Научная статья на тему 'Критерии комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения'

Критерии комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
333
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусев С.А.

В статье исследуются факторы оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка. Предложена методика комплексной оценки государственного военнослужащего, определены ключевые факторы комплексной оценки по трем группам параметров: психофизиологические, личностные и профессионально-квалификационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения»

УДК 331.1

КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СЛУЖАЩЕГО БАТАЛЬОНА СВЯЗИ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

CRITERIA FOR A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE EMPLOYEE OF A BATTALION COMMUNICATION AND RADIO

ENGINEERING

Гусев С.А.

магистрант ЮРИФ РАНХиГС

Gusev C.A. master the undergraduate South-Russian Institute-branch of Russian presidential Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation

В статье исследуются факторы оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка. Предложена методика комплексной оценки государственного военнослужащего, определены ключевые факторы комплексной оценки по трем группам параметров: психофизиологические, личностные и профессионально-квалификационные.

Ключевые слова: методика оценки персонала, комплексная оценка государственного военнослужащего, критерии оценки военнослужащего.

This article examines the factors of rating an employee of the battalion communication and radio engineering aviation regiment. The proposed method of complex assessment of the state of the soldier, identified key dimensions of a comprehensive evaluation for three groups of parameters: physiological, personal and professional qualification.

Key words: methods of assessment personnel comprehensive assessment of the state of the soldier, the evaluation criteria of a soldier.

Военная служба выступает, как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях [1].

Основными элементами системы оценки военнослужащего являются: предмет, цели, критерии, методы и способы проведения оценки.

Предметом оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка являются его личные качества и способности обеспечивать успешное выполнение оборонных задач государства при возникновении любой реальной военной опасности и внешней агрессии, своевременного принятия решений.

Целью оценки служащего является повышение эффективности и результативности деятельности войсковой части; улучшение использования военных кадров, связанное с определением перспектив дальнейшего профессионального развития военнослужащего для повышения в дальнейшем качества исполнения их военно-должностных обязанностей.

Выбор критериев оценки зависит от конкретных задач оценки военнослужащих (для подбора и отбора военнослужащих, обучения, продвижения по службе, формирования кадрового резерва) и от категории (полномочий и характера деятельности) военнослужащего.

Многогранный характер работы, широкий перечень обязанностей требуют при комплексной оценке военнослужащих батальона связи и радиотехнического обеспечения такой методики, которая бы учитывала качество и эффективность всех направлений профессиональной деятельности военнослужащего, объединенных в единую систему.

Методика комплексной оценки военнослужащих должна быть:

- направленной на формирование системы всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности отдельного государственного военнослужащего;

- базирующейся на принципе своевременной диагностики состояния военнослужащего в целом;

- способствующей достижению высоких показателей результативности батальона связи и радиотехнического обеспечения.

Основными принципами методики комплексной оценки служащих батальона связи и радиотехнического обеспечения являются:

- объективность - система должна быть объективной и сводить до минимума элемент субъективизма при оценке военнослужащего (вне зависимости от чьего-либо частного мнения или суждения);

- прозрачность - результаты оценки должны быть известны служащему в целях улучшения его показателей и определения направления совершенствования;

- достоверность - результаты оценки служащего должны быть достоверными по содержанию его профессиональной деятельности в соответствии с функциональными обязанностями;

- надежность диагностики - свободно от влияния прошлых успехов и неудач, но значимо по отношению к структуре должностных обязанностей;

- прогностичность - оценка должна давать возможность прогнозировать эффективность дальнейшей работы служащего;

- гибкость - система должна быть достаточно гибкой, позволяющей изменять приоритеты за счет изменения количественной оценки различных элементов комплексной оценки.

Для оценки персонала службы связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка нами было использовано определение «конкурентоспособность офицера», под которым понимается социально-ориентированная система способностей, профессиональных знаний, психофизиологических, личностных свойств и качеств офицера, характеризующая его потенциальные возможности в достижении успеха в военно-профессиональной деятельности, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, и способность гармоничного взаимодействия с окружающим миром [2, с.206].

Следует отметить, что профессионально-служебная деятельность государственных служащих может оцениваться по трем укрупненным блокам: психофизиологический, личностный и профессионально -квалификационный потенциалы:

- психофизиологический потенциал - способности и склонности, работоспособность, здоровье, выносливость и выдержка;

- личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности, представления о карьере;

- профессионально-квалификационный потенциал - объем общих и специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность к труду определенного качества [4, с. 43].

Комплексная оценка государственного служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка нами проводилась по

аналогии с методикой оценки конкурентоспособности специалиста в области связи и коммуникаций [3, с. 150].

Оценка состояла из шести последовательных этапов:

1. Формирование перечня показателей комплексной оценки военнослужащего с учетом специфики военно-профессиональной деятельности.

2. Выбор базы сравнения.

3. Перевод значений параметров комплексной оценки в нормированные величины.

4. Определение относительного веса важности групп параметров.

5. Определение обобщенного показателя комплексной оценки по трем группам параметров: психофизиологическим, личностным и профессионально-квалификационным.

6. Определение интегрального показателя комплексной оценки при сопоставлении с «идеальной базой сравнения».

