Научная статья на тему 'Критерии, показатели и уровни сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций'

Критерии, показатели и уровни сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КРИТЕРИЙ / CRITERION / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR / УРОВЕНЬ / LEVEL / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / THE HEAD OF THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANALYTICAL ACTIVITY / АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ANALYTICAL COMPONENT OF MANAGEMENT ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PEDAGOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

На современном этапе преобразования и развития системы образования Донецкой Народной Республики осуществление управления на научной основе является проблемой для многих руководителей общеобразовательных организаций. Для решения необходимы специальная аналитическая и управленческая подготовка руководящих кадров как в рамках государственных образовательных стандартов высшего образования так и в системе дополнительного педагогического образования. В статье описаны критерии, показатели и уровни сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Представлены различные определения понятий: «формирование», «критерий», «показатель». В исследовании выделены и описаны критерии сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности: мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, рефлексивный. В результате анализа научных работ за основу были взяты три уровня аналитической деятельности, обозначенные Ю.А. Конаржевским: стихийно-эмпирический, эмпирический и теоретический (научный). Стихийно-эмпирическому уровню соответствует недостаточно глубокий характер аналитической деятельности руководителя школы, низкий уровень мотивации, наличие рефлексивного мышления в зачаточном виде. На эмпирическом уровне аналитическая деятельность первых лиц общеобразовательной организации носит описательный и констатирующий характер, мотивы неустойчивы, стремление к самосовершенствованию профессиональных и личностных качеств носит эпизодический характер, рефлексивное мышление обретает контуры. На теоретическом (научном) уровне руководитель обладает устойчивой мотивацией к аналитической деятельности, постоянно стремится к самосовершенствованию и саморазвитию своих профессиональных способностей, на высоком уровне владеет технологией педагогического анализа, обладает аналитическим и рефлексивным мышлением, способен увидеть и оценить изменения, происходящие в управляемой школьной системе, спрогнозировать дальнейшие пути ее развития, устранить причины обнаруженных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF THE ANALYTICAL COMPONENTS OF THE MANAGEMENT ACTIVITY OF HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

At the present stage of transformation and development of the educational system of the Donetsk People's Republic, the implementation of management on a scientific basis is a problem for many heads of general education organizations. To solve this problem, special analytical and managerial training of leading cadres is required both within the framework of state educational standards of higher education and in the system of additional pedagogical education. The article deals with the criteria, indicators and levels of the formation of the analytical component of managerial activity of heads of general education organizations. Various definitions of concepts are presented: "formation", "criterion", "indicator". The study identified and described the criteria of development of the analytical components of the management activities: motivational-targeted, cognitive-operational, reflexive. As a result of the analysis of scientific works, three levels of analytical activity based on Yu.A. Konarzhevsky: spontaneously empirical, empirical and theoretical (scientific). To the spontaneous-empirical level there corresponds an insufficiently deep character of the analytical activity of the head of the school, a low level of motivation, the presence of reflexive thinking in its embryonic form. At the empirical level, the analytical activity of the first persons of the general education organization has a descriptive and ascertaining character, the motives are unstable, the desire for self-improvement of professional and personal qualities is episodic, reflexive thinking acquires contours. At the theoretical (scientific) level, the leader has a steady motivation for analytical work, constantly striving for self-improvement and self-development of his professional abilities, has a high level of pedagogical analysis technology, has analytical and reflexive thinking, is able to see and assess the changes taking place in the managed school system, To predict further ways of its development, to eliminate the causes of the discovered shortcomings.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и уровни сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций»

УДК 378.14

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2017

Коваль Наталья Николаевна, методист центра менеджмента и аттестации Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (83001, ДНР, Донецк, ул. Артема, 129а, e-mail: koval_n@hotmail.com)

