Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров'

Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АПК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX EDUCATIONAL CLUSTER / EDUCATIONAL COMPETENCE / DIFFERENTIAL COMPETENCE / CRITERIA FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION / IMPROVING THE SKILLS OF STAFF / PERSONNEL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арский А.А.

В статье обосновывается необходимость кластерного подхода при организации обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса. Приводятся формальные критерии оценки эффективности подготовки кадров на основе дифференцированных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арский А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASIS OF EDUCATIONAL CLUSTERS

The article substantiates the necessity of the cluster approach in the organization of training of students under the programs of additional vocational education, retraining and advanced training of the personnel of the agro-industrial complex. Formal criteria for assessing the effectiveness of training differentiated competencies are given.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров»

электронный научно-экономическии журнал

Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров

стр З

А.А. Арский, к.э.н., доцент кафедры управления АПК,

ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» Москва, Россия e-mail: arskiy@list.ru

A. Arskiy, Candidate of economic sciences, associate professor of the Department of management in the agro-industrial complex, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex

Аннотация. В статье обосновывается необходимость кластерного подхода при организации обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса. Приводятся формальные критерии оценки эффективности подготовки кадров на основе дифференцированных компетенций.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, АПК, образовательный кластер, образовательная компетенция, дифференциальная компетенция, критерии оценки качества образования, повышение квалификации кадров, переподготовка кадров

CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASIS OF EDUCATIONAL CLUSTERS

Annotation. The article substantiates the necessity of the cluster approach in the organization of training of students under the programs of additional vocational education, retraining and advanced training of the personnel of the agro-industrial complex. Formal criteria for assessing the effectiveness of training differentiated competencies are given.

Keywords: agro-industrial complex educational cluster, educational competence, differential competence, criteria for assessing the quality of education, improving the skills of staff, personnel retraining

Динамика глобального рынка сельскохозяйственной продукции, обусловленная жесткой конкуренцией в борьбе за рынки развитых и развивающихся стран, поддерживает в неизменно актуальном состоянии вопросы, связанные с качественной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов отечественного агропромышленного комплекса (далее - АПК). Российская Федерация вынужденно включилась в санкционный обмен с Евросоюзом и США, сгенерировав и реализовав известные программы импортозамещения сельскохозяйственной продукции, которые среди прочего привели и к росту экспорта зерновых культур в 2017 г. на 34%, что является позитивным показателем конкурентной борьбы отечественных производителей на глобальном рынке сельхозпродукции. Эти обстоятельства, относящиеся к внешним факторам, оказывающим влияние на систему АПК, потребовали от системы не только ревизии

электронный научно-экономический журнал стр 4

технологий и методик производства и переработки сельхозпродукции, но и ревизии качества подготовки специалистов, обеспечивающих экономический рост АПК на всех уровнях.

Проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК может и должна решаться на основе кластерного подхода с формированием у студента (слушателя) необходимых компетенций, которые должны быть динамичными, то есть должны обновляться и детализироваться под каждый сегмент АПК с учетом реализуемых государственных программ и стратегий. В то же время намечен тренд подготовки кадров на дистанционной основе, без отрыва от производства[1]. Детализация компетенций это, по сути, использование дифференцированного подхода при формировании данных компетенций.

Возможно сгенерировать новый термин - дифференцированная компетенция, которому можно дать следующее определение: дифференцированная компетенция - компетенция, реализуемая в учебном процессе на основе дифференцированного подхода к уровню овладения студентом (слушателем) теми или иными полезными знаниями, умениями и навыками, различающимися уровнем детализации этих знаний, умений и навыков.

Наибольшая эффективность реализации дифференцированных компетенций может быть достигнута на базе образовательных кластеров АПК, сочетающих в себе теоретические и прикладные начала.

Как известно, образовательный кластер - это совокупность учреждений профессионального образования, общественных организаций и предприятий различного уровня и отраслевой направленности, объединенных с целью подготовки молодых специалистов, соответствующих современным требованиям федерального и регионального рынка труда[2]. Таким образом, реализация дифференцированных компетенций на базе образовательного кластера АПК позволяет оперативно дифференцировать и актуализировать компетенции, реализуемые в учебном процессе. Особенно важен данный подход при реализации программ повышения квалификации, так как актуализация знаний - одна из основных задач повышения квалификации как вида профессиональной подготовки специалиста. Посредством дифференцированных компетенций решается и еще одна из важнейших задач педагогики и науки - задача по сближению теории и практики, вывода теоретических исследований в прикладную плоскость для эффективного использования их в АПК

Пример дифференциальной компетенции может быть проиллюстрирован следующим образом. В наборе компетенций, генерируемых у обучающихся согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, существует универсальная компетенция (УК-1), которая вне зависимости от уровня подготовки имеет базовую редакцию, сущность которой сводится к тому, что обучающийся должен быть: «способен осуществлять поиск, критический анализ информации и применять системный подход для решения поставленных задач». Целесообразно изложить указанную компетенцию применительно к конкретному виду анализа, например функционально-стоимостному. Таким образом, компетенция будет изложена в следующей редакции: «способен осуществлять поиск и критическую оценку информации и на ее основе проводить функционально-стоимостной анализ, формировать его результаты для системного подхода в решении поставленных задач».

