Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ ИССЛЕДУЕМОГО СУБЪЕКТА РЫНКА'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ ИССЛЕДУЕМОГО СУБЪЕКТА РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИЦЫ РЫНКА / СУБЪЕКТЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / ОБЪЕМ ТОВАРНОГО РЕСУРСА / РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MARKET BOUNDARIES / SUBJECTS / GEOGRAPHICAL BOUNDARIES / VOLUME OF COMMODITY RESOURCE / MARKET POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неустроева С.В.

В статье рассматриваются критерии оценки конкурентоспособности отрасли исследуемого субъекта рынка. Анализ факторов конкуренции дает характеристику состояния исследуемого рынка в данном периоде и возможность на основе этих показателей оценить свои перспективы и возможности. Такие вопросы решаются, как правило, при выборе новых сфер деятельности и определении путей увеличения прибыли, в частности за счёт внедрения инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRY RESEARCHED THE SUBJECT MARKET

The article discusses the criteria for assessing the competitiveness of the industry of the market subject under study. The analysis of the competition factors gives a description of the state of the market in this period and the opportunity to assess their prospects and opportunities on the basis of these indicators. Such issues are usually resolved when selecting new areas of activity and determining ways to increase profits, in particular through the introduction of innovations.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ ИССЛЕДУЕМОГО СУБЪЕКТА РЫНКА»

УДК 3977

Неустроева С.В. студент магистратуры 2 курса Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет

Россия, г. Якутск КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ ИССЛЕДУЕМОГО СУБЪЕКТА РЫНКА Аннотация:

В статье рассматриваются критерии оценки

конкурентоспособности отрасли исследуемого субъекта рынка. Анализ факторов конкуренции дает характеристику состояния исследуемого рынка в данном периоде и возможность на основе этих показателей оценить свои перспективы и возможности. Такие вопросы решаются, как правило, при выборе новых сфер деятельности и определении путей увеличения прибыли, в частности за счёт внедрения инноваций.

Ключевые слова: границы рынка, субъекты, географические границы, объем товарного ресурса, рыночный потенциал.

Neustroeva S.V.

Master

2 year, Financial and Economic Institute North-Eastern Federal University Russia, Yakutsk

THE CRITERIA FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRY RESEARCHED THE SUBJECT MARKET Annotation:

The article discusses the criteria for assessing the competitiveness of the industry of the market subject under study. The analysis of the competition factors gives a description of the state of the market in this period and the opportunity to assess their prospects and opportunities on the basis of these indicators. Such issues are usually resolved when selecting new areas of activity and determining ways to increase profits, in particular through the introduction of innovations.

Key words: market boundaries, subjects, geographical boundaries, volume of commodity resource, market potential.

Чтобы сделать вывод о наличии или неразвитости конкуренции на каком-либо товарном рынке, рассчитать, сравнить с критериями и проанализировать показатели нужно рассчитать по следующим параметрам: -продуктовые границы товарного рынка; -субъекты товарного рынка; -географические границы товарного рынка; -объём товарного ресурса рынка; -доли хозяйствующих субъектов на рынке;

-структура товарного рынка; -барьеры входа на рынок;

-рыночный потенциал хозяйствующего субъекта.

Итак, конкурентоспособность отрасли исследуемого субъекта рынка рассчитываем:

1. Продуктовые или товарные границы рынка.

Это группа (набор) взаимозаменяемых товаров. Такой набор определяют исходя из сплошного или выборочного опроса потребителей и товароведческой экспертизы.

Взаимозаменяемость определяется с двух позиций - по потреблению (спросу) и по производству.

Количественно товарные границы по спросу характеризуются коэффициентом перекрёстной эластичности спроса (Еу), который определяется как отношение процентного изменения объёма реализации одного товара (i) к процентному изменению цены на другой товар (j) за определённый период по формуле:

Eij = [ (Qi2 - Qi1) /Qi1 ■ 100] / [ (Pj2 - Pj1) /Pj1 -100], (1) где Qi1 и Qi2 - соответственно, объём реализации i-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, в натуральных или стоимостных единицах измерения;

Pj1 и Pj2 - соответственно, цена j-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, р.

2. Субъекты товарного рынка представляет собой состав продавцов и покупателей. При его характеристике определяется перечень всех фактически действующих и потенциально возможных субъектов на определяемом товарном рынке.

