УДК 355.34:37.032
Митрахович Вячеслав Александрович
Санкт-Петербургский военный инженерно-технический институт
Военной академии тыла и транспорта м_mitrakhovich@mail. т
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
В статье раскрываются критерии и уровни сформированности профессионализма у военнослужащих контрактной службы.
Ключевые слова: профессионализм, военнослужащий контрактной службы, критерии и уровни сформиро-ванности профессионализма.
Современное строительство профессиональной армии, комплектование её военнослужащими-контрактниками, остро проявило проблему формирования профессионализма у военнослужащих указанной категории. Анализ военно-педагогической практики в войсках, в различного вида военно-учебных заведениях показывает, что профессионализацию военнослужащих, проходящих контрактную военную службу на должностях солдат и сержантов, целесообразно проводить в условиях самого воинского социума. Поэтому определение научно-обоснованных критериев оценки и уровней сформированности профессионализма поможет командирам и начальникам всех управленческих звеньев правильно и эффективно строить педагогический процесс в воинском подразделении.
Профессионализм военнослужащего контрактной службы - это интегральная личностная характеристика, определяющая продвижение воен-нослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума и как результат имеющая целостное развитие личности военнослу-жащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях.
Профессионализм военнослужащего-кон-трактника, являясь свойством конкретного вои-на-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, субъектность, одновременно реализуется как качество «надындивидуальное», поскольку формируется под воздействием воинского социума, его педагогического потенциала, с учётом профессиональных требований всей
системы воинской службы и обеспечивает её воспроизводство, сохранение и развитие в воинском социуме. В этом случае можно говорить об индивидуальном и групповом развитии военного профессионализма.
Основными функциями, которые выполняет профессионализм военнослужащего-контрактни-ка среди других качеств, свойств личности и социальных явлений в воинском социуме, являются: преобразовательная, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений и отвечающая за процесс преобразования субъекта воинского труда; результативная функция, характеризующая результативную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактни-ков в данной системе отношений; нормативная функция, ориентированная на обеспечение решения военно-профессиональной задачи по производству, сохранению и развитию нормативно одобряемого способа военно-профессиональной деятельности, её развития за счёт индивидуального обогащения; ценностно-смысловая функция, определяющая роль ценностей и смыслов военного профессионализма военнослужащего-кон-трактника; коммуникативная функция, обеспечивающая реализацию действий, связанных с осуществлением повседневных отношений военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе выполнения военно-профессиональной деятельности. В своей совокупности указанные функции профессионализма отражают процесс продвижения военнослужащего-контрактни-ка к собственной вершине в воинском труде.
Выделение функций позволяет нам определить в структуре профессионализма военнослужащего контрактной службы его структурные
компоненты. Так, результативная и нормативная функции позволяет обнаружить деятельностный компонент - владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие. Функции преобразовательная, ценностно-смысловая и коммуникативная позволяют обнаружить личностный компонент профессионализма воен-нослужащего-контрактника как главного субъекта военно-профессионального труда, определяя его сущность и соответствие высокому призванию быть системообразующим приоритетом во взаимосвязях всех компонентов профессионализма военнослужащего-контрактника. Функции коммуникативная и нормативная позволяют определить коммуникативный компонент - основанное на принятом в воинском социуме нормативном взаимодействии военнослужащего-кон-трактника с другими военнослужащими, в процессе выполнения служебно-боевых задач военно-профессиональной деятельности и обеспечивающими ему взаимосвязи в воинском коллективе, познание, обмен информацией или удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей.
Все отмеченные нами структурные компоненты взаимосвязаны. В целостном единстве они призваны выполнять функции профессионализма. Их знание позволяет представить как поли-функциональную характеристику профессионализма военнослужащего-контрактника. Понимание военнослужащим всех компонентов помогает ему определить тот перечень знаний, который востребован практикой интегративного знания и, используя которое, он сможет продуктивно решать проблему продвижения к собственной вершине в воинском труде.
Проблема критериев и показателей выраженности профессионализма достаточно широко представлена военными и гражданскими учёными. Практическая же сложность оценивания заключается в том, что выделить в качестве основания для выделения критериев и показателей их выраженности, и каким образом дать объективную оценку профессионализма воина. Выбор критериев является важнейшим этапом продвижения военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, подготовки настоящего профессионала, способного выполнять боевые задачи.
Определение уровня профессионализма позволяет создать не только оптимальную модель («портрет») профессионального военнослужащего контрактной службы, но и объективно, всесторонне оценить все его стороны, в том числе и результаты.
