Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ОПОРНЫЕ РЕГИОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИНВЕСТИЦИИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полянская Э.В.

Каркас стабильного развития страны составляют регионы Российской Федерации, имеющие схожие финансово-бюджетные и социально-экономические параметры развития и диверсифицированную структуру экономики. Стратегические приоритеты развития опорных регионов России сформированы с учетом необходимости построения сбалансированной социально-экономической системы, обладающей высокой степенью экономической и финансовой независимости, развитой социальной сферы как основы высокого человеческого потенциала. Важным фактором повышения уровня «опорности» региона является использование эффективных инструментов государственного управления и активное участие в федеральных пилотных проектах. Сравнительный анализа лидерства двадцати одного субъекта РФ и Астраханской области послужил базой для формирования пакета проектов, который позволит в процессе их реализации закрепить положение Астраханской области как опорного региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERAIL APPROACHES TO DEFINING OF STRATEGIC AREAS AND REGION DEVELOPMENT MANAGEMENT (IN THE CONTEXT OF THE ASTRAKHAN REGION)

Regions of the Russian Federation with similar fiscal and social and economic development parameters and diversified structure of economy constitute the country’s stable development skeleton. Strategic priorities for the development of the backbone regions of Russia have been formulated taking into account the necessity to create a well-balanced social and economic system with a high economic and financial independence, well-developed social sphere as a basis for high human potential. Implementation of efficient instruments of public administration and active participation in federal starter projects is an important factor to increase the level of “being a backbone”. Comparative analysis of the leadership of 21 constituent entities of the Russian Federation and the Astrakhan Region has been used as a basis to work out a project package that will make it possible to fix the Astrakhan Region as a backbone Region of Russia in course of its realization.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 332.122

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Полянская Элина Викторовна, Астраханский государственный технический университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 16,

кандидат экономических наук, доцент, e-mail: epolyanskaya@gmail.com

Каркас стабильного развития страны составляют регионы Российской Федерации, имеющие схожие финансово-бюджетные и социально-экономические параметры развития и диверсифицированную структуру экономики. Стратегические приоритеты развития опорных регионов России сформированы с учетом необходимости построения сбалансированной социально-экономической системы, обладающей высокой степенью экономической и финансовой независимости, развитой социальной сферы как основы высокого человеческого потенциала. Важным фактором повышения уровня «опорности» региона является использование эффективных инструментов государственного управления и активное участие в федеральных пилотных проектах. Сравнительный анализа лидерства двадцати одного субъекта РФ и Астраханской области послужил базой для формирования пакета проектов, который позволит в процессе их реализации закрепить положение Астраханской области как опорного региона России.

Ключевые слова: стратегические приоритеты, опорные регионы, государственное управление, особая экономическая зона, инвестиции, динамика развития, малое и среднее предпринимательство, экономический потенциал

CRITERAIL APPROACHES TO DEFINING OF STRATEGIC AREAS AND REGION DEVELOPMENT MANAGEMENT (IN THE CONTEXT OF THE ASTRAKHAN REGION)

Polyanskaya Elina V., Astrakhan State University, 16 Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation,

Cand. Sci. (Economics), Associate Professor, e-mail: epolyanskaya@gmail.com

Regions of the Russian Federation with similar fiscal and social and economic development parameters and diversified structure of economy constitute the country's stable development skeleton. Strategic priorities for the development of the backbone regions of Russia have been formulated taking into account the necessity to create a well-balanced social and economic system with a high economic and financial independence, well-developed social sphere as a basis for high human potential. Implementation of efficient instruments of public administration and active participation in federal starter projects is an important factor to increase the level of "being a backbone". Comparative analysis of the leadership of 21 constituent entities of the Russian Federation and the Astrakhan Region has been used as a basis to work out a project package that will make it possible to fix the Astrakhan Region as a backbone Region of Russia in course of its realization.

Keywords: strategic priorities, backbone regions, public administration, special economic area, investments, development dynamics, small and medium business, economic potential

Множество научных исследований и методик сравнительного анализа социально-экономического развития субъектов РФ позволяют выявить опорные регионы Российской Федерации, составляющие каркас стабильного развития страны.