Одним из наиболее сложных и ответственных этапов формирования методики комплексной оценки военнослужащего является выбор показателей оценки с учетом специфики военно-профессиональной деятельности. С этой целью нами была проведена процедура экспертизы с привлечением 10 руководителей подразделений и старших офицеров авиационного полка. Процесс экспертизы включал следующие этапы:

Экспертам предлагалось распределить в порядке приоритетности показатели в пределах выделенных блоков параметров комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка (психофизиологический, личностный и профессионально-квалификационный), используя ранговую шкалу оценок.

Далее проводился анализ результатов экспертной оценки, полученных после процедуры ранжирования: определяются относительные веса важности объектов, у^ 1/п; из всех объектов выделяется п0 наиболее значимых

объектов, после чего для них рассчитываются нормированные относительные веса, ую.

Достоверность экспертной оценки подтверждена расчетами коэффициента конкордации (0,6), отражающего согласованность мнений экспертов, который, в нашем случае, выявил удовлетворительную согласованность экспертов. Оценка надежности результатов экспертизы установлена на основе расчета коэффициента согласия (х2). Результаты обработки данных выявили, что расчетный коэффициент согласия превысил табличное значение для 5%-ного уровня свободы значимости (V = п - 1). Посколько по первому блоку Х2расч = 71,1 > Х2табл = 16,9; по второму блоку Х2расч = 49,5 > х2табл = 16,9; х2расч = 57,6 > х2табл = 16,9, имеем существенную (значимую) согласованность ранговых оценок десяти экспертов.

В результате, наиболее значимыми параметрами по первому блоку факторов комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка (психофизиологические параметры) были выявлены пять параметров:

- состояние здоровья;

- работоспособность;

- характер;

- стрессоустойчивость;

- выносливость.

По второму блоку факторов комплексной оценки служащего (личностные параметры) наиболее значимыми стали:

- порядочность;

- коммуникабельность;

- организованность;

- целеустремленность.

Наиболее значимыми параметрами по третьему блоку факторов комплексной оценки служащих (профессионально-квалификационные параметры) являются следующие:

- уровень образования;

- профессиональные знания, навыки в области связи и радиотехнического обеспечения полетов;

- уровень владения нормативно-правовой базой в сфере связи и радиотехнического обеспечения полетов;

- способность поиска оптимальных путей решения поставленных задач. В результате проведенного исследования были сформированы

показатели комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка по трем блокам: психофизиологический, личностный и профессионально-квалификационный потенциалы.

Для определения относительного веса важности трех групп параметров комплексной оценки служащего экспертам было предложено присвоить каждой из трех групп параметров вес важности таким образом, чтобы в сумме они давали единицу. Вес важности группы «Психофизиологические параметры» составил 0,28; группы «Личностные параметры» - 0,34; группы «Профессионально - квалификационные параметры» - 0,38.

Достоверность согласованности мнений экспертов подтверждается расчетом коэффициента вариации. Чтобы согласованность мнений экспертов считалась хорошей, полученное значение должно быть меньше 25%. В результате расчетов полученные значения коэффициента вариации соответствовали заданному условию, т.е. 14,29% < 25%, =

19,41% < 25% и К<гр = 15,79 < 25%.

Интегральный показатель комплексной оценки при сопоставлении с «идеальной базой сравнения» предлагается определять по формуле:

К=/?^ХК1гр + /?3

гр

X К2 X К

■гр

гр

'гр

(1),

где - - относительный вес важности ьтой группы параметров

комплексной оценки;

К1гр - обобщенный показатель комплексной оценки группы психофизиологических параметров комплексной оценки служащего;

К2гр - обобщенный показатель комплексной оценки группы личностных параметров комплексной оценки служащего;

К3гр - обобщенный показатель комплексной оценки группы профессионально-квалификационных параметров комплексной оценки служащего.

Подставляя в данное выражение определенный нами относительный вес важности каждой группы параметров оценки, получаем следующее выражение:

К = 0,28 X К1гр + 0,34 X К2гр + 0,38 X (2).

При переводе значений параметров в нормированные величины нами использовалась 15-балльная шкала. При этом 15-ю баллами оценивается лучшее значение из совокупности оцениваемых субъектов по данному показателю. Таким образом, все показатели комплексной оценки служащего «идеальной базы сравнения» имели нормированное значение в 15 баллов. Следовательно, для оценки уровня профессионально-служебной деятельности военнослужащего предложена следующая градация:

- от 0 до 7,5 - неудовлетворительный уровень;

- от 7,5 до 9,0 - недостаточный уровень;

- от 9,0 до 10,5 - достаточный уровень;

- от 10,5 до 12,0 - высокий уровень;

- от 12,0 до 15,0 - очень высокий уровень.

Использование показателей комплексной оценки служащего батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка позволит улучшить использование военных кадров; снизит неопределенность дальнейшего

профессионального развития военнослужащего для повышения качества исполнения им военно-должностных обязанностей.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «О статусе военнослужащих» / www.consultant.ru (дата сохранения: 01.12.2015).

2. Степанов Э.А. Управление конкурентоспособностью офицерских кадров // Контрактная система: итоги работы и направления совершенствования. Материалы IV международной научно-практической конференции / Южно-Российский институт-филиал РАНХиГС: Сборник статей. Ростов-н/Д: Профпресс, 2014. - С.205-207.

3. Терехова Е.В. Ключевые критерии оценки уровня конкурентоспособности специалиста сферы связи и коммуникаций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Часть III. -Москва, 2015. - С. 149-152.

4. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // М.И. Шилова, И.Л. Белых - Вестник ТГПУ, 2010. Выпуск 4(94) - С. 39-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.