Научная статья на тему 'Критерии выбора беспилотных воздушных судов для нужд экспертной деятельности в условиях санкционного давления недружественных стран и политики импортозамещения'

Критерии выбора беспилотных воздушных судов для нужд экспертной деятельности в условиях санкционного давления недружественных стран и политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
беспилотные воздушные суда / робототехника / экспертно-криминалистическая деятельность / санкционная политика / импортозамещение / дроны (коптеры) / летно-технические характеристики / unmanned aircraft / robotics / forensic activities / sanctions policy / import substitution / drones (copters) / flight characteristics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивашкова Анна Владимировна

В статье рассмотрены параметры и летнотехнические характеристики, классифицированные автором, по которым специалист или эксперт сможет выбрать беспилотное воздушное судно, в частности дрон (коптер), для наиболее эффективного выполнения поставленных перед ним задач. Рекомендации составлены с учетом санкционного давления на Российскую Федерацию недружественных иностранных государств и государственной политики импортозамещения иностранных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ивашкова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the Selection of Unmanned Aircraft for the Needs of Expert Activity in the Conditions of Sanctions Pressure of Unfriendly Countries and Import Substitution Policy

The article discusses the parameters and flight specifications, formulated by the author, according to which a specialist or expert is recommended to choose an unmanned aerial vehicle, in particular a drone (copter), for the most effective performance of the tasks assigned to it. The recommendations are formulated taking into account the imposed sanctions against the Russian Federation and the state policy on import substitution of foreign technologies.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора беспилотных воздушных судов для нужд экспертной деятельности в условиях санкционного давления недружественных стран и политики импортозамещения»

Критерии выбора беспилотных воздушных судов для нужд экспертной деятельности в условиях санкционного давления недружественных стран и политики импортозамещения

ИВАШКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА,

старший научный сотрудник отдела научных исследований по криминалистическим видам экспертиз управления научных исследований ЭКЦ МВД России Российская Федерация, 125130, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5

Criteria for the Selection of Unmanned Aircraft for the Needs of Expert Activity in the Conditions of Sanctions Pressure of Unfriendly Countries and Import Substitution Policy

IVASHKOVA ANNA VLADIMIROVNA,

Senior Researcher of the Department of Scientific Research on Forensic Types of Examinations of the Department of Scientific Research Forensic Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 125130, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 5

УДК 343.98

Аннотация. В статье рассмотрены параметры и летно-технические характеристики, классифицированные автором, по которым специалист или эксперт сможет выбрать беспилотное воздушное судно, в частности дрон (коптер), для наиболее эффективного выполнения поставленных перед ним задач. Рекомендации составлены с учетом санкционного давления на Российскую Федерацию недружественных иностранных государств и государственной политики импортозамещения иностранных технологий.

Ключевые слова и словосочетания: беспилотные воздушные суда; робототехника; экспертно-криминалистическая деятельность; санкционная политика; импортозамещение; дроны (коптеры); летно-технические характеристики.

Annotation. The article discusses the parameters and flight specifications, formulated by the author, according to which a specialist or expert is recommended to choose an unmanned aerial vehicle, in particular a drone (copter), for the most effective performance of the tasks assigned to it. The recommendations are formulated taking into account the imposed sanctions against the Russian Federation and the state policy on import substitution of foreign technologies.

Keywords and phrases: unmanned aircraft; robotics; forensic activities; sanctions policy; import substitution; drones (copters); flight characteristics.

Современную жизнь уже трудно представить без цифровых и информационных технологий: беспилотных воздушных

судов (далее — БВС)1, робототехники и других

1 В зарубежной литературе они обозначаются терминами UAV

инновационных разработок, так прочно внедренных в различные сферы жизни государства и общества.

Авиационная техника является одним из самых стремительно развивающихся направлений в машиностроении. Все более востребованными становятся беспилотные системы, среди которых особое место занимают БВС. В сложное и судьбоносное для нашей Родины время БВС помогают защищать суверенитет и национальные интересы Российской Федерации в рамках проведения специальной военной операции на Украине (далее — СВО).