В результате комплексного научно обоснованного анализа «Классификация регионов России по динамике их развития в околокризисный период», проведенного И.А. Виннюковым и др. [1], выявлен перечень опорных регионов Российской Федерации: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Томская обл., Ленинградская обл., Свердловская обл., Новгородская обл., Красноярский край, Пермский край, Самарская обл., Республика Коми, Иркутская обл., Республика Карелия, Белгородская обл., Липецкая обл., Вологодская обл., Республика Хакасия, Мурманская обл., Хабаровский край, Кемеровская обл., Оренбургская обл., Нижегородская обл.

Лидерство двадцати одного «стандартно сильного», или опорного, региона базируется на динамике 11 финансово-бюджетных и 21 социально-экономическом показателях (источник: Госкомстат РФ) за достаточно продолжительный период времени - 2005-2011 гг.

Отнесение субъектов РФ к составу класса «стандартно сильных (опорных) регионов» обусловлено следующими факторами.

Данные субъекты РФ занимают первые десятки мест в рейтингах социально-экономического развития субъектов РФ благодаря достижению высоких финансовых показателей: прибыльности предприятий, бюджетной обеспеченности, инвестициям на душу населения, объемам экспорта и импорта, вкладу налогов и других платежей в бюджет РФ, бюджетной задолженности и задолженности по кредитам на одного человека.

Лидерство регионов обусловлено значительными социально-экономическими показателями: площадями территорий, численностями населения, ВРП на душу населения, объемом добычи полезных

ископаемых, обрабатывающих производств, производством и распределениями электроэнергии, газа и воды, продукции сельского хозяйства, числом малых предприятий, низким уровнем безработицы, высоким уровнем жизни населения (среднемесячная заработная плата, среднедушевые доходы, потребительские расходы, численность населения ниже прожиточного минимума, число собственных автомобилей, индекс Джини). Это достаточно развитые регионы, экономика которых имеет солидную базу, позволяющую осуществлять значительный вклад в ВВП страны: доля ВРП Республики Татарстан в ВВП РФ составила в 2014 г. 2,9 %, Республики Башкортостан - 2,4 %, Ленинградской области - 1,3 %, Самарской области - 1,95 %, Оренбургской области - 1,3 %, Пермского края - 1,7 %, Кемеровской области - 1,2 %, Белгородской области - 1,1 %, Республики Коми - 0,9 % [4].

Регионы сохраняют лидерские позиции вне прямой зависимости от наличия нефтегазовых месторождений.

В некоторых регионах добыча полезных ископаемых играет существенную роль в формировании ВРП (области: Томская - 29,1 %, Вологодская - 33,1 %, Мурманская - 18 %, Кемеровская - 22,3 %, Оренбургская - 41 %; республики: Татарстан - 20,5 %, Коми - 32,4 %), в остальных регионах в ВРП преобладает доля обрабатывающих производств (Липецкая обл. - 33,8 %, Ленинградская обл. - 24,1 %, Республика Башкортостан - 36,2 %, Пермский край - 30,3 %, Самарская обл. - 25 %) [4].

Во всех регионах-лидерах можно отметить диверсифицированную структуру ВРП, развитость оптовой и розничной торговли.

Опорные регионы вносят весомый вклад в продовольственную безопасность страны. В общероссийском показателе валовой продукции сельского хозяйства доля продукции сельского хозяйства Республики Татарстан составляет 4,3 %, Белгородской области - 4,3 %, Республики Башкортостан - 3,2 %, Оренбургской области - 2,1 %, Ленинградской области - 2 %, Самарской области - 1,8 %, Липецкой области - 1,9 % и т.д. [4].

Значительную социально-экономическую устойчивость регионам придают развитые отрасли экономики, такие как транспорт, связь и строительство, формирующие региональную и межрегиональную инфраструктуру. Большинство опорных регионов характеризуются высокими показателями «бесшовности» транспортной инфраструктуры: протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет в среднем 17 тыс. км, грузооборот автомобильного транспорта организация всех видов экономической деятельности - в среднем 2405,8 млн т-км.

