Научная статья на тему 'Критерии определения основного вида деятельности для освобождения транспортных средств от обложения транспортным налогом'

Критерии определения основного вида деятельности для освобождения транспортных средств от обложения транспортным налогом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / VEHICLES / TAXATION / BUSINESS OPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н.А.

В статье рассматриваются вопросы, вопросы исчисления и уплаты транспортного налога и подтверждения реальности совершения хозяйственной операции. Вопросы о сроке наступления момента прекращения обязанности по уплате транспортного налога и о документальном подтверждении реальности хозяйственной операции возникают в деятельности предприятия достаточно часто. В статье даны ответы на эти вопросы с точки зрения научного анализа, требований законодательства и арбитражной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR DETERMINING THE MAIN ACTIVITY FOR EXEMPTION FROM TAXATION OF VEHICLES VEHICLE TAX

This article discusses the calculation and transport tax payment andvalidation of a business transaction. Often times, enterprise activity raises questions regarding the termination of term occurrence obligation and the requirement to pay transport tax and document confirmation of the particular economic activity. The article provides answers to these questions from the perspective of analysis, legal requirements and arbitration practice.

Текст научной работы на тему «Критерии определения основного вида деятельности для освобождения транспортных средств от обложения транспортным налогом»

облагать налогом на имущество (исключения могут составить только те системы, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение

которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса).

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ

Иванова Н.А., к.э.н., кафедра «Экономика автомобильного транспорта», Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

В статье рассматриваются вопросы, вопросы исчисления и уплаты транспортного налога и подтверждения реальности совершения хозяйственной операции.

Вопросы о сроке наступления момента прекращения обязанности по уплате транспортного налога и о документальном подтверждении реальности хозяйственной операции возникают в деятельности предприятия достаточно часто.

В статье даны ответы на эти вопросы с точки зрения научного анализа, требований законодательства и арбитражной практики.

Ключевые слова: транспортные средства, налогообложение, хозяйственная операция.

CRITERIA FOR DETERMINING THE MAIN ACTIVITY FOR EXEMPTION FROM

TAXATION OF VEHICLES VEHICLE TAX

Ivanova N., Ph.D., Road Transport Economy chair, Moscow State Automobile and Road Technical University This article discusses the calculation and transport tax payment andvalidation of a business transaction.

Often times, enterprise activity raises questions regarding the termination of term occurrence obligation and the requirement to pay transport tax and document confirmation of the particular economic activity.

The article provides answers to these questions from the perspective of analysis, legal requirements and arbitration practice.

Keywords: vehicles, taxation, business operation.

Осуществление организацией пассажирских и (или) грузовых перевозок на систематической основе, а также наличие документов (в том числе учредительных), подтверждающих осуществление перевозок в качестве основного вида экономической деятельности, позволяет применить освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, участвующих в перевозке (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 №11418/12 по делу №А29-8355/2011).

Ситуация:

Общество (порт) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления транспортного налога в отношении транспортных средств (несамоходных судов), а также пени и штрафа.

Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суды трех инстанций согласились с доводами налоговой инспекции об отсутствии оснований для применения налогоплательщиком в отношении судов освобождения от налогообложения, предусмотренного подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ*, поскольку в спорном периоде пассажирские и (или) грузовые перевозки не являлись для порта основным видом экономической деятельности.

При этом суды исходили из определения основного вида экономической деятельности, установленного:

■ Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска** (далее - Правила);

■ Методическими указаниями по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации*** (далее - Методические указания).

Согласно указанным правовым актам основным видом экономической деятельности признается тот вид экономической деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Отменяя решения нижестоящих судов и удовлетворяя требования налогоплательщика, Президиум ВАС РФ указал, что ссылка судов на нормы отраслевого законодательства является ошибочной, поскольку:

Методические указания подлежат применению исключительно в статистических целях и не порождают для хозяйствующих субъектов каких-либо прав и обязанностей;

Правила утверждены для иной цели - установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При рассмотрении дела Президиум ВАС РФ принял во внимание, среди прочего, следующие обстоятельства.

■ К основным видам экономической деятельности порта согласно уставу относится, в том числе, перевозка грузов и пассажиров собственным и арендованным флотом.

■ Порт имеет соответствующие лицензии на указанные виды деятельности.

■ Порт представил перевозочные документы, подтверждающие транспортировку грузов в период навигации.

■ Из выписки ЕГРЮЛ следует, что портом в качестве основного вида деятельности заявлена деятельность внутреннего водного транспорта по коду 61.20 ОКВЭД ОК 029-2007, к которому относятся пассажирские и грузовые перевозки по рекам, каналам, озерам и прочим внутренним водным путям.

■ В акте выездной налоговой проверки отражено, что порт в проверяемых периодах (помимо прочих видов деятельности) осуществлял деятельность на внутреннем водном транспорте в качестве основного вида деятельности.

■ Перечисленные документы предусмотрены п.17.2 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ**** в качестве доказательств, представляемых налогоплательщиками налоговым органам в подтверждение осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок в качестве основного вида деятельности организации.

