Научная статья на тему 'Критерии ориентации региональных систем профессионального образования на потребности экономики и социальной сферы'

Критерии ориентации региональных систем профессионального образования на потребности экономики и социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / COMPLIANCE CRITERIA / VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING (VET) SYSTEM / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посталюк Наталья Юрьевна, Прудникова Виктория Аркадьевна

В статье представлена система критериев, устанавливающих соответствие уровня ориентации региональных систем среднего профессионального образования запросам развития экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации. Рассмотрены различные подходы к определению вклада профессионального образования в региональное социально-экономическое развитие. Определены факторы, которые выступают в качестве коррелятов ориентации региональных систем профессионального образования на требования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Посталюк Наталья Юрьевна, Прудникова Виктория Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation Criteria for Regional Vocational Education Systems on the Needs of the Economy and Social Sphere

The article presents a system of criteria establishing the level of orientation of regional systems of VET to the demands of the development of the economy and social sphere of the constituent entities of the Russian Federation. Various approaches to determining the contribution of vocational education to regional socio-economic development are considered. The factors that act as correlates of the orientation of regional VET-systems to the requirements of the economy are identified.

Текст научной работы на тему «Критерии ориентации региональных систем профессионального образования на потребности экономики и социальной сферы»

Образование

КРИТЕРИИ ОРИЕНТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ1

Н. Ю. ПОСТАЛЮК В. А. ПРУДНИКОВА

В статье представлена система критериев, устанавливающих соответствие уровня ориентации региональных систем среднего профессионального образования запросам развития экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.

Рассмотрены различные подходы к определению вклада профессионального образования в региональное социально-экономическое развитие. Определены факторы, которые выступают в качестве коррелятов ориентации региональных систем профессионального образования на требования экономики.

Ключевые слова, критерии соответствия, система профессионального образования, регион, социально-экономические развитие, факторы.

На социально-экономическую ситуацию в любом регионе влияет множество разнонаправленных и отличающихся по силе воздействия факторов, часть из которых можно выделить в качестве независимых переменных и оценить. Другие факторы (и их большинство) не формализуются в числовом выражении, их действие проявляется как слабо выраженные тенденции повышения или замедления темпов экономического роста и социального прогресса. В перечнях факторов, которые рассматриваются различными исследователями как определяющие потенциал социально-экономического развития региона, присутствуют следующие их группы:

• факторы трудовых ресурсов (квалификационные ресурсы, неиспользуемые трудовые ресурсы и т.д.);

• факторы природных ресурсов (оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы, неиспользуемые и неоцененные ресурсы);

• факторы производственных ресурсов;

• культурно-исторические факторы и т.д. [5,

с. 35].

Принято считать, что устойчивое сбалансированное развитие региона можно представить как взаимосвязь экономического, социального, экологического развития и становления человеческого капитала. При этом системообразующим фактором является человеческий капитал, и его влияние на потенциал региональных социально-экономических систем по мере их развития возрастает [7; 8; 12]. Доказано, что существенная часть региональных различий в экономическом развитии обусловлена разницей в норме накопления и уровне накопленного человеческого капитала, который более значим для экономического развития регионов, чем, например, фактор природных ресурсов [13, с. 40].

Качество человеческого капитала характеризуется уровнем и соотношением потенциа-

Посталюк Наталья Юрьевна, главный научный сотрудник Самарского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р пед. наук, профессор (Самара, Россия), e-mail: postalyuk-ny@ranepa.ru; Прудникова Виктория Аркадьевна, директор Самарского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. пед. наук, доцент (Самара, Россия), e-mail: prudnikova-va@ranepa.ru

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС на 2020 год «Исследование соответствия системы профессионального образования субъекта Российской Федерации потребностям региональной экономики и социальной сферы».

лов образования, здоровья и культуры и их соответствием потребностям обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона [5, с. 95]. В составе фактора «человеческий капитал» роль образования весьма значительна. Наиболее часто в качестве главного предиктора экономического роста рассматривается такой показатель, как «расширение охвата населения образованием». В определенном смысле «образовательная составляющая» человеческого капитала обеспечивает экономический рост. При этом если вклад в него высшего образования значим для стран с развитой экономикой, то в развивающихся странах более важным фактором выступают прикладные профессиональные квалификации2.