Аннотация. На современном этапе преобразования и развития системы образования Донецкой Народной Республики осуществление управления на научной основе является проблемой для многих руководителей общеобразовательных организаций. Для решения необходимы специальная аналитическая и управленческая подготовка руководящих кадров как в рамках государственных образовательных стандартов высшего образования так и в системе дополнительного педагогического образования. В статье описаны критерии, показатели и уровни сформиро-ваннности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Представлены различные определения понятий: «формирование», «критерий», «показатель». В исследовании выделены и описаны критерии сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности: мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, рефлексивный. В результате анализа научных работ за основу были взяты три уровня аналитической деятельности, обозначенные Ю.А. Конаржевским: стихийно-эмпирический, эмпирический и теоретический (научный). Стихийно-эмпирическому уровню соответствует недостаточно глубокий характер аналитической деятельности руководителя школы, низкий уровень мотивации, наличие рефлексивного мышления в зачаточном виде. На эмпирическом уровне аналитическая деятельность первых лиц общеобразовательной организации носит описательный и констатирующий характер, мотивы неустойчивы, стремление к самосовершенствованию профессиональных и личностных качеств носит эпизодический характер, рефлексивное мышление обретает контуры. На теоретическом (научном) уровне руководитель обладает устойчивой мотивацией к аналитической деятельности, постоянно стремится к самосовершенствованию и саморазвитию своих профессиональных способностей, на высоком уровне владеет технологией педагогического анализа, обладает аналитическим и рефлексивным мышлением, способен увидеть и оценить изменения, происходящие в управляемой школьной системе, спрогнозировать дальнейшие пути ее развития, устранить причины обнаруженных недостатков.

Ключевые слова: формирование, критерий, показатель, уровень, руководитель общеобразовательной организации, аналитическая деятельность, аналитическая компонента управленческой деятельности, педагогический анализ.

CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF THE ANALYTICAL COMPONENTS OF THE MANAGEMENT ACTIVITY OF HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2017

Koval Natalia Nikolaevna, methodist of management and certification centre Donetsk Republican Institute of Additional Pedagogical Education (83001, DPR, Donetsk, st. Artem, 129a, e-mail: koval_n@hotmail.com)

Abstract. At the present stage of transformation and development of the educational system of the Donetsk People's Republic, the implementation of management on a scientific basis is a problem for many heads of general education organizations. To solve this problem, special analytical and managerial training of leading cadres is required both within the framework of state educational standards of higher education and in the system of additional pedagogical education. The article deals with the criteria, indicators and levels of the formation of the analytical component of managerial activity of heads of general education organizations. Various definitions of concepts are presented: «formation», «criterion», «indicator». The study identified and described the criteria of development of the analytical components of the management activities: motivational-targeted, cognitive-operational, reflexive. As a result of the analysis of scientific works, three levels of analytical activity based on Yu.A. Konarzhevsky: spontaneously empirical, empirical and theoretical (scientific). To the spontaneous-empirical level there corresponds an insufficiently deep character of the analytical activity of the head of the school, a low level of motivation, the presence of reflexive thinking in its embryonic form. At the empirical level, the analytical activity of the first persons of the general education organization has a descriptive and ascertaining character, the motives are unstable, the desire for self-improvement of professional and personal qualities is episodic, reflexive thinking acquires contours. At the theoretical (scientific) level, the leader has a steady motivation for analytical work, constantly striving for self-improvement and self-development of his professional abilities, has a high level of pedagogical analysis technology, has analytical and reflexive thinking, is able to see and assess the changes taking place in the managed school system, To predict further ways of its development, to eliminate the causes of the discovered shortcomings.

Keywords: formation, criterion, indicator, level, the head of the general educational organization, analytical activity, analytical component of management activity, pedagogical analysis.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях реформирования системы образования Донецкой Народной Республики претерпевают изменения и трансформацию подходы к управлению общеобразовательными организациями (далее - ОО). Ю.А. Конаржевский утверждал, что новой философии и политике управления образовательной системы присущи иная система ценностей и приоритетов, иные методы и инструментарий управления, новое понимание принципов управления, внутренних связей и закономерностей «некомандной» экономической системы [1]. Управление будет соответствовать новой философии при наличии у него целевого и системного, опережающего и аналитического, гуманистического и демократического характера. А это возможно только в том случае, если школами ру-

ководят современные менеджеры-лидеры с творческим мышлением, аналитическим складом ума, владеющие искусством управлять людьми, активно использующие информационные технологии, открытые к нововведениям и инновациям. Однако проблемы, возникающие у руководителей в управлении ОО, в большинстве случаев связаны не с самими руководителями, а с отсутствием у управленцев высшего профессионального образования в сфере менеджмента, информационных технологий и инноватики. Поэтому поиск путей совершенствования системы подготовки и переподготовки руководящих кадров образовательных организаций необходим и важен для решения возникающих проблем в сфере современного образовательного менеджмента.

