ФГОС второго поколения
кретизировать структуру проблем, но и актуализирует вопрос об их информационной «среде обитания», непосредственном информационном «окружении», или о том, что применительно к задаче порой называют «пространством задачи».
Таким образом, в деятельности заведующих ДОУ/ заместителей заведующих ДОУ по реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в сфере дошкольного образования изменяется и усложняется характер функций, необходимость которых диктуется условиями современного ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа: заведующий ДОУ/заместитель
заведующего ДОУ переходит от нормативно-исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности.
Существенную роль в реализации модели «опосредованного» действия оказывают конкурсы, которые могут проводиться среди ДОУ по номинациям:
■ «Лучшее ДОУ инновационного типа»;
■ «Лучший заведующий ДОУ»;
■ «Лучший старший воспитатель ДОУ»;
■ «Лучшая «Образовательная программа ДОУ» в соответствии с «Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)»;
■ «Лучшая «Программа развития ДОУ»;
■ «Лучшие сценарии по направлению «Инновации в содержании, формах, методах и средствах здоровьесберегающей деятельности ДОУ».
Литература
1. Дюков В.М., Стенникова Л.С., Труш Е.В. Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.
2. Дюков В.М, Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы / В.М. Дюков, И.Н. Семенов, РВ. Шайхутдинова. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 360 с. (работе присужден «Национальный сертификат качества»)
3. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы» / В.М. Дюков, И.Н. Семенов, РВ. Шайхутдинова. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 320 с. (работе присужден «Национальный сертификат качества»)
4. Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н, Тюгаше-ва Н.А. Определение стратегии развития муниципальной системы образования в современных социально-экономических условиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- № 6.
В статье представлены практические результаты разработки и апробации критериально-уровневого подхода к оцениванию результатов формирования и развития коммуникативных компетенций в образовательном процессе основной школы в целях повышения эффективности этого процесса и содействия личностному развитию учащихся.
Булыгина Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил
КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ
СФОРМировАНности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы
Как оценить уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы?
Ж
Ключевые понятия: коммуникативная компетентность; процесс формирования и развития коммуникативных компетенций; коммуникативные умения, речь, текст, оценивание результатов формирования и развития коммуникативных компетенций; критерии, уровень и показатели сформированности коммуникативных компетенций учащегося основной школы.
Основанием актуальности выбранного направления деятельности является необходимость осуществления эффективного процесса формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся основной школы, позволяющих подросткам «планировать и инициировать коммуникативное сотрудничество; корректировать и оценивать его в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка» (Н.Д. Никандров, В.В. Козлов) и недостаточной разработанностью в педагогической теории, методике и практике механизмов оценивания результатов этого процесса. Между тем критериально-уровневый подход давно является
24
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
ФГОС второго поколения
инструментом реализации компетентностной модели обучения, для которой характерна результатоориентированность. Кроме того, критериально-уровневый подход позволяет учителю управлять процессом формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста, влиять на его эффективность. Изучение применения коммуникативных методов в обучении языку и практической риторике (работы Л.А. Антоновой, Д.И. Архаровой, М.Т. Баранова, Г.Б. Верещагиной, Т.А. Долининой, Т.А. Лоды-женской, М.Р Львова, Е.И. Пассова, Н.А. Пленкина, Л.Е. Туминой, А.П. Чудинова и др.) а также специфики развития коммуникативных компетенций учащихся (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Батаршева, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Г.А. Цукерман и др.) позволили нам предположить, что результаты формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся, а также сопутствующего личностного развития будут выше, если использовать педагогический потенциал критериально-уровневого подхода к его оцениванию. Идея уровневого подхода в определении самих коммуникативных компетенций не нова (работы Л.П. Аксеновой, М.Т. Баранова, Г.Б. Вершининой, Е.В. Прозоровой и др.), однако, до сих пор нет точного определения, что такое уровень развития коммуникативных компетенций и каковы критерии его оценки.
