Научная статья на тему 'Критерии оценки инновационного потенциала вуза'

Критерии оценки инновационного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СИСТЕМЫ ОЦЕНОК / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФАКТОРЫ УСПЕХА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / TECHNICAL COLLEGE / CRITERIA OF EFFICIENCY / SUCCESS FACTORS / SYSTEMS OF ESTIMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хавин Д.В., Ноздрин В.В.

В статье проведен анализ сложившихся подходов к оценке процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах. Выявлены ключевые факторы успеха создания инновационной среды в технических вузах. Представлены основные критерии оценки инновационного потенциала вуза и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF SCHOOL ASSESSMENT OF THE POTENTIAL

In article the analysis of the developed approaches to an estimation of processes and results of creation of the innovative environment in technical colleges is carried out. Key factors of success of creation of the innovative environment in technical colleges are revealed. The basic criteria of an estimation of innovative potential of high school and their maintenance are presented.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки инновационного потенциала вуза»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Хавин Д.В., д.э.н., профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Ноздрин В.В., к.э.н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

В статье проведен анализ сложившихся подходов к оценке процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах. Выявлены ключевые факторы успеха создания инновационной среды в технических вузах. Представлены основные критерии оценки инновационного потенциала вуза и их содержание.

Ключевые слова: инновационная среда, технический вуз, системы оценок, критерии эффективности, факторы успеха.

CRITERIA OF SCHOOL ASSESSMENT OF THE POTENTIAL

Khavin D., Doctor of Economics, Professor of Nizhny Novgorod State Architectural University Nozdrin V., Ph.D., lecturer of Nizhny Novgorod State Architectural University

In article the analysis of the developed approaches to an estimation of processes and results of creation of the innovative environment in technical colleges is carried out. Key factors of success of creation of the innovative environment in technical colleges are revealed. The basic criteria of an estimation of innovative potential of high school and their maintenance are presented.

Keywords: The innovative environment, technical college, systems of estimations, criteria of efficiency, success factors.

Анализ сложившихся подходов к оценке результатов создания инновационной среды в технических вузах показал, что в настоящее время получили распространение как общие, так и специализированные подходы.

Среди общих подходов оценки выделяется проектный, группы критериев оценки по которому приведены в табл. 1.

Достаточно схожа в этом смысле система оценки, основанная на методе перечня критериев Б. Твисса (табл.2) [2].

При этом процесс создания инновационной среды технического вуза может быть рассмотрен как один из проектов развития вуза.

К общепринятым системам оценки результатов создания инновационной среды в технических вузах также можно отнести систему оценки эффективности вузов в построении региональной инновационной системы, включающую такие показатели как:

- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;

- производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

- инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;

- формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;

- подготовка кадров для инновационной деятельности;

- формирование инновационной культуры в бизнес-среде.

Из специализированных подходов к оценке результатов создания

инновационной среды в технических вузах достаточно широкое распространение получил подход, основанный на рейтинговых оценках.

В общем случае рейтинговая оценка позволяет сравнивать инновационную деятельность различных организаций и альтернативные проекты. Для построения рейтинговой модели используют два приема: бизнес-статистику или экспертную оценку значимости частных показателей.

Особого внимания заслуживает модель учетных и оценочных показателей инновационной деятельности вуза, предложенная С.В. Кортовым (рис.1), в которой рейтинговые показатели (Р) сочетаются с оценочно-аналитическими показателями (О) [1].

Пример учетных и оценочных показателей инновационной деятельности вуза по трем группам факторов (ресурсное обеспечение инновационной деятельности; генерация, управление, инфраструктура; инновационная активность) приведен в табл. 3.

Группа критериев

Состав критериев

Цели организации, ее стратегия, политика и ценности

- отношение к нововведениям;

- отношение к риску;

- временной аспект_

Маркетинг

- выявление потребностей;

- потенциальный объем продаж;

- временной аспект;

- воздействие на существующие продукты;

- ценообразование;

- канала распределения;

- стартовые затраты.