Анализ справочной и энциклопедической литературы [7, с. 654; 4, с. 263] определяет критерий (от греч. criterion - средство для суждения) как признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий выражает сущностные характеристики изменения в развитии объекта или знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Критерий объективен, ибо он предстаёт, как обнаруженная сущность. Показатель же выступает по отношению к критерию как частное к общему, то есть каждый критерий включает группу показателей, которые качественно и количественно характеризуют объект.
Критерии и показатели выражают закономерности возникновения предмета или явления, его строения, функционирования и развития, а поэтому обладают устойчивостью при многократном измерении в данном отрезке времени.
Различают качественные и количественные показатели, где первые фиксируют наличие или отсутствие измеряемых свойств, признаков, сторон и т.п., а вторые - меру их развития и выраженности. Нормативные показатели служат ориентирами в исследовании. Аналитические - отражают отношения, зависимость между несколькими одноуровневыми или разноуровневыми исследуемыми свойствами, сторонами предмета.
Анализ научной литературы, руководящих документов органов военного управления, войсковая практика позволяет выделить следующие критерии профессионализма военнослужащих контрактной службы: военно-профессиональная деятельность; повседневные отношения; личностно-профессиональное развитие; оптимизация всех сторон воинского труда; совокупные результаты воинского труда. Выделенные критерии свидетельствуют, что профессионализм можно рассматривать как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень её продуктивности, успешности, и как системное качество её субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать заданные нормативы деятельности.
Таким образом, проведённый анализ ориентирует нас на системно-целостное и в то же время конкретное оценивание критериев и показателей выраженности профессионализма военнос-лужащего-контрактника с точки зрения оценивания эффективности, оптимальности его воинского труда и самосовершенствования в нём.
Показатели эффективности воинского труда военнослужащего-контрактника образуются объединением множеств показателей, характеризующих конечный результат, этапы и все стороны этого труда в соответствии с его военно-учётной специальностью. В их состав включаются и те требования, которые дают возможность всесторонне оценить и сам субъект, его предвидимые и прогнозируемые перспективные состояния.
Данные положения позволяют нам, вслед за авторами монографии [1, с. 74] определить критериальный модуль, для оценивания профессионализма военнослужащих-контрактников (см. табл. 1).
Такой принцип классификации критериев и показателей профессионализма характеризует, прежде всего, соответствие индивидуального развития воина-профессионала и военно-профессиональной группы задачам военно-профессиональной деятельности и требованиям воинского социума и даёт возможность объективно и всесторонне оценивать готовность и способность
военнослужащего-контрактника выполнять функциональные обязанности.
Для оценки результата, то есть сформированности профессионализма у военнослужащих контрактной службы необходимо определение обобщённой уровневой модели формирования профессионализма у военнослужащих указанной категории. Таким объективным основанием в нашем исследовании, послужили положения четырёхуровневой модели развития целостности изучаемого феномена, в рамках научной школы профессора В.С. Ильина [2], в основе которой лежит степень взаимосвязи и структурированности его элементов, проявляющиеся в устойчивости системы.
Включённость компонентов профессионализма один в другой отражает их иерархическую соподчинённость - «то обстоятельство, что качественное формирование и развитие компонентов более высокого уровня невозможно без освоения предыдущих» [6, с. 34].
При выделении уровней формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы с позиций системно-целостного подхода мы исходили из методологического положения, что система в своём развитии проходит ряд этапов от зарождения отдельных элементов, их группировки, через объединение всех элементов в единую систему к целостности, когда активизируются силы самодвижения [2, с. 54-55].
Таблица1
Критериальный модуль для оценивания уровня профессионализма у военнослужащих контрактной службы
Критерии профессионализма Показатели критериального модуля
Зна- ния Уме- ния Навы- ки Военно- профес- сиональ- ная позиция Профес- сиональ- но важные качества Акмеоло- гические инва- рианты
Военно- профессиональная деятельность * * * * * *
Повседневные отношения ** ** ** ** ** **
Личностно- профессиональное развитие *** *** *** *** *** ***
Оптимизация всех сторон воинского труда **** **** **** **** **** ****
Совокупные результаты воинского труда ***** ***** ***** ***** ***** *****
Таким образом, основой для определения уровней профессионализма в нашем исследовании являлось положение о том, что «каждый из уровней .. .является необходимым для последующего; нижестоящие уровни до определённой степени являются условием развития вышележащего; вышележащий уровень управляет нижележащим, имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего» [5, с. 80].
