Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерии / показатели / дистанционное обучение / дистанционные технологии / ИКТ-компетентности / criteria / indicators / distance learning / distance technologies / ICT competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Галина Юрьевна

В статье рассмотрены основные критерии и показатели. Они позволяют определить уровень сформированное™ ИКТ-компетентности у будущих учителей математики и физики, готовность их к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе. Выделены три критерия: организационно-педагогический критерий дидактический критерий, ценностно-психологический. Каждый из них включает в себя показатели, позволяющие оценить готовность будущих учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в школе. При определении данных показателей мы опирались на результаты анализа содержания ИКТ в компетенциях, представленных в образовательных программах по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «математическое образование» и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «Математика» и «Физика». Анализ выделенных критериев позволил нам определить три уровня сформированное™ ИКТ-компетентности учителей математики и физики: базовый, функциональный, системный. Педагог должен обладать общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетенциями на системном уровне, для того чтобы эффективно строить образовательный процесс в дистанционном формате. Данные критерии станут основой для разработки и реализации методики подготовки учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the basic criteria and indicators. They make it possible to determine the level of ICT competence formation in future teachers of mathematics and physics, and their readiness to use distance technologies in the educational process. Three criteria were singled out: organizational-pedagogical, didactic, and value-psychological. Each of them includes indicators to assess the readiness of future teachers of mathematics and physics for the use of distance technologies in school. In determining these indicators, we relied on the results of the analysis of ICT content in the competencies presented in the educational programs of training 44.04.01 Pedagogical Education, focus (profile) "Mathematics Education" and 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles), focus (profile) "Mathematics" and "Physics". The analysis of the criteria allowed us to define three levels of ICT competencies of mathematics and physics teachers: basic, functional, and systemic. The teacher should have general user, general pedagogical, and subject pedagogical ICT competencies at the systemic level in order to effectively build the educational process in a distance learning format. These criteria will form the basis for the development and implementation of a methodology for training teachers of mathematics and physics in the use of distance technologies at school.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

первого курса 84% не видят никаких возможностей в проектной деятельности для будущей своей профессиональной деятельности. У 81% обучающихся наблюдается слабый уровень коммуникативной деятельности, так как недостаточно сформированы умения в области межличностных отношений, организаторских способностей, связанных с обменом информацией.

Процент рефлексивной деятельности у обучающихся второго курса стал 56%, это связано с осознанием результативности реализации проекта. Студенты предоставляют интеллектуальный продукт и механизмы его внедрения, что мотивирует к последующей работе над новым проектом. Положительную оценку получила коммуникативная деятельность 75%, респонденты, показавшие высокий уровень, инициативы, принимают самостоятельные решения, аргументированно отстаивают свое мнение. Можно отметить положительную динамику в исследовательской и аналитической деятельности 73%. Обучающиеся посредством анализа полученных предметных знаний выявляют факты, приходят к логическим решениям в проектной деятельности.

Таким образом, диагностическое анкетирование показывает не сформированность умений по рефлексивной, коммуникативной, аналитической исследовательской деятельности, поскольку не хватает знаний, отсутствует опыт таких видов деятельности. На втором курсе показатели повышаются, так как повышается интерес к проектной деятельности.

Введение проектной деятельности с первого курса дает возможность обучающимся интегрировать знания из смежных дисциплин, искать эффективные пути решения задач.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

3. Метод проектов / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед.кадров / [Е.С. Полат и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-272 с.

5. Петрова, Н.П. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография / Н.П. Петрова, С.Р. Халилов. - Ставрополь: изд-во СКФУ, 2015. - 196 с.

6. Полевая, Н.М. Основы проектной деятельности / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2020. - 100 с.

