УДК 378.147:005.6
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ КОРОТКИХ ПРОГРАММ
CRITERIA OF EFFICIENCY OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION OF INSTITUTIONAL MECHANISM
OF PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF SHORT-TERM
PROGRAMMES
Н. А. Аносова
N. A. Anosova
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. Представлены критерии эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, для которых не устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования со стороны аккредитационного агентства в сфере профессионального образования. Особое внимание уделено описанию показателей оценки эффективности реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ.
Abstract. The article introduces the criteria of efficiency of organizational and pedagogical conditions for implementation of institutional mechanism of public accreditation of short-term programmes for which no federal state educational standards and federal state requirements are established by the accreditation agency in the sphere of professional education. Special attention is paid to the description of the indicators for assessing the efficiency of implementation of the institutional mechanism for public accreditation of short-term programmes.
Ключевые слова: гарантии качества, дополнительное профессиональное образование, институциональный механизм, профессионально-общественная аккредитация, критерии и показатели оценки эффективности.
Keywords: quality management, additional professional education, institutional mechanism, public accreditation, criteria and indicators for assessment of the efficiency.
Актуальность исследуемой проблемы. Стратегия модернизации России, ее активное вхождение в мировое политическое, экономическое, общественное пространство определяют необходимость реформирования сферы дополнительного профессионального образования (ДПО) в области гарантии качества, приведения ее в соответствие с потребностями рынка труда, работодателей, образовательными и профессиональными запросами граждан и обеспечения эффективности организаций, реализующих короткие программы, под которыми мы будем понимать основанные на профессиональных стандартах (при их наличии) или требованиях работодателей и рынка труда, а также физических лиц дополнительные профессиональные программы (ДПП), для которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ) (далее -короткие программы).
Однако, как показывает проведенное нами исследование, возникают проблемы в процессе реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ ввиду недостаточной разработанности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ.
В процессе теоретического исследования нами были выявлены и обоснованы, в связи с недостаточной разработанностью в науке, следующие организационно -педагогические условия реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ:
- создание институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ;
- внесение необходимых изменений в нормативно-правовую базу независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями, ставящей в качестве своей цели проведение профессионально-общественной аккредитации коротких программ;
- создание методологии институционального механизма профессионально -общественной аккредитации коротких программ;
организация методического сопровождения процедуры профессионально-общественной аккредитации коротких программ;
- подготовка и сертификация экспертов;
- обеспечение внутреннего и международного признания коротких программ заинтересованными сторонами.
Таким образом, возникла необходимость экспериментального обоснования эффективности данных организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, что и является предметом нашего исследования.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе автономной некоммерческой организации «Национальный центр общественно -профессиональной аккредитации» г. Йошкар-Олы.
Для решения поставленной задачи и разработки критериев и показателей эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ был использован комплекс теоретических и эмпирических методов.
Теоретическую основу исследования составили разработки организационно -педагогических условий создания и внедрения институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе Межрегионального ресурсного центра (Е. Я. Коган, Т. В. Мясникова, В. А. Прудникова и др.); исследования по критериям эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально -общественной аккредитации коротких программ в системе управления качеством образовательных программ ДПО (Н. Н. Аниськина [2], Е. В. Казакова [5], А. Н. Лейбович, П. Лемпинен, А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, Н. Ю. Посталюк и др.). Непосредственное отношение к проблеме исследования имеют также работы по моделированию системы аккредитации для гарантии качества и эффективности деятельности образовательных организаций и образовательных программ (Г. Н. Мотова, В. Г. Навод-нов [10] и др. [3], [7], [8], [12]).
Результаты исследований и их обсуждение. В процессе организации экспериментальной работы нами решалась исследовательская задача: разработка критериев эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально -общественной аккредитации коротких программ [1], [4], [11].
В рамках нашего исследования под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ.
Под эффективностью реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ будем понимать степень ее приспособленности к достижению поставленных задач [5], [6].
