Научная статья на тему 'Критерии проявления ответственности у студентов вуза'

Критерии проявления ответственности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY / RESPONSIBILITY / ACCOUNTABILITY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямин А. В.

Представлен анализ структуры ответственности и критерии проявления ответственности в деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA MANIFESTATIONS OF RESPONSIBILITY AMONG THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Article presents an analysis of the structure of ownership and responsibility in the manifestation of the criteria of university students.

Текст научной работы на тему «Критерии проявления ответственности у студентов вуза»

КРИТЕРИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

А.В. Лямин,

аспирант кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО Российской международной академии туризма. Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования.

E-mail: allamin@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ структуры ответственности и критерии проявления ответственности в деятельности студентов вуза.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, профессионально важные качества личности, ответственность, структура ответственности.

CRITERIA MANIFESTATIONS OF RESPONSIBILITY AMONG THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

A.V. Lyamin,

postgraduate student of faculty of pedagogics and psychology

Annotation. Article presents an analysis of the structure of ownership and responsibility in the manifestation of the criteria of university students.

Keywords: higher professional education, professionally important qualities of personality, responsibility, accountability structure

Для выявления критериев ответственности как профессионально важного качества студентов, формируемого в процессе проявления активности личности во время профессиональной подготовки и общественной деятельности, необходимо проанализировать структуру ответственности в научных педагогических и психологических исследованиях. Выявленная в результате структура ответственности может быть положена в основу формирования системы критериев оценки ответственности или системы критериев проявления ответственности у студентов вуза.

Рассматривая проблему структуры ответственности, необходимо затронуть аспект внешней и внутренней структуризации этого явления. К внешней структуре ответственности обычно относят: субъект ответственности (кто отвечает), объект ответственности (за что отвечает) и инстанцию ответственности (перед кем отвечает). Объект ответственности — это то, за что субъект несет ответственность. Действие, направленное субъектом на объект, всегда осознанно и произвольно. Причем эти отноше-

ния между субъектом и объектом ответственности отличает некоторая особенность: субъект обладает способностью не только изменить объект, течение событий, но и измениться сам. Субъектом ответственности может выступать отдельная личность, группа, социальная общность, т.е. тот, чья деятельность подлежит оценке.

На интегральность понятия ответственности, многомерность его структуры указывают многие авторы. Наблюдаются лишь некоторые расхождения в обозначении компонентов, входящих в структуру ответственности. Т.Н. Сидорова обозначает структуру ответственности как единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого [2]. По мнению А.Ф. Плахотного, «выполняя познавательную, оценочную и регулятивную функции, ответственность выступает как единство рационального, волевого и эмоционального моментов» [6]. Э.И. Рудковский пишет, что «истинно ответственное поведение основано на предвидении социальных последствий, которые оно может вызвать» [5]. При этом он выделяет две стороны ответ-

ственности: внешнюю и внутреннюю, отмечая, что «кроме внешней стороны ответственности, выражающей отношение личности к требованиям инстанции, существует внутренняя субъективная сторона ответственности», «которая проявляется как «чувство ответственности» и как ее сознание». Наиболее подробная структуризация понятия «ответственность» предложена В.П. Прядеиным, который под ответственностью понимает единство мотивацион-ных, эмоциональных, когнитивных, динамических, регуляторных и результативных составляющих [4].

Анализ исследований в области формирования ответственности как интегрального качества личности (М.В. Борцовой, В.П. Прядеина, Э.И. Руд-ковского, Т.Н. Сидоровой и др.) позволил выделить трехкомпонентную структуру ответственности, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты.

Ж.Е. Завадская и Л.В Шевченко называют следующие признаки проявления ответственности: осознанное отношение к своей деятельности и оценка ее с точки зрения соответствия требованиям долга; способность к самоанализу, самоконтролю; проявление настойчивости, инициативности, самостоятельности в процессе выполнения порученных обязанностей; эмоциональное переживание в ходе выполнения обязанностей; умение дать оценку собственного поведения и поступков товарищей; умение и готовность нести ответственность за коллектив и других людей [2].

