Научная статья на тему 'Критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта'

Критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / ЭКСПЕРТНЫЕ ЛИСТЫ ОЦЕНИВАНИЯ / MONITORING OF THE RESULTS OF DISSEMINATION OF INNOVATIVE TEACHING EXPERIENCE / CRITERIA AND INDICATORS OF DISSEMINATION OF INNOVATIVE TEACHING EXPERIENCE / THE METHOD OF EXPERT REVIEW / EXPERT ESTIMATION LISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптелов Алексей Викторович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением критериев результативности деятельности педагогов, распространяющих и осваивающих инновационный педагогический опыт. Данные критерии разработаны в рамках деятельности экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта»

УДК 371.123

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Коптелов А.В.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением критериев результативности деятельности педагогов, распространяющих и осваивающих инновационный педагогический опыт. Данные критерии разработаны в рамках деятельности экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО.

This article discusses issues related to the definition of criteria for the effectiveness of teachers studying for dissemination of innovative teaching experience. These criteria were developed as part of activity of an experimental ground APK PPRO (Moscow) on the basis of CIRIPS.

Ключевые слова: мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта, критерии и показатели диссеминации инновационного педагогического опыта, метод экспертных оценок, экспертные листы оценивания.

Monitoring of the results of dissemination of innovative teaching experience, criteria and indicators of dissemination of innovative teaching experience, the method of expert review, expert estimation lists.

Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО) позволила выявить множество адресов инновационного педагогического опыта, авторами которого являются учителя, ставшие победителями конкурсов на денежное поощрение за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в образование. Опыт этих учителей стал предметом пристального внимания управленцев и методистов различного уровня, которые активно осуществляют деятельность по организации диссеминации инновационного педагогического опыта. Вместе с тем, процесс диссе-минации не подвергается системному мониторингу с целью выявления его продуктивных результатов.

Для решения данной проблемы с декабря 2009 г. на базе ГБОУ ДПО «Челябинский ин-

ститут переподготовки и повышения квалификации работников образования» открыта экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО, г. Москва, научный руководитель - Е.М. Пахомова, к.п.н.) по теме «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик» (решение Ученого совета АПК и ППРО от 24.12.2009 г.). Мы предположили в качестве гипотезы, что распространение лучших педагогических практик победителей приоритетного национального проекта «Образование» будет успешно реализовано, если будут созданы ряд организационно-педагогических условий, к числу которых относится разработка мониторинга определения эффективности непрерывного процесса диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.

В рамках экспериментальной деятельности на основе анализа теоретических исследований было определено, что под мониторингом результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО мы будем понимать систему получения и обработки комплексной информации о результатах процесса сознательного, ответственного и целенаправленного распространения нового теоретического знания победителей ПНПО о применении известных практических способов, приемов и методов обучения и воспитания, возникшего на основе рефлексии затруднений в профессиональной деятельности и технологически пред став ленного. Данное новое теоретическое знание является ресурсом, который предоставляется в распоряжение других педагогов для совершенствования и развития их профессиональной компетентности посредством его ос -воения и внедрения в практику работы [3].

Ґ А"\

В связи с этим, одним из основных результатов, на основании которого мы можем сделать вывод об успешной реализации Проекта «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победите -лей приоритетного национального проекта «Образование» на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик», должно стать повышение профессиональной компетентности участников экспериментальной площадки:

- учителей, победителей ПНПО, распространителей опыта, в области организации деятельности по методическому сопровождению учителей, осваивающих опыт;

- учителей, осваивающих опыт, в области освоения и внедрения новой для их деятельности инновационной педагогической практики.

В ходе экспериментальной деятельности были определены критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.

