results of geometrical designing launch-lock apparatus and emergency bearings of electromagnetic bearing reaction wheel. The range of permissible rotor displacements and required clearance in emergency bearings is determined.

Текст научной работы на тему «Кинематика ротора электродвигателя-маховика в электромагнитных опорах»

УДК 621.822.6

КИНЕМАТИКА РОТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ-МАХОВИКА В ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ОПОРАХ

М. В. Поляков, Г. Н. Гладышев, В. П. Лянзбург

АО «Научно-производственный центр «Полюс» Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Кирова, 56в. E-mail: polus@online.tomsk.net

Рассмотрено геометрическое проектирование устройства арретирования и страховочных опор ротора двигателя-маховика с электромагнитными подшипниками. Определены зоны допустимых перемещений ротора и связанные с ними требуемые зазоры в страховочных опорах.

Ключевые слова: устройство арретирования, страховочные опоры, магнитный подвес, электродвигатель-маховик.

ROTOR KINEMATICS OFMAGNETIC BEARING REACTION WHEEL

M.V. Polyakov, G.N. Gladyshev, V.P. Lyanzburg

SC "Scientific&Industrial Centre "Polyus" 56v, Kirov Av., Tomsk, 634041, Russian Federation. E-mail: polus@online.tomsk.net

The paper presents the results of geometrical designing launch-lock apparatus and emergency bearings of electromagnetic bearing reaction wheel. The range of permissible rotor displacements and required clearance in emergency bearings is determined.

Keywords: launch-lock apparatus, emergency bearings, magnetic bearing, reaction wheel.

Ротор-маховик электродвигателя-маховика (ЭДМ), поддерживаемый в бесконтактном положении с помощью активной системы магнитного подвеса, имеет шесть степеней свободы. Вращение ротора-маховика вокруг оси Z (рис. 1) обеспечивается электродвигателем, а управление его поступательными перемеще-ниямивдоль осей X, Y, Z и поворотами вокруг осей X и Y - системой электромагнитных опор (ЭМО), состоящей из двух радиальных и двух осевых электромагнитных подшипников. В процессе работы системы управления ЭМО неизбежны ошибки, вызывающие линейные и угловые смещения ротора-маховика от его номинального положения. Вследствие данных флуктуаций для обеспечения нормальной работы системы магнитного подвеса между ротором-маховиком и статорными элементами предусмотрены гарантированные радиальные зазоры 51, 52, 55 и осевые зазоры 5э, 84.

Для исключения возможности контакта вращающегося ротора-маховика и неподвижных статорных элементов, расположенных на корпусе, используются страховочные опоры, обеспечивающие удержание вращающегося ротора-маховика при аварийном отключении электропитания ЭМО. Особенность их конструкции - совмещение с устройством арретирования, фиксирующим ротор-маховик относительно корпуса при отключенном напряжении питания ЭМО и воздействии внешних механических нагрузок [1; 2]. Страховочные опоры размещены на валу-фиксаторе, имеющем возможность реверсивно перемещаться в осевом направлении на расстояние ±8ф (рис. 1), обеспечивая либо жесткую механическую фиксацию ро-

тора-маховика относительно корпуса ЭДМ, либо его бесконтактную левитацию.

Для обеспечения штатного функционирования системы магнитного подвеса и исключения возможности механического контакта ротора-маховика со статорами активных устройств ЭМО необходимо определить требуемое осевое перемещение вала-фиксатора ±8ф.

Требуемый зазор ±8ф определяется зоной возможных перемещений ротора-маховика, а именно: радиальными и осевыми зазорами в активных устройствах ЭМО, расстояниями между данными устройствами и геометрической конфигурацией контактных поверхностей ротора-маховика и вала-фиксатора. По общим рекомендациям, возможные перемещения ротора-маховика не должны превышать половины зазоров в активных частях ЭМО.

Простейшим случаем перемещения ротора-маховика является его линейное смещение в осевом Д1 и радиальном ДХ (либо ДУ) направлении, как показано на рис. 2. Данные максимальные смещения равны соответствующим зазорам 83 и 81.

Следующим случаем смещения ротора-маховика от номинального положения (рис. 3) является его поворот относительно оси Х (или У). Максимальный угол поворота ум определяется касанием ротора-маховика со статорным элементом, расположенным на наибольшем расстоянии от геометрического центра ротора-маховика. Такими элементами в рассматриваемой конструкции являются статоры датчика положения ротора и датчика углового положения ротора.

