Научная статья на тему 'Критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство'

Критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АККРЕДИТАЦИЯ / РАНЖИРОВАНИЕ / САМОАНАЛИЗ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / INTERNATIONALIZATION / WORLD EDUCATIONAL SPACE / ACCREDITATION / RANKING / SELF-ANALYSIS / SYSTEM OF INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тургинбаева Ардак Несипбековна, Жумабаева Мадина Булатовна

Современная система высшего образования, будучи одной из фундаментальных областей, ставит перед собой новые цели, одной из которых является интернационализация. Это связано с растущей необходимостью в подготовке кадров международного уровня, соответствующих зарубежным стандартам, способных осуществлять трудовую деятельность в условиях глобального рынка труда. Таким образом, вуз берет на себя большую ответственность, ориентируясь не только на национальные, но и на мировые стандарты подготовки кадров. Появляется необходимость в новых, качественных знаниях о процессах интернационализации, в понимании, принятии для работы и совершенствовании процессов интернационализации вуза, а также критериев ее оценки. В данной статье выделяются и рассматриваются как в комплексе, так и по отдельности основные подходы и критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство; методами исследования стали анализ имеющейся литературы, наблюдение, генерализация понятий, итогом стало выделение пяти основных критериев оценки качества интеграции вуза из множества имеющихся и подробное их рассмотрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for assessing the quality of University integration into the international educational space

The modern system of higher education being one of the fundamental areas, sets new goals, one of which is internationalization. This is due to the growing need for training at the international level, in accordance with foreign standards, able to carry out work in the global labor market. Thus, the University takes on a great responsibility, focusing not only on national but also on the world standards of training. There is a need for new, high-quality knowledge about the processes of internationalization, understanding, acceptance for work and improvement of the processes of the University internationalization, as well as criteria for its evaluation. This article highlights and discusses both in complex and separately the main approaches and criteria for assessing the quality of University integration into international educational space. Methods of research were the analysis of available literature, observation, generalization of concepts and the result was the selection of five main criteria for assessing the quality of integration of the University from the many available and their detailed consideration.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2019, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 1 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Тургинбаева А.Н., Жумабаева М.Б. Критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №1. С. 104-116. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/119007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 387.1

Критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство

Тургинбаева Ардак Несипбековна

д.э.н., и.о. профессора, заведующая кафедрой «Менеджмент и маркетинг», Высшая школа экономики и бизнеса, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, проспект аль-Фараби, 71, 050040, г. Алматы, Республика Казахстан,

turginan@gmail. com

Жумабаева Мадина Булатовна,

м.ф.н., PhD докторант 1 курса, кафедра «Менеджмент и маркетинг», Высшая школа экономики и бизнеса, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, проспект аль-Фараби, 71, 050040, г. Алматы, Республика Казахстан,

zhumabayevam23@gmail. com

Аннотация. Современная система высшего образования, будучи одной из фундаментальных областей, ставит перед собой новые цели, одной из которых является интернационализация. Это связано с растущей необходимостью в подготовке кадров международного уровня, соответствующих зарубежным стандартам, способных осуществлять трудовую деятельность в условиях глобального рынка труда. Таким образом, вуз берет на себя большую ответственность, ориентируясь не только на национальные, но и на мировые стандарты подготовки кадров. Появляется необходимость в новых, качественных знаниях о процессах интернационализации, в понимании, принятии для работы и совершенствовании процессов интернационализации вуза, а также критериев ее оценки. В данной статье выделяются и рассматриваются как в комплексе, так и по

отдельности основные подходы и критерии оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство; методами исследования стали анализ имеющейся литературы, наблюдение, генерализация понятий, итогом стало выделение пяти основных критериев оценки качества интеграции вуза из множества имеющихся и подробное их рассмотрение.

Ключевые слова: интернационализация; мировое образовательное пространство; аккредитация; ранжирование; самоанализ; система показателей.

Образовательное пространство - явление, которое в современных условиях глобализации мировых процессов становится предметом все более интенсивного изучения среди современных ученых и исследователей, без которого невозможно представить современное образование в целом. Научный интерес представляет тот факт, представляется ли возможным нахождение общих оснований, которые являются своеобразным «отправным пунктом» для появления новых граней толкования понятия «образовательное пространство» и его интернационализации. Мировое образовательное пространство представляет собой объединение образовательных систем разного типа и уровня, которые могут в значительной степени различаться по философским и культурным традициям, уровню поставленных целей и задач, своему качественному состоянию. Учитывая, что в основе инновационных процессов образовательной сферы находятся социокультурные реалии информационного общества, постсовременная парадигма образовательного менеджмента формируется с переходом мирового сообщества к информационной фазе развития. Возникновение глобального менеджмента обусловлено появлением глобальных инфраструктур, которыми отмечен конец прошлого и начало текущего столетия [8]. Таким образом, следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме с учетом наличия в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранения разнообразия [1].