Увеличение числа студентов, получающих профессии квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, на 1% приводит к приращению темпов роста душевого валового внутреннего продукта на 2-3% [13, с. 42]. В то же время, как доказано в ряде исследований, причинно-следственная связь между обучением и экономическим развитием варьируется в зависимости от страны/региона, рассматриваемого временного периода, уровня и типа образования.

Так, М.Л. Аграновичем установлено, что в России связи между образованием и социально-экономическими показателями проявляются весьма специфично. Наибольшее влияние на величину валового регионального продукта оказывает доля населения с третичным образованием (соответствует уровню среднего профессионального образования в РФ). Фиксируется положительная корреляция между масштабами дополнительного профессионального образования в субъекте РФ и его экономическим благосостоянием. Уровень развития системы дополнительного образования взрослых влияет также на такие социаль-

ные параметры, как снижение безработицы в регионе, успешность трудоустройства и т.д. Характерно, что важен не только и не столько уровень охвата населения региона программами дополнительного профессионального образования, сколько продолжительность обучения по этим программам [1].

В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», региональные системы профессионального образования представлены:

• государственными техникумами и колледжами -образовательными организациями среднего профессионального образования (СПО), в которых реализуются основные и дополнительные профессиональные программы подготовки кадров с прикладными квалификациями, а также программы профессионального обучения3;

• государственными высшими учебными за -ведениями (вузами) и организациями дополнительного профессионального образования (как правило, отраслевой подведомственности), где осуществляется подготовка по основным и дополнительным программам СПО и программам профессионального обучения; организационно этот уровень образования выделяется как структурное подразделение (отделение, факультет);

• негосударственными образовательными организациями различных организационно-правовых форм, которые реализуют основные и дополнительные образовательные программы СПО и программы профессионального обучения (негосударственные вузы, организации дополнительного профессионального образования, колледжи и техникумы, учебные центры, курсовые комбинаты и др.).

2 К прикладным квалификациям относят совокупность профессиональных компетенций, характеризующих подготовленность работника к выполнению профессиональной деятельности на 3—6 квалификационных уровнях по Национальной рамке квали фикаций РФ.

3 В отдельных колледжах осуществляется также подготовка по программам первого уровня высшего образования — прикладного бакалавриата.

Инфраструктуру региональных систем профессионального образования, кроме собственно учебных заведений, составляют: службы повышения квалификации персонала отрасли (как правило, структурные подразделения региональных институтов повышения квалификации работников образования); региональные методические службы, которым делегированы функции учебно-методического сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций; другие структуры.

При этом значительная часть единиц сети образовательных организаций, реализующих программы СПО на территории региона, и инфраструктурных сервисных служб имеют различную подчиненность. Часть из них финансируются и фактически управляются из федерального центра (учредителями выступают Министерство просвещения и Министерство образования и науки РФ, отраслевые федеральные министерства и ведомства). Другая часть находится в ведении региональных органов исполнительной власти субъектов РФ. Негосударственные образовательные организации выступают в качестве независимых провайдеров (как правило, не финансируются из бюджета и, соответственно, фактически не входят в сферу полномочий и ответственности государственной власти4).

Так, подавляющее большинство вузов и отдельные образовательные организации СПО имеют федеральную подведомственность. Учредителями профильных колледжей и техникумов с отраслевой специализацией во многих субъектах РФ выступают не региональные органы управления образованием, а отраслевые органы исполнительной власти. Например, в Самарской области Министерство образования и науки является учредителем примерно половины организаций СПО, а остальные колледжи и техникумы подведомственны отраслевым областным министерствам: здра-

воохранения, культуры, сельского хозяйства и продовольствия и т.д. Аналогичная ситуация фиксируется и во многих других субъектах РФ. Таким образом, можно констатировать, что по причине ведомственной разобщенности степень управляемости сетей образовательных организаций (показатель реакции системы на управляющие воздействия) может оказаться недостаточной для реализации оперативных управленческих решений.