Отметим, что подготовка кадров к организационно-управленческой, аналитической, научно-исследова-

тельскои, проектной, педагогической деятельности и не только в Донецкой Народной Республике осуществляется в рамках государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям: 27.04.05 Инноватика, 38.04.01 Экономика, 38.04.02 Менеджмент, 38.04.03 Управление персоналом, 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 38.04.05 Бизнес-информатика и другие. Повышение профессионального уровня управленческого корпуса и предоставление руководителям ОО образовательных услуг происходит и в рамках дополнительного педагогического образования, что требует обновления содержания образования менеджеров, методов и технологий преподавания, контрольно-оценочных средств.

Для успешной и качественной реализации всех реформ в системе образования необходимо управлять общеобразовательной организацией на научной основе, что обеспечит в полной мере аналитический подход. В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» подчеркивал важность аналитической деятельности руководителя: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщение как инструмент мастерства, подхода к конкретным явлениям - это самая сущность педагогического руководства. В работе руководителя школы это умение проявляется повседневно, но особенно важно оно при завершении периодов, циклов учебно-воспитательного процесса» [2, с. 184]. Придерживается этой же точки зрения и Ю.А. Конаржевский, подчеркивая, что в условиях образовательной организации аналитическая деятельность не только является объективно необходимой для совершенствования управления, но и выступает как важнейший компонент педагогического процесса [3].

Очевидно, повысить эффективность внутришколь-ного менеджмента невозможно без совершенствования аналитической деятельности руководителей ОО, что, по нашему мнению, является решающим условием. Согласимся с автором, что переход к аналитическому управлению обусловливает необходимость переосмысления многих положений аналитической деятельности и необходимости ее технологизации [4, с. 9]. А также решение проблемы совершенствования аналитической деятельности руководителей ОО в системе дополнительного педагогического образования связано с разработкой и обоснованием критериев сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ю.В. Бабанский, В.Н. Багрий, А.В. Барабанщиков, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Э.М. Луговская, А.К. Маркова, А.М. Новиков и др. исследовали критерии, показатели и уровни подготовки специалистов в различных сферах деятельности.

Е.С. Березняк, А.Д. Бондарь, П.В. Зимин, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, И.А. Кудинов, И.И. Митина, В.П. Симонов, Л.А. Смирнов, Н.И. Соцердотов, Т.И. Шамова и др. уделяли особое внимание основным положениям педагогического анализа учебно-воспитательного процесса.

И.А. Абрамова, Н.А. Зинчук, А.А. Коростелев, Е.В. Назначило, Н.П. Пичугова, Л.П. Половенко, В.В. Ягупов, О.Н. Ярыгин в своих диссертационных исследованиях раскрыли методику формирования аналитической компетентности.

В работах В.И. Бондаря, Б. Канаева, В.М. Кожухар, Ю.А. Конаржевского, А.А. Коростелева, К.Л. Крутий, Г.О. Савченко, В.А. Сластенина, В.Д. Федорова, Г.В. Федорова, В.В. Ягупова, О.Н. Ярыгина центральное место занимает аналитическая деятельность руководителя общеобразовательной организации.

Формирование целей статьи (постановка задания). Определение и обоснование основных критериев, по-

казателей и уровней сформированное™ аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассмотрим трактовку понятия «формирование». Так, в словаре по социальной педагогике данный термин определяется как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной деятельности [5, с. 14]. В психологии под «формированием» понимается вид развития личности главным образом под влиянием внешних воздействий; процесс развития личности в результате социализации и воспитания [6, с. 129]; безальтернативное, принуждающее, базирующееся лишь на универсальных технологиях, преимущественно опирающееся на внешний контроль, строящееся на авторитарном стиле, репродуктивной деятельности [7, 8]; процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью [9, с. 128]. Л.С. Выготский [10] подчеркивает определяющую роль формирования в развитии, которое ведет его за собой. Таким образом, формирование аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций нам представляется как интегрированный процесс развития личности руководителя в области аналитической деятельности, осуществляемый в ходе их профессиональной подготовки в системе дополнительного педагогического образования.