Под интернационализацией высшего образования принято понимать интеграцию процессов обучения, научных исследований и сервисных функций университетов в межкультурном (международном) аспекте [2], а также любую деятельность, связанную с решением задач глобализации общества, экономики и рынка труда [3]. Одной из трудностей, связанных с совершенствованием процессов интернационализации, является выбор способа оценки полученных результатов в данной сфере - определение оценки качества интеграции вуза в международную образовательную среду. Традиционно подобные критерии содержат в себе статистические параметры вкупе с результатами опросов потенциальных работодателей и студентов. Несомненно, для проведения независимой профессиональной оценки должны предоставляться достоверные данные о «жизнедеятельности» университета, а, в свою очередь, команда международных и национальных аккредитационных/рейтинговых агентств должна найти уникальный тандем статистических и опросных показателей.

Ключевыми критериями оценки интеграции вуза в мировое образовательное на современном этапе можно назвать:

• Соблюдение принципов Болонского процесса (для вузов, подписавших Болонскую декларацию);

• Аккредитацию международными организациями, такими как Ассоциация университетов Содружества (Association of Commonwealth Universities - ACU), Европейский центр стратегического управления университетами (European Center for Strategie Management of Universities - ESNU), ASIIN, ACQUIN и др.;

• Разработку вузами собственной системы показателей, позволяющих самостоятельно оценить имеющиеся достижения в определенной сфере

[4].

Эти подходы, однако, не следует противопоставлять, так как они направлены на решение разных задач внешнего и внутреннего аудита.

При исследовании материалов об образовательном пространстве в первую очередь необходимо упомянуть Болонский процесс, ведь его ключевая идея и состоит в создании подобного единого пространства. Факт присоединения Республики Казахстан в марте 2010 г. к Болонскому процессу не только отвечал внутренним потребностям, но и явился одним из первых шагов на пути к интеграции в мировое образовательное пространство. Помимо общеизвестных фактов о пользе принятого решения о подписании Болонской декларации (соответствие европейским стандартам, обучение по кредитной технологии, возможность осуществления мобильности студентов и ППС, развитие совместных образовательных программ в рамках двустороннего и сетевого взаимодействия и пр.), принципы Болонской декларации должны найти свое отражение в законах в части увеличения роли и значения научных исследований через значительную поддержку со стороны государства и со стороны университетов.

Следующим из важнейших инструментов определения уровня интернационализации вуза являются аккредитация и рейтинги. Оба механизма ориентированы на выявление успешных вузов, соответствующих современным политико-образовательным, экономическим трендам. В основе оценки уровня качества интеграции вуза в мировое образовательное пространство через аккредитацию лежит бенчмаркинг университетов всех стран: через процедуры международной аккредитации выявляются вузы с лучшей практикой в области интернационализации, а любой вуз, который желает добиться усовершенствования в этой области, может воспользоваться опытом другого университета и выбрать подходящую для себя практику внедрения описанных в открытых информационных источниках процессов. Аккредитация вуза служит также своего рода защитой прав на образование за рубежом и на международном рынке труда - по международным требованиям вуз должен быть аккредитован в своей стране, в противном случае его дипломы, даже государственного образца, за рубежом не признаются [5]. Основными недостатками прохождения вузом аккредитации служит высокая трудоемкость ее процедур, а также сложность, а в

некоторых случаях и невозможность оценки динамики развития вуза по заданному направлению.

Основными сборными критериями оценки и принятия последующего решения об аккредитации вуза служат:

1. Административная поддержка и инфраструктура (Administrative Support and Infrastructure) - особую значимость здесь имеют средства, которые руководство вуза выделяет на поддержку и развитие программ интернационализации (процентное соотношение к общему бюджету вуза);

2. Связи с общественностью (Community Service and Outreach) -рассматриваются международные программы вуза, реализуемые волонтерские программы, практика студентов вне вуза, связанные с изучаемой специальностью;

3. Обязательство преподавательского состава (Faculty Commitment) -вовлеченность ППС в процесс интернационализации как на уровне разработки, так и реализации международных образовательных программ (МОП); материальное поощрение за вклад в процесс интернационализации вуза: (дополнительное финансирование для стимулирования работы по обновлению ОП, материальное вознаграждение за участие в практической реализации МОП, наличие грантовой системы для зарубежных командировок с целью участия в конференциях, семинарах, проведения работа по совместным международным проектам и т.п.);

4. Обмен в сфере научных исследований и преподавания (Research & Faculty Exchange) - это наличие и уровень организации специальных программ зарубежных стажировок для ППС, а также наличие специальных подразделений/офисов, ответственных за реализация международных программ, за помощь в ориентировании в них, оформление документации и т.п.;

5. Участие студентов (Student Learning & Particiration) - оценивается через количество обучающихся, выезжающих на учебу/стажировки за рубеж, а также принимающих участие в международных программах в своем кампусе.