НИОКР

Технический успех любого проекта есть достижение проектных технических показателей в рамках выделенных финансовых средств и в требуемые сроки. Если существуют какие-либо сомнения относительно конкретного аспекта проекта, то решением является разработка параллельных подходов. Обычно на этапе представления проектных предложений на экспертизу вероятность того, что будет получено, по крайней мере, одно приемлемое решение, достаточно велика._

Финансы

Оценки стоимости разработки и времени, необходимого для ее завершения, наиболее важны. Важно не только наличие общего ресурса (финансирования), но и потребность в частных ресурсах, и их наличие (специалисты высшей квалификации, площади, производственные рабочие, оборудования, информационное обеспечение и т.д.). недостаток того или иного ресурса может стать решающим фактором в процессе выбора проекта. 8\¥ОТ-анализ, проведенный компанией, даст ей информацию об основных преимуществах, которые сделают ее конкурентоспособной. Следует также использовать в качестве критерия принятия решения степень влияния проекта на будущие разработки, например, создаст ли этот проект базу для будущих разработок. Это будет стимулировать возможные будущие синергетические эффекты._

Производственные критерии

- технология, соответствующая типу производства;

- настоящий и будущий баланс производства;

- рыночная обеспеченность уникальными материалами и комплектующими изделиями;

- доступность всех видов частных ресурсов;

- гибкость производства, его способность «воспринять» новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену;

- степень использования существующих технологии и оборудования._

Таблица 1. Основные группы критериев эффективности при проектном подходе

Таблица 2. Система оценки, основанная на методе перечня критериев

№ Группа критериев Состав критериев

l Цели организации, стратегия, политика и ценности 1. Совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом. 2. Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта). 3. Соответствие проекта отношению организации к риску. 4. Соответствие проекта отношению организации к нововведениям. 5. Соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект). 6. Соответствие проекта потенциалу роста организации. 7. Устойчивость положения организации. 8. Степень диверсификации организации (т.е. количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения. 9. Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации. 10. Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.

2 Финансовые критерии 1. Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно). 2. Потенциальный годовой размер прибыли. 3. Ожидаемая норма чистой прибыли. 4. Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации. 5. Стартовые затраты на осуществление проекта. 6. Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов. 7. Наличие финансов в нужные моменты времени. 8. Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств. 9. Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях. 10.Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта. 11. Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться). 12. Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат. 13. Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот). 14. Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых). 15. Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

З Производственные критерии 1. Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта. 2. Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы). 3. Наличие производственного персонала (по численности и квалификации). 4. Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов. 5. Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

4 Внешние и экологические критерии 1. Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов. 2. Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству. 3. Возможное влияние перспективного законодательства на проект. 4. Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.

Рис. 1. Модель учетных и оценочных показателей инновационной деятельности вуза

Таблица 3. Пгшмег) учетных и оценочных показателей инновационной деятельности вуза

Формат назначения весов для агрегатов и показателей

Агрегат Фактор Вес Ф Показатель Вес П Вес общий

R„ Ресурсы 0,45 Доля сотрудников вуза с ученой степенью доктора наук 0,066 0,030

Доля сотрудников вуза с учеными степенями, занятых научно-инновационной деятельностью (НИД) 0,100 0,045

Обеспеченность коммуникативными ресурсами 0,400 0,220

Коэффициент обновления компьютерной техники 0,130 0,060

Коэффициент обновления испытательного, измерительного и производственного оборудования 0,083 0,0375

Объем затрат на все виды научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности 0,117 0,0525

Доля затрат на НИД в общем объеме затрат на НИР и НИД 0,133 0,056

Генерация, управление, инфраструктура 0,55 Наличие центров управления НИД в структуре вуза 0,200 0,090

Число инновационно-активных подразделений 0,160 0,088

Публикационная активность 0,167 0,075

Доля публикаций по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии и критическим технологиям на период до 2010 г. 0,140 0,077

Потенциал ОИС и ноу-хау 0,300 0,165

R, Инновационная активность 1 Уровень доходности научно-инновационной деятельности 0,100 0,100

Относительный объем экспортированных результатов НИД 0,120 0,120

Активность поставок инновационной продукции по госзаказу 0,080 0,080

Относительный объем продажи лицензий на использование ОИС 0,100 0,100

Экономическая эффективность инновационной деятельности вуза 0,200 0,200

Бюджетная эффективность (возврат средств) 0,240 0,240

Доля инновационной продукции, относящейся к перечню критических технологий РФ 0,160 0,160

Отдавая должное сложившимся подходам к оценке результатов, следует признать, что в своей основе они отражают эффективность инновационной деятельности вузов, и не отражают особенности оценки процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах.