Для диагностики сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности пользуются критериями. В исследованиях ученых, педагогической литературе можно встретить различные по своему содержанию определения понятия «критерий». Понятие «критерий» имеет начало от греческого «кгкегюп» и трактуется как средство, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [11, с. 123]; суждение, признак, на основе которых осуществляется оценка [12, с. 153].

Критерии в педагогических исследованиях нужны для выражения общей существенной характеристики, на основе которой оценивают, сравнивают реальные педагогические явления, при этом степень проявления, качественная сформированность, безусловность критерия определяются конкретными показателями, которые, имеют ряд качеств [13, с. 93]. По мнениюА.М. Новикова, критерии должны быть объективными, что даст возможность оценить исследуемую характеристику в педагогике однозначно, адекватными, валидными, т.е. оценивать именно то, что исследователю надо оценить, нейтральными относительно изучаемых явлений. А совокупность критериев должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса [14, с. 142-143]. Критерии также должны отражать динамику измеряемого качества в пространстве и времени, раскрываться через показатели, интенсивность проявления которых свидетельствует об уровне сформированности критерия, отмечает С.В. Иванова [15, с. 1 53]. Таким образом, критерии выражают высший уровень изучаемого явления или процесса, служат идеальным образцом для сравнения с реальным явлением или процессом, позволяют установить степень соответствия идеалу.

Компонентом критерия является показатель. Показатель - это количественные или качественные характеристики сформированности качества, свойства, признака изучаемого объекта, мера сформированности того или иного критерия [16, с. 265]. Показатели должны обладать следующими свойствами: содержательность, системность, измеримость, гибкость, адаптивность, результативность, эффективность [17, с. 10].

Изучив и проанализировав сложившиеся в педагогике подходы к структуре и описанию компонентов аналитической деятельности, мы выделили следующие ее структурные компоненты [18, с. 165], которые и яв-

ляются критериями сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности:

- мотивационно-целевой компонент включает личностное отношение руководителя к аналитической деятельности, осознание ее ценностных сторон и значимости в управленческой деятельности, потребность личности совершенствоваться и развиваться в этом виде деятельности; действия, подчиненные сознательной цели (использование процедуры целеполагания), создание самого себя в процессе осуществления аналитической деятельности;

- когнитивно-операционный компонент представляет собой комплекс знаний, умений, практических навыков, необходимый для осуществления эффективной и результативной аналитической деятельности, владение технологиями ее осуществления, развитие аналитического мышления и интеллектуальных способностей, профессиональный опыт по аналитике, творческая активность, креативность;

- рефлексивный компонент рассматривается как самооценка, самоанализ, самоуправление, самопроектирование собственной аналитической деятельности, стремление к формированию рефлексивного мышления, саморазвитие личностных качеств и способностей к креативным проявлениям.

Степень сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей ОО определяется с помощью уровней [19, 20, 21]. Мы выделяем три уровня аналитической деятельности, обоснованные Ю.А. Конаржевским [22, 23]: стихийно-эмпирический, эмпирический и теоретический (научный).

Ю.А. Конаржевским [22, с. 83] была сконструирована модель функции педагогического анализа, основу содержания которой образуют следующие переменные: 1) цель функции; 2) предмет деятельности; 3) характер функции; 4) расчлененность деятельности; 5) уровень системности деятельности; 6) подготовленность руководителя к деятельности; 7) виды педагогического анализа (содержание функции); 8) организационные формы анализа; 9) методы осуществления анализа; 10) результаты анализа.

Первые шесть параметров образуют основу первой части модели, характеризуя каждый уровень аналитической деятельности; остальные параметры модели составляют в совокупности и взаимодействии объем функции. Это нашло отражение в таблице 1, в которой представлены критерии, показатели и уровни сформи-рованности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей ОО.

