Язык узбекских народных сказок мало чем отличается от современного народного разговорного языка. Сказочник стремится древнюю, по происхождению сказку рассказать понятным языком. Сказки сохраняются в памяти слушателей и изменяются, переходя из уст в уста.
Список литературы /References
1. Бонч-Бруевич В. «Ленин о поэзии». «В.И. Ленин о литературе и искусстве» // Издательство художественной литературы, 1957. М. С. 610.
2. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 694.
3. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 693.
4. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 698.
5. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 698.
CRITERIA-BASED ASSESSMENT AS A CONDITION OF SUCCESSFUL
LEARNING OF STUDENTS Murtazoeva S.K. (Republic of Kazakhstan) Email: [email protected]
Murtazoeva Svetlana Kronidovna - Primary School Teacher of the highest category, the highest level of qualification, INTERNATIONAL SCHOOL, ASTANA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in the introduction to the primary school of the new standard learning problem evaluation activities in the pedagogical practice is one of the most urgent problems. To address this problem introduced the technology of criteria-based assessment, which allows to capture the dynamics of the individual growth of each student and promotes integrated development. The article also addresses the role of the teacher: he must be able to lead the guys behind and work on building their ability to self-assess their educational activity and its results, to be responsible for the acquisition of knowledge in school.
Keywords: criteria-based assessment, formative assessment, self-assessment, peer testing, reflection.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Муртазоева С.К. (Республика Казахстан)
Муртазоева Светлана Кронидовна - учитель начальных классов высшей категории, высшего уровня квалификации, Международная школа, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: в условиях внедрения в начальную школу нового стандарта обучения, проблема оценочной деятельности в педагогической практике становится одной из актуальнейших проблем [3]. С целью решения этой проблемы вводится технология критериального оценивания, которая позволяет фиксировать динамику индивидуального роста каждого ученика и способствует комплексному его развитию. Так же в статье затрагивается роль учителя: ему надо уметь повести ребят за собой и работать над формированием у них умения самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, быть ответственными за получение знаний в школе.
Ключевые слова: критериальное оценивание, формирующее оценивание, самооценивание, взаимооценивание, рефлексия.
Методики: анализ литературы, экспериментальный опыт, наблюдения, анализ.
Основная цель общего среднего образования способствование становлению ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни, красной нитью перекликается с миссией Международной школы, стремящейся воспитать интеллектуальную творческую личность с высокими нравственными ценностями, способную понимать и уважать различные культуры и готовой так же обучаться на протяжении всей жизни.
А развитие в ребёнке желания и умения учиться требует и новой оценки его учебных действий [2]. Отсюда, одна из актуальнейших проблем в педагогической теории и практике - проблема оценочной деятельности. И это уже веление времени. Роль учителя в современной школе заключается в том, чтобы уметь повести ребят за собой и направить их. Поэтому целью работы стало формирование у учащихся умения самостоятельно оценивать свою [2] учебную деятельность и ее результаты, воспитать у них чувство ответственности за получение знаний в школе. Показать учащимся, что им отводится ведущая роль, когда они должны сами осваивать, сами добывать знания. Соответственно поставлены задачи:
1. дать понятие учащимся о критериальном оценивании;
2. учить самооцениванию и взаимооцениванию;
3. обучать учащихся проводить рефлексию.
Была выдвинута гипотеза: критериальное оценивание будет способствовать более успешному процессу обучения и повышению качеству знаний учащихся.
В настоящее время в школах идёт переход на критериальное оценивание, и важно, чтобы учащиеся, как и учитель, понимали, что это такое. Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования; способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [1].
Второй год работаю в системе НИШ, где впервые столкнулась с критериальным оцениванием учащихся. Эта система оценивания для меня новая, так как не проходила курсы уровневой переподготовки и, по воле случая, пришлось окунуться в систему самостоятельно. Поэтому, методом проб и ошибок, стараюсь понять и работать по этой системе. Ученики уже в младшем школьном возрасте стремятся самовыразиться, быть лидерами, быть во многом самостоятельными. А оценивание их учебного труда служит стимулом для успешности, для движения вперёд. Ученик должен видеть каждый день свои где-то маленькие, где-то большие, но свои учебные успехи или неудачи.
Сейчас особенно важным является то, что ученик не сравнивается с другими учениками. Критериальное оценивание здесь выполняет функцию обратной связи: ученик понимает, что его неуспешность или неудача в освоении определённой темы является только рекомендацией для улучшения своего [1].