Мы считаем, что процесс развития коммуникативных компетенций личности - это процесс позитивных изменений в развитии коммуникативных умений личности, которые можно педагогически оценить: умения перцептивной и интерактивной коммуникации, вербальной и невербальной коммуникации. Мы трактуем развитие коммуникативных компетенций как показатель самореализации личности в коммуникации, выражающийся как в конкретных продуктах коммуникативной деятельности, отвечающих этическим нормам, так и в личностном изменении человека (развитии коммуникативных умений). Коммуникативные умения определяются нами как способность личности к эффективному выполнению коммуникативной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Развитие коммуникативных умений характеризуется способностью личности с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения общей коммуникативной цели, регулировать и контролировать процесс совместной деятельности в коммуникации. Процесс развития коммуникативных умений можно оптимизировать, если ввести в обучение коммуникативную рефлексии, способствующую переходу от внешней оценки к самооценке развития коммуникативных умений учащихся, что выражается в уровне развития коммуникативных компетенций [1, 6, 7]. Таким образом, мы считаем, что уровень развития коммуникативных компетенций - показатель развития коммуникативных умений, выражающийся в продуктивной и инициативной коммуникации личности.
Для оценки развития коммуникативных умений и определения уровня развития коммуникативных компетенций учащихся основной школы мы выделили следующие критерии.
Первый критерий - использование коммуникации как взаимодействия: развитие умений перцептивной коммуникации, направленных на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Данный критерий позволяет определить умение учащегося самоопределяться в паре, в межличностных отношениях; понимать ценности своей и чужой позиции в коммуникации.
Второй критерий - использование коммуникации как кооперации (сотрудничество): владение умениями интерактивной коммуникации, направленными на организацию совместной деятельности. Главными показателями нормативно-возрастной формы коммуникативного развития учащихся следует считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация. Управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера. Данный критерий позволяет определить умение учащегося самоопределяться в социуме, в группе, в межличностных отношениях; умение сотрудничать, владеть собой, предвидеть последствия своих речевых действий, владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций; понимать ценности своей и чужой позиции в коммуникации при решении конкретных проблем.
Третий критерий - использование коммуникации как условия интериоризации: владение коммуникативно-речевыми умениями, служащими средством передачи информации другим людям и становления рефлексии (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка). Данный критерий позволяет определить умение учащегося выразить свою мысль (в устной и письменной форме) на родном языке осмысленно, грамматически нормативно, в том числе используя различные источники информации.
Критерии могут выявляться на основании следующих видов коммуникативных действий:
- высказывание отрицания,
- высказывание сомнения,
- задавание вопроса,
- высказывание утверждения,
- ответ на вопрос,
- сообщение доказательств, аргументов,
- высказывание согласия.
Это связано с тем, что, каждый вид коммуникативных действий играет свою роль в обеспечении эффективного, продуктивного коммуникативного взаимодействия. Следовательно, учащимся необходимо владеть каждым из них и гибко использовать по назначению. Освоить названные виды коммуникативных действий,
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
25
ФГОС второго поколения
на наш взгляд, - значит продвинуться в развитии коммуникативной компетентности. В этом мы видим одну из главных задач развития учащихся подросткового возраста в образовательном процессе основной школы.
В перечисленных видах коммуникативных действий проявляются коммуникативные умения, которые в нашей системе оценивания являются показателями формирования и развития коммуникативных компетенций.
Исходя из показателей качественных и количественных изменений в освоении учащимися того или иного коммуникативного умения, исходя из характера отношений между субъектами коммуникативной деятельности, а также степени самостоятельности учащихся в коммуникативной деятельности, мы выделяем пять уровней развития коммуникативных компетенций личности: рецептивный, конформный, репродуктивный, продуктивный и креативный.