Кроме того, преступный мир бросает правоохранительным органам все более сложные и дерзкие вызовы. В связи с этим необходимо активнее внедрять современные технические разработки в сферу раскрытия и расследования преступлений, в частности в экспертно-крими-налистическую деятельность.

В интересах экспертно-криминалистических подразделений МВД России (далее — ЭКП МВД России) БВС чаще всего применяются для осмотра мест пожаров, особенно масштабных, натурных осмотров зданий, сооружений и связанной с ними территории, дорожно-транспортных происшествий (крупных, в тоннелях, на скоростных автомагистралях и пересечениях дорог и т. д.), осмотра мест происшествий на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, авиационных и железнодорожных катастроф, происшествий на водном транспорте и его инфраструктуре, мест обрушения строительных объектов (особенно если есть риск полного обрушения конструкции) и т. п.

Применение БВС при производстве осмотра места происшествия и иных следственных действий, а также экспертиз и исследований дает экспертам и специалистам возможность с верхнего ракурса зафиксировать обстановку, осмотреть интересующие объекты, найти заданную цель и в режиме реального времени передать всю информацию на компьютер (ноутбук, планшет, смартфон).

Возможность съемки объектов с различных высот, например при большой площади места происшествия или в случае техногенных катастроф и аварий, делает БВС особенно полезными. Их применение позволяет работать в опасных зонах без риска для жизни и здоровья. Также одним из весомых преимуществ их использования является увеличение полноты со-

(Unmanned Aerial Vehicle - беспилотный летательный аппарат) и RPV (Remotely Piloted Vehicle - дистанционно пилотируемый аппарат).

бираемой визуальной информации, повышение оперативности осмотра, возможность получения изображений мест, нахождение в которых затруднено [4].

При этом проблемным вопросом применения БВС сотрудниками ЭКП МВД России является то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (в редакции от 31 мая 2023 г.)2 федеральные органы исполнительной власти не могут закупать промышленные товары иностранного производства, в том числе БВС.

Другой проблемой является то, что с 2022 г. в отношении нашей страны иностранными государствами проводится агрессивная санкци-онная политика, направленная на запрет ввоза в Российскую Федерацию БВС заграничного производства с качественными летно-техниче-скими характеристиками.

Еще в 2014 г., после введения в отношении Российской Федерации экономических санкций со стороны США и стран Евросоюза, на государственном уровне была дана установка на активную политику импортозамещения иностранных технологий на отечественные3. А поскольку использование БВС актуально для многих сфер деятельности, то это направление, наряду с информационными технологиями, начало развиваться все более активно, особенно в 2022 г. после начала СВО.

С учетом обозначенных проблем ЭКП МВД России необходимо сосредоточить внимание на отечественных производителях беспилотных авиационных систем. При этом следует учитывать, какие именно параметры БВС способствуют наиболее эффективному выполнению задач по экспертному сопровождению

2 Пункт 132 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд».

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конку-

рентоспособности» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 : в ред. от 14 июня 2023 г. // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения: 10.07.2023).

раскрытия и расследования преступлений, а также проведению экспертных исследований. Это позволит выбрать наиболее подходящую модель и варианты целевой нагрузки.

Выборка и определение значимых параметров проводились специалистами ЭКЦ МВД России в составе межведомственной рабочей группы по подготовке проекта концепции развития и применения беспилотных авиационных систем специального назначения МВД России, созданной распоряжением ФКУ «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России (далее — СТиС МВД России) от 15 июля 2022 г. № 122.

Для оптимального выбора типа и модели БВС установлена группа параметров, летно-технических характеристик и условий, которые позволяют эффективно выполнять поставленные задачи, а именно:

— мобильность и легкость транспортировки БВС;

— оптимальное соотношение стоимости, качества и надежности БВС;

— возможность полета БВС в различных условиях (стабильный полет в светлое и темное время суток, осадки, ветер и другие погодные условия).

