Научная статья на тему 'Критерии классификации национальных пенсионных систем'

Критерии классификации национальных пенсионных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ / NATIONAL PENSION SYSTEM / PENSION PROVISION / CRITERIA FOR CLASSIFICATION OF PENSION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Юлия Владимировна, Гаврилов Дмитрий Юрьевич

В статье проводится анализ научной литературы на предмет выявления критериев для классификации и дальнейшей систематизации национальных пенсионных систем. Устанавливается, что к критериям классификации национальных пенсионных систем следует относить: роль государства в формировании и функционировании пенсионной системы, принципы финансирования, классификацию социально-направленных государств и др. С применением сравнительно-правового метода делается вывод о том, что существует большое количество сценариев построения национальных пенсионных систем, при этом международная практика показывает, что большинство национальных пенсионных систем являются комбинированными. Для установления идеальной модели пенсионного обеспечения в отдельном государстве требуется на основе анализа конкретных исторических, демографических, экономических, политических особенностей страны нахождение идеального соотношения между тремя элементами пенсионной системы: государственным пенсионным обеспечением, государственным пенсионным страхованием и добровольным пенсионным страхованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FoR THE CLAssiFICATioN oF NATioNAL

The article analyses scientific literature with a view to identifying criteria for classification and further systematization of national pension systems. It is established that the criteria for the classification of national pension systems should include: the role of the State in the formation and operation of the pension system, the principles of financing, the classification of socially directed States, etc. A comparative approach concludes that there are many scenarios for building national pension systems, with international practice showing that most national pension systems are combined. In order to establish an ideal model of pension provision in a separate State, it is necessary, on the basis of an analysis of the specific historical, demographic, economic and political characteristics of the country, to find an ideal relationship between the three elements of the pension system: State pension provision, State pension insurance and voluntary pension insurance

Текст научной работы на тему «Критерии классификации национальных пенсионных систем»

Критерии классификации национальных пенсионных систем

Овчинникова Юлия Владимировна,

старший преподаватель кафедры «Государственное право и управление таможенной деятельностью», Юридический институт, ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

E-mail: y.v.ovchinnikova@mail.ru Гаврилов Дмитрий Юрьевич,

магистрант, Юридический институт, ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

В статье проводится анализ научной литературы на предмет выявления критериев для классификации и дальнейшей систематизации национальных пенсионных систем. Устанавливается, что к критериям классификации национальных пенсионных систем следует относить: роль государства в формировании и функционировании пенсионной системы, принципы финансирования, классификацию социально-направленных государств и др. С применением сравнительно-правового метода делается вывод о том, что существует большое количество сценариев построения национальных пенсионных систем, при этом международная практика показывает, что большинство национальных пенсионных систем являются комбинированными. Для установления идеальной модели пенсионного обеспечения в отдельном государстве требуется на основе анализа конкретных исторических, демографических, экономических, политических особенностей страны нахождение идеального соотношения между тремя элементами пенсионной системы: государственным пенсионным обеспечением, государственным пенсионным страхованием и добровольным пенсионным страхованием.

Ключевые слова: национальная пенсионная система, пенсионное обеспечение, критерии классификации пенсионных систем.

Проблему социальной поддержки лиц пожилого возраста можно назвать вечной. В ходе исторического развития менялись моральные ценности и, соответственно, подходы общества к обеспечению старшего поколения и иных лиц, не имеющих возможности обеспечивать себя самостоятельно. В современном развитом демократическом обществе устойчиво закрепилась идея социального государства, реализация которой не может обойтись без формирования системы пенсионного обеспечения. Каждое государство справляется с этой своей функцией с большим или меньшим успехом, в связи с чем проведение сравнительного анализа национальных пенсионных систем в целях выявления прогрессивных и регрессивных факторов и возможностей реципирования положительных элементов.

Значение реципирования положительного опыта других государств в развитии пенсионной системы отдельного государства, на наш взгляд, сложно переоценить. Полагаем, что иностранный опыт также может расцениваться, как один из важнейших факторов организации и стимулирования развития государственных пенсионных систем.

Пенсионная система каждого отдельного государства имеет свои индивидуальные особенности, которые зависят от большого количества факторов: социальных, исторических, демографических, экономических, политических и др. Вместе с тем существуют научные классификации (типологизации) пенсионных систем мира по отдельным критериям, позволяющим объединить их в схожие группы.

Факторы, определяющие особенности пенсионных систем конкретных государств, можно разделить на три основные группы: социальные, экономические и демографические.