Педагогика

УДК 378.2

ассистент Герасимова Галина Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассмотрены основные критерии и показатели. Они позволяют определить уровень сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей математики и физики, готовность их к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе. Выделены три критерия: организационно-педагогический критерий дидактический критерий, ценностно-психологический. Каждый из них включает в себя показатели, позволяющие оценить готовность будущих учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в школе. При определении данных показателей мы опирались на результаты анализа содержания ИКТ в компетенциях, представленных в образовательных программах по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «математическое образование» и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «Математика» и «Физика». Анализ выделенных критериев позволил нам определить три уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей математики и физики: базовый, функциональный, системный. Педагог должен обладать общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетенциями на системном уровне, для того чтобы эффективно строить образовательный процесс в дистанционном формате. Данные критерии станут основой для разработки и реализации методики подготовки учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в школе.

Ключевые слова: критерии, показатели, дистанционное обучение, дистанционные технологии, ИКТ-компетентности.

Annotation. The article deals with the basic criteria and indicators. They make it possible to determine the level of ICT competence formation in future teachers of mathematics and physics, and their readiness to use distance technologies in the educational process. Three criteria were singled out: organizational-pedagogical, didactic, and value-psychological. Each of them includes indicators to assess the readiness of future teachers of mathematics and physics for the use of distance technologies in school. In determining these indicators, we relied on the results of the analysis of ICT content in the competencies presented in the educational programs of training 44.04.01 Pedagogical Education, focus (profile) "Mathematics Education" and 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles), focus (profile) "Mathematics" and "Physics". The analysis of the criteria allowed us to define three levels of ICT competencies of mathematics and physics teachers: basic, functional, and systemic. The teacher should have general user, general pedagogical, and subject pedagogical ICT competencies at the systemic level in order to effectively build the educational process in a distance learning format. These criteria will form the basis for the development and implementation of a methodology for training teachers of mathematics and physics in the use of distance technologies at school.

Key words: criteria, indicators, distance learning, distance technologies, ICT competencies.

Введение. Программа подготовки учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в учебном процессе в общеобразовательных организациях должна быть ориентирована на то, чтобы у студентов был сформирован по итогам обучения высокого уровня компетентности в области ИКТ. Для ее разработки необходимо разработать критерии и показатели уровня сформированности ИКТ-компетентности будущих учителей математики и

физики, в соответствии с которыми будет разрабатываться методика подготовки учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе.

В процессе данного исследования были использованы: теоретический анализ педагогической, методической литературы, контент-анализ. При определении критериев уровня сформированности ИКТ-компетентности будущих учителей математики и физики должен овладеть тремя компонентами ИКТ-компетентностями. мы исходили из следующих положений:

1. - ИКТ-компетентность учителя при использовании дистанционных технологий в школе, представляет собой способность педагога решать широкий круг педагогических задач, моделировать и конструировать образовательную деятельность с использованием ИКТ в образовательном процессе в онлайн формате. Это требует полного уровня грамотности в сфере ИКТ, умение применять ИКТ при использовании дистанционных платформ и инструментов в учебном процессе. Учитель должен понимать высокую значимость ИКТ как основы новой образовательной парадигмы, которая ставит своей целью формирование учеников как субъектов информационного общества.

2. - Будущий учитель математики и физики должен в процессе обучения в университете овладеть тремя компонентами ИКТ компетентности: первая - общепользовательская; общепедагогическая; предметно-педагогической, каждая из данных компетенций включает в себя определенные знания, умения и навыки в области ИКТ и области применения.

3. - Наличие у будущего учителя математики и физики ИКТ-компетентности включает формирование компетенций, помогающих ему не только помогать ученикам усваивать знания, но и моделировать передовые практики и создавать такую среду обучения, которая способствовала бы формированию у учащихся принципиально новых знаний, формирование их субъектной позиции в учебном процессе.

4. - ИКТ-компетентность будущего учителя математики и физики должна быть включена в содержание универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в целях построения будущим учителем эффективной информационно образовательной среды, которая способствует формированию школьников как активных субъектов в информационно-образовательном пространстве.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с вышеизложенным были определены следующие критерии уровня сформированности ИКТ-компетентности будущих преподавателей математики и физики в контексте эффективности применения ИКТ на онлайн уроках в школе.