Кроме того, оценку качественной характеристики и количественной полноты уровней мы проводили с позиций некоторых положений сущности процесса «применения знаний» - это «сложнейший аналитико-синтетический процесс» [9], осуществляющийся «в плане взаимодействия теоретических знаний и практических операций» [3, с. 307], связанный с динамикой взаимоотношений между теоретическими знаниями, с одной стороны, и практическими операциями - с другой. Поэтому он представляет процесс активных поисков путей приложения тех или иных теоретических сведений к выполнению задач практического характера [3, с. 329].
Исходя из указанных положений, на основании выделенных нами критериев и учитывая выводы проводимого нами исследования, мы выделили уровни сформированности профессионализма у военнослужащих контрактной службы: низкий, допустимый, стабильный, высокий. При этом анализ целостных характеристик выделенных нами уровней мы проводили посредством сбора, рассмотрения, обобщения и оценивания монографических характеристик типичных представителей каждого уровня сформированности профессионализма, взяв за основу положение Л.В. Удачиной [8, с. 46], что «только в совокупности функций, то есть через своеобразную систему функций раскрывается сущность объекта».
Так, низкий уровень профессионализма соответствует военнослужащим-контрактникам, которые: не осознают значимость профессионального совершенствования в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны; не желают ставить перед собой цели профессионального совершенствования; пассивны в процессе формирования профессионализма, организуемом в воинском коллективе; не могут спрогнозировать результаты своего профессионально-личностного роста; имеют недостаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, не-
обходимых для успешного выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности и решения различных задач по предназначению; не знают и не желают изучать нормативные требования различных руководящих документов, определяющих различные стороны служебной деятельности; не выполняют нормы военно-профессиональной деятельности; межличностное общение и поведение в воинском коллективе ориентировано на удовлетворение личных потребностей; имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств и, не позволяющего использовать свой опыт в решении различных задач по предназначению в составе воинского коллектива; имеют трудности в реализации принципов единоначалия и субъект-субъектных отношений в воинском коллективе.
Допустимый уровень профессионализма соответствует тем военнослужащим-контрактни-кам, которые: осознают значимость профессионального совершенствования в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны но, не желают повышать свой профессионализм; не ставят перед собой цели профессионального совершенствования; в процессе формирования профессионализма, организуемом в воинском коллективе, участвуют без желания; не желают прогнозировать результаты своего профессионально-личностного роста; не испытывают затруднений в анализе и корректировке своей деятельности по профессиональному самосовершенствованию, так как предыдущие показатели не выражены; имеют достаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности и решения различных задач по предназначению; знают нормативные требования различных руководящих документов, определяющих различные стороны служебной деятельности; выполняют нормы военно-профессиональной деятельности; межличностное общение и поведение в воинском коллективе в основном ориентировано на удовлетворение личных потребностей; имеют достаточный уровень сформированности коммуникативных качеств, позволяющий использовать свой опыт в решении различных задач по предназначению в составе воинского коллектива; поведение в воинском коллективе регулируется нор-
мативными положениями основных руководящих документов.
Стабильный уровень профессионализма соответствует военнослужащим-контрактникам, которые: в основном понимая значимость профессионального совершенствования в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны, желают повышать свой профессионализм; умеют ставить перед собой перспективные и текущие цели профессионального совершенствования; активно участвуют в процессе формирования профессионализма, организуемом в воинском коллективе; умеют организовать свою деятельность по профессиональному самосовершенствованию; могут прогнозировать результаты своего профессионально-личностного роста; испытывают затруднения в анализе и корректировке своей деятельности по профессиональному самосовершенствованию; имеют уровень сформированности знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, который позволяет им показывать высокие результаты в боевой подготовке, учёбе, выполнять должностные и специальные обязанности, задачи по предназначению не только по занимаемой должности но, и, на ступень выше занимаемой должности; хорошо знают и выполняют положения различных нормативных документов, определяющих различные стороны служебной деятельности, межличностные отношения, их положение, права и обязанности в воинском коллективе.
Высокий уровень профессионализма соответствует военнослужащим-контрактникам, которые: понимают значимость профессионального совершенствования в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны; повышают свой профессионализм; умеют чётко определять перспективные и текущие цели профессионального совершенствования; активны в процессе профессионального совершенствования, организуемом в воинском коллективе; умеют прогнозировать результаты своего профессионального развития; анализируют и корректируют свою деятельность по профессиональному самосовершенствованию; имеют высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, который позволяет им показывать высокие результаты в боевой подготовке, учёбе, выполнять должностные и специальные обязанности, самостоятельно выполнять задачи по предназначению не толь-
ко по занимаемой должности но, и, на ступень выше занимаемой должности; способны самостоятельно, новаторски и творчески действовать на всех направлениях своего воинского труда; хорошо знают и выполняют положения различных нормативных документов, определяющих различные стороны служебной деятельности, межличностные отношения, их положение, права и обязанности в воинском коллективе.
