Научная статья на тему 'Критерии, определяющие эффективность выбора вариантов движения на дистанциях лыжного ориентирования'

Критерии, определяющие эффективность выбора вариантов движения на дистанциях лыжного ориентирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Близневская B. C.

В статье анализируются альтернативные варианты движения между контрольными пунктами дистанций лыжного ориентирования всероссийских и международных соревнований. Выявлены и ранжированы по значимости критерии, влияющие на решение спортсменов удлинить свой маршрут относительно кратчайшего разумного пути. Даются конкретные рекомендации по повышению эффективности выбора оптимальных вариантов движения на дистанциях лыжного ориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Близневская B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии, определяющие эффективность выбора вариантов движения на дистанциях лыжного ориентирования»

КРИТЕРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫБОРА ВАРИАНТОВ ДВИЖЕНИЯ НА ДИСТАНЦИЯХ ЛЫЖНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

B.C. Близневская

Красноярский государственный технический университет

Основные задачи специальной подготовки лыжников-ориентировщиков ставит соревновательная деятельность, заключающаяся в лыжной гонке с ориентированием. [1, 2] Лыжная гонка по трассам разной градации сочетается с одновременной сложной мыслительной деятельностью, связанной с самостоятельным выбором пути движения в лыжной сети и безошибочной его реализацией. Выбранные спортсменом для движения варианта пути могут оказаться проигрышными и не позволят гонщику, имеющему высокий уровень специальной лыжной подготовки, составить достойную конкуренцию лидерам. Поэтому задача планирования варианта движения является наиболее важным тактическим решением лыжника-ориентировщика в соревновательной обстановке. [3].

В районе местности, используемой для соревнований, обязательно должны быть подготовлены лыжные трассы трех типов - скоростные (ширина не менее 2 м), быстрые (ширина 1,0-1,5 м) и медленные (ширина 0,8-1,0 м). Сеть трасс в лыжном ориентировании готовится в соответствии с возможностями местности и замыслами организаторов по планированию дистанций. Для скоростных, быстрых и медленных лыжных трасс нет жестко установленных норм процентного соотношения, однако медленных не должно быть более 10 % от всей сети. Профессионально спланированная дистанция практически на каждом этапе между контрольными пунктами (КП) предусматривает альтернативные варианты пути движения. На соревновательных дистанциях ориентирования всегда варьируются длина этапов и их техническая сложность. Все дисциплины лыжного ориентирования классифицируются в зависимости от «ожидаемого времени победителя». Спринтерские дистанции должны быть рассчитаны на ожидаемое время победителя до 30 мин, классические дистанции - на 35-60 мин, а дистанции с расчетным временем победителя - от 65 до 140 мин - относятся к классу длинных. Что касается количества контрольных пунктов на дистанциях разного класса, то для спринтерских дистанций отношение числа КП к длине дистанции в километрах должно находиться в пределах 1-2, для

короче дисциплина программы соревнований, тем большие требования предъявляются к сосредоточенности внимания спортсменов на протяжении всей дистанции, детальному чтению карты и частому принятию решений. С увеличением протяженности дистанции возрастает роль рационального выбора вариантов движения.

Заявленные организаторами параметры дистанции определяются по карте путем измерения, без учета рельефа местности, и представляются по двум критериям:

- по длине прямой линии со старта через контрольные пункты до финиша, огибая физически непреодолимые препятствия (забор, глубокие канавы), закрытые для движения зоны и включая маркированные участки;

- по кратчайшему разумному пути в пределах лыжной сети от старта через контрольные пункты до финиша.

Реализуемый вариант движения практически никогда не является прямой линией, соединяющей контрольные пункты. Этому препятствуют сеть лыжных трасс и планировка дистанции, которые исключают прямые варианты. Помимо этой объективной для спортсменов причины они намеренно удлиняют свой маршрут относительно кратчайшего разумного пути. Зависит он от нескольких факторов, определяющих оптимальные варианты движения, что во многом влияет на конечный результат лыжника-ориентировщика.