При анализе результатов образования, которые могут оказывать влияние на региональную социально-экономическую динамику, ряд исследователей выделяют прямые, непосредственные (outputs) и конечные (outcomes) результаты деятельности. Прямые результаты рассматриваются как то, что непосредственно создается путем использования ресурсов «на выходе» системы образования. Конечные результаты - это изменения, произошедшие в состояниях внешней среды. Их называют внешними эффектами, или экстерналиями, слабо контролируемыми со стороны образования как ведомства [10; 14]. Часто они бывают отсроченными. Величина «отложенного воздействия» значительна в случае дошкольного или школьного образования, но менее выражен-на для профессионального и высшего образования.

В связи с этим при оценке влияния на экономический рост тех или иных стратегических показателей (или их составляющих), как правило, вводятся временные коэффициенты, фиксирующие лаг воздействия конкретной составляющей показателя на социально-экономическую сферу, в частности влияние в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. Оценку социально-экономического воздействия результатов системы профессионального образования затрудняют также миграционные процессы внутри страны и за ее пределами. Поэтому в ряде случаев применяются модели, использующие специальные коэффициенты

4 В настоящее время по отдельным специальностям высшего образования в ряде негосударственных вузов России, имеющих государственную аккредитацию, ведется подготовка за счет федерального бюджета в рамках механизма ежегодного государственного задания на подготовку кадров.

миграционной привлекательности отдельных регионов, устанавливаемые на основе статистических данных о таких региональных процессах [6, с. 49-50].

Оценки вклада образования в экономику и социум регионов производились в ряде исследований последних лет. М.А. Головчин и Т.С. Соловьева на основе расчетных данных представили содержательную характеристику влияния образования на уровень социально-экономического развития субъектов РФ. Парное сравнение индексов развития показало, что регионы с высоким уровнем развития экономики и социальной сферы характеризуются и высоким уровнем развития образовательной системы (и наоборот). Имеется группа субъектов РФ, которые при значительном образовательном потенциале отличаются низкими социально-экономическими показателями. Этот факт исследователи объясняют тем, что сфера образования этих территорий не используется в качестве инструмента модернизации общества и экономики [4, с. 74].

В современном исследовательском дискурсе обсуждаются различные показатели и индикаторы, характеризующие рассматриваемую проблему. Ряд экспертов подчеркивают некорректность оценки результативности системы профессионального образования посредством единственного показателя (например, «доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности или профессии»). Различным ступеням профессионального образования соответствуют разные уровни практико-ориентированности программ. Если для специалистов с прикладными квалификациями определение результативности образования посредством индекса трудоустройства выпускников приемлемо, то по отношению к выпускникам программ бакалавриата и специалитета, которые часто продолжают обучение на следующей ступени образования, использовать данный показатель как единственный или основной нецелесообразно. Как отмечают исследователи, в настоящее время из-за статистических сложностей расчета об-

щепризнанный агрегированный индикатор, применение которого позволило бы достоверно оценить степень устойчивого сбалансированного развития территории, в мировой практике отсутствует [11; 15].

Сложность определения вклада профессионального образования в общий итог социально-экономического развития регионов эксперты РАНХиГС С.А. Беляков и Т.Л. Клячко объясняют тем, что «... образование является общественным благом, следовательно, имеет большие положительные экстерналии, которые проявляются в разных сферах экономической деятельности. Соответственно, нацеленность на обеспечение экономического роста одновременно предполагает и развитие системы образования, при этом не только профессионального, но и общего» [2, с. 5]. Исследователи уточняют, что при идентификации вклада образования в социально-экономическое развитие субъектов РФ оценивается только его потенциальная величина, которую система формального образования «непосредственно» транслирует в экономику и социальную сферу того или иного региона. Далее накопление человеческого капитала работников будет зависеть от многих факторов, в том числе напрямую не обусловленных образованием. Вклад образования в социально-экономическое развитие региона может возрастать в связи с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников. Если охват занятого населения программами дополнительного профессионального образования невысок, это ведет к снижению потенциального вклада образования в развитие страны и ее регионов [2, с. 42].

Какие факторы следует рассматривать в качестве коррелятов ориентации региональных систем профессионального образования на требования экономики? Региональные системы СПО, в соответствии с миссией, возложенной на них государством и обществом, реализуют экономическую и социальную функции. Их вклад в развитие экономики субъекта РФ, где они расположены, включает в себя:

• кадровое оснащение рынков труда в соответствии с актуальными и перспективными требованиями экономического роста, в том числе обеспечение актуальности кадрового состава экономики и социальной сферы путем реализации программ повышения квалификации и переподготовки персонала предприятий (организаций) на основе мониторингов квалификационных запросов рынка труда;

• формирование предпринимательских компетенций и навыков молодежи, способности к самозанятости и эффективному поведению на современных рынках труда;

• содействие сбалансированности кадрового спроса и предложения на региональном рынке труда и решению связанных с этим проблем занятости населения;

• участие в социально-экономическом развитии субъектов РФ посредством включения в региональные программы и проекты.

