^acfftHa - ufrHo&zctycaHHtifr
АНАЛИЗ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И.Н. ВОРОПАНОВА, кандидат экономических наук, Челябинский институт Российского государственного торгово-экономического университета
A.M. ИЛЫШЕВ, доктор экономических наук, профессор, кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета
С.М. ШАНЧУРОВ, доктор технических наук, профессор, проректор по международным связям Уральского государственного технического университета
Научно-инновационная деятельность (НИД) вуза не так уж часто выступает объектом экономического анализа. При этом анализ обычно носит сугубо прикладной характер и выполняется руководителями учреждений высшего профессионального образования. Между тем в условиях растущей инновационной активности вузов и объективно необходимого усиления роли научных исследований в повышении качества образования целесообразно более широко использовать системный подход в экономическом анализе НИД вузов. Естественно, что при этом следует максимально учитывать специфику их деятельности: во-первых, сочетание научно-исследовательской работы (т.е. выработки новых знаний) с образовательной деятельностью (распространением знаний); во-вторых, доминирование начальных стадий научно-инновационного процесса (генерации идей и проведения научных исследований).
Идентификация предмета и объекта анализа
В качестве базовых терминов, определяющих предмет анализа научно-инновационных процессов в организации, согласно нормативным документам выступают: научно-исследовательские ра-
боты (НИР), опытно-конструкторские и технологические работы (ОКР), научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), инновационная деятельность (ИД), научно-техническая деятельность (НТД).
НИР (исследования) — это оригинальные и спланированные изыскания, предпринимаемые для получения в перспективе новых научных или технических знаний и умений.
ОКР (разработки) - это применение научных открытий для планирования или конструирования новых или существенно улучшенных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг до начала их коммерческого производства или применения.
НИОКР объединяет научно-исследовательс-кие, опытно-конструкторские и технологические работы, поскольку все эти работы одинаково отражаются в бухгалтерском учете.
ИД — процесс, направленный на воплощение результатов НИОКР в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный процесс, используемый в практической деятельности'. Отдельные авторы
1 Трифилова A.A. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 32.
2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ- ъ ър/кжгск*
- uHfuxhzUfUaHfuiSi
18 (33)-2004
указывают также на такие важные особенности ИД, как ее направленность на коммерциализацию результатов НИОКР2, а также на распространение этих результатов в другие сферы (диффузию)3.
НТД представляет собой деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы4. Такая трактовка термина «научно-техническая деятельность» (вполне приемлемая для промышлен-но развитых стран) представляется не вполне адекватной российской практике. По нашему мнению, в транзитивных условиях нашей страны не обеспечивается функционирование науки, техники и в особенности производства как единой интегрированной системы. Поэтому более адекватным сложившимся условиям является термин «научно-инновационная деятельность».
Научно-инновационная деятельность представляет собой совокупность процессов по генерированию (выработке) идей, проведению научно-ис-следовательских и опытно-экспериментальных работ, созданию образцов новой техники, разработке новых технологических процессов, коммерциализации инновационных результатов, их трансферу в базовые отрасли экономики и сферу услуг, освоению и использованию в целях получения прибыли и/или иных видов эффекта. Главными особенностями этого понятия являются:
его интегративный характер (охват всех стадий рассматриваемого процесса, начиная от появления идеи и заканчивая ее коммерческим использованием);
учет специфики такого рода деятельности в рыночных условиях;
возможность измерения и оценки масштабов участия в научно-инновационной деятельности всех основных субъектов, в том числе технического вуза;
создание предпосылок для максимально полного определения состава научно-инновационных ресурсов, затрат, промежуточных и конечных результатов;
2 Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. — М.: Изд-во РУДН, 2002.-С.15.
3 Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — С. 552.
4 Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ«0 науке
и государственной научно-технической политике» // Российская газета. - № 167. - 03.09.1996.
появление условий для моделирования, анализа и прогнозирования процессов воспроизводства важнейших видов научно-инновационных ресурсов и результатов деятельности вуза. Понятие НИД связывает научную деятельность вузов с академическими и отраслевыми НИИ, а также в большей степени отвечает стремительно возрастающим требованиям предприятий и организаций реального сектора экономики к инновационным результатам. Это понятие адекватно особенностям осуществления продуктивной творческой деятельности в рыночных условиях (на стадии перехода к инновационному развитию). На наш взгляд, исходя из этого интегративного понятия, следует решать соответствующие задачи по проведению системного анализа НИД в современном вузе.