Проанализировав подходы различных исследователей (И.А. Зимняя, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) к вопросу о выявлении критериев профессиональной компетентности и обобщив разные точки зрения, мы сделали вывод, что, во-первых, все исследователи выделяют в качестве критериев не только признаки, характеризующие профессиональные качества, но и личностные качества, напрямую влияющие на результативность деятельности. Во-вторых, во всех подходах критерии можно отнести к той или иной группе критериев, характеризующих различные составляющие профессиональной компетентности:

- когнитивная составляющая, то есть наличие определенной системы знаний как общепедагогических, так и знаний, необходимых для выполнения своих обязанностей в зависимости от занимаемой должности или выполняемой функции;

- операционально-технологическая или деятельностная составляющая, то есть владение практическими умениями и навыками для выполнения своих функциональных обязанностей;

- личностная составляющая, соответствующая мотивационно-потребностному и ценностно-смысловому аспекту деятельности, ко-

торая характеризует этическую и социальную позицию, а также личностные качества работника образования.

Опираясь на изученные подходы к определению критериев профессиональной компетентности [1; 4; 5 и др.], мы выделили критерии профессиональной компетентности педагогов -распространителей и педагогов-пользователей инновационного педагогического опыта, которые в то же время являются критериями результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО, поскольку основным результатом реализуемого проекта должно стать повышение профессиональной компетентности участников экспериментальной площадки. За основу нами был взят подход И.А. Зимней, которая в своих исследованиях пришла к выводу о том, что, во-первых, сущностью компетентности является деятель -ностная и актуальная характеристика, подчеркивая, что в отличии от знаниевой характеристики, т.е. характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как». Во-вторых, она отмечает личностную, в частности мотивационную, характеристику компетентности. В-третьих, фиксирует сложный характер этого явления как в его определении, так и в оценке [1].

Кроме того, при выявлении критериев мы руководствовались тем, что они должны отражать совокупность качественных и количественных характеристик, позволяющих осуществить оценку исследуемой деятельности. При этом главным при их определении должно являться то, что, во-первых, эти характеристики должны быть измеряемы; во-вторых, они должны образовывать систему, охватывающую все значимые стороны этой деятельности, а также отражать ее сущность, основные направления и приоритеты.

Первыми двумя критериями, отражающими мотивационно-ценностный аспект деятель -ности, мы выделили «готовность учителей к участию в диссеминации инновационного педагогического опыта» (мотивационный аспект) и «отношение к процессу, содержанию и результату деятельности по диссеминации педагогического опыта победителей ПНПО» (ценностный аспект). В психологической науке мотив рассматривается как источник активности. Всякое действие, направляясь на определенную

цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее адекватно осознанное побуждение выступает как мотив, то есть, другими словами, мотив выступает как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъектов, как осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [8]. Мотивацию мы рассматриваем как источник совершенствования профессиональной деятельности, потенциал, наличие внутренних средств, обеспечивающих готовность субъекта выполнять функции распространителя (пользователя) инновационного педагогического опыта и саморазвиваться, а также как источник формирования ценностных профессиональных ориентаций. Целенаправленное формирование ценностных ориентаций способствует превращению ценности в стимулы и мотивы профессиональной деятельности любого работника образования.

Поэтому первые два критерия, соответствующие мотивационно-ценностному аспекту деятельности, характеризуются наличием мотивов, цели, потребностей в непрерывном профессиональном самосовершенствовании и саморазвитии, ценностных установок актуализации в профессиональной деятельности в качестве распространителя или пользователя инновационного педагогического опыта.

Третий критерий мы определили как «владение знанием содержания деятельности по диссеминации педагогического опыта победителей ПНПО». Этот критерий отражает когнитивный аспект деятельности педагогов-распространителей и педагогов-пользователей и характеризуется наличием совокупности научно-теоретических объективно необходимых знаний об их профессиональной деятельности вообще и их роли в процессе диссеминации инновационного педагогического опыта. Уровень развития когнитивного компонента определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в области профессиональнопедагогического знания.