С точки зрения социальной функции задачами региональных систем СПО и входящих в них профессиональных образовательных организаций выступают:

• обеспечение доступности для молодежи региона, в том числе социально уязвимых категорий, прикладных квалификаций (профессий/специальностей квалифицированных рабочих,служащих и специалистов среднего звена);

• выполнение функции социализации подростков, включая тех, которые «не академически ориентированы» (покинули школу, по причинам слабой успеваемости);

• содействие решению проблем социального самочувствия населения региона посредством достижения сбалансированности кадрового спроса и предложения на региональном рынке труда.

В современных публикациях присутствует точка зрения, что в системе СПО явно или неявно в качестве основных рассматриваются функции «социального сейфа для взрывоопас-

ных подростков» и «трамплина для поступления в вуз» (минуя процедуру ЕГЭ), а задачи кадрового обеспечения развивающейся экономики решаются лишь попутно [3, с. 42]. Данная позиция в последние годы теряет своих сторонников. Так, исследователи РАНХиГС в более поздней работе, выполненной на основе новых статистических данных, подчеркивают, что выпускники российских колледжей и техникумов в настоящее время активно пополняют региональные рынки труда, а если и поступают в вузы, то на заочные отделения (не покидая рабочие места предприятий/организаций трудоустройства) [9, с. 42].

Анализируя вклад региональной системы СПО в социально-экономическое развитие субъекта РФ, целесообразно иметь в виду и экономические, и социальные ее функции. В каком соотношении они реализуются, зависит от стратегических приоритетов, выработанных в субъекте РФ, и реальной практики их импле-ментации. Корректный подбор показателей, характеризующих организационное устройство, инфраструктуру и результативность деятельности системы СПО, позволяет установить, какая функция приоритетна в стратегических документах региона (т.е. в декларации) и насколько полно она реализуется на практике.

Технология оценки соответствия региональных систем профессионального образования запросам социально-экономического развития субъектов РФ, в которых они расположены (далее -Технология), включает в себя следующую последовательность действий:

1) разработка критериев оценки соответствия;

2) декомпозиция критериев на субкритерии, содержание которых необходимо и достаточно для идентификации соответствия критерию;

3) подбор показателей и индикаторов, по которым можно установить факт соответствия/ несоответствия;

4) определение источников информации по каждому показателю/индикатору, в том числе:

• статистические базы данных (общая статистика, отраслевая статистика, ведомственная статистика),

• массовые социологические опросы,

• экспертные оценки,

• стратегические документы региональной исполнительной власти и профессиональных образовательных организаций,

• контент интернет-сайтов с публичной информацией,

• публичные отчеты органов управления образованием и профессиональных образовательных организаций;

5) разработка алгоритмов расчета значений показателей;

6) формирование и апробация инструментария исследования.

В рамках Технологии термин «критерий» используется в значении признака, основания, правила принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Показатели рассматриваются как параметры (характеристики) региональной системы СПО, которые позволяют оценить ее состояние с точки зрения ее соответствия потребностям социально-экономического развития данного субъекта РФ. Индикаторы отражают простые, измеряемые свойства объектов исследования и могут быть использованы, в том числе, для расчета сложных показателей. Качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие (иногда - частичное отсутствие) определенных характеристик исследуемых объектов. Количественные показатели применимы для регистрации меры (степени) выраженности тех или иных измеряемых параметров объектов исследования.

Сформирован перечень критериев соответствия региональных систем профессионального образования запросам социально-экономического развития, который включает в себя 7 критериев, отражающих различные аспекты деятельности системы СПО.

Критерий 1. Заявленные стратегические приоритеты развития региональной системы СПО нацеливают на достижение

соответствия результатов ее деятельности запросам социально-экономического развития субъекта РФ.