Объектом анализа в рассматриваемом случае является технический вуз как научно-инновационная система. Известно, что к большим системам относятся такие системы, которые могут быть представлены совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции5. Достаточно очевидно, что научно-инновационная система крупного технического вуза может быть идентифицирована как большая система. Ее декомпозиция выполнена на рис. 1.
В настоящее время наиболее важными подсистемами технического вуза, прямо сориентированными на получение научно-инновационных результатов, являются первая, вторая и третья подсистемы. По мере перехода вузов к подготовке специалистов для организации отрасли «Наука и научное обслуживание», а также для малого инновационного бизнеса четвертая и пятая подсистемы технического вуза также будут все в большей степени становиться «научно-инновационными». Вопросы включения затрат и результатов функционирования третьей — пятой подсистем научно-инновационной системы технического вуза в общую схему анализа НИД требуют отдельного рассмотрения. Это связано с чрезвычайной сложностью, специфичностью и слабой разработанностью проблемы адекватной оценки человеческого капитала вообще и интеллектуальных активов в особенности (в задачи данной статьи рассмотрение указанной проблемы не входит).
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж5б?ъЯ- -и теРАтсшъы
3
Научно-инновационная система технического вуза
ЭЛЕМЕНТЫ
Научные работники, докторанты и аспиранты
Рис. 1. Декомпозиция научно-инновационной системы технического вуза (ее подсистемы и элементы)
Чтобы обеспечить высокую эффективность функционирования научно-инновационной системы вуза в целом, ее отдельных подсистем и базовых элементов, необходимо выделить основные свойства системы и создать условия для их полной реализации. К основным свойствам могут быть отнесены: неаддитивность, эмерджентность, синер-гичность, мультипликативность, целостность, обособленность, централизованность, адаптивность, совместимость, обратная связь, организованность, целеустремленность, устойчивость, функциональная гибкость. При этом наибольший эффект достигается, если каждое свойство реализуется не автономно, а во взаимодействии с другими свойствами. Системный анализ и должен дать ответ на вопрос о своеобразном «коэффициенте полезного действия», обеспечиваемом принятым режимом функционирования научно-инновационной системы технического вуза, ее внешними и внутренними эффектами.
Принципы системного подхода к анализу научно-инновационной деятельности
Адаптация общих принципов системного подхода к объекту анализа позволяет сформулировать следующие основные принципы системного подхода в анализе НИД вуза, трансформируемого в инновационный университет предпринимательского типа (в настоящее время шесть крупнейших технических вузов страны участвуют в эксперименте по преобразованию в такого рода университеты):
• принцип иерархичности строения объекта анализа;
• принцип выделения основных стадий научно-инновационного процесса;
• принцип сочетания индивидуальных, групповых, обобщающих и интегральных показателей;
• принцип дифференциации ресурсных, затратных и результативных показателей научно-инновационного процесса;
• принцип сепарации, т.е. отделения, ключевых показателей в системе НИД вуза и его подразделений от ординарных и второстепенных показателей.
Принцип иерархичности заключается в необходимости проведения анализа НИД на следующих иерархических уровнях: кафедра (лаборатория) факультет -» вуз. Проведение анализа по вузу в целом позволяет комплексно и наиболее полно охарактеризовать все стороны научно-инновационной деятельности организации.
Однако в ближайшем будущем в системе регионального образования может появиться еще один иерархический уровень более высокого порядка, чем отдельно взятый вуз. Так, в Екатеринбурге создается крупнейший образовательный центр — Большой Евразийский университет. Он представляет собой комплекс, объединяющий на одной территории множество вузов и научных учреждений, технопарк. Для реализации проекта планируется учредить ассоциацию вузов, которая впоследствии ляжет в основу организационно-правовой формы Большого Евразийского университета. Преимуществом нового университетского комплекса станет максимально широкий спектр специальностей и направлений подготовки исследований и необходимых специалистов, а также мощный технопарк, закрывающий все потребности отраслей производства региона в инновационных разработках. Естественно, что ассоциированная система вузов является четвертым иерархическим уровнем в объекте анализа.