Учитывая необходимость разработки системы оценки процессов и результатов формирования инновационной среды в технических вузах, в работе был проведен SWOT - анализа - анализа возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон вуза при формировании инновационной среды. Результаты SWOT - анализа особенностей оценки процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах в современных условиях приведены в табл. 4.

Как следует из проведенного анализ, ключевыми факторами успеха создания инновационной среды в технических вузах являются:

- сохранение и развитие уникальных особенностей, ключевых компетенций отечественных технических вузов в долгосрочной перспективе;

- рост материальной базы для обеспечения потребностей рынка в инновационных разработках по технике и технологиям промышленного производства, обеспечения инновационного уровня образовательного процесса по всем образовательным программам технических вузов;

- создание финансового резерва для обеспечения возможности финансового маневра при переходе к внедрению опережающих инновационных учебно-методических разработок в образовательный процесс;

- достижение самодостаточности в подготовке научных кадров по всем направлениям обучения специалистов высшей квалификации;

- продолжение интеграционных процессов с образовательными учреждениями, общественными организациями, властью и бизнесом по развитию доступности, адресности и совершенствованию непрерывного технического образования;

- развитие инновационного подхода к управлению образовательным процессом, совершенствование внутривузовской системы менеджмента качества, увеличение количества структур по мониторингу рынка образовательных услуг;

- разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ, обеспечивающих подготовку высоко-квалифицированных специалистов промышленной отрасли, гармонично сочетающих глубокие специальные знания в сфере высоких технологий с универсальными знаниями в сфере общетехнических дисциплин.

Таким образом, на основе SWOT - анализа в работе были оп-

ределены составляющие, определяющие оценку процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах

В целом исследование особенностей анализа и оценки процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах (включая: описание инновационной среды в технических вузах как объекта исследования, выявление особенностей процессов создания инновационной среды в технических вузах; определение основных составляющих процессов и результатов создания инновационной среды в технических вузах) позволяет перейти к разработке концепции формирования инновационной среды в технических вузах.

Литература:

1. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. // Университетское управление. 2004. N 1(29). С. 61-68.

2. Твисс. Б. Управление научно-техническими нововведениями/ пер. с англ. науч ред. К.Ф. Пузыня М.: Экономика, 1989.

3. Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.Я., Ткачев А.Н., Нырков Е.А. Основы создания университетских комплексов / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - С. 41.

Таблица 4. Результаты SWOT - анализа особенностей процессов создания инновационной среды в технических вузах в современных условиях.

Возможности Угрозы

1) Приоритетная политика Правительства Российской Федерации в развитии инновационной экономики, включая реализацию приоритетного национального проекта «Образование» 2) позитивные общероссийские тенденции по обеспечению благоприятных организационно-правовых условий для расширения спектра образовательных услуг за счет использования инновационных форм и методов обучения, увеличение альтернативных вариантов реализации образовательного процесса; 3) рост потребности в высококвалифицированных молодых кадрах, инновационных разработках и инновационной продукции, 4) высокая общероссийская и международная значимость обеспечения инновационного развития перерабатывающих отраслей промышленности на основе технического образования. 1) Последствия системного кризиса, наблюдающиеся во всех отраслях национальной экономики, сопровождающегося относительно низким уровнем платежеспособного спроса на высококвалифицированные молодые кадры, инновационные разработки и продукцию; 2) Негативные демографические тенденции в стране, сопровождающиеся изменением соотношения количества выпускников школ и количества мест в вузах в сторону уменьшения; 3) Негативные последствия перехода системы образования к рыночным условиям, сопровождающиеся дискредитацией диплома государственного высшего учебного заведения, повсеместным развитием паутины «кабинетных» институтов с низкими квалификационными требованиями к выпускникам, демпинговыми ценами и сомнительными условиями обучения.

