Intellectual Technologies on Transport. 2019. No 1
Критериальное сравнение платформ бизнес-аналитики
В.В. Яковлев, Д.В. Кравченко Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I Санкт-Петербург, Российская Федерация jakovlev@pgups.ru kravchenkodaria16@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются общие характеристики платформ бизнес-аналитики. Оценки возможностей платформ бизнес-аналитики приводятся в отчетах групп аналити-ческих агентств. Рассмотрены международные аналитиче-ские компании, занимающиеся исследованиями рынка ИТ-технологий. Представленные аналитические агентства выделяют ключевые платформы для исследования и анализа данных. Произведен сопоставительный анализ главных продуктов представленных компаний.
Ключевые слова: бизнес-аналитика, аналитическая компания, исследовательская компания, консалтинговая компания, магический квадрант Гартнера, Forrester Research, The Forrester Wave, International Data Corporation, QlikView, Microsoft Power BI, Deductor.
Введение
В области ИТ-управления активно внедряется методология управления бизнес-сервисами BSM (Business Service Management). Это подход к их управлению и организации ИТ-услуг путем формирования в рамках решений по направлению применения аналитических платформ [1]. Оценки возможностей таких платформ приводятся в отчетах групп аналитических агентств, среди которых ведущая роль по направлению ИТ принадлежит компаниям Gartner, Forrester Research, International Data Corporation [2].
Gartner
Gartner - исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынке ИТ-технологий. Наиболее известна введением в употребление понятия ERP (Enterprise Resource Planning) и регулярными исследовательскими отчетами в форматах «магический квадрант». Исследованиям Gartner периодически посвящаются статьи в таких изданиях, как Financial Times, The New York Times, The Wall Street Journal и т.п. Считается ключевым исследователем рынков ИТ. Магический квадрант Gartner (Magic Quadrant, рис. 1) - графическое отображение ситуации на рынке, позволяющее оценить возможности продуктов и самих разработчиков.
В своих отчетах Gartner рассматривает не только качество и возможности программного обеспечения, но и характеристики поставщиков в целом: опыт продаж и работы с клиентами, полноту понимания рынка, бизнес-модель, инновации, стратегии маркетинга, развития индустрии и др. На основе оценки по ключевым параметрам разработ-
чики разбиваются на четыре группы: лидеры (leaders) - поставщики с положительными оценками как по «полноте видения», так и по «способности реализации»; претенденты на лидерство (ЛаПе^еге) - поставщики с положительными оценками только по «способности реализации»; дальновидные (visionaries) - поставщики с положительными оценками только по «полноте видения»; нишевые игроки (niche players) - поставщики с отрицательными оценками по обоим критериям.
:í:í
u-.i
ыи
:oi!
ъ
I
Ом '(ftjírl Luéeri
; 0 0
Шм Merowrt
О
Q-t
о : $иом
Si«'««
00 ■поофаис as
»4
0
и •
ф Устелил
tyim&AftttaKt
M<beptytr» V 1'6*J' fl
Completeness of vision
Рис. 1. Магический квадрант Гартнера за 2018 год
Gartner называет «магическим квадрантом» отчет с анализом какого-либо сегмента рынка, в который включает изображение с распределением поставщиков по указанным сегментам квадранта; ежегодно компания выпускает несколько десятков магических квадрантов на регулярной основе.
Forrester research
Forrester Research - международная аналитическая компания, занимающаяся исследованиями рынка ИТ-технологий. Компания предоставляет информацию о том, какое влияние технологии оказывают на бизнес и на потребителей, известна своим отчетом The Forrester Wave (рис. 2), оценивающим поставщика продуктов и услуг по 100 критериям в зависимости от области исследования в рамках трех основных секций.