Для определения стратегических приоритетов, заявленных субъектом РФ, проводится анализ документов, которые обеспечивают стратегическое планирование развития региона. Как правило, в их число входят (в зависимости от институционального оформления системы СПО):

• среднесрочные и долгосрочные программы и концепции социально-экономического развития региона и отдельных отраслей его экономики;

• среднесрочные и долгосрочные программы и концепции социально-экономического развития муниципалитетов (при необходимости);

• инвестиционные проекты по территориям;

• программы и проекты развития региональной системы профессионального образования.

Анализ перечисленных документов и материалов позволяет установить, фиксируется ли однозначно в стратегических документах субъекта РФ приоритет экономической функции региональной системы СПО. Косвенным подтверждением этого будет информация о том, что действующие средне- и долгосрочные программы и проекты развития региональной системы СПО позиционируются как составная часть стратегических планов социально-экономического развития субъекта РФ.

Критерий 2. Профессионально-отраслевая структура и объемы подготовки кадров с прикладными квалификациями в субъекте РФ соответствуют актуальным и перспективным потребностям развивающейся экономики региона.

Оценка данного аспекта соответствия предполагает сравнительный анализ актуальной квалификационной структуры подготовки в региональной системе профессионального образования (в разрезе профессий/специальностей, по уровням СПО) и прогнозной структуры потребностей экономики региона в ква-

лифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена на среднесрочную перспективу. Среднесрочный горизонт прогнозирования (три-пять лет) определяется нормативными сроками реализации образовательных программ СПО - от одного до четырех лет5.

Оценивая условия и результаты деятельности региональной системы СПО по данному критерию, необходимо проанализировать структуру регионального государственного заказа на подготовку кадров (то, что на практике называется «контрольные цифры приема» - КЦП) с точки зрения ее соответствия заявленным в регионе приоритетам социально-экономического развития. Это возможно в случае, если КЦП в регионе формируется на основе утвержденных и достаточно регулярных (как минимум, один раз в два года) процедур исследования регионального рынка труда. При оценке целесообразно выяснить, на основе каких данных формируется КЦП в регионе: опросов предприятий и организаций реального сектора экономики, прогнозов на основе макроэкономических показателей региона, данных балансов трудовых ресурсов Минтруда субъекта РФ.

Возможно также определение КЦП по договорам с работодателями (целевой прием), на основе предварительных заявок работодателей или (что бывает достаточно часто) методом обобщения заявок от провайдеров услуг (организаций СПО). В ряде регионов, как показывает анализ практики составления КЦП, региональные органы управления образованием (другие учредители образовательных организаций) используют принцип объема подготовки и трудоустройства «от достигнутого» с отдельными корректировками сложившегося объема приема.

Кроме того, для оценки соответствия по рассматриваемому критерию информативны показатели занятости молодежи региона с об-

разованием уровня СПО, в том числе отслеживаемые в динамике за несколько лет. Определенное значение в формировании оценок имеют также показатели трудоустройства выпускников по программам СПО и регистрации их в территориальных службах занятости в первый год после выпуска.

Критерий 3. Качество результатов профессионального образования и обучения, полученных в региональной системе СПО, соответствует актуальным и перспективным требованиям рабочих мест в экономике региона.

Качество профессионального образования большинством экспертов рассматривается как мера достижения целей деятельности системы СПО, устанавливаемых такими заказчиками образования, как государство, работодатели, общество, индивиды (конкретные потребители образовательной услуги). Для оценки выполнения экономической функции региональной системы СПО наиболее значимыми являются запросы следующих заказчиков:

• работодателей как конечных потребителей «продукта» (выпускников) профессиональных образовательных организаций;

• органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые предъявляют от имени государства заказ на качество профессионального образования, для формирования и реализации эффективной кадровой политики как фактора социально-экономического развития региона и его территорий.

Координирующая роль в условиях диверсификации заказчиков кадров и обеспечения распределенного управления в смешанных областях ответственности (к которым относится прежде всего качество образования) принадлежит региональным органам управления образованием.

Критерий 4. Уровень квалификации персонала предприятий (организаций) в

5 Как показано в многочисленных исследованиях, в условиях высокой динамики изменений на рынках труда долгосрочные прогнозы характеризуются сравнительно низкой достоверностью.

экономике региона актуализируется синхронно с изменениями в требованиях рабочих мест посредством дополнительных профессиональных программ СПО.