Методика исследования

Для получения объективных данных об увеличении протяженности путей движения различных соревновательных дистанций относительно заявленных организаторами параметров и выигрышных вариантах движения на каждый контрольный пункт нами были проанализированы разные варианты, которыми воспользовались участники соревнований. Благодаря новой электронной системе контроля посещения контрольных пунктов, автоматически фиксируется время прохождения спортсмена через каждый КП. После финиша всех

В статье анализируются альтернативные варианты движения между контрольными пунктами дистанций лыжного ориентирования всероссийских и международных соревнований. Выявлены и ранжированы по значимости критерии, влияющие на решение спортсменов удлинить свой маршрут относительно кратчайшего разумного пути. Даются конкретные рекомендации по повышению эффективности выбора оптимальных вариантов движения на дистанциях лыжного ориентирования.

остальных дисциплин - 1/3-1. Как правило, чем

участников организаторы публикуют сплит-таймы (графики времени) прохождения дистанции всеми участниками по каждому этапу. Это дает дополнительные возможности для качественного анализа вариантов движения. Сегодня электронная система отметки обязательна для обслуживания международных и всероссийских соревнований по лыжному ориентированию. Для сравнительного анализа с результатами на картах соревнований наносились и промерялись с помощью курвиметра (прибора для измерения длины кривых линий на топографических картах) пути движения спортсменов с целью определения выигрышных вариантов и процентного соотношения использования лыжных трасс разной градации. При этом внимательно изучались рельеф, насыщенность местности лыжными трассами и техническая сложность дистанции. Таким образом, были проанализированы данные пятнадцати соревновательных дистанций международного уровня (10 женских и 5 мужских трасс), в числе которых представлены разные дисциплины программы. Анализ проводился совместно с российскими спортсменами (п = 18), участвовавшими в указанных соревнованиях, и тренерской бригадой сборной комавды России с целью выявления главных причин, вынуждающих спортсменов удлинять свой маршрут на дистанции.

Для определения критериев выбора вариантов движения спортсменами более низкого класса подобный анализ был проведен нами на чемпионатах России в 2002-2004 гг., где аналогично исследовались 8 дистанций и опрашивались за весь период 135 спортсменов различного уровня: от I разряда до мастеров спорта международного класса.

Результаты и их обсуждение

Данные таблицы 1 указывают на то, что при прохождении всей дистанции лыжники-ориентировщики значительно удлиняют свой маршрут, в среднем на 34,62 ± 8,94 %. От чего же в большей степени зависит удлинение пути? Проанализировав дистанции и места проведения соревнований, можно заключить, что основное влияние на удлинение протяженности пути оказывает естественный рельеф местности. В этом же убеждены все опрошенные спортсмены. Например, на чемпионате мира 2002 года в Болгарии для проведения соревнований организаторами была выбрана сильнопересеченная местность с крупными формами рельефа. В районе соревнований перепад высот на одном склоне достигал 150 м, а набор высоты по прямой линии, соединяющей контрольные пункты мужской классической дистанции, составил 825 м, женской -660 м. В результате при прохождении классических дистанций удлинение пути у мужчин - 39,5 %, а у женщин еще больше - 51,1 %. Удлинение маршрутов между контрольными пунктами на такой местности связано как с объективными, так и субъективными причинами. К объективным можно отне-

сти ограниченные технические возможности подготовки лыжной сети на длинных и крутых лесных склонах. Особенно трудоемка подготовка лыжных трасс для пересечения глубоких оврагов и широких ручьев* так как связана с технически сложной работой по расчистке оврагов и наведением мостов. Это ведет, как следствие, к снижению насыщенности района соревнований лыжными трассами, и, соответственно, к удлинению возможных путей между контрольными пунктами дистанции. Субъективный фактор - естественное желание спортсмена уменьшить набор высоты при реализации варианта движения за счет некоторого разумного его удлинения, так как набор высоты (движение в подъем) неизбежно ведет к снижению скорости.

Анализ путей движения спортсменов на дистанциях со сложным рельефом показал: чем пере-сеченнее используется местность (с крупными формами рельефа) для проведения соревнований, тем больше цена ошибки спортсмена, отклонившегося при движении от оптимального варианта пути движения (сознательно или непроизвольно).