Поставщики размещены между сегментами диаграммы «Лидеры» (Leaders), «Сильные игроки» (Strong Performers), «Соперники» (Contenders) и «Рискованные ставки» (Risk Bets). «Лидеры» (Leaders) - это поставщики, которые имеют в целом надежные и дифференцированные продукты и стратегии. «Сильные игроки» (Strong Performers) имеют качественные продукты, которые удовлетворяют основным требованиям рынка и показывают высокий уровень продаж. «Соперники» (Contenders) - поставщики, которые имеют менее высокие оценки по широкому кругу критериев, оцениваемых Forrester. У поставщиков в диапазоне «Претенденты» (Challengers) могут быть пробелы в стратегическом видении или предложении продуктов.
Рис. 2. Отчет The Forrester Wave за 2018 год
Каждая точка на графике представляет один продукт в области оцениваемой технологии. Каждая ось представляет отдельный аспект анализа The Forrester Wave. Компании, расположенные выше на графике, имеют более высокие оценки для своих текущих предложений продуктов, чем те, которые расположены ниже. Размер точек на графике отражает присутствие на рынке, часто - доход и количество пользователей продукта. Маленькая точка может появиться в любом месте на графике, иногда даже выигрывая у крупных поставщиков как в текущих предложениях, так и в будущей стратегии.
International data corporation
International Data Corporation (IDC) - международная исследовательская и консалтинговая компания, изучающая мировые рынки информационных технологий и телекоммуникаций. Ежегодно аналитики IDC готовят более 5 000 отчетов об исследованиях всех сегментов мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций. Самым популярным информационным отчетом IDC является инструмент оценки главных поставщиков ИТ-отрасли -IDC Market Scape (рис. 3). В рамках исследования используется методика оценки на основе анализа качественных и количественных показателей, которые представлены в виде графического изображения позиции каждого поставщика на конкретном рынке. Поставщики размещены между сегментами «Лидеры» (Leaders), «Крупные игроки» (Major Players), «Соперники» (Contenders) и «Участники» (Participants).
Рис. 3. Отчет IDC Market Scape за 2018 год
Сопоставительный анализ Представленные аналитические агентства выделяют две ключевые платформы для исследования и анализа данных - QlikView и Microsoft Power BI. Произведен сопоставительный анализ главных продуктов этих компаний [3]. Также произведен анализ российской платформы Deductor (BaseGroup Labs).
QlikView - это платформа для исследования и визуализации данных, способная удовлетворить большинство требований бизнес-аналитики. QlickView представляет собой удобный для пользователя интерфейс. Графики, таблицы и приборные панели - его основные средства для любого уровня пользователя.
ТАБЛИЦА 1. Qlik View
Со стороны Достоинства Недостатки
Пользователя • Привлекательный интерфейс • Легко фильтровать данные при любой визуализации • Высокая скорость создания графиков и таблиц • Возможность отправлять отчеты в удобном формате • При фильтрации может комбинировать некоторые типы данных, когда это не требуется • Нет возможности объединить результаты в закладках • Пользователь без технической базы чаще всего будет испытывать трудности
Разработчика • Поддерживает импорты данных из множества источников • Удобство создания любых графиков, таблиц и фильтров • Высокая скорость загрузки и обработки данных • Позволяет совместную работу • Некоторые базовые функции очень трудно или невозможно реализовать • Сложности с использованием в качестве рабочего инструмента для всей компании • Неочевидный синтаксис
Microsoft Power BI - это сервис для бизнес-аналитики с возможностью подключения различных источников данных и сторонних приложений. Платформа обладает веб-интерфейсом, позволяющим создавать визуализации. Существует мобильная версия Microsoft Power BI, доступная на различных операционных системах.
Deductor - платформа, позволяющая проводить анализ данных предприятия, прогнозировать показатели его развития. Архитектура Deductor позволяет реализовать все этапы построения аналитической системы: от создания хранилища данных предприятия до настройки корпоративной аналитической отчетности [4, 5].