Поскольку объемы повышения квалификации и переподготовки кадров на предприятиях региона, по признанию экспертов, в существенной степени отражают ориентацию системы профессионального образования на выполнение экономической функции, необходимо оценить значения соответствующих показателей/индикаторов. Среди них «доля численности персонала предприятий региона, освоивших дополнительные профессиональные программы» и «среднее значение доли доходов, полученных от реализации дополнительных профессиональных программ СПО по договорам с работодателями». Важно также проследить динамику изменения значений этих показателей за несколько лет, чтобы выявить тенденцию развития данного фактора, существенно влияющего на развитие экономики и социальной сферы региона.

Критерий 5. Обеспечена адаптивность региональной системы СПО и профессиональных образовательных организаций как способность корректировать параметры своего развития в соответствии с изменениями в экономике и социальной сфере субъекта РФ.

Изменения на рынке труда и в мире производственных технологий становятся все более быстрыми и часто непредсказуемыми, что обусловлено волатильностью квалификационных систем в современном мире. Поэтому невозможно заранее спрогнозировать ряд направлений регионального социально-экономического развития. В связи с этим основные параметры региональной системы СПО должны обладать свойством адаптивности, которое характеризует способность системы оперативно и адекватно реагировать на изменения в спросе на профессиональные квалификации, синхронизируя свою деятельность с динамикой трансформации потребностей экономики региона.

Адаптационный потенциал системы обеспечивает гибкость ее структуры, основными характеристиками которой являются тип, ориентация, базовая конфигурация компонентов, характер их связи между собой. Гибкость основных структурных блоков, звеньев и связей определяет возможность осуществления конкретных форм адаптации структуры при изменениях требований внешней среды, в том числе путем реорганизации функциональных структур; формирования новых блоков, подразделений и каналов связи (и ликвидации части действующих); изменения статуса и режима функционирования компонентов и каналов связи в структуре системы. Это относится и к институциональному оформлению сети профессиональных образовательных организаций, и к ее инфраструктуре. Например, для того чтобы фиксировать изменения в запросах заказчиков кадров, необходимо наличие специальной структуры, которая «улавливает» слабые сигналы рынка.

Гибкость процесса функционирования любой системы создается:

• оптимальным уровнем управляемости, так как слабая управляемость затрудняет осуществление целесообразных изменений;

• качеством информационных потоков, гарантирующим полноту и оперативность обмена информацией внутри системы и с ее внешним окружением (мобильная обратная связь);

• оперативностью своевременных изменений и корректировок;

• формированием многовариантных структур реализации процессов в системе (для выбора оптимального варианта в конкретных условиях).

Критерий 6. В региональной системе СПО и профессиональных образовательных организациях ставятся и достигаются цели развития адаптационного потенциала выпускников региональной системы СПО.

Адаптационный потенциал выпускников профессиональных образовательных органи-

заций формируется посредством определения и реализации целевых установок содержания программ СПО, технологий обучения и воспитания на развитие личностных ресурсов самоуправления деятельностью и поведением. В современном мире востребованные навыки и компетенции обновляются достаточно быстро, поэтому в условиях обучения невозможно их освоить «раз и навсегда», однако можно развить способности студентов к действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости, в том числе потенциал трудоустройства и способность к трудоустройству (employment potential, employability). В целях овладения навыками адаптации на региональном рынке труда используются специальные организационно-педагогические средства, в том числе тренинги и спецкурсы по эффективному поведению на рынке труда, развитию общих компетенций, формированию навыков самозанятости, открытию собственного дела и т.д.

Подготовку студентов к условиям многовариантности построения профессиональной карьеры, как главного принципа преадапта-ции в ситуациях неопределенности, можно осуществлять, используя практику овладения смежными (страхующими) квалификациями, дополнительными (резервными) компетенциями, расширением профессионального профиля. Информационная компетенция, способность к разрешению проблем, навыки взаимодействия в профессиональных командах успешно осваиваются при выполнении социальных проектов, участии студентов в программах местного сообщества, в структурах студенческого самоуправления учебного заведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий 7. Обеспечено участие работодателей в управлении системой СПО и организации ее деятельности (на региональном, отраслевом и локальном уровнях).