Следующий критерий, характеризующий деятельностный аспект, мы определили как «опыт использования теоретических знаний и практических способов в деятельности по дис-семинации педагогического опыта победителей ПНПО». Данный критерий тесным образом связан с тремя предыдущими, поскольку имен-

но реализация мотивов и ценностных профессиональных ориентаций и применение теоретических знаний в практической деятельности по распространению (освоению) инновационного педагогического опыта позволяет эффективно осуществлять деятельность по его диссемина-ции. Критерий «опыт использования теоретических знаний и практических способов в деятельности по диссеминации педагогического опыта победителей ПНПО» предполагает наличие совокупности практических умений, необходимых педагогам-распространителям и педа-гогам-пользователям для осуществления своих функций.

Следуя логике деятельности, в качестве пятого критерия мы определили «самооценку процесса и результата деятельности по диссе-минации педагогического опыта победителей ПНПО», соответствующего рефлексивному аспекту. Этот критерий позволяет определить уровень развития самооценки, ответственности за результаты своей деятельности в качестве педагога-распространителя (педагога-

пользователя) инновационного педагогического опыта. Рефлексивность проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей профессиональной деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений. Характеризуется совокупностью способностей оценивать собственную деятель -ность, выбирать стратегию управления, осуществлять корректировку своей деятельности на основе самоанализа и прогнозирования своей деятельности в процессе диссеминации инновационного педагогического опыта.

В качестве основного метода исследования при проведении эксперимента по определению результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО нами был выбран метод экспертных оценок.

Выбор данного метода был продиктован, во-первых, сложностью и комплексностью исследуемой проблемы. Во-вторых, отношением в теории педагогических исследований к экспертным методам не как к способу выявления общественного мнения о субъектах, а как одному из возможных подходов к всестороннему изучению сложных педагогических проблем. Кроме того, метод экспертных оценок часто используется при оценке качеств личности, к

Ґ А"\

которым относится и профессиональная компетентность участников Проекта.

Сущность этого метода состоит в проведении экспертами субъективного интуитивнологического анализа ситуации с количественной градацией суждения и последующей формальной обработкой результатов.

Использование метода экспертных оценок при определении результативности диссемина-ции инновационного педагогического опыта победителей ПНПО требует выполнения условий, являющихся обязательными при применении этого метода, а именно:

- выбор удобной системы оценок и соответствующей шкалы измерения, поскольку это упорядочивает суждения и дает возможность вы -разить их в определенных величинах [6, с. 48];

- выбор экспертов, осуществляющих оценивание уровня результативности диссеми-нации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО;

- разработку инструментария для проведения экспертного оценивания.

Поскольку общепринятое понимание критерия - это признак на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, следовательно, с помощью его можно дать оценку уровня качественных изменений объекта исследования [2]. В связи с этим возникает необходимость определения уровней и их характеристик, в соответствии с которыми устанавливается степень результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.

Оценивание результативности диссемина-ции инновационного педагогического опыта победителей ПНПО осуществляется на основе трех уровней: высокого, среднего и ниже среднего.

Высокий уровень характеризуется наличием по каждому критерию компетенций у учителя необходимых для выполнения им функций педагога-распространителя инновационного педагогического опыта или педагога-пользова-теля, осваивающего этот опыт.

Средний уровень характеризуется не полным объемом необходимых компетенций для выполнения функций педагога-распространи-теля или педагога-пользователя.

Уровень ниже среднего характеризуется недостаточным количеством компетенций для выполнения выше названых функций.

Необходимо отметить, что при проявлении стабильности по тому или иному критерию, а также количественные и качественные изменения в лучшую сторону мы рассматриваем как позитивные изменения, влияющие на эффективность диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.

Таким образом, для определения и оценивания результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО нами выбрана порядковая шкала (шкала рангов), включающая высокий, средний, ниже среднего уровни, которая соответствует трех -балльной системе оценивания, где высокий уровень соответствует 3 баллам, средний - 2 баллам, ниже среднего - 1 баллу. Выбор трехуровневой шкалы объясняется, во-первых, наличием существенных различий в степени проявления того или иного критерия и показателя, и, во-вторых, это не затрудняет процессы статистической и математической обработки.