Определенные критерии, показатели и уровни дают возможность оценить сформированность аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей ОО, что является перспективой наших дальнейших исследований.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Повышение эффективности внутришкольного менеджмента напрямую зависит от совершенствования аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций.

Формирование аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций нам представляется как интегрированный процесс развития личности руководителя в области аналитической деятельности, осуществляемый в ходе профессиональной подготовки в системе дополнительного педагогического образования.

Критерий - это средство, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Критерии должны быть объективными, адекватными, валидными, нейтральными относительно изучаемых явлений, должны отражать динамику измеряемого качества в пространстве и времени; служат идеальным образцом для сравнения с реальным явлением или процессом.

Таблица 1 - Критерии, показатели и уровни сформи-рованности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей 00

Уровень Критерий Показатель

Мотивационно-целевой Низкий уровень мотивации, непонимание ценностных сторони значения педагогического анализа в управленческой деятельности, цель аналитической функции отсутствует, не осознается руководителем, деятельность им осуществляется неупорядоченно, потребность совершенствоваться и развиваться в сфере педагогического анализа практически отсутствует.

Стихийна-эмпирический Когнитивно-операционный Низкая степень подготовленностируководителяк аналитической деятельности: не может правильно сформулировать цели, предмет анализа, имеет слабые представления о методике проведения анализа, не имеет четкого представления о видах и организационных формах анализа. Низкая творческая активность н креативность. Аналитические способности слабо выражены.

Рефлексивный Способность к самооценке, самоанализу не сформирована: оценка результатов педагогического анализа делается на основании разрозненных, несистематизированных, случайно подобранных фактов, принимаемых за причину, а выводы формулируются на уровне благих пожеланий: рефлексивноемышление и креативные проявления отсутствуют.

Мотивационно-целевой Неустойчиваямотивацияк овладению педагогическим анализом, позитивное отношение к аналитической деятельности присутствует; формальныйинтерес к аналитическойдеятельности,ценностные ориентиры слабо развиты, стремление к самосовершенствованию. Эпизодическое стремление к самосовершенствованию профессиональных и лично стных качеств. Цель анализа не р а счленяется на подцели.

Э м п и риче с кий Когнитивно-операционный Руководитель ограничиваетсяизучениемтолько внешних связей явлений, не ра скрывая их сущности; происходит определенное упорядочение фактов,выделение из них наиболее существенных, группировка и обобщение с помощью таблиц, схем, диаграмм. Характеру деятельности руководителя свойственны констатация и описание объекта анализа, предмет аналитической деятельностирасчленяетсяна его отдельные части извенья, но руководитель не способен установить связь между фактами и явлениями. Появляются первые признаки системности: вычленяются виды анализа-параметрический, тематический и итоговый. Налицои первые признаки анализа: постановка специфической цели, обоснование методики, обеспечивающей ее достижение, разработка путей подведения итогов, разная затрата ресурсовприосуществлениипедагогического анализа. Н а о люд ение. б ее еда, р аб ота с документацией, опис ание. измерение - методы, используемые руководителями на эмпирическом уровне анализа. Эпизодически присутствует творческий подход и

Рефлексивный Способность к самоконтролю и самооценке сформированы не в полной мере. Стремлениек самообразованию,самопроектированию собственной аналитическойдеятельности,рефлексивному мышлению обретает контуры. Результаты анализа, выводы и предложения, как правило, на этомуровненосят общий характер.

Мотивационно-целевой Мотивы устойчивы, глубокий и осмысленный интерес к аналитической деятельности.Постоянное стремление к самосовершенствованию профессиональных и лично стных качеств. Свойственно использование пр оцедуры целеполагания, которая предусматривает по становку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей)в соответствии с назначением (миссией) образовательной системы, стратегическими V становками и х ар акт ер ом р еша емых зад ач.

