Научная статья на тему 'Критерии и уровни оценки дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей'

Критерии и уровни оценки дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / REPRODUCTIVE LEVEL / ПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / PRODUCTIVE LEVEL / ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / CREATIVE LEVEL / ДИСКУРСИВНО-ПРОЕКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DISCOURSE-PROJECTIVE COMPETENCE / CRITERIAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Оксана Юрьевна

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению объективных измерителей эффективности и качества обучения вообще и будущих учителей в частности. В своей работе мы опирались на уровневый подход, выделив в качестве оценки дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей такие критериальные показатели как когнитивный, операциональный, личностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND ASSESSMENT LEVELS OF DISCURSIVE-PROJECTIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

In the psychological and educational literature there are different approaches to the definition of objective measures of effectiveness and quality of education in general and the future teachers in particular. In our work, we relied on a level approach, highlighting as an estimate of the projective discursive competence of future teachers such criteria indicators as cognitive, the operational, personal.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни оценки дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей»

- ^ _ _ 1 ^ Гуманитарные

Вестник Курганской ГСХА_№ 3 _и общественные науки

УДК 372.8

О. Ю. Никулина

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ ДИСКУРСИВНО-ПРОЕКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

КОСТАНАЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ З. А. АЛДАМЖАР

(КАЗАХСТАН)

O. Yu. Nikulina

CRITERIA AND ASSESSMENT LEVELS OF DISCURSIVE-PROJECTIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS KOSTANAI SOCIAL AND TECHNICAL UNIVERSITY BY Z. A. ALDAMZHAR (KAZAKHSTAN)

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению объективных измерителей эффективности и качества обучения вообще и будущих учителей в частности. В своей работе мы опирались на уровневый подход, выделив в качестве оценки дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей такие критериальные показатели как когнитивный, операциональный, личностный.

Ключевые слова: критериальные показатели, репродуктивный уровень, продуктивный уровень, творческий уровень, дискурсивно-проективная компетентность.

In the psychological and educational literature there are different approaches to the definition of objective measures of effectiveness and quality of education in general and the future teachers in particular. In our work, we relied on a level approach, highlighting as an estimate of the projective discursive competence of future teachers such criteria indicators as cognitive, the operational, personal.

Keywords: criterial effectiveness, reproductive level, productive level, creative level, discourse-projective competence.

Оксана Юрьевна Никулина

Oksana Yurevna Nikulina старший преподаватель E-mail: alisa777.07@mail.ru

Введение. Педагогическое исследование может быть успешно проведено только тогда, когда разработаны точные критерии учета и оценки его результатов. Критерий - это признак, на основании которого проводится оценка, суждение. Несмотря на то, что в психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению объективных измерителей эффективности и качества обучения, общие требования к выделению и обоснованию критериев сводятся к тому, что они, во-первых, должны отражать основные закономерности формирования личности; во-вторых, с помощью критериев должна устанавливаться связь между всеми компонентами исследуемой системы; в-третьих, качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [1, с. 126].

Результаты. В процессе анализа подходов к проблеме выбора критериальных показателей профессиональной компетентности нами было установлено, что критерии в той или иной мере отражают ее содержание и структуру. Поскольку дискурсивно-проективная компетентность представляет собой сложное профессионально значимое качество лично-

сти, интегрирующее мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, то, на наш взгляд, невозможно найти единый универсальный критерий, измеряющий названные явления, необходим комплекс критериев. Поэтому, исходя из структуры и содержания дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей профессионального обучения, мы выделили три критерия: когнитивный, операциональный, личностный.

Р1 - когнитивный критерий - теоретические знания о педагогическом дискурсе, сущности и способах проектирования и построения педагогического дискурса; способность к систематизации и обобщению знаний; к осмыслению и постижению содержания, значения и смысла педагогических текстов. Они оцениваются по таким показателям, как системность, действенность, прочность. Методами диагностики уровня сформированности знаний выступали анкетирование, тестирование, наблюдение, проверка контрольных работ.

Р2 - операциональный критерий - умения выбрать наиболее продуктивные способы проектирования педагогического дискурса; осуществлять самостоятельный творческий поиск в решении проблем; ориентироваться в информационных потоках; включиться в диалогический контекст; наполнить дискурсивные практики социальным и педагогическим содержанием, транслировать умения организации дискурсивных практик другому (будущему ученику). Умения оценивались по таким показателям, как целесообразность, самостоятельность, мобильность. Для выявления уровня сформированности умений ис-

Научный журнал

Вестник Курганской ГСХА

пользовались методы: самооценка, наблюдение, решение задач, экспертные оценки, анализ участия в проектах.

Р3 - личностный критерий - профессионально значимые качества личности, которые оценивались по такому показателю, как степень проявления. Методами диагностики являлись самооценка, экспертная оценка.

Каждый критерий оценивался исходя из трех уровней (низкого, среднего и высокого), в соответствии с которыми определялся общий уровень дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей профессионального обучения. Под уровнем понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития каких-либо объектов или процессов.