Ряд опорных регионов целенаправленно создают на своих территориях особые экономические зоны, способствующие концентрации инвестиций и ускоренному развитию приоритетных направлений. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа созданы:

• в Республике Татарстан - ОЭЗ ППТ «Алабуга» (приоритетные направления развития: производство автомобилей и автокомпонентов; нефтехимия; строительные материалы; товары массового потребления; приборостроение);

• в Липецкой области - ОЭЗ ППТ «Липецк» (приоритетные направления развития: производство энергетического оборудования, элементов и систем альтернативной энергетики, машин, оборудования, автокомпонентов, бытовой техники, медицинского оборудования, строительных материалов, био- и наноматериалов);

• в Самарской области - ОЭЗ ППТ «Тольятти» (приоритетные направления развития: автомобилестроение (автомобили и автокомпоненты); продукция машиностроения; строительные материалы; товары массового потребления);

• в Томской области - ОЭЗ ТВТ «Томск» (приоритетные направления развития: информационно-коммуникационные и электронные технологии; технологии производства новых материалов и нано-технологии; биотехнологии и медицинские технологии; ресурсосберегающие технологии).

Особые экономические зоны в туризме и логистике опорными не создавались регионами.

Особое внимание опорными регионами уделяется формированию эффективного взаимодействия власти и бизнеса, что выражается в высоких показателях развития малого и среднего предпринимательства, лучших рейтинговых местах при оценке инвестиционного климата, уровня административных барьеров.

Как правило, регионы-лидеры - активные участники пилотных проектов, инициируемых федеральным уровнем государственной власти, позволяющих опережающими темпами формировать положительный опыт управленческих решений и внедрять эффективные технологии управления.

Субъектами РФ-лидерами создана репутация передовых опорных регионов посредством проявления амбиций, накопления опыта, проведения активной экономической политики.

Регионами выстроена сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической и финансовой независимости, развитая социальная сфера как основа высокого человеческого потенциала.

Для достижения стратегических целей в регионах осуществляется работа по трем ключевым направлениям: формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для его развития; создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Например, разработанная стратегия развития Республики Татарстан до 2030 г. [3] также направлена на пространственное развитие (транспортную инфраструктуру, экологизацию пространства для жизни), развитие экономического и человеческого потенциала, что позволит усилить лидерские позиции опорного региона России. Организована эффективная система государственного управления, взаимодействия власти, бизнеса, общества, в том числе отлажена система стратегического планирования социально-экономического развития республики, постоянное накопление положительного опыта через участие во множестве всероссийских пилотных проектов. Эффективно используются природные ресурсы. Проводится диверсификация отраслей экономики, особенно промышленности, производящей конкурентоспособную продукцию. Приоритетными направлениями являются особые экономические зоны. Особое внимание уделяется развитию и привлечению высококвалифицированных трудовых ресурсов, диалогу власти и бизнеса, открытости информационного обмена и ускорения административных процедур.

Астраханская область хотя и не входит в лидерскую группу регионов России, но обладает сходством по множеству факторов и рядом преимуществ, что обусловливает высокий потенциал региона стать опорным для России.

Вклад ВРП Астраханской области (0,5 % в ВВП России) сравним с Вологодской (0,6 %), Мурманской (0,6 %), Томской (0,7 %) и Липецкой (0,6 %) областями [5].

Наличие крупнейших нефтяных и газоконденсатных месторождений предопределяют лидерскую позицию Астраханского региона по добыче полезных ископаемых, которая занимает 21,3 % в структуре ВРП области. В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых Астраханская область занимает девятнадцатое место по России (первое место в Южном федеральном округе).

Доля инвестиций в основной капитал Астраханской области в общероссийском показателе составила в 2015 г. 0,8 %, т.е. на одном уровне с Томской (0,8 %), Белгородской (0,9 %) и Липецкой (0,8 %) областями, выше уровня Вологодской (0,5 %) и Мурманской (0,5 %) областей.