Сотрудникам ЭКП МВД России рекомендуется использовать БВС типа дрон (коптер)4, руководствуясь следующими критериями:

1. Целевое назначение БВС:

— проведение осмотров мест происшествий, объектов экспертиз, натурных осмотров, с возможностью первичной обработки информации и передачи ее в реальном масштабе времени на пункт управления;

— поиск, обнаружение, распознавание объектов;

— возможность получения изображения (в том числе увеличенного), зон, представляющих интерес для следователя и специалиста;

— фиксация обстановки места происшествия в целом, интересующих объектов с верхнего ракурса;

— передача информации в режиме реального времени на принимающее устройство пункта управления (ноутбук, планшет, смартфон, компьютер).

2. Аэродинамическая компоновка БВС:

— судно мультикоптерного типа, имеющее четыре и более роторов (оптимально — гекса-или октокоптер, выполненный по коаксиаль-

4 Дрон (англ. drone - «трутень») - беспилотный летательный аппарат, или в технологическом аспекте - беспилотный летающий робот. Это закрепившееся название БВС, которые способны перемещаться в воздухе самостоятельно. Коптер - это БВС с возможностью вертикального взлета и посадки, оснащенное камерой.

ной схеме5, поскольку они устойчивы к ветру, не падают при отказе одного или двух двигателей или при повышенной грузоподъемности). Примечание: должна быть обеспечена техническая возможность стабильного зависания в заданном положении, БВС должно быть подвижным и устойчивым к ветру.

3. Состав комплекса:

— БВС - 1 шт.;

— основной источник питания — 1 шт.;

— запасной источник питания — 1-2 шт.;

— защищенный ноутбук/планшет (наземная станция управления) — 1 шт.;

— наличие защищенных помехоустойчивых каналов управления и передачи данных;

— наличие радара с фиксацией и возможностью автоматического возвращения в исходную точку;

— наличие гироскопа, системы глобального позиционирования и системы контроля высоты (примечание: необходимо обеспечить возможность передачи данных в режиме реального времени);

— дополнительно будет полезно наличие акселерометра, датчика высоты, магнитометра, ультразвукового датчика, оптического датчика.

4. Радиус применения (дальность полета):

— от 2 до 25 км.

5. Минимальная продолжительность полета:

— минимум 30 минут.

6. Варианты устанавливаемой целевой нагрузки:

— фото- и видеокамеры высокого разрешения с комплектом фотофильтров, ИК-, УФ-камеры;

— наличие в комплексе специального программного обеспечения для фотограмметрической обработки изображений;

— наличие тепловизионной аппаратуры;

— наличие ультрафиолетовой видовой аппаратуры;

— наличие лазерно-люминесцентной аппаратуры как дополнительной опции.

Представляется, что для экспертно-крими-налистической деятельности наиболее актуальна оптико-электронная целевая нагрузка БВС (это аппаратура для передачи видовой информации (видео- и фотоизображения), теплови-зионной, спектрозональной, гиперспектральной съемки, лазерного дальнометрирования и целеуказания, лазерно-люминесцентной, ультрафиолетовой видовой).

5 Коаксиальная схема расположения роторов мультикопте-ров — на одном луче друг над другом расположены два ротора; такие модели более стабильны, имеют компактные размеры при больших подъемных (тяговых) характеристиках.

7. Требования к характеристикам целевой нагрузки:

— параметры фотокамеры: камера должна быть откалибрована; разрешение — число эффективных пикселей не менее 20,0 млн; форм-фактор светочувствительной матрицы не менее 4/3 дюйма; наличие двух сменных объективов (с фокусным расстоянием в диапазонах не менее 27—82 мм и 82—300 мм6; наличие возможности записи фотоизображений в форматах7 RAW8, TIFF, JPEG, DNG; светочувствительность в диапазоне не менее 100-16300 ISO; тип карт памяти SD, SDHC, SDXC; наличие двух карт памяти, объемом не менее 128 Gb (каждая); наличие оптического стабилизатора изображения; разрешение при записи видео — Full HD, не менее 1080p; возможность дистанционной регулировки настроек камеры;

— обязательное наличие платформы для крепления фото- и видеоаппаратуры, динамически стабилизированной по трем осям (X, Y, Z)9;

— параметры видеокамеры: битрейт строго не менее 50 Мбит/с; возможность записи видео минимум формата 4К со скоростью от 50 кадров в секунду; при отсутствии сменных объективов основной должен быть с переменным фокусным расстоянием, как минимум с регулируемым приближением10; камера должна иметь встроенный стабилизатор; CCD-матрица должна иметь широкий динамический диапазон, в том числе для съемки в условиях низкой освещенности; наличие формата RAW;

— возможность съемки с последующей фотограмметрией объекта (получение 3D-модели объекта и ее производных — проекций, планов, разрезов [1]);

— для обработки видео- или фотоизображений, полученных с коптера, необходимо специальное программное обеспечение — видео-и фоторедакторы, конвертеры изображений.