Таким образом, учитывая изложенное, а также учитывая, что в спорный период порт осуществлял перевозку грузов на систематической основе, Президиум ВАС РФ признал правомерным применение пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ для освобождения от налогообложения транспортных средств.

Также Президиум ВАС РФ указал, что судебные акты по делам со схожими обстоятельствами могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Примечания:

* Согласно подп.4 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятель-

ности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

** Утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 №713.

*** Утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 01.10.2007 №15.

**** Утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 №БГ-3-21/177.

Пунктом 17.2 Методических рекомендаций установлено, что подтверждением осуществления организацией пассажирских и

(или) грузовых перевозок в качестве основного вида экономической деятельности являются соответствующие положения учредительных документов, действующие лицензии, а также:

- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Тебекин А.В., д.э.н., д.т.н., профессор, ГБОУ «Московский городской центр инноваций и научно-технического творчества» Серяков Г.Н., к.э.н., Центр комплексных инновационных технологий «Метапроцессор»

Проанализированы известные трактовок понятия «технологическийуклад». Исследованы факторы, определяющие технологические уклады как основу социально-экономического развития общества. Уточнено понятие технологического уклада как объекта исследования, позволяющее по-новому взглянуть на вопросы поиска инструментария исследования направлений и средств развития нового технологического уклада.

Ключевые слова: технологический уклад, социально-экономического развития, инновационные аспекты исследования.

TECHNOLOGICAL STRUCTURE AS THE BASIS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY: INNOVATIVE ASPECTS OF THE RESEARCH

Tebekin A., Doctor of Economics, Doctor of Technique, Moscow city center of innovation and scientific and technical creativity Seryakov G., Ph.D., Center complex innovative technologies «Metaprotsessor»

Analysis of existing interpretations of the notion of «technological structure». The factors, determining the technological rules as the basis of socio-economic development of the society. The notion of technological structure as an object of study, allowing a new look at the issues of search tools of the research directions and means for the development of the new technological order.

Keywords: technological structure, socio-economic development, innovative aspects of the research.

Насовременном этапе развития мировой экономики национальная экономика, как и подавляющее большинство национальных экономик, испытывать необходимость в разрешении серьезных проблем стратегического характера.

Во многом проблемы роста уровня ВВП страны объективно связаны с понижательной волной экономической активности текущего пятого технологического уклада. При этом глобальный мировой кризис, обусловленный сменой технологических укладов, ожидаемый в 2020 годы1, является проблемой для экономик многих стран.

Необходимость решения стратегических проблем национальной экономики, направленных на обеспечение быстрого роста ее конкурентного потенциала за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях обусловлена мировыми тенденциями развития экономики, включая:

- усиление глобальной конкуренции, в том числе в развитии систем национального и наднационального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

- приближение новой волны технологических изменений, усиливающих роль и значение инноваций в социально-экономическом развитии, поступательно вытесняющих многие традиционные факторы роста национальной экономики;

- усиление роли человеческого капитала как ключевого фактора национального экономического развития;

- исчерпание возможностей эффективного развития отечественной экономики за счет относительной дешевизны производственных факторов;

- и т.д.

При том, что «болезнь» преодоления кризиса перехода от пятого к шестому технологическому укладу общая для всех стран, «лекарства» преодоления кризиса для каждой экономики имеет свои национальные особенности.

Наряду с реализацией и расширением относительных конкурентных преимуществ, которыми обладает национальная экономика в традиционных сферах хозяйствования, необходимо создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечи-

вающие дальнейший системный переход национальной экономики на инновационный путь развития. Это предполагает качественный скачок в повышении конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, соответствующую шестому технологическому укладу. В первую очередь речь идет о нанотехнологиях (наноэлектроника, наномате-риалах и наноструктурированных покрытиях, наносистемотехнике, молекулярной и нанофотонике), информационных и биотехнологиях (включая нанобиотехнологии и клеточные технологии), внедрение которых будет сопровождаться резким снижением энергоёмкости и материалоёмкости производства2.

В целом формирование нового технологического укладамиро-вой экономики связано с улучшением качества человеческого потенциала, социальной среды за счет структурной диверсификации экономики. Однако проблемы выбора направлений и средств развития нового технологического уклада в национальной экономике, обеспечивающих ее опережающее развитие, требуют формирования самостоятельной методологии исследований.

Для формирования самостоятельной методологии исследований технологических укладов обратимся к известным трактовкам этого понятия.

Результаты обобщения трактовок понятия «технологический уклад» различными авторами приведен в табл.1.

Анализируя указанные определения понятия «технологический уклад», следует отметить, что в определениях Д. Рикардо, К. Маркса, В.И. Ленина и Й. Шумпетера технологический уклад анализируется как социально-экономический феномен, в терминах институтов или производственных отношений. В то же время роль производительных сил, роль технологии в этих определениях должным образом не отражена. Возможно, это связано с тем, что в те времена целостного систематического подхода к анализу материальной основы укладов выработано не было.

Если анализировать определения Н.Д. Конратьева и К. Перес, то можно отметить, что в них наличие развитых рыночных институтов принимаются как данность. Во многом это связано с тем, что в основу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.