Астраханская область наравне с опорными регионами вносит значительный вклад в продовольственную безопасность страны. Доля продукции сельского хозяйства в общероссийском показателе составляет 0,75 %, что сопоставимо с Томской областью (0,6 %), Пермским краем (1,0 %) и Кемеровской областью (1,2 %). Специализация сельского хозяйства Астраханской области позволяет удовлетворить потребность в овощах, бахчевых культурах, продукции мясошерстного овцеводства, мясомолочного скотоводства, птицеводства, верблюдоводства.

Отличительным преимуществом Астраханской области является высокая доля строительства в ВРП - 17,3 %, транспорта и связи - 8,9 %.

Ключевое положение Астраханского региона на перекрестке международных транспортных коридоров, в частности «Север - Юг», который кратчайшим путем связывает страны Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Ирана, Каспийское море и Астраханскую область с Центральной Россией и государствами Северной, Центральной и Восточной Европы, а также наличие возможности сочетать все имеющиеся в регионе виды транспорта (морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного) определяют конкурентные преимущества области по развитию транспортного сообщения с регионами Российской Федерации и иностранными государствами. Часть пути коридора «Север -Юг» проходит через Волго-Каспийский морской судоходный канал - единственную водную артерию, соединяющую Каспийское море и внутренние водные пути Российской Федерации.

Можно провести параллели между стратегическими целями развития опорных регионов и Астраханской области. Стратегической целью Республики Татарстан является реализация проекта «Татарстан - 2030» - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер (основной источник роста) полюса роста «Волга - Кама». Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда [3].

Стратегической целью Астраханской области также является становление региона как источника роста (опоры России на территории Прикаспия) с развитием аналогичных направлений, что и в Республике Татарстан, т.е.:

• развитие дорожной сети, которая обеспечит интеграцию региона в международную транспортную систему, позволив полностью использовать преимущества своего географического положения;

• развитие экономического потенциала;

• создание комфортного экологичного пространства для жизнедеятельности на территории региона.

Стратегические цели Республики Башкортостан:

• вхождение в топ-20 регионов РФ по объему ВРП на душу населения,

• повышение удовлетворенности жителей региона качеством жизни населения [6].

Перед Астраханской областью стоят такие же стратегические цел, которые позволят ей стать в будущем опорным регионом России. К этому имеются все предпосылки.

В качестве стратегических приоритетов Томской области определены развитие высокотехнологичных производств, человеческого капитала, создание условий для привлечения инвестиций и развития малого и среднего бизнеса, а также повышение эффективности развития муниципальных образований и внедрение эффективных инструментов государственного управления [2]. Данные приоритеты схожи со стратегическими приоритетами Астраханской области.

В результате проведенного анализа лидерства субъектов РФ в Астраханской области сформирован пакет проектов, который позволит в процессе их реализации закрепить положение Астраханской области как опорного региона России. Достижение данной цели возможно при решении задач по следующим направлениям:

1. Укрепление экономического потенциала Астраханского региона, в том числе:

• развитие ОЭЗ «Лотос». Реализация крупнейшего стратегического проекта позволит увеличить долю России на мировом рынке судостроения и высокотехнологичной продукции; создать крупномасштабный кластер, объединяющий судостроение, производство электрооборудования, проектирование и другие сопутствующие отрасли, а также создать инвестиционные площадки для высокоэффективных и конкурентоспособных производственных комплексов;

• укрепление позиций в импортозамещении. На данный момент в Астраханской области реализуются свыше 170 проектов в рамках программы импортозамещения, из них 8 крупных в промышленном секторе, 15 - в отрасли сельского хозяйства и 19 - в рыбохозяйственном комплексе. В частности, агропромышленный комплекс Астраханской области, которому отведено одно из важнейших мест в программе импортозамещения, полностью обеспечивает регион растениеводческой продукцией. Из общего объема производимой продукции за пределы области ежегодно отгружается около 70 % овощебахчевых и картофеля;

• развитие инновационного кластера аквакультуры и рыбного хозяйства Астраханской области. Рыбохозяйственный кластер региона представлен двадцатью шестью участниками. Качественный состав участников создает предпосылки для увеличения производства товарной продукции в прудах и мелиориативных системах, речных садках. Основными направлениями деятельности рыбохозяйствен-ного комплекса области являются промышленный вылов рыбы и его переработка, товарная аквакультура и воспроизводство рыбных запасов. Реализация внутрикластерных проектов и решение проблем рыбохо-зяйственного комплекса Астраханской области будет способствовать замещению импортной продукции, устойчивому выходу товаропроизводителей на внутренний российский и внешний рынок;