Совокупность показателей эффективности реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ должна быть:
- принятой академическим, профессиональным и экспертным сообществами;
- признанной всеми потребителями коротких программ;
- пригодной для сбора и анализа информации об образовательной организации и аккредитуемых коротких программах;
- гарантирующей качественное превосходство перед ныне действующими системами;
надежной, простой, гибкой и экономически целесообразной.
Оценку эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ мы будем рассматривать на основании следующей системы критериев, показателей и процедур, представленных в таблице 1:
Таблица 1
Система критериев и показателей оценки эффективности эксперимента
Критерии Показатели Процедуры
1. Критерий разработанности нормативно-правовой базы аккредитующей организации Разработанность Положений, Руководств, внутренних локальных актов по проведению профессионально-общественной аккредитации коротких программ Экспертные оценки; утверждение на Аккредитационном совете
Наличие внутренней политики гарантии качества Экспертные оценки
2. Критерий разработанности методологии институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ Наличие модели (цели, задачи, принципы, методы, стандарты и критерии и т.д.) Экспертные оценки
Наличие технологии профессионально-общественной аккредитации коротких программ Экспертные оценки; утверждение на Аккредитационном совете
Наличие методических материалов в помощь образовательной организации (Руководство по самообследованию) Изучение документов; Экспертные оценки; утверждение на Аккредитационном совете; интервьюирование
Наличие методических материалов для экспертов Экспертные оценки; утверждение на Аккредитационном совете
Наличие программ обучения и механизма сертификации экспертов Изучение документов; экспертные оценки
Наличие пула экспертов, представляющего всех субъектов рынка ДПО Собеседование; интервьюирование
3. Критерий материально-технической оснащенности аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями) Наличие специализированных отделов с необходимым оборудованием Наблюдение; интервьюирование сотрудников
Создание специализированной информационной среды (сайт, средства массовой информации, проведение конференций, форумов, вебинаров) Изучение информации; экспертные оценки
4. Критерий востребованности потребителями коротких программ профессионально-общественной аккредитации как гарантии качества Удовлетворенность слушателей и работодателей качеством коротких программ Анкетирование; интервьюирование; собеседование
Выделение лучших коротких программ Изучение отчетов по самообследованию; экспертные оценки
Создание реестра аккредитованных коротких программ на сайте аккредитационной организации Наблюдение
Были установлены три уровня по предложенным критериям: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень характеризуется разработанностью нормативно-правовой базы, утвержденной на Аккредитационном совете и позволяющей эффективно реализовывать институциональный механизм профессионально-общественной аккредитации коротких программ; наличием научно обоснованной методологии экспертизы коротких программ; материально-технической оснащенностью аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями); наличием пула сертифицированных экспертов, представляющих всех субъектов рынка ДПО; методическим
сопровождением экспертизы; востребованностью потребителями коротких программ процедуры профессионально-общественной аккредитации. Реализуются все уровни взаимодействия субъектов институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ [7], [8], [9].
Средний уровень характеризуется наличием нормативно-правовой базы, не утвержденной на Аккредитационном совете, и отсутствием необходимых локальных нормативных актов. Методология экспертизы коротких программ разработана, но научно не обоснована; материально-техническая оснащенность аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями) не позволяет в полной мере проводить экспертизу программ (например, по причине недостаточности Интернет-ресурсов). Пул сертифицированных экспертов представлен не всеми субъектами рынка ДПО; в методическом сопровождении экспертизы отсутствуют программы обучения экспертов. Аккредитующая организация не позиционирует себя на рынке экспертных услуг через проведение вебинаров, форумов, конференций с участием потребителей коротких программ, заинтересованных в процедуре профессионально-общественной аккредитации. Реализуются более четырех уровней взаимодействия субъектов институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ.
