ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ
УДК 336.225
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ АЛЯ ОТБОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ВЫЕЗАНУЮ ПРОВЕРКУ
Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Руководство ФНС России неоднократно отмечало, что качественное планирование является од -ним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой -достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
В мае 2007 г. Служба утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции, планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков по 11 критериям риска:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
4. Темп роста расходов, опережающий темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия в показателях деятельности;
Е.М. Ануфриева,
преподаватель кафедры финансов, Пензенский государственный педагогический университет
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения;
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Из перечисленных критериев есть общие для всех налогоплательщиков, а некоторые относятся только к налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения. В связи с этим представляется целесообразным разделить критерии оценки рисков для проведения налоговой проверки на две группы налогоплательщиков:
- критерии для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения;
- критерии для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, и индивидуальных предпринимателей.
Одни критерии являются расчетными, или формализуемыми, другие, основанные на выявлении использования налогоплательщиками так называемых серых схем с целью уклонения от уплаты налогов и требующие применения налоговым инспектором аналитического подхода, - неформализуемыми. Такое деление в дальнейшем позволит оценить критерии как факторы, на основании которых автоматизированная программа сможет сократить выборку налогоплательщиков для проведения налоговой проверки (рисунок).
Рассмотрим критерии для каждой группы налогоплательщиков.
Критерий 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствую -щим субъектам в конкретной отрасли (видам экономической деятельности).
Данный критерий необходимо применять для всех налогоплательщиков.
Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов и выручки. При расчете налоговой нагрузки налогоплательщиками принимаются суммы налогов, уплаченные за рассматриваемый период, независимо от периода их начисления. Показатель выручки берется по данным бухгалтерского учета без учета косвенных налогов. Он отражается в соответствующей строке «Отчета о прибылях и убытках».
При расчете налоговой нагрузки включаются налоги , установленные в России, перечисленные в ст. 13-15 НК РФ с учетом особенностей режима налогообложения и относящиеся к компетенции налоговых органов (таблица).
Если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего показателя по соответствующей отрасли, то это станет причиной проведения выездной налоговой проверки.
Применение данного критерия требует глубокого экономического обоснования. Важнейшее значение для оценки перспективности его использования имело бы представление о том, сколько налогоплатель-
Критерии оценки рисков для отбора объектов на выездную налоговую проверку
Налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, и индивидуальные предприниматели
г
Неформализуемые критерии
Формализуемые критерии
Неформализуемые критерии
- построение финансовохозяйственной деятельности на осюве заключения договоров
с контрагентами- перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;
- непредставление на лого плател ьщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении показателей деятельности
- налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельиэсти;
- отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности;
- отражение в бухгалтерской и тлоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения
- тлоговая нагрузка у даннэго налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности;
- темп роста расходов, опережающий темп роста доходов от реализации товаров, работ, услуг;
- отраженж в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- превышенж предельных размеров установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
- жоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.
- приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные тлоговьге режимы;
- гостроение фитнсово-хо-зяйственной деятельиэсти
на основе заключения договоров с юнтрагентами-переку-пщиками или посредниками без тличия разумных экономических или иных причин;
- ж представление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении показателей деятельности
Результаты компьютерной выборки налогоплательщиков для проверки
Дополнительный анализ налогового инспектора после получения им результатов компьютерной выборки
Налоги, включаемые в расчет налоговой нагрузки
щиков имеют шанс быть отобранными для проведения выездных проверок. Вполне может оказаться, что большинство предприятий по тому или иному виду экономической деятельности потенциально имеют повышенный риск быть проверенными. Такое возможно, если подобный вид экономической деятельности отмечается более высокой степенью концентрации, если есть предприятия-монополисты или такие, которые могут быть признаны занимающими доминирующее положение, а значит, и во многом определяющими средний уровень налоговой нагрузки в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
Критерий 2. Рентабельность компании ниже статистических данных по отрасли.
Проверку по налогу на прибыль могут назначить, если рентабельность организации по данным бухучета меньше среднестатистической рентабельности по отрасли на 10% и более. Инспекторы будут сравнивать два показателя - рентабельность продаж и рентабельность активов. Оценивать этот критерий инспекторы будут на основании бухгалтерской отчетности предприятия за предыдущий год. Взяв из нее необходимые цифры, они рассчитают два показателя: рентабельность продаж и рентабельность активов. В связи с этим отпадает необходимость применения данного критерия к группе налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, и индивидуальных предпринимателей. Для них будет применяться следующий критерий.
Критерий 3. Расходы растут быстрее доходов.
Данный критерий, на наш взгляд, для первой категории налогоплательщиков дублирует критерий опре-
деления рентабельности (потому что в основу расчета положены значения доходов, расходов) и позволяет получить дополнительную информацию для налогового инспектора при возникновении определенных сомнений.
Проследить темпы роста доходов и расходов за три года представляется целесообразным для налогоплательщиков второй группы, применяющих специальные налоговые режимы, и индивидуальных предпринимателей, для которых доходы и расходы являются основными показателями деятельности, а уровень рентабельности определить без дополнительных финансовых показателей затруднительно, так как многие из них не предоставляют бухгалтерскую отчетность.
Критерий 4. Компания получает убыток несколько лет подряд.
Применять данный критерий необходимо в динамике за три года. Компания, регулярно работающая с убытками, может пойти двумя путями. Либо переносить часть расходов на будущее и показывать в отчетности пусть небольшую, но прибыль. Либо объяснить инспекторам причины убытка. Объясняться, скорее всего, придется в ходе камеральной проверки. Специальное предварительное собеседование с кандидатами на выездную проверку в планы ФНС России не входи т.
Критерий 5. Значительные вычеты по НДС.