К социальным факторам можно отнести культурные, этнические и исторические особенности того или иного государства; отношение к религии, национальный менталитет, общие направления внутренней и внешней политики страны, уровень заработных плат, положение на рынке труда и др. От социальных факторов зависит степень развития пенсионной системы и ее возможности в плане обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров.

К экономическим факторам относят возможности государственного бюджета, благосотояние общества в целом, роль государства в экономике, уровень развития производства и др.

Среди демографических факторов следует назвать возрастную характеристику населения, соотношение населения трудоспособного и пенсионного возраста, уровень рождаемости и смертности

5 -о

сз ж

■с

и другие. Демографические факторы указывают на необходимый объем пенсионного обеспечения, определяют количественные показатели пенсионной системы.

На существование множества факторов, влияющих на генезис и развитие национальных пенсионных систем, указывает и Мосейко В.В. Исследователь выделяет политическую, экономическую и психологическую группы таких факторов. К политическим Мосейко В.В. относит такие аспекты как степень и формы влияния государства на экономические отношения, лоббизм в политике и др.; к экономическим - уровень благосостояния населения, стратификацию общества по экономическому фактору и т.д.; к психологическим - присущий населению страны менталитет, обычаи и традиции, особенности исторического генезиса государства1.

Пудовкин А.В. предлагает «следующую классификацию факторов:

- внутренние (социальные, экономические и демографические особенности государства);

- внешние (элементы зарубежного опыта в национальных пенсионных системах)»2. Сочетание отдельных факторов в целом определяет особенности каждой конкретной национальной пенсионной системы. Таким образом факторы, характеризующие пенсионные системы с различных сторон можно использовать в качестве критериев систематизации пенсионных систем отдельных государств.

В настоящее время в научной литературе существует множество различных критериев для систематизации и дальнейшей классификации национальных пенсионных систем. К ним относятся: роль государства в формировании и функционировании пенсионной системы, принципы финансирования, классификация социально-направленных государств и др. Разберем более подробно классификации по каждому из этих критериев.

В зависимости от доли участия государства в пенсионном обеспечении граждан выделяют «преимущественно государственные системы (преобладание государственного пенсионного обеспечения), смешанные системы (комбинация государственного и частного пенсионного обеспечения) и преимущественно частные системы (преобладание частного пенсионного обеспечения)»3.

В практике, сложившейся в мире, можно выделить три основных принципа организации финансирования пенсионного обеспечения:

- первый из них - социальная помощь, являвшийся основным и единственным в период СС-

1 Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства / В.В. Мосейко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/37827090-Genezis-pensionnyh-sistem-kak-proyavlenie-socialnoy-funkcii-gosudarstva. html. С. 3.

— 2 Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных

S2 систем и возможности его использования в России: дис. ...

о канд. экон. наук / А.В. Пудовкин. Москва, 2017. С. 12-13. сч

о 3 Новиков А.А. Особенности эволюции зарубежных пенси-

т^ онных систем / А.А. Новиков // Мировая экономика и междуна-

^ родные отношения. 2006. № 5. С. 67.

СР. Финансирование пенсий при такой системе производится централизованно из государственного бюджета, в котором за счет процентных отчислений от заработной платы работающих граждан формируется специальный фонд. Размер пенсии, соответственно, тоже устанавливается централизованно. Опыт реализации данной системы показывает, что государству не под силу стабильно осуществлять пенсионное обеспечение исключительно за счет бюджета. В современном обществе в условиях рыночной экономики, однако, считается, что государственное пенсионное обеспечение следует осуществлять лишь в отношении самых социально-незащищенных слоев населения, трудоспособное население вполне способно обеспечить себе благосостояние самостоятельно.

- Второй принцип - принцип солидарности, носит название «pay-as-you-go» или «финансирование на ходу». Следуя данному принципу государство собирает в пенсионные фонды денежные отчисления с работающих в настоящее время граждан, в тоже время средства из указанных фондов расходуются на выплату пенсий нынешних пенсионеров. В этом заключается реализация межпоколенного социального договора. Подобная система также имеет государственный характер и имеет существенные недостатки: перекос соотношения взносов и выплат; отсутствие мотивации для сбережений и инвестирования в будущее; социальное иждивенчество; зависимость размера пенсии от решения правительства, особенно в кризисных экономических ситуациях; подвержена воздействию со стороны различных политических сил, приносящим ущерб пенсионной системе.