Диагностическими методами, с помощью которых изучались уровни сформированности профессионализма у военнослужащих-контрактни-ков стали: педагогическое наблюдение за процессом, организуемым командирами и начальниками в воинских подразделениях, педагогическое наблюдение за военно-профессиональной деятельностью военнослужащих-контрактников; анкетирование, индивидуальные беседы, опрос и интервьюирование участников эксперимента, анализ результатов воинского труда военнослу-жащих-контрактников, анализ документов, независимых характеристик, методика исследования самооценки и др.
При оценке уровня сформированности профессионализма нами использовались и методики, при которых диагностика осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает военнослужащий-контрактник сам о себе. Это имеет принципиальное значение, так как при оценке любого военнослужащего указанной категории необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку и стимулировать его к осмыслению и решению проблем в своей военно-профессиональной деятельности. Только от желания самого военнослужащего-кон-трактника зависит процесс его профессионально-личностного роста.
В диагностическом комплексе был использован метод экспертных оценок, как одного из основных, который предусматривает участие в оценке одного и того же показателя нескольких экспертов для обеспечения объективности данных.
Использованные нами методики определения уровней сформированности профессионализма у военнослужащих контрактной службы наиболее эффективны, достаточны, просты в использовании и не требуют добавления. При комплексном применении они позволяют с достаточной степенью вероятности выявить уровень профессионализма у военнослужащих-контрактников, соответствующих данной уровневой шкале
и, пользоваться командирам и начальникам для того, чтобы организовывать педагогический процесс в своих воинских подразделениях а, также отслеживать эффективность реализации воинским социумом своего педагогического потенциала в целях профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников.
Таким образом, выделенные нами критерии и уровни сформированности профессионализма у военнослужащих контрактной службы помогут командирам и начальникам всех управленческих звеньев правильно и эффективно строить педагогический процесс в воинском подразделении по формированию профессионализма у военнослужащих указанной категории.
Библиографический список
1. Воинский труд: наука, искусство, призвание: Монография / Отв. ред.: Л.Г. Лаптев, Р.В. Маркитан, И.Е. Хоменко/ - М.: Совершенство, 1998. - 480 с.
2. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
3. Кудрявцев Т.В. Взаимоотношение теоретических знаний и практических действий (при выполнении школьниками электромонтажных работ) // Применение знаний в учебной практике школьников. - М., 1961. - С. 305-332.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1987. - 796 с.
5. РейнвальдН.И. Психология личности. - М.: Изд-во Универс. Дружбы народов, 1987. - С. 80.
6. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории). - СПб.; Волгоград: Перемена, 1997. - 166 с.
7. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1983. - С. 654.
8. Удачина Л.В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике: Дис. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1973.
9. Флешнер Э.А. Психология усвоения и применения школьниками некоторых физических понятий // Психология применения знаний к решению учебных задач. - М., 1958. - С. 77-129.
УДК 37.013.2.
Морозова Наталья Владиславовна, Жаркова Любовь Сергеевна
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Разработаны методика и система критериев оценки психологических механизмов формирования профессиональной компетентности педагога, преподающего русский язык в системе довузовского образования. Приведены данные лонгитюдного и формирующего экспериментов.
Ключевые слова: структурные компоненты компетентности, надпредметная функция русского языка, довузовское образование.
Дшамику развития профессиональной компетентности педагога в процессе преподавания русского языка возмож-с трех позиций, в соответствии с основными теоретическими подходами, отраженными в психолого-педагогических исследованиях. Во-первых, это дифференцированная оценка проявления структурных компонентов компетентности (коммуникативного, информационного, регулятивного, операционального, психолого-пе-дагогического); во-вторых, это проявление соответствующих компетенций обучаемых; в-треть-
их, это критерии оценка качества образовательного процесса. В системе довузовского образования мы определили таким критерием поступа-емость в высшие учебные заведения. В каждом из этих направлений задействованы конкретные участники, реализуются соответствующие функции и происходят определенные взаимосвязанные процессы.
Теоретический анализ психолого-педагоги-ческих исследований позволил сформулировать, что компетентность - это особый интегративный показатель, характеризуемый индивидуальными