Инспекторы могут назначить проверку если удель -ный вес вычетов по НДС в сумме начисленного налога превышает долю допустимых вычетов.
Предельный размер вычетов чиновники даже не потрудились рассчитать отдельно для каждой отрасли. Пока он единый для всех налогоплательщиков.
Мы считаем, что норматив должен быть установлен не более 84%, так как все прочие его значения могут быть результатом завышения налогового вычета по НДС, за исключением налогоплательщиков, проводящих активную инвестиционную политику, и экспортеров. В отношении них налоговый инспектор принимает индивидуальное решение. Данный критерий применяется только для первой группы налогоплательщиков в динамике за календарный год.
Критерий 6. Зарплата ниже среднего значения по отрасли.
Проверка грозит компании, если среднемесячная зарплата, приходящаяся на одного работника, окажется ниже среднего уровня по городу, району или субъекту РФ.
ФНС России обещает разместить информацию об уровне зарплаты по регионам и городам на сайтах своих региональных управлений. На сегодняшний день таких данных нет и не скоро будут из-за трудоемкости расчетов.
Немаловажное значение имеет то, что заработанная плата представляет собой цену рабочей силы, поэтому как цена она не должна быть ниже 20% (согласно ст. 40 НК РФ) соответствующей рыночной цены. Что касается рыночной цены рабочей силы, то ее можно легко установить, достаточно лишь, например, обзвонить по объявлениям предложенных вакансий, и, как выясняется, предлагаемая зарплата отклоняется более чем на 20% от официальной, так называемой «белой» заработанной платы.
Наименование налога Налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, и индивидуальные предприниматели
Налог на прибыль организаций +
Налог на доходы физических лиц + +
Налог на добавленную стоимость +
Акцизы + +
Единый социальный налог +
в т. ч. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование +
Налог на добычу полезных ископаемых + +
Водный налог + +
Сбор за пользование объектами животного мира + +
Государственная пошлина + +
Налог на имущество организаций +
Налог на игорный бизнес + +
Транспортный налог + +
Земельный налог + +
Единый налог на совокупный доход - +
Критерий 7. Компания меняет адреса во время выездных проверок.
Предприятия, «убегающие» от налоговых проверок, осложняют работу инспекторов. Данный критерий можно формализовать: если у налогоплательщика более одного раза в год происходило снятие (постановка) с учета (на учет), то автоматизированная программа выберет их для выездной проверки.
Критерий 8. Налогоплательщик не раз мог потерять право на спецрежим.
Возникает вопрос с точки зрения налоговой проверки: что плохого в этом приближении к предельной величине? Поэтому именно превышение предельных размеров - выручки, среднесписочной численности, площади, количества транспортных средств и других ограничений в соответствии с НК РФ - будет являться критерием при принятии решения на выездную налоговую проверку только для налогоплательщиков второй группы.
Критерий 9. Расходы предпринимателя приближаются к его доходам.
Седьмой критерий применяется только для предпринимателей. По данным ФНС России, проверять нужно тех из них, у кого доля профессиональных вычетов в общей сумме доходов превышает 83%. Речь идет о профессиональных вычетах, которые названы в статье 221 Налогового кодекса РФ. Отвечающие данному критерию предприятия планируется проверять по налогу на доходы физических лиц. Данный критерий можно отнести к критерию № 6, так как по вышеназванной классификации индивидуальные предприниматели относятся ко второй группе налогоплательщиков, и для них рассмотреть приближение к предельному значению профессиональных вычетов.
Критерий 10. Компания работает с перекупщиками и посредниками.
Несмотря на то что в названии критерия речь идет только о работе с перекупщиками и посредниками, на деле коснется всех подозреваемых в необоснованной налоговой выгоде. Подозрение вызывает только совокупность признаков, поименованных в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, согласно которому определены признаки необоснованной налоговой выгоды.
Для назначения выездной проверки в компании, работающей с посредниками, инспекторы должны обнаружить комплекс признаков того, что она необоснованно получает налоговую выгоду.
Критерий 11. Налогоплательщик не дает пояснений инспекторам.
Пп.4 п.1 ст. 31 и п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ позволяют инспекторам в процессе камеральной проверки вызвать налогоплательщика, чтобы он пояснил расхождения в отчетности. Если налогоплательщик не явится в течение 5 дней, инспекторы могут назначить выездную проверку. Избежать таких последствий можно , если неявка обусловлена объективными причинами. В ФНС России в качестве такой причины, в частности, называют случай, когда компания не получила уведомления о вызове в инспекцию.
С учетом вышесказанного разработанная модель планирования выездных налоговых проверок, в основу которой положено разграничение критериев на формализуемые и неформализуемые, позволит автоматизировать выборку объектов для проведения выездной налоговой проверки, тем самым оптимизирует работу налогового инспектора.
УДК 338.22
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А.А. Бращей,
аспирантка кафедры финансов, СГСЭУ
В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов рыночной экономики. Они оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество ВВП. В развитых странах их доля в ВВП составляет 40 - 60%. Этот сектор по своей сути является одной из важнейших составляющих структуры современной модели рыночно хозяйства.
Однако в Российской Федерации доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме ВВП в среднем составляет сегодня около 10% [1]. Причинами такого положения являются сложная макроэкономическая ситуация, слабое развитие конкуренции, недостаточная предпринимательская культура населения, административные и правовые барьеры, недостаточно развитая инфраструктура, организационные проблемы, проблемы финансового обеспечения деятельности малого предпринимательства, наличие многочисленных контролирующих органов и отсутствие четких механизмов и процедур контроля с их стороны.
В целях дальнейшего развитие субъектов малого предпринимательства необходима активная и действенная поддержка государства. Без решения обозначенных проблем невозможно выполнение стратегической задачи по построению в РФ современной динамичной многоукладной инновационной экономической системы.