Организационно-педагогический критерий, который позволяет определить уровень освоениями будущим педагогам математики и физики ИКТ, необходимых для организации эффективной педагогической деятельности в условиях использования дистанционных платформ и инструментов в школе.

Данный критерий включает оценку общепользовательских и общепрофессиональных ИКТ-компетенций, которые необходимы будущему учителю математики и физики в целях формирования его универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в контексте дистанционного обучения.

Организационно-педагогический критерий включает следующие показатели:

• Способность работать в Интернете и с компьютерными программами на уровне уверенного пользователя.

• Способность применять ИКТ в целях проектирования информационной среды образовательной программы для дистанционного обучения.

• Способность использовать ИКТ в целях управления образовательным процессом и оценивания в дистанционном формате.

При определении индикаторов данных показателей мы опирались на результаты анализа содержания ИКТ в компетенциях, представленных в образовательных программах по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «математическое образование» и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «Математика» и «Физика». Выделенные в результате нашего анализа компоненты ИКТ-составляющие универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, представленные в данных программах, были дополнены нами в соответствии со структурой и содержанием ИКТ-компетентности педагога математики и физики.

Будущий учитель математики и физики при работе в классе должен решать образовательные и воспитательные задачи, которые направлены на обучение школьников предмету, их воспитание и личностное развитие. Переход обучения в дистанционный формат не отменяет эти задачи, и учителю необходимо организовать учебный и воспитательный процесс в онлайн-формате с использованием средств ИКТ.

Дидактический критерий позволяет определить способность будущего учителя математики и физики организовать такую информационно-образовательную среду при проведении занятий, которая бы способствовала созданию условий для воспитания и развития личности ребенка, формирования его способности к рефлексии, саморазвитию, креативному мышлению, среды, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Дидактический критерий включает следующие показатели:

• Способность работать со специфическими программными средствами в целях проведения работ по математике и физике в дистанционном формате.

• Способность организовать практические и лабораторные работы по математике и физике в дистанционном формате.

• Способность использовать ИКТ в целях построения обучающей, воспитывающей и развивающей среды при работе с классом в дистанционном формате.

• Инклюзивная компетентность в онлайн-взаимодействии.

При проведении занятий по математике и физике с использованием дистанционных технологий перед учителем стоит задача не просто организовать трансляцию своего выступления в онлайн-формате, а создать возможности для создания такого информационно-образовательного пространства, в котором учитель и ученик активно взаимодействуют, существует возможность для применения различных технологий обучения, возможности для работы в группе, парами, индивидуально.

Также нами был введен третий критерий - ценностно-психологический. Будущий преподаватель математики и физики должен не только уметь использовать знания и навыки в области ИКТ для проведения занятий в дистанционном формате, но и обладать готовностью к реализации данных технологий, стремлением к использованию инноваций в своей педагогической деятельности с целью построения эффективного образовательного пространства, в котором ученик не просто получает знания, но и сам выступает активным субъектом образовательного процесса. Таким образом, ценностно-психологический критерий включает мотивы, ценности, цели, потребности в активной педагогической деятельности с применением средств ИКТ.

Данный критерий включает следующие показатели:

• Понимание роли ИКТ в организации учебного процесса.

• Ценностное отношение к инновационной деятельности, мотивация к использованию различных ИКТ при проведении уроков в дистанционном формате.

• Педагогическая позиция: готовность к профессиональному развитию, мотивация осваивать новые знания в области ИКТ и применять их в своей деятельности.

Анализ выделенных критериев позволил нам определить три уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей математики и физики, необходимой для эффективного использования дистанционных технологий в школе:

• базовый,

• функциональный,

• системный.