При определении уровней мы опирались на теорию уровневого подхода (В. П. Беспалько, Ю. А. Ко -наржевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.), согласно которой переход с уровня на уровень происходит путем: 1) усложнения развития элементов, ко -торое приводит к усложнению структуры; 2) создания более совершенной системы элементов и струк-

туры; 3) одновременного совершенствования элементов и структуры. [2, с. 228]. Поскольку в нашем исследовании дискурсивно-проективная компетентность будущих учителей профессионального обучения рассматривается через категорию готовности к профессиональной деятельности, мы посчитали целесообразным взять за основу классификацию уровней ее сформированности, предложенную В. А. Сла-стениным [3]. Предпочтение данной классификации было отдано потому, что она, во-первых, рассчитана на студентов, во-вторых, основана на решении задач, в-третьих, учитывает творческий характер педагогической деятельности.

На основании разработанного критериально-признакового аппарата дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей профессионального обучения мы выделили три уровня ее сформи-рованности: репродуктивный, продуктивный, творческий. На рисунке 1 мы изобразили критериально-оценочную систему уровня сформированности дис-курсивно-проективной компетентности.

Творческий

Рисунок 1 - Схема критериально-оценочной системы определения уровней сформированности дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей профессионального обучения

Дадим краткую характеристику выделенных практике. Отсутствие знаний или неумение их проя-

нами уровней. вить, неспособность к систематизации и обобщению

Репродуктивный уровень. Знания студентов но- знаний; симуляция понимания; склонность к приоб-

сят разрозненный характер, нет потребности в их по- ретению «полезного знания» При решении комму-

полнении, углублении, творческом использовании на никативных задач испытывают затруднения, предпо-

- ^ Гуманитарные

Вестник Курганской ГСХА_№ 3 _и общественные науки

читая выполнение заданий по образцу. Активность на занятиях носит ситуативный характер, имеет место отказ от участия в дискуссиях, деловых играх, в проектах занимают пассивную позицию. Несформи-рованное или отрицательное отношение к педагогической деятельности, отсутствие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. Адаптивно-репродуктивный характер проявления умений; объектная позиция студента, пассивное воспроизведение умений. Преобладание отрицательных эмоций; отсутствие контроля над эмоциональными проявлениями; неспособность к рефлексии; пассивное внимание в педагогическом дискурсе.

Продуктивный уровень. Студенты располагают достаточно сформированной системой знаний, умений и навыков, позволяющих, в основном, успешно выполнять профессиональные функции. Недостаточно развита способность к их самостоятельному пополнению, углублению, творческому использованию на практике. При решении коммуникативных задач проявляют активность, с удовольствием выполняют задания как репродуктивного, так и творческого характера. Преобладание прагматических мотивов в отношении педагогической деятельности, стремление к саморазвитию связано с вынужденной адаптацией. Продуктивный характер проявления умений; стереотипное реагирование на внешние стимулы; творческие моменты ситуативны. Чередование положительных и отрицательных эмоциональных проявлений; отсутствие эмпатии; рефлексия осуществляется лишь в отношении других людей.

Творческий уровень. Знания носят системный характер, сформирована устойчивая потребность в их пополнении и углублении, творческом использовании на практике. Речевая деятельность студентов носит явно выраженный продуктивный характер, высказывания отличает правильность и точность лексико-грамматической формы, произношения. Они легко и естественно обмениваются информацией в устной и письменной форме. Для них характерны самостоятельность в добывании знаний и перенос освоенных умений на новую ситуацию. Студенты открыты и настроены на сотрудничество. При решении коммуникативных задач проявляют критич-

ность мышления, стремление к аргументированности своей позиции, предпочитают сложные задачи творческого характера. Постоянно проявляются увлеченность профессией, стремление к саморазвитию, просматривается осознанная положительная мотивация к педагогической деятельности. Глубокие, системные знания по всем показателям; активно-диалогическое понимание; образование личностного «живого» знания из получаемой информации. Творческий характер проявления умений, высокая степень субъектно-сти и самостоятельности; легко включается в диалогический контекст. Преобладают устойчивые, положительные эмоциональные реакции; эмпатия; постоянная рефлексия собственной деятельности и поведения; присутствие оценочного контекста.

Как видим, все три уровня взаимосвязаны между собой, каждый предыдущий обусловливает последующий.

Выводы. Проведенное нами исследование показывает, что формирование дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей профессионального обучения происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики уровней использовались нами в практической работе и позволили оценить ее результаты.

Выделенные критерии отражают специфику исследуемого процесса, они использовались нами как в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, так и для проверки эффективности разработанной системы формирования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей профессионального обучения.

Список литературы

1 Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие. - 2002. -С. 126.

2 Демчук Л. М. Формирование лингвокоммуника-тивной компетентности будущих переводчиков: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 188 с.

3 Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.