Третья система пенсионного обеспечения - институт пенсионного страхования считается самой перспективной на сегодняшний день. Суть данной системы заключается в следующем: весь период своей трудовой деятельности граждане страны производят отчисления страховых взносов, которые накапливаются на их индивидуальных пенсионных счетах. При наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста и т.п.) застрахованное лицо получает пенсию непосредственно из созданных им личных пенсионных накоплений. При этом размер пенсии зависит от количества пенсионных отчислений, пенсия тем больше - чем больше сумма средств на личном счете.

Функция государства при такой системе заключается в том, что оно осуществляет правовое регулирование деятельности пенсионных фондов, гарантирует сохранность пенсионных накоплений граждан, обеспечивает минимальную социальную пенсию тем, кто не смог сгенерировать достаточно денежных средств на своем пенсионном счёте. Минимальные пенсии финансируются из отчислений организаций-работодателей, а также средств государственного бюджета.

Большинство мировых специалистов в области пенсионного обеспечения считают, что как раз данная пенсионная система наиболее точно соответствует сущности социального страхования, а также принципам социальной справедливости, взаимной солидарной и субсидиарной ответственности государства, личности и общества. Работающие граждане самостоятельно несут ответственность за своё финансовое благосостояние, при этом необеспеченным слоям населения гражданское общество помогает совместно с государством.

Нужно обратить внимание, что подобный принцип касается исключительно трудовых пенсий. Социальное обеспечение лиц, утративших способность/возможность к труду в силу инвалидности необходимости ухода за детьми должно осуществляться государством в качестве социальной помощи.

Достоинствами данной системы являются:

- справедливое соответствие взносов в пенсионные фонды размерам пенсионных выплат;

- максимальный уровень само ответственности людей за своё финансовое благополучие.

- увеличение экономических ресурсов государства, для осуществления долгосрочных вложений;

- реализация принципа социальной справедливости вместо пенсионной уравниловки.

В некоторых случаях управление пенсионными деньгами, их инвестирование реализуется государством, однако чаще эту функцию принимают на себя частные страховые организации, либо устанавливается система конкурирующих между собой государственных и негосударственных пенсионных фондов.

В зависимости от того, какой принцип финансирования является основным различают распределительные, накопительные и комбинированные типы пенсионных систем1.

Если в государстве действует распределительный тип пенсионной системы, то выплаты пенсий производятся как из внебюджетных фондов, так и из государственного бюджета, таким образом финансирование расходов на пенсионное обеспечение осуществляется за счет ежегодной доходной части бюджетов, в большей степени за счёт налоговых, и иных поступлений.

«Распределительная модель системы пенсионного обеспечения (pay-as-you-go system) основана на принципе солидарности поколений, поэтому ее также называют солидарной. Суть данного принципа состоит в том, что ответственность за пенсионное обеспечение старшего поколения (пенсионеров) лежит на младшем поколении (экономически активном населении). Чаще всего распределительные системы являются государствен-

1 Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства / В.В. Мосейко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/37827090-Genezis-pensionnyh-sistem-kak-proyavlenie-socialnoy-funkcii-gosudarstva. html. С. 4.

ными. В распределительной модели, как правило, устанавливается гарантированный уровень пенсии, который зависит от трудового стажа и величины заработной платы (уровень пенсий обычно невысокий, так как основной функцией является защита от бедности). Основным недостатком данной модели является ее уязвимость к демографическим изменениям. Финансирование выплат становится тем накладнее для бюджета, чем ниже доля экономически активного населения (населения, которое реально осуществляет трудовую деятельность) и чем выше доля пенсионеров в возрастной структуре общества»2.

Накопительными называются пенсионные системы, при которых: за счёт отчислений от заработной платы на индивидуальном счёте гражданина- участника страхования в специальном фонде накапливается капитал, который вкладывается страхователем в различные инвестиционные проекты, в результате в виде пенсии выплачивается накопившаяся сумма и инвестиционный доход.

Накопительная модель (funded system) основана на страховом принципе финансирования. Согласно данному принципу на протяжении трудовой деятельности участников из их взносов формируется фонд, из которого и производится выплаты пенсий. Преимуществом данной системы является возможность влияния работников, со средними зарплатами и выше, самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. Это дает возможность уменьшить разрыв между заработной платой и, соответственно, уровнем жизни в трудоспособный период и пенсией и уровнем жизни после окончания трудовой деятельности. При этом данная модель требует хорошей и стабильной обстановки на финансовом рынке государства. Как отмечает Пудовкин А.В., накопительная система «менее подвержена демографическому фактору, однако она сильно подвержена экономическому фактору, который выражается в риске неэффективности инвестиционного процесса и риске обесценения финансовых активов в результате финансово-экономических кризисов. Дело в том, что в рамках накопительной системы пенсионные фонды инвестируют привлеченные пенсионные взносы в финансовые активы, стоимость которых зависит от конъюнктуры на финансовых рынках. Тогда как накопительная пенсионная система предоставляет возможность за время трудовой деятельности сформировать определенный портфель активов с тем, чтобы впоследствии обменять его на потребление товаров и услуг в пенсионном возрасте, распределительная пенсионная система предоставляет обещание (преимущественно государственное), что пенсионер получит часть товаров и услуг, произведенных младшим поколением»3. 5