Сила Слабость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Уникальное положение вуза в образовательной среде, связанное с аккумулирующей ролью вуза в интеграции различных уровней образования, способствующей обеспечению его адресности и непрерывности; 2) Развивающийся мощный ресурсный потенциал технических вузов, представленный сетью центров довузовской подготовки, колледжей, техникумов и институтов, образующих систему непрерывного образования; 3) система базовых кафедр при предприятиях, оборудованных парком современной техники, инновационными структурами, обеспечивающими внедрение прогрессивных наукоемких технологий в различные сферы производства; 4) значительный охват территории структурами вуза, обеспечиваемый информационными технологиями и позволяющий производить оперативную оценку и анализ информации о потребностях производства и населения в интеллектуальных продуктах и образовании, возможности вовлечения в образовательный процесс большего числа людей; 5) наличие уникальных условий для создания и апробации инновационных продуктов, способствующих обеспечению соответствия получаемых наукоемких результатов (техники, технологий и пр.) условиям ведения современного производства; 6) наличие успешного опыта международного сотрудничества в учебной и научной деятельности, вопросах подготовки высококвалифицированных научных кадров; 7) высокий статус получаемого в вузе образования в обществе, высокое признание диплома вуза общественными организациями и бизнес-сообществом, связанные в первую очередь с соответствующим качеством образовательного процесса и достаточной степенью объективности его внутренней оценки; 8) наличие успешного опыта по обеспечению высокой практической значимости получаемого образования за счет привлечения студентов к участию в работе промышленных предприятий, использования самых различных вариантов интеграции образовательного, производственного и научного процессов; 9) лидерство ученых вуза в различных направлениях технических наук, обеспечивающее создание опережающих инновационных продуктов; 10) наличие у вуза существенного потенциала для обеспечения самодостаточности в подготовке научных кадров по всем направлениям обучения специалистов высшей квалификации. 1) Слабые стороны, предопределенные негативными процессами и явлениями в российском образовании; 2) Ограничение финансовых ресурсов для эффективной и комплексной реализации стратегических направлений инновационного развития; 3) Слабая мотивация персонала технических вузов, связанная с ростом дифференциации общества, низким значением интеллектуальной составляющей в достижении высокого статуса и положения в обществе, несоответствующей высокоинтеллектуальному качеству оплатой труда; 4) наличие определенных сложностей с обеспечением высокого качества труда вновь принятого на работу персонала при ограниченных возможностях привлечения наиболее высококвалифицированных специалистов, что связанно не только с материальным фактором, но и с ростом числа предложений вакантных должностей со стороны вузов-конкурентов и бизнеса; 4) отставание темпов обеспечения техникой и технологиями потребностей вновь разработанных форм и методов обучения, связанное не только с постоянным увеличением количества участников интеграционного процесса по развитию адресного и непрерывного образования в регионе, но и со значительной финансовой емкостью данного процесса; 5) инерционное состояние учебно-методического обеспечения образовательных программ, связанное с отсутствием материальных возможностей для осуществления заказа на разработку учебно-методического обеспечения, соответствующего квалификационным требованиям будущего рынка технических профессий; 6) незначительные объемы НИОКР по хозяйственным договорам с предприятиями, связанные с низким уровнем платежеспособного спроса при опережающем росте потребности в подобных работах; 6) отсутствие опыта и перспектив международного сотрудничества в учебной и научной деятельности, вопросах подготовки высококвалифицированных научных кадров; 7) низкий статус получаемого в вузе образования в обществе, и соответствующая оценка диплома вуза общественными организациями и бизнес-сообществом; 8) отсутствие в вузе ученых-лидеров в различных направлениях технических наук, сдерживающее создание инновационных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.