результата в следующей работе. Поэтому перед тем, как выполнить определённую учебную задачу, мы с учащимися рассматриваем представленные критерии оценивания (Таблица 1). Ребята по очереди зачитывают дескрипторы и комментируют их понимание, иногда предлагают своё их видение. Затем приступают к выполнению учебной задачи. И если на первых порах не все ребята понимали, что от них требует педагог и что такое «дескрипторы», то сейчас уже только единицы не справляются с поставленными перед ними вопросами: не дают полные ответы, отвечают односложно. Происходит это чаще в силу недопонимания текста: требуется повторное чтение, повторное слушание. Мешает пониманию текстов и недисциплинированность ребёнка. Но чувство ответственности, в первую очередь перед родителями, и нежелание получить баллов меньше одноклассника, помогает детям следить за своей дисциплиной. Двум учащимся из класса мешает пониманию содержания текстов низкая техника чтения. Поэтому им даётся дополнительное
время для выполнения работы: дополнительное чтение текста, или повторное прослушивание текста. Читают учащиеся вполголоса, отвечают на вопросы обдуманно. Например: 1. урок «Литературное чтение» - 2 класс. 1. Зотов В. «Черника» (http://www.hobobo.ru/media/audio/item/belka)
1. Почему у Лисёнка был чёрный язык?_
2. Дай характеристику ягоде чернике: Черника-_
3. Среди каких деревьев растёт черника?_
4. Почему именно среди этих деревьев растёт черника?_
5. Что такое чернишник?_
6. Сколько лет растёт черника?_
Таблица 1. Дескрипторы к разделу «Чтение и работа с текстом»
Содержани е разделов Критерии Дескрипторы Учащийся: Баллы
Чтение и работа с текстом В Понимает, почему у Лисёнка чёрный язык 1/
Даёт характеристику ягоде 1/
Знает, среди каких деревьев растёт черника 1/
Понимает, почему черника любит тень 1/
Понимает, что такое чернишник 1/
Знает, сколько лет растёт черника 1/
Итого 6/
Результаты этой работы таковы: из двадцати четырёх учащихся 22-24 балла (оценка 5) получили семнадцать ребят, 21-19 баллов (оценка 4) семь ребят.
В результате работы над текстом у учащихся обогащается словарный запас. Они учатся находить и извлекать необходимую информацию из прочитанного. Самостоятельно открывают новые знания, познают законы растительного мира, расширяют социальный опыт.
Почему я могу делать такие выводы? После слушания текста у учащихся возникают вопросы:
- Что такое черника?
- Что такое «чернишник?»
- Почему черника растёт в тени?
Затем они дают характеристику ягоде, описывают «чернишник», делятся пониманием «почему у лисёнка чёрный язык» и знанием продолжительности жизненного периода черники. Получают информацию, где в лесу можно найти эту ягоду.
Работая над текстом, ученики учатся понимать критерии оценивания их работы, учатся самооцениванию, взаимооцениванию и рефлексии.
2. Урок: «Русский язык» Имя прилагательное как часть речи.- 2 класс.
1. Допиши и выдели окончания имён прилагательных. Определи род имени прилагательного.
1. Лесн.., зелён.. поляна.
2. Соснов.., солнечн.. лес.
3. Лёгк.., пушист.. облако.
4. Закалённ.., загорел.. туристы.
- какого рода имена существительные, с которыми связаны имена прилагательные?
2. Составь и запиши два предложения с именами прилагательными. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
№ Дескрипторы на 01.02.2017 г. Самооценивание Оценивание учителя
1 Знает, что такое окончание 1/ 1/
2 Правильно выделяет окончания имён прилагательных 1/ 1/
3 Понимает связь имени прилагательного с именем существительным 1/ 1/
4 Умеет составить полное предложение с именами прилагательными 1/ 1/
5 Умеет работать в паре (сотрудничать) 1/ 1/
6 Работу выполняет аккуратно 1/ 1/
6/ 6/
После самооценивания (Таблица 2), учащийся передаёт карточку учителю. Если имеются недоработки - ребёнок находит ошибки и завершает работу. Если он получает 6 баллов, то уже становится помощником учителя - «маленьким учителем» и проводит проверку работ у одноклассников. Это очень стимулирует учащихся. В роли «маленького учителя» хочется быть всем ребятам. Такая работа так же способствует пониманию учащимися критериев, способствуют развитию навыков самооценивания, взаимооценивания и умению правильно проводить рефлексию.
Обязательным завершающим этапом любой работы, будь то самостоятельная, парная, групповая работа, должна быть рефлексия. Ребята записывают, а затем зачитывают свои впечатления об уроке, о выполненном задании, о том, над каким профилем учащегося они работали в течение урока; о том, что получилось, или не получилось работая в паре или в группе: «Мне понравилось работать в группе», «Я училась работать в паре», «Сегодня я был знающий, применял на письме правило. Поэтому мне было легко и интересно работать», «Мне понравилось выполнять в группе постер», «Урок был интересный. Я узнала о связи имени прилагательного с именем существительным». Причём, следует отметить, что в силу нехватки времени, если не провожу рефлексию, то ребята сами об этом напоминают, берут стикеры и пишут её.
Сейчас мои ребятки окончили второй класс. Это время, когда они уже более осознанно понимали критерии оценивания. Уже вместе с учителем обсуждали их. Где-то добавляли свои корректировки, пробовали их анализировать. Самокритично подходили к выполненным работам. Даже сами уже пробовали оценить как результаты своей работы, так и работы одноклассников. А ведь это ещё только два года обучения в школе. Поэтому, я думаю, в последующие годы у них уже вполне сформируется умение составлять критерии оценивания. И понимать и определять свои границы знания-незнания. Критериальное оценивание будет этому способствовать и реализует основные требования в новой современной оценке знаний и умений учащихся. Это им поможет безболезненно перейти в основную школу и легко в ней адаптироваться, способствовать успешному учебному самовыражению и формированию учебной самостоятельности. И также это позволит сформировать у младшего школьника основы рефлексивного мышления, учебной самостоятельности, поисковой активности и ответственности в учебной деятельности в условиях качественного, эффективного и сберегающего здоровье образования.
Список литературы /References
1. Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2012.
2. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Москва, 2010.
3. Вертьянова А.А. Критериальное оценивание в системе Международного Бакалавриата. Пермь ПГГПУ, 2014.