2 Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных е систем и возможности его использования в России: дис. ... К канд. экон. наук. / А.В. Пудовкин. Москва, 2017. С. 14. Я

3 Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных а систем и возможности его использования в России: дис. ... К канд. экон. наук. М., 2017. С. 15. >

Различные варианты сочетания элементов распределительной и накопительной систем определяет пенсионную систему как комбинированную.

Можно сделать вывод, что обеим системам присущи свои плюсы и минусы. Можно предположить, что именно поэтому в мировой практике на сегодняшний день, почти не встречаются строго накопительные либо строго распределительные системы пенсионного обеспечения. Большинство современных государств прибегают к опыту формирования комбинированных пенсионных систем. При этом, по данным Сбербанка, «именно государственные распределительные элементы пенсионных систем играют основополагающую роль - именно через них осуществляется основной объем финансирования пенсий в большинстве стран мира»1.

Эспингу-Андерсону Г. принадлежит еще одна типологизация пенсионных систем, которая основана на классификации социально-направленных государств. В работе «Три мира капитализма всеобщего благосостояния», Г. Эспинг-Андерсон выделяет три группы стран: либеральные, «корпора-тистские» и социально-демократические. Основываясь на этой классификации государства А. Сёдэ и К. Фроман разработали типологизацию пенсионных систем, распределив их в зависимости от соотношения государственной и частной компонент в структуре пенсионной системы и уровня пенсий. По данной классификации разграничивают четыре вида пенсионных систем: - «корпоратистский», либеральный, пенсионные системы «умеренных пенсий» и пенсионные системы «обязательных частных пенсий».

В пенсионной системе страны «корпоратист-ского» типа, примерами которой могут служить системы Австрии, Германии, Люксембурга и Франции, негосударственное пенсионное обеспечение практически отсутствует, преобладающей является государственная распределительная подсистема, при этом за счёт высокого уровня развития экономики обеспечивается высокое соотношение пенсий и зарплат.

Для либерального вида пенсионных систем (Великобритания, Ирландия, Канада, США) характерны: обеспечиваемый за счёт государственной распределительной подсистемы относительно невысокий уровень государственных пенсий; хорошо развитое негосударственное пенсионное обеспечение; в сравнении со странами «корпоратистско-го» типа более высокий пенсионный возраст.

Пенсионные системы вида «умеренных пенсий» (Бельгия, Норвегия, Словакия, Чехия) характеризуются: ещё более низким уровнем государственных пенсий; высокой ролью негосударственного пенсионного обеспечения, ещё более высоким возрастом выхода на пенсию.

сэ 1 Центр макроэкономических исследований Сбербанка:

о Пенсионные системы после кризиса, 2011. [Электронный ре-

т^ сурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru/common/img/

^ uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf. С. 7.

Пенсионные системы «обязательных частных пенсий» (Австралия, Дания, Нидерланды, Швеция) устанавливают обязательную частную накопительную подсистему. При этом значительная роль негосударственного пенсионного обеспечения сохраняется.

Подводя итог, следует сказать, что большинство существующих в мире пенсионных систем являются комбинированными и включают в себя три элемента2: государственное пенсионное обеспечение, государственное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование. Базовым элементом современной пенсионной системы подавляющего большинства стран мира является государственное пенсионное обеспечение. Оно объективно необходимо для обеспечения прожиточного минимума гражданам в случае потери способности к труду. Вторым элементом, гарантирующим достойный уровень жизни при выходе на пенсию, пропорциональный заработку в период активной трудовой деятельности, является государственное пенсионное страхование. Исходя из принципа социальной справедливости размер пенсии должен ставиться в зависимость от величины страховых взносов, отчисленных за период работы или службы. Третьим элементом, призванным обеспечивать дополнительный уровень дохода пенсионеров, является добровольное пенсионное страхование, которое основывается на личной инициативе граждан и реализуется путем индивидуального накопления средств с использованием деятельности банков, страховых и инвестиционных компаний, негосударственных пенсионных фондов.