Градация трасс лыжной сети (скоростные, быстрые, медленные) тоже влияет на удлинение выбираемых путей движения. Мастерство опытного лыжника-ориентировщика проявляется в верном расчете наиболее рационального сочетания протяженности лыжных трасс разной градации со скоростью движения по ним. Здесь значительную роль играют погодные условия и качество подготовки лыжных трасс на конкретных соревнованиях. Почти все российские участники (17 спортсменов из 18 опрошенных) соревновательных дистанций, приведенных в таблице 1, ставят этот критерий на второе место. Наличие слишком мягких или вообще сыпучих быстрых лыжных трасс в районе соревнований склоняет спортсменов к большему использованию скоростных (коньковых) лыжных трасс, так как движение по ним дает значительное преимущество в скорости по сравнению с некачественными быстрыми.

И все же достаточно часто отдельные этапы дистанции соревнований лыжники-ориентиров-щики проходят по кратчайшему возможному пути, самому короткому между контрольными пунктами в пределах лыжной сета, невзирая на рельеф, градацию и качество трасс. Когда дистанции спланированы с малым набором высоты, а качество подготовки лыжней разной градации одинаково, спортсмены проходят часть этапов дистанции именно такими путями. Из 15 исследованных дистанций, представленных в табл. 1, больше всего кратчайшими возможными вариантами воспользовались призеры женской спринтерской дистанции на чемпионате мира 2002 года в Болгарии, где из 9 этапов так было пройдено 8. Тем не менее, удлинение пути от прямой, соединяющей КП, составило 28,8 %. Меньше всего (5 этапов из 29) было пройдено кратчайшими возможными вариантами мужчинами на

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

классической дистанции того же чемпионата мира, Для спортсменов более низкого класса принятие

где удлинение оказалось 39,5 %. решения о варианте движения основывается на трех

Таблица 1

Длина дистанции крупнейших международных соревнований и удлинение пути движения их лидеров от заявленных параметров

Название соревнований, страна проведения, срок проведения, класс дистанции Заявленные параметры дистанции (по прямой), м Длина дистанции по пути движения лидера, м Удлинение пути лидера от заявленных параметров, %

1. Кубок мира (Болгария), 22.01.01, женская классическая дистанция. 12700 17475 37,6

2. Кубок мира (Болгария), 24.01.01, женская спринтерская дистанция. 4300 5850 36,0

3. Кубок мира (Болгария), 26.01.01, женская средняя дистанция. 8200 11650 42,1

4. Кубок мира (Финляндия), 08.03.01, женская классическая дистанция. 10500 14375 36,9

5. Кубок мира (Финляндия), 10.03.01, женская спринтерская дистанция. 4500 5400 20,0

6. Кубок мира (Вологда), 14.03.01, мужская эстафетная дистанция. 6000 8600 43,3

7. Кубок мира (Вологда), 14.03.01, женская эстафетная дистанция. 4700 7050 50,0

8. Кубок мира (Вологда), 16.03.01, женская спринтерская дистанция. 4600 5730 24,6

9. Кубок мира (Вологда), 16.03.01, мужская спринтерская дистанция. 5650 7220 27,8

Ю.Чемпионат мира (Болгария), 25.02.02, мужская спринтерская дистанция. 4200 5400 28,6

11. Чемпионат мира (Болгария), 25.02.02, женская спринтерская дистанция. 3300 4250 28,8

12. Чемпионат мира (Болгария), 26.02.02, мужская средняя дистанция. 10500 13050 24,3

13. Чемпионат мира (Болгария), 26.02.02, женская средняя дистанция. 8200 10550 28,7

14. Чемпионат мира (Болгария), 02.03.02, мужская классическая дистанция. 19850 27700 39,5

15. Чемпионат мира (Болгария), 02.03.02, женская классическая дистанция. 13700 20700 51,1

Среднее удлинение (%) на исследованных дистанциях (М +_т) 34,62 ±8,94

критериях. Рельеф местности и градация лыжных трасс естественно являются определяющими при выборе вариантов движения для спортсменов любой квалификации. Но часть лыжников-ориентировщиков (47 % опрошенных) дополнительным фактором удлинения маршрута считают обхождение сложных «сплетений» лыжней, движение через которые повышает вероятность ошибки при прохождении дистанции и неоправданно снижает скорость из-за необходимости детального чтения карты. Они считают этот фактор значимым и ставят его на третье место. На насыщенных лыжными трассами местностях они выбирают более простые и надежные с меньшим количеством пересечений и развилков, стараясь использовать

хорошо узнаваемые на местности лыжни. Сильнейшие спортсмены чаще используют наиболее короткие варианты, невзирая на техническую сложность дистанции, проходя по густой сети лыжней с многочисленными пересечениями и изменениями направления движения, требующими постоянного контроля со стороны спортсмена.