ПОДСИСТЕМЫ
1. Фундаментальных исследований
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ ър^-кж-ик*
Рис.2. Стадии НИДвуза, находящегося в процессе трансформации в инновационный университет предпринимательского типа
1. Генера- 2. Проведения
ции идей НИР
3. Разработки инновационного предложения
4. Создания
инновационного
проекта
5.Производства инновации
Принцип выделения основных стадий научно-ин-новационной деятельности предполагает дифференциацию чрезвычайно сложного и разнородного процесса творческого труда, выделение из единого технологического конвейера НИД целого ряда взаимосвязанных стадий (этапов) соответствующих работ. В настоящее время известно несколько вариантов разделения научно-технической деятельности на отдельные последовательно выполняемые этапы. Например, весьма интересной представляется многозвенная цепочка операций, из которых состоит инновационная технология, выделение которых предложено группой исследователей из Брянского технологического университета6. На рис. 2. представлен авторский вариант дифференциации стадий научно-инновационного процесса.
На стадии генерации идей выполняются фундаментальные исследования, т.е. осуществляется экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития рассматриваемого объекта.
При проведении НИР, т.е. научно-исследовательских работ (вторая стадия научно-инновационного процесса) производятся изыскания, предназначенные для получения в перспективе новых научных знаний или технических решений.
Стадия разработки инновационного предложения предполагает развернутое представление и детальное описание формулы предполагаемой инновации, на основании которой может быть выполнен в конкретной сфере деятельности инновационный проект по созданию и освоению продукт-инновации или процесс-инновации. По существу, на данной стадии формируется гипотеза о предполагаемой инновации. При этом в инновационном предложении обосновывается достигаемый уровень потребительских характеристик нового продукта/процесса и дается укрупненная оценка затрат при разных масштабах освоения новшества и для каждого этапа процесса создания инновации.
6 Горленко O.A., Мирошников В. В., Шевелев A.B. Интегрированная информационная технология инновационной деятельности // Качество. Инновации. Образование. Материалы второй научной конференции под ред. Ю.В. Шленова, В.Н. Азарова - М.: Фонд «Качество», 2004. - С. 97.
На стадии создания инновационного проекта разрабатывается совокупность документов (технических, организационно-плановых и расчетно-фи-нансовых), в которых определяется система мероприятий по созданию и освоению продукт- и про-цесс-инновации, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. По существу, ииовационный (инновационно-инвестиционный) проект может быть интерпретирован как рабочий проект, модель будущей инновации и ее опытного образца.
Стадия производства инновации сводится в конечном счете к освоению (крупносерийному либо массовому) инновационных процессов и инновационных продуктов в той либо иной сфере человеческой деятельности посредством осуществления разработанного ранее инновационного проекта.
Принцип сочетания индивидуальных, групповых, обобщающих и интегральных показателей отвечает совокупности требований, предъявляемых к системе (а не простому набору) аналитических показателей7. В определенных случаях система оценочных показателей может включать не все четыре, а три группы показателей.
Принцип дифференциации ресурсных, затратных и результативных показателей представляется достаточно очевидным — широко используемым в анализе деятельности предприятий базовых отраслей национальной экономики (его применение также вполне целесообразно при анализе научно-инновационных процессов в техническом вузе).
Принцип сепарации (от лат. separatio - отделение) ключевых показателей научно-инновационной деятельности от ординарных и второстепенных показателей во всех иерархических звеньях технического вуза. Он предполагает ранжирование применяемых оценочных показателей по степени их важности для решения приоритетных управленческих задач, выделение из множества показателей соответствующих групп индикаторов. Так, например, одним из ключевых показателей научно-инноваци-онной активности вуза является интенсивность за-
7 Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 90 - 91; Статистическое изучение экономической эффективности общественного производства. - М.: Наука, 1977. — С. 124.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ ЪРАЪЖгск*
5
щит кандидатских и докторских диссертаций; ординарным показателем научно-инновационной активности — общее число опубликованных статей во всех изданиях, а относительно второстепенным показателем - число опубликованных тезисов выступлений на конференциях и семинарах.