Рецептивный (начальный) уровень развития коммуникативных компетенций диагностируется, когда у ученика преобладают мотивы, связанные с удовлетворением витальных потребностей. Степень самостоятельности в коммуникации очень низка, школьник «функционирует» в рамках минимальных личностных требований. Его поведение основано на вынужденной адаптации. Необходимость речевой деятельности не просто не приветствуется, а рассматривается как источник опасности и угроза спокойствию.
Конформный (низкий) уровень развития коммуникативных компетенций соответствует доминанте внешних факторов, когда ученик ориентируется, в первую очередь, на мнение окружающих, а классической формой поведения в коммуникации является конформизм и социальная мимикрия. Индивидуальные ценности ставятся ниже оценки окружающих: учителей, классного руководителя, родителей, классного коллектива, социума. Это замкнутые школьники, всякие нововведения их раздражают, вселяют тревожность, а поэтому они максимально им противятся, но в форме молчаливого саботажа, так как активно и открыто высказать свою точку зрения они не могут.
Репродуктивный (средний) уровень развития коммуникативных компетенций - это уровень выхода поведения учащегося за пределы биологических нужд и социальных ролей, когда школьник начинает мыслить дифференцированно, с учетом его отношений с окружающим миром. Доминирует потребность в самореализации, однако поведение таких учеников основано на избирательном альтруизме: кого-то осуждаю, кого-то идеализирую. Самостоятельность в коммуникативной деятельности ограничиваются репродуктивным характером (работают по шаблону), то есть воспроизводятся только проверенные методы взаимодействия в коммуникативной деятельности: если какой-либо инновационный шаг уже показал свои положительные результаты, его с удовольствием повторят, но на риск самостоятельных нововведений они не идут, стремясь избежать личной ответственности.
Продуктивный (достаточный) уровень развития коммуникативных компетенций - это уровень выхода поведения учащегося на самостоятельность в комму-
никативной деятельности. Школьник, понимая свои основные коммуникативные цели, умеет публично выразить свою позицию в устной и письменной форме с использованием необходимого ему стиля и типа речи, с учетом интересов слушателей. Школьники данного уровня часто прибегают к самостоятельным нововведениям в коммуникации, не боясь при этом личной ответственности.
Креативный (высокий) уровень развития коммуникативных компетенций характеризуется доминантой потребности учащегося в личной самореализации, когда поведение основано на субъект-субъектной парадигме и признании самоценности каждого. Сознание у таких учащихся автономно, их поведение регулируется не внешними оценками, а системой собственных ценностей, среди которых свобода и ответственность занимают ведущие позиции, главный судья - не коллектив, не «кумир», а совесть. Деятельность таких учащихся носит вариативный, творческий характер. Это поклонники всего нового, всегда пытающиеся усовершенствовать свою деятельность, потому что им скучно работать по шаблону.
Показатели сформированности уровня развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста на основе применения критериальноуровневого подхода к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы конкретизированы нами в табл. 1.
Для применения обоснованного выше критериально-уровневого подхода к оцениванию результатов формирования коммуникативных компетенций у учащихся основной школы нами были разработаны необходимые инструменты [2]. Главный из них - форма ведения мониторинга формирования коммуникативных умений. В завершении обучения в учебном году учитель производит критериально-уровневую диагностику и измерение показателей сформированности коммуникативных умений по методике, предложенной в табл. 1.
Каждый диагностируемый показатель - компонент формируемых коммуникативных компетенций по всем трем критериям - оценивается на выходе каждого уровня в один балл. Достижение 70% освоения представленных показателей - компонентов коммуникативных компетенций -говорит об их сформированно-сти на определенном уровне.
Результаты оценивания заносятся учителем в оценочные бланки, которые позволяют фиксировать изменения в освоении коммуникативных умений учащегося по каждому критерию, а также уровень развития коммуникативных компетенций каждого ученика. При этом достижение показателей по различным критериям в пределах одного уровня может быть неравномерным. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать индивидуальное продвижение каждого ученика в формировании коммуникативных компетенций, основные пробелы и успехи в освоении того или иного вида коммуникативных действий.