По ценностно-психологическому критерию формирование ИКТ-компетентности будущих учителей математики и физики включают следующие уровни:

- на базовом уровне у студента отмечается слабая мотивированность к изучению средств ИКТ для реализации образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий, он слабо понимает роль ИКТ в организации образовательного процесса;

- на функциональном уровне у студента отмечается наличие ценностного отношения к ИКТ, понимание их роли в организации учебного процесса в дистанционном формате, стремление использовать изученные раннее ИКТ в своей педагогической деятельности, однако готовность к профессиональному развитию, мотивация получать новые знание в области ИКТ и внедрять их в свою деятельность проявляется недостаточно;

- на системном уровне у студента четко выражены внутренние мотивы применения ИКТ при работе в школе, отмечается выраженное стремление использовать разнообразные ИКТ при проведении уроков в дистанционном формате, проявляется готовность к профессиональному развитию, мотивация получать новые знание в области ИКТ и внедрять их в свою деятельность.

По организационно-педагогическому критерию формирование ИКТ-компетентности будущих учителей математики и физики включают следующие уровни:

- на базовом уровне будущий педагог способен работать в Интернете и с компьютерными программами по образцу, в стандартной ситуации. Владеет знаниями об использовании ИКТ в целях проектирования информационной среды образовательной программы с использованием дистанционных технологий по шаблону, руководствуясь готовыми рекомендациями и разработками;

- на функциональном уровне будущий учитель математики и физики способен работать в Интернете и с компьютерными программами на уровне уверенного пользователя. Он готов применять ИКТ в целях проектирования информационной среды образовательной программы с использованием дистанционных технологий и использовать ИКТ в целях управления образовательным процессом и оценивания в дистанционном формате;

- на системном уровне будущий учитель математики и физики демонстрирует стремление использовать различные ресурсы Интернета и компьютерных программ в своей практической деятельности.

По дидактическому критерию формирование ИКТ-компетентности будущих учителей математики и физики включают следующие уровни:

- на базовом уровне будущий учитель математики и физики организует педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий по образцу, в стандартной ситуации. Применяет наиболее распространенные знания о средствах ИКТ в целях построения обучающей и воспитывающей среды при работе с классом в дистанционном формате, руководствуется готовыми методическими разработками и рекомендациями;

- на функциональном уровне будущий преподаватель математики и физики способен организовать педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий по решению любых возникающих перед ним педагогических задач в меняющейся профессиональной ситуации; его деятельность с использованием дистанционных технологий характеризуется осмысленностью цели, обоснованностью выбора путей и способов предполагаемой деятельности;

- на системном уровне он демонстрирует готовность организовать педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий с использованием педагогических инноваций, средств ИКТ в нестандартных ситуациях; обоснованно подходит к выбору рациональных видов деятельности обучающихся, способствующих более эффективному овладению знаниями, умениями и навыками в области математики и физики [3].

Выводы. Таким образом, сформированность ИКТ-компетентности учителей математики и физики, необходимой для эффективного использования дистанционных технологий включает три уровня: базовый, функциональный, системный. Нами были выделены три критерия уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей математики и физики, необходимой для эффективного использования дистанционных технологий: организационно-педагогический, дидактический и ценностно-психологический. Они станут основной для разработки и реализации методики подготовки учителей математики и физики к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе.

Литература:

1. Гребенникова, В.М. Квалиметрический мониторинг профессионального мастерства учителя в условиях цифровизации образования: проблемы и решения / В.М. Гребенникова, О.В. Леус // Педагогика и просвещение. - 2020. -№ 2. - С. 86-95

2. Павлова, Л.Н. Характеристика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности / Л.Н. Павлова, Б.В. Фролова // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 11. - С. 24-29

3. Темняткина О.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций / О.В. Темняткина, Д.В. Токменинова//Вопросы образования. -2018. -№ 3. - С. 180-195

4. Ярычев, Н.У. Обновление образования в России: сущностные проблемы / Н.У. Ярычев // Вестник современных исследований. -2018. -№ 6.3 (21). - С. 137-138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.