О.А. Куванова считает, что ответственность в деятельности, поступках проявляется как инициативность, разумность, самодисциплина, принципиальность, умение пользоваться свободной волей и соотносить личные и общественные интересы. Личность проявляет готовность к самостоятельному достижению результата, который она гарантирует при всех условиях. Ответственность превращает внешний долг во внутреннюю потребность. Это превращение сопровождается переходом внешнего контроля в самоконтроль. Таким образом, самостоятельность, независимость от внешнего контроля, осознание целостности решаемой задачи, выполняемого дела выступают критериями ответственности. Сознавая свою ответственность, человек не ограничивает себя каким-то набором условий и требований, а испытывает потребность найти наилучшие условия, оптимальные для выполнения требований.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской критерием полноты принятия личностью ответственности может служить согласование необходимости с желаниями и потребностями личности, а потому и с инициативой в реализации дела [1].

Ответственность и инициатива — две основные формы активности личности, а следовательно, и ее

субъектности. Более того, инициатива и ответственность появляются у человека лишь тогда, когда он занимает позицию субъекта [1].

Для изучения ответственности как способа построения субъектом своей деятельности Л.И. Де-ментий выделяет следующие параметры: 1) качества, которые связаны с особенностями структуры и необходимыми обстоятельствами деятельности, с готовностью к ней (например, обеспечение условий и средств деятельности); 2) устойчивые, независимые от деятельности качества личности (например, добровольность, самостоятельность, готовность идти на риск).

Когнитивный компонент включает в себя осознание сущности ответственности как личностной характеристики, предвидение результатов своей дельности, осмысление порученного задания, т.е. понимание правил, условий деятельности и составление мысленного плана работы, осознание значимости обязательного и хорошо выполненного поручения, осознание полезности своего труда для других и необходимости держать ответ за выполнение порученного дела перед окружающими. При этом для человека важно понимать и предвидеть результаты своей деятельности, т.е. то, к чему могут привести его поступки.

Эмоциональный компонент ответственности отражает: переживания за качество своей работы и в ситуации невыполнения деятельности; эмоциональное отношение к принятию на себя новых обязанностей, к обещаниям, к трудностям, связанным с принятием на себя определенных обязанностей. По его мнению В.П. Прядеина, эмоции могут как способствовать ответственному акту, так и препятствовать ему [4].

К поведенчески-результативному компоненту можно отнести такие параметры ответственности, как самостоятельность человека при выполнении задания, доведение начатого дела до конца (что определяется наличием у субъекта целееустремленности, саморегуляции, настойчивости в достижении результата), качественное выполнение порученной работы, организованность деятельности (временное обеспечение деятельности), добровольность, инициатива, дисциплина, преодоление трудностей, способность отказаться от развлечений ради выполнения задания (обеспечение условий деятельности).

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989.

2. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельно-

22

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2012

сти: Дис. ... канд.пед.наук. — Красноярск, 1996.

3. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности: теоретический аспект: монография. — Славянск-на-Кубани, 2007.

4. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2001.

5. Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. — Минск, 1979.

6. Шушерина О.А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза: Дисс. ... канд.пед.наук. — Красноярск, 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Л.И. Максимова,

старший преподаватель кафедры английского языка ГОУВПО «МГОСГИ» Научная специальность: 13.00.01 — Общая педагогика; история педагогики и образования Научный руководитель: П.С. Вяликова, доктор педагогических наук, профессор E-mail: maksimova-li@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется возможность применения современных педагогических технологий (на примере интегративного культуроведческого проектирования) в процессе преподавания гуманитарных дисциплин студентам педагогических специальностей, обучающимся по ГОС ВПО второго и ФГОС ВПО третьего поколений в целях формирования поликультурной компетентности.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманитаризация образования, поликультурная компетентность, ГОС ВПО второго и ФГОС ВПО третьего поколений, культуроведение, культуроведческое проектирование, интегративный краеведческий проект.

STUDENTS' POLICULTURAL COMPETENCE ACQUISITION IN THE PROCESS OF TEACHING

HUMANITIES

L.I. Maksimova,

senior teacher of faculty of english Language

Annotation. The article analyses an opportunity of using modern educational technologies (integrative culture studies project work as an example) in the process of teaching humanities to students of pedagogical departments according to higher professional education state educational standards of the second and higher professional education federal state educational standards of the third generations aimed at students' policultural competence acquisition.

Keywords: humanistic education, humanitarian education, policultural competence, higher professional education state educational standards of the second and higher professional education federal state educational standards of the third generations, culture studies, culture studies project work, integrative local studies project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.