В оценочном бланке отведено место для дневника, в котором учитель фиксирует помощь, оказанную ученику в его коммуникативной деятельности. Это имеет
26
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
ФГОС второго поколения
Таблица 1
Показатели сформированности коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста на основе применения критериально-уровневого подхода
Уровни сформированности коммуникативных компетенций Критерии оценивания сформированности коммуникативных компетенций учащихся и соответствующие им показатели на различных уровнях
Первый критерий - использование коммуникации как взаимодействия Второй критерий - использование коммуникации как кооперации (сотрудничества) Третий критерий - использование коммуникации как условия интериори-зации
Первый уровень -рецептивный (начальный), рекомендуемый к достижению в 5 классе -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в паре. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в паре. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в паре. -Умение определять авторскую позицию говорящего при работе в паре. -Умение учитывать интересы адресата при работе в паре. -Умение применять этикетные правила слушания. -Умение применять этикетные правила говорения. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в группе. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в группе. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в группе. -Умение определять авторскую позицию говорящего при работе в группе -Умение учитывать интересы адресата при работе в группе. -Умение применять этикетные правила слушания при работе в группе. -Умение применять этикетные правила говорения при работе в группе. -Умение определять тему исходного текста: опорные слова к ней, обнаруживая связь слов в тексте. -Умение определять основную мысль исходного текста и объяснять свой выбор. -Умение создавать собственный текст, верно отбирая языковые средства. -Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы при презентации собственного текста. -Умение практически владеть приемами речи, обеспечивающими громкость, тембр, темп, тональность голоса. -Умение анализировать собственный текст и его презентацию со следующих позиций: кто - кому - где - когда - зачем - что - как говорит.
Второй уровень -конформный (низкий), рекомендуемый к достижению в 6 классе -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в паре с информационной речью описанием. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в паре с информационной речью описанием. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в паре с информационной речью описанием. -Умение определять авторскую позицию при работе в паре с информационной речью описанием. -Умение учитывать интересы адресата при работе в паре с информационной речью описанием. -Умение применять этикетные правила слушания при работе с информационной речью описанием. -Умение применять этикетные правила говорения при работе с информационной речью описанием. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение определять авторскую позицию при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение учитывать интересы адресата при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение применять этикетные правила слушания при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение применять этикетные правила говорения при работе в группе с информационной речью описанием. -Умение определять тему исходного информационного текста описания: опорные слова к ней, обнаруживая связь слов в тексте. -Умение определять проблему исходного информационного текста описания. -Умение определять авторскую позицию к проблеме исходного информационного текста описания и объяснять свой выбор. -Умение создавать собственный информационный текст описание, владея жанрами: изложение, рассказ, устный ответ, устное высказывание, анализ высказывания товарища. -Умение верно отбирать языковые средств для собственного информационного текста описания. -Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы при презентации собственного информационного текста описания. -Умение практически владеть приемами речи, обеспечивающими громкость, тембр, темп, тональность голоса. -Умение анализировать собственный информационный текста описания и его презентацию со следующих позиций: кто - кому - где - когда - зачем - что - как говорит.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
27
ФГОС второго поколения
Уровни сформированности коммуникативных компетенций Критерии оценивания сформированности коммуникативных компетенций учащихся и соответствующие им показатели на различных уровнях
Первый критерий - использование коммуникации как взаимодействия Второй критерий - использование коммуникации как кооперации (сотрудничества) Третий критерий - использование коммуникации как условия интериоризации
Третий уровень -репродуктивный (средний), рекомендуемый к достижению в 7 классе -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в паре с информационной речью повествованием. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в паре с информационной речью повествованием. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в паре с информационной речью повествованием. -Умение определять авторскую позицию при работе в паре с информационной речью повествованием. -Умение учитывать интересы адресата при работе в паре с информационной речью повествованием. -Умение применять этикетные правила слушания при работе с информационной речью повествованием. -Умение применять этикетные правила говорения при работе с информационной речью повествованием. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение определять авторскую позицию при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение учитывать интересы адресата при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение применять этикетные правила слушания при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение применять этикетные правила говорения при работе в группе с информационной речью повествованием. -Умение определять тему исходного информационного текста повествования: опорные слова к ней, обнаруживая связь слов в тексте. -Умение определять проблему исходного информационного текста повествования. -Умение определять авторскую позицию к проблеме исходного информационного текста повествования и объяснять свой выбор. -Умение создавать собственный информационный текст повествования, владея жанрами: рассказ, заметка, репортаж и др. -Умение верно отбирать языковые средств для собственного информационного текста повествования. -Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы при презентации собственного информационного текста повествования. -Умение практически владеть приемами речи, обеспечивающими громкость, тембр, темп, тональность голоса. -Умение анализировать собственный информационный текста повествования и его презентацию со следующих позиций: кто -кому - где - когда - зачем - что -как говорит.