Работодателям региона как непосредственным «заказчикам» кадров с прикладными квалификациями целесообразно участвовать в формировании стратегических приоритетов

и выработке региональной образовательной политики в сфере профессионального образования - как на уровне субъекта РФ, так и на локальном уровне (отдельной образовательной организации). При этом их полномочия в стратегическом планировании, выработке приоритетов кадровой и финансовой политики профессиональных образовательных организаций (в рамках попечительских и наблюдательных советов, иных общественно-государственных органов управления учебного заведения) должны обеспечивать ориентацию условий и результатов деятельности колледжей/техникумов на потребности экономики и социальной сферы региона.

Участие представителей предприятий и организаций региона непосредственно в образовательном процессе может быть эпизодическим: в основном в рамках профессионального цикла учебного плана. Что касается оценки достигнутых образовательных результатов, то присутствие работодателей в этих процедурах чрезвычайно важно. Только на основе их экспертного мнения может быть осуществлена независимая оценка освоенных компетенций и квалификаций выпускников региональной системы профессионального образования - эти процедуры не должны осуществляться провайдерами программ СПО.

Синхронизацию условий и результатов деятельности региональных систем СПО и отдельных учебных заведений с изменениями, происходящими в экономике и социальной сфере региона, обеспечивают также практики общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ СПО. Сюда относятся рейтинги и рэнкинги, реализуемые работодателями по различным основаниям, участие представителей предприятий и компаний в процедурах государственной аккредитации образовательных организаций.

Еще одним важным показателем выполнения системой СПО экономической функции можно считать высокий уровень практико-ориентированности организационных форматов образовательной деятельности, который

формируется посредством масштабирования дуальной формы обучения, функционирования структурных подразделений образовательных организаций непосредственно на предприятиях, усиления практической составляющей учебного плана.

Обобщая изложенное, можно констатировать, что влияние результатов деятельности системы профессионального образования на региональное социально-экономическое развитие некорректно рассматривать в формате причинно-следственных связей и взаимнооднозначного соответствия. Это, скорее, эффекты (экстерналии) образования, которые проявляются отсроченным образом во внешней по отношению к системе профессиональ-

ного образования среде и которые не всегда можно отсортировать в «чистом» виде.

Данный факт означает, что выводы по результатам оценки вклада образования в социально-экономическое развитие регионов не могут применяться напрямую как директива для выработки тактических управленческих решений. В то же время, с точки зрения стратегического планирования и выработки долгосрочных приоритетов региональной социально-экономической политики, продуктивен мониторинговый анализ показателей, которые связаны с системой профессионального образования и выступают предикторами социально-экономического развития субъекта РФ. ■

Литература

1. Агранович М.Л. Образование и социально-экономическое развитие территорий: доклад на Международной конференции «Региональная дифференциация образовательных систем». Москва, 18—19 декабря 2014 г.

2. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015.

3. Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития / С.А. Беляков, Т.Л. Клячко, Е.А. Полушкина. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018.

4. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Роль системы образования в социально-экономическом развитии территорий // Проблемы развития территории. Вып. 2 (70). 2014. С. 67—77.

5. Кузнецова М.Н. Обеспечение устойчивого сбалансированного развития региона на основе повышения качества человеческого капитала: дисс. ... канд. экон. наук по специальности 08.00.05. — СПб., 2014.

6. Методика расчета социально-экономической эффективности реализации Федеральной целевой программы развития образования. Утв. решением научно-координационного совета Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг. (протокол от 30 августа 2011 г. № ПНКСФЦ-ПО-8).

7. Нуреев Р.М. Развитие человеческого капитала как реальная альтернатива сырьевой специализации страны // Экономический вестник Ростовского госуниверситета. 2007. № 3. С. 111—129.

8. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О.В. Лешуков, Д.Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д.П. Платонова // Современная аналитика образования. № 3 (11). - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2017.

9. СПО: короткий путь на рынок труда, или ступенька к высшему образованию / Под ред. Т.Л. Клячко. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019.

10. Тамбовцев В.Л. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 5—24.

11. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. — Вологда: Изд-во ИСЭРТ РАН, 2009.

12. Шобдоева Н.В. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала // Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62). С. 5—7.

13. Штерцер Т.А. Роль человеческого капитала в экономическом развитии регионов РФ // Вестник НГУ: Сер. Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. Вып. 2. С. 37—43.