Признаки научно-инновационной деятельности, используемые для построения системы показателей научно-инновационного процесса (морфологическое исследование)
Учитывая сложность объекта анализа и недостаточный уровень разработанности его программно-методологических и организационных вопросов, представляется целесообразным прежде всего выработать общий подход к формированию системы оценочных показателей научно-инновационной деятельности технического вуза. При этом может быть использован морфологический анализ, который является экспертным методом изучения всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы. Он основан на достаточно полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров, позволяющих оценить возможные пути и процедуры построения оценочных показателей8.
Использование принципов системного подхода и методов морфологического анализа дает возможность разработать морфологическую таблицу признаков НИД в техническом вузе, применение которой позволяет выделить совокупность параметров системы (ресурсных, затратных, результативных, ресурсоотдачи и затратоотдачи) и идентифицировать возможные показатели, различающиеся степенью обобщения на разных иерархических уровнях и стадиях НИД. Сводные результаты предпринятого нами поиска представлены в табл. I.
Могут быть выделены два принципиально различающихся между собой способа использования морфологической таблицы: сплошной и селективный (последний охарактеризован во второй части статьи).
Сплошной способ предполагает поиск приемлемых вариантов построения аналитических показателей и выполняется строго последовательно
8 Одрин В.М. Морфологический анализ систем: постановка задачи, классификация методов, морфологические методы «конструирования». Препринт ИК АН УССР. - Киев, 1986. -С. 3, 14.
(ячейка за ячейкой). При этом целесообразно комбинирование вертикального и горизонтального подходов.
В процессе применения горизонтального подхода по первой строке табл.1 могут быть идентифицированы следующие аналитические показатели, характеризующие кадровый потенциал НИД технического вуза:
А. 1.1. Категории кадров и их численность по стадиям научно-инновационного процесса:
А. 1.1.1. Ученые-теоретики, включая аспирантов и докторантов (ведущая категория). А. 1.1.2. Ученые-экспериментаторы, включая аспирантов и докторантов (ведущая категория). А. 1.1.3. Ученые, инженеры-исследователи, специалисты по инновационному менеджменту. А. 1.1.4. Специалисты по проектированию, креативные конструкторы, технологи и высококвалифицированные рабочие. А. 1.1.5. Высококвалифицированные конструкторы, технологи, рабочие, маркетологи по инновационной продукции. А. 1.2. Категории кадров и их численность по степени обобщенности показателя:
А. 1.2.1. Индивидуальные характеристики отдельных ученых и специалистов. А. 1.2.2. Общие и средние характеристики отдельной группы ученых и специалистов (например, временных творческих коллективов). А. 1.2.3. Общие и средние характеристики корпоративной совокупности ученых и специалистов (учебно-методических объединений по специальности, диссертационных советов, научных школ). А. 1.3. Категории кадров и их численность по иерархическому уровню объекта:
А. 1.3.1. Общие и средние характеристики кадрового потенциала НИД вуза. А. 1.3.2. Общие и средние характеристики кадрового потенциала факультета. АЛ .3.3. Общие и средние характеристики кадрового потенциала кафедры. Учитывая значительную распространенность внутреннего и внешнего совместительства в технических вузах, численность всех категорий персонала, занятого НИД, исчисляется по количеству занимаемых ставок, а не по числу физических лиц. Кроме того, учет численности здесь ведется не только по количеству ставок научных сотрудников, но и по числу ставок профессорско-преподавательского состава (пропорционально участию преподавателей в бюджетных НИР согласно индивидуальному плану рабо-
6
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРШ %
1. Они дифференцированы по способу оценки результатов.
2. НИТ — научно-инновационный труд.
3. Первая стадия — генерация идей, вторая стадия — проведение НИР, третья стадия — разработка инновационного предложения, четвертая стадия — создание инновационного проекта, пятая стадия — производство инновации.
4. К сводным отнесены обобщающие и интегральные показатели.
Таблица 1
Морфологическая таблица признаков НИД, используемая для формирования системы аналитических показателей
Группы Подгруппы показателей по признаку
структурообра- Входящие 1. Стадия научно-инновационного процесса' 2. Степень обобщенности показателя 3.Иерархический уровень объекта
зующих в них элементы 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. 3.3.