«Всемирный Банк, выделяя в дополнение к этим трем элементам еще и «нулевой» элемент минимальной поддержки и неформальный элемент внутрисемейной поддержки, считает именно такой способ организации пенсионной системы, основанный на многокомпонентном подходе, наиболее предпочтительным»3.

«Первый элемент пенсионной системы обеспечивает лишь защиту от бедности, гарантируя возможность удовлетворения минимального набора потребностей, то второй элемент пенсионной системы уже должен обеспечивать пенсионерам приемлемый уровень жизни, в определенной степени соответствующий доходу пенсионера перед выходом на пенсию. Третий элемент пенсионной системы представляет собой дополнительное пенсионное страхование, основанное на личном выборе граждан, целью которого является поддержание сформировавшегося к моменту выхода на пенсию уровня жизни. Зачастую первый элемент пенсионных систем носит распределительный характер, второй элемент может быть основан как на распределительном, так и на накопи-

2 Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем / А.И. Федотов // Труды ИСА РАН. 2008. № 38. С. 168.

3 Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России: дис. . канд. экон. наук. М., 2017. С. 19.

тельном принципе или их комбинации. Третий же элемент, в основном, строится на накопительном принципе»1.

Вывод: В настоящее время в научной литературе существует множество различных критериев для систематизации и дальнейшей классификации национальных пенсионных систем. К ним относятся: роль государства в формировании и функционировании пенсионной системы, принципы финансирования, классификация социально-направленных государств и др. Соответственно, существует большое количество сценариев построения национальной пенсионной системы. При этом научный анализ международный практики показывает, что большинство национальных пенсионных систем являются комбинированными. Для установления идеальной модели пенсионного обеспечения в отдельном государстве требуется на основе анализа конкретных исторических, демографических, экономических, политических особенностей страны нахождение идеального соотношения между тремя элементами пенсионной системы: государственным пенсионным обеспечением, государственным пенсионным страхованием и добровольным пенсионным страхованием.

литература

1. Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства / В.В. Мосейко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/37827090-Genezis-pensionnyh-sistem-kak-proyavlenie-socialnoy-funkcii-gosudarstva.html

2. Новиков А.А. Особенности эволюции зарубежных пенсионных систем / А.А. Новиков // Мировая экономика и международные отношения.-2006.- № 5. - С. 62-70.

3. Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России: дис. ... канд. экон. наук / А.В. Пудовкин. - Москва, 2017.- 201 с.

4. Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем / А.И. Федотов // Труды ИСА РАН.- 2008.- № 38. - С. 168-173.

5. Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса. 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru/common/img/ uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

CRITERIA FoR THE CLAssiFICATioN oF NATioNAL

pension systems

Ovchinnikova J.V., Gavrilov D.Yu.

Institute of Law, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

The article analyses scientific literature with a view to identifying criteria for classification and further systematization of national pension systems. It is established that the criteria for the classification of national pension systems should include: the role of the State in the formation and operation of the pension system, the principles of financing, the classification of socially directed States, etc. A comparative approach concludes that there are many scenarios for building national pension systems, with international practice showing that most national pension systems are combined. In order to establish an ideal model of pension provision in a separate State, it is necessary, on the basis of an analysis of the specific historical, demographic, economic and political characteristics of the country, to find an ideal relationship between the three elements of the pension system: State pension provision, State pension insurance and voluntary pension insurance.

Keywords: national pension system, pension provision, criteria for classification of pension systems.

references

1. Moseyko V.V. The genesis of pension systems as a manifestation of the social function of the state / V.V. Moseiko [Electronic resource]. - Access mode: http://docplayer.ru/37827090-Genezis-pensionnyh-sistem-kak-proyavlenie-socialnoy-funkcii-gosudarstva.html

2. Novikov A.A. Features of the evolution of foreign pension systems / A.A. Novikov // World Economy and International Relations.- 2006. - No. 5. - P. 62-70.

3. Pudovkin A.V. World experience in the formation of pension systems and the possibility of its use in Russia: dis. ... cand. econ. sciences / A.V. Pudovkin. - Moscow, 2017.- 201 p.

4. Fedotov A.I. Analysis of models for building pension systems / A.I. Fedotov // Transactions of ISA RAS.- 2008. - No. 38. -P. 168-173.

5. Center for Macroeconomic Research of Sberbank: Pension systems after the crisis. 2011. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/ press_center/pens_syst.pdf

1 Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных ;тем и возможности его исп канд. экон. наук. М., 2017. С. 20.

5 -а

сз ж

систем и возможности его использования в России: дис. ... К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.