6. Поддержка иностранных ученых и студентов (Support for International Students & Scholars) - определяется степень активности работы вуза по вовлечению иностранных студентов в учебную и социальную деятельность вуза, тренинговые и ориентационные мероприятия и программы, создание объединений иностранных студентов в принимающем вузе, их финансовая поддержка. Примером здесь могут служить университеты Великобритании - Warwick University, King's College London.

7. Результаты изучения модулей (Study Results) - публикационная активность вуза, степень конкретизированности целей модулей, описание учебных программ.

8. Перспективы рынка труда и практическая направленность - наличие регулярной обратной связи со сторон работодателей, представителей производственной практики и др. релевантных организаций [4].

Анализ вышеуказанных критериев позволяет сделать вывод о том, что часть их них перекликается по содержанию друг с другом, что делает возможным их объединение. Для оценки качества интеграции вуза в международное образовательное пространство достаточно пользоваться 5 ключевыми критериями (Таб. 1):

Таблица 1 - Предлагаемые критерии оценки уровня интернационализации вуза

№ Критерий Качественные показатели Количественные показатели

1. Поддержка программ администрацией вуза Официально представленные обязательства администрации вуза по поддержке и развитию Объем средств, выделяемых администрацией вуза на поддержку

интернационализации, наличие офисов/подразделение, ответственных за МОП интернационализации

2. Вовлеченность ППС в международные научные исследования Вклад ППС вуза в развитие интернационализацию - а именно в международные научные исследования, степень участия в международных научных/исследовательских проектах Количество публикаций в международных базах данных, степень цитируемости авторов и их публикаций, объем финансирования международных исследовательских проектов, количество задействованных в исследованиях иностранных студентов и ученых

3. Участие студентов Участие студентов в международных программах по обмену, МОП Количество студентов, выезжающих за рубеж на обучение/стажировки, а также принимающих участие в МОП в своем кампусе, количество иностранных студентов

4. Поддержка иностранных студентов и преподавателей Механизмы включения иностранных студентов и 1ШС в учебную и социальную деятельность вуза, тренинговые и ориентационные мероприятия и программы, наличие фондов материальной поддержки Объем средств, выделяемых на финансовую поддержку иностранных студентов и ППС.

5. Перспективы рынка труда и практическая направленность Отслеживание трудоустройства выпускников, связь с потенциальными работодателями Количество официально трудоустроенных по специальности выпускников.

Примечание: составлено авторами

Примером хорошей динамики продвижения в международном рейтинге QS Worldwide может служить Казахский национальный университет имени аль-

Фараби, сегодня вуз входит в топ-220 среди 800 лучших вузов мира в международном рейтинге QS «World University Rankings». (Рис. 1)

о 100 200 300 400 500 600 700 800

Примечание - разработано авторами на основе данных https://www.topuniversities.com/university-rankings

Рисунок 1 - Динамика продвижения КазНУ им. аль-Фараби в призме международного рейтинга QS (Quacquarelli Symonds)

Наравне с рейтингом QW World Ranking популярностью среди вузов пользуются THE (Times Higher Education), Academic Ranking of World Universities, ARWU (Шанхайский рейтинг), а также рейтинги по странам. Однако, не всегда рейтинг на 100% отражает истинное положение дел в стенах вуза, например, Webometrics определяет основными критериями ранжирования сайтов «наполняемость» и «популярность», но в нем не учитываются такие немаловажные факторы как количество специальностей, студенческого контингента и преподавателей, место расположения и многое другое [6]. Мировые рейтинги в целом являются благом, т.к. задавшийся целью занять достойное место в мировой ранжировании вуз так или иначе повысит свой уровень интернационализации, а именно:

- увеличит количество публикаций в наиболее престижных научных журналах (рейтинги ARWU, SCImago)

- увеличит индексы цитирования своих Профессоров, ППС (рейтинги ARWU, THE, QS, SCImago)

- улучшит экспертные оценки, то есть данные из различного рода анкет (рейтинги THE, QS)

- Увеличит пропорцию иностранцев среди студентов и сотрудников, увеличит количество совместных публикаций с иностранцами (рейтинги ТЖ, QS, SCImago)