Четвертый уровень - продуктивный (достаточный), рекомендуемый к достижению в 8 классе -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в паре с убеждающей речью. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в паре с убеждающей речью. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в паре с убеждающей речью. -Умение определять авторскую позицию при работе в паре с убеждающей речью. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в группе с убеждающей речью. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающего при работе в группе с убеждающей речью. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в группе с убеждающей речью. -Умение определять авторскую позицию при работе в группе с убеждающей речью. -Умение определять тему исходного убеждающего текста: опорные слова к ней, обнаруживая связь слов в тексте. -Умение определять проблему исходного убеждающего текста. -Умение определять авторскую позицию к проблеме исходного убеждающего текста и объяснять свой выбор. -Умение создавать собственный убеждающий текст, владея жанрами: рецензия, отзыв, беседа, реплика в споре, доклад, сообщение убеждающего характера, анализ высказывания товарища, тезисы, наставление, отказ, просьба, призыв, похвала, представление.
28
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
ФГОС второго поколения
Уровни сформированности коммуникативных компетенций Критерии оценивания сформированности коммуникативных компетенций учащихся и соответствующие им показатели на различных уровнях
Первый критерий - использование коммуникации как взаимодействия Второй критерий - использование коммуникации как кооперации (сотрудничества) Третий критерий - использование коммуникации как условия интериоризации
-Умение учитывать интересы адресата при работе в паре с убеждающей речью. -Умение применять этикетные правила слушания при работе с убеждающей речью. -Умение применять этикетные правила говорения при работе с убеждающей речью. -Умение применять собственный стиль общения (субъектно-объектный, субъектно-субъектный). -Умение учитывать интересы адресата при работе в группе с убеждающей речью. -Умение применять этикетные правила слушания при работе в группе с убеждающей речью. -Умение применять этикетные правила говорения при работе в группе с убеждающей речью. -Умение применять собственный стиль общения (субъектно-объектный, субъектносубъектный) при работе в группе с убеждающей речью. -Умение верно отбирать языковые средств для собственного убеждающего текста. -Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы при презентации собственного убеждающего текста. -Умение практически владеть приемами речи, обеспечивающими громкость, тембр, темп, тональность голоса. -Умение анализировать собственный убеждающий текст и его презентацию со следующих позиций: кто - кому - где - когда - зачем -что - как говорит.