Немаловажное значения для результатов педагогического эксперимента имеет тщатель -ный подбор экспертов, осуществляющих оценивание уровня результативности диссемина-ции инновационного педагогического опыта победителей ПНПО. В качестве экспертов должны быть определены люди, хорошо знающие оцениваемую область, изучаемый объект и способные к объективной, непредвзятой оценке [7; с. 48]. Поэтому при отборе экспертов и формировании экспертной группы необходимо учитывать компетентность эксперта в вопросах, во-первых, организации и управления методической работой, а, во-вторых, диссемина-ции инновационного педагогического опыта.

В качестве экспертов результативности диссеминации инновационного педагогического опыта стали, прежде всего, участники экспериментальной площадки, а также наиболее компетентные в области организации методической работы работники образования.

Экспертами по оцениванию результативности деятельности педагогов-распространителей по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО являются:

- организаторы процесса диссеминации инновационного педагогического опыта побе -дителей конкурсов ПНПО на муниципальном уровне;

- представители администрации образовательных учреждений, в которых работают педагог-распространитель и педагог-пользователь;

- руководители школьных методических объединений.

К экспертам по оцениванию результативности деятельности педагогов-пользователей по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО помимо выше перечисленных категорий работников образования относятся также педагоги-распро-странители инновационного педагогического опыта, участники экспериментальной площадки.

Для проведения процедуры экспертного оценивания необходим инструментарий, в соответствии с которым будет осуществляться сама экспертиза. В качестве такого инструментария нами были разработаны экспертные листы оценивания результативности деятельности педагога-распространителя (педагога-пользова-теля) по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО. Экспертные листы были разработаны на основе, во-первых, критериев результативности диссе-минации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО; во-вторых, на основе показателей, характеризующих эти критерии и соответствующих конкретным профессиональным качествам, необходимым для осуществления деятельности либо в роли педагога-распространителя, либо в роли педагога-пользователя.

Объектом экспертного оценивания является профессиональная компетентность участников диссеминационных процессов (педагогов-распространителей и педагогов-пользователей). В связи с этим были определены по каждому критерию показатели, которые, с одной стороны, качественно характеризуют уровень результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО, а с другой стороны, являются конкретными профессионально-личностными качествами, которыми должны обладать участники диссемина-ционных процессов (педагоги-распространители и педагоги-пользователи).

Для критерия «Готовность учителей к участию в диссеминации инновационного педагогического опыта», отражающего мотивацион-

ный аспект деятельности, в качестве показателей были определены:

- реализация потребности к саморазвитию и самообразованию в процессе диссемина-ции инновационного педагогического опыта;

- проявление активности при распространении и внедрении либо при освоении инновационного педагогического опыта;

- проявление инициативности при распространении и внедрении либо при освоении инновационного педагогического опыта.

В качестве показателя критерия «Отношение к процессу, содержанию и результату деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО», отражающего ценностный аспект для педаго-гов-распространителей, стал показатель «ценностные профессиональные ориентации, характеризующие отношение к процессу, содержанию и результату деятельности в качестве пе-дагога-распространителя инновационного педагогического опыта»; для педагога-пользо-вателя - «ценностные профессиональные ориентации, характеризующие отношение к процессу, содержанию и результату деятельности в качестве педагога-пользователя инновационного педагогического опыта».

Критерий «Владение знанием содержания деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО» характеризует когнитивный (знаниевый) аспект деятельности. В качестве его показателей для педагога-распространителя были выбраны:

- знание психолого-педагогических основ распространяемого инновационного педагогического опыта;

- знание психолого-педагогических основ обучения коллег своему инновационному педагогическому опыту;

- знание основ экспертно-оценочной и аналитической деятельности для отслеживания результатов распространения и внедрения инновационного педагогического опыта.