3. Географические границы товарного рынка представляет собой территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобретать изучаемый товар и не имеют такой возможности за её пределами. Географические границы определяются также как и товарные - путём опроса покупателей. Если покупатели считают, что какой-то товар, который продаётся в одном регионе, является заменителем товара, продаваемого в другом, то эти два региона представляют собой один и тот же географический отраслевой рынок.

4. Объём товарного ресурса рынка количественно измеряется общим объёмом реализации (или продажи, поставки) товара в географических границах рынка (V) - в стоимостных или в натуральных показателях. Рассчитывается по следующей формуле:

конкурентная среда отрасль оценка Vт = a Vi = Vр + Vim - Vex, (2)

i =1

где Vi - объём реализации определённого товара i-м продавцом; n - количество действующих на отраслевом товарном рынке продавцов;

Ур - объём реализации местными товаропроизводителями;

Vim - объём импорта (ввоза) на территорию рынка;

Vex - объём экспорта (вывоза) с территории рынка.

5. Доля хозяйствующего субъекта на рынке (Di), определяется по формуле:

Di = Vi / Ут -100. (3)

По величине данного показателя оценивается наличие на данном рынке хозяйствующих субъектов с доминирующим положением (обладающих рыночной властью). Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65 и более процентов. Если доля хозяйствующего субъекта не превышает 35 процентов, то его положение не считается доминирующим и, соответственно, он не имеет рыночной власти.

6. Структура товарного рынка. Для её количественной оценки используют три показателя:

- численность действующих на товарном рынке продавцов;

- доли продавцов на рынке (Di - определяются по формуле 3);

- показатели рыночной концентрации - коэффициенты рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля -Гиршмана (HHI).

7 Барьеры входа на рынок. Под ними понимают обстоятельства, препятствующие возможности войти на товарный рынок новым хозяйствующим субъектам. При этом дают качественную характеристику двух моментов - во-первых, наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок и степень их преодолимости для потенциальных конкурентов (тех, кто может производить такой товар, и тех, кто производит, но на данной территории пока не продаёт) и, во-вторых, открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта. По содержанию он близок к рыночной власти. Под рыночным потенциалом понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, используя рассмотренные параметры и рассчитав характеризующие их показатели, можно оценить состояние конкуренции, то есть свободы предпринимательства на том или ином отраслевом рынке.

На основе этих показателей отдельные предприниматели и организации также могут оценить свои перспективы и возможности вхождения на тот или иной товарный рынок. Такие вопросы решаются, как правило, при выборе новых сфер деятельности и определении путей увеличения прибыли, в частности за счёт внедрения инноваций.

Использованные источники: 1. Воронов, А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия//Маркетинг, 2003, №4 С. 86-94.

2. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты: Учебное пособие/Коллектив авторов; ТГЭУ.-Вл-ок: Изд-во ТГЭУ, 2007.-144с.

3. Портер М. Международная конкуренция.- М.: Междунар. Отношения, 1993.- 896 с.

4. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов/Р.А. Фатхутдинов.- М.:ЗАО «Бизнес-школа»Интел-Синтез», 2000.-640с.

УДК 3977

Неустроева С.В. студент магистратуры 2 курса Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет

Россия, г. Якутск

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация:

В статье рассматривается потенциал предприятия для того, чтобы узнать конкурентоспособность фирмы. Потенциал предприятия характеризует вся совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Потенциал предприятия определяется тремя группами факторов.

Ключевые слова: потенциал, предприятие, показатель, фактор, оценка предприятия, конкурентоспособность.

Neustroeva S. V.

Master

2 year, Financial and Economic Institute North-Eastern Federal University Russia, Yakutsk

POTENTIAL OF ENTERPRISES

Annotation:

The article discusses the potential of the enterprise in order to learn the competitiveness of the company. The potential of the enterprise characterizes the whole set of indicators and factors that determine its capabilities, funds, reserves, abilities, resources, production reserves that can be used in economic activities.

The potential of the enterprise is determined by three groups offactors.

Keywords: potential, enterprise, figure, factor, evaluation of enterprise competitiveness.

В первую очередь конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом.

Конкурентоспособность предприятий зависит от многих условий, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.