Фешетневские чтения. 2015

Рис. 1. Схема двигателя-маховика с электромагнитными опорами: 1 - маховик; 2, 3 - ротор и статор датчика положения ротора; 4, 5 - ротор и статор радиальной электромагнитной опоры; 6, 7 - статор и ротор осевой электромагнитной опоры; 8 - датчики осевого зазора; 9 - датчики радиального зазора; 10,11 - статор и ротор датчика углового положения ротора; 12 - страховочные подшипники;13 - вал-фиксатор

Рис. 2. Схема линейных перемещений ротора-маховика: а - арретированное номинальное положение; б - разарретированное номинальное положение; в - радиальное 61 и осевое 5з смещение ротора-маховика

Рис. 3. Схема угловых перемещений ротора-маховика

Третий вариант перемещений - комбинированный, когда ротор-маховик одновременно осуществляет линейное и угловое смещение. Здесь определение зоны перемещений ротора-маховика осуществляется при различных соотношениях его линейных и угловых смещений аналогично рассмотренным выше случаям.

В результате разработана методика определения зоны допустимых перемещений ротора-маховика, устанавливающая зависимости между перемещением вала-фиксатора ±6ф, зазорами в активных устройствах системы магнитного подвеса 61-б5 и расстояниями между данными устройствами Ь1-Ъ3. Использование данной методики позволяет определить оптимальный

зазор 8ф, обеспечивающий штатное функционирование системы магнитного подвеса в разарретирован-ном состоянии и исключающий возможность механического контакта вращающегося ротора-маховика со статорными элементами, расположенными на корпусе ЭДМ.

Библиографические ссылки

1. Поляков М. В., Гладышев Г. Н. Устройство ар-ретирования ротора электродвигателя-маховика с магнитным подвесом // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (11-14 нояб. 2014 г., г. Красноярск) : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. Ч. 1. С. 505-507.

2. Поляков М. В., Гладышев Г. Н., Лянзбург В. П. Страховочные опоры и устройство арретирования ротора двигателя-маховика в магнитном подвесе // Электронные и электромеханические системы и устройства : тез. докл. XIX науч.-техн. конф. (Томск,

16-17 апр. 2015 г.) / АО «НПЦ «Полюс». Томск, 2015. С. 215-217.

References

1. Polyakov M. V., Gladyshev G. N. Launch-lock apparatus for rotor of magnetic bearing reaction wheel. Reshetnevskie chteniya : materialy XVIII Mezdunar. nauch. konf. [Proc. of theXVIII-th Int. scientific conf. «Reshetnev's Readings»]. Krasnoyarsk, 2014, Vol. 1, pp. 505-507. (In Russ.)

2. Polyakov M. V., Gladyshev G. N. Emergency bearings and launch-lock apparatus for rotor of magnetic bearing reaction wheel [Strahovochnye opory i ustroystvo arretirovaniya rotora dvigatelya-mahovika v magnitnom podvese]. Elektronnye i elektromehanicheskie sistemy i ustroistva: XIX nauch.-tehn. konf. [Proc. of theXIX-th Sci.-techn. conf. «Electronic and electromechanical systems and apparatuses»]. Tomsk, 2015, pp. 215-217. (In Russ.)

© Поляков М. В., Гладышев Г. Н., Лянзбург В. П., 2015

УДК 621.313.29

ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНЫМ ТОРМОЗОМ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Н. И. Пономарева, Т. М. Гриднева, П. А. Алексанов

АО «Научно-производственный центр «Полюс» Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Кирова, 56в. E-mail: polus@online.tomsk.net

Отражены исследования характеристик вентильного двигателя с магнитным тормозом. В представленном двигателе магнитная система тормоза совмещена с магнитной системой электродвигателя, т. е. маг-нитопровод статора состоит из двух частей, одна из которых представляет собой пакет из листов электротехнической стали, вторая - пакет из листов викаллоя. Для создания основного и тормозного магнитного потока используется единый индуктор с магнитами.

Ключевые слова: вентильный двигатель, магнитный тормоз, викаллой, тормозной момент.

AC ELECTRONIC MOTOR WITH A MAGNET BRAKE AND ITS CHARACTERISTICS N. I. Ponomareva, T. M. Gridneva, P. A. Aleksanov

SC "Scientific&Industrial Centre "Polyus" 56v, Kirov Av., Tomsk, 634041, Russian Federation. E-mail: polus@online.tomsk.net

This article is dedicated to research of AC electronic motor characteristics with a magnet brake. This motor has an integrated brake's magnet system with a motor's magnet system, that is core-lamination stack consists of two parts: first is package of steel sheets, second - package of vikalloy sheets. To generate magnet flux of motor and brake a single inductor with magnets is used.

Keywords: AC electronic motor, a magnet brake, vikalloy, braking torque.

Для обеспечения самоторможения привода вращения рамки подвеса применяется магнитный тормоз, который выполнен в виде отдельной магнитной системы, расположенный соосно с вентильным двигателем в едином корпусе. Принцип его действия основан на взаимодействии магнитного поля вращающегося ин-

дуктора с неподвижным статором, изготовленным из магнитотвердого материала викаллой типа 52К11Ф [1].

С целью улучшения массогабаритных показателей вентильного двигателя магнитный тормоз совмещен с магнитной системой путем добавления листов сплава 52К11Ф в пакет магнитопровода статора (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.