призна- Первая Вторая Третья Четвер- Пятая Частные Груп- Свод- Вуз Факуль- Кафедра
ков тая повые ные" тет
А. Ре- 1. Кадровые А.1.1.1 А. 1.1.2 А.1.1.3 А. 1.1.4 А. 1.1.5 А.1.2.1 А.1.2.2 А. 1.2.3 А. 1.3.1 А.1.3.2 А. 1.3.3
сурсные 2. Материально-технические А.2.1.1 А.2.1.2 А.2.1.3 А.2.1.4 А.2.1.5 А.2.2.1 А.2.2.2 А.2.2.3 А.2.3.1 А.2.3.2 А.2.3.3
3. Финансо- А.3.1.1 А.3.1.2 А.3.1.3 А.3.1.4 А.3.1.5 А.3.2.1 А.3.2.2 А.3.2.3 А.3.3.1 А.3.3.2 А.3.3.3
вые
В. Затрат- 1. Оплата труда В.1.1.1 В.1.1.2 В.1.1.3 В. 1.1.4 В.1.1.5 В.1.2.1 В.1.2.2 В.1.2.3 в.:.з.1 В.1.3.2 В.1.3.3
ные 2. Материальные В.2.1.1 В.2.1.2 В.2.1.3 В.2.1.4 В.2.1.5 В.2.2.1 В.2.2.2 В.2.2.3 В.2.3.1 В.2.3.2 В.2.3.3
3. Другие виды В.3.1.1 В.3.1.2 В.3.1.3 В.3.1.4 В.3.1.5 В.3.2.1 В.3.2.2 В.3.2.3 В.3.3.1 В.3.3.2 В.3.3.3
затрат
С. Резуль- 1. Оценка в С.1.1.1 С. 1.1.2 С.1.1.3 С.1.1.4 С. 1.1.5 СЛ.2.1 С.1.2.2 С.1.2.3 С. 1.3.1 С.1.3.2 С.1.3.3
татив- натуральных
ные' измерителях
2. Рыночная С.2.1.1 С.2.1.2 С.2.1.3 С.2.1.4 С.2.1.5 С.2.2.1 С.2.2.2 С.2.2.3 С.2.3.1 С.2.3.2 С.2.3.3
оценка
3. Оценка по С.3.1.1 С.3.1.2 С.3.1.3 С.3.1.4 С.3.1.5 С.3.2.1 С.3.2.2 С.3.2.3 С.3.3.1 С.3.3.2 С.3.3.3
методу анало-
гии
4. Оценка по С.4.1.1 С.4.1.2 С.4.1.3 С.4.1.4 С.4.1.5 С.4.2.1 С.4.2.2 С.4.2.3 С.4.3.1 С.4.3.2 С.4.3.3
затратному
методу
0. Ресур- 1. Производи- 0.1.1.1 0.1.1.2 0.1.1.3 0.1.1.4 0.1.1.5 0.1.2.1 0.1.2.2 0.1.2.3 0.1.3.1 0.1.3.2 0.1.3.3
соотдачи тельность НИТ!
2. Фондоот- 0.2.1.1 0.2.1.2 0.2.1.3 0.2.1.4 0.2.1.5 0.2.2.1 0.2.2.2 0.2.2.3 0.2.3.1 0.2.3.2 0.2.3.3
дача
3. Отдача фи- 0.3.1.1 0.3.1.2 0.3.1.3 0.3.1.4 0.3.1.5 0.3.2.1 0.3.2.2 0.3.2.3 0.3.3.1 0.3.3.2 0.3.3.3
нансовых ре-
сурсов Н ИД
Е. Затра- 1. Зарплато- Е.1.1.1 Е.1.1.2 Е.1.1.3 Е. 1.1.4 Е.1.1.5 Е.1.2.1 Е.1.2.2 Е.1.2.3 Е. 1.3.1 Е.1.3.2 Е.1.3.3
гоотдачи отдача
2. Материало- Е.2.1.1 Е.2.1.2 Е.2.1.3 Е.2.1.4 Е.2.1.5 Е.2.2.1 Е.2.2.2 Е.2.2.3 Е.2.3.1 Е.2.3.2 Е.2.3.3
отдача
3. Отдача дру- Е.3.1.1 Е.3.1.2 Е.3.1.3 Е.3.1.4 Е.3.1.5 Е.3.2.1 Е.3.2.2 Е.3.2.3 Е.3.3.1 Е.3.3.2 Е.3.3.3
гих видов
затрат
ты каждого). Наконец, следует также учитывать затраты рабочего времени учебно-вспомогательного персонала кафедр технического вуза, расходуемого на обслуживание научно-инновационного процесса.