Пятый уровень -креативный (высокий), рекомендуемый к достижению в 9 классе -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в паре с разными типами речи. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающих при работе в паре с разными типами речи. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в паре с разными типами речи. -Умение определять авторскую позицию при работе в паре с разными типами речи. -Умение учитывать интересы адресата при работе в паре с разными типами речи. -Умение применять этикетные правила слушания при работе в паре с разными типами речи. -Умение применять собственный стиль общения (субъектно-объектный, субъектно-субъектный) при работе в паре с разными типами речи. -Умение применять этикетные правила в паре в споре. -Умение применять правила бесконфликтного общения в паре. -Умение применять приемы невербальной организации диалога (время, пространство, паралингвистика, кинетика). -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции говорящего при работе в группе с разными типами речи. -Умение осмыслять ситуацию общения с позиции слушающих при работе в группе с разными типами речи. -Умение понимать ситуативную уместность коммуникативной цели речи при работе в группе с разными типами речи. -Умение определять авторскую позицию при работе в группе с разными типами речи. -Умение учитывать интересы адресата при работе в группе с разными типами речи. -Умение применять этикетные правила слушания при работе в группе с разными типами речи. -Умение применять собственный стиль общения (субъектно-объектный, субъектно-субъектный) при работе в группе с разными типами речи. -Умение применять этикетные правила в споре. -Умение применять правила бесконфликтного общения. -Умение применять приемы невербальной организации диалога (время, пространство, паралингвистика, кинетика). -Умение определять тему исходного публичного текста разных типов речи. -Умение определять проблему исходного публичного текста. -Умение определять авторскую позицию к проблеме исходного публичного текста и объяснять свой выбор. -Умение создавать собственный публичный текст разных типов речи, в том числе в дискуссии, полемике, дебатах. -Умение верно отбирать языковые средств для собственного публичного текста. -Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы при презентации собственного публичного текста. -Умение практически владеть приемами речи, обеспечивающими громкость, тембр, темп, тональность голоса при презентации собственного публичного текста. -Умение устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его, используя паралингвистические (голос, темп, пауза и др.) и кинетические средства воздействия (поза, жесты, мимика, взгляд и др.). -Умение продемонстрировать уважение к национальным, возрастным, профессиональным и другим особенностям аудитории. -Умение анализировать собственный публичный текст и его презентацию со следующих позиций: кто - кому - где - когда - зачем -что - как говорит.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
29
ФГОС второго поколения
принципиальное значение, так как переход учащегося на новый уровень освоения коммуникативных компетенций или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельной работы в процессе освоения коммуникаций.
Оценочные бланки сформированности коммуникативных умений
Учащийся: _____________________________
Предмет: _____________________________
Учитель: ______________________________
Дата: _________________________________
Первый критерий - использование коммуникации как взаимодействия: умения перцептивной коммуникации, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
% предъявленных умений:________________
Степень сформированности рекомендуемого уровня развития коммуникативных компетенций по данному критерию:____________________________________
Второй критерий - использование коммуникации как кооперации: умения интерактивной коммуникации, направленные на организацию совместной деятельности.
% предъявленных умений:________________
Степень сформированности рекомендуемого уровня развития коммуникативных компетенций по данному критерию:_______________
Третий критерий - коммуникация как условие интериоризации: умения вербальной (письменной и устной) и невербальной коммуникации, направленные на передачу информации другим людям и становление рефлексии.
% предъявленных умений:________________
Степень сформированности рекомендуемого уровня развития коммуникативных компетенций по данному критерию:______________________
Степень сформированности рекомендуемого уровня коммуникативных компетенций учащегося в целом:_______________________________
Дневник помощи ученику по формированию коммуникативных умений
Использование коммуникации как взаимодействия (первый критерий)
Дата Содержание
Использование коммуникации как кооперации (второй критерий)
Дата Содержание
Использование коммуникации как условия интериоризации (третий критерий)
Дата Содержание
Применение описанного инструментария оказывает достаточную операциональную помощь в апробации предложенной инновационной разработки.