Для педагога-пользователя:

- знание основных идей и сущностных характеристик осваиваемого инновационного педагогического опыта;

- знание психолого-педагогических основ осваиваемого инновационного педагогического опыта;

ГжД

- знание технологий, методов, приемов, способов работы по обучению и воспитанию учащихся, используемых при осваиваемом инновационном педагогическом опыте.

В качестве показателей, характеризующих критерий «Опыт использования теоретических знаний и практических способов в деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО» и соответствующих деятельностному аспекту, были определены для педагога-распространителя:

- умение определять и формулировать цель своей деятельности в процессе распространения и внедрения инновационного педагогического опыта;

- умение планировать свою деятельность в процессе распространения и внедрения инновационного педагогического опыта;

- умение организовать управление процессом обучения коллег при распространении и внедрении инновационного педагогического опыта;

- умение реализовать индивидуальное

методическое сопровождения педагога-

пользователя в процессе распространения и внедрения инновационного педагогического опыта;

- умение осуществлять экспертно-

оценочную и аналитическую деятельность в процессе распространения и внедрения инновационного педагогического опыта.

Для педагога-пользователя:

- умение определять и формулировать цель своей деятельности в процессе освоения инновационного педагогического опыта

- умение планировать свою деятельность в процессе освоения инновационного педагогического опыта

- умение организовать управление образовательным процессом учащихся при освоении инновационного педагогического опыта

- умение реализовать индивидуальный подход к учащимся в процессе освоения инновационного педагогического опыта

- умение осуществлять контроль и диагностику деятельности учащихся в процессе освоения инновационного педагогического опыта.

Показателями последнего критерия «Самооценка процесса и результата деятельности по диссеминации инновационного педагогического

опыта победителей ПНПО», характеризующего рефлексивный аспект деятельности, стали:

- рефлексия и оценка своей деятельности как педагога-распространителя либо как педа-гога-пользователя инновационного педагогического опыта;

- корректировка своей деятельности на основе рефлексии.

На основе выявленных критериев и показателей, качественных характеристик выраженности каждого показателя результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО осуществляется экспертная деятельность специально отобранными специалистами (экспертами).

Основными методами работы экспертов по сбору информации, необходимой и достаточной для определения уровня результативности дис-семинации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО, являются наблюдение, работа с учебной документацией, методическими и дидактическими продуктами, беседы.

Процедура вынесения экспертной оценки сводится к заполнению «Экспертного листа оценивания результативности деятельности педагога-распространителя (педагога-

пользователя) по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО». Каждый эксперт должен оценить педагога-распространителя или педагога-пользователя по каждому из показателей путем определения соответствующего уровня (высокий, средний, ниже среднего) и проставить в экспертный лист соответствующее количество баллов. Полученные данные обобщаются и обрабатываются при помощи математических и статистических методов. Их применение при обработке результатов экспертного оценивания позволяет придать процессу экспертизы унифицированный (стандартизированный) характер и максимально сделать его объективным.

Таким образом, выявленные в рамках реализации программы экспериментальной деятельности критерии результативности диссе-минации инновационного педагогического опыта позволили определить не только показатели, которые соответствуют конкретным профессионально-личностным качествам участников диссеминационных процессов, но также разработать инструментарий, посредством которого проводится мониторинг результатов

диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.

Литература

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалистов, 2004. - 40 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров. - М.; Ростов-н/Д : МарТ, 2005. - 448 с.

3. Коптелов, А.В. Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО / А.В. Копте-лов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3. -С. 5-10.

4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 255 с.

5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

6. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А.М. Новиков; Рос. Акад. образования. - 2-е изд., доп. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 1998. - 134 с.

7. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков; Рос. Акад. образования, Ин-т упр. образованием. - М. : МЗ-Пресс, 2004.

- 67 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2 / АПН СССР ; С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

9. Чечель, И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях / И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова. - М.: Академия : АПК и ПРО, 2003. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.