Формирование системы аналитических показателей целесообразно продолжить посредством построения таких, например, производных показателей, как структурные характеристики кадрового потенциала соответствующего объекта, относительные величины определенных видов (показатели интенсивности, координации, сравнения, динамики и др.), показатели вариабильности.
В процессе применения вертикального подхо-да по столбцу 3.1 табл. 1 могут быть выделены следующие аналитические показатели, которые характеризуют ресурсы, затраты, результаты НИД технического вуза, а также ресурсоотдачу и затратоотдачу: А. 1.3.1. Идентифицирован выше. А.2.3.1. Количество и состав объектов основных фондов научно-инновационного назначения (в натуральном и стоимостном выражениях).
А. 3.3.1. Общий объем и структура финансовых ресурсов НИД по источникам формирова-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорШ ъ -КР/ГКЖЪХ*
1
ния и направлениям использования (бюджет сферы НИД). В.1.3.1. Объем оплаты научно-инновационного труда из всех источников, их структура, средний размер оплаты труда по категориям занятых в сфере НИД. В.2.3.1. Объем материальных затрат в сфере НИД, их видовая структура.
B.3.3.1. Объем других видов затрат и их видовая структура.
СЛ.3.1. Оценка результатов НИД на всех стадиях научно-инновационного процесса в натуральном выражении (число открытий на первой стадии; число патентов на изобретения на второй стадии; число инновационных предложений на третьей стадии; число инновационных проектов на четвертой стадии; число продукт- и процесс-инноваций на пятой стадии).
C.2.3.1. Рыночная оценка результатов НИД (в настоящее время возможно только для четвертой и пятой стадий научно-инновационного процесса).
С. 3.3.1. Оценка результатов Н ИД путем сравнения с имеющимися аналогами продаж на инновационном рынке (в настоящее время возможно только для четвертой и пятой стадий научно-инновационного процесса). С. 4.3.1. Оценка результатов НИД на каждой из пяти стадий научно-инновационного процесса (преимущественно по прямым затратам, непосредственно относимым на этот процесс). Б. 1.3.1. Производительность научно-инноваци-
онного труда. Б.2.3.1. Фондоотдача в сфере НИД. 0.3.3.1. Бюджетная отдача в сфере научно-инновационной деятельности (результаты НИД в расчете на 1 рубль общего финансирования). Е. 1.3.1. Зарплатоотдача в сфере НИД. Е.2.3.1. Материалоотдача в сфере НИД. Е.3.3.1. Отдача других видов затрат в сфере НИД (например, информационных).
При расчете показателя А.3.3.1 следует иметь в виду, что в общий объем финансовых ресурсов НИД, кроме прямого финансирования выполнения научно-исследовательских работ из всех источников, следует также включать объемы бюджетных и внебюджетных средств кафедр, предназначенных для финансирования НИД. В эти объемы входят оплата труда преподавателей «за науку», приобретение материалов, компьютерной, множительной
техники и оборудования двойного назначения, т.е. для учебных и научных целей.
В объеме оплаты научно-инновационного труда из всех источников (показатель В.1.3.1) необходимо учитывать и ту часть заработной платы профессорско-преподавательского состава, которую он получает за выполнение плановой госбюджетной НИР. Ее величина определяется пропорционально удельному весу рабочих часов, предусмотренных индивидуальным планом каждого преподавателя на НИР.
При исчислении показателя В.3.3.1 из других видов затрат на НИД могут выделяться затраты на информационное обеспечение этой деятельности, на целевую аспирантуру и докторантуру, на научные командировки и стажировки и др.
Рыночная оценка результатов НИД (показатель С.2.3.1) в настоящее время может быть произведена лишь для четвертой и пятой стадий научно-инновационного процесса. Она выполняется прямым позиционированием на рынке выполненных в техническом вузе инновационных проектов, разработанных продукт- и процесс-инноваций. Оценка результатов НИД может быть также выполнена с применением метода аналогий — посредством сравнения с имеющимися аналогами продаж на инновационном рынке, т.е. путем косвенного позиционирования (показатель С.3.3.1). Пока она также возможна только для четвертой и пятой стадий научно-инновационного процесса.