14. Le Grand J., Propper C. and Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. — London: Macmillan, 1992.

15. Ruiga I.R., Stupina A.A., Kovzunova E.S., Chayka A.A., Shkradyuk I.A. Practical implementation of Data Envelopment Analysis technology to assess the innovative sustainability of resourcetype regions // Journal of Physics: Conference Series 1399 (2019) 033118.

References

1. Agranovich M.L. Education and Socio-Economic Development of Territories: report at the International conference «Regional Divide in Educational Systems». Moscow, December 18—19, 2014.

2. Belyakov S.A., Klyachko T.L. Assessment Methodology for the Contribution of Education into Socio-Economic Development of the Russian Federation and Its Subjects. — Moscow: Delo Publishers, RANEPA, 2015.

3. Belyakov S.A., Klyachko T.L., Polushkina E.A. Secondary Vocational Education: State and Projection of Development / S.A. Belyakov, T.L. Klyachko, E.A. Polushkina. - Moscow: Delo Publishers, RANEPA, 2018.

4. Golovchin M.A., Solovieva T.S. The Role of the System of Education in Socio-Economic Development of the Territories // Problemy Razvitia Territoriy. Issue 2 (70). 2014. Pp. 67-77.

5. Kuznetsova M.N. Ensuring Sustainable Balanced Development of a Region on the Basis of Raising Human Capital Quality: Thesis for candidate of sciences (economics) on specialty 08.00.05. — St. Petersburg, 2014.

6. Methods for Calculation of Socio-Economic Effectiveness of the Implementation of the Federal Targeted Program of Education Development. Approved by Coordinating Research Council of the Federal Targeted Program of Education Development for 2011—2015. (Protocol dated August 30, 2011 No. ПНКС0ЦПО-8).

7. Nureev R.M. Development of the Human Capital as a Real Alternative to Resource Specialization of the Country // Economic Bulletin of the Rostov University. 2007. No. 3. Pp. 111—129.

8. Estimate of Regional Systems' Contribution to Socio-Economic Development of Russian Regions / O.V. Leshukov, D.G. Evseeva, A.D. Gromov, D.P. Platonova // Sovremennaya Analitika Obrazovaniya. No. 3 (11). — Moscow: NRU HSE Publishers, 2017.

9. SPO: Short Road to the Labor Market, or a Step to the Higher Education / Ed. by T.L. Klyachko. — Moscow: Delo Publishers, RANEPA, 2019.

10. Tambovtsev V.L. Final Results of Education Sector and Problems of Its Assessment // Voprosy Obrazolaniya. 2006. No. 1. Pp. 5—24.

11. Uskova T.V. Administration of Sustainable Regional Development. — Vologda: ISERT RAS Publishers, 2009.

12. Shobdoeva N.V. Investments in Raising of the Human Capital Quality // Izvestia of IGEA. 2008. No. 6 (62). Pp. 5—7.

13. Shtertser T.A. The Role of the Human Capital in the Economic Development of Russian Regions // NGU Bulletin: Series. Socio-economic sciences. 2006. Vol. 6. Issue 2. Pp. 37—43.

14. Le Grand J., Propper C. and Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. — London: Macmillan, 1992.

15. Ruiga I.R., Stupina A.A., Kovzunova E.S., Chayka A.A., Shkradyuk I.A. Practical implementation of Data Envelopment Analysis technology to assess the innovative sustainability of resourcetype regions // Journal of Physics: Conference Series 1399 (2019) 033118.

Orientation Criteria for Regional Vocational Education Systems on the Needs of the Economy and Social Sphere

Nataliya Yu. Postalyuk — Chief Researcher of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor (Samara, Russia). E-mail: postalyuk-ny@ranepa.ru

Viktoriya A. Prudnikova — Director of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor (Samara, Russia). E-mail: prudnikova-va@ranepa.ru

The article presents a system of criteria establishing the level of orientation of regional systems of VET to the demands of the development of the economy and social sphere of the constituent entities of the Russian Federation.

Various approaches to determining the contribution of vocational education to regional socio-economic development are considered. The factors that act as correlates of the orientation of regional VET-systems to the requirements of the economy are identified.

Key words: compliance criteria, vocational education and training (VET) system, region, socio-economic development, factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.