Примечание: работа с программными системами требует наличия навыков у оператора

6 В эквиваленте для кадра 24х36 мм 35 мм пленки.

7 Форматы записи изображений приведены в порядке приоритетности.

8 Формат цифровых файлов изображения, содержащий необработанные данные об электрических сигналах с фотоматрицы цифровой камеры. В таких файлах содержится информация, полученная непосредственно с аналого-цифрового преобразователя. Однако конвертация таких файлов требует специального программного обеспечения. Он позволяет повысить степень программной обработки без потери качества [2, с. 26]. Видеофайлы такого формата устраняют проблемы сжатия данных в неподвижных изображениях.

9 Минимум по двум с возможностью регулировки угла наклона камеры, в том числе вертикально вниз. Для компенсации колебаний и вибрации при полете аппаратура должна устанавливаться на специальных подвесах со стабилизацией.

10 Сменные объективы требуют надежного крепления и под-

веса камеры.

(пользователя) и соответствующего технического оснащения (компьютер с необходимым объемом памяти, материнской платой с расширенными возможностями, актуальной версией операционной системы), которое соответствует требованиям ПО, прописанным в техническом паспорте к нему;

— рекомендуется наличие SSD-накопителей11;

— рекомендуемая масса целевой нагрузки не более 15,0 кг12.

8. Конструктивные характеристики:

— масса БВС без целевой нагрузки не более 50,0 кг;

— максимальная взлетная масса БВС (со всем дополнительным оборудованием, включая целевую нагрузку) не более 100,0 кг;

— масса наземной станции управления не более 10,0 кг;

— оптимальные габариты БВС, не превышающие 1000x500x1000 мм;

— оптимальные габариты полезной нагрузки, не превышающие 500x300x200 мм;

— оптимальные габариты наземной станции управления, не превышающие 500x200x400 мм.

9. Специфика условий применения:

— БВС и навесная аппаратура должны сохранять работоспособность в температурном диапазоне от —30 С0 до +50 С0 при различных метеоусловиях (стабильный полет в светлое и темное время суток, осадки (дождь, снег, туман), ветер до 15 м/с и т. п.);

— возможность применения в светлое время суток;

— возможность применения в условиях низкой освещенности.

10. Режимы управления БВС и целевой нагрузкой:

— возможность автоматического возвращения в исходную точку взлета, автоматического полета по заранее заданному маршруту, ручного и смешанного управления, перехода между режимами по команде внешнего пилота;

— возможность дистанционного управления целевой нагрузкой по командам с наземной станции управления;

— автоматический режим должен обеспечивать переход на ручное управление.

11. Защита каналов передачи информации и управления:

11 Накопитель, в котором нет движущих элементов, для хранения в них используется флеш-память, преимущество работы — скорость и устойчивость к механическим повреждениям, малое энергопотребление [3, с. 26].

12 Масса целевой нагрузки не должна превышать массу БВС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— наличие криптографированных (защищенных) помехоустойчивых каналов управления БВС и целевой нагрузкой.

12. Дополнительные требования:

— возможность одновременной установки на стабилизированную платформу фото- и видеоаппаратуры и аппаратуры одного из следующих видов: тепловизионная, спектрозональной съемки, ультрафиолетовой видовой съемки;

— вариабельность структуры комплекса13.

Также очень важны физический размер пикселей на матрице камеры, ее размер и светочувствительность. Объектив должен быть с переменным фокусным расстоянием, как минимум с регулируемым приближением, поскольку это значительно влияет на внешний вид фотоснимка. Сменные объективы требуют наличия надежного крепления и подвеса камеры. Мощный подвес компенсирует изменение баланса.