Теоретический (научный) Когнитивно-операционный Характер ей высокий уровень общетеоретической, управленческой и методической подготовки: знания по теории системного подхода, педагогике, возрастноин социальной психологии, логике, теории педагогического анализа нтд. Владение технологиями осуществления аналитическойдеятельности.Руководитель обладает аналитическим мышлением, интеллектуальными способностями, творческой активностью, креативностью. Педагогический анализ строится на внутришкольной оператиБнойинформациии контроля. Руководитель использует соответствующие методы педагогического анализа: наблюдение,измерение, беседа,анализи синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия,идеализация,мысленный эксперимент. Наличие конкретных результатов, оформленных в виде обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию управляющих и управляемых систем, свойственно научному уровню педагогического

Рефлексивный Наличиерефлекснвногомышления. Устойчивое стремлениек саморазвитию лично стных качестви способностейк креативным проявлениям. Способность к самоконтролю и самооценке сформированы в по лнон мер е.

Показатель - это количественные или качественные характеристики сформированности качества, свойства, признака изучаемого объекта, мера сформированности того или иного критерия; должен обладать следующими свойствами: содержательность, системность, измеримость, гибкость, адаптивность, результативность, эффективность.

Выделяем следующие структурные компоненты, которые и являются критериями сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности: мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, рефлексивный.

Стихийно-эмпирический уровень представлен такими показателями: отсутствие глубокого характера аналитической деятельности, низкий уровень мотивации и рефлексивного мышления.

На эмпирическом уровне в аналитической деятельности руководителя ОО появляются первые признаки системности, но анализ носит описательный и констатирующий характер, мотивы неустойчивы, способность к самоконтролю и самооценке сформированы не в полной мере, эпизодически присутствует творческий подход и креативность.

На научном уровне руководитель способен увидеть и оценить изменения, происходящие в управляемой школьной системе, спрогнозировать дальнейшие пути ее развития, устранить причины обнаруженных недостатков; управление носит системный, целевой, опережающий характер, что позволяет перевести управляе-

мую систему на демократическую и гуманистическую основы [24]; мотивы устойчивы, наличие рефлексивного мышления, устойчивое стремление к саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутриш-кольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

2. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973 - 208 с.

3. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). / Ю.А. Конаржевский - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 80 с.

4. Коростелев А.А., Пудовкина Н.Г., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. - ТГУ, 2011. 287 с.

5. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

6. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. - 479 с.

7. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во СамПГИ,1993. - 212 с.

8. Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: АСТ; Ижевск: Изд-во Удмурт. унта, 2002. - 132 с.

9. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: тесты. М.: Владос-Пресс, 2002. - 192 с.

10. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983. Т. 3: Проблемы развития психики.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1991. - 917 с.

12. Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 238 с.

13. Галiмов А.В. Теоретико-методичш засади тдготовки майбутшх офiцерiв-прикордонникiв до виховно! роботи з особовим складом / А.В. Галiмов. -Хмельницький : Вид-во НАДСПУ, 2004. - 376 с.

14. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.

15. 1ванова С.В. Критерп та показники розвитку професшно! компетентносп вчителiв бюлогп в закладах шслядипломно! педагопчно! освгги / С.В. 1ванова // Вюн. Житомирськ. держ. у-ту. - 2010. - Вип. 52. - Пед. науки. - С. 152 - 156.

16. Тернопшьська В.1. Визначення критерпв сформованосп професшно! компетентносп майбутшх прничих iнженерiв / В.1. Терношльська, О. В. Дерев'янко // Наук. часопис НПУ iменi М.П. Драгоманова. - Серiя 5. Пед. науки. - 2010. - Вип. 31. - С. 264 - 267.

17. Багрш В.Н. Критерп та рiвнi сформованосп професшних умшь майбутшх сошальних педагопв / В.Н. Багрш // Зб. наук. пр. Хмельниц. ш.-ту соц. технологш Ун-ту «Укра!'на». - Хмельницький : Х1СТ, 2012. - № 6. - С. 10-14.

18. Коваль Н.Н. Структура аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 161-166.

19. Коростелев А.А. Современные модели осуществления аналитической деятельности управления // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. № 1. С. 101106.

20. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

21. Коростелев А.А. Информационное обеспечение

аналитической деятельности в технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 13-22.

22. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

23. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск, 1978. - 102 с.

24. Коваль Н.Н. Осуществление аналитической деятельности руководителем школы на различных уровнях познания // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 3 (16). С. 55-59.

Статья поступила в редакцию 14.05.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.