Наиболее универсальным методом идентификации результатов НИД является затратный метод (показатель С.4.3.1). При нем оценка результатов НИД в принципе может быть выполнена на всех пяти стадиях научно-инновационного процесса по прямым затратам, непосредственно относимым на этот процесс9. Здесь в прямые затраты включаются и объемы бюджетных и внебюджетных средств кафедр, предназначенных для финансирования НИД. Иными словами, выполняется досчет общих затрат, непосредственно расходуемых на все виды научно-исследовательских работ, включая плановые бюджетные НИР кафедр. В то же время представляется нецелесообразным экстраполировать общий процент накладных расходов крупного технического вуза, обусловленных преимущественно потребностями его образовательной деятельности, на научно-инновационную систему вуза. В период становления и
9 По нашему мнению, использование затратного метода для оценки эффективности НИД на стадии генерации идей дает крайне неубедительные результаты.
8
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РШ п %-р*хЖ7съ<1
развития современной системы НИД целесообразно ограничиться исчислением прямых затрат всех видов на научно-инновационный процесс.
При исчислении уровня производительности научно-инновационного труда (показатель 0.1.3.1) следует исходить из того, что труд в научно-инновационной сфере в условиях перехода к инновационной экономике столь же производителен, как и другие виды труда. Поэтому правомерно соотносить результаты НИД с трудозатратами и трактовать такой показатель как уровень производительности научно-инновационного труда.
Фондоотдача в сфере НИД (показатель 0.2.3.1) определяется в расчете на единицу стоимости основных фондов научно-инновационного назначения. При этом основные фонды, закрепленные за кафедрами, рассматриваются как фонды двойного назначения, т.е. используемые одновременно и для образовательной, и для научно-инновационной деятельности. Подобный подход уже реализован в отечественной практике учетной работы для компьютерной техники, и его целесообразно распространить для остальных видов основных фондов кафедры (за исключением оборудования и помещений, предназначенных сугубо для учебных целей, например, компьютерные классы).
При определении зарплатоотдачи в сфере НИД (показатель Е. 1.3.1) в числителе следует брать в расчет общие результаты НИД на всех пяти стадиях научно-инновационного процесса (по прямым затратам, непосредственно относимым на этот процесс), а в знаменателе - полную величину оплаты научно-инновационного труда из всех источников (соответственно показатели С.4.3.1 и В. 1.3.1).
Таким образом, уже при сплошном способе использования морфологической таблицы для формирования системы аналитических показателей
НИД технического вуза может быть определен максимально полный состав такого рода показателей, всесторонне характеризующих ресурсы, затраты и результаты деятельности научно-инновационной системы. Иными словами, морфологическая таблица обеспечивает системный подход к построению и практическому использованию совокупности оценочных показателей.
Необходимо указать, что понятие «система показателей» нередко применяется без должных на то оснований. Так, в интересной статье Т.Н. Прижи-галинской и Д.С. Терновского10 системой показателей назван набор хотя и достаточно важных индикаторов, но не отражающих в полной мере совокупность свойств больших систем (система организаций потребительской кооперации, к которым авторами отнесен набор показателей, не расчленена на подсистемы и базовые элементы, т.е. не произведена ее декомпозиция). На наш взгляд, предложенный набор показателей более правильно считать совокупностью показателей-индикаторов, характеризующих ряд важных сторон рассматриваемого объекта.
Более строгое использование методологии системного подхода в экономическом анализе требует проведения декомпозиции сложного объекта и рассмотрения его отдельных частей исходя из их роли в процессе функционирования больших управляемых систем.
Обозначенный выше общий подход к рассмотрению ресурсных, затратных и результативных показателей НИД технического вуза дает возможность поставить и решить ряд непростых методических вопросов, перечисленных в преамбуле к данной статье (на основе селективного способа использования морфологической таблицы). Об этом подробнее — в следующей статье.
(Окончание следует)
10 Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С. Совершенствование оценки экономического роста и экономического развития в организациях потребительской кооперации // Экономический анализ: теория и практика. — 2004. — № 1. — С. 59 — 62.
9
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш ъ %?>А-КШЪ704