Еще одним вышеуказанным критерием оценки интеграции вуза в мировое образовательное пространство является разработка вузами собственной системы показателей. Самоанализ является для вуза также оптимальным методом оценки интернационализации, т.к. периодичность и набор показателей устанавливаются вузом самостоятельно, по мере необходимости, обнаружения слабых мест или в зависимости от поставленных целей. Немецкий Центр развития высшего образования (СНЕ) в 2006 году совместно с четырьмя немецкими вузами разработал набор показателей для проведения вузом самостоятельного анализа своего положения в мировом пространстве. Особенностью данного инструмента является то, что в результате проведения самообследования вуз получает числовые и качественные показатели интернационализации [7]. Общее число показателей составляет 186, они объединены в несколько групп для облегчения поиска и пользования (студенты, выпускники; международное сотрудничество, международные исследовательские проекты; ППС; образовательные программы; ресурсы; исследования).

Таким образом, проанализировав деятельность некоторых вузов и международных организаций, литературу по вопросу развития интернационализации, можно сделать вывод о том, что в современных условиях глобализации, стремлений к гармонизации единого образовательного пространства, университеты отводят очень важную роль уровню интеграции в международное образовательное пространство. Важным первоначальным шагом в этом вопросе является понимание и принятие критериев, по которым представляется возможным оценка этого уровня. На сегодняшний день аккредитация, аудит, ранжирование, бенчмаркинг, самоанализ состояния вуза являются ключевыми инструментами в деле оценки качества интеграции. Несмотря на то, то в каждом отдельно взятом университете данные процедуры

будут проводиться со своими отличительными чертами, цель их будет всегда достигнута при правильном использовании - установление соответствия образовательных программ или вуза в цели мировым общепринятым стандартам или показателям.

Литература:

1. Гамаюнов Н.В., Популяризация вуза в международном образовательном пространстве // Материалы журнала «Молодой исследователь Дона». - 2017 -№5(8). - 180 с.

2. Knight J. Internationalization: management strategies and issues. International education magazine. 1993. № 9. P. 6, 21-22. Knight J. Higher education in Turmoil. The changing world of internationalization. Rotterdam: Sense Publishers. 2008.

3. Warner J. Internationalization models and the role of the university. International Education Magazine. 1992. P. 21.

4. Денисов А.Р., Степанова М.М. Разработка системы индикаторов уровня интернационализации вуза // Образование и наука. 2015. №9 (128). С. 15-32.

5. Святов С.А., Скиба М.А., Таменова С.С., Радько Н.М. Влияние глобализации на развитие системы высшего образования в республике Казахстан. - 2015 - Вестник КазЭУ. [Электронный ресурс]. - Режим досупа: https://articlekz.com/article/13725

6. Серикбаев М. Конкурентоспособность вузов Казахстана в условиях глобальной интеграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazguu.kz/ru/2017/02/27/konkurentosposobnost-vuzov-kazahstana-v-usloviyah-globalnoy-integratsii/

7. Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Психолого-педагогические науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа

https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya-opyt-evropeyskih-stran

8. Афиногенова И.Н. Обоснование современных подходов к становлению образовательного менеджмента // Век качества. 2017. №3. С. 115-129. - Режим доступа http://www.agequal.ru/pdf/2017/317008.pdf

Criteria for assessing the quality of University integration into the international educational space

Turginbayeva Arkar Nesipbekovna

d. e. s, Acting Professor, Head, "Management and Marketing " Chair, Higher school of economics and business Al-Farabi Kazakh National University Al-Farabi ave., 71, 050040, Almaty, Kazakhstan

turginan@gmail. com

Zhumabayeva Madina Bulatovna

m.ph.s

PhD students, 1 course, PhD student, "Management and Marketing" Chair Higher school of economics and business Al-Farabi Kazakh National University Al-Farabi ave., 71, 050040, Almaty, Kazakhstan, zhumabayevam23@gmail. com

Abstract. The modern system of higher education being one of the fundamental areas, sets new goals, one of which is internationalization. This is due to the growing need for training at the international level, in accordance with foreign standards, able to carry out work in the global labor market. Thus, the University takes on a great responsibility, focusing not only on national but also on the world standards of training. There is a need for new, high-quality knowledge about the processes of internationalization, understanding, acceptance for work and improvement of the processes of the University internationalization, as well as criteria for its evaluation. This article highlights and discusses both in complex and separately the main approaches and criteria for assessing the quality of University integration into international educational space. Methods of research were the analysis of available literature, observation, generalization of concepts and the result

was the selection of five main criteria for assessing the quality of integration of the University from the many available and their detailed consideration.

Key words: internationalization; world educational space; accreditation; ranking; self-analysis; system of indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.