В незначительной степени могут играть роль и другие причины - личный инвентарь спортсмена, его позиция в стартовом протоколе и др. Опыт лыжников-ориентировщиков подсказывает им в случае ветреной погоды меньше использовать лыжные трассы, проходящие по открытым участкам местности, которые, как правило, быстро переметаются и скольжение по ним значительно

ухудшается. Особенно это касается первых стартовых номеров. В крайне холодную погоду, когда соревнования все же не отменены, ширина лыжной трассы выбираемого варианта не играет большой роли, так как спортсмены из-за плохого скольжения просто бегут по дистанции с минимальным прокатом.

Еще одна возможность, к которой прибегают спортсмены для сокращения длины пути между КП-«подрезки» (самостоятельно проложенные спортсменами лыжни вне подготовленной и нанесенной на карту лыжной сети). Правилами соревнований это не запрещено. «Подрезками» могут быть как небольшие участки, спрямляющие углы пересекающихся лыжных трасс, так и лыжни, сделанные вновь, для явного укорочения варианта движения по лыжной сети. Лыжники-ориентировщики используют любую возможность (небольшой снежный покров, наст, уклон вниз в легко проходимом лесу или на открытых участках), чтобы сократить маршрут между контрольными пунктами, проходя участки местности вне сети лыжных трасс. Почти на всех дистанциях, которые анализировались в данном исследовании, спортсменами были проложены подрезки. Но большинство лидеров этих соревновательных дистанций воспользовались лыжными следами, сделанными впереди стартовавшими спортсменами. Решение проложить подрезку спортсмены принимают при выборе варианта или спонтанно, в процессе его реализации.

Так как планирование пути осуществляется опосредованно, через карту местности, выбранный маршрут по ходу его реализации может уточняться, то есть корректироваться. Чаще всего причины коррекции варианта движения - появившиеся по ходу движения «подрезки», качество лыжных трасс, малый снежный покров, наст, некорректность карты.

Заключениие

Среди равных по физической подготовленности спортсменов успеха на соревнованиях добиваются те, кто более профессионально и быстро

может выбрать среди нескольких вариантов движения в лыжной сети наиболее выигрышный и безошибочно реализовать его. Как показывает анализ, неоправданная экономия времени при выборе варианта движения может привести к проигрышу в несколько десятков секунд. Например, для прохождения 100 м по быстрой лыжне даже очень хорошо подготовленному лыжнику-ориентировщику понадобится 15-17 с. Отыграть эта секунды за счет повышения скорости движения очень сложно, особенно в условиях соперничества с равными по подготовленности соперниками. Поэтому даже при преимуществе физической подготовки лыжника-ориентировщика перед технической составляющей мастерства следует осторожно относиться к выбору более длинных и простых технически вариантов движения при прочих равных условиях.

Чтобы выбрать наиболее рациональный вариант движения, необходимо: иметь хорошо развитый сравнительный глазомер для определения кратчайших маршрутов; понимать изображение рельефа на карте и оценивать его, чтобы уменьшить набор высота по ходу движения; правильно учитывать градацию лыжных трасс; оценивать техническую сложность лыжной сети по альтернативным вариантам движения; увеличивать поперечный диапазон обзора, просматривая и сравнивая несколько альтернативных вариантов; учитывать вероятность прокладывания «подрезок» по вариантам движения.

Литература

1. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. -М.: ФОН, 1995.-395 с.

2. Лубышева Л.И.Лекции по социологии физической культуры и спорта. Выпуск первый. Фи-лософско-социологические подходы к проблеме социального и биологичексого в физической культуре человека. - М.: РГАФК, 1996- 18 с.

3. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологичек-сие и психофизиологичексие основы // Теория и практика физической культуры. — 2003. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.