Среди отечественных разработок множество БВС отвечают требованиям, позволяющим использовать их для нужд ЭКП МВД России.

Например, дрон «Zala 421-24» (Zala Aero Group, Группа компаний «Калашников») ква-дрокоптерной конструкции, малой акустической заметности, помехоустойчивый, который дополняется различной целевой нагрузкой, октокоптер «Zala 421-22» (предусмотрена возможность нести три вида целевой нагрузки одновременно), гексакоптер «Zala 421-21», универсальный квадрокоптер «IRBIS-432» (IRBIS SKY TECH), способный нести несколько видов целевой нагрузки (видеокамера, фотокамера и тепловизор).

Интересные решения имеются

у ООО «ПЛАЗ». В частности, квадрокоптеры «Грифон» (модели 41, 81), оснащенные гиро-стабилизированной системой с камерами высокого разрешения и встроенным тепловизором. Производитель также предлагает широкий модельный ряд совместимой целевой нагрузки, оснащение которой подстраивается под запрос пользователя.

Представляется целесообразным обратить внимание на такие БВС, как квадрокоптеры «Шум» (ООО «Компонент»), «SUPERCAM Х4» («ГК Беспилотные системы SUPERCAM»), «Z-24» (ООО «Aeroscan») и гексакоптер «Сыч» (ООО «Специальный технологический центр»).

Актуальные технические решения также есть среди продукции ООО «Альбатрос», «Геоскан», ООО «Аэрокон», «Центр комплексных беспилотных решений» и др.

Кроме того, на сегодняшний день отечественные производители могут предложить экспертам разработать приемлемый вариант БВС с компоновкой целевой нагрузкой по запросу (составленному техническому заданию).

Таким образом, российская авиационная промышленность, в том числе в части БВС, получила значительный толчок в развитии, можно сказать, благодаря санкционной политике недружественных стран. Беспилотные системы все активнее интергрируются в различные сектора, от гражданского до военного. Отечественные решения в области БВС открывают перед сотрудниками ЭКП МВД России возможность оптимального выбора подходящей модели, компоновки необходимой целевой нагрузкой в зависимости от поставленной задачи и эффективного применения в своей служебной деятельности.

Изучать параметры БВС рекомендуется при посещении специализированных выставок техники, в том числе проводимых в системе МВД России.

Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России, который получил такую функцию как организация применения и эксплуатации робототехнических комплексов и БВС14, а также СТиС МВД России занимаются актуальными вопросами внедрения БВС в решение задач правоохранительных органов, в том числе нормативной правовой и научно-исследовательской деятельностью, в рамках которой они организуют выставки современных средств беспилотной авиации и демонстрационные показы комплексов с БВС15. В рамках мероприятий все чаще экспонируются отечественные разработки.

Предложенные в статье критерии и условия помогут экспертам и специалистам выбрать среди БВС отечественного производства оптимальную модель дрона (коптера), оснащенную необходимой целевой нагрузкой, способную эффективно решать задачи по экспертному сопровождению раскрытия и расследования преступлений.

13 Возможность навеса различного оборудования. 14 О вшхении юмешний в Сложение о Департамете инфор-

мационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 15 июня 2021 г. № 444 : приказ МВД России от 22 октября 2021 г. № 770.

15 Так, например, в 2023 г. были организованы демонстрационный показ 22 мая на базе Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя и выставка 30 мая на базе Академии управления МВД России.

Список литературы:

1. Барышников К. В., Червяков М. Э. К вопросу о применении беспилотных летательных аппаратов в ходе осмотра места происшествия // Эпоха науки. 2018. № 14.

2. Дашко Л. В., Синюк В. Д., Пеньков В. В. Возможности использования беспилотных летательных аппаратов для фиксации обстановки на месте пожара // Научный портал МВД России. 2017. № 4.

3. Джунипер А Дроны: Полное практическое руководство / перев. с англ. В. Яценкова. М., 2019.

4. Колесников И. И., Бульбачева А. А. Инновационный подход к проведению осмотра места происшествия с использованием передовых технологий // Академическая мысль. 2018. № 4 (5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.