• формирование «зеленой» экономики региона. Проекты «зеленой» экономики Астраханской области позволяют скорректировать отраслевую структуру экономики региона в сторону увеличения ее экологически чистых секторов, что будет способствовать снижению зависимости регионального экономического развития от сырьевой ориентации национального хозяйства и повышению уровня жизни населения области. Региональные проекты направлены на внедрение возобновляемых источников энергии, обеспечение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, совершенствование системы управления отходами, водообеспечения, развитие «чистого» транспорта.

• формирование «бесшовной» транспортной инфраструктуры. Реализация проектов в данной сфере направлена на создание развитого транспортного комплекса, обеспечивающего транспортную доступность международных и межрегиональных грузовых и пассажирских потоков.

2. Совершенствование диалога бизнеса и власти.

Успешное развитие региона предполагает выстраивание действенных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.

Усовершенствование партнерских отношений между бизнесом и властью направлено на создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региональных компаний, расширение их способности к работе на открытых рынках в условиях жесткой конкуренции.

3. Формирование лучших практик региона в рамках федеральных пилотных проектов.

Наиболее эффективным средством формирования лучших управленческих практик региона является участие органов власти в реализации пилотных проектов, инициируемых федеральным уровнем власти. Аккумулирование лучших типовых управленческих решений позволит распространить положительный опыт среди других субъектов РФ.

Лидерские позиции Астраханской области станут отражением стабильного поступательного социально-экономического развития региона, слабо подверженного внешним рискам и угрозам, создающего опору экономике России.

Список литературы

1. Винюков И. А. Классификация регионов России по динамике их развития в околокризисный период / И. А. Винюков, Ю. Н. Благовещенский, Л. П. Коннова, Е. В. Маевский, П. В. Ягодовский // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 2 (86). - С. 45-60.

2. Законодательная Дума Томской области. - Режим доступа: http://duma.tomsk.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 09.10.2017).

3. Татарстан 2030. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. -Режим доступа: http://tatarstan2030.ru, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 15.10.2017).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. - Москва, 2015. -

1266 с.

5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. - Режим доступа: http://astrastat.gks.ru, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 23.05.2017).

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года : проект. - Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/upload/iblock/b5c/proekt-strategii-sotsialno_ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-bashkortostan-na-period-do-2030-goda.pdf, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 03.09.2017).

References

1. Vinyukov I. A., Blagoveshchensky Yu. N., Konnova L. P., Maevskiy E. V., Yagodovsky P. V. Klassifikatsiya Regionov Rossii po Dinamike ih Razvitiya v Okolokrizisnyy Period [Classification of the Regions of Russia according to their development dynamics during a near-crisis period]. VestnikFinansovogo universiteta [Bulletin of the Financial University], 2015, no. 2, pp. 45-60.

2. Zakonodatelnaya Duma Tomskoy oblasti [The Legislative Duma of Tomsk Oblast]. - Available at: http://old.duma.tomsk.ru (Accessed: 09.10.2017).

3. Tatarstan 2030. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo raszvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda [Tatarstan 2030. Strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan until 2030]. Available at: http://tatarstan2030.ru (Accessed: 15.10.2017).

4. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2015: statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Social and economic indexes. 2015: Statistics digest]. Moscow, 2015, 1266 p.

5. Upravlenie Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Astrakhanskoy oblasti i Respublike Kalmykiya [Administration of the Federal State Statistics Service for the Astrakhan region and the Republic of Kalmykia]. Available at: http://astrastat.gks.ru (Accessed: 23.05.2017).

6. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Bashkortostan na period do 2030 goda: proekt [Project of the social and economic development strategy of the Republic of Bashkortostan up to 2030]. Available at: https://economy.bashkortostan.ru/upload/iblock/b5c/proekt-strategii-sotsialno_ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-bashkortostan-na-period-do-2030-goda.pdf (Accessed: 03.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.