Низкий уровень характеризуется отсутствием нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ; неразработанностью научно обоснованной методологии экспертизы коротких программ. Материально-техническая база аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями) не позволяет качественно провести экспертизу программ: отсутствуют оборудованное помещение, программное обеспечение, Интернет-ресурсы. Количество сертифицированных экспертов в общем количестве экспертов незначительно, и они представляют не все субъекты рынка ДПО. Методическое сопровождение экспертизы характеризуется отсутствием программ для обучения экспертов; недостаточно методических руководств, и они не утверждены на Аккредитационном совете. Аккредитующая организация не позиционирует себя на рынке экспертных услуг через проведение вебинаров, форумов, конференций с участием потребителей коротких программ, заинтересованных в процедуре профессионально-общественной аккредитации. Реализуется менее четырех уровней взаимодействия субъектов институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, поэтому процедура профессионально-общественной аккредитации не востребована потребителями коротких программ.
Данная система критериев эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально -общественной аккредитации коротких программ была использована при проведении общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров» в области лесного хозяйства Поволжского государственного технологического университета; профессионально-общественной аккредитации семнадцати коротких образовательных программ в Институте русского языка им. А. С. Пушкина, профессионально-общественной аккредитации коротких программ во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино).
Резюме. В процессе экспериментальной работы были получены данные, доказывающие, что разработанные и внедренные организационно-педагогические условия реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ и система критериев и показателей оценки их эффективности способствуют повышению качества проведения профессионально-общественной аккредитации.
Высокий уровень был принят нами как эталонный показатель эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, на основе которого проводилась экспериментальная работа и оценка ее результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аккредитация высших учебных заведений России : учебное пособие / В. Г. Наводнов, Е. В. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. - Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2008. - 166 с.
2. Аниськина, Н. Н. Новые горизонты дополнительного профессионального образования / Н. Н. Аниськина // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 3-10.
3. Ашмаров, И. А. Институциональный механизм рынка труда / И. А. Ашмаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2004. - № 1. - С. 143-146.
4. Истомин, С. В. Особенности институционального механизма в трансформируемой экономике России : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00. 01 / С. В. Истомин. - Челябинск, 2011. - 27 с.
5. Казакова, Е. В. Экспертиза качества и содержания образовательных программ, по которым не установлены федеральные государственные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ) / Е. В. Казакова // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования : сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования / под ред. Г. Н. Мотовой. - М. : Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. - С 30-37.
6. Мотова, Г. Н. Аккредитация образовательных систем / Г. Н. Мотова. - Йошкар-Ола : Центр государственной аккредитации, 2004. - 260 с.
7. Мотова, Г. Н. Институциализация деятельности экспертов в сфере профессионального образования / Г. Н. Мотова, Н. А. Аносова // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования / под ред. Г. Н. Мотовой. - М. : Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2012. - С. 201-203.
8. Мотова, Г. Н. Институциональный механизм оценивания коротких образовательных программ / Г. Н. Мотова, Н. А. Аносова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). - С. 92-97.
9. Мотова, Г. Н. Технология общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей / Г. Н. Мотова, Н. А. Аносова // Образование и саморазвитие. - 2013. -№ 2 (36). - С. 69-75.
10. Наводнов, В. Г. Новое законодательство в области образования как вектор развития общественно-профессиональной аккредитации в России / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова // Инженерное образование. -2013. - № 3. - С. 58-65.
11. Похолков, Ю. П. Развитие системы независимой профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ в России в период с 2000 по 2013 год / Ю. П. Полохов // Инженерное образование. - 2013. - № 3. - С. 50-57.
12. Развитие системы оценки качества образования : сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования» [Электронный ресурс] / В. А. Болотов, В. И. Круглов, В. Н. Шаулин, О. Д. Трифонова, Б. Б. Соловьев. - Режим доступа : http://s_1.chu.edu54.ru/doc/Sbornik_materialov_po_itogam_sovehhanija_OSOKO.doc