ТАБЛИЦА 3. Deductor
Заключение
Проведя сопоставительный анализ главных продуктов компаний Qlik, Microsoft и BaseGroup Labs, можно сделать вывод, что наиболее полная для анализа и визуализации данных платформа - QlikView. Ассоциативная технология модели данных, лежащая в основании QlikView, позволяет создать уникальный интерфейс для интерактивной презентации и анализа информации любого вида.
Платформа Microsoft Power BI нацелена на поддержку облачных технологий для анализа и визуализации данных. Основное преимущество Power BI - возможность построения информационных панелей (dashboard) с ключевыми показателями деятельности компании, доступных на любом устройстве.
Deductor нацелен на эффективный поиск скрытых неформализованных закономерностей в различных предметных областях на основе разработки разнородной структурированной информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Laney D. Infonomics: how to monetize, manage, and measure information as an asset for competitive advantage / Laney B. Douglas. - New York : Routledge, 2017. - 344 p. (Kindle Edition. Published 5, September 2017 by Routledge).
2. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (BABOK Guide). Third Edition. - Toronto : International Institute of Business Analysis, 2015. - 502 p.
3. Харатишвили Д.Г. Рынок BI-платформ: претенденты и победители // КомпьютерПресс. - №7. - 2008. - C. 169183.
4. Новикова Г.М. Корпоративные информационные системы : учеб. пособие. - М. : РУДН, 2008. - 94 с.
5. Зараменских Е.П. Основы бизнес-информатики : монография. - Новосибирск : ЦРНС, 2014. - 379 с.
Со стороны Достоинства Недостатки
Пользователя • Удобная и быстрая интерактивная визуализация • Многофункциональный пользовательский интерфейс • Визуальное проектирование логики без написания кодов, поиск скрытых закономерностей, математическая статистика • Нет определения типов столбцов данных • Ограничения на максимальное количество записей
Разработчика • Встроенная интеграция с десятками источников данных • Высокая производительность • Проблемы с обработкой больших данных
ТАБЛИЦА 2. Microsoft Power BI
Со стороны Достоинства Недостатки
Пользователя • Взаимодействие с другими продуктами от Microsoft • Интуитивный интерфейс • Есть бесплатная версия • Нехватка инструментов обработки и очистки данных
Разработчика • Встроенные библиотеки визуализации • Возможность подключить практически любой источник данных • Проблемы с импортом и обработкой больших данных
The Criteria Comparison of Business-Analytic
Platform
V.V. Yakovlev, D.V. Kravchenko Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University Saint Petersburg, Russia jakovlev@pgups.ru kravchenkodaria16@yandex.ru
Abstract. The article discusses the common characteristics of business intelligence platforms. Evaluations of business intelli-gence platform capabilities are provided the reports of analytic agency groups. International analytical companies engaged in IT market research are considered. Presented analytical agencies identify key platforms for research and data analysis. A compara-tive analysis of the main products of the represented companies.
Keywords: business analytics, analytical company, research company, consulting company, Gartner's Magic Quadrant, Forrester Research, The Forrester Wave, International Data Corporation, QlikView, Microsoft Power BI, Deductor.
References
1. Laney, D. Infonomics: how to monetize, manage, and measure information as an asset for competitive advantage. New York, 2017. - 344 p. (Kindle Edition. Published 5, Sep-tember 2017 by Routledge)
2. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (BABOK Guide). Third Edition. Toronto, International Institute of Business Analysis, 2015. - 502 p.
3. Kharatishvili D.G. Market Bl-platforms: Applicants and Winners [Rynok Bl-platform: pretendenty i pobediteli], ComputerPress [KompyterPress], No.7, 2008. - Pp. 169-183.
4. Novikova G.M. Corporate information systems: study guidy [Korporativnye informatsionnye sistemy: uchebnoe posobie], Moscow, RUDN University, 2008. - 94 p.
5. Zaramensky E.P. Basics of business informatics: monograph [Osnovy biznes-informatiki: monografiya]. - Novosibirsk : Development Center for Scientific Cooperation, 2014. -379 p.