Закономерным является решение вопроса оценки качества овладения той или иной дифференцированной компетенцией студентом (слушателем). Практикуемый подход, когда контроль овладения компетенцией производится на основе оценки выпускной квалификационной работы студента (слушателя), не в полной мере приемлем для слушателей курсов переподготовки или повышения квалификации, так как зачастую не содержит результатов прикладных исследований или предложений[3]. Таким образом, при оценке качества подготовки специалистов, например на базе ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», рационально применять систему коэффициентов качества овладения дифференцированными компетенциями, которые могут быть представлены в следующем формализованном виде (табл. 1.)

электронный научно-экономический журнал стр 5

Таблица 1.

Формальные показатели эффективности качества освоения дифференцированной компетенции (УК-1)

п/п № Расчет показателя Эффективность показателя положительна при:

1 К,< 1

2 Кс<1

3 КЕ> 1

4 Ку > 1

Представленные в табл. 1. формальные компетенции основаны на сопоставлении новых результатов с базовыми результатами соответственно по: 1) - времени принятия управленческого решения; 2) -операционные издержки мероприятий, реализованных для принятия управленческого решения; 3) -экономическая отдача от реализации управленческого решения; 4) - объем принимаемых управленческих решений в определенном периоде. При этом параметры 1) и 4), 2) и 3) обоюдозависимы.

Вербально оценку качества (требования) овладения слушателем дифференцированной компетенцией можно представить в следующем виде: насколько более оперативно принимается управленческое решение ^ ниже ли операционные издержки при принятии управленческого решения ^ повышается ли экономическая отдача при реализации управленческого решения ^ возможно ли увеличение объема генерации управленческих решений в определенном периоде.

Научная новизна представленного подхода состоит в комплексном анализе эффектов освоения дифференцированных компетенций слушателем с учетом их зависимости и возможностью непрерывного их совершенствования при изменениях во внешних факторах.

Реализуя дифференцированные компетенции на базе образовательного кластера АПК в условиях конкретной обстановки среды, то есть с привлечением материальной базы предприятий АПК, возникают дополнительные эффекты, формируемые за счет обратной связи в течение реализации учебного процесса между преподавателем вуза, слушателем и представителем предприятия АПК. К данным эффектам можно отнести:

1. Доведение слушателем до сведения преподавателя вуза и представителя предприятия АПК проблем организации процесса труда, что, соответственно, позволяет преподавателю вуза осуществлять научный поиск решения данных актуальных проблем в области организации труда и управления персоналом на теоретической основе, а представителю предприятия формировать предложения по профилактики нарушений в области охраны и организации труда.

2. Использование преподавателем вуза (исследователем) результатов анализа качества освоения дифференцированных компетенций слушателем для научного поиска оптимальных моделей организации освоения дифференцированных компетенций слушателем.

3. Разработку кадровой политики и концепции профессионального роста предприятием АПК с учетом показателей освоения дифференцированных компетенций слушателем.

Разработка, апробация и использование в учебном процессе дифференцированных компетенций, позволяют осуществлять подготовку специалистов, «вооруженных» современным знанием, учитывающих при решении производственных задач разного уровня влияние факторов, свойства и особенности системы или фона, на котором реализуются производственные процессы. Кроме того, в научном и практическом плане возрастает актуальность подготовки квалифицированных кадров для проектов трансграничного сотрудничества в сфере АПК, позволяющих диверсифицировать риски продовольственной безопасности и реализовать экономический потенциал таможенной территории Российской Федерации[5].

электронный научно-экономический журнал

№ 2 (46) 2018

стр 6

Список литературы

1. Арский А.А. Виртуальные филиалы как основа системы высшего образования в моногородах // Маркетинг и логистика. 2015. №1-1 (1). С. 4-8.

2. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. 2015. № 4(32).С. 32-35

3. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. 2016. № 1(35). С. 31-33

4. Тебекин А.В. Проект как базовая форма развития современной экономики // Маркетинг и логистика. 2016. № 4 (6). С. 58-71

5. Ерохин В.Л. Развитие сельских территорий на Дальнем Востоке России и в провинции Хэйлунцзян КНР // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 3 (23). С. 256-260.

УДК 378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.