Научная статья на тему 'Критерии выбора инвестиционного проекта и информационное обеспечение инвестиций, направленных на строительство и содержание автомобильных дорог'

Критерии выбора инвестиционного проекта и информационное обеспечение инвестиций, направленных на строительство и содержание автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов Эдуард Иванович, Власова Виктория Михайловна, Чуфенев Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрены теоретические и методические вопросы управления инвестиционными проектами, направленными на развитие и содержание автомобильных дорог, и их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крылов Эдуард Иванович, Власова Виктория Михайловна, Чуфенев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodical questions of management invest-project for road in all stage of theirs realization are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора инвестиционного проекта и информационное обеспечение инвестиций, направленных на строительство и содержание автомобильных дорог»

Критерии выбора

инвестиционного проекта и информационное обеспечение инвестиций, направленных на строительство и содержание автомобильных дорог

Э. И. Крылов,

д. э. н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского универитета аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

В. М. Власова,

д. э. н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Д. В. Чуфенев,

аспирант кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского универитета аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

В статье рассмотрены теоретические и методические вопросы управления инвестиционными проектами, направленными на развитие и содержание автомобильных дорог, и их реализации.

Инвестор до принятия решения по инвестированию в проект должен определиться в системе приоритетов, к которым относятся: норма прибыли на капитал, срок окупаемости, общественная значимость проекта, влияние участия в проекте на деловой и социальный имидж инвестора, соответствие проекта целям и задачам инвестора, финансовые возможности, рыночный потенциал создаваемого продукта, уровень риска, экономичность и безопасность проекта, соответствие законодательству.

Окончательное же решение о выборе инвестиционного проекта для реализации должно приниматься с учетом множества характеристик. В одной части характеристик учитываются экономические, экологические и социальные последствия реализации инвестиционного проекта. В другой части принимаются во

Theoretical and methodical questions of management invest-project for road in all stage of theirs realization are considered in the article.

внимание разнообразные риски, связанные с осуществлением проекта, и факторы неопределенности. При этом критерии выбора инвестиционного проекта условно можно разделить на следующие группы:

> целевые критерии, состав которых определяется социально-экономической ситуацией в стране, полезностью проекта для государства или региона, например, ролью той или иной запланированной к строительству автомобильной дороги федерального значения для обеспечения нормальных условий перевозок населения и грузов;

> внешние и экологические критерии, включающие правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству, возможное влияние перспективного законодательства на осуществление проекта, потенциаль-

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ

ную реакцию общественного мнения на реализацию проекта, воздействие проекта на уровень занятости населения (появление со строительством автомобильной магистрали новых рабочих мест, напротив, ожидаемое с вводом новой автомобильной дороги сокращение сельскохозяйственных земель, находящихся в обороте);

► критерии субъекта инвестиций, осуществляющего проект, к которым относятся: навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и деловые связи; стратегия в области маркетинга, наличие опыта и знаний об объеме операций на внешнем рынке; данные о финансовом состоянии; достигнутые результаты деятельности и их тенденции; данные о потенциала роста; показатели диверсификации (высокая, средняя, низкая);

► критерии научно-технической перспективы, включающие данные о степени перспективности используемых научно-технических решений и применения полученных результатов в будущих разработках, о воздействии (положительном или отрицательном) на другие проекты, представляющие интерес;

► коммерческие критерии, в состав которых входят данные о размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта, о потенциальном годовом размере прибыли, об ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли, о значении внутренней нормы дохода, о соответствии проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений, о сроке окупаемости с сальдо реальных денежных потоков, стабильности поступления доходов от проекта, возможностях использования налоговых льгот, финансовом риске, связанном с осуществлением инвестирования;

► производственные критерии, к которым относятся данные о доступности сырья, материалов и необходимого оборудования, о необходимости технологических нововведений, о наличии производственного персонала (по численности и квалификации), о возможности использования отходов производства (возможности привлечения персонала для строительства автомобильной дороги, использования имеющихся в регионе строительных материалов и др.);

► рыночные критерии, предусматривающие соответствие проекта потребностям рынка, оценку вероятности коммерческого успеха, эластичность цены на продукцию, выпускаемую по проекту, необходимость и формы маркетинговых услуг и рекламы в целях рыночного продвижения продукции, соответствие проекта уже существующим сбытовым каналам, оценку препятствий выхода на рынок и ожидаемого характера конкуренции с определением ее влияния на цену продукта по проекту;

► критерии региональных особенностей реализации проекта. Вопросы риска при инвестиционных действиях дифференцированы в зависимости от региона России. Несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы, автоном-

ные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска по регионам России. Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры (коммуникаций, банковского обслуживания, таможенного обслуживания) и другие факторы.

Критерии каждой из групп подразделяются на обязательные и оценочные. Невыполнение обязательных критериев влечет отказ от участия в проекте. В выборе того или иного проекта на практике не всегда руководствуются тем, что внутренняя ставка рентабельности должна быть выше средневзвешенной стоимости капитала. Существует целый ряд проектов, осуществление которых диктуется экологической необходимостью или мотивировано повышением безопасности труда. Подобные инвестиционные проекты, как правило, не дают значительных денежных потоков.