Разработанный автором на базе муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 50 в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [3,4] критериально-уровневый подход к оцениванию результатов формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста прошел апробацию и внедрение в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей высшей категории №51, в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №30 города Нижний Тагил Свердловской области, в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №3 поселка Черноисточинск и в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №24 поселка Горноуральский Горноуральского городского округа Свердловской области, в муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназия № 1 города Верхняя Салда Свердловской области. К работе в течение шести лет (с 2001 по 2006 гг.) были привлечены учащиеся 5-9 классов указанных школ (всего 220 учащихся) и учителя, работающие в них, учащиеся одного класса МОУ СОШ № 50 г.Нижний Тагил (27 человек). На основании апробирования критериально-уровневого подхода к оцениванию результатов процесса формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста автором инновационной разработки были достигнуты следующие результаты: выявлена актуальность развития инструментов оценивания результатов формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста, систематизировано оценивание результатов формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста, диагностировано и замерено влияние применения критериально-уровневого подхода на эффективность процесса формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся подросткового возраста. Выпускники основной школы, участвовавшие в реализации инновационного проекта, достигли самого высокого уровня развития коммуникативной компетентности - креативного, в отличие от продуктивного уровня в контрольных классах. По результатам опросов учащиеся - участники инновационного проекта - планируют в дальнейшей профессиональной деятельности развивать задатки личности (73% по сравнению с 20% в контрольных классах), профессионально расти (86% по сравнению с 70% в контрольных классах) и повышать свою квалификацию (95% по сравнению с 80% в контрольных классах), выбирать профессию в соответствии с особенностями характера (86% по сравнению с 70% в контрольных классах). Повысилась самооценка учащихся: 100% учащихся, участвовавших в инновационном проекте, утверждали, что умеют вступать в диалог, отстаивая собственную позицию, а 81% делает это с удовольствием; 89% учащихся говорили о готовности самостоятельно оценивать собственные коммуника-
30
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
ФГОС второго поколения
тивные действия и действия своих оппонентов; 96% учащихся выразили желание сотрудничать в группе, обсуждая предложенную проблему.
Литература
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-416 с.
2. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы / Учебно-методическое пособие для учителей и педагогических работников. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008г.
3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12.
4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 1
5. Емельянов Ю.Н Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. докт. психол. наук. Л., 1990.- 403 с.
6. Стурикова М.В. Риторизация образовательного процесса как развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов //Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 11
7. Титова С. В., Брычкова Я.В., Фисенко ЕЮ. Смыслообразующее обучение в общеобразовательной школе. - М.; СПб., 2007.
Автор делится с читателями основными аспектами проекта «Создания системы менеджмента качества образования на основе компетентностного» реализуемого в образовательном процессе МОУ «СОШ№1» пгт. Пойковский.
Пашкевич Александр Васильевич
методист МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский, Нефтеюганский район
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ нА основе реализации
компетентностного подхода в массовой школе
Как построить систему менеджмента качества образования на основе компетентностного подхода?
4
Ключевые слова: компетентностью подход, компетентностная модель, качество образования, система менеджмента качества, перспективный план реализации
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем в деятельности любого образовательного учреждения. Решение этой проблемы напрямую связана с апробацией опережающих подходов в управлении на основе стратегического планирования. Одним из таких подходов является реализация компетентностного подхода в образовании. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса от целеполагания до оценивания результатов образования. От целеполагания зависит какое содержание мы будем вкладывать в понятие «качество образования».
Управление качеством образования в школе есть процесс проектирования целей образования, определения путей их достижения, системы отслеживания и оценивания изменений в развитии, регулировании
и анализа полученных результатов. Использование компетентностного подхода определяет совокупность механизмов конкретизации стратегических целей развития образовательного учреждения. Это помогает системе позитивно развиваться и способствует постоянному оцениванию состояния и функционирования системы, позволяет анализировать эффективность созданных условий, изменений механизмов управления, направленных на повышение качества образования. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода и мониторинговой информации позволяет осуществлять своевременное стратегическое, тактическое планирование и принимать адекватные управленческие решения.
На протяжении нескольких лет школа ведёт опытно-экспериментальную работу по реализации компетентностного подхода:
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
31