Основными задачами при принятии управленческих решений о целесообразности реализации инвестиционных проектов являются:

► оценка реализуемости инвестиционного проекта, то есть экономический анализ возможности обеспечения технической, технологической, организационной, экологической и финансовой его реализуемости;

► оценка целесообразности реализации инвестиционного проекта с позиций его эффективности (заданная норма прибыли предполагаемыми участниками проекта);

► оценка преимуществ инвестиционного проекта в сравнении с альтернативными вариантами;

► структуризация и группировка инвестиционных проектов, входящих в инвестиционную программу, при ограничении капитальных вложений;

► организация системы контроля за ходом реализации инвестиционного проекта.

Состав информации, необходимой для эффективного управления инновационно-инвестиционной деятельностью, многообразен. Поэтому, чтобы квалифицированно и качественно использовать информацию для управления инновационно-инвестиционной деятельностью, ее целесообразно классифицировать по определенным классификационным признакам.

По нашему мнению, состав и объем исходной информации зависит от стадии реализации инновационно-инвестиционных проектов. С этой целью мы предлагаем всю необходимую информацию для управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий, реализующих инвестиционные проекты по развитию и содержанию автомобильных дорог, разбить на четыре группы. Первая группа должна включать информацию по научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторским работам в целях определения степени наукоемкости проекта. Вторая группа включает информацию, необходимую для проектирования и разработки инвестиционных проектов. Третья группа содержит информацию по строительству и вводу в эксплуатацию объектов, предусмотренных в инновационно-инвес-

ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ

тиционных проектах. Данная информация предназначена для осуществления контроля за соответствием фактической суммы капитальных вложений их проектным значениям. Четвертая группа источников информации предназначена для контроля результатов операционной и финансовой деятельности, возникающих в процессе эксплуатации объектов, предусмотренных в инвестиционных проектах. Названные группы информации имеют важное значение для управления инвестиционной деятельностью предприятия. Однако наиболее важна не столько классификация информации по группам, сколько состав и ее содержательность.

Для эффективного управления инвестиционными проектами необходимо располагать следующей общей информацией для каждой из всех стадий реализации инвестиционного проекта. К ней относится следующая информация:

1. Сведения о характере производства: общие сведения о применяемой технологии, оборудовании и видах строящихся и реконструируемых автодорог, а также об их качественных параметрах.

2. Условия начала и завершения инвестиционного проекта, продолжительность жизненного цикла (расчетного периода использования автодороги).

3. Сведения об участниках инвестиционного проекта (дорожно-строительные организации, коммерческие банки и др.).

4. Сведения об общей эффективности инвестиционного проекта и об эффективности его реализации в смежных областях.

5. Сведения о содержании денежных потоков по инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

При этом непосредственно во вторую классификационную группу, соответствующую стадии проектирования, должна включаться следующая информация:

а) на стадии инвестиционного предложения: продолжительность строительства; объем капитальных вложений; выручка от реализации; производственные затраты;

б) на стадии обоснования инвестиций, предшествующей ТЭО:

♦ объем инвестиций с распределением по времени и по технологической структуре (дорожно-строительное оборудование, инженерные сети и т. д.);

♦ сведения об объеме реализованной продукции по годам жизненного цикла (ввод автомобильной дороги, ее пропускная способность в зависимости от стадии ввода);

♦ сведения об издержках с распределением по времени и видам затрат;

в) на стадии ТЭО (или обоснования инвестиций, непосредственно предшествующей разработке рабочих чертежей):

1. Сведения о проекте и его участниках.

2. Сведения об экономическом окружении.

3. Сведения об эффекте от реализации инвестиционного проекта.

4. Сведения о денежных потоках по инвестиционной, операционной и финансовой деятель-

ности, обусловленной реализацией инвестиционного проекта.

Так, например, в состав необходимых для разработки инвестиционного проекта данных включается следующая информация:

► характер проектируемой автомобильной дороги и состав транспортных услуг, оказываемых с ее помощью;

► сведения о размещении проектируемой автодороги в сети автомобильных дорог;

► информация о технологическом процессе и характере потребляемых ресурсов, например, об особенностях технологии строительства оснований, подсыпок и дорожных одежд, ливневой канализации и др.;

► сведения о возможности платности автомобильной дороги для ее потребителей;

► сведения об эффективности и распределении эффекта между участниками;

► сведения о функциях, выполняемых отдельными участниками реализации инвестиционного проекта;

► сведения о финансовом состоянии предприятия, осуществляющего инвестиционный проект по строительству и содержанию автомобильной дороги;

► сведения о денежных потоках и финансовой реализуемости инвестиционного проекта;

► сведения об экономическом окружении;

► сведения о производственном потенциале. Производственный потенциал при этом определяется величиной производственной мощности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении, а также состоянием основного технологического оборудования, зданий, сооружений, наличием нематериальных активов, патентов, лицензий, ноу-хау.

Сведения об экономическом окружении, которые являются крайне важными для разработки инвестиционного проекта, включают следующую информацию:

► прогнозная оценка общего индекса инфляции и прогноз изменения цен на отдельные виды продукции (услуги) и потребляемые ресурсы в процессе реализации инвестиционного проекта;

► прогноз изменения обменного курса валюты или индекса внутренней инфляции иностранной валюты за весь период реализации инвестиционного проекта (по данному и предшествующему пунктам желательно составление нескольких вариантов прогноза);

► сведения о системе налогообложения. Источниками информации об инфляции и обменном курсе валюты являются перспективные прогнозные планы органов государственного управления в области экономической политики и финансовые данные прогнозного анализа тенденций изменения цен и валютного курса.

Информация о системе налогообложения должна включать наиболее полный перечень налогов, сборов, акцизов, пошлин и иных платежей.

Определение состава информации является необходимым условием качественного управления процессом реализации инвестиционных проектов.

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.